Монархия делится. Основные формы правления в современном мире. О конституционной монархии

22.09.2019

Мона?рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχ?α — «единовластие»: μ?νος — «одиночный, единый» и?ρχ? — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Монархия: понятие, признаки, виды

Монархия - такая ФГП (форма государственного правления) , при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная).

Основные признаки монархии:

1 . Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2 . Монарх пользуется властью пожизненно;

3 . Власть передается по наследству;

4 . Монарх юридически безответственен;

Виды монархий:

1) По объему ограничений:

· Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

· Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

· Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

2) По традиционному устройству:

· Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

· Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия . Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии .


· Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности .

· Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

· Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

· Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

- Монарх, как правило , с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

- Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

- Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

Недостатками монархии называют:

- Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.

- Монархом может стать человек , дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной

- Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.

- Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.

- Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Форма государственного правления (ФГП) - элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Республика - такая ФГП , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1 . Существование единоличного и коллегиального главы государства;

2 . Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

3 . Осуществление государственной власти по поручению народа;

4 . Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5 . Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6 . Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республики:

- парламентская - такая ФГП , при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);

- президентская - такая ФГП , при которой главой государства и правительства является президент (США);

- смешанная - такая ФГП , при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

1 . Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

2 . Глава государства избирается парламентом;

3 . Глава государства обладает широкими полномочиями;

4 . Глава правительства назначается президентом;

5 . Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

1 . Президент - глава государства и правительства;

2 . Президент обладает широкими полномочиями;

3 . Президент назначает членов правительства;

4 . Правительство ответственно перед президентом;

5 . Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

6 . Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

1 . Есть сильный парламент и президентская власть;

2 . Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3 . Президент не является главой государства;

4 . Правительство формируют президент и парламент;

5 . Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Термин «нетипичная» форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия - это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

* Андорра — со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
* Бельгия — король Альберт II (с 1993)
* Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
* Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)
* Дания — королева Маргрете II (с 1972)
* Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
* Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
* Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
* Монако — князь Альберт II (с 2005)
* Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)
* Норвегия — король Харальд V (с 1991)
* Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия.

* Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999—2002)
* Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)
* Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
* Иордания — король Абдалла II (с 1999)
* Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
* Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
* Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
* Малайзия — король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
* Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ — президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
* Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
* Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
* Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
* Япония — император Акихито (с 1989)

Африка

* Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)
* Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
* Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)

Океания

* Тонга — король Джордж Тупоу V (с 2006)

Доминионы

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Америка

* Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
* Багамские Острова Багамы
* Барбадос
* Белиз
* Гренада
* Канада
* Сент-Винсент и Гренадины
* Сент-Китс и Невис
* Сент-Люсия
* Ямайка

Океания

* Австралия
* Новая Зеландия
* Ниуэ
* Папуа — Новая Гвинея
* Соломоновы Острова
* Тувалу

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще - Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления - в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен "туристических".

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Стабильность и благосостояние

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации.

Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились в вполне состоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.

Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств.

Кто скрепляет единство народа?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов. Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.

Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права.

И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании "единого европейского дома", отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство.

Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров.

Так что монархия - это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

Без царя во главе

В мире довольно распространена ситуация, когда монархии в стране нет, а монархи есть (иногда они находятся за пределами страны). Наследники царственных родов или претендуют (пусть даже формально) на престол, утерянный их предками, или, потеряв официальную власть, сохраняют реальное влияние на жизнь страны. Вот список таких государств.

Австрия
Монархия прекратила существование в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи. Претендент на престол — эрцгерцог Отто фон Габсбург, сын свергнутого императора Карла.
Албания
Монархия прекратила существование в 1944 году после прихода к власти коммунистов. Претендент на престол — Лека, сын свергнутого короля Зога I.
Андорра Княжество , номинальными соправителями которого считаются президент Франции и епископ Урхельский (Испания); некоторые обозреватели считают необходимым причислять Андорру к монархиям.
Афганистан
Монархия прекратила существование в 1973 году после свержения короля Мухаммеда Захир Шаха, который в 2002 году вернулся в страну после многолетнего пребывания в Италии, но не стал активно участвовать в политической жизни.
Бенин Республика ,
важную роль в жизни которой играют традиционные короли (ахосу) и вожди племен. Наиболее известен ныне правящий король (ахосу) Абомея — Аголи Агбо III, 17-й по счету представитель своей династии.
Болгария
Монархия прекратила существование после свержения в 1946 году царя Симеона II. Декрет о национализации земель, принадлежащих царской семье, был отменен в 1997 году. С 2001 года бывший царь занимает пост премьер-министра Болгарии под именем Симеона Сакскобургготского.
Ботсвана
Республика с момента провозглашения независимости в 1966 году. В число депутатов одной из палат парламента страны — палаты вождей — входят вожди (кгоси) восьми крупнейших племен страны.
Бразилия
Республика с момента отречения императора Дона Педро II в 1889 году. Претендент на престол — праправнук отрекшегося императора принц Луис Гастао.
Буркина-Фасо
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных государств, наиболее значительным из которых является Вогодого (на территории столицы страны Уагудугу), где в настоящее время на престоле правитель (моого-нааба) Баонго II.
Ватикан
Теократия (некоторые аналитики считают ее одной из форм монархии — абсолютной теократической монархией,— однако следует учитывать, что она не является и не может являться наследственной).
Венгрия
Республика с 1946 года, до этого с 1918 года была номинальной монархией — регент правил в отсутствие короля. До 1918 года входила в состав Австро-Венгерской империи (императоры Австрии были также королями Венгрии), поэтому потенциальный претендент на венгерский королевский престол тот же, что и в Австрии.
Восточный Тимор
Республика с момента провозглашения независимости в 2002 году. На территории страны находится ряд традиционных государств, правители которых имеют титулы раджей.
Вьетнам
Монархия на территории страны окончательно прекратила существование в 1955 году, когда по результатам референдума в Южном Вьетнаме была провозглашена республика. Ранее, в 1945 году, последний император Бао Дай уже отрекался от престола, но французские власти вернули его в страну в 1949 году и предоставили ему пост главы государства. Претендент на престол — сын императора принц Бао Лонг.
Гамбия
Республика с 1970 года (с момента независимости в 1965 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В 1995 году Ивонна Приор, голландка из Суринама, была признана реинкарнацией одного из королей древности и провозглашена королевой народа мандинго.
Гана
Республика с 1960 года (с момента независимости в 1957 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Конституция Ганы гарантирует право традиционных правителей (иногда их называют королями, иногда вождями) на участие в управлении делами государства.
Германия
Республика с момента свержения монархии в 1918 году. Претендент на престол — принц Георг Фридрих Прусский, праправнук кайзера Вильгельма II.
Греция
Монархия официально прекратила существование в результате референдума 1974 года. Бежавший из страны после военного переворота 1967 года король Греции Константин в настоящее время проживает в Великобритании. В 1994 году правительство Греции лишило короля гражданства и конфисковало принадлежавшую ему собственность в Греции. В настоящее время королевская семья оспаривает это решение в Международном суде по правам человека.
Грузия
Республика с момента провозглашения независимости в 1991 году. Претендент на престол грузинского царства, потерявшего независимость в результате присоединения к России в 1801 году,— Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский, князь Грузинский.
Египет
Монархия существовала до свержения короля Египта и Судана Ахмада Фуада II в 1953 году. В настоящее время бывший король, которому в момент потери трона было чуть более года от роду, проживает во Франции.
Ирак
Монархия прекратила существование в 1958 году в результате революции, в ходе которой был убит король Фейсал II. Претензии на иракский престол высказывают принц Раад бен Зейд, брат короля Ирака Фейсала I, и принц Шариф Али бен Али Хусейн, внучатый племянник этого же короля.
Иран Монархия прекратила существование в 1979 году после революции, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пахлави. Претендент на престол — сын свергнутого шаха наследный принц Реза Пахлави.
Италия
Монархия прекратила существование в 1946 году в результате референдума, король Умберто II вынужден был покинуть страну. Претендент на престол — сын последнего короля наследный принц Виктор Эммануил, герцог Савойский.
Йемен
Республика возникла в результате объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году. На территории Северного Йемена монархия прекратила существование в 1962 году. Султанаты и княжества на территории Южного Йемена были ликвидированы после провозглашения его независимости в 1967 году. Претендент на престол — принц Ахмат аль-Гани бен Мухаммед аль-Мутаваккиль.
Камерун
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных султанатов, главы которых нередко занимают высокие государственные должности. Среди наиболее известных традиционных правителей — султан Бамуна Ибрагим Мбомбо Нджойя, султан (баба) королевства Рей Буба Буба Абдулайе.
Конго (Демократическая Республика Конго, бывший Заир)
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны существует ряд традиционных королевств. Наиболее известны: королевство Куба (на престоле король Квете Мбоке); королевство Луба (король, иногда также называемый императором, Кабонго Жак); государство Руунд (Луунда), во главе которого стоит правитель (мваант яав) Мбумб II Мутеб.
Конго (Республика Конго)
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. В 1991 году власти страны восстановили институт традиционных вождей (пересмотрев свое решение 20-летней давности). Наибольшей известностью из числа вождей пользуется глава традиционного королевства Теке — король (оонко) Макоко XI.
Корея
(КНДР и Республика Корея) Монархия прекратила существование в 1945 году в связи с капитуляцией Японии, в 1945-1948 годах страна находилась под управлением союзных держав, победивших во второй мировой войне, в 1948 году были провозглашены две республики на территории Корейского полуострова. В связи с тем что с 1910 по 1945 год правители Кореи были вассалами Японии, их принято причислять к японской императорской фамилии. Претендент на корейский престол — представитель этой фамилии принц Кью Ри (иногда его фамилия пишется как Ли). На территории КНДР де-факто существует наследственная форма правления, однако де-юре она не оговорена в законодательстве страны.
Кот-д`Ивуар
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны (и частично на территории соседней Ганы) находится традиционное королевство Абронс (правит король Нанан Аджумани Куасси Адингра).
Лаос
Монархия прекратила существование в 1975 году в результате коммунистической революции. В 1977 году все члены королевской семьи были направлены в концлагерь ("лагерь перевоспитания"). Двое сыновей короля — принц Суливонг Саванг и принц Даньявонг Саванг — смогли в 1981-1982 годах бежать из Лаоса. О судьбе короля, королевы, наследного принца и других членов семьи никаких официальных сведений нет. По неофициальным, все они скончались от голода в концлагере. Принц Суливонг Саванг, как старший из оставшихся в живых мужчин рода, является формальным претендентом на престол.
Ливия
Монархия прекратила существование в 1969 году. После переворота, организованного полковником Муамаром Каддафи, король Идрис I, находившийся во время переворота за границей, вынужден был отречься. Претендент на престол — официальный наследник короля (приемный сын его двоюродного брата) принц Мухаммед аль-Хасан аль-Рида.
Малави
Республика с 1966 года (с момента провозглашения независимости в 1964 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Важную роль в политической жизни страны играет верховный вождь (инкоси я макоси) Ммбелва IV из династии Нгони.
Мальдивские острова
Монархия прекратила свое существование после референдума в 1968 году (в период британского владычества, то есть до провозглашения независимости в 1965 году, страна однажды уже становилась республикой на непродолжительное время). Формальный претендент на престол, впрочем никогда не заявлявший о своих претензиях,— принц Мухаммед Нуреддин, сын султана Мальдивских островов Хасана Нуреддина II (правил в 1935-1943 годах).
Мексика
Монархия прекратила существование в 1867 году после расстрела революционерами правителя провозглашенной в 1864 году империи эрцгерцога Максимилиана Австрийского. Ранее, в 1821-1823 годах, страна уже однажды была независимым государством с монархической формой устройства. Представители династии Итурбиде, чей предок был мексиканским императором в этот период, являются претендентами на мексиканский престол. Глава семейства Итурбиде — баронесса Мария (II) Анна Танкл Итурбиде.
Мозамбик
Республика с момента провозглашения независимости в 1975 году. На территории страны находится традиционное государство Маньика, чьим правителем (мамбо) является Мутаса Пафива.
Мьянма
(до 1989 года Бирма) Республика с момента провозглашения независимости в 1948 году. Монархия прекратила существование в 1885 году после присоединения Бирмы к британской Индии. Претендент на престол — принц Хтейктин Тау Пайя, внук последнего короля Тхибау Мина.
Намибия
Республика с момента провозглашения независимости в 1990 году. Рядом племен управляют традиционные правители. О роли традиционных вождей говорит хотя бы тот факт, что Хендрик Витбуи несколько лет занимал должность заместителя главы правительства.
Нигер
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится ряд традиционных государств. Их правители и старейшины племен выбирают своего политического и религиозного лидера, который носит титул султана Зиндера (титул не передается по наследству). В настоящее время титул 20-го султана Зиндера носит хаджи Мамаду Мустафа.
Нигерия
Республика с 1963 года (с момента независимости в 1960 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). На территории страны находится около 100 традиционных государств, правители которых носят как привычно звучащие титулы султан или эмир, так и более экзотические: аку ука, олу, игве, аманьянабо, тор тив, алафин, оба, оби, атаоджа, ородже, олубака, охимеге (чаще всего это означает в переводе "вождь" или "верховный вождь").
Палау (Белау)
Республика с момента провозглашения независимости в 1994 году. Законодательную власть осуществляет палата делегатов (совет вождей), в состав которой входят традиционные правители 16 провинций Палау. Наибольшим авторитетом пользуется Ютака Гиббонс, верховный вождь (ибедул) Корора, главного города страны.
Португалия
Монархия прекратила существование в 1910 году в результате побега из страны короля Мануэла II, опасавшегося за свою жизнь в связи с вооруженным восстанием. Претендент на престол — дом Дуарте III Пио, герцог Брагансский.
Россия
Монархия прекратила свое существование после Февральской революции 1917 года. Хотя существует несколько претендентов на российский престол, большинство монархистов признает законной наследницей великую княгиню Марию Владимировну, праправнучку императора Александра II.
Румыния
Монархия прекратила существование после отречения короля Михая I в 1947 году. После краха коммунизма бывший король несколько раз посещал родную страну. В 2001 году румынский парламент предоставил ему права бывшего главы государства — резиденцию, личный автомобиль с шофером и зарплату в размере 50% зарплаты президента страны.
Сербия
Наряду с Черногорией входила в состав Югославии до 2002 года (остальные республики вышли из состава Югославии в 1991 году). В Югославии монархия окончательно прекратила существование в 1945 году (с 1941 года король Петр II находился за пределами страны). После его смерти главой королевского дома стал его сын — престолонаследник принц Александр (Карагеоргиевич).
Соединенные Штаты Америки
Республика с момента провозглашения независимости в 1776 году. На Гавайских островах (присоединены к США в 1898 году, обрели статус штата в 1959 года) до 1893 года существовала монархия. Претендент на гавайский престол — принц Квентин Кухио Кавананакоа, прямой потомок последней гавайской королевы Лилиуокалани.
Танзания
Республика образовалась в 1964 году в результате объединения Танганьики и Занзибара. На острове Занзибаре незадолго до объединения была свергнута монархия. 10-й султан Занзибара Джамшид бен Абдулла вынужден был покинуть страну. В 2000 году власти Танзании объявили о реабилитации монарха и о том, что он имеет право вернуться на родину в качестве обычного гражданина.
Тунис
Монархия прекратила существование в 1957 году, на следующий год после объявления независимости. Претендент на престол — наследный принц Сиди Али Ибрагим.
Турция Провозглашена республикой в 1923 году (султанат упразднен годом ранее, а халифат годом позже этой даты). Претендент на престол — принц Осман VI.
Уганда
Республика с 1963 года (с момента независимости в 1962 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Некоторые традиционные королевства на территории страны были ликвидированы в 1966-1967 годах и почти все восстановлены в 1993-1994 годах. Другим удалось избежать ликвидации.
Филиппины
Республика с момента провозглашения независимости в 1946 году. На территории страны находится много традиционных султанатов. 28 из них сосредоточены в районе озера Ланао (остров Минданао). Филиппинское правительство официально признает конфедерацию султанов Ланао (Ранао) как политическую силу, представляющую интересы определенных слоев населения острова. На престол султаната Сулу (расположенного на одноименном архипелаге) претендуют как минимум шесть человек, представляющих два рода, что объясняется различными политическими и финансовыми выгодами.
Франция
Монархия упразднена в 1871 году. На французский престол претендуют наследники различных родов: принц Генрих Орлеанский, граф Парижский и герцог Франции (орлеанистский претендент); Луис Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский (легитимистский претендент) и принц Карл Бонапарт, принц Наполеон (бонапартистский претендент).
Центральноафриканская Республика
После обретения независимости от Франции в 1960 году была провозглашена республика. Пришедший к власти в 1966 году в результате военного переворота полковник Жан-Бедель Бокасса в 1976 году провозгласил страну империей, а себя императором. В 1979 году Бокасса был свергнут, и Центральноафриканская империя вновь стала Центральноафриканской Республикой. Претендент на престол — сын Бокассы наследный принц Жан-Бедель Жорж Бокасса.
Чад Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. Среди многочисленных традиционных государств на территории Чада следует выделить два: султанаты Багирми и Вадари (оба были формально ликвидированы после провозглашения независимости и восстановлены в 1970 году). Султан (мбанг) Багирми — Мухаммад Юсуф, султан (колак) Вадари — Ибрагим ибн-Мухаммад Урада.
Черногория См. Сербия
Эфиопия
Монархия прекратила существование в 1975 году после упразднения поста императора. Последним из правящих императоров был Хайле Селассие I, принадлежащий к династии, основателями которой принято считать Менелика I, сына Соломона, царя Израиля, от царицы Савской. В 1988 году в рамках частной церемонии в Лондоне новым императором Эфиопии (в изгнании) был провозглашен сын Хайле Селассие — Амха Селассие I.
Южно-Африканская Республика Республика
С 1961 года (с момента независимости в 1910 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В жизни страны важную роль играют вожди племен (амакоси), а также правитель традиционного королевства Квазулу Гудвил Звелитини КаБекузулу. Отдельно стоит выделить верховного вождя племени тембу Баелекхая Далиндьебо а Сабата, который в соответствии с обычаями племени считается племянником экс-президента ЮАР Нельсона Манделы. Вождем племени является также известный политик, лидер Партии свободы "Инката" Мангосуту Гатши Бутелези из племени бутелези. В период апартеида власти ЮАР создали десять "автономных" образований по племенному признаку, которые назывались бантустаны (хоумленды). В 1994

А теперь немного о особенностях монархии по-африкански.

Африканские самодержцы.

Бенин. Жозеф Ланганфен, представитель династии Абоми, является президентом КАФРА, совета королевских семей абоми.

Отпрыски династий, которые вошли в историю Африки до начала ХХ века, являются носителями тайной власти, с которой должны сосуществовать «современные правительства».

В отличие от индийских махарджей, они пережили потрясения истории и существуют как бы в параллельном мире, который остается весьма реальным. Тем не менее, для некоторых африканцев они являются воплощением отсталой, архаичной системы, которая не устояла под напором западной колонизации. Их обвиняют в племенном консерватизме, который мешает традиционным африканским обществам двигаться в направлении становления государств современного типа.

По мнению других, эти короли являются гарантами старой культуры перед лицом неопределенного будущего. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться.

Нигерия. Игве Кеннет Ннаджи Онимеке Оризу III. Оби (король) племени нневи. Когда в 1963 году его провозгласили королем, Игве был фермером, а его 10 жен родили ему 30 детей. Расположенный на востоке реки Нигер, главный город племени насчитывает несколько миллионеров.

Бенин. Агболи-Агбо Деджлани. Король абоми. Бывший полицейский, ему пришлось шесть лет ждать пенсии, чтобы, наконец, быть провозглашенным на тайной церемонии главой одного из кланов абоми. По природе моногамному королю пришлось взять еще две жены, как это полагается по рангу.

Нигерия. В 1980 году Сиджуваде стал 50-м они (королем) Илфа, одной из старейших африканских династий. Сегодня это богатейший бизнесмен, владеющий обширной собственностью в Нигерии и Англии.

Камерун. Фон (король) Банджуна - брат смелых и мощных животные. Ночью он может превращаться в пантеру и охотиться в саване. Ранее главный администратор и глава кабинета министра финансов Камеруна, сейчас Камга Джозеф является 13-м фоном своего племени.

Гана. Оседийо адо Данква III. Выпускник Лондонского университета и экономический советник администрации ганы, Король Акропонга последние шестнадцать лет обитает в «святых местах» акуарем-асона, одного из семи основных кланов племени акан.

Конго. Ньими Кок Мабинтш III, король Куба. Сейчас ему 50, на трон взошел в 20 лет от роду. Он считается потомком бога-создателя и обладателем сверхъестественной силы. Он не имеет права сидеть на земле и пересекать возделываемые поля. А еще никто ни разу не видел, как он ест.

Южная Африка. Гудвилл Звелетини, король зулусов. Он - прямой потомок легендарного Чака Зулу, основателя королевства, чей военный гений иногда сравнивают с Наполеоном.

Нигерия. Оба Жозеф Адекола Огуной. Олово (король) племени ово. 600 лет назад первый монарх династии влюбился в прекрасную девушку, которая оказалась богиней. Она стала его женой, но потребовала, чтобы каждый год народ устраивал празднества в ее честь с жертвоприношением. Это происходит и до сих пор, но человеческие жертвы - обязательно мужчину и женщину - заменили на овцу и козу.

Камерун. Хапи IV, король Бана. Эта королевская династия связана с настоящей трагедией. В середине XII века несколько кланов бамилеке поселились в небольших деревнях вокруг Бана. Легенда гласит, что одного из сельских старост, Мфенге, обвинили в колдовстве. Для того, чтобы оправдать себя, он отрезал голову своей матери, а труп изучили местные шаманы. Заявления о том, что колдовство передается через «материнскую утробу», не были доказаны, а самого Мфенге сделали королем.

Вот такие Их Африканские Величества. 21-й век.

МОНАРХИЯ - фор-ма прав-ле-ния, при ко-торой вер-хов-ная власть в го-су-дар-ст-ве пол-но-стью или ча-стич-но при-над-ле-жит од-но-му ли-цу - мо-нар-ху (в ря-де слу-ча-ев мо-нар-хам-со-пра-ви-те-лям), об-ла-даю-ще-му су-ве-ре-ни-те-том и яв-ляю-ще-му-ся объ-ек-том под-дан-ст-ва.

Ус-та-нов-ле-ние монархии яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том рас-ши-ре-ния вла-сти пра-ви-те-ля (вож-дя пле-ме-ни, сою-за пле-мён, гла-вы ран-не-по-ли-тич. об-ра-зо-ва-ния), са-мо-про-воз-гла-ше-ния, во-ле-изъ-яв-ле-ния на-ро-да.

В древ-но-сти монархия при-ни-ма-ла фор-му пре-имущественно не-ог-ра-ниченной де-спо-тии (наи-бо-лее ха-рак-тер-на для го-су-дар-ств Древ-не-го Во-сто-ка). Выс-шей фор-мой монархии в ан-тич-ном ми-ре ста-ла императорская власть в Ри-ме. В сред-ние ве-ка наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ная фор-ма прав-ле-ния - со-слов-но-пред-ста-ви-тель-ная мо-нар-хия. На ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья и в на-ча-ле Но-во-го вре-ме-ни в Ев-ро-пе ут-верж-да-ет-ся аб-со-лют-ная монархия (см. Аб-со-лю-тизм , в Рос-сии - са-мо-дер-жа-вие).

Основные мо-нар-хические ти-ту-лы: гер-цог, им-пе-ра-тор, князь, ко-роль, царь и др., в стра-нах Во-сто-ка - сул-тан, хан, фа-ра-он, шах, эмир и др.

В про-цес-се ста-нов-ле-ния ка-пи-та-ли-стических об-щест-ва монархия во мно-гих стра-нах бы-ла сверг-ну-та и за-ме-не-на рес-пуб-ли-кан-ской фор-мой прав-ле-ния (см. Рес-пуб-ли-ка) ли-бо транс-фор-ми-ро-ва-лась в кон-сти-туционную монархию. В ря-де стран (Рос-сия, Гер-ма-ния, Ав-ст-ро-Венг-рия и др.) монархия па-ла в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ций. Од-ной из форм монрахии яв-ля-ет-ся тео-кра-тия, по-лу-чив-шая рас-про-стра-не-ние с древ-них вре-мён и со-хра-няю-щая-ся до на-ших дней.

Ча-ще все-го мо-нар-хическая власть нас-лед-ст-вен-ная, ког-да фор-ми-ру-ет-ся ди-на-стия, но не ис-клю-ча-ют-ся и вы-бо-ры мо-нар-ха, в част-но-сти при пре-ры-ва-нии ди-на-стии. Су-щест-ву-ют три по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния: се-ньо-рат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший в ро-ду), май-орат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший сын мо-нар-ха) и на-сле-до-ва-ние по пра-ву пер-во-род-ст-ва (пре-стол пе-ре-хо-дит к ни-схо-дя-ще-му по-том-ст-ву в од-ной ли-нии - его на-сле-ду-ет стар-ший сын, а ес-ли он умер рань-ше от-ца, то его стар-ший сын, а по пре-кра-ще-нию до-пу-сти-мых пре-сто-ло-на-след-ни-ков в стар-шей ли-нии пре-стол пе-ре-хо-дит к стар-ше-му пред-ста-ви-те-лю сле-дую-щей по стар-шин-ст-ву ли-нии).

В си-сте-ме пре-сто-ло-на-сле-дия в за-ви-си-мо-сти от прав жен-щин раз-ли-ча-ют-ся сле-дую-щие ти-пы при-мо-ге-ни-ту-ры: са-ли-че-ская (например, Япо-ния), ко-гда трон мо-нар-ха мо-гут за-ни-мать толь-ко муж-чи-ны; кас-тиль-ская (Ис-па-ния и др.), ко-гда до-че-ри за-ни-ма-ют трон, ес-ли у по-кой-но-го или от-рёк-ше-го-ся от пре-сто-ла мо-нар-ха нет сы-но-вей (при этом млад-ший сын име-ет пре-иму-ще-ст-во пе-ред стар-шей до-че-рью); ав-ст-рий-ская, до-пус-каю-щая цар-ст-во-ва-ние жен-щи-ны, ес-ли в оп-ре-де-лён-ных по-ко-ле-ни-ях ди-на-стии нет муж-чин (дав-но не при-ме-ня-ет-ся); скан-ди-нав-ская (Шве-ция и др.), ус-та-нав-ли-ваю-щая ра-вен-ст-во прав жен-щин и муж-чин на трон по пра-ву пер-во-род-ст-ва.

В кон-сти-ту-ци-он-ной монархии при-ня-та кон-сти-ту-ция и дей-ст-ву-ет пар-ла-мент. Кон-сти-ту-ци-он-ная монархия име-ет две раз-но-вид-но-сти: монархия дуа-ли-сти-че-ская и монархия пар-ла-мен-тар-ная.

В пер-вой юри-ди-че-ски су-ще-ст-ву-ют два цен-тра вла-сти (от-сю-да - дуа-ли-сти-че-ская): мо-нарх уже не из-да-ёт за-ко-ны, их при-ни-ма-ет пар-ла-мент, но управ-ле-ние го-су-дар-ст-вом на-хо-дит-ся в ру-ках мо-нар-ха (например, Иор-да-ния , Ку-вейт, Ма-рок-ко). Он на-зна-ча-ет пра-ви-тель-ст-во (со-вет, ка-би-нет ми-ни-ст-ров), и оно от-вет-ст-вен-но толь-ко пе-ред ним, но не пе-ред пар-ла-мен-том. Кро-ме то-го, мо-нарх впра-ве из-да-вать указ-ное за-ко-но-да-тель-ст-во (ука-зы, дек-ре-ты, ре-ск-рип-ты и др.), ко-то-рое име-ет не мень-шую, а фак-ти-че-ски бóльшую си-лу, чем за-кон. Дуа-ли-сти-че-ская монархия су-ще-ст-во-ва-ла в стра-нах Ев-ро-пы и отдельных го-су-дар-ст-вах Азии (Не-пал, Таи-ланд, Япо-ния) при пе-ре-хо-де от аб-со-лют-ной монархии к пар-ла-мен-тар-ной или пре-имущественно пар-ла-мен-тар-ной.

В пар-ла-мен-тар-ной монархии пра-вит пар-тия, по-бе-див-шая на вы-бо-рах в пар-ла-мент: пра-ви-тель-ст-во фор-ми-ру-ет-ся этой пар-тией (бло-ком пар-тий, имею-щим боль-шин-ст-во в пар-ла-мен-те) и не-сёт от-вет-ст-вен-ность пе-ред пар-ла-мен-том, но не пе-ред мо-нар-хом. Мо-нарх дей-ст-ву-ет «по со-ве-ту» пра-ви-тель-ст-ва (пре-мьер-ми-ни-ст-ра), за дей-ст-вия мо-нар-ха по управ-ле-нию го-су-дар-ст-вом не-сёт от-вет-ст-вен-ность пра-ви-тель-ст-во. Пар-ла-мен-тар-ны-ми монархиями яв-ля-ют-ся поч-ти все мо-нар-хические стра-ны Ев-ро-пы, Япо-ния, мо-нар-хические стра-ны Со-дру-же-ст-ва.

В отдельных стра-нах монархии мо-гут при-ни-мать осо-бен-ные фор-мы.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху (королю, царю, шаху и т.п.). Монарх наследует государственную власть в определенном порядке, выступает единоличным главой государства.

Признаки монархической формы правления:

Существование единоличного носителя верховной государственной власти;

Династическое наследование верховной власти;

Пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти;

Отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия – весьма гибкая и жизнеспособная форма правления. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления и не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).

Виды монархии. С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновидности монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, в современный период - Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В настоящее время абсолютная монархия – редкая форма правления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей.

Абсолютной монархии присущ авторитарный режим. Разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, т.е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах.


Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

Законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено культурно-историческим наследием страны, данью традициям, доверием к монарху, особенностями национального мышления (менталитета). Большинство современных монархий отличаются этими особенностями, например, Великобритания, Бельгия, Испания, Япония и др.

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Московский Университет

Кафедра конституционного и муниципального права

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

«Монархия и её разновидности»

Проверил: Сдал:

Подполковник милиции курсант 202 уч. взвода

Чеишвили М. В. Гуреева А. С.

Мона́рхия (лат. monarchia «единовластие») - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.

Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся в истории и современности отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение принципиальную общезначимость указанных юридических признаков монархии. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить то, что формально-юридически, номинально именно монарх олицетворяет верховную власть. Бывает и наоборот, когда реальная власть монарха (например, в Марокко, Иордании и др.) значительно выше, нежели это вытекает из конституционных норм.

Эта власть нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). На сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Число монархий в современном мире, несомненно, значительно сократилось по сравнению с тем, что имело место еще два-три столетия назад, не говоря уже о древности и средневековье. За последние полвека с небольшим монархии перестали существовать в Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии и некоторых других странах, не считая тех, кто вышел из состава Британского Содружества. Но и сегодня эта форма государственного правления не является редким исключением. Около четырех десятков стран мира являются монархиями (для сравнения: примерно в четырех пятых всех стран мира распространена республиканская форма правления). Монархиями ныне являются Великобритания и Япония, Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская Аравия и Иордания, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзия и Таиланд, Люксембург и Непал, Свазиленд и Бутан, Тонга и Лесото, а также ряд других стран. В отдельных странах, особенно постсоциалистических (Албания, Болгария, Румыния и др.), за последнее время серьезно оживились силы, выступающие за возврат к монархической форме правления, но они не смогли привлечь на свою сторону большинство населения.

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория “содержание” позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же “формы” государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия - это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бес­правны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990 г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсолютных монархий можно отнести прежде всего ряд арабских стран Персидского залива - Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах.

Конституционная монархия

Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.

Конституционные монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862-1866 г.) правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю: являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии и дуалистические монархии в научной литературе именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причём ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

Парламентарные монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими. Среди монархий их подавляющее большинство. Это - Великобритания, Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург и др. «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия», - гласит ч. 3 ст. 1 Конституции Испании. Выше уже была приведена высокая оценка места и роли короля в этой Конституции (ст. 56). Вместе с тем в ней конкретно и подробно определяются функции и права монарха в условиях парламентарной монархии (ст. 62-65). В современной Испании король, оставаясь главой го­сударства, не является главой исполнительной власти, не обладает правом законодательной инициативы и правом вето в отношении законов, принятых парламентом. Конституция Люксембурга (ст. 51) устанавливает, что «в Великом Герцогстве действует режим парламентской демократии». В отличие от парламентарной монархии в Испании, эта же разновидность монархии здесь предусматривает, что Великий Герцог является главой исполнительной власти и обладает правом законодательной инициативы, а Палате депутатов предоставлена возможность направлять ему законопроекты. Он же назначает и увольняет членов правительства, определяет его состав, назначает судей и т.д.

Дуалистическая монархия

Конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Марокко, Свазиленд, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии).

В Российской империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905 года до 1917 года. Также дуалистическая монархия была в Японии в последней трети 19 века.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

Древневосточная монархия

Первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией. Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия

Разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существует две основных социальных группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм - общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической .

Раннефеодальная монархия

Форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).

В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).

С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.

Вотчинная монархия

Разновидность монархии и этап развития феодальных государств, следующий за феодальной раздробленностью в узком смысле слова (феодальной анархией, аристократическим строем) и предшествующий сословно-представительной монархии. Основными чертами вотчинной монархии являются:

закрепление верховной власти за одним из крупных феодалов и его потомством, прекращение выборов монарха крупными феодалами.

восстановление фактического лидерства главы государства.

начало централизации и создания национального государства в союзе с мелкими и средними феодалами (см. рыцарь, боярин), а также с третьим сословием.

существование совета представителей вассалов при главе государства, в который впоследствии (при переходе к сословно-представительной монархии) допускаются делегаты от третьего сословия.

Классическими вотчинными монархиями являются Англия и Франция XII-XIII веков.

Признаки вотчинной монархии наблюдаются во Владимиро-Суздальском княжестве начиная со второй половины XII века, когда младшие Юрьевичи с помощью горожан наносят решающее поражение старому боярству, влиявшему на порядок наследования. Монгольское нашествие на Русь вмешалось в естественный ход развития Руси, и следующий первый факт передачи верховной власти без учёта мнения крупных феодалов относится лишь к 1389 году.

Сословно-представительная монархия

Форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т.п.)

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года, хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и все люди).

Теократическая монархия

Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически - промежуточная форма правления между монархией и республикой.

· Истинная монархия - Это именно есть та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это же может случиться, во вполне чистом виде, только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

· Монархия деспотическая, или Самовластие - отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как реальное содержание народной души, с которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это - власть Верховная, но совершенно произвольная.

· Монархия абсолютная - абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Когда народ сливается с государством - власть государственная, выражая самодержавие народа, делается абсолютной. Тут монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. Все власти, у него сосредоточенные, суть власти народные, ему только переданные временно или на веки, или наследственно. Но как бы ни давалась эта власть, она все-таки есть народная, по тому самому, что она абсолютна.

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию - миссию символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии.

Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств.

Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности.

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией.

В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.

Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона - Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Монархия

2. http://ez2www.com/book_677_chapter_44_§_1._Monarkhija_i_ee_vidy.html (Онлайн библиотека)

3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1910 г.

4. Нестеров Ф.Ф. Связь времён – М.: Молодая гвардия, 1984

5. Тихомиров Л. А. «Монархическая государственность» - М. 2004. С. 74-78

6. Богусловский В.В. Правители России. - М.: ОЛМА - Пресс Гранд, 2006

7. Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005.

8. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В.Бутромеева - М.: Деконт+Подкова, 2000; 384 с.


Http://ru.wikipedia.org/wiki/Монархия

Http://ez2www.com/book_677_chapter_44_§_1._Monarkhija_i_ee_vidy.html

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Конституционная_монархия

Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1910 г.

Нестеров Ф.Ф. Связь времён – М.: Молодая гвардия, 1984

Тихомиров Л. А. «Монархическая государственность» - М. 2004. С. 74-78



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт