Кто был министром иностранных. Министры иностранных дел России: посольский приказ и коллегия

24.09.2019

Министры иностранных дел СССР: кто они и какими они были?

Вячеслав Михайлович Молотов (партийный псевдоним, настоящая фамилия - Скрябин) родился 25 февраля (9 марта) 1890 года в слободе Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии (ныне город Советск Кировской области) в семье Михаила Прохоровича Скрябина, приказчика торгового дома купца Якова Небогатикова.
Детские годы В. М. Молотова прошли в Вятке и в Нолинске. В 1902-1908 годах он учился в 1-м Казанском реальном училище. На волне событий 1905 года примкнул к революционному движению, в 1906 году вступил в РСДРП. В апреле 1909 года был впервые арестован и сослан в Вологодскую губернию.
Отбыв ссылку, в 1911 году В. М. Молотов приехал в Санкт-Петербург, сдал экстерном экзамены за реальное училище и поступил на экономическое отделение Политехнического института. С 1912 года сотрудничал в большевистской газете «Звезда», затем стал секретарем редакции газеты «Правда», членом Петербургского комитета РСДРП. Во время подготовки издания «Правды» познакомился с И. В. Сталиным.
После ареста фракции РСДРП в IV Государственной думе в 1914 году скрывался под фамилией Молотов. С осени 1914 года работал в Москве над воссозданием разгромленной охранкой парторганизации. В 1915 году В. М. Молотов был арестован и сослан на три года в Иркутскую губернию. В 1916 году из ссылки бежал, жил на нелегальном положении.
Февральскую революцию 1917 года В. М. Молотов встретил в Петрограде. Он являлся делегатом VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) (24−29 апреля 1917 года), делегатом VI съезда РСДРП (б) от Петроградской организации. Входил в состав Русского бюро ЦК РСДРП (б), Исполкома Петроградского совета и Военно-революционного комитета, руководившего свержением Временного правительства в октябре 1917 года.
После установления советской власти В. М. Молотов находился на руководящей партийной работе. В 1919 году он был председателем Нижегородского губисполкома, позднее стал секретарем Донецкого губкома РКП (б). В 1920 году был избран секретарем ЦК КП (б) Украины.
В 1921-1930 годах В. М. Молотов занимал должность секретаря ЦК ВКП (б). С 1921 года он был кандидатом в члены Политбюро ЦК партии, в 1926 году вошел в состав Политбюро. Активно участвовал в борьбе с внутрипартийной оппозицией, выдвинулся в число близких соратников И. В. Сталина.
В 1930-1941 годах В. М. Молотов возглавлял СНК СССР, одновременно с мая 1939 года являлся наркомом иностранных дел СССР. С его именем связана целая эпоха в советской внешней политике. Подпись В. М. Молотова стоит под договором о ненападении с гитлеровской Германией от 23 августа 1939 года (так называемый «пакт Риббентропа-Молотова»), оценки которого были и остаются неоднозначными.
На долю В. М. Молотова выпал удел известить советский народ о нападении нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Сказанные им тогда слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», - вошли в историю Великой Отечественной войны 1941−1945 годов.
Именно Молотова известил советский народ о нападении нацистской Германии
В военные годы В. М. Молотов занимал посты первого заместителя Председателя СНК СССР, заместителя Председателя Государственного комитета обороны СССР. В 1943 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда. В. М. Молотов принимал самое активное участи в организации и проведении Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций глав правительств трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, на которых были определены основные параметры послевоенного устройства Европы.
В. М. Молотов оставался на посту руководителя НКИД (с 1946 года - МИД СССР) до 1949 года, вновь возглавлял министерство в 1953-1957 годах. С 1941 и до 1957 года он одновременно занимал должность первого заместителя Председателя СНК (с 1946 года - Совета Министров) СССР.

На июньском пленуме ЦК КПСС 1957 года В. М. Молотов выступил против Н. С. Хрущева, примкнув к его противникам, которые были осуждены как «антипартийная группа». Вместе с другими ее членами он был выведен из состава руководящих органов партии и снят со всех государственных постов.
В 1957-1960 годах В. М. Молотов был послом СССР в Монгольской Народной Республике, в 1960-1962 годах возглавлял советское представительство в Международном агентстве по атомной энергии в Вене. В 1962 году был отозван из Вены и исключен из КПСС. Приказом по МИД СССР от 12 сентября 1963 года В. М. Молотов был освобожден от работы в министерстве в связи с уходом на пенсию.
В 1984 году с санкции К. У. Черненко В. М. Молотов был восстановлен в КПСС с сохранением партийного стажа.
В. М. Молотов скончался в Москве 8 ноября 1986 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Януарьевич Вышинский (4 марта 1949 − 5 марта 1953)
Андрей Януарьевич Вышинский, потомок старинного польского дворянского рода, бывший меньшевик, подписавший распоряжение об аресте Ленина, казалось бы, был обречен попасть в жернова системы. Удивительно, но вместо этого он сам пришел во власть, занимая посты: Прокурора СССР, Прокурора РСФСР, Министра иностранных дел, ректора МГУ.
Во многом он был обязан этим своим личностным качествам, ведь даже его противники нередко отмечают глубокую образованность и выдающиеся ораторские способности. Именно по этой причине и лекции, и судебные речи Вышинского всегда привлекали к себе внимание не только профессионального юридического сообщества, но и всего населения. Отмечали и его работоспособность. Уже на посту Министра иностранных дел он работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня.
Именно это способствовало его вкладу в юридическую науку. В свое время его труды по криминалистике, уголовному процессу, теории государства и права, международному праву считались классическими. Да и сейчас в фундаменте современной российской юриспруденции лежит разработанная А. Я. Вышинским концепция отраслевого деления системы права.
На посту Министра Вышинский работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня
Но все же в историю А. Я. Вышинский вошел как «главный советский обвинитель» на процессах 1930-х годов. По этой причине его имя почти всегда ассоциируется с периодом «Большого террора». «Московские процессы», несомненно, не соответствовали принципам справедливого суда. На основании косвенных доказательств невиновные были приговорены к расстрелу или длительным срокам заключения.
Как «инквизитора» его характеризовала и внесудебная форма назначения наказаний, в которой он участвовал - так называемая «двойка», официально - Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР. Обвиняемые в данном случае были лишены даже формального судебного процесса.
Однако позволю себе процитировать самого Вышинского: «Было бы большой ошибкой видеть в обвинительной работе прокуратуры основное ее содержание. Главная задача прокуратуры - быть проводником и стражем законности».
На посту Прокурора СССР основной его задачей была реформа прокурорского и следственного аппарата. Предстояло справиться со следующими проблемами: низкая образованность прокуроров и следователей, дефицит кадров, бюрократизм, халатность. В итоге была сформирована уникальная система надзора за соблюдением законности, какой прокуратура и остается в настоящее время.
Направленность действий Вышинского носила даже правозащитный характер, насколько это было возможно в условиях тоталитарной действительности. Так, например, в январе 1936 года им был инициирован пересмотр дел в отношении колхозников и представителей сельской власти, осужденных за хищения в начале 30-х годов. Десятки тысяч из них вышли на свободу.
Менее известна деятельность, направленная на поддержку советсткой защиты. В многочисленных выступлениях и трудах он отстаивал независимость и процессуальные полномочия адвокатов, нередко критикуя своих коллег за пренебрежение стороной защиты. Однако декларируемые идеалы не реализовывались на практике, если вспомнить, например, «тройки», являвшиеся противоположностью состязательного процесса.
Дипломатическая карьера А. Я. Вышинского вызывает не меньший интерес. В последние годы жизни он занимал пост постоянного представителя СССР при ООН. В своих выступлениях он высказывал авторитетное мнение по многим направлениям международной политики и международного права. Известна его речь по поводу принятия Всемирной декларации прав человека - Вышинский предвидел проблемы с реализацией провозглашенных прав, которые только сейчас замечены в научном и профессиональном сообществе.
Личность Андрея Януарьевича Вышинского неоднозначна. С одной стороны - участие в карательном правосудии. С другой - научные и профессиональные достижения, сильные личные качества, стремление к достижению идеала «социалистической законности». Именно они заставляют даже самого яростного противника Вышинского признать в нем того носителя высших ценностей - «человека своего дела».
Можно сделать вывод, что быть им в условиях тоталитаризма возможно. Это подтверждено А. Я. Вышинским.
Дмитрий Трофимович Шепилов (27 ферваля 1956 - 29 июня 1957)

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. После переезда семьи в Ташкент учился сначала в гимназии потом в средней школе.
В 1926 окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры.
С 1926 года - в органах юстиции, в 1926-1928 годах работал прокурором в Якутии. С 1929 года - на научной работе. В 1933-1935 годах работал в политотделе одного из сибирских совхозов. После публикации ряда заметных статей был приглашён в Институт экономики Академии наук СССР. С 1935 года - в аппарате ЦК ВКП (б) (Отдел науки). Как сообщает Леонид Млечин, на одном из совещаний по вопросам науки Шепилов «позволил себе возразить Сталину». Сталин предложил ему пойти на попятную, однако Шепилов стоял на своём, в результате чего был изгнан из ЦК и семь месяцев просидел без работы.
С 1938 года - учёный секретарь Института экономики АН СССР.
В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт в составе московского ополчения, хотя имел «бронь», как профессор, и возможность поехать в Казахстан директором Института экономики. С 1941 по 1946 год - в Советской Армии. Прошёл путь от рядового до генерал-майора, начальника Политотдела 4-й Гвардейской армии.
В 1956 году Хрущёв добился смещения Молотова с поста министра иностранных дел СССР, поставив на его место своего соратника Шепилова. 2 июня 1956 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Шепилов был назначен министром иностранных дел СССР, сменив на этом посту Вячеслава Михайловича Молотова.
В июне 1956 года советский министр иностранных дел впервые в истории совершил турне по Ближнему Востоку, посетив Египет, Сирию, Ливан, а также Грецию. Во время переговоров в Египте с президентом Насером в июне 1956 года дал секретное согласие СССР спонсировать строительство Асуанской плотины. При этом Шепилов, по роду своей предыдущей деятельности не будучи международником-профессионалом, оказался под впечатлением поистине «фараонского» приёма, который устроил ему тогдашний президент Египта Насер, и по возвращении в Москву сумел убедить Хрущёва в форсировании налаживания отношений с арабскими странами Ближнего Востока в противовес нормализации отношений с Израилем. При этом следует учесть, что во время Второй мировой войны практически вся политическая элита стран Ближнего Востока так или иначе сотрудничала с гитлеровской Германией, а сам Насер и его братья тогда учились в германских высших военно-учебных заведениях.
Представлял позицию СССР по Суэцкому кризису и по восстанию в Венгрии в 1956 году. Возглавил советскую делегацию на Лондонской конференции по Суэцкому каналу.
Способствовал нормализации советско-японских отношений: в октябре 1956 года была подписана совместная декларация с Японией, прекращающая состояние войны. СССР и Япония обменялись послами.
В своем выступлении на ХХ съезде КПСС призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР. В то же время участвовал в подготовке доклада Хрущёва «О культе личности и его последствиях», однако подготовленный вариант доклада был существенно изменён.
Шепилов призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР
Когда Маленков, Молотов и Каганович в июне 1957 попытались сместить Хрущёва на заседании Президиума ЦК КПСС, предъявив ему целый список обвинений, Шепилов вдруг тоже начал критиковать Хрущева за установление собственного «культа личности», хотя в названную группу никогда не входил. В результате поражения группировки Молотова, Маленкова, Кагановича на последовавшем 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС родилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Существует и иное, менее литературно-зрелищное объяснение истоков формулировки с использованием слова «примкнувший»: группу, которая состояла бы из восьми участников, неловко было назвать «отколовшейся антипартийной группкой», так как она оказывалась явным большинством, и это было бы очевидно даже для читателей «Правды». Чтобы называться «фракционерами-раскольниками», членов группы должно было быть не больше семи; Шепилов же был восьмым.
Резоннее звучит предположение, что, в отличие от семи членов «антипартийной группы» - членов Президиума ЦК КПСС, Шепилов был определён как «примкнувший», поскольку, как кандидат в члены Президиума, не имел права решающего голоса при голосовании.
Шепилов был освобождён от всех партийных и государственных должностей. С 1957 года - директор, с 1959 года - заместитель директора Института экономики АН Киргизской ССР, в 1960-1982 годах - археограф, затем старший археограф в Главном архивном управлении при Совмине СССР.
Так как клише «и примкнувший к ним Шепилов» активно муссировалось в прессе, появился анекдот: «Самая длинная фамилия - Ипримкнувшийкнимшепилов»; когда пол-литровую бутылку водки делили «на троих», четвёртый собутыльник прозывался «Шепиловым» и т. п. Благодаря этой фразе имя партийного функционера узнали миллионы советских граждан. Собственные воспоминания Шепилова полемически озаглавлены «Непримкнувший»; они резко критичны по отношению к Хрущёву.
Сам Шепилов, согласно воспоминаниям, считал дело сфабрикованным. Он был исключён из партии в 1962 году, восстановлен в 1976 году, а в 1991 году восстановлен в Академии наук СССР. С 1982 года - на пенсии.
Умер 18 августа 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андрей Андреевич Громыко (2 июля 1985 - 1 октября 1988)

Из всех российских и советских министров иностранных дел только один Андрея Андреевича Громыко прослужил на этом посту легендарно длительный срок - двадцать восемь лет. Его имя было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Знаменитым на весь мир его сделала должность министра иностранных дел СССР.
Дипломатическая судьба А. А. Громыко сложилась так, что на протяжении без малого полувека он находился в центре мировой политики, снискал уважение даже своих политических оппонентов. В дипломатических кругах его называли «патриархом дипломатии», «самым информированным министром иностранных дел в мире». Его наследие, несмотря на то, что советская эпоха осталась далеко позади, и сегодня актуально.
А. А. Громыко родился 5 июля 1909 года в деревне Старые Громыки Ветковского района Гомельской области. В 1932 г. окончил Экономический институт, в 1936 г.- аспирантуру ВНИИ экономики сельского хозяйства, доктор экономических наук (с 1956 г.). В 1939 переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР. К этому времени в результате репрессий были уничтожены практически все руководящие кадры советской дипломатии, и Громыко стал быстро делать карьеру. В свои неполные 30 лет выходец из белорусской глубинки с дипломом кандидата экономических наук почти сразу после прихода в НКИД получил ответственный пост заведующего Отделом американских стран. Это был необычайно крутой взлет даже по тем временам, когда карьеры создавались и рушились в одночасье. Не успел молодой дипломат обосноваться в своих новых апартаментах на Смоленской площади, как последовал вызов в Кремль. Сталин в присутствии Молотова сказал: «Товарищ Громыко, мы намерены послать вас на работу в посольство СССР в США в качестве советника». Так, А. Громыко на четыре года стал советником посольства в США и одновременно посланником на Кубе.
В 1946-1949 гг. зам. министра иностранных дел СССР и одновременно в 1946-1948 гг. пост. представитель СССР при ООН, в 1949-1952 гг. и 1953-1957 гг. первый зам. министра иностранных дел СССР, в 1952-1953 гг. посол СССР в Великобритании, в апреле 1957 года Громыко назначается министром иностранных дел СССР и работает на этом посту до июля 1985 года. С 1983 г. первый заместитель Председателя Совмина СССР. В 1985-1988 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Дипломатический талант Андрея Андреевича Громыко был замечен за рубежом быстро. Признанный Западом авторитет Андрея Громыко был высшей пробы. В августе 1947 года журнал «Таймс» писал: «Как постоянный представитель Советского Союза в Совете Безопасности Громыко делает свою работу на уровне умопомрачительной компетенции».
В то же время, с легкой руки западных журналистов, Андрей Громыко, как активнейший участник «холодной войны», стал обладателем целой серии нелестных кличек вроде «Андрей волк», «робот-мизантроп», «человек без лица», «современный неандерталец» и т. д. Громыко стал хорошо известен в международных кругах своим вечно недовольным и мрачным выражением лица, а также крайне неуступчивыми действиями, за что получил прозвище «Мистер Нет». По поводу этого прозвища А. А. Громыко отмечал: «Мои «нет» они слышали гораздо реже, чем я их «ноу», ведь мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали «господин Нет», потому что я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы - великая держава, и никому этого делать не позволим!"
Благодаря своей неуступчивости Громыко получил прозвище «Мистер Нет»
Однако Вилли Брандт, канцлер ФРГ в воспоминаниях отметил: «Я нашел Громыко более приятным собеседником, чем представлял его себе по рассказам об этаком язвительном «мистере Нет». Он производил впечатление корректного и невозмутимого человека, сдержанного на приятный англосакский манер. Он умел в ненавязчивой форме дать понять, каким огромным опытом он обладает».
А. А. Громыко исключительно твердо придерживался утвержденной позиции. «Советский Союз на международной арене - это я, - думал Андрей Громыко. - Все наши успехи на переговорах, приведших к заключению важных международных договоров и соглашений, объясняются тем, что я был убежденно тверд и даже непреклонен в особенности когда видел, что со мной, а значит, и с Советским Союзом, разговаривают с позиции силы или играют в «кошки-мышки». Я никогда не лебезил перед западниками и после того, как меня били по одной щеке, вторую не подставлял. Более того, действовал так, чтобы и моему не в меру строптивому оппоненту было несладко».
Многие не знали, что А. А. Громыко обладал восхитительным чувством юмора. Его замечания могли включать в себя меткие комментарии, которые становились сюрпризом в напряженные моменты при приеме делегаций. Генри Киссинджер, приезжая в Москву, постоянно боялся прослушивания со стороны КГБ. Однажды он во время встречи указал на люстру, висевшую в комнате, и попросил, чтобы КГБ сделал ему копию американских документов, так как у американцев «вышла из строя» копировальная техника. Громыко в тон ему ответил, что люстры делались еще при царях и в них могут быть только микрофоны.
Среди важнейших достижений Андрей Громыко выделял четыре момента: создание ООН, выработку соглашений по ограничению ядерных вооружений, легализацию границ в Европе и, наконец, признание США за СССР роли великой державы.
Мало кто сегодня помнит, что ООН была задумана в Москве. Именно здесь в октябре 1943 года Советский Союз, США и Великобритания объявили, что мир нуждается в организации по международной безопасности. Это было легко декларировать, но трудно сделать. Громыко стоял у истоков ООН, под Уставом этой организации стоит его подпись. В 1946 году он стал первым советским представителем в ООН и одновременно заместителем, а затем первым заместителем министра иностранных дел. Громыко был участником, а впоследствии главой делегации нашей страны на 22 сессиях Генассамблеи ООН.
«Вопросом вопросов», «сверхзадачей», по выражению самого А. А. Громыко, был для него процесс переговоров по контролю над гонкой вооружений как обычных, так и ядерных. Он прошел все этапы послевоенной разоруженческой эпопеи. Уже в 1946 году от имени СССР А. А. Громыко выступил с предложением о всеобщем сокращении и регулировании вооружений и о запрещении военного использования атомной энергии. Предметом особой гордости Громыко считал подписанный 5 августа 1963 года Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, переговоры по которому тянулись с 1958 года.
Другим приоритетом внешней политики А. А. Громыко считал закрепление результатов Второй мировой войны. Это, прежде всего, урегулирование вокруг Западного Берлина, оформление статус-кво с двумя германскими государствами, ФРГ и ГДР, а затем и общеевропейские дела.
Огромных сил, настойчивости и гибкости потребовали от Москвы исторические соглашения СССР (а затем Польши и Чехословакии) с ФРГ в 1970-1971 годах, а также четырехстороннее соглашение 1971 года по Западному Берлину. Насколько велика личная роль А. А. Громыко в подготовке этих фундаментальных для мира в Европе документов видно хотя бы из того, что для выработки текста Московского договора 1970 года он провел 15 встреч с советником канцлера В. Брандта Э. Баром и столько же с министром иностранных дел В. Шеелем.
Именно они и предшествовавшие усилия расчистили путь к разрядке и созыву Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значение подписанного в августе 1975 года в Хельсинки Заключительного акта имело мировой масштаб. Это был, по существу, кодекс поведения государств в ключевых сферах взаимоотношений, включая военно-политическую. Была закреплена нерушимость послевоенных границ в Европе, чему А. А. Громыко придавал особое значение, созданы предпосылки для укрепления европейской стабильности и безопасности.
Именно благодаря усилиям А. А. Громыко были расставлены все точки над «i» между СССР и США в период «холодной войны». В сентябре 1984 года по инициативе американцев в Вашингтоне прошла встреча Андрея Громыко с Рональдом Рейганом. Это были первые переговоры Рейгана с представителем советского руководства. Рейган признал за Советским Союзом статус сверхдержавы. Но еще более значительным стало другое заявление. Напомню слова, сказанные глашатаем мифа об «империи зла» после окончания встречи в Белом доме: «Соединенные Штаты уважают статус Советского Союза как сверхдержавы… и у нас нет желания изменить его социальную систему». Таким образом, дипломатия Громыко добилась от США официального признания принципа невмешательства во внутренние дела Советского Союза.
Благодаря Громыко были стабилизированы отношения СССР и США
Андрей Громыко носил в памяти множество фактов, забытых широкими кругами международной общественности. «Ты представляешь, - рассказывал Андрей Громыко сыну, - выступает, да ни кто-либо, а лощеный Макмиллан, премьер-министр Великобритании. Так как это было в разгар «холодной войны», делает выпады в наш адрес. Ну, я бы сказал, работает обычная ооновская кухня, со всеми ее политическими, дипломатическими и пропагандистскими приемами. Я сижу и думаю, как на эти выпады при случае, в ходе дебатов, ответить. Неожиданно, сидевший рядом со мной Никита Сергеевич наклоняется и, как я сначала подумал, что-то ищет под столом. Я даже чуть отодвинулся, чтобы ему не мешать. И вдруг вижу - вытаскивает ботинок и начинает колотить им по поверхности стола. Откровенно говоря, первая мысль была, что Хрущёву дурно. Но через мгновение я понял, что наш лидер протестует таким образом, стремится поставить Макмиллана в неловкое положение. Я весь напрягся и против своей воли стал стучать по столу кулаками - ведь надо же было как-то поддержать главу советской делегации. В сторону Хрущёва не смотрел, мне было неловко. Ситуация складывалась действительно комическая. И ведь что удивительно, можно произнести десятки умных и даже блестящих речей, но оратора через десятилетия может никто и не вспомнит, башмак Хрущёва не забудут.
В результате почти полувековой практики А. А. Громыко выработал для себя «золотые правила» дипломатической работы, которые, впрочем, актуальны не только для дипломатов:
- абсолютно недопустимо сразу раскрывать другой стороне все карты, хотеть решить проблему одним махом;
- осторожное использование встреч в верхах; плохо подготовленные, они приносят больше вреда, чем пользы;
- нельзя позволять манипулировать собой ни с помощью грубых, ни с помощью изощренных средств;
- для успеха во внешней политике нужна реальная оценка обстановки. Еще более важно, чтобы эта реальность никуда не исчезла;
- самое трудное - закрепление реального положения дипломатическими договоренностями, международно-правовое оформление компромисса;
- постоянная борьба за инициативу. В дипломатии инициатива - лучший способ защиты государственных интересов.
А. А. Громыко считал, что дипломатическая деятельность - труд тяжелый, требующий от тех, кто им занимается, мобилизации всех своих знаний и способностей. Задача дипломата - «бороться до конца за интересы своей страны, без ущерба для других». «Работать по всему диапазону международных отношений, находить полезные связи между отдельными, казалось бы, процессами», - эта мысль была своеобразной константой его дипломатической деятельности. «Главное в дипломатии - компромисс, лад между государствами и их руководителями».
В октябре 1988 года Андрей Андреевич вышел на пенсию и работал над мемуарами. Он ушел из жизни 2 июля 1989 года. «Государство, Отечество - это мы, - любил говорить он. - Если не сделаем мы, не сделает никто».

Эдуар Амвросиевич Шеварнадзе (2 июля 1985 - 20 декабря 1990)

Родился 25 января 1928 г. в селе Мамати Ланчхутского района (Гурия).
Окончил Тбилисский медицинский техникум. В 1959 году окончил Кутаисский педагогический институт им. А. Цулукидзе.
С 1946 года на комсомольской и партийной работе. С 1961 по 1964 годы был первым секретарем райкома Компартии Грузии в Мцхете, а затем первым секретарем Первомайского райкома партии Тбилиси. В период с 1964 по 1972 - первый заместитель министра по охране общественного порядка, затем - министр внутренних дел Грузии. С 1972 по 1985 годы - первый секретарь Центрального Комитета Компартии Грузии. На этом посту проводил получившую большое паблисити кампанию по борьбе с теневым рынком и коррупцией, которая, однако, не привела к искоренению этих явлений.
В 1985-1990 годах - министр иностранных дел СССР, с 1985 по 1990 - член Политбюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9−11 созывов. В 1990-1991 годах - народный депутат СССР.
В декабре 1990 года ушел в отставку «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» и в тот же год вышел из рядов КПСС. В ноябре 1991 года по приглашению Горбачёва вновь возглавил МИД СССР (называвшийся в то время Министерством внешних сношений), но после распада СССР через месяц эта должность была упразднена.
Шеварднадзе являлся одним из соратников Горбачёва в проведении политики перестройки
В декабре 1991 Министр внешних сношений СССР Э. А. Шеварднадзе одним из первых среди руководителей СССР признал Беловежские соглашения и предстоящее прекращение существования СССР.
Э. А. Шеварднадзе являлся одним из соратников М. С. Горбачёва в проведении политики перестройки, гласности и разрядки международной напряженности.

Воронцов Александр Романович (1741-1805) - министр иностранных дел в 1802-1804 гг. Окончил Страсбургскую военную школу. В 1761 г. - поверенный в делах в Австрии, в 1762-1764 гг. - полномочный министр в Англии, а затем в Голландии. В последующем занимал ряд государственных постов, не связанных с внешней политикой (президент Коммерц-коллегии и др.). В качестве члена Госсовета (с 1787) являлся одним из руководителей внешней политики России. С 1792 по 1801 г. в отставке. С 1802 г. - государственный канцлер. Своей главной задачей считал обеспечение внешнеполитической независимости России от Франции. В начале 1804 г. вышел в отставку по состоянию здоровья.

Чарторыйский Адам Ежи (Адам Адамович) (1770- 1861) - министр иностранных дел России в 1804-1806 гг. Принадлежал к одному из старых аристократических родов Польши. С 1795 г. - на русской службе. Вскоре - адъютант великого князя Александра Павловича, один из ближайших его советников. После переворота 1801 г. - один из членов Негласного комитета. С 1802 г. - товарищ министра иностранных дел. С 1804 г. - министр. По его собственному признанию, главной своей задачей считал создание наиболее благоприятных условий для восстановления независимости Польши. С этой целью в 1805 г. выдвинул проект отторжения от Пруссии и Австрии польских земель с последующим присоединением к ним принадлежавших России бывших польских территорий. Александр I должен был стать польским королем, а между Россией и Польшей установлена династическая уния. Александр I не отверг этого проекта, но последовавшее русско-прусское сближение сделало его невозможным. Это вызвало отставку Чарторыйского. В 1815 г. вошел в состав временного правительства Царства Польского. Вскоре покинул его. Во время польского восстания 1830-1831 гг. занял пост председателя повстанческого правительства. После поражения восставших уехал в Париж.

Будберг Андрей Яковлевич (1750-1812) - министр иностранных дел в 1806-1807 гг. Был известен своей антифранцузской ориентацией. Этим во многом объясняется его назначение министром в период максимального обострения отношений между Россией и Францией. По его настоянию подписанный в 1806 г. Парижский мирный договор с Наполеоном не был одобрен Госсоветом. После заключения Тильзитского мира с Францией подал в отставку.

Румянцев Николай Петрович (1754-1826) - министр иностранных дел в 1807-1814 гг. Дипломатическую службу начал в качестве полномочного министра во Франкфурте-на-Майне при сейме Священной Римской империи и курфюрстском округе Нижнего Рейна. Во время Великой Французской революции был посредником между Екатериной II и Бурбонами. При Павле I находился в опале. С 1802 по 1808 г. занимал должности директора водных коммуникаций и министра коммерции. Назначение его министром после заключения Тильзитского мира должно было продемонстрировать Наполеону благожелательное отношение к нему Александра I. Стремясь найти точки взаимных интересов двух стран, Румянцев в 1808 г. вел переговоры с послом Франции Коленкуром об условиях раздела Турции между двумя странами. Был сторонником сближения с Францией даже в условиях нового обострения с ней отношений. В 1809 г. вел переговоры о заключении Фридрихсгамского мира, за что был удостоен звания канцлера. С началом Отечественной войны просил об отставке, но получил ее лишь после разгрома Франции.

Вейдемейер Иван Андреевич (1752-1820) - управляющий Коллегией иностранных дел в 1814-1816 гг. Действительный тайный советник. Член Государственного совета (1810).

Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862) - министр иностранных дел в 1816-1856 гг. Дипломатическую карьеру начал в 1801 г. чиновником русской миссии в Берлине, откуда вскоре был переведен в Гаагу, а затем вновь в Берлин и Париж. С началом Отечественной войны находился в армии, при Александре I. После отставки Румянцева был назначен в 1814 г. докладчиком по делам иностранного ведомства, а в 1816 г. ему было поручено возглавить МИД. После увольнения в 1822 г. в отставку Каподистрии стал единственным руководителем МИД. По мнению современников, не отличался проницательным умом и твердым характером. Побил все рекорды пребывания в должности министра иностранных дел, занимая его в течение 40 лет. Во многом это объяснялось тем, что, не имея собственной линии во внешней политике, Нессельроде был отличным проводником идей монархов, за что его порой с усмешкой именовали "Кисель-вроде". Самой крупной внешнеполитической ошибкой Нессельроде явился неверный прогноз реакции ведущих европейских стран на возможную войну России против Турции в начале 50-х гг. Он полагал, что России никто препятствовать не будет. В итоге Россия оказалась в международной изоляции и под ударом не только Турции, но и выступивших на ее стороне Англии и Франции. Сразу после заключения Парижского мирного договора был уволен в отставку Александром II.

Каподистрия Иоанн (Иоанн Капо д"Истрия) (1776- 1831) - второй статс-секретарь, управляющий азиатскими делами МИД в 1815-1822 гг. Родом с о. Корфу. Окончил Падуанский университет. Статс-секретарь Ионической республики по иностранным делам. После передачи Россией Наполеону протектората над Ионическими островами (1807) перешел на русскую службу. Основной задачей внешней политики России считал отторжение у Турции европейских владений и создание на Балканах христианских государств под протекторатом России. Для нейтрализации образевавшегося после наполеоновских войн англо-австрийского блока предлагал развивать союзные отношения России с Францией. После ухода в отставку выехал в Женеву, а оттуда в Грецию, где был избран президентом. В ходе спровоцированных Англией и Францией выступлений был убит 9 октября 1831 г.

Горчаков Александр Михайлович (1798-1883) - министр иностранных дел в 1856-1882 гг. Государственный канцлер. Светлейший Князь. Один из крупнейших дипломатов XIX в. Первые дипломатические шаги были предприняты им на постах секретаря посольства в Лондоне (1824), поверенного в делах во Флоренции (1829), советника посольства в Вене (1832). Будучи представителем при Германском союзе (с 1850), стремился укрепить влияние России на второстепенные германские государства. Представлял Россию на Венской конференции 1855 г., где в условиях военного поражения России в Крымской войне сделал ставку на развал англо-французского альянса. С этой целью предпринял сепаратные переговоры с Францией, за что был осужден министром Нессельроде. После Парижского конгресса был назначен министром иностранных дел. Широко известна его фраза из директивы русским послам за границей: "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредоточивается". Сумел вбить клин в антирусскую коалицию европейских держав. Результатом этого курса стал отказ от кабальных статей Парижского мира сразу после свержения Наполеона III. Горчаков всегда выступал против революционных потрясений (революции 1848 г. во Франции, Парижской коммуны и др.). С созданием Германской империи стал более осторожен в отношениях с Германией. Не сочувствовал идеям "Союза трех императоров", заключенного главами государств Германии, России и Австро-Венгрии. В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. занял колеблющуюся позицию, считая, что Россия еще не готова занять Константинополь и война может привести лишь к "полумиру". Эта позиция во многом определила падение популярности Горчакова. В 1879 г. управление МИД перешло к Гирсу. В 1882 г. Горчаков получил формальную отставку.

Гире Николай Карлович (1820-1895) - министр иностранных дел в 1882-1895 гг. Службу начал в Азиатском департаменте МИД России. В 1850-1875 гг. занимал различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, был посланником в Швейцарии и Швеции. С 1875 г. - управляющий Азиатским департаментом, товарищ министра иностранных дел. С 1879 г. фактически руководил МИД. В 1882 г. сменил официально Горчакова на посту министра. Считал, что внешняя политика - средство укрепления внутреннего положения монархии. Был идеологом "мирного десятилетия" Александра III. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австро-Венгрией. Прогерманская ориентация Гирса сказывалась на балканской (в особенности болгарской) политике России. Несмотря на это, Гире был вынужден обеспечить франко-русское сближение, которое Александр III рассматривал как важнейший инструмент обеспечения безопасности в Европе.

Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824-1896) - министр иностранных дел в 1895-1896 гг. На дипломатической службе с 1844 г. С 1863 г. вышел в отставку и проживал во Франции. В 1878 г. был назначен послом в Константинополь. В отличие от Горчакова считал, что если Россия должна идти на какие-то уступки, то их следует сделать в пользу Турции для снятия напряженности в отношениях с ней. Выступал одним из разработчиков Константинопольского мирного договора 1879 г. В 1879-1882 гг. - посол в Лондоне, в 1882-1895 гг. - в Вене. Стал за эти годы одним из самых влиятельных послов России. В 1895 г. назначен послом в Берлин. После смерти Гирса стал министром иностранных дел. Был сторонником перенесения центра тяжести во внешней политике России из Европы на Дальний Восток. Первые его шаги там принесли успех - Япония уступила России аренду Ляодунского полуострова, а позже был подписан и договор о совместном протекторате России и Японии в Корее. Однако именно эта активность России подстегнула Японию к началу подготовки войны с ней.

Шишкин Николай Павлович (1830-1902) - министр иностранных дел России в 1896-1897 гг. С 1852 г. работал в Азиатском департаменте МИД. В 1857 г. получил назначение в Париж, в 1859 г. - в Бухарест, в 1861 г. - в Адрианополь, в 1863 г. - в Белград. С 1875 г. - чрезвычайный посланник и полномочный министр при Североамериканских Соединенных Штатах. С 1880 г. - на таком же посту в Греции. С 1884 г. состоял при дворе короля Швеции и Норвегии. Действительный тайный советник. С 1891 г. - товарищ министра иностранных дел. С 14 января 1895 г. - временный управляющий МИД. С 24 марта 1896 г. - статс-секретарь его величества. Возглавлял министерство в краткий период с 19 августа 1896 г. по 1 января 1897 г. С 1897 г. - член Государственного совета.

Муравьев Михаил Николаевич (1845-1900) - министр иностранных дел в 1897-1900 гг. Начал дипломатическую службу в 1864 г. в канцелярии Министерства иностранных дел. С 1867 г. служил в русских миссиях в Штутгарте, Стокгольме, Гааге, Берлине и др. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был назначен советником посольства в Париж, а в 1884 г. - в Берлин. С 1893 г. - посланник в Копенгагене. 1 января 1897 г. был назначен управляющим МИД, а 13 апреля того же года - министром иностранных дел России. Как и Лобанов-Ростовский, считал, что центр тяжести внешней политики России следует перенести на Дальний Восток. Заключил с Австро-Венгрией соглашение о соблюдении статус-кво на Балканах. Предлагал активно развивать русскую экспансию в Корею. При нем русские военные корабли и войска вошли в Порт-Артур и Дальний. Было заключено соглашение с Китаем о постройке КВЖД. В 1898 г. по поручению Николая II выступил с предложением о созыве международной конференции по разоружению. Вел переговоры с Испанией об аренде Россией Сеуты (Африка) для противостояния Англии. Активизировал русскую политику на Ближнем и Среднем Востоке в условиях, когда Англия была занята войной с бурами. В итоге Россия восстановила прямые отношения с Афганистаном, усилила свои позиции в Персии и в Турции. Предлагал более взвешенно и внимательно строить отношения России с Китаем.

  • 6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
  • 7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
  • 8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
  • 9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. И дипломатия Нового времени.
  • 3 Узла противоречий:
  • 10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость сша 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
  • 11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода хв.
  • 12. Дипломатия в условиях глобализации.
  • 13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
  • 16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
  • 17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
  • 18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений рф.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
  • Основное место работы, должность
  • Основные этапы биографии
  • 21.Современная дипломатия сша. Госдепартамент сша.
  • 22. Мид Франции:
  • 23. Foreign Office – структура, функции…..
  • 24. Федеральное Министерство иностранных дел фрг: структура и полномочия
  • 25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств сша, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
  • 26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
  • 27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
  • 28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
  • 29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
  • 30. Дипломатические рангиvsдолжности в центральном аппарате мид и зарубежных представительствах рф
  • 31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах рф при международных организациях.
  • 32. История становления консульских представительств.
  • 33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
  • III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  • 34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
  • 35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
  • 36. Информационно-аналитическая функция.
  • 37. Экономическая и культурная дипломатия мид рф
  • 38. Департамент информации и печати, пресс-центр мид: функции и полномочия
  • 39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
  • 40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
  • 41. Типология, структура и функции переговоров
  • 42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
  • 43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
  • 44. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы. Требования к дипломатическим документам.
  • 45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
  • 46. Сущность и значение дипломатического протокола.
  • 47. Задачи дгп мид рф.
  • 48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
  • 49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
  • 50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.

    Министры:

    КОЗЫРЕВ Андрей Владимирович (Назначен 11 октября 1990. Повторно назначен 25 июля 1991, 14 ноября 1991, 23 декабря 1992. Освобожден от должности 5 января 1996 в связи с избранием депутатом Государственной Думы)

    ПРИМАКОВ Евгений Максимович (Назначен 9 января 1996. Повторно назначен 14 августа 1996 - IX.1998)

    Лавров Сергей Викторович

    Сергей Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве. В 1972 году окончил МГИМО. После окончания института работал в посольстве СССР в Шри-Ланке. В 1976 - 1981 гг. работал в отделе международных экономических организаций МИДа третьим, вторым секретарем. В 1981 - 1988 гг. - первый секретарь, советник, старший советник постоянного представительства СССР при ООН. В 1988 - 1990 гг. - заместитель, первый заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИДа СССР. В 1990 - 1992 гг. занимал должность директора Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД РФ, в 1992 - 1994 гг. - заместителя министра иностранных дел - директора Департамента международных организаций и глобальных проблем. В 1994 году был назначен постоянным представителем России при ООН, а также в Совете транспорта и связи. 9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост министра иностранных дел РФ в Правительстве Михаила Фрадкова. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок Президента РФ Владимира Путина вновь назначен на пост министра иностранных дел РФ. Постоянный член Совета Безопасности РФ. Председатель Комиссим РФ по делам ЮНЕСКО (с апреля 2004).

    Примаков Евгений Максимович

    Президент Торгово-промышленной палаты РФ

    Родился 29 октября 1929 г. в Киеве. В 1953 г. окончил Московский институт востоковедения, в 1956 г. - аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 1956 - 1970 гг. - корреспондент Госкомитета по радиовещанию и телевидению, газеты "Правда".1970 - 1977 гг. - заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. 1977 - 1985 гг. - директор Института востоковедения АН СССР. 1985 - 1989 гг. - директор Института мировой экономики и международных отношений. 1989 - 1990 гг. - председатель Совета Союза Верховного Совета СССР, председатель Парламентской группы СССР. 1989 - 1990 гг. - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1991 г. - первый заместитель председателя КГБ СССР - начальник 1-го Главного управления. 1991 - 1996 гг. - директор Центральной службы разведки СССР, директор службы Внешней разведки России. С января 1996 г. - министр иностранных дел Российской Федерации. В апреле 1998 году после отставки правительства Черномырдина указом президента назначен на пост министра иностранных дел в новом кабинете министров. 23 августа 1998 года Президент России Борис Ельцин отправил в отставку кабинет министров во главе с Сергеем Кириенко. Временно исполняющим обязанности премьер-министра был назначенВиктор Черномырдин, кандидатура которого дважды не прошла голосование в Государственной Думе, 10 сентября 1998 г. Президент внес на рассмотрение Думы кандидатуру Евгения Примакова. 11 сентября 1998 г. постановлением Государственной Думы РФ № 2961-II ГД от 11.09.1998 (СЗ РФ, 1998, № 38) утвержден в должности председателя Правительства РФ. Назначен Указом Президента РФ № 1087 от от 11.09.1998 (СЗ РФ, 1998, № 37). 12 мая 1999 года Указом Президента РФ отправлен в отставку с поста премьер-министра (Указ Президента РФ № 580 от 12 мая 1999 г.). В начале августа 1999 года СМИ сообщили о назначении Евгения Примакова на должность советника по геополитике оренбургского губернатораВладимира Елагина. 17 августа 1999 года Евгений Примаков официально заявил о своем согласии возглавить предвыборный блок "Отечество – Вся Россия". Вместе сЮрием ЛужковымиВладимиром Яковлевымон возглавил федеральный список ОВР. 17 декабря 1999 года накануне парламентских выборов Евгений Примаков впервые официально подтвердил свое намерение баллотироваться на пост президента России в 2000 году. 19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по федеральному списку избирательного блока "Отечество - Вся Россия".18 января 2000 года на первом заседании Государственной Думы выдвинут фракцией "Отечество - Вся Россия" кандидатом на пост председателя Думы. Отвел свою кандидатуру. 4 февраля 2000 г. Евгений Примаков, выступая по телевидению, заявил о своем отказе от участия в президентских выборах. В сентябре 2001 года оставил пост руководителя фракции ОВР в Государственной Думе. В декабре 2001 года избран президентом Торгово-промышленной палаты РФ.

    Иванов Игорь Сергеевич

    Секретарь Совета Безопасности РФ

    Игорь Иванов родился 23 сентября 1945 года в Москве. В 1969 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (с 1990 года - Московский государственный лингвистический университет). Владеет испанским и английским языками. 1969 - 1973 гг. - младший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. В 1973 году - второй секретарь Первого Европейского отдела МИД СССР. 1973 - 1977 гг. - старший инженер Торгового представительства СССР в Мадриде. 1977 - 1983 гг. - первый секретарь, советник, советник-посланник посольства СССР в Испании. 1983 - 1984 гг. - эксперт 1-го класса Европейского отдела МИД СССР. 1984 - 1985 гг. - советник группы при министре иностранных дел СССР. 1985 - 1986 гг. - помощник министра иностранных дел СССР. 1986 - 1989 гг. - заместитель, первый заместитель начальника - заведующий отделом Общего секретариата МИД СССР. 1989 - 1991 гг. - начальник Общего секретариата МИД СССР, член Коллегии МИД СССР. 1991 - 1994 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Испании, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Испании. С января 1994 года - первый заместитель министра иностранных дел РФ, с января 1995 года - статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 года указом президента назначен Министром иностранных дел РФ. 2 октября 1998 года указом президента включен в состав постоянных членов Совета Безопасности. 12 мая 1999 года отправлен в отставку в составе кабинета Примакова. Вошел в новое правительство в прежнем качестве - министра иностранных дел. Сохранил этот пост в последующих правительствах (Сергея Степашина и Владимира Путина). 18 мая 2000 года назначен министром иностранных дел РФ в правительстве Михаила Касьянова. 24 февраля 2004 года указом Президента РФ отправлен в отставку в составе Правительства Михаила Касьянова. 9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост Секретаря Совета Безопасности РФ.

    Козырев Андрей Владимирович

    Дата рождения

    Место рождения

    г.Брюссель (Бельгия).

    Гражданство

    Гражданин Российской Федерации.

    Образование

      Школа:

      Высшая школа: В 1974 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР по специальности "Международные отношения".

      Иностранные языки: Свободно владеет английским, испанским, португальским языками.

    Министры иностранных дел России с 1991 года были разными людьми, которые отстаивали различные идеи о том, какую роль должна играть Россия в мировой политике. Первый из них - Андрей Козырев - выступал за сотрудничество с западными странами, но последующие министры стремились отстаивать, прежде всего, .

    За последние двадцать семь лет пост министра, отвечающего за внешние отношения государства, в нашей стране последовательно занимало четыре человека:

    • Андрей Козырев (1991 - 1996 гг.);
    • Евгений Примаков (1996 - 1998 гг.);
    • Игорь Иванов (1998 - 2004 гг.);
    • Сергей Лавров (2004 г. – настоящее время).

    В 1974 году будущий министр окончил МГИМО и начал дипломатическую карьеру с поста референта Управления международных организаций МИД СССР. Одновременно написал и защитил кандидатскую диссертацию о роли ООН в политике. В 1990 году дипломат стал начальником Управления, в котором много лет работал. После отставки Шеварднадзе занял пост министра иностранных дел.

    Андрей Козырев был известен как либерально настроенный министр, испытывавший симпатии к США. По его словам, во время первого визита в эту страну он был потрясен количеством автомобилей у рядовых американцев и их супермаркетами.

    Министр участвовал в разработке соглашения об упразднении СССР и его замене на СНГ. Во время событий 1993 года поддержал Бориса Ельцина и его действия. Козырев пытался наладить союзнические отношения с бывшими странами-соперниками, особенно – США.

    В 1996 году политик оставил пост министра. Некоторое время был депутатом Государственной Думы, а позже сосредоточился на международном бизнесе. С 2012 года бывший министр живет в США. Он охотно дает интервью, в которых критикует нынешнюю политику России. Козырев выражает уверенность в грядущем крахе «антизападного» режима современной Российской Федерации.

    Евгения Максимовича Примакова заслуженно считают одним из самых достойных политиков нашей страны после 1991 года. Он сумел совмещать государственную и научную деятельность.

    Относясь к более старшему поколению, чем многие коллеги, он получил дипломатическое образование в предшественнике МГИМО – Московском институте востоковедения, закрывшимся в 1954 году. Позднее он был аспирантом на экономическом факультете ведущего вуза страны (МГУ) и защитил кандидатскую по экономике, а в 1969 году – докторскую.

    В 1960-е годы Евгений Максимович много писал публицистических статей о Ближнем Востоке и путешествовал по региону. В первой половине 1990-х годов Примаков отвечал за вопросы внешней разведки нашей страны.

    В 1996 году Примаков принял пост от министра Козырева. Он был негативно принят политиками других стран. Примаков продолжил употреблять термин предшественника «партнерство» в отношении западных стран, но стал добавлять к нему «равноправное». В 1997 году он выступал за санкции в отношении стран Балтики в ответ на притеснения русскоязычного населения. В 1998 году Евгений Максимович встал во главе правительства, а министерский портфель получил Игорь Иванов.

    Игорь Иванов получил образование в Московском институте иностранных языков в 1969 году и начала работать научным сотрудником в Институте мировой экономики и международных отношений. Через четыре года он перешел на службу в министерство иностранных дел.

    За семнадцать лет он сделал успешную дипломатическую карьеру и в 1995 году служил в Испании чрезвычайным и полномочным послом России. После этого дипломат стал заместителем Евгения Примакова. В 1998 году Примаков возглавил правительство, а Иванов занял в нем пост министра иностранных дел.

    После шести лет пребывания на высоком посту Игорь Сергеевич продолжил трудиться на дипломатическом поприще. До 2007 года он входил в состав Совета безопасности России. С 2011 года руководит Российским советом по международным делам.

    Как многие советские и российские дипломаты, Сергей Викторович получил образование в МГИМО (на восточном отделении). Первым его назначением стала Шри-Ланка. Поэтому кроме обычных для дипломата европейских языков, Лавров знает сингальский язык, на котором говорит самый многочисленный народ острова.

    В 1992 - 1994 годах Сергей Лавров служил заместителем Козырева, который тогда занимал пост министра. Позднее он десять лет был постоянным представителем нашей страны в ООН. В 2004 году получил пост министра иностранных дел и несколько раз переназначался на него. На данном посту Сергей Викторович отстаивает национальные интересы России. Он известен своей твердой позицией во время общения с иностранными дипломатами. В Европе и США Лаврова иногда называют «вторым Громыко» из-за жесткой позиции министра на переговорах.

    Сегодня Сергей Лавров один из самых уважаемых простыми гражданами российских политиков вместе с Владимиром Путиным и Тимуром Шойгу. Внимание прессы привлекает стиль жизни российского дипломата. Несмотря на прошедшие годы, министр поддерживает контакты со своей almamater - МГИМО. Он входит в попечительский совет института и регулярно участвует в новогодних капустниках.

    Сергей Викторович пишет стихи и увлекается поэзией. Он стал автором гимна МГИМО. В последние месяцы в сети стали популярны поздравительные стихи Лаврова, адресованные недавно скончавшемуся Виталию Чуркину, где Сергей Викторович тепло и уважительно говорит о своем коллеге по дипломатическому поприщу. Несмотря на возраст, министр увлекается спортом – в частности, рафтингом и футболом. Кроме спорта, дипломат любит дорогие сигары, известно несколько комичных эпизодов, как Лавров ставил на место коллег, которые пытались запретить ему курить в их присутствии.

    Министры иностранных дел России с 1991 года в своей деятельности отражали политику Президента России. Козырев в своем стремлении сотрудничества с во многом отражал позицию всего высшего руководства Российской Федерации. С укреплением России в конце 1990-х годов страна вновь заявляет о себе как о серьезной силе на мировой арене. И позиция ее министров становится более твердой.

    8/20 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел . С его созданием КИД не прекратила своего существования, однако постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 г.

    Первый министр иностранных дел А.Р.Воронцов сформировал временную канцелярию, которая первоначально делилась на 4 экспедиции, занимавшиеся политической перепиской. Позднее, в 1806 г., была установлена новая структура Канцелярии министра. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др.

    К 1816 г. МИД обрел четкую структуру, которая сохранялась стабильной до 40-х годов XIX в. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении - министр иностранных дел в чине канцлера. Заместителями или помощниками министра назначались два статс-секретаря МИД. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815 г.). Принятые в 1815 г. дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 г.

    Центральный аппарат МИД включал: Канцелярию, Департамент внутренних сношений (в ведение которого входили все политические и консульские дела, а также вопросы, касающиеся русских подданных); Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел. В состав центрального аппарата МИД наряду с тремя департаментами входили также Архивы МИД, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров и редакционные конторы официальных изданий МИД на русском и французском языках.

    Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии, резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

    В 1846 г. по предложению канцлера К.В.Нессельроде было принято "Учреждение Министерства иностранных дел" (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. Согласно статье 1 "Учреждения" - "Министерство иностранных дел имеет предметом: политические сношения с иностранными государствами, ходатайство о законной защите российских подданных в чужих краях и содействие удовлетворению справедливых домогательств иностранцев по делам их в России". Статья 4 закрепила структуру МИД.

    В результате Крымской войны (1853-1856 гг.) международное положение России серьезно осложнилось. В этот непростой для России период в 1856 г. МИД возглавил А.М. Горчаков , с именем которого связаны крупнейшие достижения на международной арене, а также реорганизация самого ведомства. Вошли в историю знаменитые циркуляры Горчакова - 1856 г., излагавший основы внешней политики России, и 1870 г., объявлявший, что Россия более не считает себя связанной условиями Парижского мирного договора, ограничивавшими ее суверенные права на Черном море.

    В 1868 г. было введено в действие новое "Учреждение МИД", а также изменены в сторону сокращения штаты центральных подразделений ведомства. Если в 1839 г. в штате МИД числилось 535 чиновников, то при Горчакове были оставлены лишь 134 штатные должности. Вместе с тем департаментам предоставлялось право иметь "для усиления их средств" чиновников сверх штата.

    К 90-м годам XIX в. в связи с усложнением внешнеполитических задач вновь назрела необходимость структурного преобразования Министерства. В ноябре 1895 г. член Совета Министерства известный юрист-международник Ф.Ф. Мартенс подготовил план реорганизации МИД с учетом опыта дипломатических ведомств западноевропейских стран, однако этот проект не был осуществлен.

    Только после назначения в мае 1906 г. министром иностранных дел А.П.Извольского в МИД была проведена очередная, растянувшаяся на несколько лет реформа с целью модернизации структуры ведомства в соответствии с новыми политическими условиями, созданными революцией 1905 г. и созывом Государственной думы.

    В частности, тогда был создан Отдел печати, в обязанности которого входило отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике и "давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства".

    К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств . Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. - 102, в 1897 г. - 147, в 1903 г. - 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

    В 1914 г. при министре С. Д. Сазонове был одобрен законопроект о новых штатах МИД, который не был реализован в связи с началом первой мировой войны. Усложнение и расширение задач и функций министерства в военное время повлекли за собой необходимость внести изменения в структуру МИД и работу его загранпредставительств. Появилось новое подразделение - Юрисконсультская часть, в декабре 1915 г. был создан Особый отдел военнопленных, а в апреле 1916 г. Осведомительный отдел с целью получения и разработки сведений "о развитии политической мысли в зарубежных странах". Для поддержания постоянного контакта со Ставкой верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия.

    Использованы материалы сайта Историко-документального департамента МИД России



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт