Классификация методов обучения. Их характеристика. Методы и организация исследования

22.09.2019

Метод визуального исследования - наиважнейший из методов, применяемых в ТКЭД для поиска информативных признаков.

Микроскопический метод - метод исследования вещественных доказательств с помощью специальных приборов - микроскопов, позволяющих получать увеличенные изображения внешнего строения объектов и их мельчайших деталей, невидимых невооруженным глазом.

Метод исследования в косонаправленном свете - метод увеличения видимости деталей объекта при его освещении направленным пучком света с углом падения света значительно менее 90°: оптимально 10° * 35°. В ТКЭД этот метод применяется для выявления незначительного рельефа следов давления, трасс от пишущих приборов, повреждений поверхностного слоя бумаги в виде приподнятости волокна, наклеенных участков, находящихся не в одной плоскости с поверхностью документа, а также для выявления штрихов на фоне бумаги либо среди других фрагментов изображений по различию их блеска (зеркального отражения). Чтобы исключить мешающее воздействие постороннего света, наблюдение при косонаправленном освещении проводят в затемненном помещении.

Метод исследования в проходящем свете (на просвет) - применяется для выявления деталей объекта с различной оптической плотностью. Такое исследование применяется для обнаружения участков документа, подвергшихся подчистке, травлению, смыванию, а также для изучения структуры бумаги, водяных знаков (или филиграни), для прочтения заклеенных текстов, залитых, замазанных, зачеркнутых записей, а также для прочтения текстов на копировальной бумаге.

Спектральные методы - позволяют изучать результаты взаимодействия выделенного узкого диапазона светового спектра с веществом либо с материалом объекта. Лучистая энергия, проходя через вещество (материал) либо из одной среды в другую, изменяется под действием вещества объекта. При этом изменяются показатели отражения, поглощения, пропускания света. Зависимость коэффициента отражения (отношения отраженного от объекта излучения ко всему падающему потоку) от длины волны излучения является характеристикой любого вещества. Эта характеристика может быть зарегистрирована визуально, фотографически, с помощью электронной и оптической техники.

Метод цветоразделения - выявляет различия в цвете и в оттенках объектов. При исследовании документов случается так, что один цветной объект невидим или слабо различим на окружающем фоне либо среди других окрашенных объектов. Усилить контраст между ними можно за счет преобразования спектральных различий в различие яркостей, такое преобразование именуется цветоделением цветоразличением).

В ТКЭД метод цветоделения применяется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, для установления факта дописки путем дифференциации красителей, штрихов, имеющих различную степень спектрального поглощения. Используют этот метод и для усиления контраста между слабовидимыми записями и фоном документа путем исследования в той зоне спектра, где вещество штрихов имеет максимум поглощения (определяется опытным путем).

В цветоделении важно правильно подобрать светофильтр, следуя правилу дополнительного цвета и используя цветовой круг, известный всем со школьный скамьи.

Например (рис. 1.1), для усиления контраста синего штриха на бумаге белого цвета находят в противоположном ему секторе круга дополнительный цвет - оранжевый и рассматривают документ через оранжевый светофильтр. При этом штрихи выглядят более темными и контрастными, поскольку светофильтр дополнительного цвета пропускает максимум лучей той части светового спектра, которые соответствуют максимуму поглощения вещества штрихов, бумага же эти лучи отражает. К желтому и оранжевому цветам дополнительным является фиолетовый и синий.

Рис. 1.1. Взаимозависимость цветов при цветоразделении

Методы исследования в отраженных УФ и ИК-лучах. Указанные методы исследования документов основаны на избирательном поглощении, пропускании и отражении веществом материалов документа воздействующего электромагнитного излучения в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра (на различной способности материала штрихов отражать, поглощать и пропускать эти лучи).

Известно, УФЛ занимают область спектра от 10 * 400 нм: ближняя зона спектра (400 - 315 нм), средняя (315 - 280 нм), дальняя (280 - 10 нм). В практике ТКЭД чаще всего используется УФ-область спектра от 250 нм до 385 нм, выделение нужной зоны обеспечивается УФ- светофильтрами (УФС-1, ... УФС-4).

В качестве источников УФЛ (рис. 1.2) используются ртутнокварцевые лампы высокого и сверхвысокого давления: в приборах различных модификаций, а также лазеры, генерирующие УФ-излучение. Также широко используются УФ-осветители ОИ-18, осветители специальных микроскопов, например, МЛД-1, ЛЮМАМ и других марок.

Рис. 1.2. Схема фотосъемки в отраженных УФЛ, где: 1 - УФ-осветитель;

2 - документ; 3 - УФ-светофильтр; 4 - объектив фотоаппарата

Метод исследования в отраженных ИК-лучах (ИКЛ) основан на способности некоторых материалов письма, содержащих в качестве компонентов углеродистые вещества (тушь, графитный карандаш, типографская краска, копировальная бумага, машинописная лента, электрографических тонер, черные чернила струйных принтеров) и соли металлов поглощать инфракрасное излучение в отличие от других, не содержащих углерод, красящих веществ (паст шариковых ручек, чернил, штемпельной краски и пр.). Применяется для дифференциации одноцветных, но различных по составу материалов письма при выявлении дописки и допечатки, залитых и зачеркнутых текстов.

Источники ИК-излучения (рис. 1.3) - это в основном, лампы накаливания и специальные импульсные лампы. Отсекание ИК-спектра осуществляется светофильтрами КС-17, КС-18, КС-19, ИКС-1, ИКС-2, ИКС-3, которые помещают перед приемником излучения. Для визуализации получаемой невидимой картины в инфракрасной зоне спектра существуют ЭОП, которые на экран выводят видимое изображение, а также обеспечивают его фотофиксацию в режиме «Фотосъемка».

Рис. 1.3. Схема фотосъемки документа в отраженных ИКЛ, где: 1 - ИК-осветитель; 2 - документ; 3 - ИКЛ светофильтр;

4 - объектив фотоаппарата; 5- ЭОП

В основе методов люминесцентного анализа лежит способность некоторых веществ к флуоресценции при воздействии на них УФ либо сине-зеленных лучей в затемненном помещении.

При флуоресценции свечение практически мгновенно затухает после прекращения возбуждения.

В соответствии с законом Стокса спектр люминесценции всегда смещен в сторону больших длин волн по сравнению со спектром возбуждающего излучения (длина волны возбуждающего всегда короче длины волны люминесценции).

В зависимости от спектрального состава возбуждающего излучения люминесценция может наблюдаться и в видимой, в дальней красной и в ближней инфракрасной областях светового спектра. При воздействии на вещество штрихов и на основу документа УФ лучами появляется видимая люминесценция, которую можно зафиксировать посредством фотосъемки. Для этого перед объективом помещается светофильтр, пропускающий видимые лучи по цвету люминесценции (если оранжевая, то ОС-12) и задерживающий УФ-лучи (см. рис. 1.4).

Рис. 1.4. Схема фотосъемки видимой люминесценции, возбужденной УФЛ, где: 1 - УФ-осветитель; 2 - документ; 3 - УФ светофильтр; 4 - светофильтр по цвету люминесценции, 5- фотоаппарат

Для возбуждения красной и ИК-люминесценции в материалах документов используют сине-зеленое излучение с помощью светофильтра СЗС-21, который пропускает сине-зеленные лучи. При фотосъемке люминесценции перед объективом помещают светофильры, задерживающий сине-зеленые лучи и пропускающий либо красные (с/ф КС-17 и КС-18 при люминесценции в дальней красной области), либо ИК-лучи (с/ф КС-19 и светофильтры ИКС при люминесценции в ИК-области) (рис. 1.5). Люминесценцию можно зафиксировать также с помощью ЭОП и иной более современной техники.

Рис. 1.5. Схема фотосъемки красной и инфракрасной люминесценции, возбужденной СЗ лучами, где: 1 -осветитель; 2 - документ;

3 - СЗ светофильтр; 4 - светофильтр по цвету люминесценции,

5- фотоаппарат, 6 - ЭОП

Люминесцентные методы применяются для выявления невидимых и слабовидимых записей, следов травления, смывания, подчистки, дописки, последовательности нанесения пересекающихся штрихов, а также для дифференциации материалов письма одного цвета.

Метод исследования в поле токов высокой частоты. Метод основан на получении под действием высокочастотного электростатического разряда фотоизображения поверхностей и внутренней структуры объекта. Для этой цели используется конденсатор, между обкладками которого помещается документ и фотопленка (фотобумага). Конденсатор помещается в контур генератора токов высокой частоты, при включении которого возникает искровой разряд, засвечивающий соответствующие участки фотопленки.

Фотосъемка в поле токов высокой частоты (ТВИ) позволяет:

Выявлять вдавленные штрихи и подчищенные записи;

Устанавливать содержание залитых, замазанных и зачеркнутых текстов;

Определять следы замены фотокарточки на документе;

Идентифицировать новые, не имеющие видимых дефектов, пишущие машины по рельефным следам на бумаге от ударов литер пишущей машины.

Итак, перечисленные выше физические методы ТКЭД имеют одну общую, объединяющую их особенность - они недеструктивные, не разрушают документ, не изменяют его внешний вид и содержание. Поэтому при производстве ТКЭД данные методы находят первоочередное применение.

Методы судебно-исследовательской фотографии. Особое место в ТКЭД занимают фотографические методы исследования, которые являются не разрушающими. Преимущество фотографических процессов перед обычным зрительным восприятием объясняется тремя факторами:

1) чрезвычайно широкой спектральной чувствительностью, что позволяет регистрировать изображения не только в видимой части светового спектра, но и в УФ-, ИК-зонах спектра, а также в рентгеновских лучах;

2) возможностью получить оптическое изображение с более высоким контрастом, нежели в действительности;

3) способностью фотоприемного материала аккумулировать световую энергию, что позволяет получать изображение нормального качества при слабой освещенности объекта съемки.

Методы судебно-исследовательской фотографии подразделяются на виды: а) масштабная фотосъемка со значительным увеличением; б) усиление контраста слабовидимого изображения; в) фотосъемка в невидимых зонах спектра; г) фотосъемка люминесценции (видимой и невидимой).

Масштабная фотосъемка со значительным увеличением подразделяется на подвиды: макро- и микрофотографию (до 20 х и свыше 20 х раз).

Под усилением контраста фотографическим путем понимаются методы, применяемые в целях изменения соотношения яркостей объекта на черно-белом ф/материале (цветоделение) или цветных тонов - на цветном (цветоразличение).

Методы усиления контраста делятся на три подвида: усиление контраста в процессе съемки; в процессе проявления; готового негативного фотоизображения.

Методы фотосъемки в отраженных невидимых лучах спектра подразделяются на четыре подвида: фотосъемка в ИК- и УФ-зонах спектра; в рентгеновских и гамма-лучах.

Методы фотосъемки люминесценции: фотосъемка видимой люминесценции, возбужденной УФ- и сине-зелеными лучами; фотосъемка ИК-люминесценции, невидимой глазом.

Метод влажного копирования (рис. 1.6). В основе данного метода лежит явление адгезии (прилипания) или диффузии на контактный материал, увлажненный простейшим органическим растворителем - водой.

Методом влажного копирования выявляются различия материалов письма по степени их копируемости на влажную липкую поверхность. При контакте с увлажненной поверхностью отфиксированной фотобумаги частицы красящих веществ некоторых из материалов письма прилипают к ней, оставляя на этом новом носителе зеркальные штрихи письменных знаков, иных изображений.

Метод применяется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, установления дописки, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов (реквизитов документов).

Рис. 1.6. Схема метода влажного копирования, где: 1 - отфиксированная фотобумага; 2 - слой органического растворителя - воды; 3 - красящее вещество штрихов на основе документа; 4 - основа документа (бумага и т.п.); 5 - красящее вещество штрихов, откопированное на отфиксированную фотобумагу

Для копирования водорастворимых красящих веществ применяется увлажненный дистиллированной водой желатиновый слой отфикси- рованного фотоматериала (иногда фильтровальная бумага). Фотобумагу предварительно обрабатывают при неактиничном свете в фиксаже, тщательно промывают в проточной воде и высушивают. Поверхность отрезка фотобумаги увлажняется водой в течение 30-60 секунд. Полученная зеркальная копия фотографируется в нужном масштабе.

Адсорбционно-люминесцентный метод (АЛМ). В основе метода лежит увеличение интенсивности люминесценции красящих веществ при адсорбировании их обработанной органическим растворителем полимерной пленкой. АЛМ применяется для дифференциации материалов письма с целью установления дописки, выявления залитых, зачеркнутых, замазанных текстов, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов.

Копирование штрихов производится ПВХ-пленкой, смоченной растворителем (диметилформамидом, циклогексаноном, тетрагидрофура- ном и др.) Отпечаток облучают ультрафиолетовым светом и изучают его люминесценцию в затемненном помещении.

Метод наиболее эффективен для дифференциации красителей, близких по цвету. При определении последовательности выполнения пересекающихся штрихов эффективны наблюдение и фиксация люминесценции откопированных штрихов в видимой и в дальней красной зонах спектра.

Рекомендуется применять ПВХ-пленку белого цвета для беловых товаров. ПВХ-пленка растворится во многих органических растворителях (циклогексанон, диметилформамид, тетрагидофуран, ацетон, спирт этиловый). Растворители активно действуют на многие материалы письма.

На пленку заранее выбранного размера пипеткой наносятся 1-3 капли растворителя, равномерно распределяются по поверхности в течение 4-10 секунд, чтобы впитался растворитель, а затем пленка приводится в плотный контакт с исследуемым участком документа на 1-3 секунды.

Время контакта и сила нажима зависят от растворимости исследуемого вещества, решаемой задачи и от свойств бумаги документа, поэтому они подбираются экспериментально. О копировальной способности вещества штрихов судят по результатам экспериментов, т.е. предварительных испытаний на периферийных участках документа. Следует учитывать, что при неправильном особенно длительном по времени контакте возможно отслаивание поверхности бумаги доку- мента, его повреждение. Кроме того, в любом случае АЛМ приводит к необратимым изменениям штрихов реквизита документа: уменьшается количество красящего вещества, изменяется и структура бумаги в месте контакта.

Диффузно-копировальный метод (ДКМ). В основе данного метода лежит явление диффузии - поверхностного проникновения молекул и ионов исследуемого вещества в увлажненный либо сухой желатиновый слой незасвеченной черно-белой (нецветной) фотобумаги (явление было открыто и экспериментально апробировано в 1903-1907 гг.).

При выявлении невидимых и слабовидимых текстов часто удается добиться хороших результатов путем применения высокочувствительного ДКМ. Технология ДКМ задействует свойство некоторых органических водорастворимых красителей изменять при воздействии на фотоэмульсионный слой его изначальную светочувствительность (сенсибилизацию).

Как известно, бесцветное галоидное серебро, входящее в состав фотографической эмульсии, обладает свойством разрушаться с образованием черного зернистого металлического серебра под действием света и химических восстановителей, содержащихся в проявляющих растворах. При этом на эмульсию действует только коротковолновое излучение сине-фиолетовой области спектра. Чувствительность несенсибилизированного фотографического слоя к коротковолновому синефиолетовому излучению является естественной светочувствительностью фотоматериала.

При контакте исследуемого документа с увлажненным желатиновым фотоэмульсионным слоем частицы красителя, проникшие в результате диффузии в фотоэмульсию, вызывают изменение светочувствительности фотоматериала на участках их внедрения. В одних случаях краситель вызывает повышение чувствительности фотоэмульсии к излучению длинноволновой части спектра (желтым, оранжевым, красным лучам, к которым несенсибилизированный фотоматериал не очувст- влен): эффект носит название оптической сенсибилизации. В других случаях под воздействием красителя фотоэмульсия становится нечувствительной или весьма мало чувствительной к коротковолновому сине-фиолетовому излучению, к которому фотоматериал обладает естественной чувствительностью: явление называется десенсибилизацией. Кроме того, красители материалов письма в той или иной мере увеличивают фотографическую вуаль, повышая способность галоидного серебра разрушаться под действием проявителя без предварительной засветки фотографического слоя.

В зависимости от концентрации красителя, диффундирующего в эмульсию, наблюдается либо сенсибилизирующий, либо десенсибилизирующий эффект. Обычно сенсибилизацию фотоэмульсии вызывает малое количество красителя, т.е. когда штрихи подлежащего выявлению текста практически невидимы или слаборазличимы. Краситель в более высокой концентрации вызывает обратное, десенсибилизирующее действие.

Действие красителя на светочувствительный фотографический слой в значительной мере зависит от свойств самой фотографической эмульсии. Поскольку сущность метода состоит в изменении естественной чувствительности под действием красителей, то для диффузного копирования пригоден лишь несенсибилизированный фотоматериал (фотобумага).

Применение ДКМ для выявления невидимых и слабовидимых текстов, а также записей, выполненных водорастворимыми красителями и затем замазанными, залитыми, зачеркнутыми нерастворимыми в воде красителями, состоит в последовательном выполнении в фотолаборатории при неактиничном красном свете следующих действий (рис. 1.7):

Фотоматериал размачивается в воде (желательно дистиллированной) до набухания желатинового фотоэмульсионного слоя (от 1 до 20 минут);

Излишек воды с эмульсионного слоя удаляется встряхиванием фотоматериала (фильтровальную бумагу прикладывать без нажатия на нее, так как при нажиме ее волокна могут прилипнуть к фотоэмульсии и помешают диффузии красителя);

Набухший эмульсионный слой прикладывается к поверхности документа, на участке которого находится подлежащий выявлению текст либо оттиск печати (время контакта определяется экспериментально);

Фотоматериал с диффундировавшими в фотоэмульсию молекулами красителя помещается в черно-белый контрастный проявитель в кювете, находящейся под объективом фотоувеличителя, и засвечивается через с/ф КС-2 или ОС-18 или ЖС-8: красным, оранжевым или желтым светом до момента появления контрастного изображения (либо вуали);

Полученное зеркальное изображение репродуцируется и печатается прямое изображение выявленного реквизита документа.

Рис. 1.7. Схема ДКМ, где:

1 - диффузия красящего вещества штрихов в эмульсионный

слой фотобумаги:

2 - штрихи красящего вещества:

3 - подложка документа:

4 - источник неактиничного освещения:

5,8 - источник фильтрованного света (с/ф ОС. КС. ФС)

6 - фотоэмульсионный слой фотобумаги с скрытым изображением

7 - кювета с проявителем;

9 - фотоэмульсионный слой фотобумаги с видимым изображением:

10 - кювета с фиксирующим раствором

Вследствие высокой чувствительности ДКМ его применение часто дает хорошие результаты в тех случаях, когда краситель в штрихах почти отсутствует. При этом копирование можно производить неоднократно с одинаковым успехом, так как проникновение в фотоэмульсионный слой даже ничтожного количества красителя вызывает заметный эффект.

ДКМ широко используется для выявления угасших, подчищенных, смытых текстов, «бледно» нанесенных оттисков печатей и штампов, текстов, замазанных графитным карандашом, черной тушью, а также слаборазличимых текстов на темных подложках.

Традиционная методика ДКМ предполагает использовать увлажненный фотоматериал, тем самым не исключается опасность повреждения некоторых реквизитов или фрагментов документа либо существенного его изменения, повреждения. Применение модификаций ДКМ позволяет избежать этого недостатка.

Модификация № 1: «сухой» ДКМ. На реквизит документа при неак- тиничном свете накладывается отрезок сухой незасвеченной глянцевой фотобумаги эмульсионным слоем к объекту. Фотобумагу плотно прижимают к документу и в течение 2-7 минут осуществляют интенсивное трение ее оборотной стороны лоскутом шерстяной ткани для получения электростатического заряда, способствующего диффузии красителя в фотоэмульсионный слой. Последующая обработка фотоматериала производится в соответствии с традиционной методикой ДКМ, изложенной выше.

Модификация № 2: «дактилоскопический» ДКМ. На исследуемый фрагмент документа со слабовидимой записью накладывают отрезок прозрачной дактилоскопической пленки и плотно прижимают его, продолжительность контакта 15-30 секунд. Затем по отношению к пленке применяется традиционная технология ДКМ: с дактопленки на фотобумагу, ее засветка в проявителе до появления штрихов и т.д.

Предполагает

создание целостной структуры связанных между собой взглядов, идей и фактов. Принципиальным отличием от обыденного является обязательная необходимость критического осмысления всех предложенных идей и доказательств, а также стремление к объективности взглядов и строгая методология, причем как в проверке полученных фактов, так и в самом познании. Существуют методы исследования. В настоящей статье мы подробнее остановимся на последних. Однако прежде обратимся к обязательной характеристике научного подхода.

Критерий Поппера

Речь идет о так называемом критерии фальсифицируемости теоретического исследования. Автором концепции является известнейший современный британский мыслитель Карл Поппер. Его мысль заключается в том, что любая чтобы действительно называться научной, должна подвергаться практической экспериментальной проверке. К примеру, научно-педагогическое исследование предполагает изучение психолого-педагогических процессов в формировании личности и объективных закономерностей в обучении. И как следствие, выведение действенных образовательных методологий. В данном случае критерием будет отражение реальных результатов в применении выведенных вследствие исследований методологий.

Теоретические методы исследования

Любая деятельность, если она претендует на научный характер, должна предполагать не только критерии проверки идей экспериментальным путем, но и действенную методологию для построения теорий и поиска новых фактов. Издавна - еще со времен античных мыслителей - разделяют эмпирические и теоретические методы исследования. Теоретический уровень в науке заключается в объективном отражении происходящих процессов, явлений, внутренних закономерностей и связей, которые достигаются посредством методов обработки практических данных, полученных благодаря наблюдениям, экспериментам и так далее. Таким образом, теоретические методы исследования являются своеобразной надстройкой над эмпирическими. Последние представлены чувственными формами, выраженными в информации, полученной непосредственно человеческими органами чувств и специальными приборами. Нагромождение не является целью само по себе, его конечная цель - это систематизация, а также дальнейшее построение закономерностей, теорий и представлений об окружающем мире. Теоретические методы исследования - это логическая абстракция, которая создается посредством создания научных гипотез и теорий на основе уже имеющихся знаний. Методы теоретического исследования имеют ряд разнообразных вариантов:

  • Белоруссия и Литва в составе РФ (от 3 разделов до 1917). После трех разделов Польши. Характеристика бел и литовского этносов. Их этногенез.
  • Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.
  • Браузери: типи браузерів; загальна характеристика, можливості та базові команди браузерів.
  • В мелочах, б повседневности мы Вполне можем придерживаться методов гибкого реагирования.
  • Стандартизация – не только вид деятельности, но и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.

    Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

    Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах, применяемых в работах по стандартизации.

    Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с его сокращением. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: классификации и систематизации, селекции и симплификации, типизации и оптимизации.

    Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

    Для классификации объектов технико-экономической и социальной информации используются иерархический и фасетный методы.

    Иерархический метод классификации характеризуется тем, что исходное множество объектов классификации последовательно разделяется на подмножества (классификационные группировки), а те, в свою очередь, делятся на подподмножества и т.д. Деление множества объектов на разделы, классы, группы идет по принципу от общего к частному по основным признакам, характеризующим эти объекты.

    Фасетный метод классификации характеризуется тем, что множество объектов разделяется на независимые подмножества (классификационные группировки, фасеты), обладающие определенными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач. Из общего числа фасетов выбираются те, которые необходимы для решения поставленной задачи, устанавливается строгая последовательность с учетом поставленной задачи.

    Систематизация – это деятельность, заключающаяся в научно обоснованном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации.

    Примером результата работы по систематизации может служить Общереспубликанский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). По ОКП вся промышленная и сельскохозяйственная продукция на основании наиболее существенных признаков распределяется на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Видовые классификационные группировки получают дальнейшую конкретизацию в ассортиментной части отраслевых разделов ОКП.



    По признаку отраслевой принадлежности вся продукция разделена на 98 классов. Продукция пищевой промышленности относится к классу 91. Продукция консервной и овощесушильной промышленности – к подклассу 91 6. Подкласс 91 6 содержит 9 групп: консервы овощные, плодовые, продукция быстрозамороженная и т.д. Например, консервированная продукция «Перец, фаршированный овощами, в томатном соусе» высшего сорта, массой нетто 320-340г получит код 91 6111 4001.

    Селекция объектов стандартизации - деятельность, заключающаяся в отборе из множества видов продукции таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными и достаточными для удовлетворения потребностей и дальнейшего производства. Примером селекции может служить набор разновесов, позволяющий при минимуме гирь получить любое значение массы.



    Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Метод заключается в простом уменьшении количества типов (видов, сортов) изделий до количества экономически и технически целесообразного и достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей. При этом в объект стандартизации не вносится никаких изменений, не проводятся дополнительные исследования. Примером симплификации может служить градация одежды по росту, когда из целого ряда значений, соответствующих росту человека, нецелесообразными были признаны пять значений из шести:

    …157,158, 159,160,161,162,163,164 170 176 182

    Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и систематизация объектов.

    Типизация объектов стандартизации – это деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов (конструкций, технологических правил, форм документации) на основе прогрессивных методов и режимов работы и общих для ряда изделий характеристик. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

    Так, в начале 60-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства) более 100 конструктивных разновидностей телевизоров. Была поставлена задача – устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта - схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые затем усовершенствованы с целью повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате были созданы типовые (унифицированные) конструкции – УНТ-35, УНТ-47,УНТ-59.

    Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных параметров, оптимальных значений других показателей качества и экономичности.

    На государственном уровне основным критерием оптимизации является народохозяйственная эффективность. Однако часто используются более простые критерии оптимизации – запас прочности, допустимый нагрев и т.д., которые заранее оптимизированы исходя из условия получения максимальной народохозяйственной эффективности.

    В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например на экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию

    Унификация продукции –деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией. Унификация заключается в приведении множества объектов к единой форме, к единообразию

    Унификация базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

    Разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

    Разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

    Разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции -межотраслевого применения;

    Ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

    Агрегатирование - это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

    Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось прежде всего расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию. Это обеспечило изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины. Обобщение частных конструктивных решений, разработка унифицированных агрегатов, узлов и создание машин на основе этих агрегатов позволило снизить затраты на выпуск продукции и обеспечить частую сменяемость конструкции машин.

    Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

    Классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

    Рассказ. Это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, стиль и объем рассказа. Наибольший развивающий эффект дает рассказ при обучении младших школьников, склонных к образному мышлению. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные переживания. Воздействуя на чувства человека, рассказ помогает понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

    По целям выделяют: рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала; рассказ-повествование - используется для изложения намеченного содержания; рассказ-заключение - подводит итоги по изученному материалу.

    К рассказу как методу обучения предъявляются определенные требования: рассказ должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он используется в сочетании с другими методами обучения - иллюстрацией, обсуждением, беседой. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.



    Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с людьми разных возрастных групп. К объяснению предъявляются определенные требования: точная и четкая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

    Лекция - это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний. Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может применяться для обобщения, повторения пройденного материала. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

    Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ и пр. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, расширяется кругозор, создается чувственно-эмпирическая основа познания.

    Особую группу составляют активные методы обучения, главное назначение которых - формирование практических умений и навыков. К этой группе методов относятся упражнения, практические и лабораторные методы.

    Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся сознательный подход учащихся к выполнению упражнений; знание правил выполнения действий; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

    Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

    Практические методы - это методы обучения, направленные на применение полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения и т.д.

    Классификация методов обучения по источнику получения знаний

    Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

    Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Методы рассказа, объяснения и лекции были уже рассмотрены выше.

    Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет несомненные достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся.

    Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

    Работа с учебником и книгой - один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода - возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

    Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.

    Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

    Классификация методов обучения по дидактической цели

    В данной классификации выделяют следующие методы обучения: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания. При такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.

    Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

    По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся.

    Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые (эвристические); исследовательские.

    Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).

    Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

    Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

    Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

    Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод. Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель - учащиеся - преподаватель - учащиеся и т. д.

    Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

    Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

    Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения

    Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

    Первая группа включает следующие методы: перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

    Ко второй группе методов относятся: методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

    К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

    Бинарные и полинарные классификации. В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения Махмутова М. И. включает две группы методов: методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные; инструктивно-практические; объяснительно-побуждающие; побуждающие); методы учения (исполнительные; репродуктивные; продуктивно-практические; частично-поисковые; поисковые).

    Развитие и воспитание

    Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспитание может все!», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

    Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых, заранее запроектированных условно рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку (исследования Н. И. Ладыгиной-Коте). Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк - от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

    Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать, во-первых, уровню «актуального развития», уже достигнутому ребенком, и, во-вторых, «зоне его ближайшего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно, на втором - не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, которое ориентируется на процессы, еще не созревшие, находящиеся в стадии становления.

    Методы психологии - это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

    Типология Б. Г. Ананьева

    Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

    К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию - пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

    Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

    В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

    Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

    Наблюдение

    Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной - для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

    Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

    Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

    Эксперимент

    Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его. Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека. Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

    Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид - формирующий - специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

    Анкетирование и социометрия

    Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

    Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп. Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить. Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

    Тестирование

    Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

    Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

    Другие методы

    Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

    Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт