Партия социалистов революционеров была создана. Партия эсеров в России. Форма правления партии эсеров

19.10.2019

Партия социалистов-революционеров (эсеры). Левые эсеры

Процесс образования партии эсеров был длительным. Учредительный съезд партии, состоявшийся 29 декабря 1905 - 4 января 1906 года в Финляндии и утвердивший ее программу и временный организационный устав, подвел итоги десятилетней истории эсеровского движения.

Первые эсеровские организации появились в середине 90-х годов ХІХ века: Союз русских социалистов-революционеров (1893 г., Берн), киевская группа и в 1895 - 1896 годах. ССР организовался в Саратове, а затем перенес свое место пребывание в Москву. Во второй половине 90-х годов организации эсеровской ориентации возникли в Воронеже, Минске, Одессе, Пензе, Петербурге, Полтаве, Тамбове и Харькове.

Название «социалисты-революционеры» принимали, как правило, те представители революционного народничества , которые ранее именовали себя «народовольцами» или тяготели к ним. Принимая название «социалисты-революционеры», революционные народники уточняли и свое место в широком и пестром по составу народническом направлении. Они отмежевывались от крайностей в народничестве: с одной стороны, от экономизма и реформизма правых народников, проповедовавших теорию «малых дел» и служивших постоянной мишенью для марксистов в их критике народничества, с другой - от экстремизма , увлечений индивидуальным террором, заговорщицкими идеями, которые свойственны были эпигонам народовольцев. В то же время подчеркивалась преемственность с революционным движением предшествующих десятилетий, когда социалистами-революционерами называли себя все участники этого движения: «землевольцы», «чернопередельцы», «народовольцы» и даже первые русские марксисты. С годами название «социалисты-революционеры» употреблялось все реже и реже. Революционные народники 90-х годов, «заставив сиять заново» это название и монополизировав его, заявляли себя не только преемниками традиций своих предшественников, но и их единственными наследниками и продолжателями.

Называя себя социалистами-революционерами, революционные народники как бы подчеркивали, что они тоже будут бороться за социальные преобразования, опираясь в этой борьбе как на интеллигенцию, так и на массы, что готовы порвать с наметившейся в народнической среде эволюцией в сторону конституционного либерализма. В названии «социалист-революционер» проявлялось и несогласие революционных народников с российской социал-демократией. Это несогласие носило не только теоретический, но также программный и тактический характер. Социалисты-революционеры не смогли смириться прежде всего с тем, что социал-демократы пренебрегали крестьянством, а некоторые из них даже считали его реакционным. К тому же в их представлении социал-демократы были не революционерами по своей природе, а эволюционистами, возлагавшими основные надежды на стихийное развитие жизни в сторону социализма. Преобладавшие в 90-е годы в российской социал-демократии «экономизм» и реформизм они считали чертами, выражавшими истинную сущность социал-демократии.

Однако своим новым названием революционные народники лишь обозначили свои намерения. Их надо было воплотить в теорию и конкретизировать в программе и тактике. Осуществить это было непросто, так как среди эсеров по всем вопросам существовали значительные разногласия и само эсеровское движение было слабым. Оно состояло из ряда нелегальных организаций, небольших по численности, интеллигентских по своему составу. Лишь некоторые из них эпизодически заявляли о себе изданием мизерными тиражами различного рода пропагандистской и агитационной литературы.

Кроме внутренних причин, развитие эсеровского движения тормозилось и постоянными репрессиями со стороны властей. Некоторые из эсеровских организаций полностью ликвидировались.

В силу названных причин и обстоятельств эсеровские попытки объединения в партию (съезды в 1897 году в Воронеже и Полтаве, в 1898 году в Киеве) заканчивались безрезультатно.

Новый этап в эсеровском движении, характеризующийся его оживлением, начинается на рубеже двух веков. Причинами и предпосылками поворота в эсеровском движении были те изменения, которые происходили во всех сферах общественной жизни России. Разразившийся в это время экономический кризис показал, что политика индустриализации страны, проводившаяся в 90-е годы, не может быть успешной без модернизации ее политического строя и сельского хозяйства. Таким образом, на повестку дня всего общественного движения были поставлены вопросы, которые были главными для эсеров. Интерес к эсерам со стороны радикально настроенной интеллигенции возрастал и в связи с тем, что кризис ослабил ее внимание к российским марксистам, поставив под сомнение их оптимистический прогноз относительно преобразующей роли капитализма. Вновь начинают приобретать популярность идеи народников, взятые на вооружение эсерами, об особом пути России к социализму, минуя капитализм, о большом значении крестьянства в общественном движении, а также пропагандировавшиеся ими экстремистские методы и средства борьбы. Революционное народничество пополняется, с одной стороны, вернувшимися из ссылки старыми народниками и народовольцами, сохранившими верность идеям своей молодости (Е.К. Брешко-Брешковская, М.Р. Гоц, О.С. Минор и др.), а с другой - радикально настроенной молодежью, многие представители которой были выбиты из колеи нормальной жизни репрессиями властей. В их числе были ставшие впоследствии видными деятелями партии и ее Боевой организации Н.Д. Авксентьев, В.М. Зензинов, Б.В. Савинков, С.В. Балмашов, Е.С. Созонов, И.П. Каляев и др.

Благотворное влияние на оживление народничества оказывала западная социалистическая мысль, в которой в 90-х годах началась ревизия ортодоксального революционного марксизма и усилилось внимание ряда видных ее представителей к крестьянству. Под влиянием названных обстоятельств активизируется не только практическая деятельность, но и теоретическая работа эсеров. Усилия направляются прежде всего на то, чтобы опровергнуть марксистские взгляды о мелкобуржуазном характере крестьянства, его неустойчивости, расслоении, подчеркивается социальная общность трудового крестьянства и промышленных рабочих. Наибольший вклад в развитие эсеровской теории был внесен В.М. Черновым. Роль лаборатории, в которой разрабатывалась теория неонародничества , играл легальный журнал «Русское богатство», возглавлявшийся в то время одним из патриархов народничества Н.К. Михайловским.

В 1899 году в Северо-Западном крае была образована Рабочая партия политического освобождения России (РППОР) с центром в Минске. Ее программные и тактические принципы были изложены в брошюре «Свобода».

В 1900 году заявила о себе изданием «Манифеста» , объединившая ряд эсеровских организаций на юге России и потому часто именовавшаяся южной партией социалистов-революционеров. Расширил свои границы и Союз социалистов-революционеров . Его группы появились в Петербурге, Ярославле, Томске и ряде других мест, Программа Союза была составлена еще в 1896 году, а отпечатана типографским способом в 1900 году под названием «Наши задачи» .

Воплощением объединительной тенденции в эмиграции явилось образование в 1900 году в Париже по инициативе В.М.Чернова Аграрно-социалистической лиги (АСЛ) . Она была знаменательна прежде всего тем, что провозгласила очередным вопросом революционного дела работу в крестьянстве.

В деле идейного определения и организационного сплочения эсеровского движения периодическая печать играла заметную роль: эмигрантские ежемесячная газета «Накануне» (Лондон, 1899) и журнал «Вестник русской революции» (Париж, 1901), а также газета «Революционная Россия» Союза социалистов-революционеров , первый номер которой появился в начале 1901 года.

Численность, влияние и практическая деятельность региональных эсеровских организаций далеко не соответствовали их претенциозным названиям. РППОР первостепенной задачей считала завоевание политической свободы с помощью террора. Ей принадлежит идея создания особой Боевой организации . Наиболее значимыми делами РППОР было издание и распространение ею в ряде городов, в том числе в Петербурге, первомайской прокламации с призывом к политической борьбе с помощью террора и создание мастерской по изготовлению ручных печатных станков. Весной 1900 года партия была почти полностью ликвидирована полицией.

Скорее символической, нежели реальной была южная Партия социалистов-революционеров . Ее «крестная мать» Е.К.Брешковская признавала, что партийный «Манифест» был составлен слабо, что с выпуском его спешили, для того чтобы сторонники партии «стали примыкать к ее организациям». Партия не имела ни руководящего центра, ни печатного органа. Она представляла собой подобие конфедерации местных эсеровских организаций.

Малочисленной, чисто интеллигентской по своему составу, глубоко законспирированной организацией, лишь изредка проявлявшей себя изданием какой-либо брошюры или прокламации, оставался Союз социалистов-революционеров . Его деятельность несколько активизировалась в связи с началом издания газеты «Революционная Россия». О малых возможностях Союза наглядно свидетельствует тот

факт, что в течение 1901 года было выпущено всего лишь два номера газеты.

В состоянии летаргического полусна оставалась эмиграция. Туго шло издание литературы для крестьян у Аграрно-социалистической лиги и «совершенно не клеилось» дело с доставкой этой литературы в Россию, так как у Лиги прямых связей с ней практически не было.

Значительными были разногласия в эсеровской среде. Они касались ряда важных программных, тактических и организационных вопросов. В частности, не было единства по вопросам о масштабе и темпах политических преобразований, о роли и значении различных классов в этих преобразованиях, о формах, методах и средствах борьбы, особенно о терроре. По-разному представлялись принципы построения партии.

«Манифест» южных эсеров более других эсеровских программных документов отражал разброд, который был свойственен эсеровской мысли того времени. Он представлял собою первую попытку изложить эсеровскую программу, не придерживаясь трафарета программы «Народной воли». В нем явственно проявлялось влияние марксизма, особенно в признании расслоения крестьянства на сельский пролетариат, мелкую сельскую буржуазию, малоземельное крестьянство и существования борьбы между этими группами. В то же время присутствовали и неонароднические утверждения о совпадении интересов крестьянства с интересами рабочих, о возможности устройства их жизни на социалистических началах. Сказывалось двойственное отношение к общине. Не было уже абсолютной уверенности в ее социалистическом будущем. Она рассматривалась лишь как средство, которое может облегчить усвоение крестьянами идеи национализации земли, а также революционную пропаганду и агитацию в деревне. Значительным было расхождение в оценке террора. РППОР и ССР отводили ему чуть ли не главное место в борьбе против самодержавия, южные же эсеры были сторонниками коллективных форм борьбы: демонстраций, митингов, стачек и т.п. Террор южными эсерами допускался лишь как крайнее средство самозащиты в борьбе с провокаторами и предателями революционного дела. Разные мнения существовали и по вопросу организационного строительства партии. РППОР и южные эсеры отдавали предпочтение федеративному принципу. Представители ССР , выступая за партию, «покоящуюся на принципе заговора», были сторонниками ее строгой централизации. По их мнению партия должна была образоваться не путем механического объединения ряда местных организаций, а вырасти органически вокруг определенного, объединяющего всех дела.

В начале 90-х годов в оппозиционной и революционной среде, в том числе и эсеровской, все чаще и настойчивее говорили об объединении в целях усиления эффективности борьбы с существующим строем. Эсеров подхлестывало и стремление опередить в этом отношении социал-демократов, активно работавших в это время над созданием своей партии. Однако уровень эсеровского движения в целом был еще недостаточным для реализации объединительной тенденции. Эсеровские организации оставались малочисленными, замкнутыми, интеллигентскими народническими кружками, разногласия между ними не сглаживались, а обострялись. В сентябре 1901 года в газете «Накануне» В.М.Чернов отмечал наличие в эсеровском движении двух крыльев - левого и правого. К левому крылу он относил ССР , журнал «Вестник русской революции» и газету «Накануне» , более сохранявших народовольческие традиции; к правому - южную Партию социалистов-революционеров , имевшую, по его мнению, ряд общих черт с левым, «искровским» крылом российской социал-демократии. Переговоры между южными эсерами и ССР об объединении велись, но они протекали очень вяло, ограничивались редкими персональными встречами представителей этих организаций и в ближайшем времени не сулили положительных результатов. Дело тормозилось и полицейскими репрессиями, не дававшими организациям сколько-нибудь окрепнуть, вырывавшими из них наиболее активных членов, ликвидировавшими с трудом налаживавшиеся между ними связи. Жертвой этих репрессий стал и ССР . В сентябре 1901 года была арестована его типография в Томске, где печатался третий номер «Революционной России», а в начале декабря он фактически полностью был ликвидирован. Дело объединения эсеров, казалось, было похоронено на неопределённое время. Однако произошло обратное.

Сообщение об образовании партии эсеров появилось в январе 1902 года в третьем номере «Революционной России». В течение 1902 года к партии примкнули эсеровские организации России, а также остатки РППОР. Перед Первой российской революцией в партии было свыше 40 комитетов и групп, объединявших приблизительно 2 - 2,5 тысячи человек. По своему социальному составу партия была преимущественно интеллигентской. Учащиеся, студенты, интеллигенция и служащие составляли в ней более 75 %, а рабочие и крестьяне - около 28 %.

В начале XX века в пёстром калейдоскопе внутриполитических событий России особое место занимала партия социалистов-революционеров, или, как их принято называть, эсеров. Несмотря на то что к 1917 году они насчитывали в своём составе более миллиона человек, им не удалось воплотить в жизнь свои идеи. Впоследствии многие лидеры эсеров закончили свои дни в эмиграции, а те, кто не пожелал покинуть Россию, попали под безжалостное колесо

Выработка теоретической базы

Виктор Чернов - лидер партии эсеров - был автором программы, опубликованной впервые в 1907 году в газете «Революционная Россия». В её основу легли теории ряда классиков российской и зарубежной социалистической мысли. В качестве рабочего документа, неизменного в течение всего периода существования партии, эта программа была принята на первом партийном съезде, прошедшем в 1906 году.

Исторически эсеры являлись последователями народников и, так же как они, проповедовали переход страны к социализму мирным путём, минуя капиталистический период развития. В своей программе они выдвигали перспективу строительства общества демократического социализма, в котором главенствующая роль отводилась рабочим профсоюзам и кооперативным организациям. Его руководство осуществлялось парламентом и органами местного самоуправления.

Основные принципы построения нового общества

Лидеры эсеров в начале 20 века полагали, что будущее общество должно быть основано на базе социализации земледелия. По их мнению, его строительство начнётся именно в деревне и будет включать в себя в первую очередь запрещение частной собственности на землю, но не национализацию её, а лишь перевод в общенародное владение, исключающее право купли-продажи. Распоряжаться ею должны местные советы, построенные на демократической основе, а оплата труда будет производиться строго в соответствии с реальным вкладом каждого работника или целого коллектива.

Основным условием для построения будущего лидеры эсеров считали демократию и политическую свободу во всех формах её проявления. Что же касается государственного устройства России, члены ПСР были сторонниками федеративной формы. Также одним из важнейших требований являлось пропорциональное представительство всех слоёв населения в выборных органах власти и прямое народное законодательство.

Создание партии

Первая партийная ячейка эсеров была образована в 1894 году в Саратове и находилась в тесной связи с местной группой народовольцев. Когда те были ликвидированы, социалисты-революционеры начали самостоятельную деятельность. Она заключалась главным образом в выработке собственной программы и выпуске печатных листовок и брошюр. Руководил работой этого кружка лидер партии социалистов-революционеров (эсеров) тех лет А. Аргунов.

С годами их движение приобрело значительный размах, и к концу девяностых его ячейки появились во многих крупных городах страны. Начало нового века было отмечено многими структурными изменениями в составе партии. Образовывались её самостоятельные ответвления, такие как «Южная партия эсеров» и созданный в северных районах России «Союз эсеров». Со временем они слились с центральной организацией, создав мощную структуру, способную решать общегосударственные задачи. В эти годы лидером (эсеров) являлся В.Чернов.

Террор как путь к «светлому будущему»

Одной из важнейших составляющих партии была их «Боевая организация», впервые заявившая о себе в 1902 году. Первой жертвой стал министр внутренних дел. С этих пор революционный путь к «светлому будущему» щедро обагрялся кровью политических противников. Террористы, хотя и являлись членами ПСР, находились на совершенно автономном и независимом положении.

Центральный комитет, указывая на очередную жертву, лишь называл предполагаемые сроки исполнения приговора, оставляя за боевиками полную организационную свободу действий. Руководителями этой глубоко законспирированной части партии были Гершуни и разоблачённый впоследствии провокатор, тайный агент охранки Азеф.

Отношение эсеров к событиям 1905 года

Когда в стране вспыхнула лидеры эсеров отнеслись к ней весьма скептически. По их мнению, она не была ни буржуазной, ни социалистической, а являлась неким промежуточным звеном между ними. Переход к социализму, утверждали они, должен осуществляться поэтапно мирным путём, и его движущей силой может стать лишь союз крестьянства, которому отдавалась лидирующая позиция, а также пролетариата и трудовой интеллигенции. Высшим законодательным органом, по мнению эсеров, должно было стать Учредительное собрание. Своим политическим лозунгом они избрали словосочетание «Земля и воля».

С 1904 по 1907 год партией проводится широкая пропагандистская и агитационная работа. Выпускается целый ряд легальных печатных изданий, что способствует привлечению в их ряды ещё большего количества членов. К этому же периоду относится роспуск террористической группы «Боевая организация». С этого времени деятельность боевиков становится децентрализованной, их количество значительно увеличивается, а вместе с тем учащаются и политические убийства. Самым громким из них в те годы стал взрыв кареты московского градоначальника, совершённый И. Каляевым. Всего за этот период насчитывается 233 террористических акта.

Разногласия внутри партии

В эти же годы начинается процесс отделения от партии самостоятельных структур, образовывавших независимые политические организации. Это привело впоследствии к дроблению сил и в итоге послужило причиной краха. Даже в рядах ЦК возникли серьёзные разногласия. Так, например, известный лидер эсеров 1905 года Савинков предлагал, несмотря на царский манифест, дававший гражданам определённые свободы, усилить террор, а другой видный деятель партии - Азеф - настаивал на её прекращении.

Когда началась Первая мировая война, в руководстве партии обозначилось так называемое интернациональное течение, поддержанное в первую очередь представителями левого крыла.

Характерно, что лидер левых эсеров - Мария Спиридонова - в дальнейшем примкнула к большевикам. Во время Февральской революции эсеры, войдя в единый блок с меньшевиками-оборонцами, стали крупнейшей партией того времени. Они имели многочисленное представительство во Временном правительстве. Многие лидеры эсеров получили в нём руководящие посты. Достаточно назвать такие имена, как А. Керенский, В. Чернов, Н. Авксентьев и другие.

Борьба с большевиками

Уже в октябре 1917 года эсеры вступили в жёсткую конфронтацию с большевиками. В своём воззвании к народам России они назвали совершённый последними вооружённый захват власти безумием и преступлением. Делегация социалистов-революционеров в знак протеста покинула заседание народных депутатов. Ими был даже организован Комитет по спасению Родины и революции, который возглавил известный лидер партии социалистов-революционеров (эсеров) того периода Абрам Гоц.

На выборах во Всероссийское социалисты-революционеры получили большинство голосов, а председателем был избран бессменный лидер партии эсеров в начале 20 века - Виктор Чернов. Совет партии определил борьбу с большевизмом как первоочередную и неотложную, что и было реализовано в годы Гражданской войны.

Однако определённая нерешительность их действий послужила причиной поражения и арестов. Особенно много членов ПСР оказалось за решёткой в 1919 году. Как результат внутрипартийных разногласий продолжалось и разобщение её рядов. Примером может служить создание на Украине своей независимой партии социалистов-революционеров.

Конец деятельности ПСР

В начале 1920 года прекращает свою деятельность Центральный Комитет партии, а через год состоялся процесс, на котором за «антинародную деятельность» были осуждены многие его члены. Видным лидером партии социалистов-революционеров (эсеров) являлся в те годы Владимир Рихтер. Он был арестован несколько позже своих товарищей.

По приговору суда его расстреляли как особо опасного врага народа. В 1923 году партия социалистов-революционеров практически прекратила свое существование на территории нашей страны. Ещё некоторое время продолжали свою деятельность лишь её члены, находившиеся в эмиграции.

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ (эсеры) - революционно-демократическая политическая партия в России, сложившаяся в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков, Южной партии эсеров и Союза социалистов-революционеров. Своей социальной опорой считала крестьянство, однако основную часть партии составляла демократическая интеллигенция и частично рабочие. Программу партии, состоявшую из двух частей, утвердил II съезд (1906). Программа-минимум включала требования, рассчитанные на осуществление буржуазно-демократической революции: низвержение самодержавия и установление демократической республики; введение всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, полной свободы совести, слова, печати и собраний; установление права рабочих на стачки и организацию профессиональных союзов; законодательное утверждение 8-часового рабочего дня; проведение социализации всех частновладельческих земель и передача их в распоряжение демократически организованных общин для распределения между крестьянами по трудовой норме.

Программа-максимум была ориентирована на проведение государственных реформ для перехода к социализму, экспроприация капиталистической частной собственности; реорганизация производства и всего общества на социалистических началах; установление временной революционной диктатуры рабочего класса.

Тактика партии: различные методы борьбы - от легальных до вооруженного восстания; значительное место отводилось террору через «Боевую организацию» с целью разжечь революцию, устрашить правительство и заставить его созвать Земский собор (Учредительное собрание).

Лидеры: В. М. Чернов, М. Р. Гоц, Г. А. Гершуни, Н. Д. Авксентьев и др.

Печатные органы: нелегальные - газеты «Революционная Россия (1900- 1905) и «Знамя Труда» (1907-1914), журнал «Вестник Русской Революции» (1901 - 1905); легальные - журнал «Заветы» (1912-1914), газета «Земля и воля» (1917) и др.

В период Революции 1905-1907 гг. эсеры участвовали в вооруженных выступлениях в Москве (декабрь 1905), Кронштадте и Свеаборге (лето 1906) и др., имели своих представителей в Советах рабочих и солдатских депутатов, во Всероссийском крестьянском союзе, группу во II Государственной думе (37 депутатов). В 1906 г. от партии отделились максималисты. В 1917 г. партия переживала идейный и организационный кризис (особую позицию занимали левые эсеры).

После Февральской революции 1917 г. вместе с меньшевиками эсеры преобладали в Советах, входили в состав Временного правительства, занимали руководящее положение во ВЦИК, Исполкоме Совета крестьянских депутатов, в Предпарламенте; осенью 1917 г. получили большинство на выборах в Учредительное собрание.

После Октябрьской революции 1917 г. левые эсеры первоначально заняли выжидательную позицию; в декабре их представители вошли в состав Совета народных комиссаров (И. 3. Штейнберг, П. П. Прошьян, А. Л. Колегаев, В. А. Карелин), однако после заключения Брестского мирного договора 1918 г. в знак протеста вышли из правительства, начали участвовать в антибольшевистских выступлениях и правительствах (Комитет членов Учредительного собрания и др.).

В 1922 г. ГПУ арестовало 47 руководителей партии, обвинив их в контрреволюционной деятельности. Трибунал ВЦИК (июнь 1922) приговорил 12 человек к смертной казни (исполнение приговора было отложено), остальных - к различным срокам тюремного заключения; впоследствии большинство эсеров подверглось репрессиям и уничтожению.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 383-384.

Партия социал-революционеров (ПСР) - это политическая сила, объединявшая в себе все ранее разрозненные силы оппозиционеров, стремившихся свергнуть власть. Сегодня распространен миф, что ПСР - террористы, радикалы, которые методом борьбы выбрали кровь и убийство. Это заблуждение сложилось оттого, что в новую силу вошли многие представители народничества, которые действительно выбирали радикальные методы политической борьбы. Однако ПСР не состояла сплошь из ярых националистов и террористов, в ее структуру входили и умеренно настроенные члены. Многие из них занимали даже видные политические посты, являлись известными и уважаемыми людьми. Однако в партии все же существовала «Боевая организация». Именно она занималась террором и убийствами. Ее цель - посеять страх, панику в обществе. Частично им это удалось: были случаи, что политики отказывались от постов губернаторов, так как боялись быть убитыми. Но не все лидеры эсеров придерживались таких взглядов. Многие из них хотели бороться за власть законным конституционным путем. Именно лидеры эсеров станут главными героями нашей статьи. Но сначала скажем о том, когда официально появилась партия и кто в нее входил.

Появление ПСР на политической арене

Название «социал-революционеры» приняли представители революционного народничества. В этой партии они увидели продолжение своей борьбы. Они и составили костяк первой боевой организации партии.

Уже в середине 90-х гг. 19 века стали образовываться эсеровские организации: в 1894 году появился первый Саратовский союз русских социал-революционеров. К концу 19 века подобные организации возникли почти во всех крупных городах. Это Одесса, Минск, Петербург, Тамбов, Харьков, Полтава, Москва. Первым лидером партии был А. Аргунов.

«Боевая организация»

«Боевая организация» эсеров являлась террористической организацией. Именно по ней судят обо всей партии как о «кровавой». На самом деле подобное формирование существовало, однако оно было автономно от Центрального Комитета, часто ему не подчинялось. Ради справедливости скажем, что многие партийные деятели также не разделяли подобные методы ведения борьбы: существовали так называемые левые и правые эсеры.

Идея террора была не нова в русской истории: 19 век сопровождался массовыми убийствами видных политических деятелей. Тогда этим занимались «народники», которые к началу 20 века влились в ПСР. В 1902 «Боевая организация» впервые себя проявила как самостоятельная организация - был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин. Вскоре последовала череда убийств других видных политических деятелей, губернаторов и др. Лидеры эсеров не могли влиять на свое кровавое детище, которое выдвинуло лозунг: «Террор как путь к светлому будущему». Примечательно, но одним из главных руководителей «Боевой организации» был двойной агент Азеф. Он одновременно организовывал террористические акты, выбирал следующие жертвы, а с другой стороны, являлся тайным агентом охранки, «сливал» спецслужбам видных исполнителей, плел интриги в партии, не допускал смерти самого императора.

Лидеры «Боевой организации»

Лидерами «Боевой организации» (БО) были Азеф - двойной агент, а также Борис Савинков, оставивший мемуары о данной организации. Именно по его заметкам историки изучали все тонкости БО. В ней не было жесткой партийной иерархии, как, например, в ЦК ПСР. По словам Б. Савинкова, была атмосфера коллектива, семьи. В ней царила гармония, уважение друг к другу. Сам Азеф прекрасно понимал, что одними авторитарными методами не удержать БО в подчинении, он позволял активистам самим определять внутреннюю жизнь. Другие активные ее деятели - Борис Савинков, И. Швейцер, Е. Созонов - делали все, чтобы организация была единой семьей. В 1904 году был убит другой министр финансов - В. К. Плеве. После этого был принят Устав БО, но он никогда не выполнялся. По воспоминаниям Б. Савинкова, это была лишь бумажка, которая не имела никакой юридической силы, никто не обращал на нее никакого внимания. В январе 1906 года «Боевая организация» окончательно была ликвидирована на партийном съезде из-за отказа ее лидеров продолжить террор, а сам Азеф стал сторонником политической законной борьбы. В будущем, конечно, были попытки ее реанимировать с целью убийства самого императора, но Азеф все время нивелировал их вплоть до своего разоблачения и бегства.

Движущая политическая сила ПСР

Эсеры в надвигающейся революции делали упор на крестьянство. Это и понятно: именно аграрии составляли большинство жителей России, именно они терпели многовековое угнетение. Так считал и Виктор Чернов. К слову сказать, до первой русской революции 1905 года крепостничество фактически сохранялось в России в видоизмененном формате. Только реформы П. А. Столыпина освободили наиболее трудолюбивые силы от ненавистной общины, тем самым создав мощный толчок для социально-экономического развития.

Эсеры 1905 года скептически относились к революции. Они не считали Первую революцию 1905 года ни социалистической, ни буржуазной. Переход к социализму должен был быть мирным, поэтапным в нашей стране, а буржуазная революция, по их мнению, и вовсе не нужна, ибо в России большинство жителей империи - крестьяне, а не рабочие.

Своим политическим лозунгом эсеры провозгласили словосочетание «Земля и воля».

Официальное появление

Процесс формирования официальной политической партии был долгим. Причина заключалась в том, что лидеры эсеров имели разные взгляды как на конечную цель партии, так и на использование методов осуществления своих целей. Кроме того, в стране фактически существовали две независимые силы: «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров». Они слились в единую структуру. Новый лидер партии эсеров в начале 20 века сумел собрать всех видных деятелей вместе. Учредительный съезд проходил с 29 декабря 1905 по 4 января 1906 года в Финляндии. Тогда это была не независимая страна, а автономия в составе Российской империи. В отличие от будущих большевиков, которые создавали свою партию РСДРП за границей, эсеры формировались внутри России. Лидером объединенной партии стал Виктор Чернов.

В Финляндии ПСР утвердили свою программу, временный устав, подвели итоги своего движения. Официальному оформлению партии способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Он официально провозглашал Государственную думу, которая формировалась через выборы. Лидеры эсеров не хотели оставаться в стороне - они также начали официальную законную борьбу. Проводится широкая пропагандистская работа, выпускаются официальные печатные издания, активно привлекаются новые члены. К 1907 распускается «Боевая организация». После этого лидеры эсеров не контролируют своих бывших боевиков и террористов, их деятельность становится децентрализованной, численность их растет. Но с роспуском боевого крыла происходит, наоборот, рост террористических актов - всего их насчитывается 223. Самым громким из них считается взрыв кареты московского градоначальника Каляева.

Разногласия

С 1905 года начинаются разногласия между политическими группами и силами в ПСР. Появляются так называемые левые эсеры и центристы. Термин «правые эсеры» в самой партии не встречался. Этот ярлык придумали впоследствии большевики. В самой партии было разделение не на «левых» и «правых», а на максималистов и минималистов, по аналогии с большевиками и меньшевиками. Левые эсеры - это и есть максималисты. Они в 1906 году откололись от основных сил. Максималисты настаивали на продолжении аграрного террора, т. е. свержения власти революционными методами. Минималисты настаивали на борьбе законными, демократическими способами. Интересно, но почти так же разделилась партия РСДРП на меньшевиков и большевиков. Лидером левых эсеров стала Мария Спиридонова. Примечательно, что они слились впоследствии с большевиками, тогда как минималисты объединились с другими силами, а сам лидер В. Чернов входил во Временное правительство.

Женщина-лидер

Эсеры унаследовали традиции народников, видными деятелями которых некоторое время были женщины. В одно время, после ареста основных лидеров народовольцев, на свободе остался только один член исполкома - Вера Фигнер, руководившая организацией почти два года. Убийство Александра Второго также связано с именем другой женщины-народовольца - Софьи Перовской. Поэтому никто не был против, когда Мария Спиридонова стала во главе левых эсеров. Далее - немного о деятельности Марии.

Популярность Спиридоновой

Мария Спиридонова - символ Первой русской революции, над ее сакральным образом трудились много видных деятелей, поэтов, писателей. Мария не сделала ничего сверхъестественного, по сравнению с деятельностью других террористов, осуществлявших так называемый аграрный террор. Она в январе 1906 года совершила покушение на советника губернатора Гавриила Луженовского. Он «провинился» перед русскими революционерами во время 1905 года. Луженовский жестоко подавлял любые революционные выступления в своей губернии, был лидером тамбовских черносотенцев - националистической партии, которая отстаивала монархические традиционные ценности. Покушение для Марии Спиридоновой закончилось неудачно: ее зверски избили казаки и полицейские. Возможно, она была даже изнасилована, но эта информация неофициальная. Особо рьяных обидчиков Марии - полицейского Жданова и казачьего офицера Аврамова - настигла расправа в будущем. Сама же Спиридонова сделалась «великомученицей», пострадавшей за идеалы русской революции. Общественный резонанс по ее делу облетел все страницы иностранной прессы, которая уже в те годы любила говорить о правах человека в неподконтрольных им странах.

Журналист Владимир Попов сделал себе имя на этой истории. Он провел расследование для либеральной газеты «Русь». Дело Марии было настоящей пиар-акцией: описывались в газетах каждый ее жест, каждое сказанное на суде слово, опубликовывались письма родным и близким из тюрьмы. На ее защиту встал один из виднейших юристов того времени: член ЦК кадетов Николай Тесленко, возглавлявший Союз адвокатов России. Фотокарточка Спиридоновой распространялась по всей империи - эта была одна из самых популярных фотографий того времени. Находятся свидетельства, что тамбовские крестьяне молились за нее в специальной часовенке, поставленной во имя Марии Египетской. Все статьи о Марии переопубликовывались, каждый студент считал почетным иметь ее карточку в кармане, наряду со студенческим билетом. Система власти не выдержала общественного резонанса: Марии отменили смертную казнь, изменив наказание на пожизненную каторгу. В 1917 году Спиридонова примкнет к большевикам.

Другие лидеры левых эсеров

Говоря о лидерах эсеров, необходимо упомянуть еще нескольких видных деятелей этой партии. Первый - Борис Камков (настоящая фамилия Кац).

Один из создателей партии ПСР. Родился в 1885 году в Бессарабии. Сын земского врача-еврея, участвовал в революционном движении в Кишиневе, Одессе, за что и был арестован как член БО. В 1907 году бежал за границу, где и проводил всю активную работу. В годы Первой мировой войны придерживался пораженческих взглядов, т. е. активно желал поражения русских войск в империалистической войне. Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», а также в комитет помощи военнопленным. Вернулся в Россию только после Февральской революции, в 1917 году. Камков активно выступал против Временного «буржуазного» правительства и против продолжения войны. Убедившись, что он не сможет противостоять политике ПСР, Камков вместе с Марией Спиридоновой и Марком Натансоном инициировали создание фракции левых эсеров. В Предпарламенте (22 сентября - 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции по миру и Декрету о земле. Однако они были отвергнуты, что привело его к сближению с Лениным и Троцким. Большевики решили выйти из Предпарламента, призвав левых эсеров последовать вместе с ними. Камков решил остаться, но заявил о солидарности с большевиками в случае революционного выступления. Таким образом, Камков уже тогда либо знал, либо догадывался о возможном захвате власти со стороны Ленина и Троцкого. Осенью 1917 года он стал одним из лидеров крупнейшей петроградской ячейки ПСР. После октября 1917 года пытался наладить взаимоотношения с большевиками, заявлял, что в новый Совет Народных Комиссаров должны войти все партии. Активно выступал против Брестского мира, хотя еще летом заявлял о недопустимости продолжения войны. В июле 1918 года начались левоэсеровские движения против большевиков, в которых Камков принял участие. С января 1920 года начинается череда арестов, ссылок, но он никогда не отказывался от верности к ПСР, несмотря на то что когда-то активно поддерживал большевиков. Только с началом троцкистских чисток Сталина 29 августа 1938 года был расстрелян. Реабилитирован прокуратурой РФ в 1992 году.

Другой видный теоретик левых эсеров - Штейнберг Исаак Захарович. Сначала так же, как и другие, был сторонником сближения большевиков и левых эсеров. Был даже народным комиссаром юстиции в Совете народных комиссаров. Однако так же, как и Камков, был ярым противником заключения Брестского мира. Во время эсеровскоско восстания Исаак Захарович находился за границей. После возвращения в РСФСР вел подпольную борьбу против большевиков, в результате чего был арестован ВЧК в 1919 году. После окончательного разгрома левых эсеров эмигрировал за границу, где вел антисоветскую деятельность. Автор книги «От февраля по октябрь 1917», которая издана в Берлине.

Еще одним видным деятелем, который поддерживал связь с большевиками, был Натансон Марк Андреевич. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года инициировал создание новой партии - Партии левых эсеров. Это были новые «левые», которые не хотели примкнуть к большевикам, но и не вошли к центристам из Учредительного собрания. В 1918 году партия открыто выступила против большевиков, однако Натансон остался верным союзу с ними, отколовшись от левых эсеров. Было организовано новое течение - Партия революционного коммунизма, членом ЦИК которой являлся Натансон. В 1919 году он понял, что большевики не потерпят никакой иной политической силы. Боясь ареста, уехал в Швейцарию, где и умер от болезни.

Эсеры: 1917 год

После громких террактов 1906-1909 гг. эсеров считают главной угрозой империи. Против них начинаются настоящие облавы со стороны полиции. Февральская революция реанимирует партию, а идея «крестьянского социализма» находит отклик в сердцах людей, т. к. многие желали передела помещичьих земель. К концу лета 1917 года численность партии доходит до одного миллиона человек. В 62 губерниях формируются 436 партийных организаций. Несмотря на большую численность и поддержку, политическая борьба была довольна вялой: так, за всю историю партии проводилось всего четыре съезда, а к 1917 году так и не был принят постоянный Устав.

Быстрый рост партии, отсутствие четкой структуры, членских взносов, учета своих членов приводят к сильному разнобою в политических взглядах. Некоторые ее малограмотные члены и вовсе не видели разницы между ПСР и РСДРП, считали эсеров и большевиков одной партией. Частыми были случаи перехода от одной политической силы к другой. Также в партию вступали целыми деревнями, фабриками, заводами. Лидеры ПСР отмечали, что многие так называемые мартовские эсеры входят в партию исключительно с целью карьерного роста. Это подтвердилось массовым их уходом после прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года. «Мартовские эсеры» почти все перешли к большевикам к началу 1918 года.

К осени 1917 года эсеры распадаюстя на три партии: правые (Брешко-Брешковская Е. К., Керенский А. Ф., Савинков Б. В.), центристы (Чернов В. М., Маслов С. Л.), левые (Спиридонова М. А., Камков Б. Д.).

Партия социалистов-революционеров создана на базе ранее существовавших народнических организаций и занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Её судьба была драматичней, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год . В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание . Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.

Органы управления

  • Высший орган - Съезд Партии Социалистов-Революционеров, Совет Партии Социалистов-Революционеров
  • Исполнительный орган - Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров

Программа партии

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Николая Чернышевского , Петра Лаврова , Николая Михайловского .

Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года в № 46 «Революционной России» . Проект с незначительными изменениями был утверждён в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года . Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии Виктор Чернов .

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества , сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма , то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в развитие мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.

Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию . Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина : свобода совести , слова , печати, собраний , союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение . Эсеры раньше, чем социал-демократы , выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902-1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия», «Заветы».

История партии

Дореволюционный период

Партия социалистов-революционеров началась с саратовского кружка, возникшего в и состоявшего в связи с группой народовольцев «Летучего листка». Когда народовольческую группу разогнали, саратовский кружок обособился и стал действовать самостоятельно. В он выработал программу. Она была отпечатана на гектографе под названием «Наши задачи. Основные положения программы социалистов-революционеров». В эта брошюра выпущена заграничным Союзом русских социалистов-революционеров вместе со статьей Григоровича «Социалисты-революционеры и социал-демократы». В саратовский кружок переместился в Москву, занимался выпуском прокламаций, распространением заграничной литературы. Кружок обрел новое название - Северный союз социалистов-революционеров. Руководил им Андрей Аргунов .

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 - в «Союз эсеров». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия » объявила о создании партии. В неё влилась женевская «Аграрно-Социалистическая лига».

В апреле 1902 года террористическим актом против министра внутренних дел Дмитрия Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО) эсеров . БО являлась самой законспирированной частью партии, ее устав был написан Михаилом Гоцем . За всю историю существования БО (1901-1908) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в её внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903-1908) (являющийся тайным агентом полиции) были организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами её ЦК.

Период первой русской революции 1905-1907 годов

В годы революции 1905-1907 годов приходился пик террористической деятельности эсеров. В этот период было осуществлено 233 теракта (в числе прочих было убито 2 министра, 33 губернатора, в частности, дядя царя , и 7 генералов), с 1902 по 1911 год - 216 покушений.

После Февральской революции

Партия эсеров активно участвовала в политической жизни страны после Февральской революции 1917 года , блокировалась с меньшевиками -оборонцами и была крупнейшей партией этого периода. К лету 1917 в партии было около 1 млн чел., объединённых в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии.

Левые эсеры сохраняли легальность до событий 6-7 июля 1918. По многим политическим вопросам левые эсеры расходились с большевиками. Такими вопросами были: Брестский мир и аграрная политика, прежде всего продразвёрстка и комбеды . 6 июля 1918 лидеры левых эсеров, присутствовавшие на V Съезде Советов в Москве были арестованы. (См. Левоэсеровские восстания (1918)).

В начале 1919 года Московское бюро ПСР, а затем конференция эсеровских организаций, функционировавших на территории советской России, высказались против каких-либо соглашений как с большевиками, так и с «буржуазной реакцией» . Вместе с тем было признано, что опасность справа является большей, и потому было решено отказаться от вооруженной борьбы с советской властью. Однако группа эсеров во главе с бывшим главой Комуча Владимиром Вольским, так называемой «Уфимской делегации» , вступившей в переговоры с большевиками о более тесном сотрудничестве, подверглась осуждению.

Для использования потенциала партии эсеров в борьбе с Белым движением , 26 февраля советское правительство легализовало партию эсеров. В Москву стали съезжаться члены ЦК, там было возобновлено издание центральной партийной газеты «Дело народа». Но эсеры не прекращали резкую критику большевистского режима и гонения на партию были возобновлены: было запрещено издание «Дела народа», был арестован ряд активных членов партии. Тем не менее пленум ЦК ПСР, состоявшийся в апреле 1919 г., исходя из того, что у партии нет сил вести вооруженную борьбу сразу на два фронта, призвал пока не возобновлять её против большевиков. Пленум осудил участие представителей партии в Уфимском государственном совещании, Директории, в региональных правительствах Сибири, Урала и Крыма, a также в Ясской конференции российских антибольшевистских сил (ноябрь 1918) , высказался против иностранной интервенции , заявив, что она явится лишь выражением «своекорыстных империалистических интересов» правительств стран-интервентов. Вместе с тем было подчеркнуто, что не должны иметь место какие-либо соглашения с большевиками. IX Совет партии, состоявшийся в Москве или под Москвой в июне 1919 года подтвердил решение об отказе партии от вооруженной борьбы с советской властью при продолжении политической борьбы с ней. Предписывалось направить свои усилия на то, чтобы мобилизовать, организовать и привести в боевую готовность силы демократии, чтобы в случае, если большевики добровольно не откажутся от своей политики, устранить их силой во имя «народовластия, свободы и социализма» .

При этом лидеры правого крыла партии, находившиеся тогда уже за границей, с неприязнью отнеслись к решениям IX Совета и продолжали считать, что может быть успешной лишь вооруженная борьба против большевиков, что в этой борьбе допустима коалиция даже с недемократическими силами, которые можно демократизировать с помощью тактики «обволакивания» . Они допускали и иностранную интервенцию для помощи «антибольшевистскому фронту» .

В то же время Уфимская делегация призвала признать Советскую власть и объединиться под её руководством для борьбы с контрреволюцией. Эта группа стала издавать свои еженедельник «Народ», и поэтому известна также под названием группы «Народ». ЦК партии эсеров, назвав действия группы «Народ» дезорганизаторскими, решил её распустить, но группа «Народ» не подчинилась этому решению, в конце октября 1919 г. вышла из партии и приняла название «Меньшинство партии социалистов-революционеров».

В начале января 1923 года бюро Петроградского Губкома РКП(б) разрешило «инициативной группе» эсеров под негласным контролем ГПУ провести городское совещание. В результате был достигнут результат - решение о роспуске городской организации партии социалистов-революционеров.

В марте 1923 года при участии «петроградских инициативников» в Москве прошёл Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров, который лишил полномочий бывшее руководство партии и принял решение о роспуске партии. Партия, а вскоре и её региональные организации вынужденно прекратили своё существование на территории РСФСР. В 1925 г. был арестован последний состав Центрального бюро партии. Продолжала свою деятельность лишь эсеровская эмиграция, существовавшая до 1960-х год сначала в Париже , Берлине , Праге , а потом в Нью-Йорке

Мария Спиридонова

Из всех лидеров левых эсеров спастись удалось лишь наркому юстиции в первом послеоктябрьском правительстве Штейнбергу . Остальные многократно арестовывались, долгие годы находились в ссылке, а в годы «Большого террора» были расстреляны. Член ЦК левых эсеров, Мария Спиридонова была расстреляна по приговору, вынесенному 8 сентября 1941 года, на основании постановления ГКО, без возбуждения уголовного дела и проведения предварительного и судебного разбирательства, военной коллегией Верховного суда СССР под председательством Ульриха В. В. (члены коллегии Кандыбин Д. Я. и Буканов В. В.).

Эмиграция

Начало эсеровской эмиграции положил отъезд Н. С. Русанова и В. В. Сухомлина в марте-апреле 1918 года в Стокгольм, где они с Д. О. Гавронским образовали Заграничную Делегацию ПСР. Несмотря на то, что руководство ПСР крайне отрицательно относилось к наличию значительной эсеровской эмиграции, за границей в конце концов оказалось довольно много видных деятелей ПСР, в том числе В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Е. К. Брешко-Брешковская, М. В. Вишняк, В. М. Зензинов, Е. Е. Лазарев, О. С. Минор и другие.

Центрами эсеровской эмиграции стали Париж, Берлин и Прага. в 1923 году состоялся первый съезд заграничных организаций ПСР, в 1928 году - второй. С 1920 года начинается выход периодических изданий партии за границей. Огромную роль в налаживании этого дела сыграл Виктор Чернов, уехавший из России в сентябре 1920 года Сначала в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а затем в Берлине Чернов организовал издание журнала «Революционная Россия» (название повторяло заголовок центрального органа партии в 1901-1905 годов). Первый номер «Революционной России» вышел в декабре 1920 года. Журнал издавался в Юрьеве (ныне Тарту), Берлине, Праге.

Помимо «Революционной России» эсеры издавали в эмиграции ещё несколько печатных органов. В 1921 году в Ревеле вышло три номера журнала «За народ!» (официально он не считался партийным и именовался «рабоче-крестьянско-красноармейским журналом»), журналы политики и культуры «Воля России» (Прага, 1922-1932), «Современные записки » (Париж, 1920-1940) и другие, в том числе на иностранных языках. В первой половине 1920-х годов большинство этих изданий было ориентировано на Россию, куда нелегально доставлялась большая часть тиража. С середины 1920-х годов связи Заграничной Делегации ПСР с Россией слабеют, и эсеровская печать начинает распространяться главным образом в эмигрантской среде. Во второй половине 1930-х гг. эсеры в самом значительном из эмигрантских литературных журналов «Современные записки» призывали Советскую Россию «назад к капитализму » .

См. также

Примечания

Литература

  • Павленков Ф. Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1913 (5-е изд.).
  • Эльцин Б. М. (ред.) Политический словарь. М.; Л.: Красная новь, 1924 (2-е изд.).
  • Дополненіе к Энциклопедическому словарю // В перепечатке 5-го издания «Энциклопедического словаря» Ф. Павленкова, Нью-Йорк, 1956.
  • Radkey O. H. The Sickle under the Hammer: The Russian Socialist Revolutionaries in the Early Months of Soviet Rule. N.Y.; L.: Columbia University Press, 1963. 525 p.
  • Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции: Исторический очерк / К. В. Гусев. М.: Мысль, 1975. - 383 с.
  • Гусев К. В. Рыцари террора. М.: Луч, 1992.
  • Партия социалистов-революционеров после октябрьского переворота 1917 года: Документы из архива П. С.-Р. / Собрал и снабдил примечаниями и очерком истории партии в пореволюционный период Marc Jansen. Amsterdam: Stichting beheer IISG, 1989. 772 с.
  • Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905 - 1907 гг . - М .: РОССПЭН, 1997. - 512 с. - ISBN 5-86004-118-7
  • Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
  • Морозов К. Н. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 2005. 736 с.
  • Суслов А. Ю. Социалисты-революционеры в Советской России: источники и историография / А. Ю. Суслов. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.
  • Программы главнейших русских партий: 1. Народных социалистов. 2. Социал - демократической рабочей партии. 3. Социалистов-революционеров. 4. Партии народной свободы. 5. Партии октябристов (Союз 17 октября 1905 г.). 6. Крестьянский союз. 7. Национальной демократическо-республиканской партии. 8. Политические партии различных национальностей России ("Украинцев", "Бунда", и др.) : с приложением статей: a) О русских партиях, б) Большевики и меньшевики . - [М.], . - 64 с.
  • Черномордик С. Эсеры:(Партия социалистов-революционеров).- Х.:Пролетарий, 1929.- 61 с.- (Какие партии были в России)
  • Шулятиков В. М. Умирающая партия."Рабочее знамя". Март 1908 год, No I.


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт