План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает. Что обозначают буквы е, ё, ю, я
Урок обучения грамоте
Тема: «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»
Цели: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; формировать умение читать выразительно (с соблюдением логического ударения), правильно; понимать текст, ориентироваться по тексту; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; расширять кругозор детей.
Ход рока
I . Актуализация знаний. 1. Артикуляционная разминка
«Хомячок»
«Конфетка»
Разучить упражнение «Каретка».
Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.
2.Выслушать ответы детей о сказках. (Работа по иллюстрации в «Русской - азбуке» на с. 170.)
Какое время суток изображено на рисунке? Почему вы так думаете?
Расскажите, что нарисовано на картинке?
Можно ли было звать кошку укачивать мышонка? Почему?
К какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака)
II . Постановка темы и цели урока
Какие гласные буквы уже изучили?
На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)
Сколько пар гласных букв видите на ленте букв? У какой буквы нет пары? (У буквы У.)
-
Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
- Отгадайте загадку:
Одноногий Ивашка -
Расписная рубашка.
Петь-плясать мастак,
А стоять - никак.
Проведем слого-звуковой анализ слова-отгадки.
А теперь составим отгадку из букв разрезной азбуки.
Что за звуки звучат в начале этого слова? ([й у])
Если мы рядом слышим звуки [й у], значит, слово пишем с буквой «ю».
Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить и писать.
III . Работа над новым материалом
1.На что похожа буква Ю.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось;
Получилась буква Ю!
Написание строчной буквы «ю» в «Прописи» на с. 19.
Буква Ю обозначает два звука в нескольких случаях. Проведём слого-звуковой анализ слов:
На Юлию лью твою воду.
Сколько звуков обозначает буква «ю» во всех этих словах?
Обратите внимание на позиционное положение буквы «ю» в словах. (В начале слова, после гласной и после мягкого знака.)
Вывод о том, когда буква Ю обозначает два звука.
4. Игра «Услышь звуки».
Если вы усльшите в словах звуки [йу], хлопнете в ладоши.
Юра, полью, Дарья, юбилей, ёжик, юность, читаю.
5. Чтение с доски.
юг пою рисую играю
Юра поют рисуют играют
6. Работа с учебником.
Чтение прибаутки на с. 170.
Чтение стихотворения на с. 171.
Рассказ о профессии модельера портного.
7. Чтение скороговорки по карточке.
Юлил -юлил и выюлил.
IV Итог урока.
С какой новой гласной буквой вы познакомились?
Какую особенность она имеет?
Кому понравилось выполнять различные задания с новой буквой?
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].
Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.
– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
Буква «Ю»
Веселые стихи
Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.
Юнга вел корабль умело, И вперед смотрел он смело. Юрка катит снежный ком. Вьюга кружит за окном. Юру я не узнаю… С комом он, как буква Ю . В. Степанов Юра тащит вкусный груз – Замечательный арбуз. На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю , с кольцом К тиграм смело встал лицом. В. Степнов Юра только сел на стул, Ножки свесил и заснул. Юра очень утомился – Целый день юлой крутился. Ф. Бобылев |
* * *Чтобы О
не укатилось,
Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась… буква Ю . А. Шибаев Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла: «Мама!» Значит, я для дочки шью. Любят хрюшки букву Ю : Без нее не скажешь: «Хрю!». В пути, в неведомом краю Нам компас – лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в южный Крым, Где нет зимою вьюг. Я узнаю юлу свою, Когда смотрю на букву Ю . |
Пословицы и поговорки
1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.
2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Скороговорки
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
Игра «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат
и т. д.)
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Найди слово».
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
Игра «Добавьте звук».
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
Загадки
Спасибо, что посетили мою страничку.
Конспект урока по обучению грамоте.
Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает . »
Задачи: познакомить со звуками [ й’у ] , буквами Ю, ю ; объяснить, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – после мягкого согласного; учить читать слова с изученными буквами.
Планируемые результаты
Предметные: знать, что звуки [ й’у ] обозначаются буквой ю ; читать слова и предложения с буквами Ю,ю ; составлять рассказ по рисунку.
Метапредметные: соотносить модель и слово; сравнивать разные модели.
Личностные: проявлять интерес к чтению.
Ход урока
I. Актуализация знаний
− Объясните значение пословицы «Любишь кататься, люби и саночки возить» (Иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, прибраться,поставить на место спортивный инвентарь. С горы хорошо катиться, а санки трудно поднимать в гору, но это нужно делать самому. )
II. Мотивация познавательной деятельности
− Прочитаем стихотворение Якова Акима «Первый снег». Какое чудо произошло под утро?
− Кто сможет изобразить кота, когда он вошел в дом? Что он стал делать? (Кот стал стряхивать снег с лап. )
− Как Яков Аким сумел донести до нас, какой первый снег? Как вы думаете, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью.)
− По желанию можно выучить это стихотворение наизусть.
III. Постановка целей и определение темы урока
− Отгадайте загадку.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет, вскачь пройдет немножко,
Захочет, ляжет на бочок.
(Юла)
− С какой новой буквой нам предстоит познакомиться?
IV. Работа по теме урока
- Знакомство с новой буквой и звуками.
− Проведите слого-звуковой анализ слова «юла».
−Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)
− Произнесите первый слог? Сколько слышите звуков? Какие? (Два звука [ й’у ] .)
−Где мы слышим эти звуки? (В начале слова. )
− Эти два звука будем обозначать буквой ю.
Учитель показывает, как печатаются буквы Ю, ю
− В тренажере напечатайте эти буквы.
Физкультминутка «Мы писали…»
− Что дети делают с юлой. (Дети с юлой играют.)
− Составьте слово играют из букв разрезной азбуки и его схему. Сколько звуков обозначает буква ю в этом слове? (Два, потому что стоит после гласного.)
- Работа с электронным приложением.
− Прочитайте слоги с буквой Х . Чем отличаются слоги в первом и втором столбиках? (В первом столбике слоги-слияния, а во втором согласный примыкает к гласному. )
− Сколько звуков обозначает буква ю в логах первого столбика? (Один звук, потому что стоит после мягкого согласного.)
− Сформулируем правило. (Буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. )
− Посмотрите мультфильм и скажите, какие слова с буквой ю вы услышали. [Дети смотрят мультфильм и выполняют задание.]
− Прочитайте слова с буквой ю .
Физкультминутка
−Я подобрала слова с буквой ю . Если в слове, которое я произнесу, буква ю обозначает два звука, то мальчики машут руками над головой. Если в слове буква ю обозначает один звук, то девочки приседают.
Юла, клюв, Юра, хрюкать, чирикают, клюнуть, Юля, юнга, крюк, юбка, ключ.
- Работа по «Азбуке»
− Рассмотрите иллюстрацию на стр. 46. О каком произведении С.Я. Маршака идет речь? («Сказка о глупом мышонке»)
−О чем рассказывается в этом произведении?
− Какой момент изображен?
− Что написано под иллюстрацией? (Колыбельная)
− А вам пели колыбельные? Какие?
− Рассмотрите картинку на стр.47.
− Кто на ней изображен? (Ежик)
– Какая профессия у ежика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква ю . (Портной ежик шьет брюки.)
– Прочитайте, что написано над картинкой. Найдите слова с буквой ю. Определите, сколько звуков она обозначает.
– Прочитайте правило в красной рамке. Выучим его наизусть.
V. Рефлексия учебной деятельности
− С какой буквой познакомились на уроке?
– Почему букву ю называют хитрой? (Может обозначать один или два звука.)
− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?
Надежда Штанько
Конспект открытого занятия.
для детей подготовительной к школе группы
воспитателя Штанько Н. А.
Тема: Буква «Ю», звук «Ю»
Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».
Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом
Оборудование: проектор
Ход занятия :
Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?
Дети : - Гласный
Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?
Дети: - А, О, У, Е, Я
Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?
Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.
Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю
Дети: - Два.
Воспитатель: - А какие это звуки?
Дети: - [й] и [у]
Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.
Дети: - О
Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква…. Ю.
Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.
Дети каждый составляет букву Ю .
Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)
(Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ
Юла, рак, арбуз - Юра).
Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?
Дети: С буквы Ю.
Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)
Дети : Поезд.
Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.
Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.
(Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)
Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.
Беленькое облако поднялось над крышей
Устремилось облако выше, выше, выше
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Встаем в круг. Сравнение на слух:
Лук – люк.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)
ПО Ю
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.
Составление отгадок на загадки:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква) (Слайд № 6)
Составляем слово клюква.
Костыль кривой
Так и рвется в бой.
(Клюшка) (Слайд № 7)
Из меня берут порою
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ ) (Слайд № 8)
Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.
Дети: - Я могу ключом открыть замок.
Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?
(Ответы детей )