Наука которая изучает исторические факты. История

24.09.2019

История — область знаний, исследующая и анализирующая прошлое. Настолько всеохватывающее понятие, что точно определить предмет и объект истории невозможно: история одного государства — одно, история Олимпийских Игр — другое, история педагогики — третье, но все это относится к историческим знаниям в целом. Что изучает история? В общем смысле — прошлое человека, в узком — источники о нем, но всегда с целью всестороннего анализа полученной информации, исследования исторических процессов, осознания причин событий и прогнозирования будущего. Исторический факт — вещь объективная, но исторические знания складываются из толкования и осмысления этих фактов.

Существует комплекс исторических дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, объект, но схожие цели. Так, хронология изучает то, что обычно преподается под видом истории в школе: даты и факты исторических событий. Дипломатика — исторические юридические документы, геральдика — гербы, генеалогия — родственные связи. Историография изучает историю истории. Историческая наука в целом занимается историческим опытом человечества, его накоплением, обобщением и анализом.

Основной задачей истории как общественной науки можно считать изучение закономерностей развития человеческого общества с целью получения прогноза развития событий. Такое изучение возможно лишь на базе систематизации и анализа фактического материала, чем и занимаются все исторические науки в своей основе. Во все времена искажение, утаивание, неверное толкование исторических фактов было одним из способов влияния на общество со стороны власти, и ученые-историки этому немало способствовали наравне с популяризаторами. Так в России появился миф о страшном тиране и деспоте Иване Грозном (факты говорят, что этот русский царь был для своего времени более чем умеренным либералом в сравнении с правителями других государств); о просветителе Петре I, рубившем страстно окно в Европу (факты говорят, что он лишь продолжил реформы отца, а диктатура его откатила Россию на пути европейского развития назад, остановив на уровне внешнего подражательства); о сумасшедшем неадекватном Петре III и спасшей от него Россию Екатерине (факты говорят, что недолгая государственная деятельность его была чрезвычайно полезной для государства, а Екатерина Великая лишь продолжила проекты, да и то большей частью провально).

С толкованием исторических фактов тесно связаны теории исторических процессов, которые учитывают только те события, которые вписываются в их внутреннюю логику. В зависимости от предмета исследования, каждая из таких теорий определяет свою историографию, свой понятийный аппарат, свою периодизацию, свои закономерности. Так, можно говорить о религиозно-исторической, локально-исторической и всемирно-исторической теориях исторических процессов.

Религиозно-историческая теория рассматривает историю с точки зрения развития религиозных движений, изучая взаимодействие человека и метафизических институтов. Здесь изучаются этапы развития христианства, ислама, буддизма, а в основу исторических процессов заложено человеческое самосовершенствование сквозь религиозную призму.

Локально-историческая теория основана на изучении отдельно взятого этноса, государства или территории вне связи с остальным миром. Популярное некогда и возрождающееся сейчас в России славянофильство можно считать одним из направлений этой теории. Исследования строятся на провозглашении исключительности объекта.

Всемирно-историческая теория изучения исторических процессов включает в себя исследование развития человечества с приоритетом трех направлений: технологического, экономического и личностного. Первое ставит во главу угла технический прогресс, интерпретируя события как следствие и причину технологического развития. Экономическое направление берет за основу общественные связи, основанные на отношении к собственности: первобытно-общинный строй, буржуазный, коммунистический. Личностное — отдает личности приоритет в историческом процессе, делает ставку на лидера.

В сущности, несмотря на субъективность любой теории, все они верны с определенной точки зрения, все они отражают определенное мировоззрение.

Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения - это основа его будущего. В этой статье мы поговорим об истории как науке.

Что такое история: определение

История - это гуманитарная наука, область знаний о деятельности человека в прошлом. Сюда можно отнести важные события, социум, мировоззрение, социальные связи и так далее.

Слово «история» имеет греческие корни (ἱστορία, historia), происхождение праиндоевропейское (слово wid-tor, то есть знать, видеть). В русском языке это слова «видеть» и «ведать».

История как наука

Для того чтобы понимать основы процессов, которые происходят в сегодняшнем мире, необходимо проводить аналогии. Но аналогии можно проводить в сравнении с чем-либо. То есть аналогия - это, по своей сути, сравнение с выведением схожих и отличительных моментов для определения закономерности. С чем можно сравнить сегодняшние процессы? С теми процессами, которые происходили до нас.

История была создана в качестве науки для того, чтобы проводить аналогии с процессами формирования политики и экономики в различных государствах с сегодняшними процессами формирования. Зачем это нужно? Для того чтобы не допускать ошибок при создании новых экономических стратегий взаимодействия между государствами, нужно ознакомиться с подобным опытом у своих предков.

У этой науки множество предназначений. Но нужно помнить, что сегодняшние события документируются согласно законодательству. А, значит, со временем, эти документы уже станут историческим достоянием.

Что изучает история?

История - это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь в прошлом. Описать одним предложением назначение этой науки будет довольно сложно, поскольку смысл истории заключается в нескольких задачах:

  • изучение событий, произошедших в прошлом, на основе фактов для определения культуры и быта людей, существовавших в предыдущие века;
  • определение связей и закономерностей между происходившими событиями в одно и тоже время для определения причин происхождения этих событий;
  • изучение быта и культуры разных народов на основе фактических доказательств, которые были найдены в результате археологических раскопок или были задокументированы летописцами тех лет.

Методы в истории

Методология истории - это историческая дисциплина, с помощью которой определяется объект исторической науки, цель исторического познания. Эта дисциплина разрабатывает теорию исторического познания (основы философии, гносеологии, эпистемологии, методы исторического познания, формы исторических знаний).

Исторические источники

Исторические источники - это все документы и предметы, относящиеся к материальной культуре, в которых отражён исторический процесс и запечатлены факты и свершившиеся события. На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.

Зачем изучают историю?

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это утверждение верно по той причине, что для безопасного существования в мире необходимо учитывать ошибки предков, допущенные в тех или иных ситуациях, в социальных и экономических планах общества.

Ценность исследований

Благодаря историческим исследованиям до современного общества дошла информация о внутригосударственных событиях, в организации которых принимали участие иностранные диверсанты из стран, являющихся конкурентами по геополитическим интересам. Из исторических фактов до сегодняшнего общества дошло само понятие диверсии. Информация о государственных переворотах и революциях в разных государствах тех времён, а также информация о планировке экономического развития внутри государства помогает сегодня современному обществу не совершать похожие ошибки, чтобы не оказаться в таком же кризисном положении, в котором оказались предки.

Известные историки

  • Геродот - древнегреческий историк;
  • Байер Готлиб Зигфрид (1694-1738) - немецкий историк, филолог;
  • Карамзин Николай Михайлович (1776 - 1826) - выдающийся историк, автор труда «История государства Российского»;
  • Соловьев Сергей Михайлович (1820 - 1879) - историк, является основателем государственной школы в русской историографии. Автор труда «История России с древнейших времён»;
  • Голицын Николай Николаевич (1836-1893) - князь, библиограф, историк, публицист;
  • Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911) - выдающийся русский историк;
  • Вебер Макс (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист;
  • Капица Михаил Степанович (1921-1995) - российский историк, дипломат, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987 г.). Основные труды по новейшей истории Китая и международным отношениям на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Государственная премия СССР (1982).

Теперь вы знаете, что такое история. Возможно, вам будут интересны также другие статьи нашего сайта

Титульный лист


Введение…………………………………………………………………….....3

1.Что такое история?.....................................................................................5

2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

3.Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16


Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.


1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как наук у о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия " история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - " науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. " История" - " науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - " наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).


2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука ? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Что изучает история »

Цели урока:

  1. Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
  2. Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
  3. Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
  4. Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
  5. Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

  • Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).
  • Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

  • Определить значение исторического прошлого для современности;
  • используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

  • продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
  • продолжать развитие текстовых умений и навыков
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

  • давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;
  • приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
  • уметь соотносить дату и век;
  • знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
  • сформировать умение заполнять таблицу;
  • определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
  • решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

8. Итог

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах? Назовите те, которые вам известны.

Легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне Василия Ивановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

А где еще можно узнать о прошлом?

Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

Проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1 .Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

2. Оружие

3. монеты

4. одежда.

5. Обувь

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание :

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить .

3. Помощницы истории.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Нет.

Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

Какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. – метрология

1. – археология – историческая дисциплина , изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – , занимающаяся изучением гербов , а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением людей , историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением и .

8. – метрология – наука об измерениях , методах и обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

  • Лист старинной книги – палеография.
  • Медаль – фалеристика.
  • Герб – геральдика.
  • Монета – нумизматика.
  • Печать – сфрагистика
  • Родословное древо – генеалогия.
  • Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

  • Совок – археология
  • Гиря – метрология

4. Хронология – наука о времени.

Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

  1. Новый Год;
  1. Праздник Весны и Труда;
  1. День Защитника Отечества;
  1. Рождество Христово;

XVII

XVIII

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?»

Правильно – это историческая карта.

Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

Какие государства Древнего мира вы изучали?

Я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Позиция

Я считаю, что _____________

_________________________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

_________________________

_________________________

_________________________

Игровой прием:

Ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…» . Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V . Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми! ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!




© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт