Моторная алалия у ребенка что делать. Алалия у детей: особенности лечения болезни. Видео: Как проявляется алалия

17.07.2019

У дошкольников нередко возникают речевые проблемы. И если некоторые из них без труда можно устранить дома (например, научить выговаривать звуки «р» или «ш/щ»), то с другими без помощи специалиста не справиться. Например, с алалией.

Алалией называют недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. О том, как отследить первые признаки этого нарушения и что делать, если родитель подозревает у ребенка алалию, рассказывает логопед Анастасия Сперанская.

Признаки и виды алалии

Первые признаки алалии можно заметить у детей 1,5-2 лет. Как правило, до этого возраста у малышей не наблюдается никаких отклонений. Доречевое развитие проходит нормально: младенцы лепечут и гулят так же активно, как их сверстники. Некоторые пытаются произносить первые слова, а дальше родители могут увидеть первые сигналы недоразвития речи.

Дети с алалией в два года часто не произносят отдельные слова, используют только звукоподражания, оперируют одним-двумя словами, при этом не стараются (не могут) расширить свой словарный запас .

Если ребенок понимает маму, но при этом не говорит, мы можем подозревать моторную алалию.

В этом случае у малыша нарушается производство речи (нарушена связь между зонами мозга, создающими звук, и зонами, управляющими мышцами рта), а вследствие этого и понимание обращенных к нему фраз. У ребенка с моторной алалией не формируется внутренняя речь (он не соотносит слово с его образом у себя в голове), из-за этого у крохи может развиться вторичная умственная отсталость.

Если же ребенок не понимает речь взрослых, не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает, даже после многократных повторений, то это свидетельствует о наличии сенсорной алалии (нарушена связь между зонами мозга, отвечающими за восприятие всех звуков, и зонами обработки речевых звуков).

Очень часто сенсорную алалию на начальных этапах принимают за нарушения слуха.

Но ребенок слышит хорошо! Проблема в том, что его мозг недостаточно хорошо обрабатывает речевые стимулы.

Причины возникновения алалии

Так в чем же причина такого серьезного нарушения «производства» и понимания речи?

Врачи выдвигали разные предположения. Самой распространенной версией возникновения алалии называют повреждения речевых областей головных полушарий при родах. Среди причин часто звучат асфиксия новорожденных, сильный токсикоз в первой половине беременности.

К неблагоприятным факторам, которые могут способствовать развитию алалии, относят психотравмы матери, резус-несовместимость, кровотечения, преждевременные, затяжные, стремительные роды, травмы головы во время родов, стимуляцию родов. Дети, перенесшие нейроинфекции или другие заболевания мозга, получившие до года травмы головы, также находятся в группе риска.

Содержание

Первый членораздельный звук, сказанное слово или предложение от ребенка для родителей – всегда особое событие. При достижении более осознанного возраста дети становятся очень разговорчивы и болтают без умолку. Бывает и так, что ребенок растет, но окружающие начинают замечать у него проблемы с речью. Это явление бывает симптомом детского заболевания – алалии. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов у малыша на восстановление членораздельной речи.

Алалия у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) или алалия – это отсутствие речи или ее недоразвитие при учете хорошего слуха и нормального развития интеллекта у ребенка. К возникновению явления приводят органические нарушения корковых частей головного мозга. В отличие от афазии (расстройство раннее сформированной речи) алалия характеризуется полным отсутствием экспрессивной и импрессивной речевой деятельности. Реже у таких детей наблюдается скудный словарный запас с нечленораздельными звуками.

Причины

Алалия бывает врожденной или рано приобретенной в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга). К внутриутробным органическим нарушениям речевых центров головного мозга могут привести следующие факторы:

  • асфиксия плода;
  • внутриутробное инфицирование ребенка;
  • сильный токсикоз во время беременности;
  • угроза самопроизвольного выкидыша;
  • хронические соматические болезни у матери – гипотония, артериальная гипертензия, нарушения функций легких или сердечная недостаточность.

В анамнезе детей с данной патологией часто прослеживается участие не одного, а целого ряда факторов-провокаторов. Алалия может развиться на фоне гипоксии плода, отягощенной осложнениями во время родов, недоношенности, преждевременного родоразрешения или во время внутричерепной травмы у ребенка из-за неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений.

Некоторые исследования нашли взаимосвязь между нарушением развития речевого центра и наследственностью. К появлению алалии могут привести длительные заболевания у детей в первые годы жизни, проведение операций с применением общего наркоза. Этиопатогенетические причины алалии (факторы, возникшие в первые годы жизни малыша) включают:

  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложненные вирусные заболевания – пневмония, ОРВИ, грипп;
  • рахит;
  • гипотрофию.

В результате органических повреждений речедвигательного анализатора, у ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов, которые часто остаются нейробластами – нервными окончаниями, сформированными на стадии зародыша. В результате таких нарушений снижается возбудимость нервных окончаний, инертность основных процессов головного мозга, функциональная истощаемость.

Классификация

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит по системе Ковшикова на:

  • Моторную патологию (Alalia motoria) – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:
    1. афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
    2. эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.
  • Сенсорные отклонения (Alalia sensoria) – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.
  • Слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Симптомы алалии

Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.

Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию. Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.

Моторная

К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.

Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.

Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.

Сенсорная

При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:

  • множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
  • парафазия – искусственное создание слов;
  • эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
  • контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
  • элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.

Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.

Диагностика алалии

Дети с нарушениями речевого аппарата нуждаются в консультации невролога, отоларинголога, логопеда, психолога. Каждый врач, чтобы поставить диагноз алалия, должен прежде провести ряд диагностических тестов. Неврологическое обследование состоит из проведения:

  • эхоэнцефалографии (ЭЭГ) – неинвазивный ультразвуковой метод компьютерной диагностики, который позволяет определить наличие патологических процессов или изменений в структуре мозга;
  • рентгенография черепа – необходима для выявления повреждений черепной коробки, кровоизлияния;
  • МРТ (магнито-резонансной томографии) головного мозга – помогает врачам обнаружить опухоли, аневризмы и некоторые проблемы нервной системы.

Для исключения тугоухости врач отоларинголог может дополнительно назначить другие диагностические тесты: отоскопию (помогает рассмотреть слуховой проход и барабанную перепонку), аудиометрию (оценка остроты слуха) или другие методы оценки функциональности слуха. Дополняет картину нейропсихологическая диагностика речеслуховой памяти, проводят которую с помощью специальных тестов.

Для составления полного понимания ситуации врач должен изучить перинатальный анамнез пациента, расспросить родителей о наличии каких-либо отклонений в поведении ребенка до года. Особое внимание специалисты обращают на развитие психомоторного и речевого аппарата. Для этого проводят тесты на усвояемость устной речи, лексического или грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционную моторику. Дифференциальную диагностику на алалию обязательно проводят у детей с аутизмом, олигофренией, дизартрией.

Лечение алалии

К терапии патологии врачи подходят комплексно. Используются приемы психологической и педагогической коррекции, ребенка отправляют на занятия к логопеду, используют медикаментозное лечение. Для алаликов в России существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, центры по коррекции речи, программы для санаторно-оздоровительного отдыха.

Медикаментозное лечение

Лечение с использованием препаратов проводят для стимуляции развития определенных структур головного мозга. Прописывают неотропные лекарства:

  • Гаммалон – препарат, способствующий восстановлению обменных процессов в головном мозге, удалению токсических продуктов метаболизма. Гаммалон обеспечивает нормальную динамику формирования нейронов, повышает продуктивность мышления, улучшает память. Таблетки содержат минимальный список побочных эффектов, среди которых выделяются лишь: тошноту, бессонницу, незначительное увеличение температуры тела.
  • Когитум – в качестве активного компонента представлена ацетиламиноянтарная кислота (аналог биологического соединения, содержащегося в головном мозге). Препарат нормализует процессы формирования нервной активности, обладает психостимулирующим эффектом. Лекарство не назначают до 7 лет.
  • Кортексин – порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения. Лекарство улучшает мозговой метаболизм, снижает количество свободных радикалов, улучшает концентрацию внимания, память, повышает способность к обучению. Кортексин противопоказан при индивидуальной непереносимости компонентов состава.
  • Цераксон – прозрачная жидкость с характерным клубничным запахом для перорального приема. Препарат обладает широким спектром действия: препятствует образованию свободных радикалов, предотвращает гибель нейронов, восстанавливает поврежденные мембраны клеток головного мозга, снижает скорость действия фосфолипаз. В связи с отсутствием клинических данных лекарство с осторожностью назначают до 18 лет.
  • Энцефабол – повышает метаболизм в тканях головного мозга, улучшает кровообращение, память, восприятие речи. Препарат выпускается в двух формах – таблетки и суспензия для приема внутрь. Лекарство можно использовать для монотерапии алалии, начиная с двухмесячного возраста.

Логопедическая коррекция

Важную роль в постановке правильной речи играет работа логопеда. Коррекционное воздействие может проводиться как в специализированных центрах или дошкольных учреждениях, так и в виде частных уроков. Для достижения эффективности логопедические занятия сопровождаются домашним обучением больного ребенка. Работа логопеда направлена на:

  • стимуляцию речевой активности ребенка;
  • формирование богатого словарного запаса;
  • развитие связной, членораздельной речи;
  • развитие психических функций;
  • устранение косноязычия;
  • восстановление артикуляторных движений;
  • формирование звукопроизношения и грамматически правильного оформления высказывания;
  • всестороннее развитие ребенка – обучение двигательным навыкам, пониманию смысла сказанного.

Физиотерапевтическое лечение

Вместе с медикаментозной терапией и занятиями у логопеда врачи посоветуют родителям пройти курс физиотерапии. Эффективность в лечении общего речевого недоразвития показывают:

  • Водолечение – процедура основана на химическом, механическом или температурном воздействии воды на организм. При алалии рекомендуют общие лечебные ванны, посещение бань или саун, маски и аппликации с продуктами моря, обливание или орошение ребенка морской водой.
  • Лазеротерапия – лечение при помощи низкоинтенсивного светового излучения. Процедура оказывает иммуностимулирующее, сосудорасширяющее воздействие, увеличивает восприимчивость организма к медикаментозной терапии. При алалии применяют лазерное облучение крови.
  • Общая магнитотерапия – физиотерапевтическое воздействие на весь организм постоянным или импульсным магнитным полем. Процедура улучшает метаболизм и кровообращение, уменьшает болезненность нервных пульсаций.
  • Дециметровая терапия (ДМВ) – метод, основанный на воздействии электромагнитного поля сверхвысокой частоты. ДМВ-лечение помогает при хронических заболеваниях – пневмониях, бронхитах, воспалениях среднего уха.
  • Электрофорез – процедура введения медикаментозных препаратов в организм через кожу человека.
  • Транскраниальная электростимуляция – воздействие на ствол головного мозга электрическим током. Процедура нормализует работу нервных механизмов, обладает успокаивающим, нейротрофическим эффектом.
  • Рефлексотерапия (ИРТ) – воздействие на рефлекторные точки человека, расположенные на коже. Воздействие на мышцы осуществляется с помощью игл, температурой, электрическим (электропунктура) или магнитным полем. Процедура помогает запустить в мозге систему самовосстановления.

Видео

Внимание! Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

«А мой папа только в шесть заговорил – чего бояться?», – нередко отмахиваются молодые мамы от советов подруг показать ребенка-молчуна логопеду. Многие родители ошибочно верят: первое сказанное малышом слово – признак того, что и в дальнейшем его речь будет развиваться нормально. О том, что, положившись на слепой случай, можно пропустить серьезную детскую болезнь – алалию – мамы и папы предпочитают лишний раз не задумываться.

Корреспондент попытался разобраться, а действительно ли так страшен недуг, как его рисуют специалисты?

Алалия – недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга. Она является, пожалуй, одной из самых коварных проблем детского возраста. Лукавство этой речевой патологии заключается в том, что распознать ее симптомы не так легко, как проявления других хворей. И если у родителей в шкафу не хранится диплом врача (или хотя бы сертификат об окончании медсестринских курсов), определить, что ребенок болен именно алалией, зачастую под силу только врачам.

«К сожалению, из-за проблем с диагностикой алалии на дому и невнимательности родителей к собственным детям, довольно часто эту болезнь у детей обнаруживают слишком поздно. Уже в 5-7 лет алалия поддается лечению значительно сложнее, чем на более ранних стадиях», – прокомментировала проблему Анжелика Заболотная, психотерапевт высшей категории Республиканского научно-практического центра оториноларингологии.

Мифы об алалии

Главный алалия-миф, гуляющий среди родителей: единственным признаком этого недуга является задержка развития речи.

На самом деле, дети при алалии разговаривают. Просто делают они это не совсем так, как их здоровые сверстники.

Алалия не возникает сама по себе. Это следствие повреждения одного из двух речевых центров коры головного мозга малыша – Вернике (отвечает за понимание речи) или Брока (отвечает за моторику речевых мышц).

В зависимости от того, какой именно центр поврежден, выделяют два основных вида алалии: сенсорную и моторную соответственно.

При сенсорной алалии у детей отсутствует понимание смысла речи других людей. Правда, такие дети могут разговаривать довольно бегло, легко воспроизводить и впоследствии повторять любые ваши слова. Другое дело, что, будучи не в силах понять смысл произнесенных слов и фраз, такие малыши говорят, как правило, наобум. Их речь представляет собой нагромождение совершенно не связанных между собой слов.

При другом типе алалии – моторной – ребенок способен нормально улавливать смысл сказанного окружающими. Зато проблемы возникают на стадии воспроизведения информации. Моторная алалия выражается в недоразвитии речи, затруднении в овладении активным словарем и грамматическим строем языка.

Как распознать недуг?

В каждом отдельно взятом случае алалия протекает со своими особенностями. Но в целом распознать у ребенка серьезные проблемы с речью может помочь знание норм речевого развития. По общепринятым правилам, определяющим появление у малыша звуко- и словопроизношение, в два месяца у ребенка появляется характерное гуление. В 3-4 – лепет. А в 6-8 месяцев – первые слова. К году ребенок должен уметь строить целые фразы. Если, скажем, к двум годам словарный запас ребенка исчисляется несколькими словами – пора начинать бить тревогу.

Одним из наиболее явных признаков, который может предупредить об алалии, является недоразвитие речи малыша. Это заметно, к примеру, если ребенок проговаривает только первые или последние слоги слов: ма… (слово «мама»), ...тка (кроватка) и т. д. Еще один указывающий на недуг фактор – чрезмерно медленно продвигающаяся в развитии речь, отсутствие явного речевого прогресса.

Как лечить?

Даже при самых тяжелых случаях алалии ситуация небезнадежна: если лечение было начато вовремя, недуг можно побороть. Весь секрет в присущей детскому мозгу пластичности. Это значит, что здopoвые клeтки мoзгa могут взять на себя функции поврежденных и фактически зaмeстить их.

Что касается развития речи у больного алалией ребенка, то в каждом конкретном случае лечение индивидуальное и проходить будет под контролем специалистов. Но кое-чем родители могут помочь своему любимому чаду и в домашних условиях.

Врачи нередко говорят, что «речь малыша – на кончиках его пальцев». Эту непонятную, на первый взгляд, фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь. Ощутимую пользу малышу принесет массаж пальчиков.

Впрочем, не будет лишним поделать и пальчиковую гимнастику. Для этого можно дать крохе возможность поманипулировать различными мелкими предметами (нанизывать бусинки, складывать мозаики, строить из конструктора, выбирать из коробки разноцветные горошины и сортировать их и т. д.)

Чтобы не пришлось лечить

Впрочем, старую добрую профилактику тоже никто не отменял. Мы публикуем перечень ситуаций, в которых родителям лучше удвоить контроль над речью малыша. Чуть ниже прикладываем и список мер, рекомендуемых для профилактики развития алалии.

В группе риска:

  • матери, перенесшие инфекционные и соматические заболевания во время беременности;
  • матери, страдающие анемией беременности (в этом случае, ребенок недополучает необходимые ему кислород, глюкозу и другие питательные вещества);
  • матери, перенесшие во время беременности (особенно на ранних сроках) вирусную инфекцию (именно в этот период как раз формируется нервная система малыша);
  • матери, перенесшие тяжелые роды;
  • матери, родившие слишком быстро. По нормам роды должны длиться 18-20 часов. А если женщина рожает слишком быстро, кости черепа ребенка не успевают адаптироваться к родовым путям, мозг может при этом пострадать;
  • матери, перенесшие длительный безводный период. По нормам женщина должна родить в течение 2-3 часов после излития околоплодных вод. Если роды затягиваются, ребенок оказывается без необходимой для его нормального развития питательной среды;
  • матери, имеющие узкий таз.

Как минимизировать риски?

Каких либо специальных рецептов, предупреждающих развитие алалии, в запасе у врачей не обнаружилось. Зато, по мнению психотерапевтаАнжелики Заболотной, «против алалии эффективен с детства знакомый всем нам здоровый образ жизни»:

1. Очень важно, чтобы беременность была желанной и запланированной, а ребенок – ожидаемым и любимым. При этом, каким бы идеальным не было здоровье, к беременности нужно подготовиться (санировать очаги инфекции, привести в норму гемоглобин и артериальное давление). Во время беременности избегайте контактов с инфекционными больными, полноценно и разнообразно питайтесь.

2. Следует как можно дольше кормить ребенка грудью.

3. Немаловажно оберегать малыша от инфекционных заболеваний.

4. Вовремя показывайте ребенка педиатру и узким специалистам. Обязательно следуйте советам врачей, ибо вовремя начатое лечение в будущем минимизирует проблемы, в том числе и речевые.

И, главное, помните: нет ничего страшного в том, чтобы перестраховаться, лишний раз показав ребенка специалисту, но услышать: «Все нормально… Вы зря тревожитесь, мама!». Значительно хуже затянуть и получить от доктора неутешительный ответ: «Как жаль, что вы обратились так поздно…».

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия , сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного , внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, энцефалит , менингит , некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции , пневмония , рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии :

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное , так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание .

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии , эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга , рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией , аутизмом , олигофренией , задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы , как электрофорез , магнитотерапия , лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия , электропунктура, гидротерапия .

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи:

Алалия у детей – в строгом понимании означает полное отсутствие либо ярко выраженная дефицитарность речи, которая проявляется при слухе, соответствующем норме, и первично неповрежденном интеллекте, что позволяет малышам успешно познавать мир и обучаться. Частыми причинами данного недуга выступает повреждение при родах областей левого полушария мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания мозга или его травмы, перенесенные малышом в младенчестве, иными словами в доречевом периоде.

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Весомым значением для выявления формы алалии обладает определение зоны повреждения головного мозга. Так, к примеру, когда травмирована лобно-теменная часть, можно диагностировать у крохи моторную алалию, при повреждении височной области – сенсорную алалия. Различные формы дефицитарности речи характеризуются совершенно разной клиникой и возможностями малышей в будущем. Однако при этом подобное деление недуга условно, так как в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и моторной речевой алалии.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Моторная алалия у детей выражается:

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков. У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена. Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

Характеристика алалии. Последствия алалии могут оставаться продолжительное время, нередко даже всю жизнь. У алаликов все речевые компоненты появляются с опозданием. Грамматическая структура и лексический запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К окончанию периода младенчества малыши могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждой стадии развития довольно беден. Кроме этого характерны искаженные конструкции слова:

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов. Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать или . Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых , слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

— повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

— логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт