Почему мне понравился калиныч. Хорь и Калиныч – сравнение. Хорь и Калиныч. Аудиокнига

08.02.2024

» – «Хорь и Калиныч » – Тургенев обрисовал два основных типа русского крестьянства, которые повторяются в разнообразном виде, в различном сочетании их черт.

Хорь – как бы олицетворение русской деловитости, сметки, человек практический, трезвый работник, заботящийся о благосостоянии своем собственном и своей семьи, вечно хлопочущий, как муравей, о порядках и достатках своего дома. Он честен и добросовестен, но у него не болит душа за всех страдающих, озабочен он только своими делами; точно так же мало трогает его и красота природы и возвышенных побуждений человека.

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Калиныч – полная противоположность Хорю, он человек как бы из иного мира, чем Хорь. Калиныч отличается именно отсутствием всякого практицизма и забот о своем благосостоянии. Для него сильнее внешних нужд голос внутренних потребностей, он послушен призыву своей мечтательной поэтической души, которая не может вынести жизни сухой, деловой, эгоистической, наполненной расчетами и заботами только о хлебе. Поэтому Калиныч, побуждаемый потребностью духовной свободы и поэтических впечатлений, уходит в поля и леса и проводит свою жизнь в каком-то религиозном созерцании мира.

В этом основное различие между Хорем и Калинычем: Хорь – человек рассудка и дела; Калиныч – человек чувства и поэтического созерцания. Этим определяется и различие во всем укладе их жизни.

Хорь в высшей степени приспособлен к жизненной борьбе, к тяжелому труду, к терпению в незаметной муравьиной работе. Он чуток, он проницателен и знает, как обходиться с людьми; он ладит с барином и умеет поддержать порядок в собственной избе, в которой у него – полная чаша. С домашними он строг, но справедлив. Это, в полном смысле, «хозяин», глава семьи, строитель её благосостояния и всего её уклада, неизменно стоящий на страже этого порядка и соединяющий добродушие со строгостью. Он олицетворяет ту Русь, которая несла на себе вековой тяжкий труд рабочей жизни, отличаясь стойкостью в этом труде и природным здравым смыслом. Это «мирские работники», в противоположность тем религиозно настроенным натурам, которых тысячами знает в своей среде Русь и олицетворением которых является Калиныч.

Калинычи в древней Руси уходили «молиться за мир» в леса и пустыни, отдаваясь призыву религиозного влечения и презирая блага и преимущества мира. Подобно им, Калиныч в рассказе Тургенева чужд своекорыстия, эгоизма и малейшей жажды стяжаний. Он забросил свой дом, свои дела, он восторженно бродит по лесу и по полю, любуясь красотою мира, чувствуя таинственную гармонию во всем окружающем. Он как бы исполняет евангельский завет: «Ищите прежде Царствия Божия... Живите – как птицы небесные...» Он, как птица небесная, и живет. Душа его незлобива и кротка.

Сочинение

Имя И. С. Тургенева нам известно с детства по по­вести «Муму», по «Запискам охотника». Детские годы он провел в орловском поместье матери, Варва­ры Петровны, в селе Спасском. В поместье царил дес­потичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг он отпустил на волю.

В родных лесах и лугах Иван Сергеевич учился лю­бить русскую природу. Спасское было для него доро­гим местом. «Я провел здесь лучшие годы своей жиз­ни», - говорил писатель.

Лето обычно он проводил на родине, это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Он писал С. Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852 году Тургенев был сослан в Спасское за анти­крепостническую направленность первых своих про­изведении, среди которых были «Записки охотника»

В «Записках охотника» реалистически изображе­ны крестьянский и помещичий быт и природа сред­ней полосы России. Герои «Записок охотника» - дво­ровые люди, крепостные крестьяне и помещики. Мысль о духовной мощи русского народа Тургенев проводит через все рассказы. Центральным конфлик­том, лежащим в основе «Записок охотника», являет­ся противоречие между духовным богатством и ни­щенским, рабским положением крестьян.

«Эти «Записки» читались с увлечением и справед­ливо приобрели автору громкое имя!.. Почти нигде русская деревенская жизнь и русская сельская при­рода не рисовались такою нежною, бархатною ки­стью!» - писал И. А. Гончаров.

Выше всех похвал современников Тургенев ценил признательность народа. Цикл рассказов объединяет общая идея. Умные и легкомысленные, мрачные и беспечно светлые, общи­тельные и нелюдимые, уверенные в себе и нескладные тургеневские крестьяне интересны тем, что они помо­гают понять мысли автора о природе национального характера, исторических перспективах его развития и влияния на жизнь русского общества, о будущем русского народа.

С большим художественным мастерством дается в очерке характеристика главных героев. Образ Хоря раскрывается постепенно. Вначале приводится опи-саниеусадьбыиизбы: «разработанная поляна», «ли­повый стол недавно...выскоблен и вымыт», «сытый жеребец» - все это свидетельствует о крепком хозяй­стве. Описание семьи Хоря углубляет характеристи­ку героя, так как создать и поддерживать такую дружную семью мог только незаурядный, волевой человек. Заключает психологический портрет прямая авторская характеристика: «Хоря занимали вопросы административные и государственные», «человек по­ложительный,-практический, административная го­лова, рационалист». В фигуре Хоря соединились зна­ния Тургенева о жизни сотен русских крестьян, имен­но крестьянин - тип коренного русского человека. Автор даже сравнивает Хоря с Петром I: «Петр Вели­кий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях».

Охотника более всего в Хоре удивила дружба с Ка-линычем. Калиныч совершенно не похож на Хоря, он идеалист и романтик. Калиныч был ближе к природе, чем к людям, обществу, поэтому он чувствовал себя особенно на месте на пасеке, в глуши леса и в избуш­ке, увешанной пучками сухих душистых трав; его «более трогали описания природы, гор, водопадов, не­обыкновенных зданий»; «он пел довольно приятно и поигрывал на балалайке». Лицо Калиныча кротко и ясно, как вечернее небо. Душевная красота героя раз­лита в природе. Кроткое и ясное вечернее небо «при­знает» в Калиныче внутреннее родство с собою. Образ героя срастается с образом зари и неба. Через Калины­ча природа оживает и одухотворяется.

В. Г. Белинский оценил новизну и свежесть очерка И. С. Тургенева. Он отметил, что «автор зашел к наро­ду с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил. ...«Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника...».

«Хорь и Калиныч» – это первый рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева . Он появился в журнале «Современник» в 1847 году. Главной задумкой автора было показать, какие нравы, устои и жизненные ценности были в одном из провинциальных уголков России. Этим рассказом Тургенев фактически опроверг сложившееся о крестьянах мнение, о том, что они не умели вести исправно хозяйство, не водили дружбу, не были радушными хозяевами, а только угождали помещикам, не умели любоваться природой. Для описания главных героев, автор использовал прием сопоставления. Так, два совершенно разных крестьянина, Хорь и Калиныч , связаны узами крепкой дружбы.

Хорь был человеком рациональным и деловитым. Он жил вдали от барина и был полностью независим. При этом своевременно выплачивал ему оброк и был в хороших с ним отношениях. Он торговал маслом и дегтем, что приносило ему прибыль и финансовую независимость. Дом у Хоря был не хуже помещичьей усадьбы. В его большой семье всегда царили лад и достаток. Сыновья у него, хоть и разного возраста, но все были статными великанами, очень похожими друг на друга. Особое внимание в рассказе уделяется деятельному уму и смекалке Хоря. Он ни раз сравнивается с великими людьми, например, Сократом, или Петром Первым. Этот человек имел чувство собственного достоинства, говорил мало, но по делу, интересовался делами общественными и государственными и вообще был ближе к людям.

Калиныч в отличие от него был «близок к природе». Он был полной противоположностью Хоря. Дом Калиныча был небольшим, семьи не было. Все свое время этот герой проводил на природе, либо охотясь с барином, либо занимаясь пасекой. По натуре своей он был романтиком и мечтателем. Будучи человеком не совсем практичным, он нуждался в поддержке Хоря. В то же время и Хорь нуждался в открытости и веселом нраве Калиныча. Ни Хорь, ни Калиныч не лебезили перед барином. Оба водили с ним дружбу, но по-разному. Тогда как Хорь видел Полутыкина насквозь, Калиныч свято верил всему, что тот говорит и всегда следовал за ним куда угодно. В рассказе отмечается и поэтичная душа Калиныча. Он любил запевать песни и любоваться природой. К другу в гости мог прийти с пучком земляники. Также, этот герой обладал особыми способностями, умел заговаривать кровь, избавлять от испуга и т.д.

Такие разные герои, а так гармонично друг друга дополняли. Между ними не было никаких конфликтов, а только любовь, уважение и взаимовыручка. Мягкость и независимость Калиныча органично дополнялись прагматизмом Хоря. В конце рассказа они вместе поют песню, в которой раскрывается душа простых русских крестьян. Эти герои еще раз подтверждают богатство души, радушие и одаренность России.

В январе 1847 года в журнале «Современник» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч», который неожиданно для автора и некоторых членов редакции имел большой успех у читателей. В двух крестьянских характерах Тургенев представил главные силы нации. Практичный Хорь и поэтичный Калиныч - крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов; духовно они богаче и свободнее жалких полутыкиных. Вдохновленный успехом, Тургенев пишет другие рассказы. Вслед за «Хорем и Калинычем» они печатаются в «Современнике». А в 1852 году «Записки охотника» впервые выходят отдельным изданием.

В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он - охотник, а охотничья страсть, по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку; «дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить… по болотам да по лесам, с утра до вечера». На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа.

Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи. Авторские творческие усилия в ней остаются незаметными, возникает иллюзия, что это сама жизнь являет нам яркие народные характеры, изумительные картины природы.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

«Хорь и Калиныч», как и весь цикл «Записки охотника» Тургенева, - гимн русскому человеку, глубокое исследование народной души. Условно в этом отзыве мы разделим очерк на композиционные и смысловые части, первая из которых играет роль экспозиции. Это размышление о «разнице между породой людей» в двух российских губерниях, Орловской и Калужской, дополненное точным описанием быта простых людей, их занятий и внешних отличий. На малом отрезке текста автору удается с помощью нескольких штрихов запечатлеть природу и ландшафт, заметив при этом, какая дичь привлекает здесь заядлого охотника.

От общего суждения Тургенев переходит к частным проявлениям «породы», но прежде перед читателем предстает русский барин - «мелкий помещик Полутыкин». Авторский интерес к нему отнюдь не случаен: этот господин вызывает искреннее расположение, но не обладает теми качествами, которые привлекают исследователя людских душ, а значит, невольно сравнивая второстепенного героя с центральными персонажами, читатель поймет главные, самые важные мысли, воплощенные в рассказе.

В помещике нет естественности и непосредственности, о чем автор не говорит прямо, зато приводит примеры, которые ясно выражают ироничное отношение к нему рассказчика.

Если господин стремится во всем к вычурности и оригинальности, то его крепостной мужик Хорь, напротив, старается быть ближе к природе. Усадьба мужика находится посреди леса, в доме «ни одна суздальская картина» не портит первозданной прелести бревенчатых стен; гостей здесь угощают простой и сытной снедью. Все сыновья Хоря - «молодые великаны» - напоминают богатырей из русских былин. О самом же хозяине лесных теремов читатель узнает сначала от Полутыкина. «Он у меня мужик умный»,- говорит помещик, и эта характеристика служит одним из ключей к образу Хоря. Природный ум, хозяйская хватка, смекалка, умение разбираться в людях - все эти черты персонажа привлекают рассказчика.

На первый взгляд кажется, что Калиныч - другой крепостной мужик Полутыкина - ничем не похож на зажиточного и благополучного Хоря. Даже внешне Калиныч отличается от своего друга. Различен быт этих людей, различаются их занятия, манера поведения. Один рационалист, прагматик, материалист, второй - восторженный романтик, идеалист. Хорь находит взаимопонимание и с барином, и с «прочими властями», живет в достатке; Калиныч, напротив, благоговеет перед господином, ходит в лаптях, довольствуется малым. Первый, как замечает автор, «ближе к обществу», тогда как другой - к природе.

Умный и проницательный Хорь по-доброму подтрунивает над своим другом, укоряя его в слепой покорности барину, в отсутствии практичности, но никогда не ставит себя выше Калиныча. Рассказчик обращает внимание и на то, что Хорь презрительно относится к женщинам, а у Калиныча прежде была жена, «которой он боялся». Этот добряк не может обидеть даже самое беззащитное существо, поэтому ему покорны пчелы и лошади, ведомы тайны лесных земляничных полян. Наверное, Хорь чувствовал, что, общаясь с ним, он и сам приближается к природному миру.

Их дружба основана на глубоком внутреннем родстве и взаимной симпатии. Они так гармонично дополняют друг друга, что возникает их неразделимая и нерушимая связь.

Наиболее проникновенный эпизод очерка - пение под балалайку. Именно здесь духовное единение двух мужиков проявляется наиболее полно и ярко. Живая и открытая душа русского человека восприимчива к музыке, незатейливые слова народной песни заставляют «разжалобиться» не только романтичного Калиныча, но и рационалиста Хоря. И читателю становится ясно: все их отличия вызваны лишь проявлением человеческой индивидуальности, а сближает их тот «русский дух», что впитали они от самой земли, от естественной среды, в которой живут. Такие разные люди - две грани национального характера, сложного, но цельного, загадочного, неповторимого и самобытного…

В композиции очерка большое значение имеет конкретный хронотоп. Для автора важно выстроить повествование таким образом, чтобы, не прерывая действия, перенести читателя в мир русской деревни, сделать миниатюрные, но очень выразительные пейзажные зарисовки.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт