Наука об именах людей значения имен. Антропонимика как раздел языкознания: понятие, основные термины, история изучения. Происхождение имен людей

15.02.2024

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики - Нижний Новгород»

Факультет гуманитарных наук

Кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

Реферат

по дисциплине «Введение в языкознание»

Антропонимика (происхождение собственных имен людей)

выполнила студентка группы 12ФПЛ2

Сергеева Мария Александровна

проверила:

к.ф.н., преп. Крылова Л.К.

Нижний Новгород - 2012

Введение

Глава I. Антропонимика как раздел языкознания: понятие, объект изучения, методы исследований.

1.1. Понятие антропонимики. Антропонимика как раздел ономастики. Объект изучения антропонимики.

1.2. Методы антропонимических исследований.

Глава II.Имя собственное: понятие, виды, происхождение.

2.1. Понятие имени собственного. Виды имен собственных.

2.2. Имена людей.

2.3. Происхождение имен людей.

2.3.1. Личное имя.

2.3.2. Отчество.

2.3.3. Фамилия.

2.3.4. Прозвище.

2.3.5. Псевдоним.

2.3.6. Криптоним.

2.3.7. Литературная антропонимика.

2.3.8. Эпоним.

2.3.9. Ономатет.

Заключение

Библиографический список

Введение

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными наименованиями: с названиями городов, стран, географических и космических объектов, птиц и животных, предметов духовной и материальной культуры, автомобилей, организаций и, конечно же, с именами, отчествами, фамилиями людей.

Имена обрели своё значение еще в древности, когда они стали характеризовать человека или предмет. Для людей того времени имена уже играли большую роль. Назвать имя – это значит представить и узнать конкретного человека, имеющего это имя.

Для того, чтобы понять поведение, манеры, характер человека, необходимо исследовать его имя. Порой оказывается так, что поступки человека очень подробно можно объяснить и понять после изучения его собственного имени. Очень важно понимать, как связаны имя человека и его поведение, темперамент, поэтому будет полезно изучить происхождение личных имен людей в русском языке.



В научной сфере именами занимается наука ономастика , которая делится на различные направления. Для данного исследования важен такой раздел ономастики, как антропонимика . Данное направление уже достаточно хорошо разработано в отечественной научной литературе такими учеными, как Никонов В. А., Суперанская А. В., Тупиков Н.М., Чичагов В.К. и др. Хотелось бы отметить, что в данной работе будет необходимо сослаться на литературу вышеназванных и других российских авторов.

Таким образом, цель данного исследования – изучить происхождение личных имен людей, их роль в жизни людей и выявить связь имени с поведением и характером человека.

Глава I. Антропонимика как раздел языкознания: понятие, объект изучения, методы исследований.

Понятие антропонимики. Антропонимика как раздел ономастики. Объект изучения антропонимики.

Как уже было сказано, антропонимика – это «область изучения происхождения, изменения и т.п. собственных имен людей как раздел ономастики».

Данное направление выделилось из ономастики во второй половине XX в. Эта наука изучает все, связанное с именем: его происхождение, этимологию, а также связь имени с характеристикой качеств человека, национальностью, семьей, родом, сословием, территорией проживания. Тадеуш Милевский, исследователь, польский антрополог, говорил, что в каждом обществе существует своя языковая система антропонимии со своими особенностями, которая образуется одновременно системой языка и правовыми традициями.

Данное направление ономастики имеет свой объект изучения, антропоним . Итак, антропоним- единичное имя собственное или их совокупность, которые идентифицируют человека. В широком смысле антропоним - это имя любого человека: вымышленного или реального. Антропонимы по своему значению и происхождению в совокупности являются обиходными словами. Также хотелось бы отметить, что каждый этнос в свою эпоху имеет свой антропонимико́н , т.е. реестр личных имен. Антропонимией называется cовокупность антропонимов (иногда в более узком смысле под совокупностью антропонимов понимается именослов ). Антропонимия состоит из всех имеющихся или бывших в употреблении личных имен людей. В противоположность антропонимии – понятие именника .

Антропонимика включает в себя изучение таких функций антропонима в человеческой речи, как номинация, идентификация, дифференциация, которые связаны с возрастом, сменой общественного положения или положения в семье, жизнью в окружении людей другой национальности, религией и др.

Методы антропонимических исследований.

В настоящее время существует пять методов антропонимических исследований:

1) Исторический метод (влияние окружающей действительности, ситуаций, событий и людей на формирование личных имен; периодизация антропонимики).

2) Литературный (филологический) метод (исследование текста через его форму и содержание).

3) Метафизический метод (изучение имени как такового и внутренней сущности имени).

4) Региональный метод (формирование имен в зависимости от особенностей региона, в котором проживают люди).

5) Системный метод (рассмотрение имени как системы взаимосвязанных элементов).

Глава II.Имя собственное: понятие, виды, происхождение.

Понятие имени собственного. Виды имен собственных.

В русском языке различают имена собственные и нарицательные. В данной работе необходимо изучить происхождение собственных имен людей.

Ранее упоминалось, что имена собственные – это «присвоенные известному неделимому, какому-нибудь одному отдельному понятию, но не целым группам или классам неделимых, получающим одно общее "нарицательное" имя». Имя собственное связано именно с означаемым, но не имеет отношения непосредственно к понятию.

Во всех европейских и ряде других языков имена собственные пишутся с заглавной буквы. Наука, изучающая имена собственные, называется ономастикой.

Различают следующие типы собственных имен:

1. Имена людей.

2. Названия народов, имена людей и животных (теонимы, зоонимы).

3. Географические названия (ойконимы, гидронимы).

4. Другие названия (названия произведений литературы, названия Интернет-сайтов и др.).

Имена людей.

Актуальным для данного исследования является такой тип имен, как имена людей, который, в свою очередь, также делится на следующие виды:

1) Личное имя - имя, которое дается человеку при рождении.

2) Отчество (патроним) - именование человека, которое образовано от имени, прозвища и т.д. отца или предков по линии отца.

3) Фамилия - имя семьи или рода.

4) Прозвище (кличка) – имя, даваемое человеку неофициально другими людьми.

5) Псевдоним - индивидуальный или групповой – имя, которое используется человеком в какой-либо публичное деятельности вместо настоящего личного имени.

6) Криптоним – подпись, поставленная под произведением вместо имени автора с целью скрытия имени настоящего автора.

7) Литературная антропонимика – своеобразие собственных имен в литературных произведениях.

8) Эпоним - человек(герой произведения, известная личность и т.д.), в честь которого назвали тот или иной предмет.

9) Ономатет – божество или великий человек, который дал имя всему сущему, человеку или предмету.

Итак, существует множество видов имен людей, происхождение которых предстоит изучить.

Происхождение имен людей.

Личное имя.

Мало кто задумывается о значении и происхождении своего имени, однако, узнав, когда и впоследствии чего произошло имя, человек может узнать много нового о себе.

Для начала следует сказать, что выделяются три этапа происхождения русских личных имен:

1. Дохристианский, в это время использовались самобытные имена, которые были созданы на восточнославянской почве средствами древнерусского языка

2. Период после крещения Руси 988г., когда стали насаждаться церковью иноязычные имена, которые были заимствованы византийской церковью от разных народов древности.

3. Новый этап, который начался после Великой Октябрьской Революции 1917г. и был ознаменован проникновением в русский именослов множества заимствованных имен и имятворчеством.

В первый период истории личных имен люди именовывались по любому поводу. Имена отражали качества и свойства людей того времени. В.А. Никонов в книге «Человек и общество» отмечает, что системы личных имен были сложены исторически, и они обусловлены различиями в социальном развитии и различиями в языках.

Имя являлось прозванием и для человека того времени играло большую роль: люди считали, что нельзя никому говорить своё имя, так как кто-нибудь, узнав его, сможет навредить человеку. До крещения Руси люди присваивали имена по порядку появлению ребенка в семье (Второй, Третьяк), цвету волос, кожи (Черныш, Беляк, Белой), характеру, росту, телосложению и т.д.

Суперанская А.В. отмечает, что уже в древние времена сложилась традиция именования ребенка специально созданным именем(эта традиция называется имяславием ). При рождении ребенка присваивались языческие славянские имена, чью этимологию изучив, становится понятно значение имени. Большинство личных имен в дохристианскую эпоху представляли собой двухосновные (сложные) имена, которые состояли из двух корней и связывались соединительными гласными. Как правило, второй частью имени были -мир (большой, славный), -слав (славный), -волод(владеющий). Так, например, имя Владимир означало «владеющий и славный, владеющий миром», имя Святослав – «святой и славный», имя Всеволод – «всем владеющий». Суперанская А.В. в своем «Словаре русских личных имен» пишет, что имена, состоящие из двух основ, появлялись в результате целенаправленного образования слов от основ с ярким положительным значением.

К славянским именам викингами-завоевателями были привнесены в период язычества некоторые скандинавские имена, например, Рюрик(Hrorekr) – «славный король», Олег(Helgi) – «святой», Игорь(Ingvar) – «молодой», Глеб(Gudlleifr) – «представленный Богу», Рогволод (Rag (n) valdr) – «мудрый правитель» и др.

После крещения Руси 988г. каждый христианин получал от священника имя, которое не всегда совпадало с его прежним именем и не имело отношения к нему (вместо имени Ольга – Елена, Всеволод – Гавриил, Владимир – Василий и т.д.). Крестильные имена соответствовали именам святых православной церкви. Эти имена были греческого происхождения, пришли из Византии через Болгарию. Большинство крестильных имен распространилось в мирской, народной форме, которая слабо отличалась от официальной церковнославянской. Это изменение формы обязано естественному искажению ее восточными славянами и заимствованию разговорной болгарской формы имен (которая была основана на разговорной греческой форме). После крещения Руси древнерусские имена были заменены церковными (греческими, древнеримскими, древнееврейскими, египетскими, сирийскими), которые несли за собой черты характера человека, несущего имя: древнегреческие языки: Андрей – мужественный, София – мудрая, Никифор – победоносный; древнеримские языки: Виктор – победитель, Марина – морская, непредсказуемая; в древнееврейских именах преобладал элемент со значением бог (ил, ио): Гавриил - воин божий, Илья - сила божья. Однако вытеснение древнерусских имен церковными произошло не сразу.

Также в дореволюционной России имена использовали в зависимости от социальной среды человека. Как установил Никонов В.А., в 18 веке девочек из крестьянских семей называли такими именами, как Василиса, Фёкла, Федосья , однако в дворянских семьях так детей не называли. В дворянских же семьях использовались такие имена, которые не были уместны в крестьянской среде: Ольга, Елизавета, Екатерина, Александра . Ситуация неравенства, связанного с социальным положением, в области именования в стране сохранялась вплоть до прихода советской власти.

Также хотелось бы отметить, что исследователь В.К. Чичагов в своей книге «Из истории русских имен, отчеств и фамилий» отмечает, что древнерусские именования различались в отношении структуры, а Фролова Н.В. в статье «Русская антропонимическая система именования» пишет, что антропонимия XVI-XVIIвв. была различна в зависимости от социального положения: для бояр структура именования была не что иное, как: «имя + полное отчество + родовое имя(фамилия)»; для среднего класса(помещики, богатые купцы) именование было тождественно по формуле «имя + отчество». В царский период даже после падения крепостного права не был осуществлен охват всего населения России единообразным именованием. Большинство крестьян, которые составляли большинство населения страны, так и не получили фамилий.

К 18-19вв. древнерусские имена были полностью выброшены из употребления, а церковные имена изменились (впоследствии приспособления к особенностям русского произношения): имя Аквилина заменилось на имя Акулина , Диомид на Демид , Иеремия на Еремей и т.д. Однако ряд имен было уместно употреблять в двух вариантах: церковном и народном: Сергий – Сергей, Агипий – Агап, Захарий(Захария) – Захар . В то же время некоторые имена наряду с гражданской формой получили такую форму, которую нельзя рекомендовать: Авдотья вместо Евдокия , Арсентий вместо Арсений , Афросинья вместо Ефросинья и т.д.

После Октябрьской революции 1917г. была представлена свобода в выборе имен. Развивалось имятворчество, одной из причин которого было нежелание назвать ребенка «по-деревенски». Люди сами придумывали имена, связанные с идеологией в стране – Ревмира (революция мира), какой-либо выдающейся личностью – Владлен (Владимир Ленин), Далис (Да здравствуют Ленин и Сталин), первыми этапами индустриализации – Электрина , Дизель ; имена, которые были вычитаны из иностранной литературы: Рудольф , Альфред ; имена по названиям цветов: Лилия , Астра и др. Однако со временем мода на придумывание имен прошла, так как они оказались чуждыми для нашего языка.

В настоящее время в неофициальной речи уместно сокращение имен: Екатерина - Катя, Мария – Маша, Иван- Ваня и т.д. Также в повседневности используются ласкательные формы сокращенных имен при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: Марина – Мариночка, Катя – Катюша, Саша- Сашенька и т.д. Сокращенные и ласкательные формы имен сложились в быту при повседневном употреблении, так как некоторые являются слишком неудобными для общения в неофициальной обстановке.

Отчество.

Как истории происхождения личных имен, так и в истории отчеств наблюдалась некая периодизация:

1) Дофамильный период(до XVII-XVIIIвв).

2) Современный период (ок.XIX-XXвв).

В дофамильный период отчества имели не только функцию патронимической связи, указывающей на родство сестер и братьев, но и были основой для фамильных и родовых прозваний, а иногда служили элементом наследственного значения при именовании ребенка (внука, правнука).

Отчества на Руси стали употребляться рано, еще до XII века, однако в письменных источниках указания на отчества встречаются довольно редко. Начиная с XII века в летописных источниках встречаются отчества в именованиях семей высших сословий: «1127 г. Иванко Вячеславль, тысяцкий Туровский», а иногда упоминали и о более дальних предках человека:«1176г. Князь Владимир Святославич, внук Всеволож, правнук Ольгов, праправнук Святославль, прапраправнук Ярославль, пращур Великого Владимира».

Хотелось бы отметить, что в летописных источниках помимо патронимов редко встречаются и матронимы , которые являлись отступлением от признанных норм: «Васко Варварин, крестьянин, 1495».

В древней Руси были различия на словообразовательном уровне между отчествами, образованными от христианских личных имен, и отчествами, образованными от прозвищных личных имен. Так, первые образовывались с помощью таких суффиксов, как -jь, -ин, -ов/ев, -ович/евич, -ич (Мирославль, Кузьмич,Петров, Демидович, Сергеев, Алексеевич ); в то же время для вторых было характерно образование с помощью суффиксов -ов/ев, -ин (Волков, Палкин, Окунев ), реже суффиксы -ого/его, -ово/ево (Толстого, Дурново ). В именовании человека прозвищные отчества писались после отчеств, образованных от христианских личных имен: Иван Перепеча Мартемьянов (1526). Прозвищные отчества могли передаваться по наследству и служить отличительным признаком рода. Именно они легли в основу современных фамилий, хотя сложно говорить о границе между первыми фамилиями и прозвищными отчествами. Например, Тупиков Н.М. в «Словаре древнерусских личных собственных имен» относит все формы патронимов к отчествам.

Отчество имели право носить только люди высших слоев, но царь имел право за какие-либо особые заслуги даровать отчество «подлым людям», людям низших слоев. Так, Василий Шуйский в 1610 году даровал купцам Строгановым право носить отчество за помощь в присоединении Сибири и Урала к Московскому княжеству и даровал звание именитых людей (это были первые люди купеческой фамилии, носившие это звание).

У подлых людей отчества формировались как краткая форма притяжательного имени прилагательного имени отца: Иван Петров сын , или позже Иван Петров .

Хотелось бы отметить, что Карнович Е.П. в книге «Родовые прозвания и титулы в России» упоминает о том, что в XVIII веке при Екатерине II представители первых пяти классов именовывались полным отчеством, представители от шестого до восьмого классов – полуотчеством, а остальные – только по имени (отчества – с суффиксами -ович/евич, -ич, -вич , полуотчества – с суффиксами -ов/ев, -ин ).

Появляются новые функции отчества: в крестьянской среде отчество стало выполнять роль возрастной характеристики (няня Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина), а со второй половины XVIII века обращение к человеку по отчеству в дворянской среде считалось признаком дурного тона.

В же современном периоде употребление отчества начинает распространяться среди людей всех слоев общества. Закрепление за фамилией функции персонификации лица снизило социальную роль отчества в XIX веке. Отчество стало нести функцию компонента уточнения при именовании человека. В XX же веке запись отчества в документах, удостоверяющих личность, становится обязательной, в отличие от XIX века, когда графа для отчества не выделялась.

В современное время отчества образовываются от полного имени отца при помощи суффиксов -ич, -ович/евич, -овна/евна, -ична, -инична (Ильич, Александрович, Петровна, Кузминична ). В официальной обстановке используется форма обращения «имя + отчество», в повседневности же – только имя. В современный период отчество должен иметь каждый человек для указания патронимической связи.

Фамилия.

В употребление начали входить фамильные прозвания, в основу которых в XII-XIIIвв. легли ранее упомянутые прозвищные отчества. Как и отчества, фамилии в разных слоях общества появлялись по разным причинам и в разное время.

В XIV-XV вв. у князей и бояр начинают появляться родовые имена. Князей прозывали по названию удела, в котором он княжил: Воротынский, Шуйский, Вяземский и т.д. Также княжеские фамилии происходили от прозвищ: Лыковы, Горбатые и т.д. Были также фамилии, соединявшие название удела и прозвище: Лобанов-Ростовский .

Фамилии русских бояр и дворян образовывались также от прозвищ и от имен родоначальников (как уже говорилось, нет четкой границы между прозвищными фамилиями и отчествами). Например, потомки Федора Андреевича Кошки были прозваны Кошкиными , а его сын Александр Беззубец стал родоначальником Беззубцевых. Однако внуки Романа Захарьин-Юрьева стали родоначальниками рода Романовых (в том числе Фёдор Никитич (патриарх Филарет) и Михаил Фёдорович (царь)).

В конце XV века появляются фамилии нерусского происхождения, в том числе греческие и польско-литовские (Философовы ),а в XVII веке появляются западные фамилии (Лермонтов, Фонвизин и др.) и восточные фамилии, а именно фамилии татарских выходцев (Юсупов, Карамзин и др.). Хотелось бы отметить, что восточная фамилия не всегда значит восточную принадлежность ее носителей, так как иногда они происходят от прозвищ татар (Бахтеяров ).

У крестьян центральной части страны как таковых фамилий не было (так как в XVI веке в центральной части России было крепостное право), их функцию выполняли прозвища и отчества: «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан» (документ 1590 года), однако в северной части России можно встретить крестьян с настоящими фамилиями (Михайло Ломоносов ). После отмены крепостного права 1861г. у всех крестьян начали появляться фамилии, причем некоторые из них образовывались от названия поселения, выходцем из которого был крестьянин, и оканчивались в основном на -ских (Лебедевских, Брынских ). Основой же всех мирских фамилий являются семейные прозвища (Дур-ов,Чертан-ов ) или мирские имена собственные (Ждан-ов , Любим-ов ), которые сохранялись в некоторых уголках страны.

В XVII-XIXвв. фамилии стали распространяться у купечества и служащих людей (в то время, как раньше этого удостаивались только самые богатые люди). Среди фамилий было много таких, которые отражали специализацию ее носителей (Рыбников ).

У духовенства же фамилии начали появляться в во второй половине XVIII века и обычно образовывались от названия прихода, в котором служил священник (Преображенский, Успенский и др.)

Женские фамилии образовываются путем прибавления к мужским русским фамилиям на -ов, -ев, -ин флексии -а (Елена Булгакова), к фамилиям на -ий, -ый, -ой флексии –ая (Софья Ковалевская) ,для остальных фамилий форма женскоро рода совпадает с мужской (Анна Павловна Шерер ).

При Петре I Сенатским Указом от 18 июня 1719 года вводились самые ранние документы, удостоверяющие личность, - приезжие грамоты (паспорта), которые содержали имя, фамилию (или прозвище), место жительства и т.д.

Окончательно у всех людей СССР фамилии появились в 60-е гг. XX века.

Прозвище.

Как упоминалось ранее, прозвище – это неофициальное имя человека, данное ему другими людьми. В современности синонимом понятия прозвище является понятие кличка .

Прозвища появились еще до крещения Руси 988г., когда они служили именем, меткой человека. Люди прозывали друг друга по любому поводу. Прозвищем могло быть одно слово или же словосочетание.

Прозвище, в отличие от имени, отражает не желательные, а реальные качества человека, связанные с характером, внешностью, местом рождения и т.д. Человек может получить прозвище в любой момент, совершив какой-то поступок, либо получить лишь по какой-то одной особенности в его в внешности.

Итак, исходя из мыслей Веселовского С.Б. и Никулиной З.П., можно выделить наиболее распространенные группы прозвищ:

· По внешнему виду: Филипп IV Красивый, Карл II Лысый и т.д.

· По месту рождения, проживания, смерти (топонимическое прозвище): Симеон Полоцкий , Доминико Венециано , Серафим Вырицкий и т.д.

· По характеру: Симеон Гордый , Иван Грозный , Владимир Святой и т.д.

· По роду деятельности: Иоанн Креститель , Афиней Механик и т.д.

· Другие прозвища: Всеволод Большое Гнездо (было 12 детей), Иван Калита (получил прозвище за богатство и щедрость).

Таким образом, прозвища отражают свойства и качества, внутренние и внешние, человека. Зная прозвище, можно косвенно узнать человека по какой-либо его главной черте.

Псевдоним.

Как известно, псевдоним – это имя, используемое в публичной деятельности вместо подлинного имени. Следует также отметить, что автоним – это настоящее имя автора, который известен под псевдонимом.

Псевдонимы образовывали разными способами: перемена местами букв в фамилии или имени, отбрасывание начала или конца фамилии и имени, пропуск букв в имени или фамилии, перевод имени на другой язык и т.д.

Наиболее часто мы встречаем псевдонимы в литературе, искусстве и политике. Для начала, следует выявить наиболее распространенные причины появления псевдонимов:

1) Незвучность фамилии/слишком длинная фамилия: Эдсон Арантес ду Насименту , который прославился под именем Пеле .

4) Смена имени для того, чтобы известных людей с похожими именами не путали: Элеонора Гальперина взяла псевдоним Нора Галь с той целью, чтобы ее не путали с литературоведом Евгенией Гальпериной .

5) Желание взять «говорящий» псевдоним, который бы характеризовал взгляды автора, мировоззрение: настоящее имя Демьяна Бедного – Ефим Придворов .

В западной культуре псевдонимы чаще всего используют деятели литературы и искусства, в восточной – была обязательна смена имени при изменении социального статуса, в церковной сфере – обязательна смена имени священников и монахов. В настоящее время мы ежедневно сталкиваемся с псевдонимами в Интернете, называемыми никами .

Криптоним.

Обычно под криптонимом понимают как один из видов псевдонимов: это действительно так, ведь криптоним – это подпись под произведением с целью скрыть подлинное имя автора.

Основные причины появления криптонимов:

1) Написание литературы, которая не соответствует привычному жанру писателя(ученый-японист Григорий Чхартишвили взял криптоним Б.Акунин с целью публикации детективных романов).

2) Выпуск памфлетов:боязнь наказания за выпуск такого рода произведений(автор произведения «Роман с кокаином» - Марк Лазаревич Леви , известный под криптонимом М.Агеев ).

Литературная антропонимика.

Антропонимы в литературе – это имена собственные, которые были использованы в художественном тексте для именования персонажей. Вместо термина литературная антропонимика иногда используются термина поэтическая антропонимика и стилистическая антропонимика .

Никонов В.А. пишет, что имя персонажа – это одно из важнейших средств, которое дает характеристику герою, его социальному положению, характеру, а также благодаря этому раскрывает основную идею произведения(например, показывает положение в стране в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальника города Глупова звали Прыщ с фаршированной головой ).

Ранее Карпенко М.В. под литературными антропонимами понимала только имена, созданный автором, однако позднее данное ограничение было снято. С тех пор литературные антропонимы – это все без исключения имена персонажей. Литературоведы начали использовать вместо термина литературный антропоним термин поэтическое имя или поэтоним .

Эпоним.

Согласно мнению Рязанцева В.Д., эпоним – это человек, по имени которого назван какой-либо предмет. Причем в данном случае собственное имя этого человека становится именем нарицательным.

Слова, образованные таким путем, встречаются в самых разных сферах деятельности, в том числе и в литературном языке(например: имена нарицательные ловелас , донжуан, альфонс образовались от имен известных литературных персонажей(в данном случае эти персонажи являются эпонимами)).

Эпонимы встречаются ежедневно. Вот некоторые из них: Галифе – брюки, названные по фамилии французского генерала; салат Оливье , названный в честь кулинара, придумавшего его; рентген – в честь изобретателя Рёнтгена В.К.; револьвер кольт , изначально производимый на заводах Сэмюэля Кольта и т.д.

Итак, эпоним – имя, которое присваивается людьми для того, чтобы закрепить за предметом имя изобретателя, первооткрывателя.

Ономатет.

Ономатет – существо (чаще - Бог или мифологическое существо), которое дает имена различным предметам. Оно само создает эти названия и наделяет ими людей или предметы. Это – явление культуры, религии, философии.

Впервые понятие ономатета вводит Пифагор в греческую философкую традицию, обозначая Бога или великого (мифологического) человека, который научил людей языку и присвоил имена предметам. В ведийской мифологии данное понятие отождествляется с творцом .

В соответствии с мировоззрениями христиан и иудеев первым ономатетом являлся Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», то есть когда Бог произносил Слово, таким образом он творил мир. Также в христианской и исламской религиях в Ветхом Завете и Коране описано, как Бог наделил Адама властью давать имена животным. Более того, в Коране описано, что именно Адам даровал имена вещам, так как Бог оставил его своим заместителем на земле.

Заключение

Антропонимикон в настоящее время играет большую роль.

Перед выполнением данной работы впереди была цель изучения антропонимики, изучения связи имен людей и их качеств, и изучив антропонимы, их виды, происхождение, можно однозначно сказать, что это не сложно – рассказать по имени человека его жизнь, жизнь его предков. Личное имя человека может рассказать о его внутренних качествах, отчество - о его предках, а фамилия – о всем роде человека: откуда он произошел, чем занимались его предки, каково был их возраст, социальное и материальное положение и т.д.

Конечно, невозможно изучить каждое имя, фамилию, псевдоним и т.д. и сохранить эту информацию в памяти только по причине того, что эта информация бесконечна. Однако изучив происхождение некоторых имен, фамилий, можно по аналогии провести исследование других имен, тем самым показав связь характеристики имени человека и его характера. В ходе данного исследования также было выяснено, что литературные антропонимы в художественных произведениях – ни что иное, как характеристики отношений героев, оценок героев автором, культуры, воспитания, идеологии страны и т.д. Литературная антропонимика – это реальное представление страны того или иного периода: представление о правителе, жизни людей, политике и т.д.

Таким образом, данное исследование было очень важным и полезным в плане изучения антропонимов, их функций для человека: изучение имен людей полезно для понимания внутреннего мира человека и его прошлого; изучение эпонимов и ономатетов – для получения знаний о происхождении названий некоторых вещей; изучение литературной антропонимики – для более подробного изучения того или иного произведения и проведения параллели между людьми в определенный период в этом произведении с жизнью людей в аналогичный период в реальной жизни.

Библиографический список.

1. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М.: Наука, 1974. – 382с.

2. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. –М.: Наука, 1977. – 312с.

3. Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы в России. – СПб: МФИН, 1991. – 104с.

4. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа. // Ономастика. – М.: Наука, 1969. – С. 162-163.

5. Никонов В. А. Задачи и методы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. - М.: Наука, 1970. - С. 33-56.

6. Никулина З.П. О структуре и формировании семантики прозвища. // Семантическая структура слова: Сборник научных трудов. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 1984. – С. 88-97.

7. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1978. -198 с.

8. Рязанцев В. Д. Имена и названия: Словарь эпонимов: имена собственные, перешедшие в названия; образование терминов и понятий; происхождение имен нарицательных; слова, употребляемые в переносном смысле. - М.: Современник, 1998. – 284с.

9. Суперанская А. В. Современные русские фамилии / Суперанская А. В., Суслова А. В.; отв. ред. чл.-корр. АН СССР Филин Ф. П. - М.: Наука, 1981/1984. - 176 с.

10. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. – М.: Эксмо, 2006. – 544с.

11. Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. - 5-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 240 с.

12. Фролова Н.В. Русская антропонимическая система именования. // Русский язык@литература@культура. – М.: МАКС Пресс,2010. – С. 444-450.

13. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв.). – М.: Учпедгиз, 1959. – 128с.


Онома́стика – раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Антропони́мика - раздел ономастики, изучающий имена людей и их отдельные составляющие; их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

Имя собственное – слово или выражение, предназначенное для наименования конкретного человека, предмета или явления.

Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка.

Реестр - форма систематизации, учёта; список, перечень, опись, система.

Именосло́в (ономастико́н) - совокупность собственных имён в каком-либо языке, у отдельного народа, на какой-то очерченной территории.

Име́нник -имена, активно использовавшиеся в какой-либо исторический период, в какой-либо социальной группе, на какой-либо ограниченной территории. Именник, в отличие от антропонимикона, предполагает учёт реальной частотности имён.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.

Патроним – имя, производное от имени отца.

Матроним – имя, производное от имени матери.

Калита – небольшая поясная денежная сумка.

Памфлет - художественно-публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо, чего-либо.

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии.

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий: каждый объект, каждое явление имеет или может иметь свое собственное именование. Свои имена имеют и люди. Во все времена интерес человека к именам был велик, и до сих пор интерес к их тайнам не угасает. До сих пор русские имена - открытое поле деятельность и для филологов и ученых.

Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Имена у каждого народа связаны не только с его культурой, бытом, но и с развитием производительных сил. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно - исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе отпечаток соответствующей эпохи [Зинин 1977:59].

В XVII-XIX вв. происходит определенное дифференцирование при именовании. Слово "название" стали употреблять для именования вообще, а "имя" - для человека. В.И. Даль отмечал в словаре: "имя предмета" - название; " имя животного" - кличка; " имя человека" - собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось" [ Даль 1991:43]. Таким образом, личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах, в различных официальных ситуациях, в юридической практике, где малейшая неточность в записи вызывает те или иные последствия.

Именно собственные имена и являются предметом внимания отдельной отрасли языкознания - ономастики. Следуя лингвистическому энциклопедическому словарю (ЛЭС), ономастика - это "раздел языкознания"

Изучающий собственные имена" [ЛЭС 1990:346]. В переводе с греческого языка onomastike (teche) - искусство давать имена. Термином "ономастика" называют также совокупность собственных имен в целом.

Традиционно ономастика членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

Антропонимика изучает имена людей;

Топонимика - названия географических объектов;

Зоонимика - клички животных;

Астронимика изучает названия отдельных небесных тел.

Одним из значительных и интересных разделов ономастики является раздел антропонимика. Определений антропонимики много. Примем за рабочее определение, данное В.Н.Ярцевой в ЛЭС.

Антропонимика - "..раздел ономастики, изучающий антропонимы - собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или другие именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена)" [ЛЭС. 1990:36]. В дословном переводе с греческого языка anthrohos - человек и onyma - имя.

Антропонимика изучает также антропонимы литературных произведений, иена героев в фольклоре, в мифах и сказках. Антропонимика разграничивает народные, некалендарные (мирские) и канонические (календарные) личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные.

Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-е - 70-е гг. XX века, однако целый ряд проблем рассматривается комплексно. До 60-х гг. XXвека вместо термина "антропонимика" использовался термин "ономастика". Под именем понимаем слово, реже сочетание слов, называющее, именующее вещь или человека.

Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке. Личные имена людей - это их антропонимы. Интерес к ним растет не только в нашей стране, но и за рубежом. Ученых интересуют принципы именования людей на протяжении истории, способы образования и пути изменения их структуры, а также значение и употребление имени у тех или иных народов, этапы и причины их заимствования.

Антропонимика - это один из интересных и активно изучаемых разделов языкознания последнего десятилетия.

Изучением имен собственных всех типов, об истории их возникновения и преобразования в результате их употребления в языке, о заимствовании имен собственных в другие языки, о закономерностях их развития и функционирования занимается раздел лингвистики, который называется ономастика . Термин «ономастика » образован от греческого onomastik - «искусство давать имена» .

Ономастика представляет собой весьма ценный раздел современного языкознания, комплексную лингвистическую дисциплину, оснащенную своим терминологическим аппаратом, своим кругом проблем, историей исследования и собственными методами исследования.

Сложность и многообразие объекта ономастики (имени собственного) во многом обуславливает междисциплинарный характер этой дисциплины. Ряд ученых (О.Н. Трубачев, В. Ташицкий и др.) например, считают целесообразным выведение ономастики за рамки лингвистики и выделение ее в отдельную дисциплину, использующую лингвистические методы исследования, но тесано связанную с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной. Несмотря все же на тесную связь с другими гуманитарными дисциплинами, имена собственные все же являются объектом раздела языкознания, лингвистики то есть науки о языке. Ибо любое наименование - это, прежде всего, слово и оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по языковым законам живет и употребляется в речи, подвергаясь различного рода изменениям.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих имена собственные. В ономастику входят: антропонимика , которая изучает имена людей, топонимика - изучает названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия небесных тел.

Имена собственные включают в себя имена людей (Александр, Мария), клички животных (Шарик, Мурка), названия мифических существ (Аид, Венера), племен и народов (ацтеки, готы), стран (Англия, Германия), рек (Кубань, Ока), гор (Анды, Килиманджаро), людских поселений (Ленинград, проспект Горького), и т.д. Отличительный признак имен собственных состоит в том, что в современном своем употреблении они, как правило, не называют понятий, но служат лишь для обозначения конкретных предметов. Мы можем достаточно точно определить, чем отличается швея от доярки, врач от бухгалтера, но никто не сможет сказать, опираясь только на имя человека, чем отличается Марина от Валентины, Саша от Бориса. Имена собственные имеют только денотативное значение (обозначают конкретный предмет) и лишены значения сигнификативного (понятийного). Однако при своем возникновении все имена собственные употреблялись как обычные номинативные лексемы. Восстановление первоначального значения имени собственного - одна из задач современной ономастики. Происхождению антропонимов - имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов и т.п. - посвящена довольно обширная литература. Это работы А.В. Суперанской и А.В. Сусловой, Е.Н. Поляковой и Л.В. Успенского, В.А. Никонова и Ю.А. Федосюк, М.А. Горбаневского и Н.А. Петровского.

В настоящее время очень часто употребляется термин «поэтическая ономастика». Об этом говорится во многих трудах ученых: М.В. Карпенко («Русская ономастика»), В.А. Никонов («Имя и общество»), А.В. Суперанская («Общая теория имени собственного»), О.И. Фонякова («Имя собственное в художественном тексте»), Н.К. Фролов («Избранные работы по языкознанию»).

Итак, антропонимика («человек» + «имя») -- раздел ономастики, занимающийся изучением происхождения, развития, деривации и функционирования собственных имен людей .

К числу антропонимических единиц , или антропонимов, относятся: личные имена -- слова, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе; отчества (патронимы, патронимические имена -- греч. «отец» + «имя») -- слова, входящие в состав именования людей и обозначающие отца носителя того или иного имени; фамилия (фамильное имя) (лат. familia «семья») -- это наследственное наименование, переходящее из поколения к поколению: от отца или матери к сыну и дочери, от мужа к жене, или наоборот; прозвища (прозвищные имена) -- слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества .

Можно выделить ряд основных понятий антропонимики как раздела языкознания:

Антропонимическая формула (имени) -- определенный порядок следования различных видов антропонимов и номенов в официальном именовании человека данной национальности, сословия, вероисповедания в определенную эпоху.

Литературная (поэтическая, стилистическая) антропонимика -- неотъемлемая составная часть литературной (поэтической, стилистической) ономастик - дисциплины, занимающейся изучением имен собственных в художественном тексте.

Литературная ономастика исследует «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста».

Литературная антропонимика , в свою очередь, не является зеркальным отражением имен, употребляющихся в жизни, но их проекцией, прошедшей сквозь призму авторского творчества.

Литературный (поэтический) антропоним -- антропоним художественного произведения, который обычно дает представление о поле, возрасте, национальности, социальном статусе, морально-этических качествах персонажа произведения.

Совокупность антропонимов, извлеченных из текста художественного произведения, называется литературной, или поэтической антропонимией .

Происхождение человеческих имен изучает антропонимика — один из разделов науки ономастики.

У каждого народа имеется свой особый «набор» имен. Но и внутри этого «набора» имеются свои «малые наборы» имен - в зависимости от района, социального происхождения, образования, наконец, даже года рождения.

Так, Иннокентий — это типично «сибирское» имя, так же, как и фамилии от «их» (Долгих, Сухих). До XX пока «простонародные» женские имена в России были Агафья, Фекла, Матрена, в то время как Тамара или Елена были именами «благородными», а имя Валентина считалось привилегией монахинь и в миру почти не употреблялось. После Октябрьской революции появились имена Аэлита, Октябрина, Вилена, Нинель, Азурита и даже Идея, Руина, Энергия.

Антропонимика как наука об именах людей

Русские имена являются бесценным источником и для историков, и для социологов, и для лингвистов. Поэтому антропонимика как наука, изучающая имена людей — объект пристального внимания многих ученых.

Русь приняла христианство около тысячи лет назад. Но неканонические имена оставались у русских на протяжении многих веков вплоть до конца 17 века - только к этому времени языческие имена были полностью запрещены. Однако и в самом официальном списке христианских имен то и дело попадаются имена славян, скандинавов, скифов.

Приведем несколько ярких примеров, звучащих порой курьезно. Православная церковь канонизировала трех скифов, погибших за веру, по имени Инна, Пинна и Римма. Окончание на гласную «а», как правило, характерно для женских имен. И священники стали давать имена мужчин-скифов… женщинам, крестя их как «рабу божию Римма» и «рабу божию Инна». С тех пор и поныне эти имена остались женскими.

В святцах есть имя Зотик, от греческого «Зотикос». Но суффикс -ик в русском языке имеет уменьшительно-ласкательное значение. Вот почему в живом языке и в документах стало употребляться имя Зот. Подобная же история произошла со словом зонтик, превратившемся в зонт, хотя источник его - голландское «зондек», то есть «покрышка от солнца».

В святцах числится Тамарь Великая. На Руси имя Тамарь не употреблялось - око превратилось в Тамару.

Подобный рассказ об удивительных превращениях имен потребовал бы, пожалуй, целой книги. А ведь у каждого народа есть своя система имен, своя «именная» история. Причем принципы наименования в различных языках отличаются от русской именной системы.

В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени - одно из них было ложным, второе настоящим, - все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена - Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т. п. - отталкивая этим злых духов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.

Древние были уверены, пишет кандидат исторических наук Александр Горбовский, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем С этим представлением, по его мнению, связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняя имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.

О поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени писал в начале нашего века русский исследователь С. Р. Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в большинстве - люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Сергее, считает Минцлов, очень часто являются отцами выдающихся людей: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Даргомыжский были Сергеевичами. С последним трудно не согласиться, если вспомнить, что из небольшого числа руководителей Советского государства, сыгравших наиболее заметную роль в его истории, двое - Хрущев и Горбачев - тоже были Сергеевичами.

Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, полагал, что имя Александр соответствует в своей основе сангвиническому, с уклоном к холерическому характеру. Александры в отношении к женщинам предупредительны и любезны, но чувство к женщине у них редко “взрывает плугом внутреннюю жизнь ” и чаще ограничивается легким флиртом. С Алексеями хорошо сейчас и нужно быть довольным этим, не рассчитывая особенно на то, что так же хорошо будет и в будущем. Имя Елена знаменует женскую природу, Николай по складу характера очень добр, Василии обычно прячут нежные чувства в себе. Константин отличается непостоянством.

Касаясь мистики имен, В. А. Никонов, специалист в области антропонимики - науки об именах, вспоминает в своей книге “Имя и общество” рассказ Джека Лондона, в котором одна женщина называет своих сыновей именем погибшего любимого брата Самуила, и их всех четверых, одного за другим, уносит смерть. Интересны наблюдения Г. Эйса, который проанализировал триста современных детективных романов и нашел связь между именами и судьбами героев.

По данным газеты “За рубежом” (№ 39, 1986 год), психиатры из США провели исследование и нашли, что люди с забавными и странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам, а ребенок с именем, вызывающим насмешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, он вынужден бороться за нормальное отношение к себе , что формирует определенные черты его характера. Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие - с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон определил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Не отрицает связи между именем человека и его личностными особенностями академик А. А. Бодалев. Он считает, что имя, как часто слышимое слово, субъективно очень значимо для формирования комплекса форм и способов проявления личностных особенностей.

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер .

Социальная теория. С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления зги приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Ну а когда тысячи людей встречают человека “по имени”, то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п. - житие. “По имени и житие” - гласила стереотипная формула житий, и этой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.

Эмоциональная теория. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

Звуковая теория. Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена - разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит “вас” в словах “Вас-я”, “Вас-илек”, “Вас-ютка”, происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, связанных с отражением звуков “в”, “а” и “с”. Совсем иначе происходит дело у мальчика с именем Коля. У него мозговые структуры, связанные с отражением звуков “в”, “а” и “с” находятся в состоянии относительного покоя, зато постоянно возбуждаются структуры, связанные с восприятием звуков “к”, “о” и “л”. Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одногоребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может, на наш взгляд, не сказаться на формировании различий в психике этих детей. Оригинальное подтверждение этой теории нашел инженер-электрик харьковчанин Владимир Санжаревский. Через каскад усилителей он соединил микрофон с мембраной, на которой был насыпан металлический порошок. После этого в микрофон несколько раз подряд произносилось имя. И выяснилось: одному и тому же имени всегда соответствует строго определенный рисунок на мембране.

Есть еще один механизм возможного влияния имени на формирование характера. Как мы полагаем, он действует на уровне бессознательных ассоциаций и ощущений человека. К такому выводу мы пришли в результате исследований, в ходе которых просили людей ответить на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются разные имена. Оказалось, что у статистически преобладающего большинства исследованных имя “Татьяна” вызывает представление о красном (и близких к нему) цветах, имя же “Елена” обычно ассоциируется с голубым (и близким к нему) цветами. Из психологии цвета известно, что красный цвет пробуждает у человека состояние тревоги, опасности, страдания, голубой же, напротив, вызывает чувство успокоения и умиротворенности. По данным Хигира, Татьяны в основном натуры властные, несколько грубоватые и несдержанные, упрямые, стараются в чем-то походить на мужчин и присваивать их функции. Елены же, наоборот, - и об этом писал еще Флоренский - есть олицетворение мягкости и нежности. Мы предполагаем, что Татьяны, вызывая своим именем чувство бессознательной тревоги и опасности, принуждены с самого детства испытывать к себе настороженно-отрицательное отношение людей я быть потому в постоянной “глухой защите”. Отсюда - такой тип характера. Девочки же с именем Елена, получив от родителей в подарок имя, вызывающее у окружающих бессознательную реакцию покоя, растут и формируются в обстановке более благоприятного психологического комфорта.

Не знаю, как кого, но меня вышеприведенные данные, наблюдения, исследования, теории убедили, что связь между именем человека и его психическими особенностями есть. Разумеется, нельзя абсолютизировать эту связь, разумеется, она не является жесткой, разумеется, на формирование психического склада личности влияет множество других факторов, но это не значит, что имя не влияет на характер человека.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт