Классификация инноваций. Признаки классификации

13.10.2019

С позиции инновационного менеджера инновация рассматривается как комплексный процесс, основной задачей которого является развитие и повышение эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому, при разработке организационно-экономического механизма собственного дела, инновационный менеджер должен учитывать особенности инновационных процессов, которые определяются преобладанием того или иного вида инноваций. Следовательно, одним из важнейших этапов анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков.

Классификация инноваций является неотъемлемым элементом любых исследований, связанных с инновациями. В настоящее время существуют различные подходы к группировке инноваций, что обусловлено как развитием научной мысли в масштабах целых наук и научных школ, так и разработками отдельных ученых. В целом это группировки по технологическим параметрам, сферам деятельности, степени новизны, по месту в производственном цикле, охвату ожидаемой доли рынка, характеру применения, источнику (стимулу) возникновения, распространенности, по роли в воспроизводственном процессе, типу новизны для рынка и т.д. Остановимся подробнее па основных классификациях.

Инновации могут оцениваться но технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. По технологическим параметрам различают продуктовые (новые продукты и услуги) и процессные инновации. К продуктовым инновациям относится применение новых материалов и реагентов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов. К процессным инновациям (инновациям-процессам) относятся новые технологии и новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

Пересекается с предыдущим вариант классификации инноваций по предмету и сфере приложения . Здесь различают продуктовые инновации, инновации-процессы и рыночные инновации. Рыночные инновации – это инновации, открывающие новые сферы применения продукта, а также инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках.

С рыночных позиций определяют тип новизны инновации для определенных рынков. По степени новизны инновации можно разделить на радикальные (базисные), улучшающие и рационализирующие (модификационные). Радикальные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Улучшающие инновации связаны с существенным усовершенствованием существующих продуктов или с внедрением новых или значительно усовершенствованных методов организации производства. Рационализирующие инновации включают незначительные усовершенствования (модификации) продукта или методов организации производства, не оказывающие существенного влияния на изменение основных параметров и свойств продукта (процесса). К таким инновациям относят также освоение выпуска известных на рынке, но новых для данного предприятия продуктов. Рационализирующие инновации еще называют псевдоинновациями.

По причине возникновения инновации можно разделить на стратегические и реактивные. Стратегические инновации нацелены на долгосрочную перспективу. Они являются основой стратегического плана развития предприятия, обеспечивая его конкурентоспособность. Реактивные инновации также служат для обеспечения конкурентоспособности товара или услуги, но возникают как реакция на действия конкурентов.

По уровню воздействия на процесс производства различают инновации: расширяющие, замещающие и улучшающие. Расширяющие инновации – это инновации, распространяющие принципы и методы базисных инноваций на другие области экономики. Замещающие инновации нацелены на разработку более эффективных способов производства операций. Улучшающие инновации служат для повышения качества работ.

В зависимости от роли инноваций в производственном процессе можно выделить основные и дополняющие инновации.

По времени возникновения относительно друг друга различают инновации-лидеры и инновации-последователи. Инновации-лидеры можно назвать первичными инновациями. Первичные инновации стимулируют инновационные процессы в отрасли и появление вторичных инноваций (инноваций-последователей).

В соответствии с международной терминологией инновационная продукция – продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций. Таким образом, она охватывает новые (вновь внедренные) изделия или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). Исходя из этого, определение новой (вновь внедренной) продукции соответствуют понятию радикальной продуктовой инновации, усовершенствованной продукции – понятию инкрементальной продуктовой инновации. Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций.

В. Г. Медынский приводит классификацию инноваций по пяти основным признакам, что отражено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация инноваций по Медынскому

Признак классификации

Виды нововведений

По степени радикальности (инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.)

Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.)

Ординарные (изобретения, новые технические решения)

По характеру применения (продуктовые, технологические, социальные, комплексные, рыночные)

Ориентированные на производство и использование новых продуктов

Нацеленные на создание и применение новой технологии

Ориентированные на построение и функционирование новых структур

По стимулу появления (источнику)

Вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка

По роли в воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

Для кого являются нововведениями

Для производителя и потребителя

Для общества в целом

Для рынка

При разработке механизмов регулирования рыночных процессов с учетом жизненного цикла технологий, продуктов и отраслей инновационный менеджер имеет дело с четырьмя основными видами инноваций, которые были выделены Ю. В. Яковцом с точки зрения цикличного развития техники }

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт