Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства италии. Экономика италии

29.09.2019

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро- и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.

В 200 9г. пищевая промышленность Италии заняла второе место по основным показателям в ряду обрабатывающих отраслей национальной экономики, уступая лишь металлообрабатывающему сектору. В стране зарегистрировано 2550 средних и крупных предприятий (2580 – в 2004г.), имеющих отношение к пищевой промышленности, на которых работает 390 тыс.чел. (398 тыс. – в 200 8г.).

По объемам производства в пищевой промышленности Италии ведущие позиции продолжают занимать молочно -сыродельный сектор (14,1 млрд. евро), производство кондитерских изделий (10,1 млрд. евро), винодельческий (7,6 млрд. евро) и мясоперерабатывающий (7,5 млрд. евро) сектора.

По данным национального института статистики ISTAT, экспорт молокоперерабатывающего сектора (сыры и другая молочная продукция) в 200 9г. зафиксирован на 231,2 тыс.т. (+4,7% по сравнению с 200 8г.), что составило 1,2 млрд. евро. В то же время в Италию было импортировано 403,9 тыс.т. продукции на 1,2 млрд.евро. 200 9г. предприятиями кондитерской промышленности было произведено 1,8 тыс.т. продукции, что на 1,4% превысило пред.г. В ценовом выражении данный показатель составил 10,1 млрд (+1,8% по сравнению с 200 8г.). Наибольший рост зафиксирован в производстве шоколадных изделий (3,8%) и выпечки (1,9%). Экспорт продукции сектора снизился на 2,3% и составил 520 тыс.т. (1,7 млрд. евро), в то время как импорт кондитерських изделий увеличился на 8,1% и составил 360 тыс.т. (0,9 млрд. евро). Главными импортерами итальянских кондитерских изделий продолжают оставаться, как и в пред.г., страны ЕС (Бельгия, Люксембург, Франция, Германия и Великобритания), также США и Турция.

Согласно данным ISTAT, производство макаронных изделий в 200 9г. составило 3,2 млн.т., т.е. на 2% превысило аналогичный показатель с 200 8г. (3,13 млн.т.). Экспорт продукции по итогам года увеличился до 1,61 млн.т. (3,6%), что в ценозом выражении составило 1,2 млрд. евро (+2,7%). Основными импортерами итальянских макаронны х изделий являются страны ЕС (Германия, Франция, Великобритания), на чью долю приходится 65% всех поставок, а также США – 11,6%. Перспективным для данного сектора являются российский (+37% в 200 9г.), китайский (+36%) и индийский (+17%) рынки .

Винодельческий сектор по -прежнему является одной из приоритетных отраслей итальянской пищевой промышленности. Его доля по итогам 200 9г. составила 17% на мировом и 28% на европейском рынках.

По объемам производства оливкового масла Италия занимает 2 место после Испании. Главными поставщиками оливкового масла в Италию являются Испания, Греция, Сирия и Тунис.

Товары, составляющие основу итальянского экспорта продукции пищепрома в 200 9г.: вино, кондитерские изделия, паста, сыры и молочная продукция, а также оливковое масло.

Крупнейшие производители пищевых продуктов в Италии: молочная продукция – «Гальбани Эджидио», «Стелилгарда», «Саммонтана»; кондитерские изделия – «Юнилевер Италия», «Нестле Итальяна», «Ферреро», «Перфетти Ван Мелле», «Леаф Италия»; мясо – «Иналка», «Уникарни», «Монторси Франческе - Фильи»; продукты мясопереработки – «Алькар Уно», «Читерио Джузеппе Салумифичио», «Рованьяти»; макаронные изделия – «Барилла Алиментаре», «Пастифичио Рана», «Аньези 1842», «Де Чекко»; консервированные

продукты – «Стар Стабилименто Алиментаре», «Косерве Италия», «Ла Дория», «Тринити Алиментаре Италия»; растительные масла – «Салов»; напитки, пиво и минеральная вода – «Хайникен Италия», «Сан Пеллигрино», «Давиде Кампари», «Бирра Перони Индустриале», «Аква Минерале Сан Бенедетто», «Мартини - Росси»; сахар – «Эридания», «С.Ф.И.Р.», «Изи»; кофе – «Луиджи Лавацца».

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо.

Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургия, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию. Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляется по средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо. Поскольку итальянские нефтеперерабатывающие заводы используют в основном импортную нефть, ввозимую морским путем, большинство их расположено вблизи морских портов, особенно на Юге. На Севере с его разветвленной системой трубопроводов нефтеперерабатывающие заводы приближенны к потребителю - к крупным промышленным центрам. Большое значение для всего хозяйства Италии имеет использование местного и импортного природного газа. Освоены богатые месторождения природного газа в долине реки ПО, на юге Апеннинского полуострова, на острове Сицилия и на континентальном шельфе в районе Равенны-Римини. Потребность в природном газе с каждым годом растет, страна импортирует его из Северной Африки, Нидерландов и России.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью. В прошлом ГЭС составляли основу итальянской электроэнергетики, но в последние годы 70% производства электроэнергии приходится на тепловые электростанции. Большая часть гидроресурсов сосредоточенна в Альпах, там же построены и самые крупные ГЭС: Грозио, Санта-Массенца.

Еще в 1905 г. в Лардерелло (Центральная Италия) появились первые в мире геотермические электростанции, но до сих пор этот вид энергии используется недостаточно.

Доля атомных электростанций в производстве электроэнергии пока еще мала. Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном их США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% металлолома, 2/3 - марганцевой руды.

Главный экспорт – это продукция машиностроительной отрасли: автомобили, мопеды, тракторы, велосипеды. «Феррари», «Ламборджини», «Лансиа», «Мозерати», «Дукати», «Фиат», «Альфа Ромео» – это далеко не полный перечень автомобильных концернов Италии.

Вторая по объему производства – текстильная промышленность. Она экспортирует на мировой рынок трикотаж, ткани и пряжу из шелка, шерсти, хлопка, льна, конопли и химических волокон. Италия занимает второе место по производству обуви (после США) и первое место в мире по ее экспорту.

Огромную роль в государственном хозяйстве имеет пищевая индустрия. Юг Италии славиться своей мукомольной промышленностью. По производству и экспорту муки и знаменитых итальянских макарон страна занимает лидирующие мировые позиции. Около сотни сахарных заводов разбросаны по Паданской . Кроме этого, хорошо развито консервное производство. Италия экспортирует консервированные фрукты и вощи, мясо и рыбу. В северной части страны процветает молочное животноводство. Здесь сосредоточена почти вся молочная промышленность. Огромное количество разнообразных сортов итальянского сыра широко известны по всему миру. Также Италия дает треть всего производимого в мире оливкового масла. Отдельное место в экспорте страны занимают вина, это более 1700 тонн в год и пятая часть мирового рынка.

Говоря об экспорте Италии, нельзя не отметить мебельную промышленность. Любители качественных, дорогих, эксклюзивных предметов интерьера по достоинству оценивают мебельные фурнитуры, выпускаемые под торговыми марками этой страны. То же абсолютно справедливо и по отношению к матрасам, здесь итальянским производителям нет равных.

Недра этой страны богаты залежами мрамора, гранита, глины, гипса, асбеста, известняка и др., что способствует производству и экспорту строительных материалов. Распространено изготовление изделий из фаянса, корни этих традиций тянуться еще с античных времен. И, конечно же, нельзя не отметить, еще одну гордость Италии – ювелирную промышленность. Венеция, Рим, Флоренция уже давно прославились на весь мир своими ювелирными .

География экспорта

Основные партнеры по внешней торговле Италии – безусловно, страны Евросоюза. В первую очередь это Германия (13,3%), Франция (11,8%), Испания (5,4%), Великобритания (4,7%). Тесные торговые связи также связывают экономику страны со Швейцарией (5,4%) и США (5,9%).

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в. составил 20 тыс. евро в год. Общий ВВП превысил I трлн евро.

Набор отраслей специализации мирового и европейского масштаба у значительно меньший, чем у , Франции или . Однако большинство из них технически современны, эффективны и высокорентабельны.

Доли секторов экономики и набор ключевых отраслей хозяйства говорят о том, что Италия прошла индустриализацию и вполне может быть отнесена к странам постиндустриального типа. Так, доля третичного сектора в ВВП превышает 60%. Но есть и свои особенности: высокая степень зависимости хозяйства от импорта энергоносителей и сырья, резкие территориальные контрасты в развитии хозяйства и уровне доходов населения (богатый Север и бедный Юг), отставание В развитии наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Сельское хозяйство Италии по составу типично для Средиземноморья, но по продуктивности отстает от многих стран ЕС. 80% сельхозпродукции дает растениеводство. Треть сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен - зерновые культуры. Со времен Древнего Рима основу образует «средиземноморская триада»; пшеница, виноград, оливки. Эталонная область традиционного средиземноморского растениеводства - италийский «каблук» Апулия.

«Житница» Италии - Паданская низменность. Пшеничные поля, расположенные в плодородной пойме р. По, дают богатые урожаи зерна. На юге - в Апулии и на Сицилии - они ниже, но зато здесь выращивают сорта твердой пшеницы, которые идут на изготовление знаменитых спагетти - итальянского национального блюда.

Виноградарство имеет многотысячелетнюю историю. Виноградники - один из главных элементов итальянского сельского пейзажа. Здесь выращивается более 250 сортов винограда. Сбор превышает 10 млн тонн в год. По производству вин Италия входит в тройку главных мировых производителей, наряду с и .

Оливковые рощи - также неотъемлемый элемент ландшафта страны, особенно на юге. По сбору оливок Италия занимает 2-е место в мире после Испании (3 млн тонн в год). Почти столько же выращивают цитрусовых. Посадки апельсинов, мандаринов, грейпфрутов, лимонов сконцентрированы преимущественно в двух южных областях - в Калабрии и на Сицилии. Здесь же выращивают грецкий орех, миндаль, фундук, собирают бергамот и табак. Обширны плантации цветов.

Среди важных отраслей итальянского растениеводства можно назвать рисоводство и овощеводство. Рис возделывают в пойме р. По, используется он для приготовления национального блюда ризотто, а также экспортируется в страны ЕС. Овощеводство разнообразнейшее: на небольших частных огородах в открытом грунте или теплицах выращивают томаты, салаты, лук, артишоки, спаржу, что типично для средиземноморской страны.

Животноводство занимает подчиненное положение из-за ограниченной кормовой базы, но, как и растениеводство, имеет древнейшие корни. Главный сдерживающий фактор развития сегодня - жесткая конкуренция в условиях общеевропейского рынка со стороны более рентабельных производителей, которых теперь немало в Европейском союзе. Главный овцеводческий район - о. Сардиния. Мясомолочное животноводство развито на альпийских лугах Северной Италии. Птицеводческие фермы размещаются вокруг крупных городов.

В Италии создана мощная современная индустрия. Базовые отрасли промышленности имеют особые черты. 70% энергопотребления обеспечивают нефть и газ, хотя своих месторождений в стране почти нет. Большинство ТЭС работает на мазуте. По объемам импорта нефти в Зарубежной Европе Италия уступает только Германии. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов самая большая в Зарубежной Европе - 100 млн тонн в год. Значительная часть нефтепродуктов экспортируется в страны ЕС. Самый крупный завод мощностью 16 млн тонн в год находится в г. Саррок на о. Сардиния. Гидроэлектростанции, сооруженные в Альпах, обслуживают не только север и северо-восток страны, но и соседей: электроэнергию продают в и .

Острый дефицит собственных традиционных энергоресурсов стимулировал поиски новых. Еще в 1905 г. в центральной части страны, в Лардерелло, были построены первые в мире гидротермальные электростанции на подземных горячих источниках. Италия первой в Европе начала строить атомные электростанции, но после Чернобыльской аварии 1987 г. под давлением общественности все они были закрыты, а новые проекты заморожены. В настоящее время энергетическая политика правительства направлена на уменьшение зависимости экономики от нефти. Успешно внедряется газификация хозяйства. Уже каждый четвертый автомобиль в Италии ездит на газе.

Среди базовых отраслей выделяется металлургия. Черная метал- лургия - важная отрасль специализации Италии на общеевропейском рынке. Как и нефтепереработка, она живет в основном на импортном сырье и топливе, что, впрочем, не помешало ей стать одной из самых мощных в Зарубежной Европе. Этому способствовало создание еще в начале 1950-х гг. единого общеевропейского рынка стали, на котором Италия заняла выгодные позиции благодаря относительно более дешевой рабочей силе.

Потенциально итальянские металлургические комбинаты способны выплавлять свыше 20 млн тонн стали и выдавать миллионы тонн проката. Италия производит высококачественные тонкую холоднокатаную сталь и трубы. При этом активно используется металлолом, который специально покупается не только в самой Италии, но и во многих странах ЕС. Однако из-за непростой конъюнктуры на мировом и европейском рынках металлургические предприятия работают не в полную мощность. Импортная зависимость объясняет приморское размещение предприятий. Самый крупный и современный металлургический комбинат полного цикла расположен на юге страны в г. Таранто. Комбинаты полного цикла есть также в Генуе и в Баньоли около Неаполя.

Цветная металлургия традиционно базировалась на местных рудах: Сардиния, Сицилия и Апеннинский полуостров богаты месторождениями свинца, цинка, ртути, бокситов. Сегодня большинство предприятий отрасли имеют смешанное, внутреннее и импортное сырьевое обеспечение. Выплавка цинка размещена около крупных электростанций в Порто-Маргере, Монтепони, Кротоне. Свинцовоплавильные заводы находятся в основном на о. Сардиния. Мощная алюминиевая промышленность теперь переориентировалась преимущественно на импорт бокситов, в частности из Балканских стран, и обслуживает прежде всего автомобилестроение. Самый мощный алюминиевый комбинат по производству первичного алюминия расположен в Больцано в Альпах. Заводы, производящие вторичный алюминий, разбросаны по всей стране, самый крупный расположен в Падерно-Дуньяно близ Милана. В Тоскане находится одно из самых старых месторождений ртути в Европе. Несколько десятилетий назад Италия и Испания были крупнейшими поставщиками ртути на мировой рынок. Теперь это очень грязное производство в обеих странах закрыли, в частности по экологическим причинам, а мировое первенство по производству ртути перешло к .

Среди отраслей базового сектора в Италии выделяются добыча мрамора и производство цемента. Итальянские мраморы получили всемирную известность многие столетия назад.

Ключевая отрасль промышленности Италии - транспортное машиностроение. Оно дает четверть всей промышленной продукции страны и почти половину экспорта. По общему производству автомобилей Италия занимает 4-е место в Европе после Германии, Франции и Испании, здесь ежегодно выпускается 1,5 млн легковых автомобилей и еще 200 тыс. грузовиков и автобусов.

Автомобилизация Италии началась с производства мотоциклов и мотороллеров в г. Понтедера. Полвека назад на автомобили у большинства итальянцев денег не было, но позволить себе колесить по стране на мотоциклах могли многие. У молодежи особенно популярны были мотороллеры, а у торговцев - мотоциклы с прицепом для перевозки грузов. Страсть к быстрой езде стала главным мотивом создания великолепных гоночных машин, получивших всемирную славу. Марки «Феррари» и «Мазерати» известны сегодня любому подростку. Но главная компания страны - это автогигант концерн «ФИАТ» (Fabrica Italiana Automobili Torino). Его основал Джованни Аньели, один из самых влиятельных олигархов и политиков в истории Италии. Созданное им «государство в государстве» со столицей в Турине стало символом итальянского «оли- гархически-мафиозного» монополизированного капитализма. В послевоенный период мощные автомобильные заводы помимо Турина были построены близ Милана, под Неаполем и в Термини-Имерезе на Сицилии. ФИАТ подчинил себе компании «Альфа-Ромео» и «Ланча». Помимо производства легковых автомобилей «Фиат», «империя» Ангели, скончавшегося в 2003 г., включает строительные компании, торговые комплексы, обширную сеть гостиниц, ей принадлежит одна из самых популярных газет в стране «Ла Стампа».

Италия - родина гусеничного трактора, изобретенного для условий сильнопересеченного рельефа. Главный производитель сельскохозяйственной техники - компания «Ломбардини».

Значительная часть , одной из старинных отраслей хозяйства Италии, теперь также принадлежит «ФИАТ». Самые крупные судоверфи находятся в Монфальконе (на границе со ), в Триесте (военные суда) и в Порто-Маргере около Венеции. На Лигурийском побережье продолжают работать старинные верфи в Генуе, Ливорно и Специи, на юге страны - в Палермо (малые рыболовецкие суда и спортивные яхты).

Известна Италия в мире и своей электротехникой. Она входит в пятерку мировых лидеров по производству холодильников и стиральных машин (марка «Индезит»). Конторское оборудование - специализация известной фирмы «Оливетти». Столица «Оливетти» - г. Ив- реа на севере страны.

Химическая индустрия, так же как и автомобилестроение, сильно монополизирована. Здесь господствуют две компании - «Монтэди- сон» и государственное объединение ЭНИ. Они производят большой ассортимент пластмасс, химических волокон, лаков и красок. Динамично развивается в последние десятилетия фармацевтика. Самый старый район химических предприятий - Милан и его окрестности. Нефтехимическое производство расположено в основном по побережью. На севере это Равенна, на юге - Джела на Сицилии и Кальяри на Сардинии. Резинотехнические изделия выпускает фирма «Пирелли».

Текстильная промышленность, как и в большинстве других стран Зарубежной Европы, - наследие периода ранней индустриализации. Традиционно Италия славилась бархатом и шелком. На выращивании тутового шелкопряда и производстве шелковых тканей специализируется Кампания. Исторический центр шерстяной промышленности - г. Прато в Тоскане. Сегодня в Италии производятся хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные, а также разнообразные искусственные и смешанные ткани.

По производству трикотажа Италия лидирует в Европе. Особенно много трикотажных фабрик в области Эмилия-Романья. По экспорту одежды она занимает одно из первых мест в мире. Италия, как и Франция, - признанный законодатель моды. Один из лучших подиумов мира находится в Турине.

Италия - крупнейший в мире экспортер обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, - итальянская. В стране более 7,5 тыс, небольших обувных предприятий. Особенно их много в центральных областях Тоскана и Марке. Недалеко от Падовы находятся предприятия фирмы «Хадсон» - одного из мировых законодателей обувной моды.

Есть у Италии особые отрасли специализации. Одна из таких - древнее стекольное производство. На фабриках в Мурано близ Венеции, построенных в эпоху Возрождения, до сих пор выдувают художественное стекло, известное в мире как «венецианское». Несколько сотен стекольных заводов, разбросанных по стране, выпускают особо прочное стекло для автомобилей и стекло для оптических приборов. Флоренция - один из старейших в мире центров ювелирного дела. Итальянские ювелирные изделия отличаются большим разнообразием, умеренными ценами и пользуются популярностью у туристов. Еще одна специализация Италии, хорошо известная в России, - производство сантехнического оборудования.

Несмотря на то что Италия страна относительно поздней индустриализации, здесь уже ярко проявляются признаки постиндустриального развития. Более половины работающих занято в третичном секторе.

Туризм - одна из главных отраслей специализации Италии. Ежегодно ее посещают около 40 млн человек, главным образом из Германии, Франции, США, . По числу гостиниц (более 30 тыс.) и гостиничных мест (около 2 млн) она занимает одно из первых мест в мире. Туризм очень разнообразный - от пляжного до горного. Но, конечно, главный фактор притягательности - колоссальное культурное наследие страны. На территории Италии 34 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Самые посещаемые туристические места - Рим с Ватиканом, Венеция и Флоренция. На территории Италии находится микрогосударство - Республика , живущее за счет туризма.

В силу особенностей географического положения и конфигурации страны транспорт всегда играл исключительную роль как в организации внутреннего пространства, так и в связях с внешним миром. Ключевой вид транспорта - автомобильный. Он обеспечивает 90% пасса- жироперевозок и 80% грузоперевозок. Главная транспортная магистраль страны - «Автострада Солнца», идущая от границы с Францией на юг через Турин, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрию. Особенно густая сеть автодорог на севере страны.

Для развития инфраструктуры туризма параллельно с «Автострадой Солнца» построена современная скоростная железная дорога.

Морской транспорт прежде всего обслуживает . Треть итальянских судов - танкеры, перевозящие нефть. В стране более 140 портов, самые крупные на севере - Генуя с грузооборотом 50 млн тонн, Триест (35 млн тонн), на юге - Неаполь, главный каботажный порт страны.

Самая яркая черта общей территориальной структуры хозяйства Италии - ее дуализм, те. контраст между «развитым Севером» и «отсталым Югом». Две пятых промышленного производства сосредоточено на Северо-Западе в треугольнике Турин-Милан-Генуя. Связано это прежде всего с близостью общеевропейского пространства. Несколько менее развит Северо-Восток страны. Его главный центр - «город на воде» Венеция.

Центральная часть Италии не так насыщена производством и инфраструктурой, но здесь находится столица Италии - Рим. Южная Италия сильно отстает от Северной и Центральной по ключевым показателям экономического развития (четверть ВВП, средние доходы населения почти в два раза ниже, чем на Севере). Главный город - Неаполь, столица Кампании (более 2 млн человек). Наиболее отсталые области Италии - Сицилия и Сардиния.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт