Кем становятся после аспирантуры. Что выбрать: магистратуру или аспирантуру

27.09.2019

Часто, когда мы встречаем человека, поступившего в аспирантуру, возникает желание задать ему один единственный вопрос: «Зачем?». Что же заставило человека принять такое решение? Если бы нужно было охарактеризовать аспирантуру тремя словами, то «долго», «бесполезно» и «низкооплачиваемо» идеально бы подошли. Большинство людей не видят никакого смысла в том, чтобы поступать в аспирантуру и посвящать свою жизнь науке, чтобы получить учёную степень. Но есть студенты, которые после окончания ВУЗа, принимают решение пройти еще и аспирантуру. В сегодняшней статье мы поговорим о том, зачем люди поступают в аспирантуру и какие это перед ними открывает возможности.

На самом деле есть масса причин, которые подталкивают людей поступать в аспирантуру. Далее мы отметим четыре основных.

Первая причина

Большая часть студентов поступает в аспирантуру, чтобы в результате добиться получения степени кандидата. Степень кандидата - это заключительный этап учёбы в аспирантуре. Если вы думаете, что в аспирантуру поступают только те, кто сильно любит учиться, то вы ошибаетесь. На самом деле, 90% аспирантов просто нужна соответствующая отметка в резюме, которая станет большим преимуществом при поиске высокооплачиваемой работы. Как показывает практика, кандидаты наук имеют массу бонусов и привилегий. Человек со степенью кандидата может рассчитывать на достойную должность и высокую зарплату. Кроме того, кандидаты наук быстрее поднимаются по служебной лестнице. Если учесть все эти моменты, то поступление в аспирантуру уже не кажется таким бессмысленным.

Но не всё так безоблачно, как может показаться сначала. Достаточно привести один небольшой пример, чтобы опровергнуть все упомянутые выше преимущества. Давайте представим следующую ситуацию: вы стали кандидатом наук в сфере информационных технологий. Согласно действующему законодательству, человек, получивший степень кандидата в этой области, не может рассчитывать на прибавку к окладу больше 30%. К счастью, данное ограничение неактуально для других дисциплин.

Для сравнения, обычный студент четвёртого курса, который учится на факультете информационных технологий и владеет несколькими языками программирования, имеет хорошие шансы трудоустроиться, и получать зарплату более высокую, чем аспирант, который даже на нормальную прибавку не может рассчитывать. Так стоит ли поступать в аспирантуру? Ответ на этот вопрос опять уже не кажется таким однозначным.

Если рассматривать этот вопрос более глобально, то в развитых странах кандидаты наук считаются очень важными людьми и высоко ценятся среди работодателей. Почему-то многие считают, что все кандидаты наук работают в таких крупных корпорациях, как Googleи Microsoft, но это не совсем так. Например, в США обладатели учёной степени более престижной считают работу в научных институтах и исследовательских станциях. Такой подход немного непривычный для нашего менталитета, но он также имеет право на существование.

Вторая причина

В результате проведённых недавно статистических опросов выяснилось, что многие люди поступают в аспирантуру, чтобы продолжить семейную традицию. Зачастую родственники будущих аспирантов уже работают на кафедре, и это дарит им небольшое преимущество при поступлении.

Третья причина

Человек, который прошёл полный курс обучения в аспирантуре, получает на вооружение большой массив теоретических знаний. Но проблема заключается в том, что эти знания никак не закреплены на практике. Получается, что кандидату наук уже в достаточно сознательном возрасте придётся адаптироваться к применению теоретических знаний. В свою очередь, люди, получившие обычный диплом о высшем образовании уже во всю оттачивают своё мастерство и получают за это приличные деньги.

Это вовсе не значит, что теория абсолютно бесполезна. Она так же важна для специалиста, как и практика. Просто теоретические знания всегда должны закрепляться на практике, а аспирантура, к сожалению, не создаёт для этого необходимых условий. Как бы это жёстко не звучало, но аспирантура затормаживает развитие человека на рабочем месте.

Четвёртая причина

Аспирантура - прекрасный вариант для людей, у которых есть масса идей, но они не знают, как их реализовать. В аспирантуре созданы идеальные условия для реализации идей и их дальнейшего продвижения.

Стоит отметить, что для защиты диссертации аспирант должен предоставить все опубликованные работы, которые он написал за время обучения в аспирантуре. Этот пункт является обязательным. Получается, что человек может реализовывать свои идеи, писать об этом, а затем использовать эти статьи в процессе защиты диссертации.

Пятая причина

Некоторые люди поступают в аспирантуру, чтобы иметь возможность заниматься преподавательской деятельностью. Так они могут заработать дополнительные деньги и поднять свой социальный статус. Кроме того, будущий кандидат наук может завести массу новых знакомств и набраться драгоценного опыта, в результате общения с коллегами.

Каждый должен сам решить, стоит ли поступать ему аспирантуру. Важно при этом учитывать не только преимущества, но и очевидные недостатки этой затеи. Надеемся, что наша статья стала полезной для вас, и вы получили ответы на все интересующие вопросы.

Адъюнктура, клиническая ординатура

  • Адъюнктура - аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации .
  • Клиническая ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант

Социальные гарантии

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии :

P.S. Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

Россия

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура .

Украина

Освобождение от службы в армии получают кандидаты и доктора наук .

Ссылки

См. также

  • Ординатура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аспирантура" в других словарях:

    Адъюнктура, целевка Словарь русских синонимов. аспирантура сущ., кол во синонимов: 2 адъюнктура (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно исследовательских учреждениях … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от лат. aspiro стремлюсь стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990 х … Большой Энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА, аспирантуры, жен. (неол.). 1. Должность, деятельность аспиранта. 2. только ед., собир. Аспиранты (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АСПИРАНТУРА, ы, жен. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аспирантура - ы, ж. aspirant m.>нем. Aspirantur. Система подготовки научных и научно педагогических кадров при вузах и научно исследовательских учреждениях. БАС 2. Лекс. Уш. 1935: аспиранту/ра … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АСПИРАНТУРА - АСПИРАНТУРА. Форма подготовки научно педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Аспирантура - (от латинского aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В начале … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934 г.). В… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Философия науки: Уч. пос. / Т. Г. Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П) , Лешкевич Т.Г.. В краткой и доступной форме изложен материал, сответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии,…

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Подать заявку на обучение

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Есть одна закономерность - чем более четкие очертания приобретает диплом и чем ближе день его защиты , тем чаще тебя посещает мысль: "А не податься ли в аспирантуру?"

Первое, что стоит сказать - далеко не все аспиранты защищают диссертацию и далеко не все кандидаты посвящают жизнь науке. Но тогда зачем нужна аспирантура? Самые распространенные причины - отсрочка от армии, место в общежитии, многие - просто по инерции, из-за привычки учиться и жить в университетской среде, самолюбия или вообще "просто так".
Другим эти 3 года нужны, чтобы определить свое место в этой жизни, понять, что им нужно на самом деле. Одна моя знакомая пошла в аспирантуру именно из этих соображений, в результате научная жизнь ее настолько увлекла, что в другой деятельности она себя не представляет. Ездит на конференции, преподает немецкий и русский, ведет спецкурс по специальности… И очень довольна.
Но могут быть и более практические соображения. Если у тебя, скажем, диплом историка, а работаешь ты менеджером, аспирантура станет реальной альтернативой второму высшему образованию и даст тебе возможность подкрепить твои практические навыки теоретическими знаниями и степенью. Один мой друг закончил физфак, работал во время учебы и после аналитиком, а еще через пару лет поступил в заочную аспирантуру по экономике. На мой вопрос "зачем?" я получила логичный и ожидаемый ответ: "Повышать квалификацию". Можно было бы еще раз спросить "зачем?", но и так понятно - ради карьерного продвижения. Думаю, у него это получится.
Многие девушки получают степень ради преподавательской карьеры в ВУЗе, чтобы и дома не сидеть и "от звонка до звонка" на работе не выматываться. Интересно, не пыльно и, кажется, все еще престижно… Очень достойное и приятное занятие, если у тебя нет необходимости содержать саму себя и еще кого-то.

Бытует мнение, что любая ученая степень и даже сам факт обучения в аспирантуре - твой дополнительный плюс на рынке труда. Довольно спорное утверждение, единого мнения на этот счет нет. Многое зависит от специальности и от того, насколько работа с ней связана. Если связана напрямую - может оказаться непременным условием, если не связана никак - логично, что твоя степень особо HR"а (сокращение от "Human Resources" - менеджер по персоналу, т.е. тот, кто занимается подбором новых сотрудников) не впечатлит и он предпочтет человека пусть менее образованного, но более опытного. А, например, за границей (наш "кандидат наук" приравнивается к западному PhD) может даже обернуться минусом: тебя сочтут "overqualified", т. е. "слишком квалифицированной"… В любом случае, не стоит обольщаться, что степень откроет перед тобой все двери, но при правильной подаче она может оказаться полезной. Так что если посмотреть повнимательней - нужна аспирантура!

Очная или заочная?

Форма обучения зависит от твоих целей. Хочешь иметь дополнительный "бантик" в резюме, удовлетворить собственное самолюбие, доказать себе и всему миру, что ты на это способна? - Тогда, наверное, лучше выбрать заочную. Многими она воспринимается как "дефектный" вариант очной, но если с самодисциплиной у тебя все в порядке и проблема призыва в армию, равно как и места в общежитии, для тебя не актуальна, плюсов у заочной аспирантуры явно больше. Во-первых, ты не обязана посещать занятия и/или преподавать, а значит, и со временем гораздо свободнее. Во-вторых, на написание диссертации тебе отводится не 3 года, а 4. Вспомни, как часто тебе не хватало одной ночи, одного месяца... так вот, одного года будет не хватать точно так же.
По закону аспиранты-заочники имеют право на дополнительные оплачиваемые отпуска, и твой работодатель обязан тебе их предоставить. Но в реальности, если не организация тебя направляет, а ты по своей инициативе отправилась учиться, законных отпусков добиваться будешь долго и не факт, что добьешься. Проще уволиться. Работодателей можно понять - 30 календарных дней на вступительные экзамены, дополнительный отпуск в 30 календарных дней каждый год + один день в неделю с пятидесятипроцентной оплатой и три оплачиваемых месяца для завершения диссертации… По моим подсчетам, получается порядка 11 месяцев за все 4 года. Лично мне не известно ни одного примера, когда бы аспирант-заочник отгулял все свои положенные отпуска (за исключением моей мамы, но это было лет 20 назад). Полноценная очная аспирантура - выбор тех, кто нацелен на научную или преподавательскую карьеру. Существенный минус - опыт показывает, что успешное совмещение очной аспирантуры с полноценной высокооплачиваемой работой практически невозможно (но ведь не всем это принципиально, правда?). Что заниматься наукой приятно и престижно - понятно. Другой вопрос - что дает научная карьера в материальном плане. Давно стало общим местом, что "в России за науку не платят". Но, во-первых, есть наукоемкие области - и крупным компаниям, в них работающим, нужны собственные разработки, а следовательно, хорошие специалисты. В первую очередь это IT, некоторые направления физики, химии, геологии. Одна моя подруга-геолог пошла в аспирантуру именно с этой целью - высшее профессиональное образование дает ей возможность практической работы в крупной компании, а степень позволит заниматься там же теоретическими исследованиями. То есть реализовать известную формулу: "удовлетворить собственное любопытство за чужой счет". А во-вторых, специалист высокого уровня в ЛЮБОЙ области при желании себя обеспечит.
Помимо очной и заочной аспирантуры есть еще возможность соискательства. Ты прикрепляешься к кафедре (без вступительных экзаменов) и в течение 5 лет сдаешь экзамены кандидатского минимума, пишешь-защищаешь диссертацию. Ни о какой учебе речь не идет, по сути это что-то вроде экстерната.

А возьмут?

Что касается условий приема, основное требование - у тебя должен быть диплом высшего профессионального образования (5 лет). Диплома бакалавра обычно недостаточно (бакалавриат - 4 года, и его логическим продолжением является не аспирантура, а магистратура). Ограничения по возрасту - не старше 35 лет для очной, и 45 - для заочной. Учиться на бюджетной основе можно только один раз и только если у тебя российское гражданство.

Что сдаем и сколько платим?

Здесь всё стандартно: специальность, иностранный язык, философия. Скорее всего, еще реферат страниц на 30 по специальности и собеседование с предполагаемым научным руководителем. Если у тебя диплом магистра и в качестве выпускных экзаменов ты сдавала философию или иностранный - их могут засчитать. Несомненный плюс - наличие публикаций, но и их отсутствие не критично. Если ты претендуешь на бюджетное финансирование - придется пройти конкурс. Каков он, зависит от популярности и открытости института - про некоторые можно заранее сказать, что даже документы подавать бесполезно. То есть их у тебя, конечно, примут, но вот поступить все равно не поступишь - все места давно распределены между "своими". Конкурс в институты РАН (Российская академия наук) может доходить до 4-5 человек на место, на некоторые кафедры РАГС (Российская академия государственной службы) - 5-7, на кафедры факультетов МГУ - редко превышает 1.5, но обычно это как раз тот случай, когда "все свои". Конкурса в платную аспирантуру обычно нет, надо только сдать экзамены. Идеальный вариант - если тебе удастся убедить начальство, что компания заинтересована в твоем обучении. Тогда называться это будет "целевая аспирантура" и оплатит ее твой работодатель. Если нет - платишь сама и обойдется это удовольствие в среднем от 1000 до 2000 у. е. в год; заочная дешевле, но не намного. И будь готова к тому, что на этом твои капиталовложения могут и не закончиться, например, потребуют оплатить сбор диссертационного совета или работу оппонентов. Время экзаменов зависит от института, обычно это либо период с конца мая до начала июля, либо сентябрь-октябрь. Редко - в январе.

Итак, кому же нужна аспирантура?

Нужна аспирантура - не только для тех, кто мечтает стать "большим ученым" или банально косит от армии , это дополнительная возможность твоего профессионального и личностного развития. В конечном счете, ты делаешь это для себя, для своего самолюбия и удовлетворения собственных амбиций. Плюс - получаешь опыт аналитической работы, написания научных статей, подготовки докладов и отчетов. Кстати, многим просто нравится сам процесс: общение с умными, образованными людьми дорогого стоит.
Что аспирантура даст тебе помимо морального удовлетворения и дополнительного способа самовыражения? Образование важно не только получить, но и уметь его использовать. Четко понимать, что ты делаешь и с какой целью. Может, ничего и не будет в результате, кроме еще одного никому не нужного диплома в дальнем ящике стола. А может - получишь очередное повышение, выйдешь замуж за академика, станешь лауреатом Нобелевской премии… Все зависит только от тебя. Как всегда.

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области.

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру , подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт