Медиация как способ урегулирования конфликтов. Медиация как средство разрешения конфликтов

29.09.2019

Практически все знают на своем опыте, что такое межличностный конфликт, но мало кто знает все способы разрешения конфликтов в семье (с родителями и детьми, с мужем или женой, со старшим поколением), в школе, на работе (с начальством, подчиненными, коллегами), в социуме, в коллективе, в бизнесе (с партнерами)…

Не стоит забывать и про самый распространенный, внутриличностный конфликт , т.е. когда у человека внутри идет противостояние желаний, интересов, стереотипов и возможностей — этот конфликт между разными «Я» человека приводит к психологическим расстройствам. И в данном контексте, процедура медиации — это помощь психолога, который здесь и является посредником на пути решения конфликта.

Сегодня, на сайте сайт, вы узнаете какие бывают межличностные конфликты, сможете прочитать основные способы разрешения конфликтов, пройти тесты на конфликтность и агрессивность, а главное — вы поймете что такое процедура медиации — привлечение посредника для решения спора и конфликта любой сложности, как в близких, любовных и семейных отношениях, так и в социальных — на работе, в коллективе, в бизнесе…

Конфликты в межличностных отношениях

Давайте рассмотрим в кратце, какие бывают конфликты в межличностных отношениях.

Общие типы конфликтов:

  1. Внутриличностный (когда конфликтуют внутренние интересы, желания, возможности и необходимости между собой в голове человека)
  2. Межличностный (конфликт одного человека с другим, из-за разницы интересов, взглядов, целей…)
  3. Между личностью и группой (непринятие отдельным человеком устоев и правил отдельной социальной группы,
    и наоборот — группа не принимает позиции отдельного своего члена)
  4. Межгрупповой (конфликты между сообществами, нациями, этносами, конфессиями, расами, политическими партиями, государствами и т.п.)
  5. Конфликт с внешней средой, с миром (с нормами культуры, общества, законами, порядками, традициями и т.д.)

Пять стратегий поведения в межличностном конфликте:

  1. Приспособление (одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать)
  2. Избегание (уход от конфликтной ситуации)
  3. Компромисс (приемлемое для обеих сторон решение, за счет взаимных уступок)
  4. Соперничество (активное противостояние другой стороне, вплоть до агрессии)
  5. Сотрудничество (обсуждение и реализация взаимовыгодного решения, типа «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы»)

Процедура медиации, как способы разрешения конфликтов

Что же такое и как происходит процедура медиации, как способа разрешения конфликтов — рассмотрим подробнее:


Медиация — это очень эффективный способ решения конфликта, урегулирования споров, при привлечении третьей независимой, нейтральной, беспристрастной и незаинтересованной в конкретном споре стороны — посредника (медиатора).

В качестве медиатора может быть любое физическое лицо, являющееся неким авторитетом для конфликтующих сторон, в силу своей профессии, опыта, знаний (например, психолог, адвокат, врач…, эксперт в какой-либо области).

В области правоотношений граждан , процедура медиации регламентируется Федеральным Законом от 27.07.2010г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», вступившим в силу с 1.01.2011г.

Это вместо долгосрочной и выматывающей процедуры судебного разбирательства по искам сторон.

В области оказания психологической помощи (психологии отношений) роль медиатора (посредника) в урегулировании межличностных конфликтов (в семье, на работе, в обществе) играет психолог, психотерапевт или психоаналитик, так же специалист с психологическим образованием помогает решить внутриличностный конфликт, выступая в качестве арбитра, («Рационального Я») в конфликте между желанием («Эмоциональное Я», живущее по принципу — хочу, не хочу) и предвзятыми убеждениями («Стереотипное Я», живущее по принципу — надо, должен, нельзя) клиента.

Конечная цель процедуры медиации — и в той и другой областях — помочь людям придти к сотрудничеству или компромиссу, тем самым урегулировав конфликтную ситуацию.

То же и при внутриличностном конфликте — дисгармонии души — цель психолога создать условия для душевной гармонии, чтобы все Эго-состояния человека существовали в сотрудничестве друг с другом, т.к. конфликт между ними приводит человека к нервно-психическим расстройствам, депрессиям, фобиям, неврозам и психозам — что в общем грозит нарушением отношений и взаимодействий людей и межличностными конфликтам.

Чем полезен в разрешении конфликтов посредник (медиатор)

Итак, чем же полезен в разрешении конфликтов посредник, привлеченный со стороны?
Т.к. сам конфликт по своей сути — столкновение различных интересов, взглядов, точек зрения…, и противостояние, противоборство двух сторон, каждая из которых хочет доказать свою правоту, то привлечение стороннего медиатора и сама процедура медиации является самым продуктивным способом решения споров и разрешения конфликтов.

Медиатор (привлеченный посредник) — лицо не заинтересованное в победе одной из сторон — для него обе стороны равны, и его цель — проведя диалог, и являясь как бы независимым арбитром, привести конфликтующие стороны к сотрудничеству (на худой конец — к компромиссу) — вот чем полезен в разрешении конфликтов посредник (медиатор).


Медиация онлайн: Помощь семейного психолога в разрешении конфликтов, споров с мужем или женой, с родителями и детьми, с тещей и свекровью — решение внутриличностных конфликтов

– Председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов. (1

Аннотация. В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которое сложно согласуется между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Дан критический анализ Федерального Закона о медиации, сформулированы проблемные вопросы. Дано содержательное различие между профессионалом и любителем. Сформулированы рекомендации.

Ключевые слова. Конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор.

Преамбула.

Становление и развитие относительно новых для Российского общества профессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмыслять и обсуждать возникающие в деятельности проблемы разного характера, в том числе инструментального (понятийного).

В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние. Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация… 2008].

Исходя из вышесказанного, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких, как конфликтология и медиация.

В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции в конфликтологической деятельности, функции которых как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр), медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликтменеджер.

Многолетние дискуссии показывает, что у специалистов, деятельность которых в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в процессе разрешения конфликта.

Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение людей, не особо различающих специфические требования профессиональных функций. Вопрос «является ли медиатор конфликтологом ?» появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к профессиональным стандартам) как конфликтолога, так и медиатора.

Анализ кейса: постановка проблемы.

На очередном семинаре по управлению конфликтами, один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него есть конфликт в организации, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе семинара принимали участие: медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник кратко рассказал о конфликте и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь. Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно отметить, как ответили разные функциональные позиции на вопрос «начала начал» — с чего в первую очередь надо начинать в «работе» с конфликтом.

Медиатор: В целях до судебного разбирательства конфликта и достижения согласия, требуется привлечь медиатора .

Психолог: Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания психологической помощи.

Юрист: Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих ваши права конфликтующих сторон.

Социолог: Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта в организации.

Конфликтолог: Для начала необходимо провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы определить - ЧТО является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.) в этом конфликте.

Разные советы указывают одновременно, как на специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения. Не вызывает сомнения о том, что между функциональными позициями, коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени. Как любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина А.В., Косовская В.А. 2012]. (Схема №1)

Схема №1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин.

На наш взгляд, вопросы о методологических, технологических и предметно-содержательных различениях, являются основополагающими в становлении и развитии медиации и конфликтологии в России, как системных дисциплин.

Медиация: возможности инструментария и его основные ограничения.

Усложнение процессов взаимодействия государства и общества несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов, опасность необратимой дезорганизации и даже катастрофы распада государства. Именно государство является основным механизмом, который должен быть нацелен на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором, как организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк. Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.

На вопросы, какова основная функция медиации, тождественна ли эта функция государству и др. размышляет А.Ахиезер, который считает, что «медиатор и государство в принципе тождественны» [Ахиезер А.С. 1998: 99-101]. Логика рассуждения автора такова. Если основной функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых условий для разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной медиационной задачей государства является интеграции общества и поиск меры между конфликтующими силами. Решать медиационную задачу - это значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т. е. культурой, господствующей в обществе, точнее ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой. Медиационную задачу могут выполнять и другие социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т. д., потенциально - все гражданское общество, которое способно воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.

Можно сформулировать стратегическую цель медиации и основную медиационнную задачу. Цель медиации — формирование социальной среды для разрешения разного рода конфликтов в обществе. Основная медиационная задача — досудебное разрешение конфликтов.

Федеральный Закон о медиации: проблемные вопросы.

В 2010 году в России был принят Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Федеральный закон..2010]. Указанный Закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора [Приказ министерства …2011].

Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы, вместо сторон [Клечкин А.А. 2008:138].

Что в Законе вызывает недоумение, так это Статья 15. п.1. «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе» .

А что такое на НЕпрофессиональной основе, это значит на основе любительства. Между любителем и профессионалом есть содержательные различения. (Таблица № 1)

Таблица №1 . Основные различия между любителем и профессионалом.

Наименование Любитель Профессионал
Цели Своевольные и не осознаются Развитие профессиональной деятельности
Задачи Любые по настроению и желанию Профессиональные, для решения конкретных проблем: теоретических и практических
Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) Не осознается Рефлексируется и критически обсуждается в профессиональном сообществе
Язык Свободный Профессионально-понятийный
Мотивация действий Делает то, что нравится (хочу) Делает то, что необходимо деятельности (должное)
Профессиональное образование Не требуется Требуется
Требование соответствия профессиональному стандарту Игнорируется, не обязательное соответствие Соответствует требованиям профессионального стандарта
Профессиональный контроль НЕ осуществляется Осуществляется
Повышение квалификации НЕ требуется Требуется для аттестации и профессионального роста
Оплата за труд Нет Оплата в разных формах, как подтверждение и признание качества профессиональной работы
Коммуникация Нет требований Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса

Итак, ФЗ о медиации уравнял любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое право заниматься этой деятельностью. К любителям нельзя предъявлять профессиональные нормы деятельности. Представьте такую ситуацию, если бы к преподаванию в вузе, школе, лечению больных, градостроительству, архитекторе и т.д. был бы открыт доступ любителям, заниматься этой деятельность на уровне государства.

В понимании современного российского законодателя, медиатор – это, в большей степени, пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что при таком подходе есть, безусловно, внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем Федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко А.В. 2015: 15]. Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь [Шаманова Р.А. 20014: 63]. Возникает вопрос о том, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден — невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.

Сама медиация может быть предметом изучения конфликтологии, так как вмешательство в конфликт третьей стороны – это всегда его обострение, в связи с проявлением сокрытого, того, что отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться с замечанием российских исследователей, что сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда профессионал (конфликтолог или медиатор.) оказывает вмешательство в конфликт - это на первом этапе способствует его обострению.

Конфликтология: кратко об общем и место медиации в конфликте

Конфликтология – это теоретическая и практическая наука.

1) Теоретический уровень конфликтологии имеет дело с объектом под названием «конфликт», что полагает наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования. Развитая научная дисциплина должна содержать, как минимум, не менее восьми основных типов единиц, которые включают в себя: эмпирические факты;

  • средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);
  • методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы); онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации; модели, репрезентирующие частные объекты исследования; знания, объединяемые в систему, теории;
  • проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
  • задачи научного исследования.

Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий Г.П. 1995: 648-650]. Конфликтология изучает природу конфликта, причины, факторы и другие элементы/процессы/связи конфликта, как объекта исследования/анализа/диагностики.

(Медиация с таким объектом дело не имее т).

2) В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.

Масштабность и степень эскалации конфликта показывают количество участников, вовлеченных в конфликт. Чем большей людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество.

Микроуровень, первичный/локальный уровень объединяет внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Мезоуровень объединяет конфликты между организациями и регионами. Макроуровень – конфликты между государствами и конфликт цивилизаций.

Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы в России работают на микроуровне.

Для конфликтолога важно использовать профессиональные средства для того, чтобы:

  • распознать конфликт на ранних стадиях;
  • выявить проблемы и противоречия;
  • способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;
  • смоделировать развитие конфликта;
  • выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;
  • разработать технологию локализации деструктивных форм конфликтного взаимодействия.

(Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом – не нужны ).

5) Конфликтная ситуация включает в себя три этапа: предконфкликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация. Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация) когда конфликт уже приобрёл четкие ориентиры, формы и процессы. Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит основной инструментарий медиатора – это технологии переговоров.

Резюме.

Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов — это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров…

На наш взгляд, требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов:

  1. Внесение в Закон о медиации корректировки в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.
  2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.

Управление конфликтом требует выбора конкретного конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только для рационального /эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем в системе деятельности.

Список литературы

Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). №2. 2012.

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь / 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. — 600 с.

Давыденко А.В. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации // Российский судья. 2015. №2. С. 15.

Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. №9.

Медиация — понять, принять и применять (интервью с А.Д. Карпенко) // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2008. №5.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. №60. 23.03.2011.;

Профессиональный стандарт медиатора УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. №1041н

Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. №168. 30.07.2010.

Шаманова Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России // Вопросы российского и международного права. 2014. №8 — 9. С. 63.

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

(Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия// Журнал «Власть». № № 10 (2016) с. 69-75 (Реферативный журнал, ВАК). )

методист СПб государтсвенное бюджетное учреждение "Подростково-молодежный досуговый центр "Фрунзенский" Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, кандидат филологических наук, доцент. Участник (с докладом) ряда городских и международных конференций и форумов по профориентации молодежи, координатор Первого молодежного патриотического форума Фрунзенского района СПб "Патриотизм: современные вызовы будущего" (27.04.2018) и выездного образовательного добровольческого форума (12-13 апреля 2018, п.Репино). Участник (с докладом) Международного петербургского культурного форума (ноябрь 2017) Автор ряда молодежных программ и проектов - по летней занятости, по добровольчеству, по профилактике рискованного поведения среди несовершеннолетних.

Эксперт: в области филологии, коммуникации, молодежной политики

Медиация как новая технология общения. Что написано в Федеральном законе, где и как применить его на практике. Пример школьной медиации.

Внедрение медиативных технологий в работу с конфликтными ситуациями, в первую очередь, в подростково-молодежной среде, на протяжении более двадцати лет в России напрямую зависело исключительно от инициативы отдельных специалистов и руководителей.

Принятие федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» , регламентирующего использование медиативной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, стало революционным в развитии медиации в нашей стране.

Цель закона

Это особенно актуально и, тем более, перспективно в ситуации разрешения как спорных вопросов так и острых конфликтов, в молодежной среде, с последующим их разбором и методическим описанием.

Несовершеннолетние и молодежь – уязвимая категория для возникновения острых конфликтных ситуаций, спровоцированных недомолвками с родителями, непониманием в школе, несогласием в кругу друзей.

Эти веские факторы вызывают не просто замыкание на самом себе, но и «уход» подростка от реальности и его «выход» в виде асоциального поведения.

Что такое медиация

Медиация – это одна из технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора) не заинтересованной в данном конфликте, но помогающей выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Основные принципы медиативных сессий

  • конфиденциальность выявленной медиатором информации,
  • нейтральность позиции медиатора,
  • равноправие сторон в процессе медиативной сессии
  • и, обязательно, добровольность участия в ней .

Эффективность (медиабельность) споров

Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем. Не возможно проводить медиативную сессию, если стороны не хотят урегулировать конфликтную ситуацию, когда одна из сторон недееспособна (например, зависимость от наркотиков, ПАВ, алкоголя), если тематика медиации может нанести психическую травму самому медиатору, в криминальных конфликтах, при работе с близкими.

Согласно Закону, существуют и определенные ограничения в проведении процедуры.

Процесс медиации состоит из нескольких стадий:

* Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора – продолжается достаточно долго, примерно 15-20 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации.

* Презентация сторон, когда каждая из сторон представляет суть произошедшего конфликта – при презентации и пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа:

Я правильно вас понял?

Я не упустил ничего существенного?

* Дискуссия, в которой стороны вырабатывают вопросы для обсуждения в переговорах;

* Кокус, в который входит индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон – посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон;

* Общая сессия – дискуссия по выработке предложений;

* Подготовка проекта соглашения;

* Выход из медиации – удовлетворенность медиацией конфликтующих сторон.

Функции медиатора

  1. При всем вышеупомянутом, медиатор выполняет функцию беспристрастного организатора происходящего процесса, активного слушателя, постоянно анализирующего конфликт и проверяющего реалистичность.
  2. В процессе сессии, расширяя ресурсы и обучая ведению переговоров, он обязан сохранять психологический климат на протяжении всей сессии и, подытоживая работу, помочь сторонам в составлении итогового соглашения (или «списка обещаний»), которое стороны декларируют письменно и обязательно указывают, что конкретно каждая сторона сделает или не сделает, что бы конфликт был урегулирован окончательно.

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Пример школьной медиации

Предметом конфликта между учителем/преподавателем и родителем стал вопрос о предвзятом отношении учителя к одному из учащихся выпускного класса. Родительница была возмущена тем, что учитель вызвала ее на разговор в школу из-за неуспеваемости сына. Она была уверена, что ее ребенок обязан приносить домой только пятерки и четверки, а раз ему ставят тройки и двойки, значит виноват учитель-предметник.

Учитель предложила урегулировать конфликт с помощью медиации.

При этом медиатором выступил не психолог и не юрист, а родитель из параллельного класса.

Медиация заняла три часа. Однако, урегулировать конфликт удалось, соблюдая все этапы медиации, “эхо-повтор” медиатором услышанного и нахождение медиатором общего желаемого между конфликтующими.

В данном случае требования были разными, но, как правило, оба участника были согласны, что их главная задача - действовать не в своих интересах, а в интересах ребенка. Это стало фундаментом будущих договоренностей.

Через две недели методиатор проверил, действительно ли стороны соблюдают соглашение и нужна ли дальнейшая помощь (психолога, юриста и т.д.)?

Медиация необходима людям, которые готовы к применению новых технологий в общении, уходя от привычных, стереотипных формул повседневности. Это действенный инструмент, который позволит продолжить взаимодействие между субъектами, не поступаясь своими интересами и, при этом, не теряя свое лицо. Осознавая социальную значимость интеграции инновационных методов, мы должны понимать, что этот подход очень важен в процессе воспитания детей, подростков и молодежи.

  1. портал “Медиация в образовании” – кейсы, алгоритмы, ауди-видео материалы для проведения медиаций.
  2. Хрестоматия альтернативного решения споров – представлен опыт отечественных коллег. И не только в сфере образования.
  3. Центр медиации и права – можно пройти обучение по нескольким программам, включая “Школьную медиацию”
  4. СПБ ГБУ “Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи “КОНТАКТ” – полезная информация, новости, обучение.

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов. Медиация (от лат Mediation - посредничество) - это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфл ликтнои ситуации. Она позволяет избежать потери времени в судебных разбирательствах и дополнительных и непредсказуемых материальных издержкахрат.

. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между стр. сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашенийи.

В древние времена правосудие было быстрым, непредсказуемым и субъективным. Людям, которые нуждались делового решения дел, не нравилось рисковать при принятии решений, поэтому ими создавались свои в собственные системы, такие как торговые палаты. Это позволяло предпринимателям тех времен улаживать конфликтные ситуации без убийств и непредсказуемых решений судей и присяжных. Так появился прообраз современных. Арби тиражного судедів.

Его преимущество заключалось в том, что результат был более предсказуем и решение было окончательным. Недостатком была абсолютная победа или абсолютное поражение из-за того, что обе стороны обязаны были подчиняется рыться результата, независимо от того, согласны они с ним или нет. Чаще арбитражное решение завершало не только конфликт, но и отношения между его сторонами. Многие изменилось с тех времен. Некоторые вещи стал и намного лучше, более быстрыми и дешевыми. К большому сожалению, это не касается отечественного судопроизводства. Рассмотрение дела в судах стал намного длиннее и дороже. Поэтому во многих развитых странах возродился древний метод медиацийедіації.

Во многих случаях, если люди могут решить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при противостоянии или судебном разбирательстве. Однако в основном им этого не удается сделать без помощи кого-то третьего. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния и неравенство социального положения могут стать препятствиями на пути к конструктивным переговорамів.

Как утверждает известный российский конфликтолог. ОВ. Вишневская, статистика развитых стран показывает, что 83-85% всех конфликтов с использованием медиаторов успешные. Даже если желаемого результата не добьюсь уто, то привлечение медиаторов способствует взаимопониманию между сторонами и положительно влияет на восприятие действия противоположной стороны в судебном процессеесі.

Принципы медиации

1. Беспристрастность

Медиатор должен выполнять свою работу объективно и честно. Он должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. Идея беспристрастности является центральной в о оцеси медиации. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс бесстрастно, он обязан прекратить медиацийцію.

Медиатор должен избегать такого поведения, которая давала бы повод почувствовать предубежденность относительно определенной стороны. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора

Когда медиатор назначается судом или иным учреждением, то эта организация должна приложить максимум усилий для обеспечения беспристрастности услуг медиатора

Медиатор должен остерегаться предвзятости или предубеждений, основанных на личных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации

Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте

Медиатор должен выявить имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте. После этого он должен отказаться от медиации или получить согласие сторон на проведение медиации. Если все стороны согласуют ься на медиацию после того, как были проинформированы, медиатор может продолжить медиацию. Однако интерес в конфликте порождает некоторые сомнения в объективности процесса, медиатор должен отказаться от процессесу.

2. Конфиденциальность

Медиатор должен обеспечить ожидания сторон относительно конфиденциальности, зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и резуль ьтаты медиации, если на это нет согласия всех сторон или если этого не требует закон.

Поскольку гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит частные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с пог рассмотрения конфиденциальности, должен быть обсужден со всеми сторонами заранее. С целью защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во процессе медиации, качества прохождения дела или предлагаемых решениях. Если стороны договорились, что вся или часть информации, выявленной в процессе медиации, является конфиденциальной, то такая сделка сто. Сторон должно быть для медиатора обязательновою.

Конфиденциальность не может толковаться как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации соответствующими людьми. При соответствующих обстоятельствах ученым может быть разрешен и доступ к статистическим данным и, с согласия сторон, к зарегистрированным дел, присутствие во время самого процесса медиации и на интервью с участниками медиацийї.

3. Добровольность

Процедура медиации является сугубо добровольным. Никто не может заставить стороны воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - это добровольный процесс, основанный на стремлении сторон достичь и честной и справедливой соглашенийди.

Добровольность проявляется в том, что:

Одну сторону нельзя принудить к участию в медиации;

Каждый участник может выйти из процесса медиации на любом этапе;

Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольным;

Стороны сами контролируют ход и результаты медиации;

Услуги медиатора течение всей процедуры принимаются обеими сторонами добровольно

Медиатором может выступать кто угодно, однако существуют группы людей, которые вследствие своего статуса относятся к официальным медиаторов:

Межгосударственные организации (ООН);

Государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

Государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию

конфликтов);

Представители правоохранительных органов (участковый инспектор в бытовых конфликтах);

Руководители относительно своих подчиненных;

Общественные организации (профсоюзы);

Профессиональные медиаторы-конфликтологи

В неофициальных медиаторов, к которым можно обратиться за помощью благодаря их образованию или большом жизненному опыту, можно отнести:

Представителей религиозных организаций;

Профессиональных психологов;

Социальных педагогов;

Юристов

В роли спонтанных медиаторов могут выступать свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Впрочем в этом случае речь не идет о профессиональной помощи

Медиация необходима в следующих случаях:

1. Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров и зафиксировать его документально

2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность

3. Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон

4. Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства

5. Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях

Медиация позволяет сторонам выйти из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий уровень культуры общения сторон, тогда как после судебного разбирательства обычно все заканчивается разрывом отношений или иным мы неприятными последствий.

Конфликты, которые необходимо решать в суде:

2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны

3. Когда существует необходимость контроля правоохранительных органов за поведением одной из сторон после вынесения решения

4. Когда в конфликте является наличие нарушений норм уголовного кодекса или положений. Конституции Украины

функцию медиатора

1. Оценщик конфликтов. В этой роли медиатор должен взвешенно и тщательно изучить все, что касается участников конфликта, собрать информацию о всех ее участников. Эту информацию можно получить такими способа амими:

Изучить досье или газетные статьи, что есть в его распоряжении;

Определить участие и поведение противоборствующих сторон в предыдущих конфликтах;

Определить позиции сторон в процессе предварительных разговоров ("вентиляции");

Наблюдать действия сторон во время дискуссий по процедурным вопросам

2. Активный слушатель. В этой роли медиатор должен все внимательно выслушать, чтобы уяснить как содержательную, так и эмоциональную составляющие конфликта. Активное слушание включает следующее:

Обеспечение обратной связи между сторонами с тем, чтобы удостовериться, что одна сторона услышала и поняла, что говорит другой;

Отделение эмоциональных факторов от содержательных вопросов конфликта;

Поиск и раскрытие истинных интересов сторон;

Отделения вопросов, не связанных с реальными интересами сторон, от проблем, связанных с интересами сторон;

Проявление гнева, если он целесообразен и имеет конструктивный характер;

Обеспечение возможности конфликтующим сторонам понять их позиции;

Определение моментов ощущение сторонами несправедливости или принуждение к сделке;

Понимание того, когда сторонам нужно больше информации, консультаций или предоставления времени для обдумывания проблем

3. Беспристрастный организатор процесса. В этой роли медиатор должен:

Оказывать помощь в установлении основных положений, которые лягут в основупроцедурних соглашений;

Наносить тон процесса переговоров;

Помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

Создавать условия для установления корректных отношений между сторонами;

Удерживать стороны в пределах правил ведения договорного процесса; "

Обеспечивать и поддерживать психологическое удовлетворение каждой из сторон ходом и результатами переговорного процесса

4 быть генератором альтернативных предложений

В этой роли медиатор обязан помочь противодействующим сторонам найти другие решения, которые в итоге могут спасти репутацию сторон

5 статей источником информации

Медиатор должен обеспечивать участников конфликта информацией или оказывать им помощь в ее поиске, но не должен давать никаких юридических толкований, разъяснений или советов, даже если он является адвокатом, не зависеть от всякого рода побочной информации, уточнений и интерпретаций. Медиатор не может вмешиваться в позиции сторин.

6. Служить помощником в выработке сторонами окончательных домовл иен остей

В этой роли медиатор должен удостовериться, что конфликтующие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании конфликта. Кроме того, стороны должны полностью согласовываться с условиями соглашения и б быть способными выполнить свою часть договоренностей. Роль медиатора - не просто помочь сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы эти договоренности были надежными и долгосрочнымми.

7. Обучать стороны правилам ведения партнерских переговоров. В этой роли медиатора нужно учить стороны думать, действовать и вести

переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участников конфликта не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество, и нуждаются в обучении и помощи при выработке и поиска решений, которые зад довольнялы как их собственные, так и интересы другой стороны. В научной литературе выделяют пять типов медиаторов: 1. Третейский судья. Обладает максимальными возможностями для решения проблемы изучает проблему всесторонне, его решение не оскаржуютують.

2. Арбитр характеризуется так же, но стороны конфликта могут не согласиться с его решением и обратиться к другому

3. Посредник обладает необходимыми знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но играет нейтральную роль и окончательное решение принадлежит оппонентам

4. Помощник организует встречи, но не участвует в обсуждении проблем

5. Наблюдатель только присутствует в зоне конфликта и своим присутствием смягчает его протекания

Ученые выделяют несколько сценариев развития медиации:

Классическая медиация начинается с принятия соглашения сторонами и заканчивается исполнением договоров. Она дополняет возможности судебного регулирования, распутывает конфликт, налаживает связи между сторонами и прив водит стороны к выполнению условий соглашенийи.

Внутрисистемные медиация действует тогда, когда медиатор является частью конфликтующей системы. Например, внутрисистемным медиатором выступает директор, который помогает персоналу решить конфликт между двумя с сотрудниками.

Адвокатское посредничество происходит тогда, когда медиатором выступает адвокат или адвокаты сторон. Они работают в этом случае и как юристы, и как посредники

Тактика действия медиатора:

Тактика поочередного выслушивания участников конфликта-применяется для выяснения ситуации и выслушивания предложений;

Директивная действие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов с целью склонить их к примирению;

Операция - медиатор ведет переговоры при одновременном участии обеих сторон;

Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из участников конфликта ошибочность его позиции;

Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их позиции

Стадии медиации

Стадия 1. Формирование структуры и доверия

Эта стадия закладывает основу взаимоотношений и делает процесс медиации понятным и приемлемым для участников

На первом шаге целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели (согласно их желаниям - командой, индивидуально), хорошо слышали и видели друг друга. Таким образом, учитываются три в важные аспекты: комфорт, коммуникация и возможность контроля. Что касается позиции самого медиатора, то она должна подчеркивать его нейтральность по проблеме и оппонентамів.

Второй шаг - объявление медиатором ролей, которые будут выполняться им и участниками в ходе переговоров. Необходимо сразу же поблагодарить участников за то, что они выбрали именно этот способ урегулирования кон го пункта и пришли на встречу. Далее происходит обсуждение и принятие правил поведения, когда участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольной и безнаказанной. Например, за серьезное за пизнення на переговорный процесс виновник платит штраф, а преждевременный выход из переговорного процесса должно сопровождаться письменным заявлениемвою.

Во время третьего шага медиатор сообщает участникам все, что знает о них и ситуацию, вновь демонстрируя, что ни от кого не имеет секретов

На четвертом шаге участники конфликта рассказывают о своем видении проблемы. Он направлен на выяснение скрытых проблем -"айсбергов", которые пока лишь поверхностно понимаются участниками. Применяю кая открытые вопросы и слушая их молча, медиатор постепенно берет ход дискуссии в свои руки и начинает управлять ею. Если участники переговоров очень раздражены и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл перебивать их в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном время каждого выступлениятупу.

Пятый шаг - это изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении оказывает мысленный прогноз о возможности удовлетворения ожиданий и необходимые для этого технологии

Стадия 2. Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы решение было принято, все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать состояние проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, сначала по отрибно хорошо осознать его причины и сущность. Задача медиатора на этой стадии - выявить все существующие проблемы, поскольку большинство конфликтов имеют, как известно, комплексный характер. Здесь участники водовороте шують, хотят ли они достичь соглашения по всем заявленных проблем или только по некоторым, а также определяют очередность их рассмотрения, так же принимается принципиальное решение о продлении или свертывания робот и. Стадия 3. Поиск альтернативыернатив.

Эта стадия должна быть направлена??на то, что вы хотите сделать с наибольшим эффектом. К поиску решения привлекаются все участники переговорного процесса. При этом следует понимать, что несмотря на обилие пробл лем, обнаруженных и зафиксированных медиатором на данный момент, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких их нужно определить в первую очередейгу.

После осмотра всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Эти критерии также производятся на сессии, а как ориентиры могут фигурировать такиеі:

Прогноз развития событий в случае принятия данного решения;

Последствия (экономические, социальные, политические), возникшие при принятии решения;

Правовые и финансовые ресурсы, способствующие выполнению данного решения или препятствовать ему;

Новые обстоятельства, которые могут возникнуть при выполнении данного решения

На этой стадии медиатор выполняет две важные задачи:

1 помогает сторонам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть

2. Стимулирует участников конфликта к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем предыдущие

Свои решения медиатору следует предлагать только после того, как все участники высказались. Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатления о давлении со стороны медиатора или его симпатии к одной из и сторон. При отсутствии конструктивных предложений смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или во время перерв.

Стадия 4. Переговоры и принятия решения

Главной задачей стадии является направление участников на совместную работу с целью реализации этой задачи полезно начать диалог сторон из наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех компроми исах, которые можно достичь в результате диалога. Следует помнить, что очень длинный список предложений для обсуждения затрудняет принятие решения. Роль медиатора на этом этапе состоит в том, чтобы рассказать о процедурах и технологии, способные помочь принятию эффективного решения. Далее медиатор контролирует организационно-технологическую сторону переговоров, тогда как разговор по содержанию ведут сами участникники.

Таким образом, на этом этапе медиатор дает старт взаимодействия между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена??возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других бе ез всякого давления. Медиатор может остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения во время переговоров. Эта стадия является достаточно тяжелой, и следует помнить, что от повидальнисть за принятие решений является исключительной прерогативой участников конфликтту.

Стадия 5. Составление итогового документа

Медиатор организует составление плана, уточняет формулировки и записывает принятые решения. В процессе выработки приемлемого соглашения следует помнить, что в повестку дня включаются сначала те пункты, по которым х готовность участников к договоренностям наиболее высока. Это готовит свою основа для перехода к следующим, более проблемных вопросов. Часто стороны согласны с пунктами по сути, однако их не устраивают по фиксированные в документе слова, поэтому медиатор должен позаботиться о том, чтобы сделка была приемлема и в стилистическом смысленсі.

Идеальная итоговое соглашение - это такие равноправные, законные и прочные обязательства, выработанные в результате переговоров и с которыми соглашаются конфликтующие стороны. Особое внимание следует уделить процедур ре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа рукопожатия или поднятия бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацийію.

По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. При составлении отчета целесообразно ответить на следующие вопросы:

Что способствовало успеху переговоров, которые возникали трудности, как они преодолевались;

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;

Неожиданности возникли во время ведения переговоров;

Какова была поведение партнера на переговорах;

Какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать при ведении иных переговоров;

Стадия 6. Утверждение соглашения

медиатор вместе со сторонами соглашения следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быстрое и эффективное утверждении принятого документа, представители сторон этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.

Таким образом, медиация - это процесс урегулирования конфликта между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Будучи альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам развитием тку событий, медиация имеет ряд преимуществ, главным из которых является то, что разрешение конфликта достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивает заи нтересовани сторони.

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов. Медиация (от лат Mediation - посредничество) - это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфл ликтнои ситуации. Она позволяет избежать потери времени в судебных разбирательствах и дополнительных и непредсказуемых материальных издержкахрат.

. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между стр. сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашенийи.

В древние времена правосудие было быстрым, непредсказуемым и субъективным. Людям, которые нуждались делового решения дел, не нравилось рисковать при принятии решений, поэтому ими создавались свои в собственные системы, такие как торговые палаты. Это позволяло предпринимателям тех времен улаживать конфликтные ситуации без убийств и непредсказуемых решений судей и присяжных. Так появился прообраз современных. Арби тиражного судедів.

Его преимущество заключалось в том, что результат был более предсказуем и решение было окончательным. Недостатком была абсолютная победа или абсолютное поражение из-за того, что обе стороны обязаны были подчиняется рыться результата, независимо от того, согласны они с ним или нет. Чаще арбитражное решение завершало не только конфликт, но и отношения между его сторонами. Многие изменилось с тех времен. Некоторые вещи стал и намного лучше, более быстрыми и дешевыми. К большому сожалению, это не касается отечественного судопроизводства. Рассмотрение дела в судах стал намного длиннее и дороже. Поэтому во многих развитых странах возродился древний метод медиацийедіації.

Во многих случаях, если люди могут решить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при противостоянии или судебном разбирательстве. Однако в основном им этого не удается сделать без помощи кого-то третьего. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния и неравенство социального положения могут стать препятствиями на пути к конструктивным переговорамів.

Как утверждает известный российский конфликтолог. ОВ. Вишневская, статистика развитых стран показывает, что 83-85% всех конфликтов с использованием медиаторов успешные. Даже если желаемого результата не добьюсь уто, то привлечение медиаторов способствует взаимопониманию между сторонами и положительно влияет на восприятие действия противоположной стороны в судебном процессеесі.

Принципы медиации

1. Беспристрастность

Медиатор должен выполнять свою работу объективно и честно. Он должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. Идея беспристрастности является центральной в о оцеси медиации. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс бесстрастно, он обязан прекратить медиацийцію.

Медиатор должен избегать такого поведения, которая давала бы повод почувствовать предубежденность относительно определенной стороны. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора

Когда медиатор назначается судом или иным учреждением, то эта организация должна приложить максимум усилий для обеспечения беспристрастности услуг медиатора

Медиатор должен остерегаться предвзятости или предубеждений, основанных на личных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации

Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте

Медиатор должен выявить имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте. После этого он должен отказаться от медиации или получить согласие сторон на проведение медиации. Если все стороны согласуют ься на медиацию после того, как были проинформированы, медиатор может продолжить медиацию. Однако интерес в конфликте порождает некоторые сомнения в объективности процесса, медиатор должен отказаться от процессесу.

2. Конфиденциальность

Медиатор должен обеспечить ожидания сторон относительно конфиденциальности, зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и резуль ьтаты медиации, если на это нет согласия всех сторон или если этого не требует закон.

Поскольку гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит частные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с пог рассмотрения конфиденциальности, должен быть обсужден со всеми сторонами заранее. С целью защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во процессе медиации, качества прохождения дела или предлагаемых решениях. Если стороны договорились, что вся или часть информации, выявленной в процессе медиации, является конфиденциальной, то такая сделка сто. Сторон должно быть для медиатора обязательновою.

Конфиденциальность не может толковаться как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации соответствующими людьми. При соответствующих обстоятельствах ученым может быть разрешен и доступ к статистическим данным и, с согласия сторон, к зарегистрированным дел, присутствие во время самого процесса медиации и на интервью с участниками медиацийї.

3. Добровольность

Процедура медиации является сугубо добровольным. Никто не может заставить стороны воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - это добровольный процесс, основанный на стремлении сторон достичь и честной и справедливой соглашенийди.

Добровольность проявляется в том, что:

Одну сторону нельзя принудить к участию в медиации;

Каждый участник может выйти из процесса медиации на любом этапе;

Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольным;

Стороны сами контролируют ход и результаты медиации;

Услуги медиатора течение всей процедуры принимаются обеими сторонами добровольно

Медиатором может выступать кто угодно, однако существуют группы людей, которые вследствие своего статуса относятся к официальным медиаторов:

Межгосударственные организации (ООН);

Государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

Государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию

конфликтов);

Представители правоохранительных органов (участковый инспектор в бытовых конфликтах);

Руководители относительно своих подчиненных;

Общественные организации (профсоюзы);

Профессиональные медиаторы-конфликтологи

В неофициальных медиаторов, к которым можно обратиться за помощью благодаря их образованию или большом жизненному опыту, можно отнести:

Представителей религиозных организаций;

Профессиональных психологов;

Социальных педагогов;

Юристов

В роли спонтанных медиаторов могут выступать свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Впрочем в этом случае речь не идет о профессиональной помощи

Медиация необходима в следующих случаях:

1. Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров и зафиксировать его документально

2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность

3. Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон

4. Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства

5. Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях

Медиация позволяет сторонам выйти из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий уровень культуры общения сторон, тогда как после судебного разбирательства обычно все заканчивается разрывом отношений или иным мы неприятными последствий.

Конфликты, которые необходимо решать в суде:

2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны

3. Когда существует необходимость контроля правоохранительных органов за поведением одной из сторон после вынесения решения

4. Когда в конфликте является наличие нарушений норм уголовного кодекса или положений. Конституции Украины

функцию медиатора

1. Оценщик конфликтов. В этой роли медиатор должен взвешенно и тщательно изучить все, что касается участников конфликта, собрать информацию о всех ее участников. Эту информацию можно получить такими способа амими:

Изучить досье или газетные статьи, что есть в его распоряжении;

Определить участие и поведение противоборствующих сторон в предыдущих конфликтах;

Определить позиции сторон в процессе предварительных разговоров ("вентиляции");

Наблюдать действия сторон во время дискуссий по процедурным вопросам

2. Активный слушатель. В этой роли медиатор должен все внимательно выслушать, чтобы уяснить как содержательную, так и эмоциональную составляющие конфликта. Активное слушание включает следующее:

Обеспечение обратной связи между сторонами с тем, чтобы удостовериться, что одна сторона услышала и поняла, что говорит другой;

Отделение эмоциональных факторов от содержательных вопросов конфликта;

Поиск и раскрытие истинных интересов сторон;

Отделения вопросов, не связанных с реальными интересами сторон, от проблем, связанных с интересами сторон;

Проявление гнева, если он целесообразен и имеет конструктивный характер;

Обеспечение возможности конфликтующим сторонам понять их позиции;

Определение моментов ощущение сторонами несправедливости или принуждение к сделке;

Понимание того, когда сторонам нужно больше информации, консультаций или предоставления времени для обдумывания проблем

3. Беспристрастный организатор процесса. В этой роли медиатор должен:

Оказывать помощь в установлении основных положений, которые лягут в основупроцедурних соглашений;

Наносить тон процесса переговоров;

Помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

Создавать условия для установления корректных отношений между сторонами;

Удерживать стороны в пределах правил ведения договорного процесса; "

Обеспечивать и поддерживать психологическое удовлетворение каждой из сторон ходом и результатами переговорного процесса

4 быть генератором альтернативных предложений

В этой роли медиатор обязан помочь противодействующим сторонам найти другие решения, которые в итоге могут спасти репутацию сторон

5 статей источником информации

Медиатор должен обеспечивать участников конфликта информацией или оказывать им помощь в ее поиске, но не должен давать никаких юридических толкований, разъяснений или советов, даже если он является адвокатом, не зависеть от всякого рода побочной информации, уточнений и интерпретаций. Медиатор не может вмешиваться в позиции сторин.

6. Служить помощником в выработке сторонами окончательных домовл иен остей

В этой роли медиатор должен удостовериться, что конфликтующие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании конфликта. Кроме того, стороны должны полностью согласовываться с условиями соглашения и б быть способными выполнить свою часть договоренностей. Роль медиатора - не просто помочь сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы эти договоренности были надежными и долгосрочнымми.

7. Обучать стороны правилам ведения партнерских переговоров. В этой роли медиатора нужно учить стороны думать, действовать и вести

переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участников конфликта не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество, и нуждаются в обучении и помощи при выработке и поиска решений, которые зад довольнялы как их собственные, так и интересы другой стороны. В научной литературе выделяют пять типов медиаторов: 1. Третейский судья. Обладает максимальными возможностями для решения проблемы изучает проблему всесторонне, его решение не оскаржуютують.

2. Арбитр характеризуется так же, но стороны конфликта могут не согласиться с его решением и обратиться к другому

3. Посредник обладает необходимыми знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но играет нейтральную роль и окончательное решение принадлежит оппонентам

4. Помощник организует встречи, но не участвует в обсуждении проблем

5. Наблюдатель только присутствует в зоне конфликта и своим присутствием смягчает его протекания

Ученые выделяют несколько сценариев развития медиации:

Классическая медиация начинается с принятия соглашения сторонами и заканчивается исполнением договоров. Она дополняет возможности судебного регулирования, распутывает конфликт, налаживает связи между сторонами и прив водит стороны к выполнению условий соглашенийи.

Внутрисистемные медиация действует тогда, когда медиатор является частью конфликтующей системы. Например, внутрисистемным медиатором выступает директор, который помогает персоналу решить конфликт между двумя с сотрудниками.

Адвокатское посредничество происходит тогда, когда медиатором выступает адвокат или адвокаты сторон. Они работают в этом случае и как юристы, и как посредники

Тактика действия медиатора:

Тактика поочередного выслушивания участников конфликта-применяется для выяснения ситуации и выслушивания предложений;

Директивная действие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов с целью склонить их к примирению;

Операция - медиатор ведет переговоры при одновременном участии обеих сторон;

Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из участников конфликта ошибочность его позиции;

Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их позиции

Стадии медиации

Стадия 1. Формирование структуры и доверия

Эта стадия закладывает основу взаимоотношений и делает процесс медиации понятным и приемлемым для участников

На первом шаге целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели (согласно их желаниям - командой, индивидуально), хорошо слышали и видели друг друга. Таким образом, учитываются три в важные аспекты: комфорт, коммуникация и возможность контроля. Что касается позиции самого медиатора, то она должна подчеркивать его нейтральность по проблеме и оппонентамів.

Второй шаг - объявление медиатором ролей, которые будут выполняться им и участниками в ходе переговоров. Необходимо сразу же поблагодарить участников за то, что они выбрали именно этот способ урегулирования кон го пункта и пришли на встречу. Далее происходит обсуждение и принятие правил поведения, когда участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольной и безнаказанной. Например, за серьезное за пизнення на переговорный процесс виновник платит штраф, а преждевременный выход из переговорного процесса должно сопровождаться письменным заявлениемвою.

Во время третьего шага медиатор сообщает участникам все, что знает о них и ситуацию, вновь демонстрируя, что ни от кого не имеет секретов

На четвертом шаге участники конфликта рассказывают о своем видении проблемы. Он направлен на выяснение скрытых проблем -"айсбергов", которые пока лишь поверхностно понимаются участниками. Применяю кая открытые вопросы и слушая их молча, медиатор постепенно берет ход дискуссии в свои руки и начинает управлять ею. Если участники переговоров очень раздражены и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл перебивать их в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном время каждого выступлениятупу.

Пятый шаг - это изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении оказывает мысленный прогноз о возможности удовлетворения ожиданий и необходимые для этого технологии

Стадия 2. Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы решение было принято, все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать состояние проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, сначала по отрибно хорошо осознать его причины и сущность. Задача медиатора на этой стадии - выявить все существующие проблемы, поскольку большинство конфликтов имеют, как известно, комплексный характер. Здесь участники водовороте шують, хотят ли они достичь соглашения по всем заявленных проблем или только по некоторым, а также определяют очередность их рассмотрения, так же принимается принципиальное решение о продлении или свертывания робот и. Стадия 3. Поиск альтернативыернатив.

Эта стадия должна быть направлена??на то, что вы хотите сделать с наибольшим эффектом. К поиску решения привлекаются все участники переговорного процесса. При этом следует понимать, что несмотря на обилие пробл лем, обнаруженных и зафиксированных медиатором на данный момент, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких их нужно определить в первую очередейгу.

После осмотра всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Эти критерии также производятся на сессии, а как ориентиры могут фигурировать такиеі:

Прогноз развития событий в случае принятия данного решения;

Последствия (экономические, социальные, политические), возникшие при принятии решения;

Правовые и финансовые ресурсы, способствующие выполнению данного решения или препятствовать ему;

Новые обстоятельства, которые могут возникнуть при выполнении данного решения

На этой стадии медиатор выполняет две важные задачи:

1 помогает сторонам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть

2. Стимулирует участников конфликта к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем предыдущие

Свои решения медиатору следует предлагать только после того, как все участники высказались. Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатления о давлении со стороны медиатора или его симпатии к одной из и сторон. При отсутствии конструктивных предложений смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или во время перерв.

Стадия 4. Переговоры и принятия решения

Главной задачей стадии является направление участников на совместную работу с целью реализации этой задачи полезно начать диалог сторон из наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех компроми исах, которые можно достичь в результате диалога. Следует помнить, что очень длинный список предложений для обсуждения затрудняет принятие решения. Роль медиатора на этом этапе состоит в том, чтобы рассказать о процедурах и технологии, способные помочь принятию эффективного решения. Далее медиатор контролирует организационно-технологическую сторону переговоров, тогда как разговор по содержанию ведут сами участникники.

Таким образом, на этом этапе медиатор дает старт взаимодействия между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена??возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других бе ез всякого давления. Медиатор может остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения во время переговоров. Эта стадия является достаточно тяжелой, и следует помнить, что от повидальнисть за принятие решений является исключительной прерогативой участников конфликтту.

Стадия 5. Составление итогового документа

Медиатор организует составление плана, уточняет формулировки и записывает принятые решения. В процессе выработки приемлемого соглашения следует помнить, что в повестку дня включаются сначала те пункты, по которым х готовность участников к договоренностям наиболее высока. Это готовит свою основа для перехода к следующим, более проблемных вопросов. Часто стороны согласны с пунктами по сути, однако их не устраивают по фиксированные в документе слова, поэтому медиатор должен позаботиться о том, чтобы сделка была приемлема и в стилистическом смысленсі.

Идеальная итоговое соглашение - это такие равноправные, законные и прочные обязательства, выработанные в результате переговоров и с которыми соглашаются конфликтующие стороны. Особое внимание следует уделить процедур ре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа рукопожатия или поднятия бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацийію.

По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. При составлении отчета целесообразно ответить на следующие вопросы:

Что способствовало успеху переговоров, которые возникали трудности, как они преодолевались;

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;

Неожиданности возникли во время ведения переговоров;

Какова была поведение партнера на переговорах;

Какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать при ведении иных переговоров;

Стадия 6. Утверждение соглашения

медиатор вместе со сторонами соглашения следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быстрое и эффективное утверждении принятого документа, представители сторон этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.

Таким образом, медиация - это процесс урегулирования конфликта между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Будучи альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам развитием тку событий, медиация имеет ряд преимуществ, главным из которых является то, что разрешение конфликта достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивает заи нтересовани сторони.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт