Лечение сдн. Синдром двигательных нарушений у грудного ребенка. Фазы развития детской моторики

13.06.2019

Особой проблемой в раннем возрасте становится нарушение двигательной функции у детей, причем в период новорожденности и младенчества расстройства движения существенно и принципиально отличаются от таковых во взрослом возрасте и даже у детей постарше.

Обычно проблемы двигательной сферы связаны с поражениями нервной системы – особенно головного либо спинного мозга, которые отвечают за двигательные функции и их координацию. Могут также быть и проблемы, связанные с повреждением периферических звеньев двигательных цепей – нервными волокнами и самими мышцами, как это возможно при некоторых врожденных патологиях.

Чаще всего в раннем возрасте двигательные расстройства проявляются в нарушении мышечного тонуса либо проблемах с рефлексами и движениями. Расстройства движения могут иметь как легкий и легко устранимый только за счет массажей и гимнастики вид, так и серьезные прогрессирующие расстройства, вплоть до таких патологий, как

Сложности в определении проблем грудничков

Нервная ткань еще не завершила свое развитие к периоду рождения, и процесс ее созревания и становления продолжается. Поражения обычно имеют серьезный масштаб и сложности в выявлении. Если в период беременности или в родах возникли повреждения нервной системы и мозговой ткани, обычно это генерализованные (обширные) повреждения, и крайне трудно определить начальную локализацию повреждений, наиболее пострадавшую область (например, где есть гематома, киста, область ишемии). Иногда неврологи могут говорить только о преобладающем поражении в тех или иных отделах мозга – стволе, мозжечке, височной, лобной доле.

В двигательных актах задействуются пирамидная система и экстрапирамидная (это особые области, где проходят дуги двигательных рефлексов). В раннем возрасте даже опытным врачам порой нелегко отличить пирамидные повреждения от других, а это важно для дальнейшей тактики и прогноза. Основные критерии и характеристики, которыми оперируют в диагностике проблем с нервной системой и двигательной сферой малышей являются:

  • Тонус мышц
  • Рефлекторные акты.

Оценить тонус мышц правильно может только врач, знакомый с возрастной физиологией детей, так как на первом году изменения тонуса достаточно существенны, равно как и рефлексов малыша.

Особенно важно оценить правильно тонус мышц у детей при рождении и затем, в периоды до трех месяцев и с трех до полугода – у них имеется особенность – физиологическая гипертония мышц, проходящая в определенные периоды. Расстройства двигательных функций при СДН (синдроме двигательных нарушений) могут проявляться в виде:

  • Дистонии мышечных областей тела
  • Гипертонии мышечных элементов (локальная или диффузная)
  • Гипотонии мышц (также локальная или распространенная).

Обратите внимание

Изменение тонуса мышц – это не болезнь, это всего лишь патологический синдром, вызванный определенными изменениями нервной системы (результатом травмы, ишемии, иных повреждений).

Мышечная гипотония: причины развития, проявления

При синдроме гипотонии мышц у малышей наблюдается сниженное сопротивление к пассивным движениям, также типично увеличение объемов, если врач или родители производят движение ручками-ножками. То есть, сгибание ручек и ножек крохи не встречает сопротивления, в тяжелых ситуациях дети могут быть похожими на «тряпичных кукол». При выраженной гипотонии мышечных элементов может существенно ограничиваться произвольная двигательная активность либо страдает спонтанная (хаотичные движения новорожденных детей), которая обусловлена рефлексами, связана с нормальными сухожильными рефлексами, либо патологическими (ненормальным их повышением или снижением). Иногда некоторые рефлексы могут даже отсутствовать (выпадать), все зависит от конкретики поражения нервной системы.

Синдром мышечной гипотонии неврологами особенно часто выявляется у деток в период новорожденности и в грудном возрасте, он может формироваться с самого рождения или же развивается и преобразуется во все более тяжелый по мере роста малыша.

Врожденная гипотония мышц типична для:

  • Тяжелой , перенесенной внутриутробно ил в родах, асфиксии ребенка
  • Врожденных форм нервно-мышечных болезней
  • головки или области позвоночника в родах, с вовлечением головного или спинного мозга
  • Поражения в родах периферических нервов (зоны локтевого или плечевого, бедренного, лицевого)
  • Наследственных обменных расстройств, приводящих к изменению питания нервной ткани
  • Хромосомных синдромов, генетических аномалий
  • При наличии патологий с врожденным слабоумием либо ситуациями, где оно приобретается в раннем возрасте.

Также стоит знать, что гипотония мышц может впервые себя проявить либо становиться более серьезной и тяжелой в любом этапе взросления, иногда ее проявление формируется через несколько месяцев с момента родов и ее течение неуклонно прогрессирует до тяжелых состояний. При этом речь идет о выраженной и достаточно распространенной гипотонии, которая захватывает большой объем мышц, приводит к резким отклонениям в здоровье ребенка.

Гипотония, которая была выражена с раннего детства, может постепенно перейти в нормальный мышечный тонус или дистонические состояния, гипертонию мышц, либо же она остается одним из ведущих симптомов СДН у детей на всем протяжении первого годика жизни.

Степень выраженности подобной аномальной мышечной гипотонии среди малышей может варьировать от легкого и незначительного снижения (слабо ощущается сниженное сопротивление пассивным действиям и движениям) вплоть до полного выключения активных движений и практически полной атонии либо неподвижности.

Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев

Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.

Обратите внимание

Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.

Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.

Есть варианты мышечной гипотонии:

  • локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
  • распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.

Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.

Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями.

Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.

Дистонический синдром у детей

В понятие СДН у малышей в первый год после рождения может включаться также такое состояние как дистония мышц – это чередование в мышечных группах конечностей (обычно ручек или ножек, реже тела) как сниженного мышечного тонуса, так и повышенного , либо изменение тонуса мышечных элементов исходя из определенных влияний на нервную систему.

Так, в состоянии покоя у таких малышей при наличии только пассивных двигательных актов будет выражена явная мышечная гипотония, имеющая общий характер. Но при попытках выполнения ими определенных движений, либо на фоне положительных эмоций или отрицательных начинается нарастание мышечного тонуса, возникает формирование выраженных патологических рефлексов, имеющих преимущественно тонический характер. Это явление называют приступами дистонических атак .

Обратите внимание

Особенно часто подобный феномен дистонических расстройств наблюдают у тех малышей, которые перенесли при рождении гемолитическую болезнь, родились при вынашивании резус-конфликтной или несовместимой по группе крови беременности.

При резко выраженном синдроме дистонии мышц формируется сложность с развитием у карапуза полноценных выпрямляющих рефлексов в области туловища, плюс страдает становление реакций равновесия. Это связано с постоянно изменяющимся мышечным тонусом. Когда это синдром легкой и преходящей дистонии мышц, он не будет оказывать выраженного негативного влияния в процессе роста и развития малыша по мере возраста. Постепенно, по мере дозревания мозговых центров, все выравнивается.

Мышечная гипертония у детей

Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев . Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий.

Обратите внимание

Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона, рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.

По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).

В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.

Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно . Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.

Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.

Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.

Рекомендуем прочитать:

Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей

Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка - недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.

Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.

Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.

Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении . Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.

В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства , первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.

Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

Методы лечения малышей

Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:

  • Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
  • Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
  • Применение физиотерапии с различными видами воздействий
  • Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
  • Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
  • Витаминные препараты нейротрофического ряда ()
  • Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.

При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.

вот что нашла:

Детский синдром двигательных нарушений
«Синдром двигательных нарушений» – этот диагноз не должен пугать родителей. Проявляется заболевание уже в первые месяцы жизни ребенка, как нарушение (снижение или, наоборот, повышение) мышечного тонуса, появление непонятной двигательной активности. Иногда на разных конечностях мышцы развиваются с разной интенсивностью - это тоже проблема. Часто это заболевание становится причиной замедления в физическом и психическом развитии.

Почему это происходит? Нарушения тонуса препятствуют формированию у ребенка правильных двигательных функций, вследствие чего ребенок гораздо позже начинает ползать, ходить, появляются сложности с овладением речью. При нормальном развитии дети уже в 3-4 месяца держат голову, а малыши, которым поставлен диагноз «синдром двигательных нарушений» и в 12 месяцев не справляются с этой задачей. Заметить самые первые симптомы неправильного развития должен специалист. И, чем раньше это произойдет, тем лучше.
Важно обнаружить синдром, как можно раньше

Что в первую очередь должно встревожить родителей и заставить их обратиться к специалисту? Это нарушения мимики, отсутствие улыбки, слабые (или отсутствие) зрительные или слуховые реакции. Читайте специальную литературу для родителей, общайтесь с опытными людьми, внимательно наблюдайте за своим ребенком - это поможет обнаружить заболевание как можно раньше. Если этого не удалось сделать и вы обнаружили заболевание достаточно поздно, например в 7-9 месяцев, (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется и вам потребуется длительная и квалифицированная помощь.

Ну вот это случилось и вам поставили диагноз «синдром двигательных нарушений» - не надо опучкать руки, надо действовать. Каждый человеческий организм индивидуален и он может с определенным успехом противостоять болезни. Надо ему просто помочь. Тем более, что начальные признаки настолько малозаметны, что неврологи часто ставят такой диагноз, «на всякий случай», чтобы не упустить время. Через какое-то время этот диагноз снимается и ребенок растет совершенно здоровым.

Даже, если у вас все хорошо, но вы предусмотрительны и хотите избежать проблем: запланируйте регулярные посещения специалиста, примерно, раз в месяц. После года посещения могут стать более редкими, например, 1 раз в 3 месяца. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. Главное, чтобы врач вовремя заметил симптомы заболевания и рекомендовал правильное лечение.
Как лечат синдром двигательных нарушений

Лечение зависит и от уровня интенсивности синдрома. Если двигательная активность снижена, назначают препараты, стимулирующие нервно-мышечные связи, при повышенной активности, наоборот, те препараты, которые снижают такие связи. Особое внимание уделяется питанию: нужно давать продукты богатые витамином В.

Другим эффективным средством является массаж - он позволяет добиться отличных результатов при правильном применении. Но организм новорожденного еще слаб и важно найти человека, который специализируется именно на детском массаже, на массаже новорожденных. Нужно не менее 10-15 сеансов массажа, чтобы проявились изменения к лучшему. Перед массажем следует согреть ребенка, особенно конечности, а после упражнения лучше на некоторое время закутать их в мягкую шерстяную ткань ил маленькие валенки.
Лечебная физкультура – как ее проводить?

Прежде всего, посоветуйтесь со специалистом - он подскажет вам нужные упражнения с учетом специфики вашего ребенка. Из общих советом можено рекомендовать частое повтороение разных движений, чтобы развить двигательный стереотип. Изучайте по нескольку новых движений ручками и ножками, посторяйте каждое, примерно, по 30 раз. Ребенок не должен лежать и спокойно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Постарайтесь, чем то привлечь его внимание, заставить его потянуться. Стимулируйте двигательную деятельность малыша.

Имейте ввиду, что синдром двигательных нарушений у детей поддается лечению, особенно, если оно начато своевременно. Раннее лечение может помочь в довольно сложных случаях, и, наоборот, промедление в лечении, может легкий случай првратить в сложный

Брр… пусть она лучше перестраховалась.....

Синдром двигательных нарушений – одно из детских заболеваний, которые в последнее время встречаются у новорожденных все чаще. У многих родителей этот диагноз вызывает отчаяние, так как до недавнего времени болезнь была мало изучена, а значит – ее лечение являлось практически невозможным.

О синдроме становится известно уже в первые недели жизни ребенка. И если врачи начинают подозревать о его наличии не в роддоме, то родители точно видят некоторые отклонения в развитии своего малыша. И чем раньше это происходит, тем большая вероятность того, что дальнейшего развития заболевания можно будет избежать, кроме того – быстро устранить уже проявляющиеся симптомы.

Именно поэтому так важно наблюдать за своим малышом и своевременно говорить врачу о любых отклонениях. Но для этого необходимо знать, как именно проявляется синдром двигательных расстройств (СДР) у новорожденных, и какие признаки могут свидетельствовать о наличии данного заболевания.

Что нужно знать родителям

Синдром двигательных нарушений являет собой патологию двигательной активности. Она может выражаться по-разному, к тому же заболевание классифицируется в зависимости от возраста пациента. Соответственно, и лечение данного заболевания может иметь различный характер.

Наблюдаются три разновидности нарушения:

  • , они проявляются в ослаблении двигательной функции конечностей;
  • и , то есть – ослабление или увеличение , часто в отдельных конечностях и частях тела;
  • нарушение рефлекторной деятельности .

Кроме того следует отметить, что заболевание может наблюдаться как у младенцев, так и у более взрослых детей. В первом случае его причиной становится негативное воздействие на плод во время его пребывания в утробе матери. Кроме того, причиной могут быть и травмы, приобретенные во время прохождения плода по родовому каналу в процессе родов.

Во взрослом возрасте заболевание носит иной характер. Его причиной являются возрастные изменения либо заболевания, а также – травмы.

Симптомы заболевания также проявляются по-другому. В данном случае стоит уделить больше внимание именно младенческому синдрому двигательных нарушений.

Отсутствие лечения может стать причиной более серьезного заболевания, вплоть до . Именно поэтому родители должны уделять особое внимание развитию ребенка с самого раннего его возраста.

Симптоматика парезов может выражаться в ослаблении двигательной активности конечностей. Определить симптомы может как врач, наблюдающий за младенцем, так и родители. Если ребенок вялый, его конечности имеют пониженную активность.

Кроме того, достаточно часто наблюдаются паралич гортанных мышц у детей, в результате чего нарушается их глотательный рефлекс у ребенка еще с самого раннего возраста. Данный симптом свидетельствует о серьезной стадии заболевания, требующей немедленного лечения, и устранения столь опасной симптоматики.

Следует обращать особе внимание на то, как своевременно ребенок развивается, то есть – начинает держать головку, осознанно трогать предметы, окружающие его и так далее.

В случае серьезных отклонений от графика, нужно незамедлительно указать на данный факт врачу, наблюдающему малыша. Дело в том, что синдром двигательных нарушений у детей при отсутствии его лечения зачастую приводит к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Они могут иметь как физиологический, так психический характер.

Наличие данного заболевания у ребенка приводит к нарушению двигательных возможностей. Как результат – невозможность начать вовремя переворачиваться на животик со спинки, самостоятельно держать головку, познавать окружающий мир путем прикосновений и так далее.

В данном случае следует привести простой пример: если малыш самостоятельно начинает держать головку уже в 3-4 месяца при нормальном развитии, то при наличии у него синдрома нарушений двигательных нарушений, он может не справляться с данной задачей и в годик. Что и говорит о способности самостоятельно сидеть, стоять и ходить.

Не смотря на то, что именно врач должен заметить нарушения в физиологическом развитии ребенка, в первую очередь сами родители должны обращать на данный фактор особое внимание, по крайней мере, до тех пор, пока малышу не исполнится год.

Симптоматика СДР

Для того чтобы родители самостоятельно смогли вовремя обратить внимание на те или иные нарушения в развитии малыша, стоит четко знать, в чем именно могут проявляться симптомы двигательных нарушений у грудничка. Они могут иметь следующий характер:

  • видимые нарушения артикуляции ;
  • вялая мимика : если эмоции здорового малыша выражаются на лице довольно ярко, то СДР проявляется в практически отсутствующей мимике как при положительных, так при отрицательных эмоциях, такие малыши начинают улыбаться достаточно поздно, это может быть даже в три месяца;
  • значительная задержка зрительно-слуховых реакций , родители деток при этом часто наблюдают, что они долгое время не реагируют на окружающие их звуки и происходящие события, не узнают родителей и близких;
  • дети кричать слабо и монотонно , практически без перепадов звуков и тонов.

Можно отметить, что в целом детки, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений, являются более слабыми, вялыми и флегматичными, чем их здоровые сверстниками. При выявлении таких признаков не стоит спешить списывать их на особенности характера малыша, а вместо этого следует обратить на это внимание педиатра.

Родители должны много общаться с детьми, постоянно за ними наблюдая. Обязательно следует проводить параллель с их сверстниками, чтобы иметь возможность объективно оценивать развитие своего ребенка.

Стоит отметить, что синдром может проявляться не только в физических, но и в психических отклонениях от нормы. Так маленький ребенок может самостоятельно брать в руки игрушки, но при этом не понимать, что с ними нужно делать.

И если здоровый ребенок осознает такие моменты достаточно быстро, то у тех, кто имеет выраженные симптомы отклонения это может занимать намного больше времени.

Если у ребенка наблюдаются зрительные нарушения, то он будет путаться в пространстве, ему сложнее определить, где находится тот или иной предмет. Если малыш не может с первого раза дотянуться ручками до нужного предмета, стоит сразу же бить тревогу, и сообщать о симптоме врачую, параллельно наблюдая за общим поведением ребенка.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах и синдроме двигательных нарушений у наших детей:

Что же делать, как быть родителям малыша?

Сложность лечения, как правило, зависит именно от того, насколько рано будут выявлены симптомы заболевания. На сегодня существуют эффективные методики, способные устранить заболевание достаточно эффективно и относительно быстро.

После проведения квалифицированного лечения дети вырастают полностью здоровыми, и симптоматика заболевания полностью пропадает.

Наиболее часто при синдроме двигательных расстройств используют комплекс лечебных мер:

  • плановый курс общего массажа;
  • при запущенных случаях применяется физиотерапевтическая терапия, лечебная физкультура, назначается особый режим;
  • в зависимости от степени заболевания, могут назначаться препараты, улучшающие связь между возникновением нервных импульсов и реакцией на них;
  • могут также назначаться гомеопатические препараты;
  • детям дается большое количество продуктов, содержащих витамин В.

Тем не менее, лучше всего в лечении синдрома двигательных нарушений, показал себя именно лечебный массаж. Именно он позволяет не только устранить симптоматику заболевания, но и в целом стимулирует физическое развитие детей.

Не стоит впадать в отчаяние, если ребенку ставится диагноз «СДР». Заболевание поддается лечению, и чем раньше оно будет выявлено, тем легче и эффективнее оно будет устранено. В данном случае многое зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врача, ведущего ребенка.

Осложнения и прогноз

То, насколько эффективным будет лечение, зависит, прежде всего, от сложности и степени запущенности заболевания. Если отмечается легкая форма синдрома, то при правильном лечении побороть его можно уже в первый год жизни малыша.

Более запущенные стадии нередко становятся причиной серьезных двигательных и психических нарушений. К ним можно отнести:

В раннем возрасте крайне важно внимательное отношение к ребенку. Заключаются оно в предоставлении свободы в развитии, естественно – в разумных пределах.

Нельзя ограничивать пространство грудничка кроваткой или манежем. Желательно выделить для ребенка отдельное помещение, в котором он при соблюдении мер безопасности сможет свободно передвигаться.

Яркие картинки, развивающие игрушки, ходьба босиком и фитбол – все это способствует правильному развитию малыша и является средствами профилактики синдрома двигательных нарушений.

Центральная и вегетативная нервная системы закладываются на раннем внутритрубном этапе развития плода. Они продолжают развиваться на протяжении всего срока беременности. Эволюция и адаптация нервной деятельности младенца проходит до 3-4 лет. Поэтому синдром двигательных нарушений может быть следствием патологий, возникших на разных стадиях формирования плода или родившегося малыша.

Синдром двигательных нарушений у детей может проявляться в раннем новорожденном периоде в виде отсутствия важных рефлексов. Также патология может начать проявляться ближе к возрасту в 5-6 месяцев. Родители могут замечать вялость и апатичность младенца, изначально принимая её за особенность характера ребенка. На самом деле любая апатичность со стороны малыша и отсутствие у него живого интереса к окружающей среде говорит о дисфункции высшей нервной деятельности.

Нарушение двигательных функций подразделяется на спинальные и церебральные виды. В первом случае повреждение нервного волокна, отвечающего за организацию двигательной моторики, происходит на уровне позвоночного столба. Это может быть осложнение родовой деятельности, неправильное предлежание плода, гемангиома, неправильное положение тел позвонков и т.д.

Церебральный тип патологии может быть связан с гипертонусом на фоне неправильной работы коры головного мозга. Эта структура при неправильном развитии не может качественно обрабатывать поступающие от периферической нервной системы сигналы. В результате наблюдается невозможность совершения движений в полном объеме. Могут возникать слабые парезы и параличи, самым опасным осложнением является детский церебральный паралич (ДЦП).

Очень важно распознавать синдром двигательных дисфункций у ребенка на ранних стадиях. Исключается всегда патология, связанная с иннервацией той мышечной ткани, которая не развивается и не работает в должной мере.

В раннем младенческом возрасте клиническими признаками могут быть повышение или снижение мышечного тонуса (вплоть до полного паралича или вялого пареза), отсутствие рефлексов или их чрезмерное проявление, появление патологической подвижности или скованности. При умеренной выраженности их симптомов может помочь курс лечебного массажа и гимнастики. Если своевременно обратиться за медицинской помощью, то можно избежать формирования ДЦП в развернутой форме.

В этой статье рассказано про механизм развития патологии, отличительные клинические признаки, виды нарушений и способы их коррекции без применения сильнодействующих фармакологических препаратов.

Если у вашего малыша есть признаки нарушения двигательных функций, не стоит терять время в ожидании того, что все это пройдет самостоятельно. До тех пор, пока не будет обнаружена и устранена причина развивающихся нарушений, болезнь будет прогрессировать. Даже через месяц уже может быть поздно.

В Москве можно записаться на бесплатный прием к врачу неврологу в нашей клинике мануальной терапии. Для всех пациентов предоставляется бесплатная консультация. Доктор проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз и дает индивидуальные рекомендации по проведению дополнительного обследования и лечения.

Причины синдрома двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.

При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.

Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».

Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:

  • гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
  • гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
  • асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
  • поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
  • нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
  • травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
  • неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
  • ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
  • компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
  • наследственные генетические отклонения в развитии;
  • неправильный обмен веществ и многое другое.

Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.

Виды синдромов двигательных нарушений

Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя - самая тяжелая форма заболевания.

Также патология подразделяется по стадиям развития:

  1. начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
  2. вторая стадия - это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
  3. поздний период возникает в возрасте 2,5 - 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).

На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.

Симптомы двигательных нарушений у грудничка

При внимательном отношении к ребенку синдром двигательных нарушений у грудничка можно заметить примерно в возрасте 4 - 5 месяцев. Дети в этом возрасте уже начинают крепко удерживать головку, тянутся за игрушками и яркими предметами. Если младенец не проявляет подобных навыков, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.

Нужно обратить внимание на следующие симптомы синдрома двигательных нарушений:

  • движения становятся замедленными, как бы «ватными», не резкими;
  • происходит постоянное снижение мышечной силы в ручках и ножках;
  • появляются признаки истощения мышечной массы (ножки и ручки становятся более тонкими);
  • сухожильные рефлексы могут как усиливаться, так и снижаться;
  • в тяжелых случаях развиваются парезы и параличи;
  • при малейшем психоэмоциональном или мышечном напряжении может развиваться судорожный синдром;
  • если наблюдать за ребенком, то можно заметить присутствие разнообразных движений, которые могут быть неестественными, хаотичными, бессмысленными;
  • нарушаются рефлексы хватания и сосания;
  • ребенок не в состоянии подгибать коленки, удерживать головку, поднимать ручки;
  • нарушен процесс переворачивания с живот ан спину и обратно;
  • плач становится монотонным и неэмоциональным;
  • ребенок редко улыбается, практически не выражает эмоций;
  • кожные покровы могут быть бледными с синюшным оттенком.

Клинически синдром двигательных нарушений у грудничка может давать разнообразные симптомы, но самые основные те, что описаны выше.

Последствия синдрома двигательных нарушений

Синдром нарушения двигательных функций на ранних стадиях поддается коррекции и у малыша не остаётся никаких патологических признаков неблагополучия. При запущенных случаях последствия синдрома двигательных нарушений более серьезные. Может развиваться олигофрения и другие нарушения психоэмоционального развития. Возникают разнообразные деформации скелетной части опорно-двигательного аппарата. При поражении крупных мышц нарушается способность обслуживать себя, сидеть, ходить. Речевая функция у таких детей не развита.

Родителям необходимо начинать лечение синдрома двигательных нарушений как можно раньше.

Лечение синдрома двигательных нарушений

Своевременное лечение синдрома двигательных нарушений позволяет полностью восстановить здоровье малыша. Для эффективного лечения важен комплексный подход. Применение сильнодействующих фармакологических средств не всегда приносит желаемый результат и часто дает осложнения.

Применение рефлексотерапии позволяет координировать работу всей нейронной сети и восстанавливать пропускную способность периферической нервной системы.

Остеопатия и массаж направлены на восстановление тонуса мышечного волокна, усиление микроциркуляции крови и лимфатической жидкости.

Лечебная гимнастика позволяет полностью приводить в норму состояние опорно-двигательного аппарата, устранять последствия вялых парезов и параличей. В случае необходимости в курс терапии может быть включена электромиостимуляция

Восстановительный период при синдроме двигательных нарушений может продолжаться от 3-х до 10-ти месяцев, в зависимости от тяжести структурных нарушений. В это время необходимо строго придерживаться всех рекомендаций лечащего врача. В нашей клинике мануальной терапии курс лечения включает в себя на только сеансы остеопатии, кинезиотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д. Опытный врач невролог дает исчерпывающие рекомендации по проведению ЛФК в домашних условиях, организации питания, распорядка дня малыша, прогулкам, разработке мышц и сухожилий.

Если вам требуется полноценное лечение синдрома двигательных нарушений, то рекомендуем записаться на первичный бесплатный прием к неврологу в нашей клинике мануальной терапии. В ходе консультации доктор проведет осмотр, поставит диагноз и расскажет о том, как будет проводиться терапия.

Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП) . Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме . В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).

Двигательные расстройства при ДЦП

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, остановимся на влиянии тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС , ТЛР . Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту . В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только "блоком", то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?

Если Ваш младенец, ребенок не держит голову , дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040) . Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: "Когда начинают держать голову хорошо?" "Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?" "Во сколько начинают держать голову ?" "Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?" "Как научить держать голову?" "Нужны ли упражнения?"

Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?

Если Ваш ребенок не переворачивается , это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат вопросы: "Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?" "Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?" "Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?" "Как помочь ребенку перевернуться?" "Как учить ребенка, как заставить?"

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на "затылочную" ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС , СШТР . При выраженности ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад. Опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках, и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии ).

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ , ППР . Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами (ДЦП) всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ) . Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Гемолитическая болезнь новорожденного, гбн, лечение гемолитической болезни новорожденного

У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных (ГБН) , тонические рефлексы появляются внезапно, приводя к повышению мышечного тонуса - дистоническая атака. При гиперкинетической форме ДЦП развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений - гиперкинезов. Часто у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. При атонически-астатической форме церебрального паралича больше страдают реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы наблюдаются эпизодически. Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако, из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

Нарушения речевого и психического развития при двигательных нарушениях

Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению и развития. Сарклиник проводит лечение нарушений и задержки психического, моторного, речевого развития, психомоторного, психоречевого развития у детей в России, в Саратове. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном асимметричном шейном тоническом рефлексе тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне "затылочных конечностей". Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки. Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхлипываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать. Во втором полугодии, когда происходит активное развитие сочетанных руко - ротовых реакций, могут появиться оральные синкинезии - непроизвольное открывание рта при движениях рук. Ребенок при этом очень широко открывает рот, появляется насильственная улыбка. Оральные синкинезии и чрезмерная выраженность безусловного сосательного рефлекса также препятствуют развитию произвольной деятельности мимической и артикуляционной мускулатуры.

Таким образом, речевые нарушения у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с различными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как , так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим миром.

Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных связей с окружающим миром, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способствуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития. В случаях легкой и средней тяжести неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены незначительно. У таких детей развивается контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких пределах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих основу детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. ДЦП часто сочетается с рядом неврологических синдромов: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.

Синдром двигательных расстройств - лечение в России, лечение в Саратове, гипертонус лечение, лечение гипотонуса, лечение мышечной дистонии

В Сарклиник (Саратов) успешно применяются комплексные методики лечения различных видов синдромов двигательных расстройств . Эффективность комплексного лечения, которое включает в себя различные методы, достигает 89% вне зависимости от возраста пациентов.

Массаж для грудничков

Лечение гипотонуса и гипертонуса проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасные. В том числе проводится специальный рефлекторный детский массаж для грудничков .

Сарклиник знает, как лечить синдромы двигательных расстройств у детей, как избавиться от двигательных нарушений, гипертонуса, гопотонуса, мышечной дистонии!

Сарклиник проводит лечение гопотонуса , лечение гипертонуса , лечение мышечной дистонии у ребенка, у детей, у грудничка, у новорожденных, у младенцев. Врач знает, как лечить мышечный гипотонус и гипертонус рук и ног у детей. Мышечный детский гипертонус и гопотонус у детей, младенцев, новорожденных, грудничков успешно лечится в Саратове, в России.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт