Ногайцы вероисповедание. Ногайцы

29.09.2019

В последнее время о ногайцах вспоминают в основном в связи с земельным вопросом в Дагестане. Что это за народ и что происходит с этносом сейчас "НацАкценту" рассказал заместитель директора Астраханского филиала РАНХиГС, к.п.н. Эльдар Идрисов.

Происхождение ногайцев

Формирование ногайцев как этноса происходило на пространстве Евразийских степей от Иртыша до Дуная. Среди их предков - средневековые кочевые тюркские и монголоязычные племена, пришедшие в период Батыева нашествия.

Мнения об изначальном месте проживания у исследователей расходятся. Часть считает "родиной" ногайцев улус темника Ногая в районе рек Днепра и Днестра в конце XIII века. Другие - Эмбо-Уральское междуречье, в котором в 1391 г. Беклярибек Эдиге (беклярибек – административная должность в Золотой Орде, по своему функционалу схожая с современным премьер-министром – прим.ред.) основал Мангытский юрт. Эпос "Эдиге" посвящен деяниям беклярибека - основателя династии правителей Ногайской Орды.

История ногайцев

На рассказы о происхождении этноса часто накладываются ненаучные представления и народная мифология, которые зачастую интерпретируют события прошлого с позиции выгодной в тот или иной период времени. Принято подчеркивать древность народа и спорить о его прошлом незыблемом могуществе. Истории ногайцев в этом отношении богата спекуляциями. Сложилось так, что после распада Ногайской Орды кочевые группы вошли в состав казахов, средневолжских татар, башкир, туркмен и каракалпаков. Таким образом, культурное наследие средневековых ногаев "распылилось" среди всех этих народов. Неудивительно, что теперь каждый их них стремится дать истории свою интерпретацию, включив ее в свое этнополитическое конструирование.

Так появились и концепция "разделенного народа" ногайцев и казахов, и взгляд ученых из Татарстана на ногайцев, как часть татарской нации. К этому надо добавить современное деление на этнотерриториальные группы ногайцев: представители народа живут в нескольких историко-культурных зонах на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье.

Ногайская Орда, окончательно сложившееся как самостоятельное кочевое государство в начале XV века, стала последним крупным независимым объединением кочевников на территории России и просуществовала до начала XVII века. Развитие государства определялось закономерностями самоорганизации крупных кочевых объединений: сформировалась крыльевая структура управления, использовалось прошлое золотоордынское наследие в форме "Ясы" и нормы исламской религии.

В 1489 г. были установлены дипломатические отношения с Московским княжеством, развивались широкие династические и социально-экономические связи с тюркскими государствами Причерноморья, Поволжья и Средней Азии.

В середине XVI века в Ногайской Орде произошел внутренний катаклизм, совпавший с широким продвижением Московского государства на территории Северного Кавказа и Волго-Уралья. В условиях междоусобиц, в связи с убийством бия Юсуфа, рухнула система традиционного кочевания, в степи распространилась чума. Начался первичный распад Ногайской Орды, который продолжился до начала XVII века. Разрозненные улусы, отошедшие от власти верховного бия, уже не смогли оказывать сопротивление движению калмыков из Северного Китая в направлении Нижнего Поволжья.

Не простым был процесс вхождения ногайских кочевых групп в состав Российской империи. Оказавшись на стыке геополитических интересов России и Турции, ногайцы подпали не только под политическое, но и под военное воздействие с обеих сторон. А в 1783 году в битве у Керменчука войсками под командованием Александра Суворова причерноморским ногайцам был нанесен ощутимый удар.

В советское время, в период политики "коренизации" ногайцы не смогли сформировать этнотерриториальное образование.

В 1957 году указом Верховного совета РСФСР территорию их традиционного проживания на Северном Кавказе разделили между тремя субъектами: Ставропольским краем, Дагестанской АССР и Чечено-Ингушской АССР.

В начале 1990-х годов ногайское общественное движение "Бирлик" пыталось оспорить это решение, но безрезультатно.

Попытка консолидации

В России ногайцы, кроме основного места проживания – Дагестана –живут в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Чечне. Начиная с 1990-х гг. довольно существенное число представителей народа мигрирует на север, в города Уральского федерального округа.

Первые попытки создать общеногайское этнокультурное движение предпринимались еще в дореволюционное время. В конце XIX века в Астрахани появилась целая плеяда деятелей ногайской культуры. Одним из самых заметных был ученик татарского ученого Шагабутдина Марджани, собиратель ногайского фольклора и видный религиозный деятель Абдрахман Умеров. Умеров воспринял и адаптировал идеи своего учителя о нациостроительстве для ногайского этноса. Главный труд Абжрахмана Умерова – "История астраханских ногайцев", её написанию ученый посветил практически всю свою жизнь. Увы, рукопись была утеряна в советское время.

Последователи и соратники Умерова - Абдул-Хамид Джанибеков, Басыр Абдуллин, Булат Салиев, Наджип Гасри (Мавлембердиев) и другие. Некоторые из них после революции продолжили свою деятельность на Северном Кавказе. Так, Абдул-Хамид Джанибеков стал одним из разработчиков норм современного литературного ногайского языка, участвовал в переводе алфавита с арабицы на латиницу и с латиницы на кириллицу.

Перестройка и самосознание народа

В период перестройки произошел всплеск ногайского самосознания на территории Астраханской области. Исторически здесь сложились несколько групп ногайцев – юртовцы, карагаши, кундровцы и утары . В советское время все они были причислены к… татарам, и в целом возобладала идея включения астраханских ногайцев в состав татарского этноса. Однако Леонидом Арслановым, Виктором Викториным и другими учеными в 1970-е годы были проведены лингвистические и этнографические исследования, которые доказали сохранение ногайских черт языка и культуры у вышеуказанных групп.

Демократизация общества и совместная попытка решить экологические проблемы, возникшие в связи с работой вблизи от селений ногайцев-карагашей подразделений Астраханского Газпрома, породили самостоятельное этнокультурное движение астраханских ногайцев. В этот процесс особенно активно включились карагаши и кундровцы, в наибольшей степени сохранившие ногайское самосознание.

В результате от Всесоюзной переписи 1989 года до последней Всероссийской переписи 2010 года количество ногайцев в Астраханской области выросло вдвое - до 8 тыс. человек.

Численность ногайцев

Всего в России по официальным данным переписи 2010 года проживает 106 000 ногайцев. Группы ногайцев живут в Румынии, где они оказались в результате большой откочевки в конце XV века, образования Белогородской орды и последующей миграции. Еще одна большая группа проживает в Турции. Ее формирование проходило в период "мухаджирства" – переселения во время Кавказской войны.

В Казахстане, в приграничных районах с Россией, в Атырауской и Уральских областях, а также в Саратовской и Волгоградской областях России, живет многочисленная группа "нугай-казак", сформировавшаяся в период миграции ногайцев в конце XVIII - начале XIX веков. Сейчас они считаются отдельным родом в составе казахов, но помнят свои ногайские корни.

Составной частью крымских татар является субэтническое отделение "ногай", которое сложилось из выходцев из Ногайской Орды. В процессе этнокультурного развития, а также в результате депортации середины XX века, усилились внутренние интеграционные процессы, в результате которых ногайцы, наряду с татами и яйлыболинцами, практически слились с местными тюрками в составе общности "крымлы".

Сегодня в мире примерно 300 000 человек являются носителями ногайского этнического самосознания.


Новое время

С конца 1980-х годов в России сложилась практика проведения межрегиональных мероприятий. Центральным общеногайским событием стало празднование в 1990-м году 600-летия эпоса Эдиге в райцентре Ногайского района Республики Дагестан с. Терекли-Мектеб. Там же была проведена первая большая научная конференция "Историко-географические аспекты развития Ногайской Орды".

С 1991 г. в Астраханской области проводятся Джанибековские чтения, посвященные деятельности ногайского просветителя, этнографа-фольклориста Абдул-Хамида Шаршенбиевича Джанибекова. А в 2018 году в Астрахани ему откроют памятник у дома, где он родился.

В 2004 году в Махачкале был проведен Первый международный фестиваль "Ногай Эл", собравший ногайцев со всего мира. В 2006 году в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция "Современное положение и перспективы развития ногайского народа в XXI веке". Раз в два года с 2014 года стала проводиться Международная научно-практическая конференция "Ногайцы: 21 век. От истоков к грядущему. История. Культура. Язык".

В 2013 году была зарегистрирована Федеральная национально-культурная автономия ногайцев РФ "Ногай Эл" ("Ногайский народ"). Ее учредителями стали региональные отделения Дагестана, Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. С одной стороны, форма национально-культурной автономии хорошо подходит для координирования общеногайского этнокультурного движения, с другой - руководство "Ногай Эл" до сих пор не сформировало такую программу развития, которая учитывала бы этнические и культурные интересы всех территориальных групп ногайцев.

Слово молодежи

В регионах работают несколько самостоятельных ногайских этнокультурных организаций. Особняком стоят молодежные организации: студенческие объединения – "Союз ногайской молодежи" в Москве и Уренгое, а в Астрахани - Молодежный центр ногайской культуры "Эдиге".

Интересным молодежным межрегиональным проектом стали соревнования по вольной борьбе "Степные богатыри". Ежегодно меняется место проведения турнира. Стартовав в Дагестане, он с 2007 года был проведен во всех субъектах СКФО и ЮФО, где проживают ногайцы. В 2018 году соревнования уже во второй раз пройдут в Чеченской Республике.

Проблема сохранения родного языка для ногайцев актуальна. Особенно остро она стоит в Дагестане. Ногайская интеллигенция видит перспективу в новых методиках и технологиях, развитии системы дополнительного образования. Хорошо зарекомендовала себя школа "online" обучения языков "Ethnoschool".

Территориальные особенности

Сегодня каждый из регионов проживания ногайцев имеет свою "специализацию".В Дагестане в Ногайском районе действует Ногайский государственный фольклорно-этнографический ансамбль "Айланай", Ногайский государственный оркестр народных инструментов и Ногайский государственный драматический театр.

В Карачаево-Черкесской республике в 2007 году появилось муниципальное образование "Ногайский район". Но в целом Карачаево-Черкесия - центр ногайской научно-исследовательской деятельности. Именно здесь действует ногайское отделение Института гуманитарных исследований КЧР.

Астраханская область - признанный центр просветительства и успешных молодежных проектов.

В силу региональных социально-политических процессов ногайская этничность часто политизируется, время от времени возникают даже разговоры о территориальной автономии.


В России и в мире

Ногайцы активно контактируют друг с другом не только внутри России, но и с зарубежными диаспорами. Помимо Турции и Румынии, представители этого народа сегодня весьма компактно проживают в Германии, Нидерландах и Норвегии. К ногайцам все больше тяготеют этнические группы, сложившиеся на кыпчакской основе в Венгрии.

В консолидацию ногайцев всего мира большой вклад внес музыкант из Карачаево-Черкесии Арсланбек Султанбеков. Его композиция "Домбра" обрела международную популярность, а песня "Ногай Эл" стала неофициальным гимном ногайского народа.

Падение Большой Орды служило временному усилению Ногайской Орды. Большинство населения разрушенного государства вошло в состав последнего. На севере границы Ногайской Орды по левому берегу Волги расширились далеко на север, до бассейнов рек Камы и Белой. В этих областях уже с середины XIII века проживали племена татарского происхождения - мингцы, кунграты, кипчаки и др. Турецкий историк Заки Валили, опираясь на рукопись исторического сочинения Утямыш-хаджия (середина XVI в.), сообщает, что в бассейне реки Демы жили оседлые мангыты. Эпитафийные памятники конца XVII века из района устья Демы также сообщают, что Дема - это страна мингцев, т.е. мангытов.

В Ногайской Орде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бий. Вторым лицом после бия был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат, который отвечал за безопасность восточных границ.

Сыновья бия назывались мурзами. После смерти бия его место занимал старший сын.

Вся Орда делилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Места кочевок улусов определялись бием. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевой образ жизни. Бий в основном жил в г. Сарайчике и только летом выезжал на кочевья. В ногайские кочевья превратилось все левобережье Камы. Некоторые мирзы (например, сын Юсуфа Юнус-мирза) претендовали даже на Горную сторону, на Арские земли и земли по р. Вятке Казанского ханства, обосновывая свои претензии тем, что там живут родственные им племена. Имеется еще и должность тайбуги, возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами. Однако содержание этой должности в исторической науке не раскрыто.

Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители. Эта традиция сохраняется в Приуралье также во времена антиколониальных выступлений против угнетателей и захватчиков в XVII - XVIII вв. Аналогичное явление мы наблюдаем и в истории казахского народа.

При бие в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д.

Органом постоянного управления государственными делами при бие был карадуван. Возглавлял карадуван чиновник, носящий титул Кара-Дувана. Один из чиновников кара-дувана назывался Ток-Дуваном. Он занимался вопросами организации широкого круга хозяйства бия, сбором пошлин и др. Ток-Дуван не всегда давал отчет бию и был довольно самостоятельным.

В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидскими заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.

Хранителями литературных традиций обычно выступали так называемые «жырау», которые, как известно, были выходцами из городов Сарайчика, Астрахани, Азака и др. Наиболее известными жырау были Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шалкияз жырау (1465 - 1560), Досмамбет жырау (1493 -1523). Ногайскими жырау сложены прекрасные дастаны «Идегей», «Кобланды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и др.

Население Ногайской Орды медленными темпами развивало свое хозяйство: известно о наличии среди татар в небольшом объеме земледелия, существовало слабое рыболовство, а ведущей отраслью экономики было скотоводство. Татары занимались разведением коней, баранов. Они являлись главными статьями вывоза товаров на экспорт. Экономика Ногайской Орды до первой трети XVI в. была ориентирована на Среднюю Азию. Раздвоение экономики случилось при правлении Юсуфа-мирзы и Исмагила-мирзы. Восточная часть Орды во главе с Юсуфом продолжала держать хозяйственную ориентацию на Среднюю Азию, а западная часть - на Московское княжество.

Многочисленные ногайские родо-племенные объединения в конце XVII в. уже имели четко ограниченные кочевья и во всех районах Северного Кавказа, за исключением кубанского, продолжали в широких масштабах заниматься кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот, овец и коз, а также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). Птиц во время перекочевок перевозили в больших корзинах, покрытых сеткой.

Наряду с кочевым скотоводством ногайцы на Северном Кавказе занима-лись земледелием примерно в таких же масштабах, как и в Поволжье. По словам Феррана, пригодные для посева земли «отчасти обрабатываются ногайцами и засеваются просом. Ногайцы не долго живут на одном месте. Несколько дольше остаются они только там, где засеяли поля, но по окончании жатвы всегда перекочевывают в другие места» . Выращиванием злаковых культур занимались только низшие сословия, которые обязаны были платить подать с урожая своим владельцам. Для ногайских мурз «возделывать землю... считается стыдом; имущество их заключается в рабах и стадах рогатого скота и лошадей»,-- писал Черенков. Этот же автор отмечал, что «ногайцы почти никогда не обрабатывают два года подряд одни и те же земли». Для распашки земли ногайцы применяли соху с железным лемехом .

Коневодство было старинным занятием ногайцев. Об этом свидетельствует выведенная ими порода лошади, получившая впоследствии название «ногайской». Она приняла участие в формировании кабардинской лошади. Ногайская лошадь сформировалась в условиях кочевого хозяйства, исключительно на подножном корме, так как скудная растительность в районах расселения ногайцев не позволяла им содержать скот сосредоточенно в одном месте. Лошадь работала чаще под седлом и в упряжи, реже под вьюком. Уже в средние века ногайские коннозаводчики Северного Кавказа вывели несколько пород лошадей, названных впоследствии по родо-племенным подразделениям ногайцев. Физические качества ногайской лошади высоко ценились специалистами и конезаводчиками.

В конце XIX -- начале XX в. зажиточные ногайцы начали уделять боль-шое внимание развитию коневодческого хозяйства. Это было вызвано прежде всего потребностями рынка, ростом цен на строевых армейских лошадей. Однако, несмотря на предпринятые крупными коннозаводчиками меры по улучшению породы ногайской лошади, коневодство продолжало носить экстенсивный характер. Лошадей продол-жали содержать табунным способом, и независимо от времени года они постоянно находились под открытым небом. Отсутствие стойлового содер-жания, утепленных помещений, нехватка кормов в зимний период, частые эпизоотии привели к резкому сокращению поголовья лошадей во всех районах Северного Кавказа с ногайским населением. Это сокращение началось уже в начале XIX в. и продолжалось вплоть до установления Советской власти.

Наряду с коневодством ногайцы уделяли значительное внимание и верблюдоводству. На Северном Кавказе верблюдов разводили в основном ногайцы, а также туркмены и калмыки. Ногайцы держали так называемых астраханских двугорбых верблюдов, обладавших большой силой и выносливостью. Как и у других кочевых народов, у ногайцев считался самым ценным животным верблюд. Благосостояние семьи измерялось количеством верблюдов в общей массе всего поголовья скота кочевника-скотовода.

В натуральном хозяйстве кочевника-скотовода использовались верблюжье молоко, шерсть, мясо и кожа.

Ведущее место в скотоводческом хозяйстве ногайцев зани-мало овцеводство. Заниматься им могли и богатые и бедные из-за нетребовательности овцы в особом уходе. Овцы давали шерсть, шкуры и молоко. По-жалуй, в быту ногайцев не было ни одного предмета домашнего обихода и национального блюда, в которых не присутствовала бы продукция овцевод-ства. «Овцеводство,-- писал М. Смирнов,-- было их главнейшим и преиму-щественным занятием. Отсюда они добывали себе все средства для жизни, и пищу и одежду и даже жилище, так как их кибитки были сделаны из кожи, сотканных или связанных из той же овечьей шерсти».

В отдельных районах Северного Кавказа овца долгое время оставалась главной меновой единицей и своего рода эквивалентом в торговле. Так, в степных районах Ставропольской губернии восемь овец приравнивались к одной единице крупного рогатого скота, 12 овец -- к одному двугорбому верблюду и т. д.

На Северном Кавказе ногайцы разводили главным образом грубошерст-ных курдючных овец мясной породы.

Значительную роль в экономике ногайского общества играли средства, получаемые от реализации излишков сырья и продуктов на внешнем и внутрен-нем рынке. Торговали ногайцы изделиями из овчин, кож и шерсти собствен-ного производства, меньше металлическими предметами домашнего изготов-ления. Приведенный в литературе перечень товаров свидетельствует о взаи-мовыгодных торговых отношениях между народами Северного Кавказа и с населением прилегающих районов. Торговля велась в одинаковой степени скотоводческими и земледельческими продуктами. Но больше доходов насе-ление и у них получало от реализации продуктов животноводства.

С постепенным разукрупнением орд, затем уже улусов, для обозначения селений ногайцы начали применять термины «аул» и «куьп». В середине XVIII в. М. Пейсонель, описывая причерноморских но-гайцев, заметил, что «каждая орда разделена на несколько племен, а племена на аулы» . Ар-хивные документы свидетельствуют о появлении термина «аул» у прикас-пийских ногайцев в 1762 г.

Термином «аул» обозначали зимнюю (къыслав) оседлую или летнюю (яйлакъ) кочевую группу населения от 10 до 200 семей. «Собрание несколь-ких кибиток вроде маленького хутора называется аулом. Аулы состоят -- самое большое из 30 или 40 кибиток, при среднем количестве в 8 или 40»,-- писал И.Х Калмыков . Аул связывали кровнородственные и экономи-ческие отношения глав семей. Встречались кочевые аулы, которые состояли из семей родных и двоюродных братьев, иногда и вдовых сестер. Несколько аулов, принадлежащих к определенному роду, как правило, располагались вблизи. Подобное размещение называлось «куьп». «Настоящее кибиточное ногайское селение называется куьп. Куьп состоит из нескольких групп кибиток, расположенных одна от другой на расстоянии от версты до двух. В каждой группе насчитывается от 40 до 60 кибиток» .

Исходя из приведенных данных, можно сказать, что в XIX в. основным термином, определяющим поселение, становится «аул». Поселения типа «аула», нужно полагать, вначале возникли как поселения кровнородственной группы, а затем уже, в связи с оседанием ногайцев в благоприятных местах, укрупни-лись, и в их составе встречались выходцы из разных родов. Термин «аул» употребляется у ногайцев и в настоящее время, обозначая сельское поселение, в котором иногда живет до 6 тыс. человек. Этот термин был перенят у ногайцев и некоторыми соседними народами, например, черкесами и абазинами.

Ногайцы жили преимущественно в юртах. Причем, существовали различные типы юрт. Юртам типа термэ была разборной, а типа отав- неразборной. В отличие от калмыцкой коническая часть ногайской юрты была более пологой.

Термэ имела основание свое на складных деревянных клетях, утвержден-ных на ремне с обеих сторон петлями. Она делалась из шерстяных войлоков (кийиз), решеток из разных видов дерева, досок и веревок. Для термэ «нужно было лесу тростей ореховых трех с половиною саженных -- 300, на дверцы карагачевых брусков -- 4, односаженных толщиною и шириною в пять вершков, две доски длиною в сажень, шириною в шесть вершков, толщиною в один вершок». На изготовлении юрт специализировались в основном ногайцы, живущие на р. Буйволе в Ставропольской губернии.

Войлок для юрты изготавливали определенной формы, размеров и рас-цветки. Войлок нижней части юрты (туурлак) соответствовал размеру турлука. Для крыши юрты изготовляли два трапециевидных войлока (ябув).

Юрту обычно устанавливали женщины. Сначала они крепили реше-точный остов юрты. Количество решеток зависело от размера юрты. Две-надцатирешеточная юрта встречалась «у людей очень богатых». Бедные довольствовались пяти-восьмирешеточной юртой. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком. Богатые закрывали юртув_несколько слоев белым_войлоком, бедняки - серым войлоком.

Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками (шыпта), а богачи и коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева в холодное время и приготовления пищи.

Вторым типом кочевого жилища ногайцев была юрта-отав. В отличие от термэ это была неразборная юрта диаметром 6--7 аршин, высотой 4 аршина.

Устройство юрты-отав в деталях напоминало устройство юрты-термэ. То же название носили и детали юрты.

Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.

Распределение мест в юрте было поло-возрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. «Хозяйка или старшая жена всегда сидит в кибитке по правую сторону ее (т. е. слева от мужа), где котлы, съестные припасы и все добро, а остальные жены большей частью ей прислуживают».

Почетное место главы семьи называлось «тоьр» (тер). На это место никто не имел права сесть даже в отсутствие главы семьи. По правую сторону (онъ къолда) рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. Если среди гостей находился старик старше главы семьи, то почетное вместо занимал он. По левую сторону от почетного места садились жены по старшинству, ближе к дверям -- невестки. Между женами и невестками сади-лись дочери главы семьи. Ели раздельно. Сначала по старшинству ели мужчи-ны, затем -- жены и дочери, а в последнюю очередь -- невестки. В некоторых состоятельных семьях имелись отдельные юрты -- отав для приема пищи. Каждая семья старалась по мере возможности нарядно убрать юрту. Особенно украшали юрту-отав.

Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов (уьй). Первые сведения об оседлых жилищах сообщил в середине XVI в. М. Броневский. Он писал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазаны тиной, грязью или навозом и покрыты камы-шом». Однако ногайцы, поселившись в новом месте быстро перенимали опыт строительства у местного населения и строили дома из тех же материалов, которые использовало коренное население.

Особый интерес представляет история ногайской одежды, так как за время, прошедшее с момента образования Ногайской орды, он претерпел большие изменения.

Одежду изготавливали своими руками женщины. На изготовление одежды шли различные ткани, полученные в результате меновой торговли. Одежда богатых людей существенно отличалась от одежды бедняков качеством ткани, ниток, различными украшениями. Импортные товары были доступны только богатым, а бед-ные обходились тканями домашнего производства. Для верхней одежды исполь-зовали различные виды войлока.

В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист -«батис», диагональ -- «дыгнал» и др.

Названия многих тканей указывают на широкий ареал их бытования у народов Северного Кавказа. Например, у ногайцев «шиллеявлыкъ», у кара-чаевцев «чилле», у кабардинцев «щылле» -- шелковый платок; у ногайцев «къатеби», у черкесов «къатаби», у осетин «хъасдабае» -- бархат. Многие наименования видов тканей общие для многих тюркских народов, некоторые -собственно ногайские. В целом одни названия тканей указывают на давние торговые связи ногайцев с соседними народами, другие -- на то, что они издав-на появились и бытовали у ногайцев.

Классовую принадлежность человека можно было узнать по тому, что он носил. Мужская одежда была приспособлена к образу жизни кочевника, была удобной и очень практичной.

Рост благосостояния населения в годы Советской власти способствовал широкому проникновению в быт ногайцев фабричных тканей и готовой одеж-ды. Мужская одежда ногайцев претерпела значительные изменения уже в пер-вые годы Советской власти. Фабричные сапоги, ботинки, галоши заменили самодельную обувь. Тогда же получила широкое распространение одежда военного покроя: галифе, рубаха со стоячим воротником и накладными кар-манами на груди. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким ремнем.

В настоящее время ногайцы надевают шапки, кепки, фуражки. Войлочные шляпы и башлыки носят старики и люди, занятые на полевых работах. Вообще, элементы национальной одежды больше встречаются у лиц старшего поколения. Старики носят штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясывая его узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одеж-ду городского покроя.

Значительные изменения произошли в женской одежде. Традиционные черты сохраняются в одежде пожилых женщин, которые обычно носят длинные платья, теплые шали, большие платки. Среди них есть известные мастерицы, шьющие традиционную одежду. Они удовлетворяют запросы не только стариков и старух, но и участников художественной самодеятельности. Молодые жен-щины и девушки одеваются по-городскому, хотя некоторые обязательно носят косынки или платки. Обычай обязательного ношения женщиной - головного убора постепенно исчезает.

В целом на изменения в ногайской одежде оказали влияние многие факторы: переход от кочевой жизни к оседлости, проникновение в аул капи-талистических отношений, влияние соседних народов и особенно социалисти-ческое переустройство быта, в ходе которого традиционный костюм ногайцев почти полностью приблизился к городскому.

В национальной пище ногайцев мы находим аналогии с пищей народов Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа.

Интересные сведения о пище ногайцев сообщает Матвей Меховский. В самом начале XVI в. он писал, что главное место в пище ногайцев занимают молоч-ные изделия, в том числе кумыс. В XVI -- начале XVII в. А. Дженкинсон, Д"Асколи, Дж. де Лукка и др. описали некоторые виды пищи различных групп ногайцев, подчеркивая, что главенствующую роль в рационе народа составляют блюда из мяса и молока и частично злаковых. А в начале XVII в. Олеарий отмечал, что «пищу сих татар составляет все то, что доставляет им скотоводство, рыболовство и птицеводство, высушенная на солнце рыба, молотый рис и просо, из муки которых они делают род лепешек».

К XVIII в. (вносятся подробные описания пищи ногайцев в различных районах их обитания. Характеризуя пищу поволжских ногайцев, С.Ш.Гаджиева писала: «Пекут хлебы и приготовляют мучное кушанье, как вареное, так и жаре-ное лошадиное, баранье и говяжье мясо, азиатскую кашу, плов называемую, кисель, мучное кушанье попросту лапша именуемую, тонкий пшеничный хлеб, чурек называемый, а особливо любят чай» .

Для гостя всегда готовили свежий чай. Чай пили утром и в обед, обычно с локумом. По свидетельству старожилов, приготовляли семь разновидностей чая. Нами зафиксированы пять: «боьртенке», «шама шай», «зынъкыйтпа шай», «къара шай», «йолга барсын шай». Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Шама шай -- это чай бедняков, который вновь варили из спитого чая. Къара шай -- это черный чай, чай без молока. Бедно-та заваривала чай листьями растения «къуврай», груши (кертпе) жареного ячменя.

Покупные изделия в питании почти отсутствовали. Изредка приобре-тали сахар, пряники, баранки, конфеты. Богатые ели три раза в день, большинство бедняков употребляли горячую пищу только утром и вечером.

Многие наблюдатели отмечали, что ногайцы вообще умеренны в пище. А. Павлов писал о том, что во время обеда они... неторопливы в еде, умеренны в употреб-лении пищи, чистоплотны. «Ногаец может быть один и даже несколько дней очень выдержан в пище»,-- замечал Н. Ф. Дубровин.

Пищу обычно готовили в котле (къазан). Утварь в основном была деревянная, некоторые вещи изготовляли из камыша. Некоторые молочные продукты ели из чашки «къабак-аякъ», изготовленной из высушенной тыквы. Богатые люди покупали фарфоровые и фаянсовые чашки, тарелки. Для подъема воды из колодца служило кожаное ведро (къавгъа, шелек), для стирки мастерили де-ревянное корыто (текене). Лица, изготовлявшие утварь, назывались «агъаш уста».

Такие национальные блюда ногайцев, как бешбармак, шашлык, кумыс, йоурт, айран встречались и встречаются у многих народов Северного Кав-каза, а некоторые блюда соседних народов, например, карачаевцев, кумыков, черкесов, вошли в быт ногайцев. Так, у бабаюртовских и костековских но-гайцев популярными блюдами стали «долма» и «кюрзе», заимствованные у ку-мыков, а у кубанских ногайцев -- черкесское «либже» и карачаевский «къы-шын». Широко распространились такие русские и украинские блюда, как борщ, котлеты, тефтели, голубцы и т. п. Как и в других областях культуры, в сфере питания происходило и происходит взаимовлияние.

За годы Советской власти пища ногайцев стала намного разнообразнее. Стали широко употреблять покупные продукты, особенно сахар, бакалейные и кондитерские изделия. Основная масса населения покупает также хлебо-булочные изделия.

Зимой в пище преобладают мясные и мучные, а летом -- молочные блюда, овощи, фрукты. Горячую пищу принимают три раза в день.

Изменилась и утварь. Очень редко встречается деревянная и глиняная посуда, медные котлы, тазы и кумганы, главным образом у некоторых ста-рожилов. Современная утварь представлена алюминиевой, эмалированной, стеклянной и фаянсовой посудой фабричного производства. Нередки парад-ные сервизы из дорогого фаянса и фарфора.

В XVIII--XIX веках в общественном строе ногайцев преобладали феодаль-ные отношения с сохранением патриархально-родового уклада. Во второй половине XIX в. в их социальном строе произошли значительные изменения.

Документы начала XIX в. показывают, что у всех подразде-лений ногайцев существовали два класса -- эксплуататоров и эксплуатируе-мых. К первому принадлежали сословия мурз, султанов, князей, духовенства, узденей, биев, баев, а в более раннюю эпоху -- также и ханов; ко второму -«джоллыккулов», «джолсызкулов», «азатов», «байгушей», «кедеев», «тарха-нов», «чагаров», «ясырей», «ялшей». Высшие сословия назывались «белая кость» (акъ суьек), низшие -- «черная кость» (къара суьек).

На самой высшей ступени сословной лестницы стояли мурзы, султаны, князья. Они владели огромными богатствами, стояли во главе аулов и решали все политические и экономические вопросы. Их интересы защищало царское правительство, В 1822 г. по указу императора Александра I ногайскому при-ставу, владельцу огромных богатств генерал-майору Султан-Менгли-Гирею по выходе его в отставку было назначено «сверх получаемого им ныне пенсиона по 4800 рублей ежегодно отвести в вечное и потомственное владение 5 тысяч десятин земли».

С середины XIX в. развитие товарно-денежных отношений стало разрушать веками устоявшиеся натуральный характер и патриархальную замкнутость Ногайского хозяйства, углублять имущественное расслоение. Особенно оно усилилось после отмены крепостного права, когда князьям, мурзам, султанам не всегда удавалось переустроить свое хозяйство на капиталистический лад. Многие из них продавали или сдавали в аренду свои земельные угодья и в конечном итоге разорялись. Арендаторами и покупателя-ми земель часто становились кулаки, богатевшие в результате эксплуатации бедноты, торговли, земельных спекуляций. Таковы были, например, Ибра-гим Карасов и Ибрагим Найманов из аула Нижне-Мансуровского, которые завладели тысячами голов скота, держали почтовые разъезды. Аналогичные имущественные и социальные изменения происходили в Ногайских степях. Свыше десятой части ногайского населения влачило жалкое существование, еще около десятой части вообще не имело никакого имущества.

Для внутреннего управления аулом или кочевьем на год избирались голова, двое старшин и казначей, а в каждом ауле, состоящем не менее как из деся-ти кибиток, выбирается, сверх того, староста и десятник. Как правило, эти лица были из тех же князей и мурз, которые решали все дела в пользу зна-ти. Аналогичным было положение и при решении других вопросов, которые духовенство решало по шариату, а совет старейшин -- по адату. «Дела между ними разбираются... по произволу князей, которые, пользуясь своей властью, назначают для разбирательства... афендиев, исполняющих желания князей. Дела по адату решаются также неправильно, потому что выбранные для этого люди почти беспрекословно соглашаются заранее с желанием князей. Штрафы взыскиваются с народа в пользу князей скотиной или деньгами, несмотря ни на какое состояние»,-- сообщалось в документе 1852 года. Имея власть, князья, султаны и мурзы сами определяли границы пастбищ.

Ниже князей, мурз и султанов на сословной лестнице стояло духовенство. К 1834 г. по левому берегу Кубани в девяти аулах насчитывались 34 человека мулл и эфенди. Функции духовенства заключались в отправлении мусуль-манских обрядов; доходы духовенства складывались из «зеката» (сороковая доля доходов населения), «суьр» (десятая доля доходов семьи), платы за учас-тие в судебных разбирательствах, венчании и похоронах.

Особую ступень сословной лестницы составляли уздени, фактически зависи-мые от князей, мурз и султанов. Уздени состояли в подчинении мурз, имели голос в общественных делах.

В XIX в. среди кочевых ногайцев имелись старейшины (акъсакъалы). Они руководили мелкими племенными подразделениями.

После реформы феодальные формы эксплуатации стали отходить на задний план, по сравнению с кабальными (например, помочи-талакъа) и новыми капиталистическими. Поэтому классовая борьба, выражавшаяся в угоне скота, поджоге сена богачей и т. п., не прекращалась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Аулом управлял старшина, избираемый общинниками. Здесь еще сохранялись остаточные формы кочевой демократии. Общинники могли переизбрать своих старшин. В одном из донесений пристав едисанцев и джембойлуковцев писал: «Они, не давая мне знать, сами собою пе-ременили старшин» , то же сообщалось о «кукубеевом ауле» едишкульцев. Но постепенно эти демократические традиции вытеснялись.

Обычно у кочевых ногайцев аул состоял из большой семьи или же нескольких семей, принадлежавших к определенному роду, или, точнее, к фамильно-пат-ронимической группе, например, найманам. Родовое подразделение называлось аксакальством. Иногда в одно аксакальство объединялось несколько аулов. «Однако это деление отнюдь не административное, а родовое»,-- писал историк Ф. И. Капельгородский. В таком ауле члены общины были связаны круговой по-рукой. Для решения всех важных вопросов проводились сходы. В них участвова-ли, как правило, мужчины. Иногда в виде исключения общинное собрание могли посетить несколько женщин преклонных лет, известных в округе своим умом.

Для кочевых ногайцев были характерны социальные объединения, имевшие определенные признаки территориального и экономического единства, т. е. кочевые (аульные) общины. Каждое из них консолидировалось отношениями родства. Подобные объединения в большинстве случаев представляли собой семейно-родственные группы, т. е. группы семей, находившихся в родстве и связанных сознанием происхождения от одного памятного предка. Объе-динение называлось «бир атадынъ балалары» -- дети одного отца. Аналогии имеются у многих других народов. В этом отношении очень близки к ногай-цам тюркские народы Средней Азии.

В XIX -- начале XX вв. у ногайцев существовали две формы семьи: болшая патриархальная и малая.

Главой большой семьи являлся обычно отец илидед, а в случае их отсутствия - дядя или старший брат. Глава семьи был представителем семьи и отвечал за своевременную уплату податей, выполнение повинностей и т.д. Семейная община могла включить в себя семьи умерших братьев, вдо-вых сестер и патриархальных рабов.

Большие семьи были больше присущи богатым людям, имевшим много скота, а иногда и патриархальных рабов. Большой могла быть также семья зажиточного крестьянина, стремившегося организовать как рабочую силу семьи своих близких родственников.

Существовавшее многоженство способствовало увеличению численности семьи и поддержанию большесемейных устоев. Ф. Капельгородский писал, что у ногайцев жен богачи имели по две, а иногда по три, а большая часть бедняков оставалась совсем неженатыми.

Быт большой семьи подчинялся строгой регламентации. Все хозяйственные обязанности были строго распределены между членами семьи. Уход за скотом, основные земледельческие работы были делом мужской половины семьи, ра-бота по дому -- женской. Согласно домашнему регламенту, установленному главой семьи, сам он распределял все хозяйственные работы, а за женские ра-боты отвечала его сестра. Мужчины пахали землю, сеяли, убирали, пасли ко-ров, стригли овец, заготавливали сено. Женщины доили коров, готовили еду, изготовляли из шерсти изделия и т. д.

После смерти главы семьи его обязанности обычно переходили к старшему сыну. Если же тот имел какие-либо физические или психические недостатки, в частности, страдал слабоумием или имел плохую репутацию, то главой семьи мог стать и младший брат. При выделе из большой семьи кого-либо из сыно-вей, ему давали определенную часть имущества «энши»: скот, юрту, домашнюю утварь.

К концу XIX в. распад большесемейных общин ускорился. Уже в 1860-х годах наблюдалось увеличение малых семей за счет распада больших. Это было обусловлено ростом товарно-денежных отношений и проникновением в ногайские аулы элементов капитализма, в результате чего частная собственность окончательно одерживала верх над общесемейной. Внутри больших семей, в сознании их членов усилились частнособственнические тенденции. Сыновья, другие члены семьи были недовольны сосредоточением доходов семьи в одних руках. Каждый хотел жить обособленно и самостоятельно поль-зоваться собственными доходами. Семейная община должна была подчинить-ся общим закономерностям экономического развития. Брачный возраст мужчины зависел от наличия средств для уплаты калыма (къа-лынь). В состоятельных семьях встречались случаи вступления в брак юно-шей в 16 лет.

Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всю фамилию до шестого поколения. У степных ногайцев фамилии в современном понимании, вплоть до первого десятилетия Советской власти, образовывались от имен от-цов, и экзогамия у них была менее определенной -- вообще родственной. Но бывали родовые подразделения с разными тамгами, которые брали друг у друга невест. Так, юноша из рода мойнапа-найман мог жениться на девуш-ке из рода бакай-найман. Браки были сословными. В высшем сословии они служили укреплению династических связей. В. М. Жирмунский писал, что «семейно-дипломатические связи ногайские властители старались завести и с другими мусульманскими династиями, прежде всего с крымскими ханами, нередко также с правителями Бухары и Ургенча». В период усиления Ногайской Орды многие прави-тели сопредельных государств старались посредством брака установить близкие отношения с ногайскими ханами.

Иван Грозный, женившись в 1561 г. на дочери кабар-динского князя Темрюка, стал свояком ногайского мурзы Тинахмета, жена-того на другой дочери Темрюка.

Сословные браки сохранялись вплоть до XX в. Запрещался брак между названным братом и сестрой (кардаш окъынган, карындас окъынган). Брак же родных братьев на родных сестрах разрешался.

Сродни отмеченной другая, правда, редко практиковавшаяся форма за-ключения брака -- «белкъуда» (букв.: «поясные сваты»). Двое друзей в знак уважения друг к другу уже до рождения детей сговаривались об их обручении, если они окажутся мальчиком и девочкой. В этом случае, при рождении двух мальчиков они считались названными братьями. Подобная форма брака редко влекла за собой уплату калыма.

Существовали обменные браки (оьтелес). Женихи, за неимением средств на калым, обменивались сестрами. Бытовали также левират и сорорат.

Большинство ногайцев исповедуют ислам. Ислам распространился среди ногайцев во времена Золотой Орды, когда перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионер-ской деятельности. Ногайцы приняли ислам суннитского толка. Главным духовным лицом считался муфтий, затем шли помощники муфтия, эффенди, мулла, ахуны, кади (духовный судья). Службу отправляли в мечетях. Духовен-ство играло большую роль в жизни народа. Оно активно помогало эксплуата-торам и само эксплуатировало народ. Ногайцы едко высмеивали служите-лей культа в песнях и поговорках, например, «Моллага конъысы болсанъ, ялгыз койынъды соярсынъ» («Если будешь соседом муллы, то последнюю овцу зарежешь»).

Но, как отмечал Ф. Энгельс, «... религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен...» 168 . Ногайцы, приняв ислам, сохранили анимистические и тотемистические представления и культ предков.

  • Ставропольский край : 22 006 (2010)
    • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
    • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
    • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
    • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ
    21. Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.

    Программа "Народы России" – единственная в России информационно-музыкальная передача, посвященная жизни, истории, музыке и традициям больших и малых народов, живущих в многонациональном Российском государстве. Первый раз вышла в эфир в январе 2001 года и с тех пор, судя по количеству писем, пользуется у слушателей "Радио России" большим успехом. Выходит каждое второе и четвертое воскресенье месяца в 19.10 (время московское) .

    В начале каждой программы выходят этнические новости.
    Если вы хотите услышать свою новость в программе, пишите по адресу:

    Рассказ о ногайцах – этом весьма крупном народе, который, в основном, живет далеко за пределами своей родины. В мире насчитывается по некоторым данным, до 4,5 млн. ногайцев, тогда как в России их проживает всего около 90 тысяч человек.

    Гость программы - Виктор Михайлович Викторин, кандидат исторических наук Астраханского государственного университета, отделения восточных языков, доцент, руководитель НИЦ этнополитики и пред. Научного Совета краеведов (Астраханская область

    Справка:
    Ногайцы сформировались на основе смешения половцев, монголов-мангытов и гузов в евразийских степях XV века между реками Волга, Эмба и Иртыш. Этноним был взят от имени Ногая (XIII век) - одного из первых золотоордынских мятежников, для того чтобы обозначить свою принципиальную нелояльность Чингизидам.

    По другой версии, монгольские ханы прозвали бунтовщиков собаками (монг. нохой). Основателем ногайского государства стал Эдигей.
    Монголоидные черты резко выделяют ногайцев из их окружения.

    Прежде ногайцы жили в степях от Черного до Аральского морей. Ныне проживают в основном на Северном Кавказе (Ногайская степь) в Дагестане (в Ногайском, Тарумовском, Кизлярском и Бабаюртовском районах, а также в поселке Сулак гор. Махачкала), Ставропольском крае, Астраханской области и Карачаево-Черкесии.
    Ногайцы проживают также в Турции и Румынии. Есть ногайские диаспоры в крупных городах России - в Москве и Санкт-Петербурге.

    В Дагестане ногайцы имеют свой национальный район (см. Ногайский район Дагестана), решение о создании аналогичного района в Карачаево-Черкессии принято летом 2005 года и подтверждено на референдуме 8 октября 2006 года. Ногайский район Карачаево-Черкесии, чьи границы еще предстоит определить, будет иметь, как считается, более высокий статус, потому что ногайский народ является в этой республике одним из пяти субъектообразующих народов.
    Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского толка.

    Традиционными для ногайцев являются молочные напитки: айран и кумыс. Еду готовили в походных казанах.

    Юрта с циновками. Очаг располагался в центре. Совокупность юрт образовывала аул. Юрта была сборной и могла транспортироваться на двухколесной арбе.

    Ногайцы - это потомки половецкого населения Золотой Орды, взбунтовавшиеся против власти монгольских ханов.

    После падения Золотой Орды, ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке, привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства). Другие ногайцы откочевали к южному берегу Аральского моря и положили начало каракалпакам. Те же, кто предпочел остаться на землях предков вошли в состав Младшего Жуза и были ассимилированы казахами.

    В 1728 века часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джамбайлук и Едишкуль), где они признали юрисдикцию Османской империи, однако после прихода русских они вновь были в 1771 переселены на Кубань.

    В 1783 году Екатерина II издала манифест, упразднявший государственность причерноморских орд, а им самим предписывалось переселиться из новороссийских степей в Зауралье. Попытки депортации вызвали новые волнения среди ногайцев, и на их подавление был направлен А. В. Суворов. Ногайцы были разбиты, множество их погибло.

    К 1812 году все Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. За этим последовала массовая насильственная депортация населения этой территории в Турцию. Источники утверждают, что в общей сложности было переселено от 500 тысяч до одного миллиона человек. Сколько из них было ногайцев - точно оценить невозможно, поскольку учет эмигрантов не проводился, а выселяли всех мусульман, в том числе и крымских татар и турок. Остатки ногайских орд были согнаны в своего рода резервации на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    После Крымской войны 1853-56 года ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и кампания по их выселению из России возобновилась. Десятки тысяч человек были насильственно вывезены. Оставшиеся с Северном причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии.
    Возле Кизляра начали кочевать караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джамбайлукцы.

    К середине XX века ногайцы остались жить только в Ногайской степи, разделенной между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем. (По материалам электронных СМИ)

  • Ставропольский край : 22 006 (2010)
    • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
    • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
    • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
    • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ
    21. Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.


    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт