Обозначения на объективах. Что означают надписи на объективе? Расшифровка объективов

27.09.2019

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются объективы компании Canon . Оговоримся сразу, что мы рассмотрим только объективы, выпускающиеся для современного байонета EF (и его производных). Причина такого «сужения границ» заключается в том, что более старые объективы прекратили разрабатывать в 1987 году, в связи со сменой подхода к компоновке фотоаппаратов и появлением системы EOS , встречаются они редко, а главное, не совместимы с современными моделями фотокамер японского производителя.

EF (Electro Focus ) - маркировка, встречающаяся на всех современных объективах Canon (вернее, почти всех, но об этом чуть ниже). Это и есть обозначение байонета (системы крепления объектива с камерой).

В 1987 году Canon, первыми в мире, среди производителей фото техники, пошли на рисковый, но вместе с тем очень дальновидный шаг, представив байонет, в котором были полностью убраны механические связи фотоаппарата с объективом. Все управление приводом автофокуса было перенесено в объектив.

Аббревиатура EF, по умолчанию подразумевает, что:

  • объектив совместим со ВСЕМИ цифровыми и пленочными камерами Canon EOS.
  • объектив оснащен АВТОФОКУСОМ.

Кроме обозначения EF , могут встречаться также его разновидности - EF-S и EF-M .

EF-S - это объективы, предназначенные для использования в цифровых ЗЕРКАЛЬНЫХ камерах с APS-C сенсором (уменьшенный, относительно полнокадрового, с - 1.6 ). Буква S расшифровывается как Short Back Focus (уменьшенный рабочий отрезок).

EF-M - это объективы предназначенные для использования в цифровых беззеркальных камерах. Буква M расшифровывается как Mirrorless (беззеркальная). Объективы с таким обозначением обладают еще более коротким рабочим отрезком, даже относительно EF-S объективов.

Следует учитывать, что EF, EF-S и EF-M не имеют полной совместимости друг с другом.

  • Полнокадровые пленочные и цифровые зеркальные камеры Canon с полным сенсором (а также сенсором APS-H - кроп-фактор 1,3) и байонетом EF могут работать только с EF -объективами и не совместимы с EF-S и EF-M объективами.
  • Цифровые зеркальные камеры Canon с сенсором APS-C , поддерживающие байонет EF-S, полностью совместимы с EF и EF-S объективами, но не совместимы с EF-M .
  • Цифровые беззеркальные камеры Canon , поддерживающие байонет EF-M , полностью совместимы только с EF-M объективами и не совместимы с EF и EF-S .
  • Существует возможность использования любой связки камеры и объектива, но это решается только посредством использования специальных переходников. (Как, например Mount Adapter EF-EOS M , который позволяет накрутить на беззеркальную камеру любой EF или EF-S объектив).

После аббревиатуры, определяющей, к какому типу байонету относится объектив (EF, EF-S, EF-M ) следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Далее всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.4 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - тип байонета, фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Оговоримся, что есть исключения в линейке современных объективов Canon . Это, так называемые, TILT-SHIFT объективы. Исключение, так как эти объективы не автофокусные (на них Вы не увидите аббревиатуру EF ), то есть фокусировку придется всегда производить вручную, электроникой регулируется только диафрагма. Они обозначаются - TS-E (Tilt-Shift EOS) и совместимы с байонетом EF / EF-S .


Кроме того, есть объектив - MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, который как понятно из названия является специализированным МАКРО объективом. Он тоже не автофокусный, на нем нет аббревиатуры EF, и он совместим с байонетом EF / EF-S .


USM (Ultra Sonic Motor) − ультразвуковой привод системы автофокусировки объектива. Такой привод отличается высокой скоростью фокусировки, малым энергопотреблением и невысоким уровнем шума. Дополнительно объективы, оснащенные USM могут маркироваться золотым кольцом на оправе и надписью Ultrasonic .

STM (S tepper motor) - шаговый двигатель, технология привода автофокуса, которая обеспечивает многократные быстрые перемещения фокусировочной группы линз на небольшие расстояния, с крайне низким уровнем шума. Объективы с STM моторами предназначены для работы, в первую очередь с камерами, обеспечивающими фазовую фокусировку с помощью матрицы в режиме LiveView . Эта технология создавалась для улучшения качества автофокусировки при съемке ВИДЕО на цифровые камеры.

Все EF объективы Canon снабжены переключателем автоматической/ручной фокусировки (AF/MF ) и не во всех объективах можно, при включенном режиме автофокуса AF , прокручивать фокусировочное кольцо.

USM приводы бывают двух типов - кольцевые и с микромотором. Обычно кольцевые ставятся на дорогие объективы и позволяют «дофокусироваться» при включенном автофокусе. USM приводы с микромоторами нельзя прокручивать при включенном режиме автофокуса, так как в силу конструктивных особенностей, он может сломаться. Производитель, обычно, не уточняет какой тип мотора в каком объективе используется. Но если в описании объектива (не на корпусе, а в руководстве пользователя) присутствует фраза «доступна функция FTM (Full Time Manual)», значит объектив оснащен кольцевым двигателем и можно пользоваться ручной фокусировкой, не переключаясь в режим MF . Исключение составляет только объектив EF 50 mm 1:1.4 USM , который оснащен приводом USM с микромотором, но при этом позволяет вручную наводиться на резкость не переключая объектив в режим MF .


L (Luxury ) — самые высококачественные и технологичные объективы от Canon . При производстве используются дорогостоящие линзы и низкодисперсные стёкла, некоторые производятся в пылевлагозащищённом корпусе. Дополнительно маркируются красным кольцом на оправе.

IS (Image Stabilizer) - обозначение оптического стабилизатора изображения. При использовании длинных выдержек или телеобъективов возрастает вероятность испортить кадр шевеленкой (смазывание из-за дрожания рук). Оптическая стабилизация позволяет увеличить вероятность получения резкого кадра в таких условиях. Для этого применяются встроенные в объектив гироскопы, измеряющие уровень вибраций, и подвижные линзы, колеблющиеся таким образом, чтобы скомпенсировать внешнюю тряску.

DO (Diffractive Optics ) — объективы, с включенными в состав, дифракционными элементами. Отличаются малыми размерами и весом и маркируются зелёным кольцом на оправе объектива. На самом деле таких объективов в линейке Canon всего два.

Macro (Макро объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для макросъемки.

Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Кроме того, на объективах в конце названия, могут присутствовать римские цифры - II , III . Это просто обозначение номера обновленной версии одного и того же объектива.

Кроме вышеуказанных, вам могут попасться еще и такие обозначения:

UD (Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.

S-UD (Super Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (сверх-низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.

BR (Blue Spectrum Refractive Optics). Этот элемент из органического материала за счет повышенного коэффициента преломления в синей части спектра позволяет лучше корректировать хроматические аберрации по сравнению с другими используемыми сейчас элементами из стекла UD , Super UD и Fluorite .

AL (Aspheric Lens) — в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.

I/R (Internal Focus Rear Focus) — объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.

Float — система плавающих линз в объективе. Предназначена для устранения аберраций при фокусировки на коротких расстояниях.

CaF2 (Fluorite) — применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (UD или S-UD ).

CA (Circular Aperture) — закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия (бокэ).

Fluorine coating - специальное флюориНовое покрытие передней и/или задней линз, предотвращающее загрязнение и образование жирных пятен, а также - имеющее каплеотталкивающие свойства.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции, упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!

Как расшифровать цифры, написанные на объективе я когда-то рассказывал в статье Выбор фотоаппарата (Часть 1) . Вкратце напомню, как это делается на примере объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM .

Итак, сначала цифры.

  • 24-105mm - это диапазон фокусных расстояний. Если поделить большее на меньшее, получим кратность зума - примерно 4.4.
  • f/4 - светосила. Число 4 показывает, что при любом фокусном расстоянии не получится открыть диафрагму шире 4. В данном случае светосила у объектива не меняется с ростом фокусного расстояния. У большинства объективов с ростом фокусного расстояния светосила падает. В таком случае в "знаменателе" пишутся 2 числа - [светосила на коротком конце]-[светосила на длинном конце]. Китовый объектив большинства цифрозеркалок имеет маркировку 18-55mm/F3,5-5,6. То есть, на коротком конце максимальная диафрагма может быть f/3,5, а на длинном конце - f/5,6.

С буквами сложнее. У каждого производителя оптики своя система маркировок. Постараюсь привести наиболее часто используемые аббревиатуры для наиболее популярных марок оптики.

Canon

AL (Aspherical Lens) - оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аббераций.

DO (Diffractive Optics) - объективы с дифракционными элементами (линзой Френеля). Объективы отличаются компактными размерами. Отличительный внешний признак - зеленое кольцо.

EF (Electronic Focus) - автофокусный объектив для пленочных (и полнокадровых цифровых) фотокамер. Также может быть использован с кропнутыми зеркалками.

EF-S (Electronic Focus – Short) - автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C. Буква S (от слова Short – короткий) в маркировке означает "короткий задний рабочий отрезок". Задняя линза объектива расположена ближе к матрице. Как правило, объективы имеют уменьшенное фокусное расстояние (чтобы обеспечить широкий угол на кропе). Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно.

FT-M (Full Time Manual) - не нужно переключать в ручной режим фокусировки, она доступна постоянно. Очень удобно для репортажа.

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка. При наводке резкости перемещение линз осуществляется внутри объектива, при этом из него ничего не выезжает. Как правило, такая оптика дороже, но пылезащищенность у нее очень хорошая.

IS (Image Stabilizer) - оптическая стабилизация изображения, позволяет снимать с рук с относительно длинными выдержками.

L (Luxury) - профессиональная серия объективов Canon. При изготовлении этих объективов используется оптическое стекло высшего качества. Объективы дорогие, но дают очень качественную картинку. Выбор профессионала или увлеченного любителя. Отличительный внешний признак - красное кольцо.

TS-E (Tilt-Shift-EOS) - объектив с коррекцией перспективных искажений. Подходит для профессиональной съемки архитектуры, так как позволяет избежать "падающих стен" при низкой точке съемки.

USM (Ultra Sonic Motor) - ультразвуковой привод фокусировки. Достоинства - высокая скорость фокусировки и относительная бесшумность. Недостаток - повышенная цена. Наиболее актуален для репортажников и любителей фотоохоты.

Macro - объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме.

FE (FishEye) - фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который делает изображение "выпуклым".

SF (Soft Focus) - объектив с "мягким фокусом". Как правило используется для съемки портретов и натюрмортов. Дает очень интересный эффект - картинка как бы резкая и размытая одновременно.

MF - manual focus - неавтофокусные объективы

AF - автофокусные объективы.

Никон свой байонет вообще не менял, поэтому можно на современную цифровую зеркальную камеру Никон установить объектив, которому 50 лет отроду. Но есть некоторые ньюансы:

  • ai/ais - тип связи, пришедший на смену самому первому. Эти объективы без проблем устанавливаются на любые современные Никоны.
  • non-ai - самые первые объективы Никон, не предназначены для установки на современные аппараты.

В инструкции к аппарату, где-то на последних страницах есть табличка о совместимости объективов. Также следует упомянуть, что в младших моделях Никона не будет работать экспозамер с неавтофокусными объективами и работать с ними можно только в режиме M, выставляя выдержку и диафрагму вручную. Также в последних бюджетных Никонах нет так называемой "отвертки", т.е. пленочные автофокусные объективы (без встроенного мотора, с мотором обозначается AFS) будут работать только в неавтофокусном режиме.

Все остальные буквы символизируют о технологиях, использованных при производстве.

D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой.

G – в отличие от объективов D-типа, у объективов Nikkor серии G нет кольца управления диафрагмой, и, соответственно, механически не передается значение диафрагмы в камеру. Поэтому объективы серии G не могут эксплуатироваться с аппаратами с ручной фокусировой, а с автофокусными аппаратами более ранних выпусков (F501, F601, F801/801s, F70, F90/90x) объективы серии G могут быть использованы лишь в программных режимах и режиме приоритета выдержки. Дистанция фокусировки передается.

AF-S – в объективах Nikkor типа AF-S используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка. Каждый мотор разрабатывается под конкретный объектив, что позволяет наилучшим образом обеспечить быструю и точную автофокусировку.

M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.

VR – система подавления вибрации - одна из последних новинок в объективах Nikkor, с ее помощью вы сможете снимать с рук без “шевеленки” сюжеты, в которых ранее нельзя было обойтись без штатива.

DC (Defocus-image Control) – в этих объективах используется уникальная система управления дефокусированием изображения. Она позволяет фотографам контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки.

IF – система внутренней фокусировки, благодаря ей фокусировка осуществляется за счет перемещения внутренних групп линз. Это позволяет уменьшить габариты и вес объектива, а также производить съемку на более коротких дистанциях фокусировки. Скорость автофокусировки также возрастает.

RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Это тоже ускоряет автофокусировку.

CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Эта система предполагает перемещение при фокусировке не только фокусирующего линзового компонента, но и независимое от него перемещение корректирующего компонента (обычно находящегося в в задней группе линз). Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты.

ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах Nikkor используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией.

SIC (Super Integrated Coating) – фирменное "суперинтегрированное" многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования.

N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное "нано-кристальное" покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает "сияние" ультра-широкоугольных объективов.

ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.

G - принадлежность объектива к элитной оптике Sony (Minolta).

D - (distance integrator) - наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.

ADI - современная система вспышечного замера, учитывающая расстояние до объекта.

SSM - (Supersonic motor) - автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.

Sigma

EX - принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства.

ASP - (Aspherical Lenses) - использование в оптической схеме объектива асферических линз для коррекции аберраций и улучшения качества картинки, уменьшения количества компонентов оптической схемы (линз) и уменьшения размеров и массы объектива.

APO - (Apochromatic Lenses) - использование низко-дисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.

OS - (Optical Stabilizer) - система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.

HSM - (Hyper-Sonic Motor) - авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего авто-фокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.

RF - (Rear Focus) - система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.

IF - (Inner Focus) - система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.

DG - светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами.

DC - объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.

PZ (Power Zoom) - механический привод зума

DA - объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы

FA - объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF

J - объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы

SMC (Super Multi-Coating) - многослойное просветление

SDM (Sonic Direct drive Motor) - ультразвуковой привод фокусировки

DA* - профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении

ED (Extra-Low Dispersion)

AL (Aspherical Lens) - асферические линзы

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

Limited - особо компактные объективы

Tamron

Di (Digitally Integrated) - для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер

Di II (Digitally Integrated II) - для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенной матрицей APS-C

SP (Super Performance) - улучшенная серия объективов

XR (Extra Refractive Index) - линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз

ASL (Aspherical Lenses) - Гибридные асферические элементы

LD (Low Dispersion)

XLD (eXtra Low Dispersion) - линзы со сверхнизким рассеиванием

AD (Anomal Dispersion) - линзы с аномально низким рассеиванием

HID (High Index Dispersion) - линзы с низким рассеиванием

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

SHM (Super-Hybrid Mount) - Супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом)

VC (Vibration Compensation) - cистема подавления вибраций (стабилизатор изображения)

USD (Ultrasonic Silent Drive) - бесшумный ультразвуковой привод фокусировки

ZL (Zoom Lock) - замок (блокировка) кольца зуммирования

AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) - переключение режима кольцом фокусировки

FEC (Filter Effect Control) - возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде

Macro - объектив с функцией макросъемки - допускает съемку в масштабе не менее 1:4 (0,25х); эта функция может и не быть основной

Tokina

AS (Aspherical Lens) - асферические линзы

F&R Aspherical (F&R Aspherical Lens) - асферические линзы F&R

SD (Super Low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

HLD (High Refraction, Low Dispersion) - линзы из стекла с высоким преломлением и низкой дисперсией

MC (Multi-Coating) - многослойное просветление

FE (Floating Element system) - система плавающих элементов. Уменьшает астигматизм во всем диапазоне дистанций фокусировки

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

IRF (Internal Rear Focusing) - фокусировка задней группой линз

FC (Focus Clutch Mechanism) - переключение ручной-автоматической фокусировки смешением кольца настройки

PRO (Professional) - профессиональная серия объективов

АТ-Х (Advanced Technology eXtra Pro) - серия высококачественных объективов

Olympus и Panasonic

ZD (Zuiko Digital) - для цифровых камер системы 4/3

M.Zuiko Digital - для цифровых камер системы Micro 4/3

Macro - для макросъемки

ED (Extra low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

SWD (Super Wave Drive) - ультразвуковой привод фокусировки (Olympus)

M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) - Оптическая стабилизация изображения (Panasonic)

Top Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой; маркировка - платиновое кольцо (Olympus)

Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus)

Standard - любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus)

При покупке фотоаппарата нужно помнить, что какую бы сверхмодную светочувствительную матрицу не установил производитель, и в какой бы стильный корпус ее не упихал, изображение будет формироваться в первую очередь с помощью объектива. Поэтому при выборе любого фотоаппарата - будь то компакт или зеркальная камера - нужно знать, на что способна его оптическая система. А для этого необходимо понимать, какие параметры на что влияют и что означают.

Фокусное расстояние

Главное, что нужно знать, - эквивалентное фокусное расстояние определяет угол зрения объектива и степень приближения объектов. Пишется оно на корпусе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение. На минимальном фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном - угол обзора будет меньше, объектов - тоже меньше, но зато они будут ближе. Для большинства повседневных задач хватает объективов с фокусным расстоянием от 20 до 100 мм. Объективы со значениями ЭФР больше 100 мм («телевики») нужны для съемки удаленных объектов типа птиц и зверей в зоопарках, меньше 20 мм (широкоугольники) - для съемки панорам либо архитектуры.

В большинстве компактных камер используются объективы с диапазоном фокусных расстояний от 35 мм и выше. Этого хватает практически на все цели - но иногда все же широкого угла не хватает. Если планируется снимать архитектуру или пейзажи, стоит обратить внимание на фотоаппараты Panasonic - в их линейке компактов есть модель с широкоугольными объективами - Lumix DMC-FX01. Или на Kodak - у модели V705 минимальное эквивалентное фокусное расстояние составляет всего 23 мм.

У зеркальных камер проблем почти нет - любой производитель обеспечивает покупателей большим ассортиментом сменных объективов на любой вкус: от «рыбьих глаз» с ЭФР от 10 мм до огромных «телескопов» с ЭФР до 1200 мм. Были бы деньги - подобные объективы зачастую стоят как небольшой автомобиль. В комплекте с новой камерой, скорее всего, окажется простенький универсальный объектив с ЭФР 17-80 мм, 18-55 мм или чем-то подобным.

Эквивалентное фокусное расстояние

Есть два разных понятия - эквивалентное фокусное расстояние и истинное фокусное расстояние. Первое - это стандартное значение, которое используют для сравнения различных фотоаппаратов и объективов. Истинное расстояние зависит от размера самого объектива и матрицы - а для зеркальной камеры и компакта эти значения будут разными.

Эквивалентное расстояние приводится к истинному простой математической операцией - умножением фокусного расстояния объектива на коэффициент «кропа». Для цифровых зеркалок значение кропа равно 1,6 или 1,5 - в зависимости от модели. Таким образом, объектив с цифрами 18-55 мм на корпусе превращается в объектив с фокусным расстоянием 29-88 мм.

Цифры, указанные на компактах, умножать ни на что не нужно - истинное фокусное расстояние для них чаще неизвестно и никакой полезной информации не несет.

«Фиксы» и «зумы»

Все современные фотообъективы можно разделить на две большие группы. В первую мы отнесем всю оптику с неизменяемым или фиксированным фокусным расстоянием - это так называемые фикс-объективы . Вторую группу составляют зум-объективы , у которых этот показатель может изменяться. В настоящее время «фиксы» используются либо в самых дешевых компактных фотоаппаратах, либо в крутой профессиональной фототехнике, в основном для студийной съемки. Они относительно просты в изготовлении и обеспечивают отличное качество изображения. В компактах это позволяет удешевить конструкцию, сохранив приемлемое качество изображения. В профессиональной технике, благодаря простой оптической конструкции, можно достичь потрясающего качества картинки, причем не задирая цену устройства до небес.

Подавляющее большинство камер, начиная с компактных фотоаппаратов и заканчивая профессиональной аппаратурой, оснащены оптикой с переменным фокусным расстоянием. Если вы захотите снять пейзаж, то вам, как уже говорили, потребуется небольшое фокусное расстояние, а если маленькую букашку или портрет - то наоборот, большое. Поэтому проще использовать один единственный зум-объектив, который позволит снять и то и другое сразу. Такая оптика хороша тем, что позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты. Это хорошо заметно при использовании так называемых ультразумов , то есть объективов с 10-12-кратным увеличением. С помощью такого объектива можно снимать как горные пейзажи, так и альпинистов, карабкающихся к соседней вершине. Дикие животные, птицы, водопады на противоположном берегу реки - это примеры объектов, к которым в реальности очень трудно приблизиться. Так что расхожее мнение, что «лучший зум - это ноги», в корне неверно. Хороший объектив с широким диапазоном фокусных расстояний способен оказать фотографу неоценимую услугу. Расплата за такую универсальность - значительная потеря качества изображения.

Оптический и цифровой зумы

Из диапазона фокусных расстояний конкретного объектива высчитывается параметр, называемый «оптическим увеличением » или «кратностью зума» . Рассчитывается он путем деления наибольшего фокусного расстояния на наименьшее. При этом получается та цифра, которую обычно гордо указывают на коробке и на самом фотоаппарате. Например, у объектива с фокусным расстоянием 35-420 мм будет 12-кратный зум. Оптический зум - вещь в жизни, безусловно, очень полезная и нужная, но со своими «подводными рифами».

Первый риф заключается в сложности изготовления такого объектива и его высокой цене. Поэтому стоит помнить - дешевых ультразумов не бывает. Если нашелся в продаже фотоаппарат с зумом от 10x и ценой до 300 условных единиц - ищите подвох. Скорее всего, найдете его в качестве картинки - отсутствии резкости и контрастности.

Вторая проблема заключается в том, что на «длинном конце», то есть на максимальных значениях фокусного расстояния, даже самые мелкие и незаметные перемещения камеры приводят к смазыванию изображения. Поэтому приходится выставлять короткую выдержку (от 1/125 с при максимальном зуме в 12х). Оптический стабилизатор изображения ситуацию тут кардинально не поправит, на него можно не рассчитывать. В ситуациях, когда это невозможно - сумерки, затемненная комната, - от использования максимального приближения стоит отказаться. Вообще, как показывает практика, нормально фотографировать на «длинном конце» можно только при ярком солнечном свете.

Здесь стоит несколько отвлечься от основной темы и сказать пару слов о цифровом зуме . Многие производители, желая привлечь покупателей, оснащают этим режимом любительские фотокамеры. К сожалению, такое увеличение изображения не имеет ничего общего с изменением фокусного расстояния. Процессор камеры просто-напросто берет центральный фрагмент только что отснятого кадра и увеличивает его методом обыкновенной экстраполяции пикселей, а при этом серьезно ухудшается качество снимка. Так что при выборе фотоаппарата ни в коем случае не обращайте внимания на этот показатель, а если вы все же приобретете камеру с функцией цифрового зума, отключите ее раз и навсегда. Если же у вас появится желание увеличить какой-то фрагмент кадра, вы без особого труда сможете сделать это на компьютере с помощью любого графического редактора. Результат будет гораздо лучше - ведь алгоритмы обработки изображения, заложенные в недорогой цифровой фотоаппарат, никогда не сравнятся с мощной логикой Adobe PhotoShop или любого, даже простейшего редактора изображений.

Читаем маркировку объектива

Давайте попробуем попрактиковаться и применить полученные знания при чтении маркировки объектива. Например, на оптике написано: 18-55, 3.5-5.6 . Это расшифровывается так: зум-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при минимальном значении фокусного расстояния и 5,6 - при максимальном. Делаем простые расчеты и делим 55 на 18. Получается, что кратность зума у этого объектива равна трем. Светосила при этом никак не пересчитывается, так как она есть величина относительная и не зависит от размера матрицы.

На более сложных и дорогих объективах можно встретить маркировку 16-35 mm 2,8 . Это означает, что на всем диапазоне фокусных расстояний светосила постоянна и равна 2,8.

Также встречается маркировка типа 50 mm, f/1,8. Такое обозначение соответствует объективу с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1,8.

Светосила

Максимальное количество света, которое может пропустить объектив на том или ином фокусном расстоянии без потерь качества за счет аберраций, и является его светосилой . Чем меньше значение, тем больше света пропускает оптическая система и, соответственно, выше качество и класс объектива. Существуют также объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний. Это дорогое, но качественное решение.

Значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения. Чем выше этот показатель, тем сложнее будет избежать смазывания изображения - невысокая светосила не даст установить короткую выдержку.

Аберрации

Аберрации - это искажения изображения, возникающие из-за несовершенства объективов фотоаппаратов. Представить себе, что такое аберрации, можно на примере обычной лупы. Наведите ее на мелкий печатный текст. В центре вы увидите четкое, хорошо читаемое изображение, но по краям линзы буквы окажутся размытыми. Если сократить диаметр нашей линзы с помощью куска черной бумаги с отверстием посередине, то удастся добиться значительного уменьшения аберраций. Диафрагма фотообъектива работает почти так же, как черная бумага, но позволяет регулировать диаметр отверстия, через которое проходит свет. В результате повышается резкость изображения - за счет увеличения выдержки.

Линзы изготавливаются из разных сортов стекла, поэтому их свойства могут значительно отличаться друг от друга. Если в определенной последовательности собрать в одну систему несколько разных оптических элементов, то они будут во многом компенсировать искажения друг друга. Такая методика используется даже в объективах простых компактных фотоаппаратов. Их оптика может состоять из шести или девяти элементов, в дорогих профессиональных объективах количество линз может достигать пятнадцати, а то и двадцати штук. Для построения таких сложных систем производители применяют высокотехнологичные линзы с многослойным просветлением, а также дорогие марки стекла.

Создание сложной оптической системы для объектива с переменным фокусным расстоянием - задача трудная. Так как в таких системах линзы перемещаются относительно друг друга, то конструкторам приходится учитывать влияние множества факторов во всех положениях зума. Как правило, невозможно скомпенсировать аберрации во всем рабочем диапазоне объектива - какой-то их вид будет сильнее проявляться на одном конце фокусного расстояния, а какой-то - на другом. И чем больше коэффициент увеличения объектива, тем сильнее будут аберрации.

Руководство по выбору

  • Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций и меньше светосила.
  • Чем компактнее оптическая система, тем сильнее она подвержена аберрациям, поскольку требования к размерам не позволяют разместить в объективе достаточно большое количество оптических элементов. К тому же, чем меньше линза, тем меньше она похожа на свою идеальную математическую модель.
  • При прочих равных следует выбирать камеру с более светосильным объективом. Впрочем, большая светосила автоматически подразумевает и более высокую стоимость.
  • Закрытие диафрагмы положительно влияет на уровень аберраций. Поэтому, если съемочная сцена достаточно хорошо освещена, лучше не открывать диафрагму на максимум.

Все эти цифры и буквы на объективе могут сбить с толку любого новичка. Но на самом деле не так уж трудно разобраться, что они обозначают, и позвольте мне вам в этом помочь.

Цифры и буквы на объективе

Что значит 18-55mm

Эти цифры обозначают диапазон , которые возможны для вашего объектива. 18мм - более широкий угол обзора, а 55мм - более приближенный вид. Если на вашем объективе указано два числа, то это зум, с ним вы можете менять фокусное расстояние в пределах этих чисел. Одно число указывает, что у вас фикс, то есть объектив, у которого есть только одно фиксированное фокусное расстояние. «mm» – это миллиметры, в которых выражается расстояние от сенсора камеры до точки оптического центра объектива. Чем больше это расстояние, тем ближе вы сможете приблизить объект вашей съемки.

Что значит 1:3.5-5.6

Эти цифры показывают максимальный размер , то есть, насколько широко она может раскрыться и в конечном итоге, сколько света она пропустит. Чем меньше цифра, тем больше света она пропускает.

Иногда можно встретить объективы, на которых написано 1:2.8. Это означает, что максимальное значение диафрагмы объектива во всем диапазоне зума будет равным f/2.8 . Если в цифрах присутствует дефис, например 3.5-5.6, то это значит, чем больше мы будем приближаться, тем уже будет становиться отверстие диафрагмы. При значении фокуса 18 мм максимальное значение диафрагмы будет равным f/3.5, но при приближении это значение будет постепенно уменьшаться, пока значение фокуса не достигнет 55 мм, а значение диафрагмы при этом будет всего лишь f/5.6.

Надпись имеет вид дроби (1:), потому что диафрагменное число всегда выражается дробью.

Лично я предпочитаю объективы, которые не изменяют значение диафрагмы при приближении, но, как правило, они и стоят намного дороже.

Что значит Ø52mm

Символ, на котором изображен круг, через который проходит прямая линия, используется для обозначения диаметра. В нашем случае, это диаметр передней кромки объектива (то есть, это ширина объектива, для тех, кто не шарит в математике). Чтобы при покупке подобрать крышку или , которые подходили бы к вашему объективу, нужно обязательно знать это число. Размер любых насадок на объектив напрямую зависит от его диаметра.

Что значит Macro 1:2 / 1:1

С технической точки зрения, если на объективе написано 1:1, то это макрообъектив. На практике это означает, что всё, что вы будете фотографировать, будет иметь точно такой же размер и на сенсоре вашей камеры.

Также довольно часто можно встретить надпись Макро 1:2. С технической точки зрения это уже не макрообъектив, но все-таки он лучше, чем стандартный, и, как правило, это становится заметно при съемке телеобъективом на больших фокусных расстояниях. В действительности эта надпись означает, что все, что вы будете фотографировать, на сенсоре камеры будет иметь размер в два раза меньше настоящего.

Помню, у меня когда-то был телеобъектив, на котором нужно было переключать вручную фокус с режима нормальной съемки на макро, а это, в свою очередь, ограничивало диапазон зума. Так что будьте с этим осторожны.

Что значит HSM / USM

Эти аббревиатуры расшифровываются как гиперзвуковой мотор (HSM - Hyper Sonic Motor) и ультразвуковой мотор (USM - Ultra Sonic Motor). В принципе, это одно и то же устройство, просто каждая фирма называет его по-своему.

Благодаря такому ультразвуковому моторчику, встроенному в объектив вашей фотокамеры, автофокусировка происходит очень быстро и почти бесшумно. Возможно, сейчас это звучит не так впечатляюще, ведь почти все современные объективы оборудованы ультразвуковыми моторами, но не так давно эта надпись считалась действительно ценным качеством объектива.

Что значит II

Это означает, что перед вами вторая версия данного объектива.Среди производителей фотооборудования довольно распространенной является практика усовершенствования популярных объективов, обычно при помощи лучшей оптики и/или лучшего стабилизатора изображения.

Поэтому, когда вы видите на объективе обозначение II, значит это улучшенная версия объектива, и это, возможно, именно то, что вы захотите приобрести.

Если у вас есть фотоаппарат, не важно, какого уровня, любительского или профессионального, со сменными объективами или нет, то посмотрев на него внимательно, вы увидите странный набор цифр. Например: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 или 6.0-60.0мм 1:2.8-4.3

Так что же означают эти загадочные цифры? Все очень просто. Если не вдаваться в технические подробности, то группа, состоящая из самых маленьких цифровых значений (2.8-5.35 или 1:2.8-4.3), называется диафрагменное число и показывает максимальную величину диафрагмы, т.е. насколько широко может быть открыта диафрагма. А, как известно, чем шире открыта диафрагма, тем она пропускает больше количества света. Этот параметр называется . Это означает, что у вас появляется возможность снимать в более темных условиях. не увеличивая выдержку, а, следовательно, в результате вы получите больше резких и не смазанных кадров.

Вторая группа, больших цифровых значений, 5.35-21.4 или 6.0-60.0 описывают фокусное расстояние в миллиметрах. Если расшифровать приведенные в примере значения, то это звучит так: объектив с переменным фокусным расстоянием, в диапазоне от 5.35мм до 21.4 мм или от 6.0 мм до 70 мм. Эти значения показывают, насколько вы можете отодвинуть или приблизить снимаемый вами объект. Чем первое число меньше, тем больший угол охвата вашего объектива, чем второе число больше, тем ближе вы можете пододвинуть объект съемки, не двигаясь при этом с места.

Цифры на объективе

Но почему эти значения сгруппированы в один блок? Все очень просто. Просто ваш объектив не обладает постоянной значением светосилы (диафрагмы) на всех значениях фокусных расстояний и меняется а зависимости от этого. Т.е если вы не пользуетесь приближением (фокусное расстояние при этом принимает свое минимальное значение), то ваша диафрагма будет открыта больше (будет пропускать больше света), чем в случае, если вы воспользуетесь максимальным приближением.
На примере это выглядит так: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 . При фокусном расстоянии 5.35 мм объектив будет обладать светосилой 2.8, а при фокусном расстоянии 21.4 мм (вы максимально приблизили объект силами оптики, а не цифровыми возможностями аппарата) светосила будет уже 5.8 . Почему так происходит, я объяснять не буду. Чтобы это понять, надо хорошо разбираться в законах оптики. Практически можно сделать простой вывод. Чем цифры, означающие светосилу, меньше, тем лучше.
Идеальный вариант выглядит примерно так. 24-70 1:2.8 . Это означает что объектив обладает постоянным значением светосилы, т.е при любом значении фокусного расстояния есть возможность максимально открыть диафрагму. Но, к сожалению, объективы с переменным фокусным расстоянием и постоянным значением светосилы очень дороги, потому что сложны в изготовлении. Обычно ими пользуются профессионалы.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт