Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации. Программа «межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности» рабоча

28.03.2024

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения являются субъектом системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.

Муниципальные общеобразовательные учреждения взаимодействуют:

1. С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:

− администрация муниципального образования;

− территориальный орган социальной защиты населения;

− муниципальный орган образования;

− муниципальный орган здравоохранения;

− муниципальные органы внутренних дел;

− районный (городской) суд;

− районная (городская) прокуратура;

− муниципальный орган занятости населения;

− муниципальный орган по физической культуре, спорту и туризму;

− муниципальный орган культуры.

2. С межведомственными комиссиями:

− территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

− муниципальная комиссия по профилактике правонарушений;

− муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время.

3. С общественными объединениями, организациями, фондами.

4. Со средствами массовой информации.

Формы педагогической профилактики : Основными формами педагогической профилактики являются социально – педагогическая диагностика, информационно-просветительская и социально – профилактическая работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Социально-педагогическая диагностика с обучающимися и их родителями – осуществляется специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Цельюдиагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.


Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.

Диагностическая работа с обучающимисяпозволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителямиимеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно – просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)

Информационно-просветительская работа с обучающимися . Именно в школе такая работа может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:

– социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении;

– правовые отклонения последствий отклоняющегося поведения от нормы;

– социальные последствия асоциальных привычек.

На каждом из этих направлений необходимо привлекать для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).

Педагоги образовательных учреждений должны осуществлять профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях.

Важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, общепринятых норм поведения.

Информация для детей представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.

Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий, проводимых образовательным учреждением.

При разработке социально-профилактических мероприятий необходимо учитывать:

− особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

− уровень общей осведомленности ребенка о последствиях девиации;

− степень выраженности аномально-личностных проявлений.

Основные методы педагогической профилактики . Основные методы работы, используемые в профилактической работе: тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания.

1. Тренинг.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «totrain» - обучать, тренировать. В широком смысле тренинг это: познание себя и окружающего мира; изменение «Я» через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний.

Задачи профилактического тренинга:

– повышение уровня информированности обучающихся в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

– изменение отношения обучающихся к появлению и развитию негативных явлений;

– выработка и развитие навыков эффективного общения, уверенности в себе, лидерских качеств;

– формирование позитивных ценностей и мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.

Эти задачи все вместе или каждая в отдельности могут являться целью тренинга. Тренинг проводится для целевой группы в интерактивной форме – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Оптимальное количество участников в группе – 14-18 человек, максимальное количество – 20 человек.

Структура тренинга: введение (5% рабочего времени); краткое представление целей и задач тренинга, организаторов, гостей; знакомство (5% рабочего времени); ожидания участников (3% рабочего времени); принятие правил работы группы (5% рабочего времени); оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени); актуализация уровня информированности(5-10% рабочего времени); актуализация проблемы (10-30% рабочего времени); информационный блок (20-30% рабочего времени); приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени); завершение работы; получение обратной связи (5% рабочего времени).

2. Лекция

Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Готовить лекцию необходимо следующим образов: выбрать тему; определить, о чем будет ваше выступление, т. е. что вы будете говорить. Сообщение материала должно быть максимально исчерпывающим . Новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно. Помните, что слушатели интересуются следующими подробностями: Когда и где? Кто? Что произошло? Как и почему? Каковы результаты? Сообщение материала должно быть честным и нейтральным . Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Помните, что информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность ваших слов. Искажая информацию, вы берете на себя роль «опекающего родителя». Оптимальной является позиция волонтера, который не запугивает, а сообщает то, что знает о радостях и опасностях, для того чтобы люди могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Материал должен быть интересным и компетентным . Информация, которую выдаете, должна быть абсолютно верной. Имеет смысл подключить к работе некоторых специалистов из разных областей: врачей, психологов, социологов и др. Помните, что в ходе лекции нужно использовать наглядный материал.

3. Дискуссия

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме, на основе своего знания и опыта. Это обмен мнениями. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и выслушать партнеров по дискуссии.

Требования при ведении дискуссии: четкое выделение предмета, объекта; нельзя упускать основные положения того, из-за чего ведется дискуссия; необходимо следить за тем, чтобы участники не использовали некорректные приемы дискуссии такие как: нарушение литературных норм; аргументы к жалости; использование недостоверных аргументов; ведущий, должен подвести итоги, т. е. сформулировать то, к чему пришла группа.

4. Акция

Акция (от французского action – поступок, действие, дело, операция, активность, выступление) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Акция как форма работ – реальное социально-значимое дело с достижением определенного результата, полезного как для самих организаторов, так и для окружающих. Основные критерии акции: Актуальность – свойство мероприятия быть нацеленным, ориентированным на решение наиболее важных для общества проблем. Преемственность – это требование к мероприятию учитывать то, что делалось до того, как стали разрабатывать данное мероприятие; преемственность как качество мероприятия свидетельствует, что оно создается не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности. Реальность – свойство мероприятия быть выполнимым, оптимальным для потенциала конкретных участников. Оригинальность – качество мероприятия отражать специфику определенного направления, своеобразие содержания, форм и методов деятельности, нетрадиционный подход к решению проблем.

5. Мозговой штурм

Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения мозгового штурма:

– сформулировать вопрос/задание;

– фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения;

– высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.

6. Ролевые игры

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях его спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся (семья, одноклассники, учителя, друзья, соседи) до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка и его семьи. В центре внимания социального педагога - личность каждого обучающегося, его семья, а также социальные общности, которые формируются в различных сферах их жизнедеятельности. Социальные пороки и проблемы, такие как социальная депрессия, социальная дезадаптация, бродяжничество, душевные травмы, бытовая неустроенность и материальные проблемы, вынужденная миграция, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер , которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога:

Обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума;

Оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации;

Проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.

Комплексный подход социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы), но и внесет необходимый педагогический компонент в общую межведомственную систему служб, педагогическую целесообразность работы, которую будут проводить различные учреждения, организации. Тем самым через свою посредническую функцию социальный педагог осуществит взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Социальный паспорт образовательной организации, каждого класса в отдельности, дополнительная диагностика, перечень категорий детей и семей “группы риска” согласно ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. позволяют выделить группы социально-незащищенных обучающихся и необходимые приоритетные формы социальной помощи для них. Главным социальным партнером в оказании различных видов социальной поддержки и помощи таким категориям семей являются органы социальной защиты и учреждения данного ведомства. Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи, на создание оптимальных условий их существования, оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. В соответствии с законодательством выделены категории семей и детей, имеющие право на государственную поддержку, например дети-инвалиды, дети-сироты и лишенные родительского попечения, несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные и малоимущие семьи, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий и т. д. Социальный педагог должен знать и информировать такие категории семей не только об утвержденных законодательством льготах, но и о различных программах федерального и регионального уровня, направленных на оказание дополнительных видов помощи и услугах населению. Необходимую информацию о мерах социальной поддержки, льготах, а также о государственных учреждениях и общественных организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую помощь социальный педагог Санкт-Петербурга может найти в ежегодном справочнике “Социальная поддержка семей и детей в Санкт-Петербурге”, который выпускает Комитет по социальной политике и распространяют районные отделы социальной защиты населения. Сотрудничество с Центрами социальной помощи семье и детям, реабилитационными центрами, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семей и детей, где помогут оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, окажут реабилитационную помощь и содействие в необходимом жизнеустройстве или предоставят временный приют, окажут комплекс других услуг в зависимости от проблемной ситуации, является необходимым условием эффективности и результативности работы социального педагога. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:

Взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;

Организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

Исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.

Решение сложных жизненных ситуаций, социальных проблем обучающихся невозможно без взаимодействия социального педагога с органами опеки и попечительства, т.к. на основании Гражданского и Семейного кодексов только орган опеки и попечительства имеет законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации, вмешиваться в семейную жизнь. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности социального педагога и специалистов органов опеки. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки, а также о детях, чьи права нарушены для принятия соответствующих мер и совместных действий. В последнем случае социальный педагог, имея полную информацию о причинах и следствиях, приведших к сложной ситуации, определяет оптимальный путь жизнеустройства ребенка, а орган опеки и попечительства на законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя из интересов ребенка.

Взаимодействие социального педагога с учреждениями дополнительного образования помогут социальному педагогу не только в решении проблем адаптации и реабилитации обучающихся “группы риска”, но и материально необеспеченной семье в организации досуга несовершеннолетнего. Сеть учреждений дополнительного образования способна успешно переориентировать или развить интересы, способности, возможности, но с учетом запросов и потребностей современного детского сообщества. Взаимодействие строится на основе сотрудничества и объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах учреждений дополнительного образования, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в выборе вида занятий. Для учреждения дополнительного образования он является партнером по формированию социального заказа на формы и виды деятельности.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений молодежной политики помогает социальному педагогу решать социально-педагогические проблемы посредством организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, т.к. центры по работе с подростками и молодежью предоставляют бесплатно социальные, правовые и другие услуги, организуют досуг и занятость в трудовых отрядах, ведут деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В рамках взаимодействия с Центром занятости населения социальный педагог решает социальные задачи, связанные с необходимостью трудоустройства несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства. Форма оказания данного вида помощи может быть разной в зависимости от возраста, запроса и потребностей.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения помогает предупреждению и решению социальных проблем, требующих медицинского вмешательства: это употребление ПАВ, токсикомания, социальные болезни и т. п. Партнерами социального педагога в работе по данному направлению являются специалисты районного наркологического кабинета, районной молодежной консультации, Городского Центра “Ювента”, районных поликлиник и диспансеров.

Важными социальными партнерами образовательных учреждений являются общественные организации и фонды . Социальный педагог может привлечь к решению той или иной проблемы этот источник средств, ведь у общественных организаций в отличие от государственных больше возможностей для деятельности, максимального развития потенциала. Общественность является той силой, которая отрабатывает технологии, изыскивает средства, формирует специалистов как более мобильная и гибкая структура.

Руководствуясь инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог знает, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, в соответствии со ст.9 ФЗ№120-1999 г. информировать:

прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении; ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости; органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

Таким образом, четкое представление о правах несовершеннолетних и семьи, знание функционала специалистов и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия, порядка уведомлений и обращений к ним, используя принцип комплексного подхода в решении проблем ребенка, социальный педагог может успешно решать социально-педагогические задачи и проблемы в образовательной организации.

Список использованных источников и литературы:

  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.-192с.
  2. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М., Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
  3. ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г.
  4. ФЗ №120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г.
  5. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сущность и специфика программ межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов детей.

Программы межведомственного взаимодействия общеобразовательных учреждений и комиссий по делам несовершеннолетних. Роль социального педагога как координатора программ межведомственного взаимодействия по социально-педагогической профилактике.

Основные формы межведомственного взаимодействия в целях совершенствования работы по социально-педагогической профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Критерии эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков.

Проблема профилактики общественно-опасного поведения подростков является социально значимой и многогранной, и её решение невозможно без разработки необходимого комплекса согласованных мер. На сегодняшний день результативность профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков зависит от наличия и реализации эффективного комплекса межведомственных мер как в регионе, так и в каждом учреждении общего среднего образования по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних.

В основе межведомственного взаимодействия лежит системный подход, который в настоящее время является одним из результативных в социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков.

В современных условиях учреждение общего среднего образования выступает своеобразным координатором процесса профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Одной их эффективных мер повышения эффективности профилактической работы является умение социального педагога выстраивать программы межведомственного взаимодействия.

Примерный алгоритм разработки программы межведомственного взаимодействия по профилактике девиантного поведения подростков

1. Предмет взаимодействия (общий для вех сторон: организация эффективной социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков).

2. Компоненты (элементы взаимодействия): организации-участницы межведомственного взаимодействия, четкое определение степени участия каждой структуры.

3. Определение взаимных интересов.

4. Цель взаимодействия - планируемый позитивный конечный результат. В программе должна быть поставлена одна цель и сформулирована одним-двумя предложениями.

5. Задачи взаимодействия -это конкретные шаги реализации программы, которые в совокупности обеспечивают достижение цели.

6. Характер взаимодействия:

- добровольное или нормативное;

Долговременное или краткосрочное;

Локальное или масштабное.

7. Нормативное правовое закрепление взаимодействия на основе действующих законодательных актов (договор о сотрудничестве, меморандумы о взаимопонимании.)

Четкое распределение функций и полномочий организаций-участниц;

Четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности сторон взаимодействия;

Определение ресурсов, способствующих решению проблемы (финансовых, материальных, кадровых).

9. Риски, препятствующие решению проблемы:

- узковедомственные интересы - неумение работать в команде;

Стереотипы в работе учреждений разной ведомственной подчиненности, работающих с семьей и детьми;

Ведомственная нормативно-правовая база;

Устаревшие критерии оценки деятельности учреждений и ведомств, не отвечающие задачам сегодняшней ситуации и т.д.

10. Принципы реализации программы (добровольность, научность, детоцентрированность, практикоориентированность, вариативность, дополнительность и т.д.)

11. Координация взаимодействия (механизмы деятельности).

12. Формы и методы взаимодействия учреждений образования и других заинтересованных (круглые столы, семинары, конференции, акции, кампании, рейды и т.д.) на основе единого понятийного аппарата.

13. Организация контроля и оценки за реализацией межведомственных программ (городские координационные советы - по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; по работе с семьей и т.д.).

При разработке программ межведомственного взаимодействия по профилактике девиантного поведения подростков необходимо акцентировать внимание на разработку эффективных социально-педагогических технологий и обобщение современных методик и форм эффективного межведомственного взаимодействия в целях совершенствования социально-педагогической профилактики. Важную роль в этом процессе играет выбор оптимальной команды организаций-участниц и условий сопровождения (наличие специалистов, соответствующей инфраструктуры, административных и материальных ресурсов), а также разработка программы действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).


ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА»

Тема 1. Девиантное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика социальных отклонений и девиантного поведения.

2. Сравнительный анализ концепций девиантного поведения: биологический, социологический, психологический подходы.

3. Типология девиантного поведения. Основные формы девиантного поведения. Взаимосвязь форм и типов девиантного поведения.

4. Социально-психологические особенности подросткового возраста, социальное созревание. Возрастные ситуационно-личностные реакции, свойственные детям и подросткам. Типы акцентуации характера у подростков и их взаимосвязь с формами девиантного поведения.

5. Специфика организации профилактической работы с подростками. Задачи, принципы, формы, методы социально-педагогической профилактики девиантного поведения.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте содержание следующих понятий и терминов: «социальные отклонения», «социальная норма», «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение».

2. Перечислите основные виды социальных отклонений.

3. Охарактеризуйте основные типы девиантного поведения.

4. Назовите формы девиантного поведения.

Тема для дискуссии:

Интерес к биологическим причинам девиантности сохранился до сегодняшнего дня. Каково ваше отношение к биологической модели объяснения девиации? В каком из трех подходов (биологическом, социологическом, психологическом) объяснение девиантности вы считаете наиболее убедительным? Приведите аргументы.

Учебная игра. Метод «Дюжина вопросов» Назначение метода: развитие познавательной активности студентов (мышления, индивидуального сознания, «Я-концепции») через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, полилога, рефлексивной деятельности.

Литература:

1. Девиантное поведение среди молодежи и меры противодействия / В.А. Бобков, Е.М. Бабосов, А.В. Рубанов, Ю.В. Никулина и др. – Минск: МНИИСЭПП, 2005.- 220 с.

2. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. Современный учебник // А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2005. – 435 с.

3. Зарубежные теории девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании): Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Под общей ред. профессора И.П. Башкатова. - Коломна: Коломенский гос. пед. ин-т, 2001. – 124 с.

4. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 315 с.

5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М: Сфера, 2001. - 160 с.

6. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Минск: Аверсэв, 2004. - 365 с.

7. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.

8. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.

Тема 2. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения детей и подростков (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие агрессии и агрессивности. Агрессия как деструктивная форма развития конфликтов. Виды агрессивных действий.

2. Этиология агрессивности: теория влечений, фрустрационная теория, теория социального научения.

3. Конструктивная и неконструктивная формы агрессии. Социализация агрессивности. Ситуативные предпосылки агрессивности.

4. Диагностика агрессивного поведения.

5. Основные направления и формы работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей и подростков. Социально-педагогическая работа с родителями агрессивного ребенка.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте содержание и соотнесите следующие понятия: «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

2. Назовите основные виды агрессивных действий.

3. Приведите основные психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.

4. Каковы условия и механизмы формирования агрессивного поведения?

Практические задания:

1. Ознакомьтесь с методиками диагностики агрессивного поведения различной модальности: «Методика диагностики показателей и форм агрессии» Басса-Дарки, «Методика диагностики уровня агрессивности» А. Ассингера, проективными методиками психологической диагностики агрессивности: «Несуществующее животное», «Тест руки», «Дом - дерево – человек», «Кинетический рисунок семьи».

2. Самостоятельно подберите и проработайте литературу, посвященную оказанию психосоциальной помощи при работе с агрессивными детьми и подростками, работе с родителями агрессивного ребенка.

3. Разработайте программу социально-педагогической работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Литература:

1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Апрель Пресс, 1999. – 512с.

2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 1999. - 465 с.

3. Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

4. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов; под ред. О. Гончукова. – СПб: Речь, 2005. – 436 с.

5. Прохоров, А.О. Саморегуляция психического состояния: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 352с.

6. Филиппова, О.В. Влияние СМИ на развитие агрессивности / О.В.Филиппова. – М.: Эксмо, 2003. – 178 с.

7. Филиппович, И.В. Психология девиантного поведения: Учебно-метод. пособие / И.В.Филипович, М.В. Майстрова. – Минск: ЗАО «Веды», 2003.

8. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2004. – 640 с.

Тема 3. Противоправное поведение детей и подростков и его социально-педагогическая профилактика (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Правонарушения как форма антиобщественного поведения. Виды правонарушений.

2. Основные детерминанты противоправного поведения. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения у детей и подростков.

3. Мотивация противоправного поведения. Мотивация правонарушений у несовершеннолетних.

4. Социальные институты и их роль в осуществлении функций контроля за поведением людей. Отечественный и зарубежный опыт профилактики правонарушений.

5. Социально-педагогическая профилактическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

Вопросы для самопроверки:

1. Как вы понимаете сущность правонарушений? В чем состоит разница между преступностью и проступками? Раскройте формы антисоциального поведения.

2. Покажите на известных Вам примерах (в том числе по месту проживания и учебы) формы преступности и проступков.

3. Проанализируйте отечественный и зарубежный опыт профилактики правонарушений. Что общего и особенного Вы видите в работе социальных служб РБ и зарубежных стран по борьбе с правонарушениями и преступностью?

Практические задания:

1. Проанализируйте деятельность социальных институтов, непосредственно выполняющих задачи по предотвращению правонарушений. Почему, на Ваш взгляд, эта деятельность является недостаточно эффективной?

2. На конкретных примерах покажите деятельность различных социальных институтов по борьбе с правонарушениями.

3. Разработайте программу социально-педагогической работы по профилактике правонарушений у подростков.

Учебная игра. Метод «Дюжина вопросов» (диагностика уровня осведомленности студентов по вопросам темы).

Литература:

1. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А.Бакаев. - М.: Логос, 2004. - 318 с.

2. Бедулина, Г.Ф. Построение модели профилактики преступлений и безнадзорности несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах / Г.Ф. Бедулина // Адукацыя і выхаванне. - 2009. - № 11. - С.15-22.

3. Бедулина, Г.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в учебных заведениях закрытого типа / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2007. - № 9. - С.16-20.

4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

5. Забрянский, Г.И. Социология преступности несовершеннолетних / Г.И. Забрянский. – Минск: Минсктиппроект, 1997. - 172 с.

6. Лапина, И.А. Преступление как социальная проблема / И.А. Лапина // Мой свет, вып.4. – Минск, 2004.- С. 46-56.

7. Протасова, И.А. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И.А. Протасова // Социальная педагогика. – 2008. - №3. – С.71-79.

8. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений/А.В.Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. -Минск: Нац. Ин-т образования,2009. – 120 с.

Тема 4. Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие школьной дезадаптации, основные показатели. Социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы развития школьной дезадаптации. Дезадаптивные формы нарушения поведения.

2. Основные направления профилактики дезадаптивного поведения учащихся в деятельности социального педагога.

3. Ранняя диагностика детей «группы риска».

4. Консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

5. Мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, работа с семьей.

Вопросы для самопроверки:

a. Раскройте содержание понятий «адаптация», «дезадаптация», «социальная дезадаптация», «школьная дезадаптация».

b. Дайте характеристику основных показателей школьной дезадаптации. Перечислите формы школьной дезадаптации.

c. Охарактеризуйте социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы развития школьной дезадаптации.

d. Назовите основные направления профилактики дезадаптивного поведения учащихся в деятельности социального педагога.

e. Какие формы социально-педагогической работы по профилактике школьной дезадаптации детей и подростков, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? Аргументируйте свой ответ.

Доклады:

1. Социальная дезадаптация как фактор нарушения поведения у детей и подростков.

2. Школьная дезадаптация и агрессивное поведение несовершеннолетних.

3. Влияние родительской семьи на развитие дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

Практические задания:

1. Разработайте программу социализации "Школа жизни" для подростков с проблемой школьной дезадаптации.

2. Разработайте программу социально-педагогической работы по профилактике школьной дезадаптации по следующим направлениям: работа с детьми «группы риска», работа с семьей, работа в социуме.

Учебная игра. Метод «Дюжина вопросов» (диагностика уровня осведомленности студентов по вопросам темы).

Литература:

1. Беличева, С.А. Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезаптивированных детей и подростков / С.А. Беличева. – М.: АЛЬКОР, 2001. – 405 с.

2. Винокуров, Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся / Л.Н. Винокуров. – Кострома: СВК, 2000. – 165 с.

3. Дети социального риска и их воспитание / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003. – 144 с.

4. Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации у подростков / Т.Д. Молодцова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 246 с.

5. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под
ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 272 с.

6. Петрынин, А.Г. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной деятельности / А.Г. Петрынин, В.К. Григорова. - М.: АПКиПРО, 2004. - 236 с.

7. Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учеб-практич. пособие / Н.А. Рычкова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.

8. Сапрыгина, Н.С. Социально-психологическое сопровождение подростков с дезадаптацией в условиях открытой сменной школы / Н.С. Сапрыгина // Социальная педагогика. - 2008. - №1.- С. 57-62.

Тема 5. Суицидальное поведение и его социально-педагогическая профилактика (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Типология суицидального поведения.

2. Мотивы суицидального поведения у подростков.

3. Распознавание суицидальной опасности: индикаторы суицидального риска. Характеристика факторов повышенного суицидального риска. Характеристика антисуицидальных факторов.

4. Социально-психологическая диагностика склонности к суицидальному поведению.

5. Формы и методы социально-педагогической профилактики суицидального поведения у детей и подростков.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятия: «суицид», «суицидальное поведение», «суицидальная попытка», «суицидальные проявления».

2. Как суицидальное поведение объясняется психологическими теориями? Приведите типологию суицидального поведения.

3. Каковы возрастные особенности суицидального поведения? Перечислите типичные причины самоубийств среди подростков. Проанализируйте бессознательные и осознаваемые мотивы суицидального поведения.

4. Какие факторы суицидального риска имеют, на ваш взгляд, ведущее значение? Какие факторы препятствуют совершению суицида?

5. Докажите, что самоубийства являются одной из наиболее серьезных общественных проблем.

Доклады:

1. «Самоубийство» во французской социологической школе. (Дюркгейм, Э. Самоубийство: социальный этюд / Э. Дюркгейм. – М.: Педагогика, 1994. – 216 с.)

2. Понимание и отношение к самоубийству в русской философской
традиции. (Бердяев, Н.А. О самоубийстве: психологический этюд / Н.А. Бердяев. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 24 с.)

3. Суицидальное поведение в психологической концепции Э. Шнейдмана. (Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. – М.: Смысл, 2001. – 115 с.)

Практические задания:

1. Подберите диагностический инструментарий для оценки факторов суицидального риска. Оцените степень суицидальной опасности в предложенных проблемных ситуациях.

2. Разработайте сценарий консультативной беседы с суицидентом. Для этого составьте список вопросов, которые, на ваш взгляд, необходимо выяснить, чтобы выстроить стратегию кризисной помощи.

4. Изучив факторы суицида, выделите прогностирующие критерии суицидального риска. Оформите результаты в виде таблицы.

Литература:

1. Вагин, Ю. Эстетика самоубийства / Ю. Вагин, Л. Трегубов. – М.: Смысл, 1997. – 71 с.

2. Кучер, А.А. Выявление суицидального риска у детей / А.А. Кучер, В.П. Костюкевич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. -№3.- С. 32-39.

3. Лукас, К. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства / К. Лукас, Г. Сейден. - М.: Смысл, 2000. - 255с.

4. Погодин, И.А. Психология суицидального поведения: Пособие для студентов вузов / И.А. Погодин. – Минск: Тесей, 2005. – 208 с.

5. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: Учеб. пособие / И.А.Погодин. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 336 с.

6. Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия: Учебное пособие / Г.В.Старшенбаум. - М.: Когито-центр, 2005. – 278 с.

7. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / Сост. А.Н. Моховиков. - М.: Когито-Центр, 2001. – 565 с.

8. Хрестоматия по суицидологии / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев.: А.Л.Д., 1996. - 216 с.

Тема 6. Аддиктивное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Аддиктивное поведение, общая характеристика. Основные формы зависимого поведения.

2. Факторы формирования аддиктивного поведения.

3. Нарушения пищевого поведения. Нервная анорексия: стадии
развития, диагностические критерии. Нервная булимия.

4. Компьютерная зависимость, интернет-зависимость в детской и подростковой среде.

5. Формы и методы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое аддиктивное поведение? Дайте определение термина «зависимость» и назовите характерные поведенческие реакции зависимых.

2. Перечислите известные вам концептуальные модели зависимого
поведения.

3. Назовите основные этапы формирования аддикции. Каковы факторы, способствующие формированию аддиктивного поведения?

4. Какие виды зависимого поведения наиболее распространены в
настоящее время?

Практические задания:

1. На основании самостоятельно подобранной и проанализированной
литературы выделите критерии для раннего выявления зависимости у подростка.

2. Разработайте памятку для родителей «Построение отношений с
зависимым подростком в семье».

3. Разработайте программу социально-педагогической работы по
профилактике аддиктивного поведения у подростков.

4. Разработайте сценарий проведения коррекционно-профилактического занятия для подростков с аддиктивным поведением.

Доклады:

1. Проблема игровой аддикции в современной психологии.

2. Исследование пищевой аддикции в психологии и психиатрии.

Занятие проходит пометоду «Логическая цепочка». Назначение метода - развитие познавательной активности студентов (в частности, развитие логического мышления) через организацию лексической коммуника­ции, рефлексивной деятельности, смыслотворчества.

Литература:

1. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240 с.

2. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 304 с.

3. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. - М.: Просвещение-АСТ, 1998. - 487 с.

4. Одаренко, О.В. Психопатологические аспекты жизнедеятельности в сети "Интернет" / О.В. Одаренко // Независимый психиатрический журнал: Вестник НПА. - 2002. - №4. – С. 69-70.

5. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Класс, 2007. – 232 с.

6. Смагин, С.Ф. Аддикция, аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин. - СПб.: МИПУ, 2000. – 250 с.

7. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - М.: Когито-Центр, 2006. – 280 с.

8. Уайнхолд, Б., Уайнхолд, Дж. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд / Перевод с англ. А.Г. Чеславской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.

Тема 7. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Пьянство как социальное явление: основные мотивы.

3. Детский и подростковый алкоголизм.

4. Диагностические границы пьянства и алкоголизма. Стадии развития алкогольной зависимости.

5. Формы и методы социально-педагогической работы по профилактике пьянства и алкоголизма у детей и подростков.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятий «пьянство» и «алкоголизм». Назовите социальные последствия пьянства и алкоголизма.

2. Какие факторы способствуют формированию пьянства и алкоголизма?

3. Перечислите стадии развития алкогольной зависимости.

4. Перечислите основные формы и методы социально-педагогической работы по профилактике пьянства и алкоголизма у детей и подростков.

Проблемные вопросы:

1. Каков уровень пьянства и алкоголизма в нашей стране? Каковы их причины?

2. Охарактеризуйте деятельность социальных институтов общества по преодолению пьянства и алкоголизма.

3. Что Вам известно про зарубежный опыт борьбы с пьянством и алкоголизмом?

Практические задания:

1. Проанализируйте опыт социальных служб (по месту своего жительства, работы, учебы) по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

2. Разработайте программу социально-педагогической работы в школе по профилактике пьянства и алкоголизма в подростковой среде.

Занятие проходит пометоду «Четыре угла». Назначение метода: создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, актуализация знаний, отношение к ним, развитие положительной познавательной мотивации, обобщение знаний и т.д.

Литература:

1. Гофман, А.Г. Клиническая наркология / А.Г. Гофман. – М.: "МИКЛОШ", 2003. – 215 с.

2. Грузд, Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости / Л.В. Грузд / Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития: Сборник научных трудов / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. – Казань: КГТУ, 2003. – 464 с.

3. Гудвин, Д.У. Алкоголизм / Д.У. Гудвин / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002 . – 240 с.

4. Егоров, А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия / А.Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков.- М., 2003. – 286 с.

5. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и
наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособ. / Н.Ю. Максимова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.

6. Поттер-Эфрон, Р.Т. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика / Р.Т. Поттер-Эфрон. - М.: Институт общих гуманитарных исследований, 2002. – 416 с.

7. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Класс, 2007. – 232 с.

8. Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 156 с.

Тема 8. Социально-педагогическая профилактика наркотической зависимости у детей и подростков (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Наркомания и токсикомания как форма химической зависимости. Стадии формирования наркотической зависимости.

2. Социальные, психологические, биологические факторы формирования наркотической зависимости.

3. Мотивация первичного употребления наркотических веществ.

4. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике наркотической зависимости у детей и подростков.

5. Организация деятельности социального педагога с подростками, употребляющими или склонными к употреблению наркотических веществ.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте содержание понятий «наркомания» и «токсикомания». Покажите связь между этими и другими формами девиантного поведения.

2. Перечислите стадии формирования наркотической зависимости.

3. Назовите основные факторы формирования наркотической зависимости.

4. В чем Вы видите причины масштабного распространения наркомании и токсикомании?

5. Раскройте основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике наркотической зависимости у детей и подростков.

Практические задания:

1. Покажите на конкретных примерах и проанализируйте деятельность различных социальных институтов по предупреждению и уменьшению масштабов наркомании и токсикомании в нашей стране.

2. Разработайте программу социально-педагогической работы по профилактике наркомании и токсикомании у подростков.

Тема для дискуссии:

Данные об эффективности лечения наркозависимых весьма противоречивы. Возможно ли преодолеть наркотическую зависимость? И при каких условиях? Аргументируйте свою точку зрения.

Занятие завершается пометоду «Заверши фразу». Назначение метода- оперативное включение студентов в деятельность, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, уста­новление коммуникации.

Литература:

1. Кесельман, Л.Е. Социальное пространство наркотизма / Л.Е. Кесельман, М.Г. Мацкевич. - СПб.: Изд-во инст. им. В.М. Бехтерева, 2002. – 250 с.

2. Комиссаров, Б.Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь / Б.Г. Комиссаров. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 128 с.

4. Николаева, Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе: пособие для учителя / Л.П. Николаева, Д.В. Колесов.– М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.- 162 с.

5. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 256 с.

6. Прохоров, А.О. Саморегуляция психического состояния: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 352с.

7. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: От теории к практике: Методическое пособие / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. - М.: Генезис, 2001. - 215 c.

8. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 227 c.

Тема 9. Социально-педагогическая профилактика негативного влияния субкультуры на социализацию несовершеннолетних (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:


Похожая информация.


Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися находящимися в социально опасном положении.

Задачи:

1. Совершенствование деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся.

2. Создание рациональной эффективной системы межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Разработка системы работы образовательного учреждения по вопросам предупреждения употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ, курительных смесей.

1. Соблюдение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.

2. Количество обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения и общественно опасные деяния.

3. Количество обучающихся находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН органов внутренних дел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Санкт-Петербург

2014

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности»

Заказчик программы

Администрация ГБПОУ ЛСИТ,СПб

Разработчики программы

социальный педагог, преподаватель учебной дисциплины

Бортникова Наталья Анатольевна

Исполнители программы

Администрация и педагогический коллектив

Цель, задачи программы

Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися находящимися в социально опасном положении.

Задачи:

  1. Совершенствование деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся.

Важнейшие целевые показатели программы

  1. Соблюдение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.
  2. Количество обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения и общественно опасные деяния.
  3. Количество обучающихся находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН органов внутренних дел.

Сроки реализации программы

2014-2015 г.г.

Источник финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели ее эффективности

  1. Снижение количества обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения, общественно опасные деяния.
  2. Снижение количества обучающихся, состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН органов внутренних дел.
  3. Отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов по вопросам деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.

Введение

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время распространение в детской и молодежной среде негативных явлений, таких как: употребление алкогольной продукции, потребление различных видов наркотических и психотропных веществ, всевозможных курительных смесей. Данные негативные явления напрямую влияют на качество усвоения обучающимися образовательной программы, на их состояние здоровья.

Предметом обеспокоенности является ситуация с детской и подростковой преступностью. По информации Управления МВД России по г. Санкт-Петербургу за 2013-2014год отмечен рост количества совершенных обучающимися ГБПОУ ЛСИТ административных правонарушений. Отмечается увеличение количества общественно опасных деяний, совершенных обучающимися ГБПОУ ЛСИТ, не достигшими возраста уголовной ответственности. Большую обеспокоенность вызывают административные правонарушения, совершенные обучающимися по ст. КоАП РФ, связанными с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, токсических веществ.

В связи с этим актуальным вопросом является разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также межведомственного взаимодействия в данной сфере.

Цель данной программы заключатся в разработке и реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Задачи:

  1. Совершенствование деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.
  2. Создание рациональной эффективной системы межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  3. Разработка системы работы образовательного учреждения по вопросам предупреждения употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ, курительных смесей.

Ориентирами работы ГБПОУ ЛСИТ по направлению профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся и межведомственного взаимодействия в данной сфере являются положения Федерального закона № 122-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», региональные законы и нормативно-правовые акты.

Концепция проекта.

  • Положительное решение проблемы асоциального поведения обучающихся возможно при системном, комплексном подходе.
  • Мы полагаем, что факторами, влияющими на состояние системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ,СПБ являются: уровень сформированности у обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ мотивации законопослушного поведения, развитая система взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
  • Факторы, оказывающие влияние на состояние профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении рассматриваются нами в их совокупности, что позволяет добиться положительных результатов в реализации программы.

Этапы программы

  1. Организационный этап (01.09.2014г. – 01.09.2015 г.) – Инструктивно-методическая работа руководителя и организаторов программы с ее участниками. Определение критериев оценки эффективности программы. Разработка мониторинга по отслеживанию результатов программы.

Промежуточные результаты:

  1. Определены критерии оценки эффективности программы.
  2. Разработана и введена система выявления и профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении и межведомственного взаимодействия в данной сфере в рамках образовательного учреждения.
  3. Разработан мониторинг по отслеживанию результатов программы.
  4. Осуществлена вводная диагностика на предмет определения реального положения дел в ГБПОУ ЛСИТ, касающихся вопросов состояния системы профилактики асоциального поведения обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ.
  1. Теоретический этап (01.09.2014 г. – 01.10.2014 г.) – организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности участников образовательного процесса по вопросам, касающимся системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ. Разработка и утверждение локальных актов образовательного учреждения и иной документации по вопросам организации системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся в рамках лицея и межведомственного взаимодействия в данной сфере.

Промежуточные результаты:

  1. Проведены мероприятия (вопрос об организации системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся заслушан в рамках педагогического совета, совещания при директоре, заседания Совета по профилактике, родительских собраниях, воспитательных часах проводимых в группах лицея).
  2. Определены направления и утверждено документационное сопровождение, обеспечивающее взаимодействие участников по вопросам реализации программы.
  1. Внедренческий этап (01.10.2014г-01.09.2015 г.) – организация и проведение мероприятий в рамках реализации программы. Осуществление итогового мониторинга по отслеживанию результатов программы.

Промежуточные результаты:

  1. Определена полнота выполнения участниками программы созданного плана мероприятий.
  2. Осуществлен итоговый мониторинг по отслеживанию результатов программы.
  1. Аналитический этап (01.09.2015 г. – 31.12.2015 г.) – сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов программы, выявление соответствия результатов программы целям, формулировка выводов и заключений.

Промежуточные результаты:

  1. Представлен аналитический отчет о реализации программы и результатах ее внедрения.
  2. Публичный отчет руководителя и организаторов программы перед педагогическим коллективом школы.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Организационно-распорядительная деятельность

Разработка локальных актов по вопросам организации системы профилактики безнадзорности асоциального поведения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ

2014-2015г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Проведение мониторинга состояния системы безнадзорности и профилактики асоциального поведения обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ,СПб

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог.

Создание единого информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех субъектов профилактики в образовательном учреждении.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Совершенствование документационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и асоциального поведения в образовательном учреждении.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Диагностика степени распространенности негативных явлений в среде обучающихся в лицее

2014 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог, педагог психолог

  • Проведение внутреннего контроля по вопросам: профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении и состоящими на учете внутри лицея
  • деятельности мастеров производственного обучения и преподавателей -предметников по предупреждению пропусков учебных и производственных занятий обучающимися по неуважительной причине и работы с неуспевающими обучающимися лицея
  • организации межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Проведение заседаний педагогического совета, совещаний при директоре по вопросам реализации программы.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Составление и реализация планов совместных мероприятий с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2014-2015

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Организация деятельности Совета по профилактике как органа, координирующего деятельность субъектов профилактики в рамках образовательного учреждения.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, члены Совета по профилактике

Разработка и введение в рамках образовательного учреждения критериев оценки эффективности системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения.

2014 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Разработка и ведение мониторинга по вопросам реализации программы

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог, мастер производственного обучения,воспитатель.

Организация и координация деятельности Совета профилактики ГБПОУ ЛСИТ.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Организация деятельности наставников несовершеннолетних обучающихся, состоящих на учете в ОДН и КДН

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог совместно с представителями заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Организация внеурочной занятости обучающихся ГБПОУ ЛСИТ, в том числе состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН, КДНиЗП в рамках ФГОС.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Мониторинг наркоситуации в образовательном учреждении.

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, мастер производственного обучения, воспитатель.

Разработка и внедрение эффективной модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ в том числе из числа состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, педагог психолог

Разработка и внедрение системы выявления и профилактической работы в образовательном учреждении с семьями, где родители не исполняют обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Информационно-разъяснительная работа с участниками образовательного процесса

Проведение анкетирования среди участников образовательного процесса по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся лицея.

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, мастер производственного обучения, воспитатель.

Проведение заседаний педагогических советов по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся лицея.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Организация разъяснительной работы с участниками образовательного процесса в плане повышения их правовой грамотности

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог, мастер производственного обучения, воспитатель с привлечением сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Создание информационных стендов, посвященных вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.

2012- 2014 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог

Ресурсы

  1. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, связанные с реализацией программы.
  2. Привлечение бюджетных и внебюджетных средств.
  3. Кадровый состав участников проекта характеризуется следующим уровнем квалификации - представителей администрации, мастеров производственного обучения, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов.
  4. Материально-техническая база ГБПОУ ЛСИТ.

Организационные механизмы управления программой

Организационный механизм управления проектом включает в себя этапы планирования, непосредственного руководства и осуществление контроля выполнения программы.

Этап планирования заключается в разработке и внесении в ежегодный план работы образовательного учреждения вопросов, связанных с реализацией программы, что входит в компетенцию администрации ГБПОУ ЛСИТ.

Непосредственное руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляется через инспекционно-контрольную деятельность администрации ГБПОУ ЛСИТ и повседневную руководящую деятельность. Результаты контроля заслушиваются на совещаниях при администрации ГБПОУ ЛСИТ и отражаются в соответствующей документации.

Для координации деятельности и мониторинга эффективности проекта из числа администрации ГБПОУ ЛСИТ назначается координатор, который вносит предложения по корректировке его отдельных положений, отчитывается, перед администрацией ГБПОУ ЛСИТ об исполнении программы, осуществляет анализ его реализации. В функции координатора программы входит разработка необходимой отчетной документации.

Социально-экономическая эффективность программы.

Важнейшим количественным показателем, характеризующим социально-экономическую эффективность программы являются показатели количества обучающихся лицея, совершивших преступления, административные правонарушения, общественно опасные деяния.

Возможные риски в ходе реализации программы.

На результативность реализации программы могут повлиять следующие факторы:

  • дальнейшие кадровые и структурные реорганизации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, влияющие на эффективность межведомственного взаимодействия.

Предлагаемые компенсации

  • вносить своевременно коррективы в содержание отдельных пунктов программы, условий ее реализации, практической деятельности участников в зависимости от получаемых результатов, на основе данных систематического контроля хода работы.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт