Морской транспорт главные направления магистралей — География. Транспортные узлы и коридоры

29.09.2019

Транспортный комплекс

Железнодорожный транспорт - по-прежнему основной вид транспорта

России. Общая длина железнодорожных линий общего пользования - около

90 тыс. км, 1/3 из них электри­фицирована. По железным дорогам перевозят

грузы, что со­ставляет около 50% грузооборота всей транспортной сети

Для основных железнодорожных магистралей европейской России характерно радиальное расположение железных дорог, сходящихся к Москве. От этого крупнейшего в стране транс­портного узла расходятся в разных направлениях магистрали, которые связывают столицу со всеми экономическими рай­онами и другими государствами мира.

В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Через всю южную Сибирь до Владивостока тянется Трансси­бирская магистраль.

Крупнейшие железнодорожные узлы России:

Москва (лучами сходятся железнодорожные пути практически
со всех концов страны; в Москве расположено 9 вокзалов, ка­ждый из которых принимает поезда из определенных регионов
(например, Казанский - восточных, Ленинградский - северо­-западных, Курский - южных, и т. д.);

Санкт-Петербург (северо-западные "ворота" России);

Самара (крупнейший транзитный и перевалочный пункт для поездов, следующих их Европейской части России - в Азиат­скую, - и наоборот);

Нижний Новгород - объединяет железнодорожные ветки По­волжья;

Новосибирск - станция пересечения путей из Европы - в Си­бирь и Дальний Восток, и из Средней Азии - в Западную Сибирь; -

Владивосток - восточные "ворота" России, конечный пункт большинства железнодорожных маршрутов, следующих с Запада.

2. Значение морского транспорта для России определено поло­жением ее на берегах морей акватории 3 океанов: Атлан­тического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км.

Крупнейшими морскими портами России являются :

на Балтийском море :

Калининград (самый западный порт России и единственный
незамерзающий):

. Санкт-Петербург (самый крупный порт в летнее время; не­достаток - не работает зимой из-за замерзания Финского залива);

в Черноморско-Азовской акватории :

. Новороссийск (главный нефтеналивной порт России);

. Таганрог (единственный порт на Азовском море);

. на Баренцевом море :

Мурманск (единственный северный незамерзающий порт;
крупнейший торговый порт и главная база размещения Се­верного военного флота);

. Архангельск;

на Тихом океане :

. Владивосток (главный восточный порт);

. Находка;

Петропавловск-Камчатский.

Речной транспорт России является самым развитым и много­численным в мире. Россия имеет густую речную сеть . Многие реки судоходны. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9%.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным ка­налам Волга стала стержнем единой водной системы европей­ской части России, а Москва - речным портом 5 морей.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают круп­нейшие реки России -Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевоз­ки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные

районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма ве­лико, так как сеть железных дорог (особенно в меридио­нальном направлении) там еще недостаточна.

Трубопроводный транспорт играет большую роль в экономике современной России. Россия - крупнейший экспортер нефти и газа. Ключевую роль в доставке этого сырья в Европу играют газопроводы и нефтепроводы. В настоящее время в России проложено свыше 217 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктоводы, нефтепроводных, нефтепродуктоводных. Крупнейшие га­зопроводы :

. Уренгой - Москва;

Саратов - Москва;

Нижний Новгород - Череповец;

Уренгой - Помары - Ужгород.

Также имеется большое количество внутренних (локальных) газопроводов и нефтепроводов.

3. Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транс­
порта. Важное место в перевозках грузов автотранспорту при­надлежит в районах, где нет других видов транспорта. Он имеет
преимущество при перевозке грузов и пассажиров на короткие
расстояния.

По уровню обеспеченности автодорожной сетью территорию России можно разделить на 3 зоны :

европейскую - с относительно развитой сетью дорог. Города с областными центрами связаны дорогами с твердым покрытием;

южную - с неразвитой и локальной сетью;

северную, включающую почти всю Сибирь и Дальний Восток. Это сплошное бездорожье. Автотранспорт представлен везде­ходами, которые в дорогах не нуждаются, а имеющиеся дороги используются сезонно.

4. Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта,
но в то же время самый быстрый. Первая в России воздушная
линия была открыта в 1923 г. (Москва - Нижний Новгород).

В связи с огромными расстояниями между регионами России (путь от Москвы до Владивостока поездом составляет 7 - 9 су­ток) авиационный транспорт часто является единственным эффективным средством передвижения. Большое количество пассажиров, следующих практически во все регионы позволяет авиакомпаниям снижать цены и, тем самым, стимулировать полеты авиационным транспортом. В некоторые регионы Рос­сии (например, районы Крайнего Севера, Камчатки, Чукотки) большую часть года практически невозможно добраться иначе как с помощью авиации.

Крупнейший авиаузел России и мира - Москва. Большинство авиамаршрутов как внутри России, так и за рубеж следуют из Москвы или через Москву. Москва имеет 5 аэропортов - Внуково (включая Внуково-2), Шереметьево-1, Шереметьево-2, Быково, Домодедово. В настоящее время идет процесс модернизации всех аэропортов Москвы, повышения их пропу­скной способности, развития инфраструктуры и повышения уровня комфорта.

В ближайший период приоритетными отраслями российской экономики, помимо ТЭК, могут быть сельское хозяйство, пище­вая промышленность, производство потребительских товаров длительного пользования (на базе ВПК), строительство, особен­но жилищное . Они отвечают растущему спросу на рынке и быст­рой окупаемости капитала. Следовательно, районами наиболее интенсивного развития в этот период будут те, которые распола­гают свободными производственными мощностями, кадрами и инфраструктурой указанных отраслей . В средне- и долгосрочной перспективе упор должен быть сделан на развитие передовых, на­укоемких отраслей ведущих комплексов и разнообразных отрас­лей потребительских комплексов с выпуском широкого ассорти­мента высококачественных товаров. Во всех регионах, с учетом территориального разделения труда, предстоит добиваться как высокого научно-технического уровня производства, так и ново­го качественного уровня личного потребления.


Видеоурок 2: География мирового транспорта

Лекция: Основные международные магистрали и транспортные узлы


Мировой транспорт


Транспортная отрасль по значимости занимает третье место. Транспорт не производит материальных благ, продукции. Размещение промышленных предприятий, быстрая транспортировка сельхоз продукции, перевозка пассажиров, международные перевозки, обеспечивающие международную торговлю – главные его функции .


Рациональность транспортной системы страны высчитывается в тонно-километрах (величину массы груза на количество километров) и пассажиро-километрах (количество пассажиров на количество километров).

Транспортная система мира слагается из нескольких видов транспорта:

    железнодорожный

    автомобильный

  • воздушный

    трубопроводный

Обеспеченность транспортом высчитывается по формуле : отношение протяженности путей сообщения на общую площадь, или на количество населения.


В последнее время увеличилась популярность и развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.


По всем показателям (грузооборот и пассажирооборот) транспортная система в развитых странах более современная и густая. Развивающиеся страны отстают. Первое место в мире занимают страны Северной Америки (30%). Второй регион это страны СНГ – (10%). Европа занимает лидирующее положение по густоте транспортных магистралей, но уступает по дальности перевозок. В развивающихся странах она находиться на начальной стадии развития. Гужевой транспорт играет главную роль. Есть территории, на которых вообще отсутствуют коммуникации: нет ни железных дорог, ни трубопроводов. В мировом масштабе на долю развитых государств приходиться 78%, а на развивающиеся 22% всех дорог, соответственно 60 км. на 100 км2 и 10 км. на 100 км2.


В последние 10 лет происходит изменение транспортной системы. Улучшают качество автомобильных дорог, проводят электрификацию железных дорог. Для разгрузки наиболее загруженных участков строят параллельные магистрали или трубопроводы. Большой популярностью пользуются контейнерные перевозки, создаются транспортные коридоры, проходящие через несколько государств.

Примером транспортных коридоров является коридор: Таллин - Рига - Каунас - Варшава - Калининград – Гданьск. В России: автомагистрали Гвардейск – Неман, Советск и Дорожное, Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль.

Дороги мира и отдельных государств напоминает сетку: железные и автомобильные дороги имеют широтное и меридиональное направление, в местах пересечения нескольких видов дорог, а также речного русла обычно образуются крупные транспортные узлы.

Примером транспортных узлов можно назвать Варшава, Сент-Луис, Кёльн. Обычно транспортные узлы международного значения располагаются в портовых городах Лондоне, Гамбурге, Антверпене, Роттердаме, Гавре.

Существуют магистрали, соединяющие многие страны . Например:


1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск – Москва;

2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул. Строится дорога по Великому шелковому пути: от Стамбула до Пекина.

А также в проекте Азиатско-Тихоокеанская магистраль: Сингапур – Бангкок – Пекин – Якутск – туннель под Беринговым проливом – Ванкувер – Сан-Франциско.


Железнодорожный транспорт

До 70-80-х годов он занимал ведущее положение по грузоперевозкам. Для транспортировки объемных грузов на дальние расстояния рельсовый транспорт более дешевый, но издержки на ремонт и обслуживания не такие уж маленькие. По железным дорогам перевозят в основном сырье (уголь, лес, руды). Для более эффективного использования товарного состава используют так, называемые специализированные составы или двухъярусные контейнерные платформы (груз увеличивается в два раза). Достоинства его в независимости от условий климата и погоды, времени суток, дешевизна. К недостаткам относится: риск повреждения или утраты товара, невозможность иногда прямая доставка в пункт назначения товара (дополнительная автомобильная транспортировка).

Водный транспорт

Этот транспорт способен перевозить межконтинентальные грузы (морской и океанический). Обладает большой грузоподъемностью и низкими тарифами. Есть недостатки, которые связаны с наличием глубоководных портов, длительность, дополнительные перевозки к пункту назначения или в порт. Зависимость от времени года и погодных условий. Перевозят в основном сырье, сельскохозяйственную продукцию. Речные суда наиболее мобильный вид транспорта (не нужны глубоководные порты), но он зависит от условий погоды, наличием судоходных рек, скорости и вида течения. Риск потери или порчи груза.


Автомобильный транспорт

Автомобиль наиболее приспособлен для перевозок небольших грузов, на не большие расстояния. Достоинства: высокая мобильность и скорость. С изобретением специальных холодильных контейнеров идеально подходит для доставки скоропортящихся грузов. Постоянные расходы не большие, зато переменные ощутимы: зарплата водителя, топливо, затраты на ремонт и шины. Высокая сохранность груза, доставка точно в пункт назначения покрывают все издержки. На автомобилях перевозят готовую продукцию. Используется в торговле. К недостаткам относится зависимость от условий погоды, риск дорожно-транспортных происшествий, загрязнение атмосферы.

Воздушный транспорт


Авиаперевозки имеют наименьшую популярность в связи с большой себестоимостью. Несмотря на высокую скорость доставки, не ограниченную дальность на долю авиаперевозок приходиться всего 1%. Ограничен объем груза. Еще один недостаток, необходимость наличия аэродромов, и отсутствие доступности для других видов транспорта. На территорию аэропорта может подъехать только автомобиль. Переменные затраты низкие, но постоянные очень большие: стоимость самого самолета, спецоборудования, топливо, техническое обслуживание, заработная плата обслуживающему персоналу. Зависимость от погодных условий также относится к числу недостатков. Используется для доставки экстренных и скоропортящихся грузов, а также для транспортировки груза в труднодоступные места (вертолеты).


Трубопроводный транспорт


Этот транспорт набирает популярность в последнее время, хотя и предназначен для транспортировки жидких или газообразных материалов. Вид транспорта, способный работать без перерыва. Самый высокий уровень постоянных издержек: прокладка трубопровода, насосные станции. Зато переменных практически нет. Положительными сторонами является высокая пропускная способность, высока сохранность груза. Узкая специализация относится к недостаткам системы.



Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

Выделяется три главных вида сухопутного транспорта : автомобильный, железнодорожный, трубопроводный.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX в. Протяженность автомобильных дорог превысила 28 млн км; примерно половина ее приходится на пять стран - США, Индию, Бразилию, Китай и Японию, за которыми следуют Россия, Канада и Франция. В мировом пассажирообороте доля автомобильного транспорта - в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям - достигает 4/5. Вместе с тем, автотранспорт достаточно затратен и является важнейшим источником загрязнения окружающей среды.

Железнодорожный транспорт , несмотря на снижение его доли в перевозках грузов и пассажиров, остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть, в основном, сложилась еще в начале ХХ в. Общая протяженность ее постепенно уменьшается, а размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги имеются в 140 странах, более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, ФРГ, Аргентину, Австралию, Францию и Мексику. Густотой железнодорожной сети выделяются страны Европы.

Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Длина мировой сети магистральных трубопроводов составляет около 2 млн км. Самые длинные трубопроводы, достигающие 4-5 тыс. км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока. Трубопроводный транспорт является очень экономичным.

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный, но дорогой вид транспорта. Он обслуживает, преимущественно, пассажиров на расстояниях свыше 1000 км. По размерам авиаперевозок первое место в мире занимает Северная Америка, второе - Европа, а из отдельных стран особо выделяются США, Япония, Великобритания, Китай, Франция. Крупнейшие аэропорты находятся в США (Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес, Даллас, Лас-Вегас), Европе (Лондон, Париж, Франкфурт, Амстердам), Японии (Токио).

Транспортная система России

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Транспортная система России - совокупность транспортных средств , инфраструктуры и управления , функционирующих на территории Российской Федерации .

    1 Характеристика системы

    2 Структура системы

    • 2.1 Железнодорожный транспорт

      2.2 Морской транспорт

      2.3 Речной транспорт

      2.4 Трубопроводный транспорт

      2.5 Автомобильный транспорт

      2.6 Воздушный транспорт

      2.7 Промышленный транспорт

      2.8 Общественный транспорт

      2.9 Транспортные узлы

      2.10 Транспортные коридоры

    3 Управление системой

    4 Транспортное законодательство

    5 См. также

    6 Примечания

Характеристика системы

Структура российского грузо - и пассажирооборота в 2005 году

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. кмжелезных дорог , более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов , свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов , 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта -железнодорожный и трубопроводный . На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов , в карьерах открытых разработок полезных ископаемых , на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов . Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством .

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем (недоступная ссылка).

По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам) . Средняя подвижность населения России (на 2011 год) - около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы - 15-20 тыс. км, в США, Канаде - 25-30 тыс. км в год) . Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице .

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций - перевозчиков и посредников - с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.

Структура системы

Транспортная система России имеет сложную структуру , она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры , а также промышленный и общественный транспорт . Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям .

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота) . По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США . В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистральСанкт-Петербург - Москва вступила в строй в 1851 году . Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.

В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность. Важнейшая магистраль - Транссибирская - начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск наКрасноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск . Движение открыто в 1916 году . В 1913 году была построены ветвь Омск - Тюмень - Екатеринбург . Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы - Астана - Павлодар - Барнаул - Артышта , которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк , Абакан , Тайшет , Братск ); линия Семипалатинск - Барнаул - Новосибирск ; Байкало-Амурская магистраль . В 1970-1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой - Ямбург .

В 1992-1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000-2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог. Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома -Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.

Железные дороги, по состоянию на весну 2012 года, имеются в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай , Республике Тыве , Камчатской области , Магаданской области , Чукотском АО (на начало 2012 года). С постройкой железной дороги Курагино - Кызыл Тыва станет 79-м субъектом России, имеющим железнодорожный транспорт.

Морской транспорт

Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море - Новороссийск , Туапсе ; на Азовском море - Таганрог ; на Балтийском - Санкт-Петербург , Калининград , Балтийск , Выборг ; на Баренцевом - Мурманск ; на Белом -Архангельск ; на Японском - Ванино , Владивосток , Находка , Порт Восточный .

Речной транспорт

Протяженность внутренних водных путей, «Перечень..» которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, составляет 101,6 тыс. км . Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому , Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - «портом пяти морей».

К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона , Онега , Свирь , Нева .

В Сибири основные реки - Енисей , Лена , Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей - 3300 км, Лена - 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующихСеверным морским путём . Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги - Красноярск , Братск , Усть-Кут .

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур . Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Трубопроводный транспорт

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть , природный и попутный газ . Транспортировка нефтепродуктов , жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности вширотном направлении .

Крупные нефтепроводы:

    Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы );

    Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;

    Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;

    Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон , Снегирёвка - Одесса ;

    Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск ;

    Нижневартовск - Самара ;

    Сургут - Полоцк ;

    Александровское - Анжеро-Судженск ;

    Красноярск - Ангарск ;

    Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу .

Крупнейшие газопроводы:

    газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);

    Ставрополь - Москва ;

    Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург ;

    Средняя Азия - Урал

    Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок ;

    Надым - Пунга - Пермь ;

    Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск .

    Северный поток

    крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км),

    газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Крупные продуктопроводы:

    Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

    Уфа - Омск - Новосибирск ;

    Нижнекамск - Одесса .

Строятся газопроводы Бованенково - Ухта , Сахалин - Хабаровск - Владивосток .

Проектируются газопроводы Южный поток , Алтай , Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод , нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II , Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор .

Автомобильный транспорт

Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот - на 41 %.

По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире . По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США - около 13 км, во Франции - 15,1 км на 1 тыс. жителей . Общая протяжённость автодорог - 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом , 45,4 тыс. км дорог федерального значения . По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки . Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом - около 300 км в сутки (в странах Европы - приближается к 1500 км в сутки) .

Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур» .

Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд , запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб. .

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играютвертолеты : перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва , Санкт-Петербург , курорты Северного Кавказа ,Екатеринбург , Новосибирск , Иркутск , Хабаровск , Владивосток . При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву . Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза . В отличие от большинства развитых государств, в России национальные авиаперевозчики могут использовать (и используют) лётную технику, зарегистрированную не в РФ, а в иностранных офшорных зонах .

Пассажирские и грузовые перевозки (РСФСР, РФ):

Перевезено грузов млн т

Перевезено пассажиров млн

Промышленный транспорт

К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:

    железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,

    технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики , тягачи с прицепами , электрокары ) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики , автокары и тягачи с прицепами).

    гидравлический транспорт ,

    канатный подвесной транспорт ,

    конвейерный транспорт .

Общественный транспорт

Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы . В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах - Москве , Санкт-Петербурге , Нижнем Новгороде , Самаре ,Екатеринбурге , Новосибирске и Казани - имеется метрополитен . Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.

Транспортные узлы

На территории России можно выделить два типа транспортных узлов .

    Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь , Дальний Восток , Урал , Поволжье , Центральная Россия , Юг России , Северо-Запад России . К федеральным узлам относятся Москва , Санкт-Петербург , Калининград , Ростов-на-Дону , Нижний Новгород , Екатеринбург , Новосибирск , Владивосток .

    Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика , край , область , округ ).

Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

Транспортные коридоры

Путь из Европы в Азию через Россию - кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора : первый «Север-Юг» (Хельсинки - Таллин - Рига - Каунас и Клайпеда - Варшава и Гданьск ), второй «Восток-Запад» (Берлин - Познань - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Нижний Новгород ) и девятый (Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург - Псков - Москва - Калининград - Киев - Любашёвка - Кишинёв - Бухарест - Димитровград - Александрополис ).

Стратегически важными являются Транссибирская магистраль , паромные линии на Балтике , коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья , воздушное пространство России .

Управление системой

По состоянию на декабрь 2012 года управление системой транспорта в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации .

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах .

Транспортное законодательство

Почтовая марка России , 2009 год : 200 лет транспортному ведомству России

Основные акты транспортного законодательства:

    Конвенции о международных перевозках

    Гражданский кодекс РФ

    Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года

    Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года

    Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года

    Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности»

    Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта - различные правила перевозок и тарифы .

См. также

    Экономика России

    Транспортная система

    Министерство транспорта Российской Федерации

Примечания

    Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования

    Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении

    1 2 3 4 5 Светлана Иванова. В целом: Недалеко уехали Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.Проверено 25 мая 2011.

    1 2 3 4 Михаил Блинкин. В целом: Идеология эпохи гужевого транспорта . // Ведомости, Приложение «Форум», 25.05.2011. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 25 мая 2011.

    1 2 3 4 Основные показатели транспорта // Росстат

    В соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации»

    1 2 Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. // Росстат

    Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.

    Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. - М.: 2002.

    Правительство РФ подписало распоряжение о строительстве нефтепровода «Заполярное-Пурпе» // Интерфакс, 29 апреля 2010

    Протяжённость автомобильных дорог. Всего - Сравнение стран | на карте мира

    Протяжённость автомобильных дорог. Всего - Сравнение стран и регионов

    Транспортная стратегия. Современное состояние

    Ассоциация «Аэропорт»

    1 2 Отчёт о деятельности генеральной дирекции ассоциации «Аэропорт» // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2007. - № 3-4. - С. 5.

    Левицкий Л. Теряем высоту Как авиапрому выживать после крушения «Сухого Суперджета-100»? // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2012. - № 6.

    Обеспечить безопасную и эффективную работу воздушного транспорта // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2011. - № 3. - С. 3.

    «Правительственный час» в Госдуме // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2012. - № 1. - С. 8.

    Людмила Морозова Лететь незачем // Российская Бизнес-газета. Промышленное обозрение : газета. - Москва, 2012. - № 843.

    Российский статистический ежегодник. 2011. - Москва: Росстат, 2011. - 795 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-89476-319-4

    СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт

    Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003. - 43 с.

    Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. - М.: ГАРДАРИКИ, 2006.

    Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 29.11.2012) "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".

Литература

    Якушев П. Я. Транспортная система России М., Транспорт, 1999

    Шишкина Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. - М.: 2003.

    Транспортная система Российской Федерации

    Основные транспортные коридоры России

    Оперативные новости транспортного комплекса

    Формирование транспортно-логистической инфраструктуры России

    Международные транспортные коридоры как фактор интеграции России в европейскую транспортную систему

    Транспортная система как фактор национальной безопасности

    Владислав Иноземцев. Транзитной страны из России уже не выйдет . // vedomosti.ru. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.

Источник - «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Транспортная_система_России&oldid=53670215 »

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.

Балтийский бассейн - к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.

Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.

Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.

Движение морских судов организуется либо по расписанию (чаще линейное судоходство, пассажирское) , либо последовательными рейсами (без предварительного объявления расписания) . Графики составляются плановый и диспетчерский, на основании контроля за исполнением - исполнительный.

Управление морским транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации, Департамент морского транспорта.Это первое звено управления морским флотом. Второе - пароходство (объединение) . Порты имеют общий статус структурных единиц.

Сейчас решается вопрос о строительстве в Финском заливе крупнейшего порта в Луге на Азовском море - Таганроге. Систематически расширяется линейная форма судоходства как в каботажном, так и международном сообщении. Ведётся интенсивная работа по внедрению АСУ в управление движением, особенно в крупных транспортных узлах.

Морской транспорт занимает особое место в экономике страны. Им выполняются 50% всех экспортно-импортных перевозок. Особенно велико его значение в районах Севера, Северо - Востока. Морской транспорт в перевозках тесно взаимодействует с железнодорожным. Это особенно важно в современных условиях распада СССР. Прямые смешанные перевозки, особенно по прямому варианту «судно - вагон» , вызвали реконструкцию железнодорожных станций и путей в ряде портов. В морских портах, расположенных в устьях рек, более тесно взаимодействуют морской и речной транспорт. Морской транспорт всё теснее взаимодействует с автомобильным, особенно в перевозках генеральных грузов.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт