Политическая система. Понятие, структура и функции политической системы общества

29.09.2019

Понятие политики. В жизни современного общества политика занимает весьма важное место. Она связана с решением ключевых вопросов, затрагивающих интересы различных классов, социальных групп или даже общества в целом. Политическое решение этих вопросов предполагает использование государственной власти. Поэтому политику можно определить как деятельность, направленную на получение государственной власти и ее удержание, а также как деятельность по реальному осуществлению этой власти.

Власть – это способность человека или определенной группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая этим поставленных целей. В современном обществе мы часто встречаемся не только с политической, но и с экономической, военной, информационно-идеологической властью.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами. Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей.

Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

Политическая система: понятие, типы, функции. Политическая жизнь общества представляет собой целостное единство определенных элементов, или систему. Политическая система общества – это совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политико-правовых норм.

Политические организации и институты – это государство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, общественные объединения политической направленности, ведущие идеологическую работу средства массовой информации.

Люди, участвующие в политической жизни общества, играющие в ней различные роли, руководствуются определенными идеями, ценностными установками и воззрениями. Политические взгляды и идеи людей выражают их основополагающие интересы, классов, социальных групп, связанные с получением и использованием власти.

Политико-правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль выполняют прежде всего Конституция и законы страны.

Политические отношения складываются по поводу завоевания, перераспределения и использования политической власти в обществе. Это – отношения между политическими институтами и людьми, занимающими определенное политическое положение. Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством или даже враждебностью (например, ожесточенная борьба политических партий за власть).

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

В наши дни обычно подчеркивают различия между такими крайними типами политических систем, как тоталитарные и демократические системы. Тоталитарная политическая система характеризуется всеобъемлющим (от латинского totalitac – весь, полный) и жестким политическим контролем за различными сторонами жизни общества, всевластием государства.

Для тоталитарных систем характерно подавление всякого инакомыслия. В таких обществах у власти, как правило, находится одна политическая партия, а все другие общественные организации подчинены ей и контролируются ею. Стабильность в обществе, здесь поддерживается насилием, террором. Такие государства иногда бывают крайне агрессивными (например, фашистская Германия).

Демократическая политическая система базируется на рыночной экономике, которой соответствуют политические идеи свободы частной инициативы, а также свободы в отношении определения людьми их общественной позиции. Государство здесь играет в основном роль регулятора отношений между различными социальными субъектами. Оно призвано обеспечивать права и свободы граждан, защищать их от произвола. Власть здесь завоевывается через участие в избирательных кампаниях. Главным институтом достижения политических целей является правопорядок.

В разных странах вырабатываются собственные представления о демократической организации общественной жизни. Попытки навязать какому-то народу, какой-то стране выработанные другими представления о демократии сами по себе являются недемократическими.

Политическая система общества выполняет ряд основных функций: целеполагания, интеграции, регламентации, контроля, коммуникации.

Функция целеполагания состоит в определении основных целей общественного и политического развития. Эти цели формулируются в партийных программах, политических декларациях, государственных программах экономического и социального развития и т.д.

Функция интеграции связана с объединением общества для решения важнейших задач. Разные общественные группы имеют неодинаковые интересы и цели. Эффективно действующая политическая система позволяет сопоставить их, определить баланс интересов и выработать конструктивную общую линию действий, достигаемую обычно путем компромиссов. В недемократических политических системах интеграция достигается путем подавления всякого несогласия с официальной точкой зрения, которая утверждается в качестве единственно правильной и законной.

Функция регламентации выражается прежде всего в установлении законов, управляющих жизнью общества, а также обеспечении исполнения законов и других, связанных с ними, норм. В первом случае говорят о законодательной власти, во втором – об исполнительной власти. Далее, здесь важна оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов, осуществляемая судебной властью. Это уже контрольная функция, которую, в пределах своих полномочий, выполняют не только судебные органы, но и другие политические организации и институты.

Функция коммуникации , или общения, обусловлена необходимостью осуществлять обмен информацией между различными звеньями политической системы, а также между этой системой и обществом в целом. Люди должны знать, над чем работает и что решают политики, какие принимаются законы и т.д. В свою очередь участники политической деятельности должны знать, что думают граждане страны, что их заботит, как они оценивают деятельность политической системы и ситуацию в стране в целом.

Носители политической власти в обществе. В Конституциях ряда стран, других политических документах мы встречаем утверждение о том, что высшим носителем власти в обществе является народ. Эта демократическая идея противоположна идее монархического правления, исходящей из единовластия верховного правителя – монарха, или государя. Вместе с тем даже при демократическом общественном строе роль разных людей в осуществлении политической власти неодинакова.

Эту неодинаковость роли людей в осуществлении политической власти характеризует теория политической элиты. Слово «элита» в переводе с французского означает «лучший», «отборный». Политической элитой называют группу (или группы) людей, которая выделяется своей особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества. Представители политической элиты постоянно и непосредственно участвуют в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти.

Макс Вебер выделял три типа лидерства: традиционное , легальное (основанное на законе) и харизматическое . В обществах, основанных на следовании традиции, политическую власть получают главным образом путем наследования от отца к сыну, иногда – от старшего брата к младшему. Это характерно, прежде всего, для монархических государств. Легальное получение власти связано с избранием при соблюдении определенных законных процедур. Власть такого руководителя основана на уверенности в том, что его полномочия получены строго законным способом, в условиях соревновательности и открытости. Харизматическое лидерство связано с наличием у некоторых людей необычных, исключительных качеств, которые позволяют им вести за собой людей. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «благодать, божественный дар». Харизматические лидеры выдвигаются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиозные пророки; случалось, что харизма была присуща и политическим лидерам, в том числе и действовавшим в странах «старой демократии» (например, генерал де Голль во Франции).

Политическая идеология. Осуществление политической власти требует четкого определения ее целей, а также допустимых средств их достижения. Это означает, что политика всегда опирается на идеологию, является ее практическим осуществлением. Политическая идеология представляет собой совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определенной социальной общности на власть или участие в реализации власти.

Политическая идеология имеет прежде всего теоретический уровень, связанный с обобщенной формулировкой основных идей, ценностей и целей данной социальной общности (класс, нация и т.д.). Второй уровень политической идеологии представлен программами, лозунгами и требованиями политических лидеров, партий, общественных движений и т.д. Третий уровень политической идеологии – это политические установки отдельных людей, существующие на обыденном уровне сознания. Этот третий уровень не следует недооценивать, потому что люди в своих практических делах как раз и руководствуются утвердившимися в их сознании стереотипами, убеждениями, политическими симпатиями и антипатиями.

Политическая идеология оказывает наиболее сильное воздействие на жизнь в общества в том случае, если она выражает в форме идей и лозунгов то, что люди непосредственно ощущают или знают из жизни. Идеологические пристрастия людей определяются не только их общественным положением, но и некоторыми индивидуальными чертами личности. Поэтому случается и так, что выходец из аристократической среды придерживается демократических убеждений, а «человек из народа» оказывается сторонником идей монархизма, национализма или тоталитаризма.

Теоретические политические идеи нужно уметь донести до сознания людей для того, чтобы эти идеи обрели действенность, реально повлияли на ход событий в обществе. Люди должны хорошо понимать, к чему ведет применение на практике тех или иных политических идей, программных установок.

Вопросы и задания:

1. Какова структура политической жизни общества?

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

3. В чем главная особенность политической власти?

4. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

5. Между кем складываются в обществе политические отношения?

6. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

7. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно-логическую схему «Политическая система общества».

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

    институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

    функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

    регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

    коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

    идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.

    согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

    определение общих целей, задач и путей развития общества;

    разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

    распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

    политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

    контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

    в зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

    в зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

    формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

    цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

    по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

    по характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.

Типы политических систем.

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представлениео сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Тоталитаризм – (лат. Totalis – весь, целый, полный) политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия – деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно – государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких – либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества, постоянный поиск внутренних и внешних (врагов), периодическое создание экстремальных ситуаций жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм – (от лат. Auctoritas власть, влияние, auctor- зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно- административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

Демократия – (отгреч.Demos - народ и kratos –власть) власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является носителем государственной власти. Важнейшими признаками демократии являются:

Гарантии прав и свобод человека;

Юридическое признание верховной власти народа;

Периодическая выборность основных органов власти;

Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;

Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

Принимать решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;

Контроль представительных органов за деятельностью представительной власти;

Подотчетность выборных органов своим избирателям;

Политический плюрализм.

Государство и его сущность.

Термин (государство) обычно употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство является основным социально- политическим институтом общества, ядром политической системы.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно- распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. и др. все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий).несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые являются характерными для любого государства:

1. публичная власть, отделенная от общества.наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

2.определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая граница, на которую распространяются законы и полномочия государства;

3.суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

4.монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы;

5.право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6.обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом принадлежности любого человека;

7.претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние функции - деятельность государства направленная на управления обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции – деятельность государства как субъекта международных отношений. Представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей:

Монархия – (от греческого monarchia –единовластие) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю Царю, Султану).

Монархии подразделяют на следующие виды:

Абсолютная монархия – ни чем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – полномочия монарха ограниченыконституцией(Великобритания, Дания. Норвегия, Испания). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, символическим функциям.

Теократическая монархия – глав а государства является одновременно и религиозной главой.

Республика – (от латинс. Res-дело и publikus- общественный, всенародный) Форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.

Республиканские формы правления подразделяются на следующие виды:

Парламентская республика – верховным органом власти является парламент, который формирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т д. Первым лицом в государстве считается руководитель правительства (премьер –министр, канцлер), хотя официально он не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Италия, Индия, Германия, Швейцария).

Президентская республика – президент выбирается внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика). Россия, согласно конституции РФ также является президентской республикой, хотя и имеет определенные признаки парламентской республики.

Полупрезидентская (президентско – парламентская) республика – сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

Формы национально территориального устройства государства – это структура устройства организации государства обусловленная уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно- территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края).

Унитарное единое государство политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно – территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра.

Децентрализованное (Франция, Италия, Испания). На уровне среднего звена управления имеют собственное административно – территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью.

Федеративное государство устойчивый союз государственныхобразований (земель, штатов, республик, краев). Каждое из которых имеет собственныеатрибуты государственности (законодательные, исполнительные, судебные органы власти и как правило конституцию, двойное гражданство).

Конфедерация – неустойчивая форма организации суверенныхгосударств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, защиты от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.

Правовое государство предполагает:

Наличие развитого гражданского общества.

Правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод.

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты.

Взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом.

Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер.

Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство выступает гарантом совокупности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества.

Основные признаки гражданского общества:

Разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

Демократия и плюрализм в политической сфере;

Рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

Экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

Социальную основу гражданского общества составляет средний класс –это экономически, социально, политически независимые люди;

Социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

В правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

Идеологический и религиозный плюрализм;

Свобода слова и средств массовой информации;

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества. Для их возникновения необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующей уровень политической культуры.

Политическая партия как субъект политических отношений.

Под субъектами политики подразумеваются активные участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это государство, класс, нация, политическая партия, массовые движения, избиратель, политические лидеры, политическая элита. Почему они являются субъектами политики? Они имеют собственные, осознанные, отличные от других интересы и потребности и участвуют в политическом процессе для реализации этих интересов.

Первым субъектом политики является личность, так как все социальные группы и слои состоят из личностей. Человек становится субъектом политики лишь тогда, когда он осознает свои социальные потребности и интересы, понимает причинную обусловленность социальных противоречий, ориентируется в правилах и механизме политической жизни общества, постигает способы реализации поставленных перед собой целей и задач. св Личность не единственный субъект политики. В политологии принято выделять несколько видов субъектов политики:

1.непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры общественные организации и движения.

2. второй вид субъектов политики принято включать крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы, которые, не являясь непосредственными участниками политики, но оказывают на нее сильное влияние.

3. к третьему видов субъектов политики принято относить такие структуры, деятельность которых не всегда видна.

Существует взаимосвязь субъектов политики с той общностью, от имени которой он выступает. Признаком субъекта политики является его положение как представителя общности . Если же субъект политики не выступает от имени общности, группы, то он и не воспринимается как политический субъект. Как представитель общности, активно участвуя в политической жизни, субъект преследует и свои цели. Важнейшим субъектом политики является государство. Важнейшим институтом политической системы, субъектом политики являются политические партии . Исполняя роль посредника между гражданским обществом и государством, политические партии выступают как организации, сочетающие общественный и государственный интерес, способствуют стабильности и динамичному развитию общества.

Слово партия происходит от латинского pars (partis) – часть, группа. Политическую партию можно представить как часть какого-либо класса, социального слоя или общественного движения. Общественно-политическое движение создается непосредственно для решения какой-либо социальной проблемы или проведения политической акции. После выполнения намеченных задач, политическое движение либо распадается, либо трансформируется в партию.

Политическая партия – устойчивая политическая оганизация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами, представляющая определенные классы и социальные слои. Эффективно защищать интересы больших социальных общностей можно лишь тогда, когда обладаешь ресурсами политической власти. Поэтому основная деятельность партий направлена на борьбу за власть или участие во власти.

Политические партии возникают в результате взаимодействия общества и государства как политические институты гражданского общества, оппозиционные государству и другим политическим объединениям.

М. Вебер выделял три этапа возникновения и развития партий, два из которых считаются предисторией политических партий:

1) партии как аристократические группировки;

2) партии как политические клубы;

3) современные массовые партии.

В России первые политические партии возникли в конце 19 – начале 20 веков, Например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), а в 1902 году – партия эсеров.

Современные массовые партии могут иметь несколько источников своего возникновения:

1. По инициативе «сверху».

2. По инициативе «снизу».

3. Новые партии возникают путем слияния или раскола других партий.

Классификацию (типологию) политических партий осуществляют:

    по социальной сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские, крестьянские;

    по идеологическим и программным установкам: консервативные, либеральные, реформистские, революционные, националистические, религиозные;

    по внутреннему строению: демократические, тоталитарные, массовые, кадровые, открытые, закрытые;

    по функциям: на представительные и мобилизационные;

    по месту в политической системе: - на авангардные, парламентские (правящие и оппозиционные).

Из всего многообразия функций, которые выполняют политические партии, можно выделить общие, наиболее характерные для большинства из них:

Выражение и защита интересов определенных слоев населения

Создание политической идеологии и программы действия

Политическая социализация граждан и активизация их политической деятельности

Формирование общественного мнения

Рекрутирование новых членов в свои ряды

Руководство массовыми акциями граждан

Формирование политической элиты и лидеров

Участие в борьбе за власть, за использование государственной власти в реализации своих целей

Контроль за институтами государственной власти.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система – это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима) Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам:

- однопартийные являются наиболее характерными для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Это монополия одной партии на власть;

- двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия) В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, бех коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть. Плюсы двухпартийной системы: стабильность, высокая степень управляемости государством, предсказуемость политической деятельности. Недостатки: консервативность, неспособность адекватно выражать всё многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрытость для вхождения в политику новых сил, сращивание с государственным аппаратом.

- многопартийная система состоит из трёх или более политических партий. Ни одна не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство. Отражает разнообразные интересы различных социальных групп, но разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства.

Существуют различия не только в партийных системах, но и в самих партиях. Основные типы современных партий :

    классовые партии – выражают интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьяне, буржуазные)

    идеологические партии – основа идеология (коммунистическая. либеральная, радикальная и др.)

    кадровые партии – небольшое число фукционеров-профессионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций)

    массовые партии – стремятся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов.

    харизматические партии –создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой

    оппозиционные партии – потерпевшие поражение на выборах и находящиеся в оппозиции к существующему режиму

    легальные партии – действующие в рамках существующего законодательства

    нелегальные партии – деятельность несовместима с существующими нормами, вне закона.

Политическая система общества – сложная разветвленная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношения между ними реализуемая через политическую власть.

Политическую систему общества можно рассматривать узком и широком смысле.

В узком смысле под политической системой общества понимается совокупность институтов(государственных органов, политических партий,движений, профсоюзов, экономических структур и т.п), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В широком смысле под политической системой общества следует понимать систему(сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе.

Теории политической системы общества:

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона . Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами

Теория Г. Алмонда . характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Компоненты политической системы общества:

1. Институциональная (организационная)

а) государства

б) общественные движения

в) политические партии

2. Функциональная

а) формы и направления политической деятельности и политических институтов

б) методы политической деятельности

3. Нормативная

а) политические принципы

б) политические традиции

в) нормы морали, нормы права

4. Культурно- идеологическая

а) политическая психология

б) политическая идеология

в) политическая культура

5. Коммуникативная – совокупность всех связей между политическими институтами, подсистемами и др. сферами.

Функции политической системы общества:

1. Обеспечение политической власти, определение социальной группы или всех членов общества

2. Выявление и представление интересов различных субъектов политических отношений

3. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

4. Интеграция общества, создание условий необходимых для осуществления политической деятельности

5. Политическая социализация

Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединений в пределах его территории, границ по признакам государства.

2) Является единственным носителем суверенитета

3) Обладает специальным аппаратом (публичной властью) , предназначенная для управления обществом; имеет сословные структуры

4) Обладает монополией на правотворчество

5) Владеет специфическим набором материальных ценностей; собственный бюджет, валюта

6) Определяет главные направления развития общества

Источники:

1. учебник ТГП - Л.П.Рассказова 2. лекции М.А.Махотенко

Политические партии: понятие, функции, классификация. Понятие и виды партийных систем.

Политическая партия – непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Дефиниция, согласно российскому законодательству. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки.

Представляют собой организации общественные (негосударственные), ставящие перед собой вопрос о завоевании, осуществлении и удержании политической власти;

Являются достаточно устойчивыми политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Объединяют индивидов на основе общности взглядов;

Имеют свои корпоративные акты: программу и устав;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенные социальные слои населения.

Функции.

1. Социальная. Партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти.

2. Идеологическая. Разработка партийной идеологии (концепции. программы); распространение, пропаганда идеологии.

3. Политическая. Получение государственной власти. Подбор политического лидера, подготовка специалиста по различным проблемам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборные и невыборные должности.

4. Управленческая. Характерна для партий, стоящих у власти: организуют и направляют действия государства, осуществляют руководство различными сферами общественной жизни.

5. Электоральная. Активное участие в выборах, организуют избирательные кампании, пропаганда, выступают с предвыборными программами.

Партийная система – совокупность политических партий, взаимоотношений между ними.

ВИДЫ

1. Однопартийная (преобладает монополия 1 партиии на власть. Характерно для тоталитарного, авторитарного государства. (Куба)

2. Двухпартийная (существует конкуренция между двумя партиями)

3. Многопартийная (существует конкуренция между многими партиями)

Политика это:

  • 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти.
  • 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания.

Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.

Особенности политической системы:

  • 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,
  • 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,
  • 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.

Функции политической системы:

  • 1. определение целей, задач и путей развития общества,
  • 2. организация деятельности общества по достижению целей,
  • 3. распределение материальных и духовных ресурсов,
  • 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,
  • 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.

Политическая система включает в себя след элементы:

1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:

  • - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),
  • - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,
  • 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).

2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.

4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:

  • - теоретическом (политическая идеология);
  • - эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт