Мария египетская. Икона и краткая история земной жизни

15.10.2019

Преподобная Мария Египетская, которая на примере собственной жизни продемонстрировала, что спасение может получить любой, даже самый последний отчаявшийся грешник, жила в середине V и в начале VI столетия. Мария родилась в Египте в Александрии.

С двенадцати лет девочка жила без родительского надзора и с головой окунулась в греховную жизнь. Соблазнов было много и соблазнителей не меньше. В годы юности Марии пришлось многое пережить, но близился час, когда девушке было суждено познать милость Божью.

Путь из Александрии в Иерусалим

Однажды она присоединилась к группе паломников, которые следовали в Святую Землю. Так и началось ее путешествие к благости и спасению. В Иерусалим они прибыли на корабле. Мария держалась паломников, которые следовали в храм Воскресения Христова. Все прибывшие проследовали внутрь. За исключением Марии, которая и шагу не могла ступить, будто ее удерживала какая-то невидимая, но необычайно сильная рука.

Через много лет после этого Мария расскажет старцу Зосиме о своей попытке войти в храм. «Грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой».

Самое значимое, что происходило с юной грешницей в эти мгновения, снаружи не было заметно. Начало духовного перерождения происходило внутри. Мария внезапно осознала все свои грехи и в ней зародилось непреодолимое желание изменить свою жизнь. В дверном проеме храма сбоку Мария заметила икону Богородицы. Девушка начала молиться и просить ее помощи. Внезапно она ощутила, как-будто пелена спала с ее тела и почувствовала, что больше ничего не мешает ей войти внутрь храма.

Первые минуты просветления принесли свои плоды. О чем Мария молилась перед Богородицей в тот день, она исполнила и даже более того. Когда Мария молилась в храме, она услышала внутренний голос, который сообщил ей: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Мария поняла, что ее молитва принята и отправилась в пустыню. Она вышла из храма. Незнакомец подал ей милостыню - три медные монеты. На них Мария купила себе хлеб.

Из Иерусалима она отправилась в Иорданскую пустыню и провела там практически в полном уединении почти половину столетия. Все эти годы она провела, соблюдая пост и молитву. Суровые аскезы очистили ее сердце и позволили превратить его в достойную обитель для Святого Духа. Подробнее о правилах читайте в разделе . Напомним, что память о Марии Египетской совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста. В 2019 году — 14 апреля.

Старец Зосима и путешествие в пустыню

Кто в полной мере в то время смог оценить великие подвиги, совершенные Марией, так это святой старец Зосима, который жил в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи. По внутреннему зову он направился в Иорданскую пустыню, где и состоялась его встреча со святой, которую позже стали называть Марией Египетской. Их встреча состоялась, когда Мария уже была глубокой старицей. Зосима, который сам отличался высоким духовным уровнем, был поражен ее святостью и обретенным даром прозорливости.

По преданию, однажды он увидел Марию Египетскую, когда та во время молитвы возвысилась над землей, в другой раз - когда святая пересекала реку Иордан, передвигаясь, подобно Иисусу Христу по воде, словно по суше. Зосиме было суждено впоследствии проводить ее в последний путь. Мария попросила его прийти спустя год после последней встречи, чтобы совершить причащение. Однако, Зосима не застал святую в живых. Останки святой Марии Египетской он похоронил в пустыне. Предание гласит, что захоронение для святой своими лапами вырыл лев. В образовавшуюся яму Зосима и поместил останки святой. Большинство источников сходятся во мнении, что это произошло в 521 году.

Этот день старец Зосима впоследствии часто вспоминал. Но еще больше первую встречу с Марией Египетской. В монастыре, где в последнее время находился Зосима, существовал обычай. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и земные поклоны, старцы брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся?» открывали монастырские ворота и уходили в пустыню, прихватив с собой немного пищи. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и молится. Так же поступил и Зосима.

Знаковая встреча с Марией Египетской

Старец шел по бесконечной пустыне уже длительное время. Он перешел Иордан. Вокруг ни души и внезапно на горизонте показалась человеческая фигура. Старец направился в сторону, где заметил человека. Но настичь его никак не удавалось. Зосима закричал, призывая незнакомца остановиться, рассчитывая увидеть монаха, который удалился так далеко в пустыню для молитвы и покаяния. К его удивлению путник ответил женским голосом, сообщив, что святому старцу Зосиме не следует приближаться к такой великой грешнице, которая столько лет прожила в блуде и всяческом грехе.

Зосима, заметно обессиленный за двадцать дней пребывания в пустыне, с трудом поспевал за загадочной путницей. «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем», — кричал он. Мария ответила ему, что полностью нага и не смеет показаться перед святым. Она попросила старца перебросить ей свой плащ, чтобы скрыть наготу и приблизиться к старцу. Зосима сразу понял, что имеет дело со святой, которой удалось достичь такого высокого духовного уровня и очищения, поскольку Мария, обладая даром прозорливости, сразу обратилась к нему по имени.

В беседе Мария сообщила ему еще множество других фактов из его биографии. «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары», — обратилась к нему Мария. На это старец Зосима ответил: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня. Господа ради». Мария Египетская согласилась совершить молитву. Старец Зосима увидел, как святая, совершая молитву, вознеслась над поверхностью земли. Зосима пал ниц и ничего не мог произнести, кроме как: «Господи, помилуй!». Вернувшись в монастырь, старец Зосима рассказал монахам и игумену о Марии Египетской. Позднее Зосима подробно изложил все, что ему довелось узнать о жизни святой Марии Египетской.

Молитва первая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Молитва вторая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Сегодня, 14 апреля, церковь чтит память великой святой! Мария Египетская — одна из самых почитаемых святых среди православных христиан. Узнайте больше о преподобной Марии Египетской из подготовленного материала ниже! Приятного и полезного чтения!

Житие Марии Египетской

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Храм Воскресения Христова, Иерусалим

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.


О чем чаще всего молятся преподобной Марии Египетской

Марии Египетской молятся о преодолении блудной страсти, о даровании покаянного чувства и во всяком обстоянии.

Молитва Марии Египетской

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Видео фильм о святой Марии

Использованы материалы: сайт Pravoslavie.ru, YouTube.com; фото — А. Поспелов, А. Ельшин.

Сегодня, 14 апреля, церковь чтит память великой святой! Мария Египетская - одна из самых почитаемых святых среди православных христиан. Узнайте больше о преподобной Марии Египетской из подготовленного материала ниже! Приятного и полезного чтения!

ЖИТИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Храм Воскресения Христова, Иерусалим

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.

ИКОНА МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ


О ЧЕМ ЧАЩЕ ВСЕГО МОЛЯТСЯ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Марии Египетской молятся о преодолении блудной страсти, о даровании покаянного чувства и во всяком обстоянии.

МОЛИТВА МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим - утешение, недугующим - исцеление, падшим - возстание, заблуждщим - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

ВИДЕО ФИЛЬМ О СВЯТОЙ МАРИИ

Использованы материалы: сайт Pravoslavie.ru, YouTube.com; фото - А. Поспелов, А. Ельшин.

Место подвига преподобной Марии Египетской

Именно здесь, рядом с Местом Крещения Спасителя, преподобная Мария Египетская жила в полном уединении 47 лет.

Случилась эта история в конце V - начале VI веков. Преподобная Мария совершила подвиг, который поражает воображение каждого, кто о нем узнает: решив побороть свою греховность она ушла в пустыню, подвергаясь невероятным опасностям и испытаниям, достигла высот духа и теперь является нашей ходатаицей перед Господом.

Жизнеописание (житие) преподобной вы можете найти на православных сайтах. А поклониться месту, на котором произошли ее подвиг, преставление и погребение можно совсем недалеко, в нескольких минутах ходу, от реки Иордан и Места Крещения Господа Иисуса Христа.

Оригинал взят у mon_sofia в ЗАГАДКА МАРИИ Марина Бирюкова


Преподобная Мария Египетская

Мария Египетская - едва ли не единственная святая женщина, изображаемая на иконах с непокрытой головой. С короткими белыми волосами. С мертвыми ломкими волосами, высушенными и выбеленными беспощадным солнцем пустыни. Эту портретную подробность отражает житие - редкий случай.
И не только голова непокрыта у нее на иконах, но и сама она едва прикрыта плащом старца Зосимы, нашедшего ее, как известно, в заиорданской пустыне на 47-м году ее отшельничества.

Приближается неделя Марии Египетской - я чувствую, что мне непременно нужна ее икона. В прошлые годы такого не было. С каждым годом, с каждым Великим постом я… что, думаю о ней всё больше? Нет, скорее - чувствую ее всё глубже, хотя объяснить себе этого чувства не могу. Каким образом она присутствует в моей жизни, в моей душе, эта египтянка, раскаявшаяся блудница и пустынница? Грубо, не по-церковному говоря, чем она меня так зацепила?..

Покупаю маленькую иконку, нахожу ей место в домашнем красном углу. «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» - так поет Церковь в начале Великого поста, и потом - на утрене четверга пятой седмицы, на Мариино стояние.

Почему я так жду этого четверга, точнее - вечера среды? Очень длинная служба, крайне утомительная: Великий канон Андрея Критского целиком, да еще житие Марии, читаемое - тоже редкий случай! - на современном русском языке… Зачем?.. Если уж так надо, я могла бы и дома его перечитать, тем более что читала неоднократно. Но я жду именно чтения жития в церкви - домашнее перечитывание никак не может мне его заменить. И разве мне одной? Храм на Мариино стояние будет битком набит, невзирая на будний день, это уже известно. За что же мы ее так любим, эту Марию Египетскую?

И почему я молюсь ей о любви и взаимопонимании, о преодолении конфликтов и обид, о смягчении сердец? Откуда я взяла, что именно она непременно поможет мне в мучительной ситуации, связанной с другим человеком? Разве она прославилась миротворчеством, утешением скорбящих, раненых, обиженных, любовью, изливаемой на всех?.. Нет, житие говорит, что она вообще ни с кем, кроме старца Зосимы, не общалась за всё время своего страшного пустынного подвига.

Я молюсь Марии об одном человеке, диаконе, запрещенном ныне в служении за поступки, несовместимые со священным саном. То есть за уличную привычку решать все споры кулаками, умноженную на пристрастие к спиртному. Здоровенный мужик с настоящим диаконским басом, занимавшийся к тому же боксом, он был постоянным источником опасности на приходе. Хорошо, если только рявкнет на женщину, не вовремя зашуршавшую пакетом или уронившую на каменный пол ключи. Хорошо, если только с похмелья будучи явится на утреннюю службу… Однако он мог и раскаяться, и прощения попросить - и у настоятеля, и у той же оскорбленной прихожанки, мог на колени перед ней встать и руку ей поцеловать, преодолев ее сопротивление. Его жалели, этого безумного диакона с трудным детством, его наказывали и прощали… пока не переполнилась наконец чаша терпения. Так почему я теперь молюсь об этом человеке Марии Египетской? Потому что он, читая в храме ее житие, плакал. Сначала пытался скрыть подступавшие слезы, шмыгал носом, всем казалось, что он просто простужен, а потом всё прорывалось наружу. И это тоже загадка. Что так трогало этого человека в судьбе раскаявшейся александрийской блудницы? В ее пустынном подвиге?..

Конечно, Мария не оставит ни запрещенного диакона, ни меня, ни того человека, с которым у меня случился недавно мучительный и малопонятный конфликт (он, кстати, тоже ее любит), ни… Никого из нас не оставит Мария, и мы это чувствуем почти физически - как особую теплоту в сердце. Если она селится в человеке, то где-то возле сердца, такова - простите, это лишь по моим субъективным ощущениям! - некая особенность присутствия преподобной Марии.

Мариино стояние. Фото: Патриархия.Ru

Как это ни грустно, как это нас ни укоряет - наше почитание Марии Египетской, наша любовь к ней во многих (хотя и не во всех, конечно) случаях не имеет прямой, непосредственной связи с ее подвигом - подвигом почти полувекового покаяния, - а имеет лишь связь опосредованную. Чтобы по-настоящему понять, что делала эта женщина 47 лет кряду в раскаленной пустыне, усыпанной черными и белыми камнями, без единой травинки, без капли влаги (кто видел эту пустыню хотя бы из окна кондиционированного автобуса, тот представляет…), - нужно в самом себе по-настоящему увидеть грех, познать его пагубность, гибельность, опытно постичь, как отделяет нас грех от Бога. А куда нам до этого, до подлинного видения своей греховности и ужасания ей! Мы не доросли до этого, но мы любим подвижницу покаяния, опережая этой любовью свой собственный рост.

Мне представляется, что многие из нас любят Марию как любил ее лев, который лизал ее мертвые ноги, а затем помог старцу Зосиме ископать для нее могилу в иссохшей, окаменевшей земле. Что мог знать этот зверь о грехе, покаянии, прощении? Он чувствовал любовь - ту, райскую, утраченную с грехопадением человека, после которого вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим. 8: 22). Я читала где-то о том, почему животные всегда дружили со святыми, служили им: они звериными своими душами чувствовали дыхание Рая. И нам, грешным, это не чуждо - тянуться, даже безотчетно, на струю райского воздуха. Но нам нельзя, конечно, на этом «зверином» или безотчетном этапе задерживаться - ведь мы люди. И пример святых должен научить нас покаянию.

Но о нашей любви к Марии можно сказать и иначе. Перечитывая ее житие дома или слушая его в храме, мы видим, что она совершила свой подвиг… не из страха адских мучений, нет! Этот мотив отсутствует. Мария сделала это именно из любви к Богу, которая жила в ней, вопреки грешной и блудной жизни. А любовь к Нему неотрывна от любви к человеку и немыслима без нее. Вот почему мы верим и знаем, что изможденная и нагая пустынница-египтянка с белыми выжженными волосами любит нас и поможет нам.

Про-слу-шать житие прп. Марии Египетской

Краткое житие преподобной Марии Египетской

Пре-по-доб-ная Ма-рия, про-зван-ная Еги-пет-ской, жи-ла в се-ре-дине V и в на-ча-ле VI сто-ле-тия. Ее мо-ло-дость не пред-ве-ща-ла ни-че-го хо-ро-ше-го. Ма-рии ис-пол-ни-лось лишь две-на-дцать лет, ко-гда она ушла из сво-е-го до-ма в го-ро-де Алек-сан-дрии. Бу-дучи сво-бод-ной от ро-ди-тель-ско-го над-зо-ра, мо-ло-дой и неопыт-ной, Ма-рия увлек-лась по-роч-ной жиз-нью. Неко-му бы-ло оста-но-вить ее на пу-ти к по-ги-бе-ли, а со-блаз-ни-те-лей и со-блаз-нов бы-ло нема-ло. Так 17 лет Ма-рия жи-ла в гре-хах, по-ка ми-ло-сти-вый Гос-подь не об-ра-тил ее к по-ка-я-нию.

Слу-чи-лось это так. По сте-че-нию об-сто-я-тельств Ма-рия при-со-еди-ни-лась к груп-пе па-лом-ни-ков, на-прав-ляв-ших-ся в Свя-тую Зем-лю. Плы-вя с па-лом-ни-ка-ми на ко-раб-ле, Ма-рия не пе-ре-ста-ва-ла со-блаз-нять лю-дей и гре-шить. По-пав в Иеру-са-лим, она при-со-еди-ни-лась к па-лом-ни-кам, на-прав-ляв-шим-ся в храм Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва.

Лю-ди ши-ро-кой тол-пой вхо-ди-ли в храм, а Ма-рия у вхо-да бы-ла оста-нов-ле-на неви-ди-мой ру-кой и ни-ка-ки-ми уси-ли-я-ми не мог-ла вой-ти в него. Тут по-ня-ла она, что Гос-подь не до-пус-ка-ет ее вой-ти в свя-тое ме-сто за ее нечи-сто-ту.

Охва-чен-ная ужа-сом и чув-ством глу-бо-ко-го по-ка-я-ния, она ста-ла мо-лить Бо-га про-стить гре-хи, обе-щая в корне ис-пра-вить свою жизнь. Уви-дев у вхо-да в храм ико-ну Бо-жи-ей ма-те-ри, Ма-рия ста-ла про-сить Бо-го-ма-терь за-сту-пить-ся за нее пе-ред Бо-гом. По-сле это-го она сра-зу по-чув-ство-ва-ла в ду-ше про-свет-ле-ние и бес-пре-пят-ствен-но во-шла в храм. Про-лив обиль-ные сле-зы у гро-ба Гос-под-ня, она вы-шла из хра-ма со-вер-шен-но дру-гим че-ло-ве-ком.

Ма-рия ис-пол-ни-ла свое обе-ща-ние из-ме-нить свою жизнь. Из Иеру-са-ли-ма она уда-ли-лась в су-ро-вую и без-люд-ную Иор-дан-скую пу-сты-ню и там по-чти пол-сто-ле-тия про-ве-ла в пол-ном уеди-не-нии, в по-сте и мо-лит-ве. Так су-ро-вы-ми по-дви-га-ми Ма-рия Еги-пет-ская со-вер-шен-но ис-ко-ре-ни-ла в се-бе все гре-хов-ные по-же-ла-ния и со-де-ла-ла серд-це свое чи-стым хра-мом Ду-ха Свя-то-го.

Ста-рец Зо-си-ма, жив-ший в Иор-дан-ском мо-на-сты-ре св. Иоан-на Пред-те-чи, про-мыс-лом Бо-жи-им удо-сто-ил-ся встре-тить-ся в пу-стыне с пре-по-доб-ной Ма-ри-ей, ко-гда та уже бы-ла глу-бо-кой ста-ри-цей. Он был по-ра-жен ее свя-то-стью и да-ром про-зор-ли-во-сти. Од-на-жды он уви-дел ее во вре-мя мо-лит-вы как бы воз-вы-сив-шей-ся над зем-лей, а дру-гой раз - иду-щей через ре-ку Иор-дан, как по су-ше.

Рас-ста-ва-ясь с Зо-си-мой, пре-по-доб-ная Ма-рия по-про-си-ла его через год опять прий-ти в пу-сты-ню, чтобы при-ча-стить ее. Ста-рец в на-зна-чен-ное вре-мя вер-нул-ся и при-ча-стил пре-по-доб-ную Ма-рию Свя-тых Та-ин. По-том при-дя в пу-сты-ню еще через год в на-деж-де ви-деть свя-тую, он уже не за-стал ее в жи-вых. Ста-рец по-хо-ро-нил остан-ки св. Ма-рии там в пу-стыне, в чем ему по-мог лев, ко-то-рый сво-и-ми ког-тя-ми вы-рыл яму для по-гре-бе-ния те-ла пра-вед-ни-цы. Это бы-ло при-бли-зи-тель-но в 521 го-ду.

Так из ве-ли-кой греш-ни-цы пре-по-доб-ная Ма-рия ста-ла, с Бо-жи-ей по-мо-щью, ве-ли-чай-шей свя-той и оста-ви-ла та-кой яр-кий при-мер по-ка-я-ния.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской

В од-ном па-ле-стин-ском мо-на-сты-ре в окрест-но-стях Ке-са-рии жил пре-по-доб-ный инок Зо-си-ма. От-дан-ный в мо-на-стырь с са-мо-го дет-ства, он под-ви-зал-ся в нем до 53 лет, ко-гда был сму-щен по-мыс-лом: "Най-дет-ся ли и в са-мой даль-ней пу-стыне свя-той муж, пре-взо-шед-ший ме-ня в трез-ве-нии и де-ла-нии?"

Лишь толь-ко он по-мыс-лил так, ему явил-ся Ан-гел Гос-по-день и ска-зал: "Ты, Зо-си-ма, по че-ло-ве-че-ской ме-ре непло-хо под-ви-зал-ся, но из лю-дей нет пра-вед-но-го ни од-но-го (). Чтобы ты ура-зу-мел, сколь-ко есть еще иных и выс-ших об-ра-зов спа-се-ния, вый-ди из этой оби-те-ли, как Ав-ра-ам из до-ма от-ца сво-е-го (), и иди в мо-на-стырь, рас-по-ло-жен-ный при Иор-дане".

Тот-час ав-ва Зо-си-ма вы-шел из мо-на-сты-ря и вслед за Ан-ге-лом при-шел в Иор-дан-ский мо-на-стырь и по-се-лил-ся в нем.

Здесь уви-дел он стар-цев, ис-тин-но про-си-яв-ших в по-дви-гах. Ав-ва Зо-си-ма стал под-ра-жать свя-тым ино-кам в ду-хов-ном де-ла-нии.

Так про-шло мно-го вре-ме-ни, и при-бли-зи-лась Свя-тая Че-ты-ре-де-сят-ни-ца. В мо-на-сты-ре су-ще-ство-вал обы-чай, ра-ди ко-то-ро-го и при-вел сю-да Бог пре-по-доб-но-го Зо-си-му. В пер-вое вос-кре-се-нье Ве-ли-ко-го по-ста слу-жил игу-мен Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию, все при-ча-ща-лись Пре-чи-сто-го Те-ла и Кро-ви Хри-сто-вых, вку-ша-ли за-тем ма-лую тра-пе-зу и сно-ва со-би-ра-лись в церк-ви.

Со-тво-рив мо-лит-ву и по-ло-жен-ное чис-ло зем-ных по-кло-нов, стар-цы, ис-про-сив друг у дру-га про-ще-ния, бра-ли бла-го-сло-ве-ние у игу-ме-на и под об-щее пе-ние псал-ма "Гос-подь про-све-ще-ние мое и Спа-си-тель мой: ко-го убо-ю-ся? Гос-подь За-щи-ти-тель жи-во-та мо-е-го: от ко-го устра-шу-ся?" () от-кры-ва-ли мо-на-стыр-ские во-ро-та и ухо-ди-ли в пу-сты-ню.

Каж-дый из них брал с со-бой уме-рен-ное ко-ли-че-ство пи-щи, кто в чем нуж-дал-ся, неко-то-рые же и во-все ни-че-го не бра-ли в пу-сты-ню и пи-та-лись ко-ре-нья-ми. Ино-ки пе-ре-хо-ди-ли за Иор-дан и рас-хо-ди-лись как мож-но даль-ше, чтобы не ви-деть, как кто по-стит-ся и под-ви-за-ет-ся.

Ко-гда за-кан-чи-вал-ся Ве-ли-кий пост, ино-ки воз-вра-ща-лись в мо-на-стырь на Верб-ное вос-кре-се-нье с пло-дом сво-е-го де-ла-ния (), ис-пы-тав свою со-весть (). При этом ни-кто ни у ко-го не спра-ши-вал, как он тру-дил-ся и со-вер-шал свой по-двиг.

В тот год и ав-ва Зо-си-ма, по мо-на-стыр-ско-му обы-чаю, пе-ре-шел Иор-дан. Ему хо-те-лось глуб-же зай-ти в пу-сты-ню, чтобы встре-тить ко-го-ни-будь из свя-тых и ве-ли-ких стар-цев, спа-са-ю-щих-ся там и мо-ля-щих-ся за мир.

Он шел по пу-стыне 20 дней и од-на-жды, ко-гда он пел псал-мы 6-го ча-са и тво-рил обыч-ные мо-лит-вы, вдруг спра-ва от него по-ка-за-лась как бы тень че-ло-ве-че-ско-го те-ла. Он ужас-нул-ся, ду-мая, что ви-дит бе-сов-ское при-ви-де-ние, но, пе-ре-кре-стив-шись, от-ло-жил страх и, окон-чив мо-лит-ву, об-ра-тил-ся в сто-ро-ну те-ни и уви-дел иду-ще-го по пу-стыне об-на-жен-но-го че-ло-ве-ка, те-ло ко-то-ро-го бы-ло чер-но от сол-неч-но-го зноя, а вы-го-рев-шие ко-рот-кие во-ло-сы по-бе-ле-ли, как агн-чее ру-но. Ав-ва Зо-си-ма об-ра-до-вал-ся, так как за эти дни не ви-дел ни од-но-го жи-во-го су-ще-ства, и тот-час на-пра-вил-ся в его сто-ро-ну.

Но лишь толь-ко на-гой пу-стын-ник уви-дел иду-ще-го к нему Зо-си-му, тот-час пу-стил-ся от него бе-жать. Ав-ва Зо-си-ма, за-быв свою стар-че-скую немощь и уста-лость, уско-рил шаг. Но вско-ре он в из-не-мо-же-нии оста-но-вил-ся у вы-сох-ше-го ру-чья и стал слез-но умо-лять уда-ляв-ше-го-ся по-движ-ни-ка: "Что ты бе-жишь от ме-ня, греш-но-го стар-ца, спа-са-ю-щий-ся в этой пу-стыне? По-до-жди ме-ня, немощ-но-го и недо-стой-но-го, и по-дай мне твою свя-тую мо-лит-ву и бла-го-сло-ве-ние, ра-ди Гос-по-да, не гну-шав-ше-го-ся ни-ко-гда ни-кем".

Неиз-вест-ный, не обо-ра-чи-ва-ясь, крик-нул ему: "Про-сти, ав-ва Зо-си-ма, не мо-гу, об-ра-тив-шись, явить-ся ли-цу тво-е-му: я ведь жен-щи-на, и нет на мне, как ви-дишь, ни-ка-кой одеж-ды для при-кры-тия те-лес-ной на-го-ты. Но ес-ли хо-чешь по-мо-лить-ся обо мне, ве-ли-кой и ока-ян-ной греш-ни-це, брось мне по-крыть-ся свой плащ, то-гда смо-гу по-дой-ти к те-бе под бла-го-сло-ве-ние".

"Не зна-ла бы она ме-ня по име-ни, ес-ли бы свя-то-стью и неве-до-мы-ми по-дви-га-ми не стя-жа-ла да-ра про-зор-ли-во-сти от Гос-по-да", - по-ду-мал ав-ва Зо-си-ма и по-спе-шил ис-пол-нить ска-зан-ное ему.

При-крыв-шись пла-щом, по-движ-ни-ца об-ра-ти-лась к Зо-си-ме: "Что взду-ма-лось те-бе, ав-ва Зо-си-ма, го-во-рить со мной, жен-щи-ной греш-ной и немуд-рой? Че-му же-ла-ешь ты у ме-ня на-учить-ся и, не жа-лея сил, по-тра-тил столь-ко тру-дов?". Он же, пре-кло-нив ко-ле-на, про-сил у нее бла-го-сло-ве-ния. Так же точ-но и она пре-кло-ни-лась пред ним, и дол-го оба один дру-го-го про-си-ли: "Бла-го-сло-ви". На-ко-нец по-движ-ни-ца ска-за-ла; "Ав-ва Зо-си-ма, те-бе по-до-ба-ет бла-го-сло-вить и мо-лит-ву со-тво-рить, так как ты по-чтен са-ном пре-сви-тер-ским и мно-гие го-ды, пред-стоя Хри-сто-ву ал-та-рю, при-но-сишь Гос-по-ду Свя-тые Да-ры".

Эти сло-ва еще боль-ше устра-ши-ли пре-по-доб-но-го Зо-си-му. С глу-бо-ким вздо-хом он от-ве-чал ей: "О мать ду-хов-ная! Яв-но, что ты из нас дво-их боль-ше при-бли-зи-лась к Бо-гу и умер-ла для ми-ра. Ты ме-ня по име-ни узна-ла и пре-сви-те-ром на-зва-ла, ни-ко-гда ме-ня преж-де не ви-дев. Тво-ей ме-ре над-ле-жит и бла-го-сло-вить ме-ня Гос-по-да ра-ди".

Усту-пив на-ко-нец упор-ству Зо-си-мы, пре-по-доб-ная ска-за-ла: "Бла-го-сло-вен Бог, хо-тя-щий спа-се-ния всем че-ло-ве-кам". Ав-ва Зо-си-ма от-ве-тил "Аминь", и они вста-ли с зем-ли. По-движ-ни-ца сно-ва ска-за-ла стар-цу: "Че-го ра-ди при-шел ты, от-че, ко мне, греш-ни-це, ли-шен-ной вся-кой доб-ро-де-те-ли? Впро-чем, вид-но, бла-го-дать Ду-ха Свя-то-го на-ста-ви-ла те-бя со-слу-жить од-ну служ-бу, по-треб-ную мо-ей ду-ше. Ска-жи мне преж-де, ав-ва, как жи-вут ныне хри-сти-ане, как рас-тут и бла-го-ден-ству-ют свя-тые Бо-жии Церк-ви?"

Ав-ва Зо-си-ма от-ве-чал ей: "Ва-ши-ми свя-ты-ми мо-лит-ва-ми Бог да-ро-вал Церк-ви и нам всем со-вер-шен-ный мир. Но внем-ли и ты моль-бе недо-стой-но-го стар-ца, мать моя, по-мо-лись, ра-ди Бо-га, за весь мир и за ме-ня, греш-но-го, да не бу-дет мне бес-плод-ным это пу-стын-ное хож-де-ние".

Свя-тая по-движ-ни-ца ска-за-ла: "Те-бе ско-рее над-ле-жит, ав-ва Зо-си-ма, имея свя-щен-ный чин, за ме-ня и за всех мо-лить-ся. На то те-бе и сан дан. Впро-чем, все по-ве-лен-ное мне то-бою охот-но ис-пол-ню ра-ди по-слу-ша-ния Ис-тине и от чи-сто-го серд-ца".

Ска-зав так, свя-тая об-ра-ти-лась на во-сток и, воз-ве-дя очи и под-няв ру-ки к небу, на-ча-ла ше-по-том мо-лить-ся. Ста-рец уви-дел, как она под-ня-лась в воз-ду-хе на ло-коть от зем-ли. От это-го чуд-но-го ви-де-ния Зо-си-ма по-верг-ся ниц, усерд-но мо-лясь и не смея про-из-не-сти ни-че-го, кро-ме "Гос-по-ди, по-ми-луй!"

Ему при-шел в ду-шу по-мысл - не при-ви-де-ние ли это вво-дит его в со-блазн? Пре-по-доб-ная по-движ-ни-ца, обер-нув-шись, под-ня-ла его с зем-ли и ска-за-ла: "Что те-бя, ав-ва Зо-си-ма, так сму-ща-ют по-мыс-лы? Не при-ви-де-ние я. Я - жен-щи-на греш-ная и недо-стой-ная, хо-тя и ограж-де-на свя-тым кре-ще-ни-ем".

Ска-зав это, она осе-ни-ла се-бя крест-ным зна-ме-ни-ем. Ви-дя и слы-ша это, ста-рец пал со сле-за-ми к но-гам по-движ-ни-цы: "Умо-ляю те-бя Хри-стом, Бо-гом на-шим, не таи от ме-ня сво-ей по-движ-ни-че-ской жиз-ни, но рас-ска-жи ее всю, чтобы сде-лать яв-ным для всех ве-ли-чие Бо-жие. Ибо ве-рую Гос-по-ду Бо-гу мо-е-му, Им же и ты жи-вешь, что для то-го и был я по-слан в эту пу-сты-ню, чтобы все твои пост-ни-че-ские де-я-ния сде-лал Бог яв-ны-ми для ми-ра".

И свя-тая по-движ-ни-ца ска-за-ла: "Сму-ща-юсь, от-че, рас-ска-зы-вать те-бе о бес-стыд-ных мо-их де-лах. Ибо дол-жен бу-дешь то-гда бе-жать от ме-ня, за-крыв гла-за и уши, как бе-гут от ядо-ви-той змеи. Но всё же ска-жу те-бе, от-че, не умол-чав ни о чем из мо-их гре-хов, ты же, за-кли-наю те-бя, не пре-ста-вай мо-лить-ся за ме-ня, греш-ную, да об-ря-щу дерз-но-ве-ние в День Су-да.

Ро-ди-лась я в Егип-те и еще при жиз-ни ро-ди-те-лей, две-на-дца-ти лет от ро-ду, по-ки-ну-ла их и ушла в Алек-сан-дрию. Там ли-ши-лась я сво-е-го це-ло-муд-рия и пре-да-лась без-удерж-но-му и нена-сыт-но-му лю-бо-де-я-нию. Бо-лее сем-на-дца-ти лет невоз-бран-но пре-да-ва-лась я гре-ху и со-вер-ша-ла все без-воз-мезд-но. Я не бра-ла де-нег не по-то-му, что бы-ла бо-га-та. Я жи-ла в ни-ще-те и за-ра-ба-ты-ва-ла пря-жей. Ду-ма-ла я, что весь смысл жиз-ни со-сто-ит в уто-ле-нии плот-ской по-хо-ти.

Про-во-дя та-кую жизнь, я од-на-жды уви-де-ла мно-же-ство на-ро-да, из Ли-вии и Егип-та шед-ше-го к мо-рю, чтобы плыть в Иеру-са-лим на празд-ник Воз-дви-же-ния Свя-то-го Кре-ста. За-хо-те-лось и мне плыть с ни-ми. Но не ра-ди Иеру-са-ли-ма и не ра-ди празд-ни-ка, а - про-сти, от-че, - чтобы бы-ло боль-ше с кем пре-да-вать-ся раз-вра-ту. Так се-ла я на ко-рабль.

Те-перь, от-че, по-верь мне, я са-ма удив-ля-юсь, как мо-ре стер-пе-ло мое рас-пут-ство и лю-бо-де-я-ние, как зем-ля не раз-верз-ла сво-их уст и не све-ла ме-ня за-жи-во в ад, пре-льстив-шую и по-гу-бив-шую столь-ко душ... Но, вид-но, Бог же-лал мо-е-го по-ка-я-ния, не хо-тя смер-ти греш-ни-ка и с дол-го-тер-пе-ни-ем ожи-дая об-ра-ще-ния.

Так при-бы-ла я в Иеру-са-лим и во все дни до празд-ни-ка, как и на ко-раб-ле, за-ни-ма-лась сквер-ны-ми де-ла-ми.

Ко-гда на-сту-пил свя-той празд-ник Воз-дви-же-ния Чест-на-го Кре-ста Гос-под-ня, я по-преж-не-му хо-ди-ла, улов-ляя ду-ши юных в грех. Уви-дев, что все очень ра-но по-шли в цер-ковь, в ко-то-рой на-хо-ди-лось Жи-во-тво-ря-щее Дре-во, я по-шла вме-сте со все-ми и во-шла в цер-ков-ный при-твор. Ко-гда на-стал час Свя-то-го Воз-дви-же-ния, я хо-те-ла вой-ти со всем на-ро-дом в цер-ковь. С боль-шим тру-дом про-брав-шись к две-рям, я, ока-ян-ная, пы-та-лась втис-нуть-ся внутрь. Но ед-ва я сту-пи-ла на по-рог, как ме-ня оста-но-ви-ла некая Бо-жия си-ла, не да-вая вой-ти, и от-бро-си-ла да-ле-ко от две-рей, меж-ду тем как все лю-ди шли бес-пре-пят-ствен-но. Я ду-ма-ла, что, мо-жет быть, по жен-ско-му сла-бо-си-лию не мог-ла про-тис-нуть-ся в тол-пе, и опять по-пы-та-лась лок-тя-ми рас-тал-ки-вать на-род и про-би-рать-ся к две-ри. Сколь-ко я ни тру-ди-лась - вой-ти не смог-ла. Как толь-ко моя но-га ка-са-лась цер-ков-но-го по-ро-га, я оста-нав-ли-ва-лась. Всех при-ни-ма-ла цер-ковь, ни-ко-му не воз-бра-ня-ла вой-ти, а ме-ня, ока-ян-ную, не пус-ка-ла. Так бы-ло три или че-ты-ре ра-за. Си-лы мои ис-сяк-ли. Я ото-шла и вста-ла в уг-лу цер-ков-ной па-пер-ти.

Тут я по-чув-ство-ва-ла, что это гре-хи мои воз-бра-ня-ют мне ви-деть Жи-во-тво-ря-щее Дре-во, серд-ца мо-е-го кос-ну-лась бла-го-дать Гос-под-ня, я за-ры-да-ла и ста-ла в по-ка-я-нии бить се-бя в грудь. Воз-но-ся Гос-по-ду воз-ды-ха-ния из глу-би-ны серд-ца, я уви-де-ла пред со-бой ико-ну Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и об-ра-ти-лась к ней с мо-лит-вой: "О Де-во, Вла-ды-чи-це, ро-див-шая пло-тию Бо-га-Сло-во! Знаю, что недо-стой-на я смот-реть на Твою ико-ну. Пра-вед-но мне, блуд-ни-це нена-ви-ди-мой, быть от-верг-ну-той от Тво-ей чи-сто-ты и быть для Те-бя мер-зо-стью, но знаю и то, что для то-го Бог и стал че-ло-ве-ком, чтобы при-звать греш-ных на по-ка-я-ние. По-мо-ги мне, Пре-чи-стая, да бу-дет мне поз-во-ле-но вой-ти в цер-ковь. Не воз-бра-ни мне ви-деть Дре-во, на ко-то-ром пло-тию был рас-пят Гос-подь, про-лив-ший Свою непо-вин-ную Кровь и за ме-ня, греш-ную, за из-бав-ле-ние мое от гре-ха. По-ве-ли, Вла-ды-чи-це, да от-вер-зут-ся и мне две-ри свя-то-го по-кло-не-ния Крест-но-го. Ты мне будь доб-лест-ной По-ру-чи-тель-ни-цей к Ро-див-ше-му-ся от Те-бя. Обе-щаю Те-бе с это-го вре-ме-ни уже не осквер-нять се-бя бо-лее ни-ка-кою плот-скою сквер-ной, но как толь-ко уви-жу Дре-во Кре-ста Сы-на Тво-е-го, от-ре-кусь от ми-ра и тот-час уй-ду ту-да, ку-да Ты как По-ру-чи-тель-ни-ца на-ста-вишь ме-ня".

И ко-гда я так по-мо-ли-лась, по-чув-ство-ва-ла вдруг, что мо-лит-ва моя услы-ша-на. В уми-ле-нии ве-ры, на-де-ясь на Ми-ло-серд-ную Бо-го-ро-ди-цу, я опять при-со-еди-ни-лась к вхо-дя-щим в храм, и ни-кто не от-тес-нил ме-ня и не воз-бра-нил мне вой-ти. Я шла в стра-хе и тре-пе-те, по-ка не до-шла до две-ри и спо-до-би-лась ви-деть Жи-во-тво-ря-щий Крест Гос-по-день.

Так по-зна-ла я тай-ны Бо-жии и что Бог го-тов при-нять ка-ю-щих-ся. Па-ла я на зем-лю, по-мо-ли-лась, об-ло-бы-за-ла свя-ты-ни и вы-шла из хра-ма, спе-ша вновь пред-стать пред мо-ей По-ру-чи-тель-ни-цей, где да-но бы-ло мной обе-ща-ние. Пре-кло-нив ко-ле-ни пред ико-ной, так мо-ли-лась я пред ней:

"О Бла-го-лю-би-вая Вла-ды-чи-це на-ша Бо-го-ро-ди-це! Ты не возг-ну-ша-лась мо-лит-вы мо-ей недо-стой-ной. Сла-ва Бо-гу, при-ем-лю-ще-му То-бой по-ка-я-ние греш-ных. На-ста-ло мне вре-мя ис-пол-нить обе-ща-ние, в ко-то-ром Ты бы-ла По-ру-чи-тель-ни-цей. Ныне, Вла-ды-чи-це, на-правь ме-ня на путь по-ка-я-ния".

И вот, не кон-чив еще сво-ей мо-лит-вы, слы-шу го-лос, как бы го-во-ря-щий из-да-ле-ка: "Ес-ли пе-рей-дешь за Иор-дан, то об-ре-тешь бла-жен-ный по-кой".

Я тот-час уве-ро-ва-ла, что этот го-лос был ра-ди ме-ня, и, пла-ча, вос-клик-ну-ла к Бо-го-ро-ди-це: "Гос-по-же Вла-ды-чи-це, не оставь ме-ня, греш-ни-цы сквер-ной, но по-мо-ги мне", - и тот-час вы-шла из цер-ков-но-го при-тво-ра и по-шла прочь. Один че-ло-век дал мне три мед-ные мо-не-ты. На них я ку-пи-ла се-бе три хле-ба и у про-дав-ца узна-ла путь на Иор-дан.

На за-ка-те я до-шла до церк-ви свя-то-го Иоан-на Кре-сти-те-ля близ Иор-да-на. По-кло-нив-шись преж-де все-го в церк-ви, я тот-час спу-сти-лась к Иор-да-ну и омы-ла его свя-тою во-дой ли-цо и ру-ки. За-тем я при-ча-сти-лась в хра-ме свя-то-го Иоан-на Пред-те-чи Пре-чи-стых и Жи-во-тво-ря-щих Тайн Хри-сто-вых, съе-ла по-ло-ви-ну от од-но-го из сво-их хле-бов, за-пи-ла его свя-той Иор-дан-ской во-дой и про-спа-ла ту ночь на зем-ле у хра-ма. На-ут-ро же, най-дя невда-ле-ке неболь-шой челн, я пе-ре-пра-ви-лась в нем через ре-ку на дру-гой бе-рег и опять го-ря-чо мо-ли-лась На-став-ни-це мо-ей, чтобы Она на-пра-ви-ла ме-ня, как Ей Са-мой бу-дет угод-но. Сра-зу же по-сле то-го я и при-шла в эту пу-сты-ню".

Ав-ва Зо-си-ма спро-сил у пре-по-доб-ной: "Сколь-ко же лет, мать моя, про-шло с то-го вре-ме-ни, как ты по-се-ли-лась в этой пу-стыне?" - "Ду-маю, - от-ве-ча-ла она, - 47 лет про-шло, как вы-шла я из Свя-то-го Гра-да".

Ав-ва Зо-си-ма вновь спро-сил: "Что име-ешь или что на-хо-дишь ты се-бе в пи-щу здесь, мать моя?" И она от-ве-ча-ла: "Бы-ло со мной два с по-ло-ви-ной хле-ба, ко-гда я пе-ре-шла Иор-дан, по-ти-хонь-ку они ис-сох-ли и ока-ме-не-ли, и, вку-шая по-не-мно-гу, мно-гие го-ды я пи-та-лась от них".

Опять спро-сил ав-ва Зо-си-ма: "Неуже-ли без бо-лез-ней пре-бы-ла ты столь-ко лет? И ни-ка-ких ис-ку-ше-ний не при-ни-ма-ла от вне-зап-ных при-ло-гов и со-блаз-нов?" - "Верь мне, ав-ва Зо-си-ма, - от-ве-ча-ла пре-по-доб-ная, - 17 лет про-ве-ла я в этой пу-стыне, слов-но с лю-ты-ми зве-ря-ми, бо-рясь со сво-и-ми по-мыс-ла-ми... Ко-гда я на-чи-на-ла вку-шать пи-щу, тот-час при-хо-дил по-мысл о мя-се и ры-бе, к ко-то-рым я при-вык-ла в Егип-те. Хо-те-лось мне и ви-на, по-то-му что я мно-го пи-ла его, ко-гда бы-ла в ми-ру. Здесь же, не имея ча-сто про-стой во-ды и пи-щи, я лю-то стра-да-ла от жаж-ды и го-ло-да. Тер-пе-ла я и бо-лее силь-ные бед-ствия: мной овла-де-ва-ло же-ла-ние лю-бо-дей-ных пе-сен, они буд-то слы-ша-лись мне, сму-щая серд-це и слух. Пла-ча и бия се-бя в грудь, я вспо-ми-на-ла то-гда обе-ты, ко-то-рые да-ва-ла, идя в пу-сты-ню, пред ико-ной Свя-той Бо-го-ро-ди-цы, По-руч-ни-цы мо-ей, и пла-ка-ла, мо-ля ото-гнать тер-зав-шие ду-шу по-мыс-лы. Ко-гда в ме-ру мо-лит-вы и пла-ча со-вер-ша-лось по-ка-я-ние, я ви-де-ла ото-всю-ду мне си-яв-ший Свет, и то-гда вме-сто бу-ри ме-ня об-сту-па-ла ве-ли-кая ти-ши-на.

Блуд-ные же по-мыс-лы, про-сти, ав-ва, как ис-по-ве-даю те-бе? Страст-ный огнь раз-го-рал-ся внут-ри мо-е-го серд-ца и всю опа-лял ме-ня, воз-буж-дая по-хоть. Я же при по-яв-ле-нии ока-ян-ных по-мыс-лов по-вер-га-лась на зем-лю и слов-но ви-де-ла, что пре-до мной сто-ит Са-ма Пре-свя-тая По-ру-чи-тель-ни-ца и су-дит ме-ня, пре-сту-пив-шую дан-ное обе-ща-ние. Так не вста-ва-ла я, ле-жа ниц день и ночь на зем-ле, по-ка вновь не со-вер-ша-лось по-ка-я-ние и ме-ня не окру-жал тот же бла-жен-ный Свет, от-го-няв-ший злые сму-ще-ния и по-мыш-ле-ния.

Так жи-ла я в этой пу-стыне пер-вые сем-на-дцать лет. Тьма за тьмой, бе-да за на-па-стью об-сто-я-ли ме-ня, греш-ную. Но с то-го вре-ме-ни и до-ныне Бо-го-ро-ди-ца, По-мощ-ни-ца моя, во всем ру-ко-вод-ству-ет мною".

Ав-ва Зо-си-ма опять спра-ши-вал: "Неуже-ли те-бе не по-тре-бо-ва-лось здесь ни пи-щи, ни оде-я-ния?"

Она же от-ве-ча-ла: "Хле-бы мои кон-чи-лись, как я ска-за-ла, в эти сем-на-дцать лет. По-сле то-го я ста-ла пи-тать-ся ко-ре-нья-ми и тем, что мог-ла об-ре-сти в пу-стыне. Пла-тье, ко-то-рое бы-ло на мне, ко-гда пе-ре-шла Иор-дан, дав-но разо-дра-лось и ис-тле-ло, и мне мно-го по-том при-шлось тер-петь и бед-ство-вать и от зноя, ко-гда ме-ня па-ли-ла жа-ра, и от зи-мы, ко-гда я тряс-лась от хо-ло-да. Сколь-ко раз я па-да-ла на зем-лю как мерт-вая. Сколь-ко раз в без-мер-ном бо-ре-нии пре-бы-ва-ла с раз-лич-ны-ми на-па-стя-ми, бе-да-ми и ис-ку-ше-ни-я-ми. Но с то-го вре-ме-ни и до ны-неш-не-го дня си-ла Бо-жия неве-до-мо и мно-го-об-раз-но со-блю-да-ла мою греш-ную ду-шу и сми-рен-ное те-ло. Пи-та-лась и по-кры-ва-лась я гла-го-лом Бо-жи-им, всё со-дер-жа-щим (), ибо не о хле-бе еди-ном жив бу-дет че-ло-век, но о вся-ком гла-го-ле Бо-жи-ем ( ; ), и не име-ю-щие по-кро-ва ка-ме-ни-ем об-ле-кут-ся (), ес-ли со-вле-кут-ся гре-хов-но-го оде-я-ния (). Как вспо-ми-на-ла, от сколь-ко-го зла и ка-ких гре-хов из-ба-вил ме-ня Гос-подь, в том на-хо-ди-ла я пи-щу неис-то-щи-мую".

Ко-гда ав-ва Зо-си-ма услы-шал, что и от Свя-щен-но-го Пи-са-ния го-во-рит на па-мять свя-тая по-движ-ни-ца - от книг Мо-и-сея и Иова и от псал-мов Да-ви-до-вых, - то-гда спро-сил пре-по-доб-ную: "Где, мать моя, на-учи-лась ты псал-мам и иным Кни-гам?"

Она улыб-ну-лась, вы-слу-шав этот во-прос, и от-ве-ча-ла так: "По-верь мне, че-ло-век Бо-жий, ни еди-но-го не ви-де-ла че-ло-ве-ка, кро-ме те-бя, с тех пор, как пе-ре-шла Иор-дан. Кни-гам и рань-ше ни-ко-гда не учи-лась, ни пе-ния цер-ков-но-го не слы-ша-ла, ни Бо-же-ствен-но-го чте-ния. Раз-ве что Са-мо Сло-во Бо-жие, жи-вое и все-твор-че-ское, учит че-ло-ве-ка вся-ко-му ра-зу-му ( ; ; ). Впро-чем, до-воль-но, уже всю жизнь мою я ис-по-ве-да-ла те-бе, но с че-го на-чи-на-ла, тем и кон-чаю: за-кли-наю те-бя во-пло-ще-ни-ем Бо-га-Сло-ва - мо-лись, свя-той ав-ва, за ме-ня, ве-ли-кую греш-ни-цу.

И еще за-кли-наю те-бя Спа-си-те-лем, Гос-по-дом на-шим Иису-сом Хри-стом - все то, что слы-шал ты от ме-ня, не ска-зы-вай ни еди-но-му до тех пор, по-ка Бог не возь-мет ме-ня от зем-ли. И ис-пол-ни то, о чем я сей-час ска-жу те-бе. Бу-ду-щим го-дом, в Ве-ли-кий пост, не хо-ди за Иор-дан, как ваш ино-че-ский обы-чай по-веле-ва-ет".

Опять уди-вил-ся ав-ва Зо-си-ма, что и чин их мо-на-стыр-ский из-ве-стен свя-той по-движ-ни-це, хо-тя он пред нею не об-мол-вил-ся о том ни од-ним сло-вом.

"Пре-будь же, ав-ва, - про-дол-жа-ла пре-по-доб-ная, - в мо-на-сты-ре. Впро-чем, ес-ли и за-хо-чешь вый-ти из мо-на-сты-ря, ты не смо-жешь... А ко-гда на-сту-пит свя-той Ве-ли-кий чет-верг Тай-ной Ве-че-ри Гос-под-ней, вло-жи в свя-той со-суд Жи-во-тво-ря-ще-го Те-ла и Кро-ви Хри-ста, Бо-га на-ше-го, и при-не-си мне. Жди же ме-ня на той сто-роне Иор-да-на, у края пу-сты-ни, чтобы мне, при-дя, при-ча-стить-ся Свя-тых Та-ин. А ав-ве Иоан-ну, игу-ме-ну ва-шей оби-те-ли, так ска-жи: вни-май се-бе и ста-ду сво-е-му (). Впро-чем, не хо-чу, чтобы ты те-перь ска-зал ему это, но ко-гда ука-жет Гос-подь".

Ска-зав так и ис-про-сив еще раз мо-литв, пре-по-доб-ная по-вер-ну-лась и ушла в глу-би-ну пу-сты-ни.

Весь год ста-рец Зо-си-ма пре-был в мол-ча-нии, ни-ко-му не смея от-крыть яв-лен-ное ему Гос-по-дом, и при-леж-но мо-лил-ся, чтобы Гос-подь спо-до-бил его еще раз уви-деть свя-тую по-движ-ни-цу.

Ко-гда же вновь на-сту-пи-ла пер-вая сед-ми-ца свя-то-го Ве-ли-ко-го по-ста, пре-по-доб-ный Зо-си-ма из-за бо-лез-ни дол-жен был остать-ся в мо-на-сты-ре. То-гда он вспом-нил про-ро-че-ские сло-ва пре-по-доб-ной о том, что не смо-жет вый-ти из мо-на-сты-ря. По про-ше-ствии несколь-ких дней пре-по-доб-ный Зо-си-ма ис-це-лил-ся от неду-га, но все же остал-ся до Страст-ной сед-ми-цы в мо-на-сты-ре.

При-бли-зил-ся день вос-по-ми-на-ния Тай-ной ве-че-ри. То-гда ав-ва Зо-си-ма ис-пол-нил по-ве-лен-ное ему - позд-ним ве-че-ром вы-шел из мо-на-сты-ря к Иор-да-ну и сел на бе-ре-гу в ожи-да-нии. Свя-тая мед-ли-ла, и ав-ва Зо-си-ма мо-лил Бо-га, чтобы Он не ли-шил его встре-чи с по-движ-ни-цей.

На-ко-нец пре-по-доб-ная при-шла и ста-ла по ту сто-ро-ну ре-ки. Ра-ду-ясь, пре-по-доб-ный Зо-си-ма под-нял-ся и сла-вил Бо-га. Ему при-шла мысль: как она смо-жет без лод-ки пе-ре-брать-ся через Иор-дан? Но пре-по-доб-ная, крест-ным зна-ме-ни-ем пе-ре-кре-стив Иор-дан, быст-ро по-шла по во-де. Ко-гда же ста-рец хо-тел по-кло-нить-ся ей, она за-пре-ти-ла ему, крик-нув с се-ре-ди-ны ре-ки: "Что тво-ришь, ав-ва? Ведь ты - иерей, но-си-тель ве-ли-ких Тайн Бо-жи-их".

Пе-рей-дя ре-ку, пре-по-доб-ная ска-за-ла ав-ве Зо-си-ме: "Бла-го-сло-ви, от-че". Он же от-ве-чал ей с тре-пе-том, ужас-нув-шись о див-ном ви-де-нии: "Во-ис-ти-ну нело-жен Бог, обе-щав-ший упо-до-бить Се-бе всех очи-ща-ю-щих-ся, на-сколь-ко это воз-мож-но смерт-ным. Сла-ва Те-бе, Хри-сте Бо-же наш, по-ка-зав-ше-му мне через свя-тую ра-бу Свою, как да-ле-ко от-стою от ме-ры со-вер-шен-ства".

По-сле это-го пре-по-доб-ная про-си-ла его про-чи-тать "Ве-рую" и "От-че наш". По окон-ча-нии мо-лит-вы она, при-ча-стив-шись Свя-тых Страш-ных Хри-сто-вых Та-ин, про-стер-ла ру-ки к небу и со сле-за-ми и тре-пе-том про-из-нес-ла мо-лит-ву свя-то-го Си-мео-на Бо-го-при-им-ца: "Ныне от-пу-ща-е-ши ра-бу Твою, Вла-ды-ко, по гла-го-лу Тво-е-му с ми-ром, яко ви-де-ста очи мои спа-се-ние Твое".

За-тем вновь пре-по-доб-ная об-ра-ти-лась к стар-цу и ска-за-ла: "Про-сти, ав-ва, еще ис-пол-ни и дру-гое мое же-ла-ние. Иди те-перь в свой мо-на-стырь, а на сле-ду-ю-щий год при-хо-ди к то-му ис-сох-ше-му по-то-ку, где мы пер-вый раз го-во-ри-ли с то-бой". "Ес-ли бы воз-мож-но мне бы-ло, - от-ве-чал ав-ва Зо-си-ма, - непре-стан-но за то-бой хо-дить, чтобы ли-це-зреть твою свя-тость!" Пре-по-доб-ная сно-ва про-си-ла стар-ца: "Мо-лись, Гос-по-да ра-ди, мо-лись за ме-ня и вспо-ми-най мое ока-ян-ство". И, крест-ным зна-ме-ни-ем осе-нив Иор-дан, она, как преж-де, про-шла по во-дам и скры-лась во тьме пу-сты-ни. А ста-рец Зо-си-ма воз-вра-тил-ся в мо-на-стырь в ду-хов-ном ли-ко-ва-нии и тре-пе-те и в од-ном уко-рял се-бя, что не спро-сил име-ни пре-по-доб-ной. Но он на-де-ял-ся на сле-ду-ю-щий год узнать на-ко-нец и ее имя.

Про-шел год, и ав-ва Зо-си-ма сно-ва от-пра-вил-ся в пу-сты-ню. Мо-лясь, он до-шел до ис-с-хо-ше-го по-то-ка, на во-сточ-ной сто-роне ко-то-ро-го уви-дел свя-тую по-движ-ни-цу. Она ле-жа-ла мерт-вая, со сло-жен-ны-ми, как по-до-ба-ет, на гру-ди ру-ка-ми, ли-цом об-ра-щен-ная к Во-сто-ку. Ав-ва Зо-си-ма омыл сле-за-ми ее сто-пы, не дер-зая ка-сать-ся те-ла, дол-го пла-кал над усоп-шей по-движ-ни-цей и стал петь псал-мы, по-до-ба-ю-щие скор-би о кон-чине пра-вед-ных, и чи-тать по-гре-баль-ные мо-лит-вы. Но он со-мне-вал-ся, угод-но ли бу-дет пре-по-доб-ной, ес-ли он по-гре-бет ее. Толь-ко он это по-мыс-лил, как уви-дел, что у гла-вы ее на-чер-та-но: "По-гре-би, ав-ва Зо-си-ма, на этом ме-сте те-ло сми-рен-ной Ма-рии. Воз-дай персть пер-сти. Мо-ли Гос-по-да за ме-ня, пре-став-ль-шу-ю-ся ме-ся-ца ап-ре-ля в пер-вый день, в са-мую ночь спа-си-тель-ных стра-да-ний Хри-сто-вых, по при-ча-ще-нии Бо-же-ствен-ной Тай-ной Ве-че-ри".

Про-чи-тав эту над-пись, ав-ва Зо-си-ма уди-вил-ся сна-ча-ла, кто мог сде-лать ее, ибо са-ма по-движ-ни-ца не зна-ла гра-мо-ты. Но он был рад на-ко-нец узнать ее имя. По-нял ав-ва Зо-си-ма, что пре-по-доб-ная Ма-рия, при-ча-стив-шись Свя-тых Тайн на Иор-дане из его рук, во мгно-ве-ние про-шла свой даль-ний пу-стын-ный путь, ко-то-рым он, Зо-си-ма, ше-ство-вал два-дцать дней, и тот-час ото-шла ко Гос-по-ду.

Про-сла-вив Бо-га и омо-чив сле-за-ми зем-лю и те-ло пре-по-доб-ной Ма-рии, ав-ва Зо-си-ма ска-зал се-бе: "По-ра уже те-бе, ста-рец Зо-си-ма, со-вер-шить по-ве-лен-ное те-бе. Но как су-ме-ешь ты, ока-ян-ный, ис-ко-пать мо-ги-лу, ни-че-го не имея в ру-ках?" Ска-зав это, он уви-дел невда-ле-ке в пу-стыне ле-жав-шее по-вер-жен-ное де-ре-во, взял его и на-чал ко-пать. Но слиш-ком су-ха бы-ла зем-ля, сколь-ко ни ко-пал он, об-ли-ва-ясь по-том, ни-че-го не мог сде-лать. Рас-пря-мив-шись, ав-ва Зо-си-ма уви-дел у те-ла пре-по-доб-ной Ма-рии огром-но-го льва, ко-то-рый ли-зал ее сто-пы. Стар-ца объ-ял страх, но он осе-нил се-бя крест-ным зна-ме-ни-ем, ве-руя, что оста-нет-ся невре-дим мо-лит-ва-ми свя-той по-движ-ни-цы. То-гда лев на-чал лас-кать-ся к стар-цу, и ав-ва Зо-си-ма, воз-го-ра-ясь ду-хом, при-ка-зал льву ис-ко-пать мо-ги-лу, чтобы пре-дать зем-ле те-ло свя-той Ма-рии. По его сло-ву лев ла-па-ми ис-ко-пал ров, в ко-то-ром и бы-ло по-гре-бе-но те-ло пре-по-доб-ной. Ис-пол-нив за-ве-щан-ное, каж-дый по-шел сво-ей до-ро-гой: лев - в пу-сты-ню, а ав-ва Зо-си-ма - в мо-на-стырь, бла-го-слов-ляя и хва-ля Хри-ста, Бо-га на-ше-го.

При-дя в оби-тель, ав-ва Зо-си-ма по-ве-дал мо-на-хам и игу-ме-ну, что ви-дел и слы-шал от пре-по-доб-ной Ма-рии. Все ди-ви-лись, слу-шая о ве-ли-чии Бо-жи-ем, и со стра-хом, ве-рой и лю-бо-вью уста-но-ви-ли тво-рить па-мять пре-по-доб-ной Ма-рии и по-чи-тать день ее пре-став-ле-ния. Ав-ва Иоанн, игу-мен оби-те-ли, по сло-ву пре-по-доб-ной с Бо-жи-ей по-мо-щью ис-пра-вил в оби-те-ли то, что над-ле-жа-ло. Ав-ва Зо-си-ма, по-жив еще бо-го-угод-но в том же мо-на-сты-ре и немно-го не до-жив до ста лет, окон-чил здесь свою вре-мен-ную жизнь, пе-рей-дя в жизнь веч-ную.

Так пе-ре-да-ли нам див-ную по-весть о жи-тии пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской древ-ние по-движ-ни-ки слав-ной оби-те-ли свя-то-го все-х-валь-но-го Пред-те-чи Гос-под-ня Иоан-на, рас-по-ло-жен-ной на Иор-дане. По-весть эта пер-во-на-чаль-но не бы-ла ими за-пи-са-на, но пе-ре-да-ва-лась бла-го-го-вей-но свя-ты-ми стар-ца-ми от на-став-ни-ков к уче-ни-кам.

Я же, - го-во-рит свя-ти-тель Со-фро-ний, ар-хи-епи-скоп Иеру-са-лим-ский (па-мять 11 мар-та), пер-вый опи-са-тель Жи-тия, - что при-нял в свой че-ред от свя-тых от-цов, все пре-дал пись-мен-ной по-ве-сти.

Бог, тво-ря-щий ве-ли-кие чу-де-са и ве-ли-ки-ми да-ро-ва-ни-я-ми воз-да-ю-щий всем, с ве-рою к Нему об-ра-ща-ю-щим-ся, да воз-на-гра-дит и чи-та-ю-щих, и слу-ша-ю-щих, и пе-ре-дав-ших нам эту по-весть и спо-до-бит нас бла-гой ча-сти с бла-жен-ной Ма-ри-ей Еги-пет-ской и со все-ми свя-ты-ми, Бо-го-мыс-ли-ем и тру-да-ми сво-и-ми уго-див-ши-ми Бо-гу от ве-ка. Да-дим же и мы сла-ву Бо-гу Ца-рю веч-но-му, да и нас спо-до-бит ми-лость об-ре-сти в День Суд-ный о Хри-сте Иису-се, Гос-по-де на-шем, Ему же по-до-ба-ет вся-кая сла-ва, честь, и дер-жа-ва, и по-кло-не-ние со От-цем, и Пре-свя-тым и Жи-во-тво-ря-щим Ду-хом, ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков, аминь.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт