Откуда пришел Ктулху? Ктулху - кто это

22.09.2019

Как ни странно, хочу узнать истоию появления Ктулху.
Весь генезис, так сказать.

Ктулху (англ.Cthulhu) в Мифах Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудовище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу от Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприноения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху ждет, сны видит».

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумаествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Вот как об этом говорят мифы:

КТУЛХУ (также КУТУЛУ, КТУЛХУТ, ТХУ ТХУ, ТУЛУ). Бесформенный Великий Древний, которого наиболее часто описывают как когтистое, осьминого-головое существо с большими крыльями, как у летучей мыши. Ктхулху спит в смертном трансе в Р"льехе, но однажды он простнётся, дабы ещё раз править миром.

Записи о Ктхулху обрывочны, но похоже он был порождён в мире Вурл в двадцать третьей туманности. Позже Он бродил зеленой двойной звездой Хотх, где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога. Далее Ктхулху и его потомство полетели на Юггот, откуда сошли на Землю.

По Их прибытии, Ктулху и его свита на острове в Тихом Океане построили огромный каменный город Р"лиэх. Сначала, потомству Ктулху сопротивлялись Старшие Существа, обитавшие на земле миллионы лет до прихода Ктхулху. После войны, в которой потомки Ктхулху разрушили все города Старших Существ, оба лагеря объявили мир и согласились не мешать друг с другу.

За сим, Ктхулху и его потомки многие годы наслаждались свободой в этом мире, но скоро они впали в период глубокого ожидания. В течение миллионов лет человечество медленно развивалось. Ктхулху говорил с сими новыми существами в их снах, сообщая им, где находятся статуи с его образом, кои он принёс со звёзд. Так зародился культ Ктхулху. Но однажды черный Р"лиэх постигло бедствие. Возможно, это была месть неизвестных божеств или изменения в звёздах, луне, отделённых от Земли (хотя считается, что слуги Ктхулху знали бы об этом). Время сей катастрофы также неведомо; согласно доктрине культа, это произошло после зарождения его первых культов, другие считают, что это случилось задолго до начала развития человечества. Без причины, город Р"лиэх погрузился в воды Тихого Океана, захлопнув Ктхулху и его потомков как в ловушке. Вода заблокировала большинство их телепатических сигналов, исключив любой контакт с их слугами кроме как через случайные сны. Ктхулху не мог ничего сделать, и ждёт, пока звёзды не установятся в надлежащем порядке; лишь тогда он освободится из заключения.

С тех пор, могила Ктхулху время от времени подымалась из воды, освобождая Ктхулху на краткие периоды. Всякий раз, после нескольких дней или недель, Р"лиэх снова погружался обратно в море. Однако придёт день, когда черный город не вернётся к морскому дну. Засим Ктхулху будет убивать и метаться по всему миру.

Культы Ктхулху широко распространены; следы его поклонения остались на Гаити, Луизиане, на Юге Тихого Океана, в Мехико, Аравии, Сибири, К"н-йан, и Гренландии. Бессмертные жрецы поддерживали культ где-то в горах Китая, но истинный центр культа был расположен где-то в Аравии, около Ирема. Первая работа Профессора Анжелла и его преемников дала много информации о скрытых культах.

В основном этот культ остался тайным, но на Гавайских островах всё ещё ходят легенды о Кана-лоа, злом боге-кальмаре, который заключён в преисподней. Ритуалы Ктхулху часто исполняются близ океана или большого залива, и считается, что Хэллоуин - один из его высших празднеств. Ходят слухи, что Ктхулху - просто высший жрец Йог-Сотхотха. Некоторая вражда существует между Ктхулху и его братом, Невыразимым Хастуром. Однако никто не знает из-за чего возник конфликт между ним.

В некоторых текстах, Ктхулху назван водным элементалом, не смотря на то, что океан блокирует его телепатические сигналы к человечеству. Рукопись Сассех упоминает Ктхулху, как проявление Ньйарлатхотепа, хотя никакой другой источник не интерпретирует его таким образом. Франсис Ланей попытался связать Ктхулху Куиха-Айар с богом войны Хуитзилопохтли. Это явная несуразица; Хуитзилопохтли - бог Ацтеков и он вовсе не похож на Ктхулху. Наконец, некоторые провели параллели между Ктхулху и К"тхулу Соухисом, высшим жрецом Му, который сбежал в Южную Америку. Некоторые принимают любую из этих гипотез.

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию Лавкрафта он зеленый, липкий и толстый, имеет голову как у осьминога, скрюченное драконоподобное тело, покрытое чешуёй и пару рудиментарных крыльев. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше корабля средней величины. Впервые упоминается ещё в рассказе «Дагон» (1917) всё того же дедушки.

Ктулху лежит «во сне, подобном смерти», в затонувшем городе-склепе Р’лье (Р’Лайх в другом переводе) посреди Тихого океана. «Когда звёзды примут нужное положение», Р’лье поднимется с морского дна и Ктулху проснется. В «Мифах Ктулху» описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии, и вообще по всему свету. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа» .

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В рассказе сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия.


В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’лье был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop » (блуп, с английского — «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря.

Имя Его произносится на языке смертных примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo − так завещал нам дедушка Лавкрафт:

Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» (Цтулху ) нет. В английском языке для обозначения звука ц используется сочетание ts , тогда как буква с читается как русское с перед буквами e , i и y («фифти с ент», например, против русской транскрипции «цент») или как «к» во всех остальных случаях. Таким образом Цтулху в английских источниках быть не может, ровно как и Стулху , ибо буквосочитание «ct» может читаться только как «кт». Исключения − аббревиатуры. Вероятней всего, таковое произношение пошло от одного из переводов псевдонекрономикона (Некрономикон Симона).

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с медведом и даже обзавёлся собственными смайликами — (;,;), {:?, :-Е, (jlj), а также?. Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохавает фсех!»; «Ктулху фхтагн!»; «Ктулху зохавает твой моск!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого «моска» (мозга) (возможно, из-за сходства с иллитидами и из-за свойства самого Ктулху управлять разумом людей на расстоянии, то есть поглощения разума, а потом перефразировалось в "поглощение мозга").

Культ Ктулху, вызывающего вполне справедливые опасения глав многих государств, от Северной Кореи до Франции и Соединённых Штатов, долгое время пребывал во мраке научного забвения со стороны этнографов и религиеведов, будучи достоянием немногочисленных разрозненных и изолированных друг от друга сект. Первое упоминание о поклонении Ктулху встречается в "Китаб аль-Азиф" арабского путешественника и оккультиста Абдуллы ибн-Хазреда (или Абдула Алхазреда, как его часто называют в англоязычных источниках). Эта книга была написана в Дамаске около 730 года и представляет собой не столько мистический, сколько исторический трактат престарелого скитальца о том, что было и ушло. Сочинений такого рода встречалось немало на просвещённом арабском Востоке. Уроженец Йемена Абдулла ибн-Хазред много странствовал, от Пенджаба до Магриба, легко усваивал иностранные языки и не упускал случая похвалиться умением читать и переводить манускрипты, которые были не по силам менее учёным людям.

Ибн-Хазред проявлял довольно специфический интерес к забытым верованиям, тайным культам и тёмным суевериям различных племён и сект, встреченных на своём пути. Известный американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт незаслуженно называет его "безумным арабом". В действительности, если даже по современным стандартам ибн-Хазред и вёл себя несколько эксцентрично, порой рискуя жизнью, чтобы добраться до занесённых песками руин "города колонн" Ирема, такие поступки вполне оправданны известным любому серьёзному путешественнику стремлением к достижению цели.

В итоговой книге всей своей жизни - "Китаб аль-Азиф" ибн-Хазред рассказал о секте или, вернее, группе сект, которые поклоняются Старейшим Богам и стремятся помочь им подчинить своей власти всю Землю. Немаловажную роль в этом играет первосвященник Старейших Богов чудовищный Ктулху, спящий мёртвым сном в бездне моря и под толщей воды ждущий своего часа, когда звёзды и планеты выстроятся в определённом порядке. Тогда при помощи воли адептов Ктулху проснётся сам и разбудит Старейших Богов. А до тех пор приверженцы не дают угаснуть своей религии, регулярно проводя ритуалы и песнопения.

Все эти мрачные верования так и остались бы достоянием исследователей истории религий, если бы в начале XX века не было точно установлено местонахождение затонувшего города Р"Лайх и склепа спящего жреца Старейших Богов - Ктулху.

Впервые о Ктулху цивилизованные белые люди заговорили в 1860 году. Арктическая экспедиция Принстонского университета искала в Исландии и Гренландии древние стоянки викингов и высеченные на камнях рунические надписи. Проверялась популярная в те годы гипотеза открытия Америки скандинавскими мореходами. Надписи не нашли, зато на западном побережье Гренландии обнаружили вымирающее племя эскимосов, которые поклонялись дьяволу - торнасуку. Во всяком случае, так утверждали соседние племена, старавшиеся держаться подальше от приверженцев пугающей религии. Это было вдвойне странно, учитывая жестокие и местами изуверские языческие обряды, распространённые среди эскимосов Гренландии и канадской Арктики. Руководитель экспедиции профессор антропологии Джоэл Корн посетил угасающее в изоляции племя и даже сумел разговорить главного шамана - ангекока. У племени имелся фетиш: небольшая статуэтка из пористого чёрно-зелёного камня, стоящая на высоком гранитном валуне. Эскимосы танцевали вокруг него, встречая восход солнца после долгой полярной зимы. Там же, у валуна, совершались человеческие жертвоприношения пленников или соплеменников. Профессора Корна заинтересовали доселе неизвестные у эскимосов обряды, передающиеся из поколения в поколение с незапамятных времён. Особенный интерес вызвало песнопение, с которым обращались к фигурке, символизирующей торнасука. Это были слова совершенно другого языка, неизвестного науке и ни на что не похожего! Ангекок тщательно воспроизвёл фонему слов дьявольской литургии для любопытного профессора. Эскимосы поклонялись спящему на дне моря могущественному Ктулху и ему же приносили жертвы, заверяя в своей верности ко дню пробуждения.

Публикация отчёта Джоэла Корна в ежегодном сборнике Королевского Географического общества, членом которого профессор являлся, вызвала интерес просвещённого мира. Придворный британской поэт Альфред Теннисон сразу отреагировал на это стихотворением "Ктулху":

Вдали от бурь, бушующих над ним,
На дне пучин, под бездной вышних вод,
Глубоким сном, извечным и глухим,
Спит Ктулху крепко; редкий луч блеснет
В бездонной тьме; укрыта плоть боков
Гигантских губок вечною броней.
И смотрит вверх, на слабый свет дневной,
Из многих потаенных уголков,
Раскинув чутко сеть живых ветвей,
Полипов исполинских хищный лес.
Он спит века, чудовищных червей
Во сне глотая; но дождется дня -
Наступит час последнего огня;
И в мир людей и жителей небес

Впервые он всплывет - и всем придёт конец.

Интерес к вырождающемуся племени эскимосов быстро угас и в другой раз о Ктулху заговорили в 1908 году. На заседание американского Археологического общества в Новом Орлеане полицейский инспектор Джон Р. Леграсс принёс с целью опознания статуэтку из чёрно-зелёного камня. Статуэтка была захвачена во время полицейского рейда в лесах Луизианы. Секта идолопоклонников, подозреваемая в человеческих жертвоприношениях, проводила свои отвратительные богослужения на островке посреди болота. Захваченные врасплох метисы почти не сопротивлялись. Полицейским удалось обнаружить разложившиеся останки и восьмифутовый гранитный столб с несообразно крошечной фигуркой каменного идола наверху. Поскольку Леграссу, проводившему расследование по этому делу, не удалось идентифицировать странный культ, добросовестный инспектор обратился к специалистам.

К его удивлению, фигурка вызвала неистовый интерес профессора Уильяма Чаннинга Уэбба, почти полвека назад принимавшего участие в арктической экспедиции Корна. Уэбб заявил, что фетиш метисов сильно напоминает идола эскимосских дьяволопоклонников. Но как статуэтка могла попасть из далёкой Гренландии на юг Америки? Очевидно, что это было два разных изваяния. Профессор Уэбб осведомился, известно ли Леграссу о песнопениях сектантов? В бумагах инспектора было зафиксировано и это. Странная литания на неизвестном языке звучала как " Ph"nglui mglw"nafh Cthulhu R"lyeh wgah"nagl fhtagn", жалкая имитация фонетики абсолютно нечеловеческих слов, определённой физиологическим устройством речевого аппарата, совершенно не похожего на земной.

Именно эти слова слышал Уильям Уэбб на западном побережье Гренландии!

Два одинаковых культа, две одинаковые статуэтки у дикарских племён в разных уголках Земли - это было невероятно! Инспектор Леграсс добавил, что в ходе допросов выяснил перевод языческого пения: "В своём доме в Р"Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне". Арестованные метисы много рассказали о Старейших Богах и великом жреце Ктулху в тёмном склепе на дне моря. Гостивший в Новом Орлеане Говард Филлипс Лавкрафт зарисовал изваяние Ктулху.

Лавкрафт, необычайно эрудированный человек, установил связь между этими двумя странными сектами и описанием забытых культов, сделанных в "Китаб аль-Азиф". Свои наблюдения он изложил в рассказе "Зов Ктулху", благодаря которому Ктулху приобрёл массу почитателей, особенно, в нынешней России. Современные сектанты проводят ролевые игры, а итоги интернет-голосования, когда о пробуждении Ктулху одновременно думало более шестнадцати тысяч человек, хороший пример бешенной популярности Старейших Богов.

Финальным аккордом в этой истории стало обнаружение в 1925 году экипажем яхты "Алерт" странных руин, поднявшихся со дна Тихого океана в результате сейсмической активности в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы. Так был найден город Р"Лайх. Остров не успел оказаться размытым, как вскоре снова ушёл под воду. Исследования, произведённые ВМС США во второй половине двадцатого столетия, недолго оставались государственной тайной. Феномен Р"Лайх был признан реально существующим. Главы государств оставили Ктулху в покое до лучших времён. Относясь к нему с подозрением, и с опаской ожидая, когда великий спящий проснётся.

Ктулхуизм

Ктулхуизм — пародийная религия по типу пастафарианства. Ктулхианцы утверждают, что Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».

Ктулхианцы практикуют несколько шутливых религиозных ритуалов:
Принесение жертв. Каждый культист обязан не реже раза в месяц производить ритуальное зохавывание. Для этого необходимо зохавать что-нибудь вкусное и громко произнести: «Зохавано во имя Ктулху!»
Подношения. Любой культист, потративший, потерявший или другим способом расставшийся с некоторым имуществом, обязан считать это членским взносом на пользу Ктулху, о чём должен немедленно уведомить окружающих, произнеся «Ктулху зохавал!»

Хотя ктулхуизм — российское явление, в других странах также существуют пародийные культы Ктулху, например, американский Campus Crusade for Cthulhu.

Ктулхуизм, как течение, породил, в свою очередь, новые псевдокультовые проявления: в частности, в Челябинске появилось учение, названное фхтагнизмом. Приверженцы фхтагнизма, воспринимая ктулхуизм как своего рода Ветхий Завет, обобщают его и утверждают, что внутри каждого существует неведомая сила, способная проснуться и произвести поистине глобальные перемены. Основной постулат фхтагнизма гласит: "В своём доме каждый проснётся в назначенный час!" Он проводит параллель с главным заклинанием культа Ктулху: "Пхнглуи мглунавх Ктулху Рлайх угахнагл фхтагн!" (В своём доме мёртвый Ктулху проснётся в назначенный час), приводимым самим Говардом Ф. Лавкрафтом.

В июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента России В. В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?» оказался среди лидеров по популярности. За него проголосовали 16682 человека. На самой конференции ответ на него, как и на остальные вопросы «неестественно завышенной популярности», не последовал. Однако при неформальном общении с журналистами Путин сказал: "Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы."


источники

Однажды из космического Хаоса на планету Земля прибыли Древние Боги, основали свою цивилизацию, занялись селекцией существ, превращая их в своих рабов. Древние боги творили бесчинства. Однако был бог, который защищал этих рабов. Это был Ктулху. Кто это? Что это за защитник?

Ктулху

Впервые Ктулху был упомянут в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта. Ктулху это чудище, спящее на дне Тихого океана, которое воздействует на разум человека. Образ Ктулху близок к шумерскому божеству Кулулу, корни происхождения которого можно найти в древних манускриптах.

Части тела Ктулху похожи на осьминога, дракона, человека. Чудище с головой осьминога, с щупальцами, покрытое чешуей гуманоидное тело и два рудиментарных крыла. Живой Ктулху хлюпает, при движении из него течет слизь. Тело у этого чудища зеленое, студенистое. Точный рост Ктулху не указывается, но он подобен «ходячей горе» и больше чем Циклоп.

Ктулху из рода Древних Богов. Он лежит посреди Тихого океана на вершине города Р’льех. Когда Р’льех, «при верном положении звезд» появляется над водой, то Ктулху освобождается. Пробуждение Ктухлу грозит закату человеческой цивилизации и возвращению Древних богов.

В области Р’льеха, указанной Лавкрафтом, в 1997 году был зафиксирован подводный звук, который получил имя «Bloop». Мощность этого звука много больше, чем звук, издаваемый морскими животными.

Культисты, живущие в разных уголках Земли, поклоняются Ктулху. Среди эскимосов Гренландии и жителей Новой Англии много культистов, которые на своих встречах устраивают человеческие жертвоприношения, пляски и обряды.

Ктулху может воздействовать на разум человека, но из-за толщи воды его способности заглушаются и подвластными остаются только сновидения. Сны, напускаемые Ктулху, ужасают, доводят до сумасшествия. Кто такой Ктулху? Это – существо, совершенно чуждое людской природе и история человечества зависит лишь от его сна.

Ктулху и современная культура

В отличие от других богов из мифов, Ктулху достаточно популярен и известен. Он является одним из персонажей интернет – комикса «User Friendly».

В 1984 году группа «Metallica» исполнила музыкальную композицию «The Call of Ktulu». Затем были группы «Therion», «Draconian», «Cradle Of Filth», которые тоже обращались к этому мифическому герою. Группа «Endura» в своем творчестве многое связала с Ктулху.

В 1994 году вышла фэнтезийная игра «Quest for Glory IV: Shadows of Darkness», в которой, кроме других героев, также есть и Ктулху. В 2007 году вышла компьютерная игра, в русском варианте - «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху».На сцене Большого драматического театра сейчас идет спектакль «Пробуждение Ктулху». Ктулху неоднократно пробирался на киноэкраны – «Пираты Карибского моря.»

Образ Ктулху в молодежных сообществах Рунета популярен наравне с Медведом, Масяней, Креведко и обзавелся смайликом (;,;) или {:€. Ктулху является предметом анекдотов, карикатур, шуток и пародий.

«Ктулху» — мистический триллер, который режиссёр позиционирует, как фильм, снятый по мотивам рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта. На самом деле, это всего лишь пустые слова, так как он имеет весьма отдалённое отношение к творчеству этого писателя. Его имя упоминается в начальных титрах только для того, чтоб хоть как-то привлечь к «Ктулху» внимание публики, но боюсь, поклонники Лавкрафта не просто останутся недовольны, а ещё и хорошенько раскритикуют данную картину. Даже если расценивать сие творение, как самостоятельный проект, он вышел весьма посредственным и ничем не выделяется среди множества триллеров. А во всём виновата слабая постановка, недоработанный сценарий и далеко не самая лучшая игра актёров. К сожалению, фильм не оправдывает возложенные на него надежды, а только позорит имя автора в глазах тех, кто не читал его книги.

Если бы режиссёр не стал поддовать огласке сомнительную связь между своим проектом и произведениями популярного писателя мистических рассказов, то к нему не было бы столько притензий. Известно, что Дагон(Также упоминается в картине) и Ктулху — персонажи вымышленные Лавкрафтом, но Дан Гилдарк взял за основу не «Мифы Ктулху», а свои собственные фантазии, хоть вполне логично было бы опираться на материал написанный рукой Говарда Филлипса. Конечно можно провести параллель между этой кинолентой и более известным фильмом ужасов Стюарта Гордона «Дагон», основанным на повести «Тень над Иннсмаутом», но эти сходсто явно не идёт в пользу первому. В сравнении с «Дагоном», который хоть и имел недостатки, но, во всяком случае, нечто общее с первоисточником в нём прослеживалось, фильм 2007 года смотрится, как малобюджетная нелепица и просто ошибка режиссёра. Во-первых, не стоит доверять интригующему названию, так как ни о каком Ктулху в картине и речи не идёт. Вообще-то вся история посвящена ордену Дагона, а демон, о котором упоминается на постере, в ней не фигурирует(Если не считать его изображение на канализационном люке, только вот сомневаюсь, что это означает о его принадлежности к этому «шедевру»). А вот рыбо-люди всё же в фильме присутствуют, но увидеть их удастся лишь сдалека, поэтому трудно судить имеют ли они отношение к морским жителям или нет. Также не совсем ясно почему главного героя сценаристы решили сделать гомосексуалистом. Его нетрадиционная ориентация на ход событий абсолютно не влияет. Возможно таким образом режиссёр решил соригинальничать. Что ж, попытка не удалась. Если сделал его представителем сексуальных меньшинств, то потрудись над тем, чтоб это отыграло какую-то роль в развитии действия, потому как в данном случае предпочтения главного героя были совсем ни к месту. Фильм относится к жанру триллер, но саспенс у него на нуле. За Рассела даже и не думаешь переживать, а напряжение не возрастает даже ближе к концу. Детективная линия местами «хромает». Дану Гилдарку надо было определиться — снимает он драму(Я так и не понял, зачем нужно было показывать воспоминания главного героя, если они не нисут в себе никакой смысловой нагрузки) или всё же отдаёт предпочтение триллеру, ведь ни один из жанров не развит в полной мере.

С технической точки зрения фильм не так уж плох, хотя операторская работа попахивает дешевизной. В целом, режиссёр всё-таки смог создать в «Ктулху» определённую атмосферу, которая стала результатом преобладания в картине синеватых цветов и появляющихся на экране красивых морских пейзажей. Вот только ничего такого, что могло бы обратить на себя внимание, в фильме больше нет.

Актёры принимающие участие в проекте не понравились вообще. Если Джейсон Коттл ещё хоть как-то старался и местами был убедителен, то все остальные — настоящие аматоры. Может про Тори Спеллинг, известную многим по исполнению роли Донны в сериале «Район Беверли-Хилз», очень плохо сказать нельзя, но тем не менее, в её героине постоянно чувствуется фальш. У этой актрисы явно напряг с приглашениями в стоящие картины. Да это и не странно, ведь её звёздное время уже прошло и теперь ей приходится сниматься в подобном кино. Кэйси Каррен совсем ничем не запомнился. Появляется он в кадре или нет — разница небольшая. А вот самая отвратительная игра принадлежит актёру играющему главу семейства и Каре Буоно, которые даже за короткий промежуток времени смогли выставить себя в худшем свете. Всё, что они показали — одна сплошная наигранность и только.

«Ктулху» не стоит смотреть тем, кому всё ещё нравится творчество Лавкрафта, а для простого зрителя данная кинолента покажется не более, чем проходным одноразовым триллером, который понравится далеко не каждому.

Крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп »; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона ».

Ктулху способен воздействовать на разум людей, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, ужасают видевших их и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное , совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Произношение

Лавкрафт говорил, что имя Ктулху правильнее произносить как Khlûl’hloo , поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип» . Через долгое время после его смерти стало популярным произношение Kathooloo (). Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

В рассказе «Крылатая смерть» упоминаются некие исполинские руины, якобы находящиеся в Уганде, которые местные жители связывают со злым богом Клулу . Вполне вероятно, что это ещё один вариант произношения имени Ктулху - африканский.

В некоторых рассказах (таких как "электрический палач" и "курган") фанатики называют его Тулу.

Прототип

О существовании прототипа Ктулху доподлинно неизвестно, однако нередко выдвигается гипотеза , что прототипом для него послужил Тангароа (Тангалоа, Каналоа) - полинезийское божество моря. В пользу этой гипотезы выдвигаются следующие аргументы:

Влияние образа

Со времени написания рассказа «Зов Ктулху » образ божества обрёл широкую известность и многократно использовался в художественных произведениях разных авторов. Ктулху упоминается или выступает действующим лицом в книгах таких писателей, как Стивен Кинг (рассказ «Крауч-Энд» из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения »), Анджей Сапковский («Башня шутов»), Нил Гейман (рассказы «Я - Ктулху» (1987), «Особое шогготское» (1998) и др.), Роджер Желязны («Ночь в тоскливом октябре »), и многих других.

Образ Ктулху нашёл отражение в анимационном кино. В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями » оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу. Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк »: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum , пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon .

К образу Ктулху не раз обращались музыканты разных стран, среди которых такие, как группа Samael с песней «Rite of Cthulhu» (1991), Bal-Sagoth («Shackled To The Trilithon Of Kutulu»), Therion («Cthulhu», 1992), Mercyful Fate («Kutulu», 1996), Deadmau5 («Cthulhu Sleeps», 2010), Ляпис Трубецкой («Дикий койот») и многие другие. Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu » из альбома Ride The Lightning (), записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (), получила премию «Грэмми » за лучшее рок-музыкальное представление.

Значительное влияние творчество Лавкрафта и, в частности, образ Ктулху оказали на индустрию игр. В 1981 году по мотивам произведений Лавкрафта компания Chaosium выпустила настольную ролевую игру под названием «Call of Cthulhu» (англ.) русск. . Было выпущено дополнение для игры "манчкин", посвященное творчеству Лавкрафта, и, в частности, Ктулху ("Манчкин Ктулху"). Позднее мифы Ктулху нашли отражение или легли в основу таких известных компьютерных игр, как «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth », «Alone in the Dark» , «Prisoner of Ice» (англ.) русск. , «Cthulhu Saves the World» (англ.) русск. , «Sherlock Holmes: The Awakened », «Terraria », и ряда других.

В 2015 году в его честь названа область Ктулху на Плутоне .

Напишите отзыв о статье "Ктулху"

Примечания

Литература

  • Hanegraaff W. J. Fiction in the Desert of the Real: Lovecraft"s Cthulhu Mythos" // Aries (англ.) русск. . - 2007. - Vol. 7 (1). - P. 85-109.

Ссылки

  • (англ.)
  • в Абсурдопедии

Отрывок, характеризующий Ктулху

В свежем, утреннем воздухе раздавались уже, не как прежде в неравные промежутки, по два, по три выстрела и потом один или два орудийных выстрела, а по скатам гор, впереди Працена, слышались перекаты ружейной пальбы, перебиваемой такими частыми выстрелами из орудий, что иногда несколько пушечных выстрелов уже не отделялись друг от друга, а сливались в один общий гул.
Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками.
Ростов на пригорке остановил на минуту лошадь, чтобы рассмотреть то, что делалось; но как он ни напрягал внимание, он ничего не мог ни понять, ни разобрать из того, что делалось: двигались там в дыму какие то люди, двигались и спереди и сзади какие то холсты войск; но зачем? кто? куда? нельзя было понять. Вид этот и звуки эти не только не возбуждали в нем какого нибудь унылого или робкого чувства, но, напротив, придавали ему энергии и решительности.
«Ну, еще, еще наддай!» – обращался он мысленно к этим звукам и опять пускался скакать по линии, всё дальше и дальше проникая в область войск, уже вступивших в дело.
«Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» думал Ростов.
Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.

Давайте рассмотрим вопрос о том, кто такой Ктулху? Ктулху - это божество, относящееся к роду древних, впервые он встречается у писателя Говарда Лайкрафта. В своих книгах он описывает это существо, спящее на дне Тихого океана. Внешне Ктулху - это смесь человека, дракона и осьминога. Его тело покрыто чешуей, на спине - зачатки крыльев, а голова усеяна щупальцами. Своими гигантскими размерами Ктулху подобен огромной горе.

Ктулху обладает возможностями проникать в человеческий разум и управлять им, но учитывая, что находится чудовище под водой, то его суперсилы теряют свою мощь, но тем не менее он может проникать в сны людей. Вот мы познакимолись с его образом и знаем, кто такой Ктулху - это зеленое существо, напускающее кошмары в сновидения людей.

Еще существует культ поклонения Ктулху, и его приверженцы разбросаны по всей земле. Жертвоприношения, пляски и сумасшедшее поведение - неотъемлемые атрибуты оккультного поклонения Учитывая популярность этого древнего божества, возникли многие направления, где использован его образ, например - игры. Карточная Ктулху использует все основные направления оккультизма: в ней присутствуют сражения, сектанты, обьясняется, кто такой Ктулху. Но все это подано в шутливой атмосфере, и у этой игры великое множество поклонников.

Рассмотрим еще вопрос о том, какое распространение Ктулху приобрел среди пользователей интернета. Это и анекдоты, и устрашающие истории, и собственный смайл - (;,;). Кто такой Ктулху на данный момент - это интернет-мем, который преобразовали в концентрацию злобы и негатива, придумав не свойственные для него действия, например, пожирание мозгов, хотя оно более свойственно зомби, чем подводному чудовищу.

Стоит упомянуть еще одну настольную игру, в которой также объяснятся, кто такой древний бог. Это «Зов Ктулху», игра, в которой можно бороться за фракции людей и фракции монстров. Игра - живая, то есть в нее можно добавлять новые карты, создавая новые вариации. Ктулху в ней является главным оружием, самым мощным и непобедимым.

И еще один интересный момент. Когда в 2006 году на пресс-конференции Владимиру Путину хотели задать вопрос относительно его взгляда на пробуждение Ктулху - страшное событие для всей планеты, официально вопрос не был включен в программу, но неофициально В. В. Путин ответил, что он не относится серьезно ко всяким оккультным движениям, а также рекомендовал спрашивающим почитать Библию или Коран.

Кстати, образ Ктулху широко используется и в фильмах, и в мультипликации. Например, в фильме «Пираты Карибского моря» у героя фильма присутствует атрибутика Ктулху. осьминога, внешний вид, напоминающий подводное чудовище, сюжетная линия поведения. В мультфильме «Супермэн» в роли правителя Атлантиды также выступает герой нашего повествования. И даже доктору Зольдбергу из «Футурамы» приписывают схожесть с великим Ктулху, но именно в пародийной атмосфере.

Подведя итог, можем определить, что Ктулху после своего появления занял собственную нишу, его образ узнаваем, а имя знают многие. Он все так же популярен, живет в интернете, в книгах и на телеэкранах. Его можно встретить в играх, на рисунках футболок, а также в виде мягких игрушек.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт