Первый ночной воздушный таран. Бесстрашный «Малыш». Короткая жизнь и бессмертный подвиг Виктора Талалихина

27.09.2019

Автор первого ночного тарана в воздушном бою над Москвой 7 августа 1941 года Виктор Васильевич Талалихин в начале своей трудовой биографии вряд ли представлял себя военным летчиком, хотя на них выучились его старшие братья.

В 1933 году, 15 лет отроду, он нанялся рабочим на Московский мясокомбинат, которому вскоре присвоили имя его прародителя – тогдашнего наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Ивановича Микояна. Предприятие, куда приняли будущего пилота Героя Советского Союза, стало на долгие годы главным поставщиком Кремля разных вареных и копченых колбас, ветчины, паштетов, других мясных деликатесов.

Витя Талалихин, работая по началу шпигорезом, одновременно был взят в школу ФЗУ (фабрично-заводского обучения) комбината, где получил более высокую квалификацию обвальщика. Трудная, не для всех, профессия: по нормам того времени каждому работнику требовалось за одну смену разделать не менее шести туш животного, полностью отделив их мясо от костей и сухожилий.

В Советском Союзе устроиться на мясокомбинат означало реально помочь не только семье, но и родне. На каждом таком предприятии руководители давали работникам возможность ежедневно бесплатно или по бросовым ценам получить мясные кости (они шли на супы), колбасные обрезки (не магазинные, мусорные, а заводские, качественные – они в голодные годы были лакомством ни для одного поколения москвичей) и другие т.н. "отходы производства". На мясокомбинате, где работал будущий летчик-герой, раз в две недели полагались мясные пайки, продукты из которых сотрудникам продавали со скидкой в 75 процентов. В мясной набор входили: до 1,5 кг мяса на кости, 1,5 кг ливера (это - печень, почки, сердце, легкие, диафрагма, трахея в их естественном соединении), а также полкило вареной колбасы.

Мясником будущий прославленный летчик проработал больше трех лет. Но был призван в РККА и одновременно поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Краткая биографическая справка

Талалихин Виктор Васильевич родился 18 октбяря 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. В малолетнем возрасте вместе с семьей переехал в Москву. С 1933 по 1937 год работал на Московском мясокомбинате. В 1938 году закончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта. Участник советско-финской войны, за время которой на биплане И-153 совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 вражеских самолета. Награжден орденом Красной Звезды. Накануне Великой Отечественной войны прошел курсы переподготовки. Назначен замкомандира эскадрильи 177 авиаполка, который вошел в состав ПВО Москвы. В ночь на 07 августа 1941 года на истребителе И-16 первым из защитников неба столицы провел успешный таран тяжелого немецкого бомбардировщика Не-111. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также был назначен командиром эскадрильи. Погиб в бою над Подольском Московской области 27 октября 1941. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

30 ноября 1939 года началась война между СССР и Финляндией, на которой Виктор Талалихин получил боевой опыт, которого не было у многих его коллег по ПВО в небе над Москвой в 1941 году.

На финской войне однополчанам скромный улыбчивый парень из Москвы запомнился тем, что в первом же бою сбил самолет противника. Другой памятной вехой тех боев стало спасение Талалихиным своего командира Михаила Королева. Он умело отсек от его борта, и так изрядно помятого зенитками врага, а потом и уничтожил немецкий FW-190 ("Фоккер").

Но, конечно же, главным поступком боевой биографии летчика стал первый в истории ночной таран, совершенный им в небе над столицей в ночь на 7 августа 1941 года.

После финской войны Виктор Талалихин жил в Клину, в окрестностях которого базировалась его эскадрилья. После первого налета германской авиации на Москву 21 июля 1941 года, одно из главных заданий летчика – так называемая "свободная охота". Обычно она осуществлялась в паре с другим истребителем сразу же после сообщений с дальних подступах о приближении вражеских "бомбардиров".

Советские пилоты отслеживали свою цель, отсекали ее от группы и уничтожали. Жизнь в любой авиачасти во время большой войны, в сущности, одинакова, и каждый ее день мало отличается от другого. Отдых, еда, боевой вылет, отдых, проверка технического обслуживания своего борта, вновь вылет на войну.

Нормы питания в РККА во время Великой Отечественной войны регламентировались Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП (б) за № 1357- 551сс от 15.05.41. и Приказом НКО за № 208 от 24.05.41. Очень приличные нормативы, открывающие возможности сытой жизни и рядового состава, и офицеров. С вторжением гитлеровцев на территорию СССР, продовольственный запас резко сократился. Из западных регионов не удалось эвакуировать почти 70% военного НЗ. Нормы питания в РККА пришлось срезать, однако ВВС оставались в привилегированном положении.

Летом – в начале осени 1941 года летчики авиачастей ПВО, оборонявших небо Москвы, в одной из которых и служил Виктор Талалихин, получали в сутки обязательное трехразовое горячее питание.

Как кормили летчиков

  • по 400 граммов ржаного и пшеничного хлеба
  • 390 граммов мяса
  • 190 граммов круп и макарон

  • В суточный рацион экипажей были также включены:
  • полкило картофеля
  • 385 граммов других овощей
  • 80 граммов сахара
  • 200 граммов свежего и 20 граммов сгущенного молока
  • По 20 граммов творога и сыра
  • 90 граммов сливочного масла
  • 5 граммов растительного масла
  • 10 граммов сметаны
  • половина куриного яйца

  • К тому же, в каждый борт на случай непредвиденной ситуации полагалось положить по 3 банки сгущенного молока и 3 банки мясных консервов, 800 граммов галет, 400 граммов шоколада или 800 граммов печенья, 400 граммов сахара на одного члена экипажа.

    Хроника 7 августа

    Из сводок Совинформбюро, подписанных его руководителем и одновременно главным партийным городничим Москвы А. Щербаковым:

    "18-я армия группы армий "Север" прорвала фронт обороны 8-й армии и 7 августа вышла на побережье Финского залива в районе Кунда, перерезав железную и шоссейную дорогу Ленинград - Таллин. Советские войска, сражавшиеся в Эстонии, оказались рассеченными на две части".

    "26-я армия Юго-Западного фронта нанесла контрудар в направлении на Богуслав и на следующий день освободила город, создав угрозу тылу 1-й танковой группы противника".

    "В течение 7 августа наши войска продолжали вести упорные бои с противником на Кексгольмском, Холмском, Смоленском и Белоцерковском направлениях".

    Совинформбюро в тот же день оценила потери Германии с начала войны: 6 тысяч танков, 7 тысяч орудий, 6 тысяч самолетов.

    Потери РККА в сообщении: 5 тысяч танков. 7 тысяч орудий, 4 тысячи самолетов.

    7 августа 1941 года – четверг, седьмая неделя войны СССР с Германией. В этот же день Мосгорисполком принял два решения. Первое за № 30/15 "Об организации пунктов помощи погорельцам". В документе, в частности, предписывалось председателям райсоветов в суточный срок организовать районные пункты помощи погорельцам и разрешить использование под эти цели помещений эвакопунктов.

    Второе решение за № 30/16 озаглавлено "О плане капитального ремонта жилого фонда Московского совета на 1941 г. и на 2-е полугодие". В документе, в частности, говорится: "Во изменение решения Мосгорисполкома от 24.02.41 № 8/1 утвердить суммы финансирования капремонта жилых домов Моссовета на 2-е полугодие и на 1941 год в целом, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ, противопожарных мероприятий, спецработ".

    Из других событий дня в столице. На магистралях Московского железнодорожного узла приступили к практике учащиеся Московского железнодорожного училища № 4. После 8 месяцев обучения они стали трудиться кочегарами паровозов. В тот же день на торфоразработки отправились женские бригады города, а в ЦПКО им. Горького и Сокольническом парке Государственная библиотека СССР имени Ленина открыла свои летние филиалы.

    И еще 7 августа 1941 года – очередной день массового сбора металлолома. Приносят даже негодные к употреблению самовары, примусы, утюги.

    В этот день был 16-й по и один из последних крупных налетов гитлеровской авиации на Москву.

    Сам Виктор Талалихин так рассказал военным журналистам обстоятельства своего ночного тарана (цитата по их записи):

    "Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "Хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы. Оставалось одно – таранить. Если я погибну, так один, – подумал я, – а фашистов в бомбардировщике четверо. Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

    Ни прибавить – не убавить. Прыгнув из обреченной машины, Виктор Талалихин около 800 метров летел, не раскрывая парашюта – страховался от пуль немецких самолетов. Приводнился на озерцо близ Подольска. И благополучно добрался до аэродрома базирования своей эскадрильи.

    К тому времени свидетели боя с советской стороны зафиксировали таран. Командованию принесли и расшифровки радиоперехватов переговоров летчиков люфтваффе, в которых сообщалось о "сумасшедшем русском пилоте", уничтожившим своей машиной тяжелый немецкий бомбардировщик.

    Парадигма истории непредсказуема. Но всегда объяснима. Именно 7 августа 1941 года дальняя авиация ВВС РККА в первый раз бомбила Берлин, приведя в ярость все нацистское руководство. 9 августа советские газеты напечатали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении летчику Виктору Талалихину звания Героя Советского Союза, вручении ему медали "Золота звезда" и Ордена Ленина.

    Отважный пилот погиб через два месяца и 20 дней после своего подвига, сбитый в небе там же, над Подольском. В воздушном бою получил тяжелое пулеметное ранение в голову. И управлять своим истребителем или выброситься из него с парашютом уже просто не смог.

    Кто еще совершал тараны

    Прославленный русский воздухоплаватель, создатель классики высшего пилотажа, среди которой знаменитая "петля Нестерова", Петр Николаевич Нестеров совершил самый первый в мире таран 26 августа (8 сентября) 1914 года в небе над небольшим городком Жолкиев Львовской губернии. Шла Первая мировая война. Россия воевала с германцем. На недосягаемой для орудий с земли высоте шел тяжелый австрийский аэроплан "Альбатрос". Не раздумывая, Петр Нестеров поднял в воздух свой "Моран". А поскольку никакого оружия (как, впрочем, и парашютов) на борту не было, он просто протаранил и уничтожил самолет противника. Но погиб и сам.

    "Сознательно презрев личную опасность, преднамеренно поднялся, настиг и ударил неприятельский аэроплан собственной машиной, и погиб, разбившись о землю", – говорилось в посмертном представлении к награде штабс-капитана Нестерова, легенды русской авиации. А, в сущности, таран – техника воздушного боя, не так уж редко применяемая в различных войнах различных времен.

    Известно, по крайней мере, 7 видов таранов. Это удар шасси своего борта по крылу самолета противника, удар пропеллером по хвостовому оперению цели, удар крылом по машине врага, удар всем фюзеляжем. Другие виды таранов носят имена их "авторов" – летчиков Ибрагима Бикмухаметова, Валентина Куляпина, Серафима Субботина. При этом, последние два пилота "изобрели" свои тараны уже в эпоху реактивных самолетов, преимущественно во время участия советских ВВС в войне на Корейском полуострове.

    В любом случае таран – последняя надежда на уничтожение противника в воздушном бою, когда все остальные резервы исчерпаны. Вот, и в годы Великой Отечественной войны "сталинские соколы" шли на таран, преимущественно, по крайности: или отказывало оружие и техника или заканчивались боеприпасы.

    Тараны и другие подвиги первого дня битвы с гитлеровцами не слишком афишируется, потому как неразбериха и практическое незнание подробностей 22 июня 1941 года стали "проклятьем" военной истории, и нынче только в общих чертах известно, на какое геройство шли воины РККА. В документах, в частности, можно найти, что только 22.06.41. зафиксировано 7 таранов. Их совершили старшие лейтенанты И. И. Иванов и А. И. Мокляк, лейтенанты Л. Г. Бутелин, Е. М. Панфилов и П. С. Рябцев, старший политрук А. С. Данилов и младший лейтенант Д. В. Кокорев. Не все остались живы, но самолеты захватчиков уничтожили.

    Впрочем, в истории войны были и те, кто шел на таран неоднократно. И выжил. И это, прежде всего, военный летчик Борис Ковзан. Он 4 раза и всякий – без последствий для себя уничтожал вражеские самолеты тараном. Умер своей смертью в Минске в 1985 году в чине полковника авиации в запасе. И все-таки, больше всего таранов за Великую Отечественную войну – "огненных". Их совершили из последних сил 237 летчиков ВВС РККА на своих подбитых и горящих машинах, направляя их в скопление вражеских войск, техники, на железнодорожные станции, мосты и другие стратегически важные объекты. Среди таких героев наиболее известны Николай Францевич Гастелло и Александр Прокофьевич Грибовский.

    А прах "автора" первого ночного тарана в воздушном бою над Москвой Виктора Васильевича Талалихина покоится на главном кладбище страны – Новодевичьем. В его честь названы улицы в столице, Борисоглебске, Волгограде, Челябинске и других городах. В Подольске, в окрестностях которого погиб отважный пилот, ему установлен памятник.

    Евгений Кузнецов

    Прошлый раз мы с вами разбирали . Сегодня хотелось бы вам напомнить о существовании еще одного типа заданий - это восьмое задание ЕГЭ (на дополнение информации). Оно посвящено событиям Великой Отечественной войны, то есть все вопросы в этом задании будут связаны с периодом 1941-1945 годов. Давайте посмотрим, что собой представляет это задание в демонстрационной версии ЕГЭ.

    Задание 1

    А) ____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

    Пропущенные элементы:

      Ялтинская (Крымская)

      Н.Ф. Гастелло

      Станция Прохоровка

      Тегеранская

      В. В. Талалихии

      Разъезд Дубосеково

    Ответ:

    Три предложения, шесть пропущенных элементов. Ответ оформляется так: под буквой вы пишете подходящую цифру, а затем в бланк ответов № 1 переносите получившуюся у вас комбинацию цифр.

    Читаем предложения.

    А) _____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

    Мы с вами знаем, что «Большая тройка» - руководители СССР, США и Великобритании - встречались трижды: в Тегеране, в Ялте и в Потсдаме. Какие у нас есть варианты в пропущенных элементах? Ялтинская (Крымская) и Тегеранская конференции. 1943 год - это Тегеранская конференция. Ялтинская конференция проходила в феврале 1945 года. Но вы можете, если сомневаетесь, так подумать: вообще в Крыму в конце 1943 года возможно было проведение встречи руководителей государств? Для того чтобы в Крыму провести встречу, нужно чтобы он был освобожден, чтобы немецко-фашистские войска были отодвинуты с территории очень далеко. Иначе как безопасность обеспечивать? То есть Ялта и 1943 год не совмещаются.

    Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский летчик ___, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

    Какие фамилии у нас есть? Н. Ф. Гастелло и В. В. Талалихин. Вспоминаем: Гастелло - командир экипажа, который направил подбитый горящий самолет в колонну военной техники. Это летние бои на территории Беларуси. Талалихин - летчик, совершивший первый ночной таран в боях под Москвой. Выбираем эту фамилию - 5.

    В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ___.

    Есть варианты ответов: станция Прохоровка и разъезд Дубосеково. Вспоминаем. Это, вообще, очень знаменитое сражение. Около 1200 танков с обоих сторон участвовало в сражении под Прохоровкой. Ну а разъезд Дубосеково, если помните, связан с Московской битвой, где герои-панфиловцы, можно сказать, своими жизнями преградили путь гитлеровцам. Знаменитые слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». То есть мы выбираем пункт 3.

    В итоге получилась такая комбинация цифр: 453. Мы эту комбинацию цифр переносим в бланк ответов номер один.

    Задание 2

    Давайте потренируемся еще на одном задании.

    Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

    Пропущенные элементы:

      Курская битва

    1. Нюрнберг

      Операция «Багратион»

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Давайте решим это задание.

    А) Завершила коренной перелом ___.

    Понятно, что это какая-то битва. Какие битвы у нас есть в списке? Курская битва и

    операция «Багратион». Коренной перелом в Великой Отечественной войне связан со Сталинградской битвой и победой под Сталинградом, когда была окружена и уничтожена армия Паулюса, и Курской битвой. Курская битва завершила коренной перелом. Мы выбираем ее. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии - это уже событие, которое произошло после коренного перелома, летом 1944 года, один из знаменитых десяти «Сталинских ударов».

    Б) Международный трибунал над фашистскими преступниками заседал в городе ___.

    У нас есть города: Берлин, Нюрнберг, Потсдам, Прага. Но явно не в Праге. В Потсдаме конференция держав-победителей проходила. Международный трибунал мог бы там проходить, но проходил в другом месте. Он проходил и не в Берлине, а в городке Нюрнберге, который считался тем местом, где зарождалось фашистское движение Германии. Нюрнбергский трибунал можно запомнить просто как название «Нюрнбергский трибунал».

    Но здесь понятно, что речь не идет о Потсдаме. Мы знаем, что это не Потсдам. Поэтому у нас реальный выбор между Берлином и Прагой. Но Берлинский гарнизон капитулировал 2 мая, а вот уже после подписания общей капитуляции одна из группировок германских войск продолжала сопротивление в Праге. И две танковые армии советские были переброшены на территорию Чехословакии. Прага была освобождена.

    У нас получается комбинация цифр: 136.

    И еще одно задание такого же типа.

    Задание 3

    Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

    А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

    Пропущенные элементы:

      В. Зайцев

    1. Ф. Д. Рузвельт

      К. Рокоссовский

      Я. Павлов

      Г. Трумэн

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Получившуюся комбинацию цифр запишите в качестве ответа без пробелов и каких-либо знаков препинания.

    Давайте решать.

    А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

    Вспоминаем: дом Павлова. Его и не восстанавливали после войны. Это такой своеобразный памятник тем ожесточенным боям, которые происходили в Сталинграде.

    В. Зайцев - знаменитый снайпер, тоже прославившийся во время Сталинградской битвы. Но прославившийся другим - как снайпер.

    Б) Потсдамское соглашение 1945 г. от имени США подписывал президент ___.

    В списке два американских президента: Рузвельт и Трумэн. Рузвельт возглавлял страну с 1932 года и во время войны, но он умер к моменту Потсдамской конференции, и на нее приехал новый президент США, бывший вице-президентом при Рузвельте - Гарри Трумэн. Так что выбираем его фамилию.

    В) Парад Победы на Красной площади принимал маршал ___.

    Командовал парадом Рокоссовский, принимал Жуков.

    В итоге получилось: 562. Вносим в бланк ответов эту комбинацию цифр.

    Удачи на экзамене!

    Ровно 75 лет назад, в ночь на 7 августа 1941 года, младший лейтенант Виктор Талалихин одним из первых в советской авиации совершил ночной таран вражеского бомбардировщика. Воздушная битва за Москву только начиналась.

    Зловещий самолет

    В эту ночь заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО Виктор Талалихин получил приказ перехватить противника, который шел на Москву. На высоте 4800 метров младший лейтенант настиг вражеский самолет, молниеносно зашел к нему в хвост и начал по нему стрелять.

    Однако сбить дальний бомбардировщик "Хейнкель-111" было непросто. Из пяти членов экипажа трое боролись с истребителями. Подфюзеляжный, задний и боковой стрелки в полете постоянно держали в поле зрения свой сектор обстрела и в случае появления цели открывали по ней яростный огонь.

    Зловещий силуэт "Хейнкеля-111" был хорошо знаком жителям Польши, Дании, Норвегии, Франции, Великобритании. Этот бомбардировщик считался одним из основных в люфтваффе и принимал активное участие во всех военных кампаниях Третьего рейха в Европе. Он принял активное участие и в нападении на СССР с самых первых минут.

    Лишить СССР Москвы

    В 1941 году немцы попытались разбомбить Москву. Они преследовали две стратегические задачи: во-первых, лишить Советский Союз крупнейшего железнодорожного и транспортного узла, а также центра управления войсками и страной. Во-вторых, они надеялись помочь своим наземным войскам сломить сопротивление защитников Москвы.

    Эта задача была возложена Гитлером на командующего 2-м воздушным флотом Германии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Это оперативное соединение численностью в 1600 самолетов поддерживало наступление группы армий "Центр", чьей главной целью, согласно плану "Барбаросса", была советская столица.

    У экипажей бомбардировщиков был обширный боевой опыт ударов по крупным городам, в том числе в ночное время.

    Неприятные сюрпризы для люфтваффе

    Оружие победителей: особые, секретные, универсальные "Катюши" Первый залп знаменитые "Катюши" сделали 75 лет назад, а потом все годы Великой Отечественной эти реактивные установки были палочкой-выручалочкой для пехоты и танкистов. Историю разработки и применения "Катюш" напоминает Сергей Варшавчик.

    Фюрер потребовал от летчиков "нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата". Сильного сопротивления не предвиделось, а потому военное и политическое руководство Германии было уверено в своем скором параде на Красной площади.

    В ночь на 22 июля 1941 года состоялся первый налет на Москву. Немцы обнаружили, что у русских много зенитных орудий, аэростатов заграждения, которые установлены куда выше, чем обычно, и немало истребительной авиации ПВО, активно действовавшей и ночью.

    Понеся ощутимые потери, пилоты люфтваффе стали подниматься на новую высоту. Активно участвовали в массированных налетах и "Хейнкели-111".

    Трофеи 177-го истребительного полка

    Командование ВВС Германии не вынесло урока из воздушной битвы за Британию в 1940 году, в которой немцы лишились двух с половиной тысяч самолетов. Из них почти 400 "хейнкелей-111". Как азартный игрок, в сражениях над Москвой нацисты ставили на свою удачу, игнорируя боевой потенциал противника.

    Между тем истребительный полк ПВО под командованием майора Михаила Королева, в котором служил Талалихин, открыл боевой счет вражеским потерям 26 июля 1941 года.

    В этот день заместитель командира полка капитан Иван Самсонов сбил немецкий бомбардировщик. Вскоре у этой воинской части появились и другие "трофеи".

    Молодой, но опытный летчик

    "Непробиваемый" "Хейнкель-111", с которым встретился в ночном бою Талалихин, не успел сбросить бомбы на цель и стал уходить. Один из его моторов загорелся. Советский летчик продолжал стрелять, но вскоре авиапулеметы замолчали. Он понял, что патроны кончились.

    Тогда младший лейтенант принял решение таранить вражеский самолет. В свои почти 23 года Виктор имел невысокое звание, но к началу Великой Отечественной войны он был уже опытным пилотом. За его плечами была советско-финская война 1939/40 годов и орден Красной Звезды за четыре сбитых финских самолета.

    Там молодой пилот воевал на морально устаревшем биплане И-153, прозванном "Чайкой". Однако в первом же бою одержал воздушную победу. Другой вражеский самолет был сбит им, когда Талалихин прикрывал своего командира Михаила Королева.

    Не дать гадам уйти

    В молниеносной схватке в ночном московском небе, когда советский летчик направил свой самолет на таран, его руку внезапно обожгло. Один из вражеских стрелков ранил его.

    Позднее Талалихин рассказывал, что "принял решение жертвовать собой, но не упустить гада". Он дал полный газ и своим самолетом врезался в хвост противника. "Хейнкель-111" загорелся и беспорядочно начал падать вниз.

    Поврежденный истребитель И-16 после страшного удара потерял управление, и Талалихин покинул его на парашюте. Он приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться местные жители. Весь немецкий экипаж погиб. На следующий день Виктор Васильевич Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза.

    Адская ПВО

    Потеряв за короткое время 172 самолета "Хейнкель-111" (не считая значительного числа бомбардировщиков других типов), к десятым числам августа 1941 года германская авиация отказалась от тактики налета большими группами с одного или двух направлений.

    Теперь пилоты люфтваффе старались "просочиться" в Москву с разных сторон и часто нападали на цель, заходя по очереди, один за другим. Им приходилось напрягать все свои силы и умение в борьбе с адской для нацистов противовоздушной обороной столицы СССР.

    Апогея воздушная борьба достигла осенью 1941 года, когда на подступах к Москве развернулась грандиозная наземная битва. Немцы перебазировали свои аэродромы поближе к городу и смогли увеличить интенсивность боевых вылетов, перемежая ночные налеты с дневными.

    Гибель в бою

    В ожесточенных схватках поредели ряды 177-го истребительного авиационного полка. 27 октября 1941 года в воздушном бою погиб Виктор Талалихин, а 8 декабря не стало Ивана Самсонова.

    Однако и немцы несли ощутимые потери, прорываясь сквозь стену зенитного огня и отбиваясь от советских истребителей. За период с 26 июля 1941 года по 10 марта 1942 года к городу прорвалось 4% вражеских самолетов. За этот период средствами ПВО Москвы было уничтожено свыше тысячи самолетов противника.

    Те из экипажей немецких бомбардировщиков, кому удавалось сбросить бомбы, делали это хаотично, торопясь поскорее освободиться от груза и уйти из зоны обстрелы.

    Провал воздушного блицкрига

    Британский журналист Александр Верт, который находился в СССР с начала Великой Отечественной войны, писал, что в Москве шрапнель зенитных снарядов барабанила по улицам, точно град. Десятки прожекторов освещали небо. В Лондоне ему не приходилось ни видеть, ни слышать ничего подобного.

    От зенитчиков не отставали и летчики, причем не только истребители. Например, командир эскадрильи 65-го штурмового авиационного полка лейтенант Георгий Невкипелый за свои 29 боевых вылета сжег не только шесть вражеских самолетов, но и несколько танков, и более сотни автомашин с пехотой.

    Он пал смертью храбрых 15 декабря 1941 года и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Мощность противовоздушной обороны столицы Советского Союза оказалась в целом непреодолимой для люфтваффе. Воздушный блицкриг, на который рассчитывали летчики Геринга, провалился.

    Сама природа не хотела, чтобы он стал летчиком, но всю свою короткую жизнь Виктор Талалихин умел принимать нужные решения

    За прожитые 23 года этот саратовский парень успел пройти две войны и вырасти в опытного летчика, имевшего в своем послужном списке 10 воздушных побед. Он совершил один из первых воздушных таранов Великой Отечественной, получил Золотую Звезду Героя Советского Союза под номером 347 и превратился в настоящего идола советской молодежи, стремившейся прожить жизнь так, как Виктор Талалихин .

    Вслед за братьями

    Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии, став «последышем». Родители жалели и любили малыша, который фактически заменил им самого старшего, погибшего в годы Гражданской войны. В 1933 году отец, в поисках лучшей доли, перевез семью в столицу Советского Союза. 15-летний Виктор поступил в училище при московском (микояновском) мясокомбинате, на который сразу же и пошел работать в 1937 году.

    Но небо манило его к себе. Этому в немалой степени способствовали и судьбы старших братьев. Александр служил бортовым механиком, Николай – морским пилотом. И в свободное от работы и участия в драмкружке время Виктор посещает аэроклуб, приобретая общие навыки управления аэропланом и прыжков с парашютом.

    Не на того напали

    После призыва в армию Виктор изъявил желание стать военным летчиком и был направлен в Борисоглебскую военную школу, которую с успехом окончил в 1938 году. Надо учесть, что рост Талалихина составлял всего 155 см, его по жизни сопровождало прозвище «Малыш». Его даже не хотели допускать к самолетам, но не на того, как говорится, напали.

    Молодому пилоту доверили управлять несколько устаревшим бипланом И-153 «Чайка». Боевую машину он освоил в совершенстве, что очень помогло младшему лейтенанту Талалихину в период советско-финской войны.

    На устаревшем истребителе с открытой и продуваемой всеми ветрами кабиной молодой летчик совершил 49 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета, за что его представили к награждению орденом Красной Звезды. На то время это была одна из наиболее уважаемых боевых наград, иметь которую мечтали даже военачальники самого высокого ранга.

    В начале 1941 года Виктор Талалихин нес службу в городе Клин Московской области, исполняя обязанности заместителя командира авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. Теперь он летал на «ишачке» И-16, зарекомендовавшем себя лучшим истребителем испанской кампании, но стремительно устаревавшем на фоне новейшей немецкой техники.

    Сражение за небо Москвы

    22 июля 1941 года состоялся первый авианалет на Москву. Прорваться к столице днем у фашистов не было практически никаких шансов, и они предпринимали попытки ночных бомбардировок, подлетая к городу с различных сторон.


    Советское командование поставило перед истребителями 177-го авиаполка задачу полностью перекрыть один из секторов московского неба, не допуская подлета к столице вражеских бомбардировщиков. По сигналу тревоги в воздух поднимались только наиболее подготовленные летчики, способные ориентироваться и вести бой в ночном небе.

    Нужно было не только обнаружить и уничтожить немецкие бомбардировщики «Юнкерс», «Хейнкель» и «Дорнье», но и не попасть под огонь наземных средств своей же противовоздушной обороны. Виктор Талалихин сразу же продемонстрировал себя виртуозом воздушного боя, умело лавировавшим между трассирующими очередями зенитных снарядов, а также выстрелами вражеских пушек и пулеметов.

    Как стать героем, оставшись в живых

    Звездный час молодого летчика наступил в ночь на 7 августа 1941 года, когда в небе над современным Домодедовским районом Москвы Виктор Талалихин обнаружил бомбардировщик «Хейнкель-111» немецкого лейтенанта И. Ташнера .

    Это были два достойных соперника, умело уходящие от взаимных атак. Достаточно быстро наш летчик израсходовал боезапас. По инструкции ему следовало немедленно возвратиться на базу, но тогда бы фашист беспрепятственно сбросил свои бомбы на мирных жителей Москвы.

    И советский парень, которому даже не исполнилось 23 лет, решил пожертвовать своей жизнью ради Родины. Он направил истребитель в сторону вражеского бомбардировщика и не позволил тому увернуться от удара. Винт нашего истребителя буквально срезал хвостовое оперение фашиста. Не остановили героя даже прямые пулеметные очереди, одна из которых нанесла ему серьезное ранение в руку.

    Военно-воздушным силам Третьего рейха (люфтваффе) с самого начало войны с Советским Союзом пришлось испытать на себе ярость советских «соколов». Генрих Геринг, рейхсминистр Имперского министерства авиации в 1935-1945 годы, был вынужден забыть свои хвастливые слова о том, что «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»

    В первый же день Великой Отечественной войны немецкие лётчики столкнулись с таким приемом как воздушный таран. Этот приём впервые был предложен русским авиатором Н. А. Яцуком (в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год), а на па практике также впервые применен русским лётчиком Петром Нестеровым 8 сентября 1914 года, когда он сбил австрийский самолёт-разведчик.

    В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Советскими людьми двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам и ярость боя, чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества. Как писал главный маршал авиации (с 1944 года), дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Новиков, бывший с мая 1943 по 1946 год командующим советскими ВВС: «Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».

    Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов (точное их количество неизвестно, т. к. исследования продолжаются и в настоящее время, постепенно становятся известными новые подвиги сталинских соколов). Более двух третей таранов приходится на 1941-1942 годы – это самый тяжёлый период войны. Осенью 1941 года в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание воздушного тарана.

    Надо отметить, что лётчики советских ВВС применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках. Воздушные тараны совершались в одиночных и групповых боях, днём и ночью, на больших и малых высотах, над своей территорией и над территорией врага, в любых погодных условиях. Были случаи, когда лётчики таранили назёмную или водную цель. Так, число наземных таранов почти равно воздушным атакам – более 500. Пожалуй, самый известный наземный таран - это подвиг, который совершил 26 июня 1941 года на ДБ-3ф (Ил-4, двухмоторный дальний бомбардировщик) экипаж капитана Николая Гастелло. Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил т. н. «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.

    Кроме того, нельзя сказать, что воздушный таран обязательно приводил к гибели лётчика. Как показывает статистика, при совершении воздушного тарана гибло примерно 37% пилотов. Остальные лётчики не только оставались живы, но даже сохраняли самолёт в более или менее боеспособном состоянии, так многие машины могли продолжать воздушный бой и совершали удачную посадку. Есть примеры, когда лётчики совершали по два успешных тарана в одном воздушном бою. Несколько десятков советских лётчиков совершили т. н. «двойные» тараны, это когда с первого раза самолёт врага сбить не удавалось и тогда приходилось добивать его вторым ударом. Есть даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить противника, пришлось совершить четыре таранных удара. 35 советских лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С. Хлобыстов - по три.

    Борис Иванович Ковзан (1922 - 1985) – это единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана, причём трижды он возвращался на родной аэродром на своём самолёте. 13 августа 1942 года на одномоторном истребителе Ла-5 капитан Б. И. Ковзан совершил четвёртый таран. Лётчик обнаружил группу вражеских бомбардировщиков и истребителей и вступил с ними в схватку. В ожесточённом бою его самолёт был подбит. Вражеская пулеметная очередь пришлась по кабине истребителя, была разбита приборная доска, осколками посекло голову летчика. Машина горела. Борис Ковзан почувствовал резкую боль в голове и одном глазу, поэтому с трудом заметил, как один из немецких самолётов пошел на него в лобовую атаку. Машины быстро сближались. «Если сейчас немец не выдержит и отвернет вверх, тогда надо будет таранить», - подумал Ковзан. Раненый в голову пилот на горящем самолёте шел на таран.

    Когда самолеты столкнулись в воздухе, Ковзана от резкого удара выбросило из кабины, т. к. ремни просто лопнули. 3500 метров он пролетел, не раскрывая парашюта в полубессознательном состоянии, и только уже над самой землей, на высоте всего 200 метров, очнулся и дернул за вытяжное кольцо. Парашют смог раскрыться, но удар о землю всё равно был очень сильным. Советский ас пришел в себя в госпитале Москвы на седьмые сутки. У него было несколько ранений осколками, оказались сломанными ключица и челюсть, обе руки и ноги. Правый глаз лётчика врачам спасти не удалось. Два месяца продолжалось лечение Ковзана. Все хорошо понимали, что в этом воздушном бою его спасло только чудо. Приговор комиссии для Бориса Ковзана был очень тяжёл: «Больше летать нельзя». Но это был настоящий советский сокол, который не представлял себе жизни без полетов и неба. Ковзан добивался своей мечты всю жизнь! Его в своё время не хотели принимать в Одесскую военно-авиационную школу, тогда Ковзан приписал себе год и упросил врачей медицинской комиссии, хотя не добирал 13 килограммов веса до нормы. И он добился своей цели. Его вела твёрдая уверенность, если постоянно стремиться к цели – она будет достигнута.

    Он был ранен, но теперь здоров, голова на месте, руки и ноги восстановились. В итоге лётчик добрался до главкома ВВС А. Новикова. Тот пообещал помочь. Получено новое заключение медкомиссии: «Годен к полетам на всех типах истребителей». Борис Ковзан пишет рапорт с просьбой направить его в воюющие части, получает несколько отказов. Но и в этот раз добился своего, пилота зачислили в 144-ю дивизию противовоздушной обороны (ПВО) возле Саратова. Всего за годы Великой Отечественной войны советский пилот совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных боях, сбил 28 немецких самолетов, причём 6 из них уже после тяжёлого ранения и будучи одноглазым. В августе 1943 года получил звание Героя Советского Союза.


    Ковзан Борис Иванович

    Советские летчики во время Великой Отечественной войны использовали различные техники воздушного тарана:

    Удар пропеллером самолёта по хвостовому оперению врага. Атакующий самолёт заходит на противника сзади и наносит удар пропеллером по его хвостовому оперению. Этот удар приводил к разрушению вражеского самолёта или потере управляемости. Это была самая распространённая техника воздушного тарана во время Великой войны. При правильном исполнении пилот атакующего самолёта имел довольно хорошие шансы, чтобы уцелеть. При столкновении с самолётом врага обычно страдает только пропеллер, и даже если он выходил из строя, были шансы посадить машину или прыгнуть с парашютом.

    Удар крылом. Производился как при лобовом сближении самолётов, так и при заходе на врага сзади. Удар наносился крылом по хвосту или фюзеляжу вражеского самолёта, в том числе кабине лётчика самолёта-цели. Иногда таким приёмом завершали лобовую атаку.

    Удар фюзеляжем. Он считался самым опасным для пилота видом воздушного тарана. К этому приёму также относят столкновение самолётов при лобовой атаке. Интересно, что даже при таком исходе, некоторые пилоты выживали.

    Удар хвостом самолёта (таран И. Ш. Бикмухаметова). Таран, который совершил Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаметов 4 Августа 1942 года. Он выйдя в лоб вражескому самолёту с горкой и виражом нанёс удар хвостом своего истребителя по крылу противника. В результате истребитель противника потерял управление, сорвался в штопор и погиб, а Ибрагим Бикмухаметов смог даже довести свой ЛаГГ-З до аэродрома и благополучно сесть.

    Бикмухаметов окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. В. П. Чкалова, зимой 1939 - 1940 годов участвовал в войне с Финляндией. В Великой Отечественной войне младший лейтенант участвовал с самого её начала, до ноября 1941 года служил в составе 238-го Истребительного авиаполка (ИАП), затем - в 5-м Гвардейском ИАП. Командир полка отмечал, что лётчик «смел и решителен».

    4 Августа 1942 года шестёрка одноместных и одномоторных истребителей ЛаГГ-З 5-го Гвардейского ИАП во главе с Гвардии майором Григорием Онуфриенко вылетела для прикрытия наземных войск в районе Ржева. В состав этой группы входил и командир звена Ибрагим Бикмухаметов. За линией фронта советские истребители встретили 8 вражеских истребителей Ме-109. Немцы шли параллельным курсом. Началась скоротечная воздушная схватка. Она завершилась победой наших пилотов: было уничтожено 3 самолёта люфтваффе. Один из них сбил командир эскадрильи Г. Онуфриенко, два других «Мессершмитта» И. Бикмухаметов. Первый Ме-109 пилот атаковал на боевом развороте, ударив по нему из пушки и двух пулемётов, самолёт врага пошёл к земле. В горячке боя И. Бикмухаметов поздно заметил другой вражеский самолёт, который зашёл сверху в хвост его машины. Но командир звена не растерялся, он энергично сделал горку и с резким разворотом пошёл на немца. Противник не выдержал атаки в лоб и пытался отвернуть свой самолёт. Вражеский пилот смог избежать встречи с лопастями воздушного винта машины И. Бикмухаметова. Но наш лётчик изловчился и, резко довернув машину, нанёс сильный удар хвостом своего «утюга» (так прозвали советские лётчики этот истребитель) по крылу «мессера». Истребитель врага свалился в штопор и скоро упал в чащу густого леса.

    Бикмухаметов смог довести сильно повреждённую машину до аэродрома. Это был 11-й вражеский самолёт, сбитый Ибрагимом Бикмухаметовым. Пилот за время войны был награждён 2 орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Погиб отважный лётчик 16 декабря 1942 года в Воронежской области. В ходе схватки с превосходящими силами врага, его самолёт был подбит и во время вынужденной посадки, стараясь спасти истребитель, раненый пилот разбился.


    ЛаГГ-3

    Первые тараны Великой Отечественной войны

    Исследователи до сих пор спорят по поводу того, кто совершил первый таран 22 июня 1941 года. Одни считают, что это был старший лейтенант Иван Иванович Иванов , другие называют автором первого тарана Великой Отечественной войны младшего лейтенанта Дмитрия Васильевича Кокорева.

    И. И. Иванов (1909 - 22 июня 1941) служил в рядах Красной Армии с осени 1931 года, затем был отправлен по комсомольской путёвке в Пермскую авиационную школу. Весной 1933 года Иванов направлен в 8-ю Одесскую военно-авиационную школу. Первоначально служил в 11-м лёгкобомбардировочном полку в Киевском военном округе, в 1939 году участвовал в Польском походе по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии, затем в «Зимней войне» с Финляндией. В конце 1940 года закончил курсы летчиков-истребителей. Получил назначение в 14-ю смешанную авиационную дивизию, заместителем командира эскадрильи 46-го ИАП.


    Иван Иванович Иванов

    На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иван Иванов поднялся в небо по боевой тревоге во главе звена И-16 (по другой версии лётчики были на И-153) на перехват группы вражеских самолётов, которые приближались к аэродрому Млынов. В воздухе советские лётчики обнаружили 6 двухмоторных бомбардировщиков He-111 из 7-го отряда эскадры KG 55 «Гриф». Старший лейтенант Иванов повёл звено истребителей в атаку на противника. Звено советских истребителей спикировало на ведущий бомбардировщик. Стрелки бомбардировщиков открыли огонь по советским самолётам. Выйдя из пикирования, И-16 повторили атаку. Один из «хейнкелей» был подбит. Остальные вражеские бомбардировщики, сбросили бомбы, не дойдя до цели и стали уходить на запад. После успешной атаки оба ведомых Иванова пошли на свой аэродром, так как, уходя от огня стрелков врага, маневрируя, израсходовали почти всё топливо. Иванов пропустив их на посадку, продолжал преследование, но затем, также решил садиться, т.к. горючее кончалось, а боезапас закончился. В это время над советским аэродромом появился вражеский бомбардировщик. Заметив его, Иванов пошёл ему навстречу, но немец, ведя пулемётный огонь, не сворачивал с курса. Единственным способом остановить врага остался таран. От удара бомбардировщик (советский самолёт отсек винтом хвост немецкой машины), который вёл унтер-офицер Х.Вольфейль, потерял управление и врезался в землю. Немецкий экипаж погиб весь. Но и самолёт И. Иванова был сильно повреждён. Из-за малой высоты лётчик не смог использовать парашют и погиб. Произошёл этот таран в 4 часа 25 минут утра у села Загороща Ровенского района Ровенской области. 2 августа 1941 года старший лейтенант Иван Иванович Иванов посмертно стал Героем Советского Союза.


    И-16

    Примерно в это же время свой таран совершил младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев (1918 - 12.10.1941). Уроженец Рязанщины нёс службу в 9-й смешанной авиационной дивизии, в 124-м ИАП (Западный особый военный округ). Полк был дислоцирован в пограничном аэродроме Высоко – Мазовецк, в районе города Замбров (Западная Украина). После того, как началась война, командир полка майор Полунин поручил молодому лётчику разведать обстановку в районе государственной границы СССР, которая стала теперь линией боевого соприкосновения советских и немецких войск.

    В 4 часа 05 минут утра, когда Дмитрий Кокорев возвращался с разведки, люфтваффе совершили по аэродрому первый мощный удар, т. к. полк мешал пролёту вглубь страны. Бой был жестокий. Аэродром был сильно разрушен.

    И тут Кокарев увидел разведчик-бомбардировщик «Дорнье-215» (по другой информации, многоцелевой самолёт Ме-110), уходящий от советского аэродрома. Судя по всему, это был гитлеровский разведчик, который выполнял контроль результата первого удара по истребительному авиаполку. Гнев ослепил советского лётчика, круто рванув высотный истребитель «МиГ» в боевой разворот, Кокорев пошёл в атаку, в горячке он открыл огонь раньше времени. Промахнулся, зато немецкий стрелок ударил метко - строчка разрывов прошила правую плоскость его машины.

    Вражеский самолёт на максимальной скорости уходил к государственной границе. Дмитрий Кокорев пошёл на вторую атаку. Он сокращал расстояние, не обращая внимания на бешеную стрельбу немецкого стрелка, подойдя на расстояние выстрела, Кокорев нажал гашетку, но боезапас кончился. Долго советский лётчик не думал, врага отпускать нельзя, он резко добавил скорости и кинул истребитель на вражескую машину. «МиГ» рубанул винтом около хвостового оперения «Дорнье».

    Этот воздушный таран произошел в 4 часа 15 минут (по другим данным - в 4.35) на глазах пехотинцев и пограничников, которые защищали город Замбров. Фюзеляж немецкого самолёта переломился пополам, и «Дорнье» рухнул на землю. Наш истребитель сорвался в штопор, его двигатель заглох. Кокорев пришёл в себя и смог вырвать машину из страшного вращения. Выбрал поляну для посадки и удачно приземлился. Надо отметить, что младший лейтенант Кокорев был обычным советским рядовым лётчиком, которых были сотни в Военно-воздушных силах Красной Армии. За плечами младшего лейтенанта была лишь лётная школа.

    К сожалению, герой не дожил до Победы. Он совершил 100 боевых вылетов, сбил 5 самолётов врага. Когда его полк воевал под Ленинградом, 12 октября разведка сообщила, что на аэродроме в Сиверской обнаружено большое количество вражеских «Юнкерсов». Погода была нелётная, немцы не поднимались в воздух в таких условиях и не ждали наших самолётов. Было решено нанести удар по аэродрому. Группа из 6 наших пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (их называли «Пешки») в сопровождении 13 истребителей МиГ-3, появившись над «Сиверской», стали полной неожиданностью для гитлеровцев.

    Зажигательные бомбы с малой высоты ударили точно в цель, пулемётный огонь и реактивные снаряды истребителей довершили разгром. Немцы смогли поднять в воздух только один истребитель. Пе-2 уже отбомбились и уходили, только один бомбардировщик отстал. Кокорев бросился на его защиту. Он сбил противника, но в это время очнулась противовоздушная оборона немцев. Самолёт Дмитрия был сбит и упал.

    Первые…

    Екатерина Ивановна Зеленко (1916 - 12 сентября 1941) стала первой женщиной на планете, которая совершила воздушный таран. Зеленко закончила Воронежский аэроклуб (в 1933 году), 3-ю Оренбургскую военно-авиационную школу им. К. Е. Ворошилова (в 1934 году). Служила в составе 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригады в Харькове, была лётчиком-испытателем. В течение 4 лет она освоила семь типов самолётов. Это единственная женщина пилот, которая участвовала в «Зимней войне» (в составе 11-го легкобомбардировочного авиационного полка). Была награждена Орденом Красного Знамени – совершила 8 боевых вылетов.

    В Великой Отечественной войне участвовала с первого дня, воюя в составе 16-й смешанной авиационной дивизии, была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка. Успела совершить 40 боевых вылетов, в том числе ночных. 12 сентября 1941 года она совершила 2 успешных разведывательных боевых вылета на бомбардировщике Су-2. Но, несмотря на то, что во время второго полёта её Су-2 был повреждён, Екатерина Зеленко в тот же день вылетела в третий раз. Уже возвращаясь, в районе города Ромны два советских самолёта подверглись атаке 7 вражеских истребителей. Екатерина Зеленко смогла сбить один Me-109, а когда у неё кончился боезапас, протаранила второй немецкий истребитель. Лётчица уничтожила противника, но при этом погибла сама.


    Памятник Екатерине Зеленко в Курске.

    Виктор Васильевич Талалихин (1918 - 27 октября 1941) совершил ночной таран, который стал самым знаменитым в этой войне, сбив в ночь на 7 августа 1941 года на И-16 в районе Подольска (Подмосковье) бомбардировщик Хe-111. Долгое время считалось, что это первый ночной таран в истории авиации. Только позднее стало известно, что в ночь на 29 июля 1941 года летчик-истребитель 28-го ИАП Пётр Васильевич Еремеев на самолёте МиГ-3 таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Он погиб 2 октября 1941 года в воздушном бою (21 Сентября 1995 года Еремеев за мужество и воинскую доблесть, посмертно удостоен звания Героя России).

    27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием В. Талалихина вылетела на прикрытие наших сил в район деревни Каменки, на берегу Нары (85 км западнее столицы). Они столкнулись с 9 вражескими истребителями, в схватке Талалихин сбил один «мессер», но другой смог его подбить, лётчик пал смертью храбрых…


    Виктор Васильевич Талалихин.

    Экипаж Виктора Петровича Носова из состава 51-го минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота совершил первый в истории войны таран судна с помощью тяжёлого бомбардировщика. Лейтенант командовал торпедоносцем А-20 (американский Douglas A-20 Havoc). 13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке вражеского транспорта в 6 тыс. тонн советский самолёт был подбит. Командир направил горящую машину прямо в транспорт противника. Самолёт попал в цель, произошёл взрыв, вражеское судно затонуло. Экипаж самолета: лейтенант Виктор Носов (командир), младший лейтенант Александр Игошин (штурман) и сержант Фёдор Дорофеев (стрелок-радист), погибли смертью храбрых.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт