Нервные заболевания у детей. Неврология у ребенка симптомы Как лечить неврологию у детей

22.06.2020

Детский невролог - это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста - периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.

На сегодняшний день, существует очень много различных отличающихся между собой заболеваний нервной системы, которые классифицируются по определенному порядку. Перечислим основные поражения нервной системы, и ответим на вопрос - что лечит детский невролог.

  • Патология, связанная с инфекцией, образованной из-за воздействия вредных вирусов и бактерий. Новорожденный ребенок наиболее подвержен подобным инфекционным заболеванием из-за недостаточно сформированного иммунитета. Именно поэтому, врачи не рекомендуют родителям посещать многолюдные заведения с маленьким ребенком.
  • Эпилепсия. Может быть образована, как в результате травмы, так и врожденно. Консультация, лечение невролога здесь просто обязательны.
  • Заболевания, связанные с сильными ушибами головной области, травматическими повреждениями.
  • Токсическая патология. Некоторые препараты и лекарства, а именно некорректное их назначение и применение может спровоцировать подобное поражение нервной системы.
  • Генетическая патология. Передается от родителей или родственников из-за соответствующей наследственности.
  • Гипоксия, которая в свою очередь наблюдалась еще внутриутробно у плода.

Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:

Что такое ммд в неврологии у детей

ММД - это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Что такое неврология у детей?

Неврология у детей - сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

Детская неврология – раздел медицины, который занимается заболеваниями детской нервной системы. Она возникла на стыке 2 дисциплин – неврологии и педиатрии. Также она тесно связана с нейрохирургией и психиатрией. Неврология у детей - одна из самых сложных дисциплин медицины.

Большой вклад в развитие детской неврологии внесли Якунин Ю.А., Бадалян Л.О., Шабалов Н.П. и, конечно, Ратнер А.Ю. Они очень много сделали для развития именно перинатальной патологии, т.е. по неврологии новорожденных.

Также с целью улучшения процессов диагностики и лечения детскими неврологами в 2015 г. выпущено третье издание книги - “Детская неврология у новорожденных и клинические рекомендации” под ред. проф. Гузеевой В.И. и соавторов.

Здесь приводятся все последние материалы по этиологии, определению и терапии патологий нервной системы в детском возрасте; указан весь алгоритм действий врача.

Особенно подробная информация дана по вопросам патологии новорожденных. Большое внимание оказано доказательной медицине и ее достижениям.

Невролог (более современное название специальности невропатолога) – специализируется на изучении, предупреждении, выявлении и лечении заболеваний с поражениями всех отделов нервной системы.

Особенно это важно у детей, потому что неврологические патологии оставляют в будущем след на всю жизнь. Работа детского невролога очень ответственна, потому что своими решениями он решает дальнейшую судьбу ребенка: его социальную адаптацию, психическое и физическое здоровье; и даже его заболевания во взрослом периоде.

Сегодня в детской неврологии открыт новый раздел заболеваний: наследственные болезни обмена. Это сделано потому, что из 2,5 тыс. нозологий в неврологии, 70% из них имеют наследственный характер.

Посещения детского невролога должны быть плановыми в первый месяц жизни, каждые 3 месяца в течение 1 года жизни. Затем они совершаются по необходимости ежегодно.

Важность своевременного обращения к детскому неврологу

Детская неврология заметно отличается от таковой у взрослых; нервная система детей меняется по возрастам и не является копией взрослой в миниатюре. У детей многие болезни имеют атипичное течение и достаточно редки.

Главная проблема детской неврологии – перинатальные поражения нервной системы. Период перинатальности начинается с 22 недели гестации и заканчивается через 7 дней после родов. В этот очень ответственный период для мамы и плода на него могут влиять самые разные факторы.

Последний месяц перед родами и здоровье очень зависимы от внешних факторов: поздние токсикозы; никотин; прием ЛС; стрессы; инфекции – всего этого очень много для организма будущего малыша, это вредные факторы. Например, даже незначительный стресс у матери во время беременности приводит к перенасыщению костей ребёнка кальцием.

При приближении родов кости плода твердеют; результатом становятся болезненные роды для матери и затруднения для малыша при прохождении его через родовые пути. Бесспорно также то, что сегодня число стрессов в жизни человека растет по геометрической прогрессии.

Работа нервной системы может нарушаться еще во внутриутробном периоде. Поэтому невролог и осматривает ребенка в первые недели жизни и сразу после родов.

Если роды у матери были патологическими и ребенок родился в асфиксии, было наложение щипцов и пр. акушерские манипуляции, на нервной системе это отразится обязательно. Многие исследователи на Западе считают нынешние роды нефизиологичными.

Об этом же говорил единственный невролог, который исследовал новорожденных в период перинатальности в книге – А.Ю.Ратнер Неврология новорожденных. В этой монографии описаны повреждения, что становятся неизбежными для младенца при проведении акушерских манипуляций.

Также А. Ю. Ратнер, все неврологи, остеопаты и массажисты твердят о том, что во время родов самое уязвимое место у плода – это шея и плечевой пояс. Они испытывают максимальную нагрузку. Здесь граница спинного и головного мозга.

Здесь же находятся те структуры, которые ориентируют человека в пространстве; отвечают за биоритмы, дыхание, обеспечение организма энергией. Закладываются они позднее всех и продолжают созревать еще в перинатале до 3 лет. Называют их I блоком мозга.

Вот почему так важно лечить патологию нервной системы в первый год жизни. При травмировании шеи у малыша это будет проявляться мышечными спазмами в области шеи; шея будет утоплена в плечи.

Такие малыши не любят лежать на животе – им больно; им тяжело держать голову, она падает и утыкается носом вниз. Это происходит потому, что при подъеме головы шея и плечи рефлекторно напрягаются.

У таких малышей часты нарушения сна; чаще возникает рахит. В более старшем возрасте они будут страдать от головных болей, потому что спастичность мышц в данной области будет держаться.

Через 1 блок проходят питающие мозг сосуды и это также будет отражаться на нем. Это наглядно убеждает, насколько огромное значение придается неврологическим нарушениям в первые 3 года жизни, с упором на первый год. Также отрицательно воздействуют отслойка детского места, скорость родов в любую сторону, наркоз при родах. И не надо надеяться на авось, если ребенок при родах закричал сразу, приложен к груди и сразу взял грудь и пр. Если вы проигнорировали невролога, в минимуме у малыша могут отмечаться ЗПР, ребенок останется инвалидом. Вполне возможны органические поражения.

Дети с отставанием могут отставать и в социуме, базовых навыках, быть неадекватными, эмоционально нестабильными и пр. По данным статистики, инвалидность ребенку в 50% случаев дается по неврологическим заболеваниям.

При этом 70% диагнозов связаны с состоянием беременной женщины на сроке 34-36 недель и здоровьем малыша в период новорожденности.

При раннем обращении к детскому неврологу половина таких проблем успешно решаема.

Это возможно потому, что именно в первые месяцы жизни новорождённых мозг активно развивается и созревает, у него больше возможностей к адаптации, поэтому и лечение будет наиболее ощутимым по эффективности. Если же время упущено, говорить можно будет только о скудных возможностях реабилитации. Иначе говоря, все хорошо вовремя.

Когда обращаться к неврологу необходимо срочно?

Первые симптомы нарушений возможны в первый месяц жизни. Основные симптомы, которые должны насторожить родителей и на которые следует обратить внимание, следующие:

  1. Во время плача у младенца дрожит подбородок и трясутся ручки; иногда это может отмечаться и в покое.
  2. Ребенок легко возбудим.
  3. Ребенок плохо засыпает, сон у него поверхностный и он легко просыпается от воздействия внешних факторов, например, от звука голоса; постоянно капризничает. Родителям таких детей не стоит стараться создавать в домашних условиях идеальные способы для улучшения сна, типа зашторенных окон, затемнения, полной тишины, разговоров шепотом – это не выход. Все это усугубит ситуацию и упозднит диагностику.
  4. Обильное и частое срыгивание у грудничка, даже при малом объеме пищи.
  5. Появление судорог у ребенка даже при небольшой температуре.
  6. Поставленный на стопки поддерживаемый малыш подгибает пальчики или встает на цыпочки, как балерина.
  7. У детей более старшеговозраста могут отмечаться: частые головные боли, они могут быть затяжными.
  8. Обморочные состояния.
  9. Боли и прострелы в спине.
  10. Нарушения в выполнении обычных движений на разных уровнях позвоночного столба.
  11. Рассеянность, невозможность привлечения внимания, ухудшение памяти.
  12. Апатичность, вялость, быстрая утомляемость, нет интереса к окружающему.
  13. Не контактирует со сверстниками.
  14. Плохой сон.
  15. Панические атаки на фоне полного благополучия.
  16. Невралгии и признаки поражения периферических нервов.
  17. Подергивания самопроизвольно разных мышц.
  18. Энурез у детей 5-6 лет.
  19. Гиперактивность.
  20. Задержка речи, освоения письма, снижение интеллекта.

Во всех указанных случаях не надо ждать планового осмотра, нужно сразу идти к врачу.

Профилактические осмотры:

  1. У детей до года осмотр каждые 3 месяца; при наличии нарушений ежемесячно.
  2. Затем осмотр в преддошкольный период - 4 – 5 лет.
  3. В младший школьный период - 7 лет;
  4. 13-14 лет – пубертатный возраст.

Все профосмотры необходимы для раннего выявления патологий с тем, чтобы не доводить их до тяжелого состояния. Также при этом возможно раннее выявление недостаточности психомоторики и умственное недоразвитие.

Как проходит осмотр у детского невролога?

После традиционного осмотра (визуальное исследование, пальпация, манипуляции по определению двигательной и чувствительной сферы), невролог всегда уточняет весь перечень заболеваний с рождения ребенка; анализирует все отрицательные моменты беременности у матери; протекание родов. Уточняются перенесенные заболевания в 3 триместре беременности.

Диагностические мероприятия

Из методов диагностики при подозрительных симптомах применяются:

  • УЗИ с допплерографией сосудов головного мозга;
  • осмотр глазного дна;
  • МРТ (в крайних случаях).

Во время приема обязательно проверяются:

  • зрительные рефлексы;
  • тонус и сила мышц;
  • условные и безусловные рефлексы;
  • определяется чувствительность и ее выпадения;
  • координация в пространстве;
  • познавательные когнитивные функции.

К дополнительным методам исследования относят оценку слуха, ствола головного мозга, речевого аппарата. Поскольку многие проблемы часто носят полиэтиологический характер, то и лечение проводится вместе с другими специалистами.

Методики лечения

Как лечить врожденные патологии? При врожденных патологиях главной целью становится остановка усугубления патологии и помощь в адаптации ребенка. ЛС применяют не сразу.

Для начала применяются:

  • мануальная терапия;
  • краниосакральная техника;
  • мышечная релаксация;
  • эмоциональная техника;
  • физио-, рефлексо- и бинауральная терапия;
  • массажи;
  • ЛФК и др.

Мануальная терапия – восстанавливает подвижность и работу позвоночника. У детей она проводится мягко, в замедленном темпе, снимая все спазмы с напряженных зон.

Краниосакральная техника – ее целью является ручное постепенное выравнивание костей черепа. Это восстанавливает кровоснабжение головного мозга; снижает ВЧД. Методика применяется у младенцев.

Эмоциональные техники – применяют при поведенческих отклонениях и неврозах.

Мышечная релаксация – она состоит из расслабления мышечных волокон. Это положительно отражается на костной системе, особенно на позвоночнике. Также расслабляются внутренние органы.

Из новых методов можно отметить компьютерные речевые программы, методики совершенствования координации движений (мозжечковая стимуляция).

Как можно заметить, при неврологическом лечении мало что приемлемо в домашних условиях.

Невропатолог не просто назначает лечение и отправляет ребенка домой, не вспоминая о нем до следующего профосмотра. Он всегда контролирует лечение.

С целью стимулирования моторики, психического развития родители с успехом могут в домашних условиях после консультации с врачом проводить простые упражнения для развития и улучшения мелкой моторики:

  1. Насыпать немного крупы гречки в тазик и перебирая ее, пересыпать из ладошки в ладошку. Можно спрятать в эту крупу мелкие предметы и пусть ребенок пытается их нащупать.
  2. Стаканчиком из таза в ведерко переливать теплую воду;
  3. При первых шагах ребенка почаще давайте бегать ему босиком. Пусть он стопками чувствует поверхность; это обогатит его тактильные ощущения. При этом поверхность фактурно чередуется – пол, ковер, резиновый коврик, ткань и пр.
  4. Занимайтесь с ребенком лепкой из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками.

Распространенные патологии

В этой статье будут обозначены самые распространенные неврологические патологии у детей.

  1. Мозговая дисфункция или иначе синдром дефицита внимания с гиперактивностью - сначала проявляется сниженной концентрацией внимания, затем ребенок становится раздражительным, легко возбудимым. Мышцы гипотоничны, из-за чего появляется неловкость движений, нарушается работа опорно-двигательного аппарата в целом. Нарушена осанка, развивается плоскостопие, появляется недержание мочи. Дети не могут усваивать школьную программу, у них отмечаются вегетативные симптомы: усиленное сердцебиение, головокружение, головные боли.
  2. Также к перинатальной патологии относятся родовые травмы, гипоксия плода, внутричерепные кровоизлияния. При первом осмотре может быть полное здоровье, а проявление патологий проявится через несколько месяцев.
  3. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия – следствие гипоксии плода. Мозг страдает полностью: кора и подкорка. При отсутствии лечения это обернется снижением интеллекта, параличами, судорожным синдромом, ДЦП. Нарушения на ранней стадии хорошо проявляются на ЭЭГ.
  4. Родовая травма – обширное понятие, включающее нарушение целостности тканей у плода во время родов. Среди них можно назвать спинномозговые травмы, параличи фациального нерва. Паралич лицевого нерва дает симптомы: припухлость, опущение и неподвижность рта; веки плотно не закрываются; носогубная складка отсутствует. Лечение может полностью привести к выздоровлению. Травма спинного мозга при родах может возникать при ягодичном предлежании плода, из –за применения акушерских манипуляций. При таких условиях легко возникают подвывихи позвонков, ущемление и спазм позвоночной артерии, кровоизлияния в оболочки спинного мозга. При травмах спинного мозга особенно часто происходит ушиб и сдавление. Неврологические нарушения при этом проявляются в виде параличей, тазовых расстройств, нарушении мочеиспускания. Признаки поражения определены уровнем сегмента. При этих заболеваниях для лечения подобных нарушений иммобилизуют шею и голову ребенка. Медикаментозно снимают отек тканей и боли, восстанавливают функционирование поврежденных мозговых структур.
  5. Внутричерепные кровоизлияния – к ним располагают гипоксия, нарушенная свертываемость крови, инфекции во время беременности матери; недоношенность. При всех них состояние стенки сосудов мозга нарушается, а пусковым крючком становится патология родов. Лечение заключается в соблюдении щадящего и охранительного режима (исключение любых раздражителей – свет, звук; пеленание только щадящее); медикаментозное лечение. Если кровоизлияние прогрессирует, возможно и хирургическое вмешательство в виде удаления крови отсасыванием с контролем ультразвука.
  6. Черепно-мозговые травмы: В понятие ЧМТ входят ушиб и сотрясение мозга. У ребенка это проявляется астеническим синдромом; часто ему сопутствует вегетодистония: повышение АД, изменения ритма сердца; нарушенная работа центра терморегуляции.
  7. Микроцефалия. Характерно выраженное уменьшение размеров черепа и, соответственно, мозга. Будет наблюдаться обязательно умственная неполноценность. Нарушается речь, моторика.
  8. Гидроцефалия. Другое название - водянка головного мозга. При ней резко увеличены полости желудочков головного мозга из-за повышенного секретирования СМЖ, которая скапливается в мозговых полостях. Признаки гидроцефалии формируются еще внутри утробно. Череп в результате деформируется, становится излишне выпуклым лоб, сетка вен на черепе и висках выражена. Заметно расширены роднички, глаза закатываются под надбровные дуги вверх. Часто патологии у детей старшего возраста – это поздний результат за нераспознание их в первые месяцы жизни.

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года — причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии — системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе — одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы — современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 — том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные «отключения» сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый «безобидный» итог — головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами — например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога , особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Детская неврология - сравнительно молодая ветвь медицины, которая зародилась на стыке двух областей: невропатологии и педиатрии. Тем не менее, она стала очень важной в сфере клинических дисциплин.

Данная область является одной из самых сложных в медицине. Именно в детском возрасте могут начать появляться отклонения от развития и различные патологии, влияющие на становление нервно-психической деятельности.

Безусловно, работа врача-невролога в данной области невероятно ответственна, ведь от его решения зависит дальнейшая жизнь ребенка, его социальная адаптация, физическое и психическое здоровье.

В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее частых заболеваний, а также их диагностику и методы лечения.Обозначим самые распространенные заболевания неврологического характера у детей.

ЧМТ и травмы спины

В черепно-мозговые травмы входит сдавление, сотрясение или ушиб мозга. Как следствие ЧМТ у ребенка может проявиться астенический синдром, характеризуемый быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Также у пациента часто появляется синдром вегетодистонии, в который входит артериальная гипертония, синусовая тахикардия, брадикардия, гипотония и нарушение терморегуляции.

Травмы спинного мозга разделяются на ушиб и сдавливание. При ушибе можно наблюдать такие стойкие неврологические нарушения, как паралич, анестез и разнообразные тазовые расстройства. Еще одним тяжелым последствием при травме является нарушение мочеиспускания.

Микроцефалия

Данное заболевание характеризует собой значительное уменьшение черепа, что сказывается на размере головного мозга. Вследствие этого у ребенка можно наблюдать умственную недостаточность в той или иной мере. Болезнь может оказаться врожденной, а может проявиться и в первые годы жизни ребенка. Это достаточно серьезный дефект, который сказывается на работе головного мозга и центральной нервной системы. В некоторых случаях микроцефалия может привести и к олигофрении.

Также при данной болезни, помимо задержки в умственном развитии могут появиться дефекты в речи и моторике, обуславливаемые спазмированием или параличом мышц.

Гидроцефалия

Еще одно название этой болезни - водянка головного мозга. Для нее характерно увеличение объемов желудочков головного мозга, порой, до критических размеров, возникающее из-за избыточного выделения спинно-мозговой жидкости и его скопления в области полостей головного мозга.

Симптомы гидроцефалии у детей чаще всего появляются при внутриутробном формировании, отчего сложно установить причины. Из-за этой болезни происходит деформация черепа - сильная выпуклость лобной доли, заметное проявление венозных сосудов на висках, а также значительное расширение родничков и синдром смещения глаз вверх, где они прячутся под надбровными дугами.

Гиперактивность

Гиперактивность выражается в излишней энергичности и подвижности ребенка, что зачастую приводит к нарушению внимания. К поведенческим особенностям поведения в большинстве случаев можно отнести нарушение сна, отсутствие аппетита, беспокойство и неврологические привычки (например, когда ребенок постоянно грызет ногти).

Оттого, что мозг ребенка, больного гиперактивностью, плохо обрабатывает информацию, поступающую к нему, он становится неуправляемым. У такого ребенка гораздо тяжелее получается освоить навыки чтения, письма и пр., а при общении со сверстниками часто возникают конфликты.

Синдром этого заболевания часто зарождается по ряду следующих причин:

  • наличие у матери хронических заболеваний во время беременности;
  • токсическое влияние матери на плод (алкоголь, курение, отравление химикатами и т.д.);
  • травмы и ушибы матери на период беременности;
  • осложнения родовой деятельности, проявляющиеся в кровоизлиянии, асфексии;
  • неестественное течение родов (кесарево сечение, стимуляция родов, быстророждение или, наоборот, замедленное протекание родовой деятельности)
  • экология в регионе проживания;
  • перенесение определенных болезней.
Олигофрения

Олигофрения (она же умственная отсталость или малоумие) - врожденная или приобретенная форма недоразвитости детской психики. Симптоматика этой болезни прослеживается в виде поражения разума из-за заторможенности развития личности на фоне патологических отклонений головного мозга. Она часто проявляется в речи и моторике ребенка, его волевых и эмоциональных качествах.

Существует несколько вариантов классификации олигофрении, но мы рассмотрим наиболее традиционную:

При этом синдром олигофрении может быть дифференцированным и недифференцированным.

Аутизм

Данное заболевание характерно тем, что у больного им ребенка возникают проблемы с социальной адаптацией и восприятием общества. Такие пациенты редко способны выразить собственные эмоции и практически не понимают чужие проявления чувств. Также для аутистов свойственны заторможенность речи, в редких формах развития - понижение умственной деятельности.

Аутизм, в первую очередь - врожденное заболевание, чья симптоматика проявляется в немного заторможенном развитии ребенка: в его плохо развитой или отсутствующей вообще речи, неумении вести себя так же, как дети его возраста, избегания зрительного контакта.

Тем не менее, у аутистов нет какого-либо характерного поведения, каждый случай рассматривается отдельно.Доподлинно неизвестны причины появления аутизма. С уверенностью можно заявить лишь то, что это заболевание передается по наследству и совершенно никаким образом не связано с психологической обстановкой в семье.

Диагностика и лечение

Ниже приводится ряд причин, из-за которых стоит обратиться за консультацией и обследованием к детскому специалисту-неврологу .



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт