Калибровка камеры для повышения точности цветопередачи. Фотограмметрическая калибровка съемочных камер

21.09.2019

Калибровка камер состоит в определении значений элементов внутреннего ориентирования камеры и систематических ошибок оптической системы, вызванных главным образом дисторсией объектива.

Элементами внутреннего ориентирования являются фокусное расстояние (f ) и координаты главной точки (x o , y o ).

Для камер имеющих координатные метки, определяют также их координаты.

Систематические ошибки оптической системы определяют отличия реальной физической системы от ее математической модели. Дисторсия объектива влияет на геометрию проектирования, и как следствие не выполняется принцип коллинеарности (нарушается центральная проекция изображения)

Различают два типа дисторсии объектива: радиальную и тангенциальную. Радиальная дисторсия намного превышает тангенсальную, поэтому, как правило, определяют только радиальную дисторсию. На практике, современные метрические камеры имеют объективы с очень маленькой дисторсией, поэтому в процессе калибровки достаточно бывает определить только элементы внутреннего ориентирования. Для неметрических камер, главной проблемой является низкое качество изготовления объектива, связанное с большой дисторсией (может достигать 100мкм и более) и не центрирование отдельных элементов объектива, что приводит к неперпендикулярности главного оптического луча к плоскости изображения. Поэтому при калибровке таких камер целесообразно определять не только радиальную дисторсию, но и децентрацию оптической системы (нецентрированная или тангенциальная дисторсия объектива).

Дисторсия объектива может быть описана различными уравнениями, например:

Где d x , d y – поправки в координаты точек снимка за дисторсию объектива; x,y – координаты точек снимка; k 1 ,k 2 ,k 3 – коэффициенты радиальной дисторсии; p 1 ,p 2 – коэффициенты нецентрированной дисторсии объектива; r 0 – радиус- вектор, соответствующий нулевой дисторсии; r – расстояние от главной точки x o , y o :

Существует три метода калибровки камер:

    Калибровка с помощью многокалиматорного калибратора

    Калибровка с помощью тест объекта.

    Самокалибровка.

Калибровка с помощью многокалиматорного калибратора выполняется на специальном устройстве, которое позволяет определить элементы внутреннего ориентирования камеры в лабораторных условиях. Этот метод в настоящее время редко используется, из-за необходимости иметь дорогостоящее оборудование.

Калибровка с помощью тест-объекта основана на вычислении параметров калибровки по результатам измерений координат точек снимков тест-объекта. Тест-объект представляет собой специальный объект с множеством точек с известными координатами.

Самокалибровка это метод калибровки камеры, который позволяет определять параметры калибровки в процессе фототриангуляции, выполняемой по снимкам реальной съемки.

Рассмотрим более подробно два последних метода, как наиболее употребимых.

8.2. Калибровка с помощью тест-объекта

Этот метод основан на съемке тест-объекта. На рис.8.1 показан пример в виде пространственной фигуры, на которой маркируются точки. Координаты этих точек определяются с необходимой точностью одним из геодезических методов.

Заметим сразу, что поскольку фокусное расстояние и масштабные коэффициенты и входят в матрицу только в комбинациях и , то раздельно оценить все три этих параметра невозможно. Введем новые параметры и , которые и будут подлежать оцениванию.

Пусть камера регистрирует сцену, содержащую опорных точек, и трехмерные координаты точек известны в глобальной системе координат. Задача состоит в том, чтобы по трехмерным координатам опорных точек и координатам их проекций в плоскости изображений камеры , оценить элементы матрицы .

Если положение камеры относительно этой системы известно (т.е. известны матрица и вектор в выражении (6.3)), можно сразу пересчитать координаты опорных точек в стандартную систему камеры и для оценивания внутренних параметров воспользоваться соотношениями (6.1), подставив вместо и и соответственно. Перепишем (6.1) в виде

, .

Для опорных точек получим две системы, состоящие из линейных уравнений каждая, относительно неизвестных , и , :

где , , , , , .

Очевидно, достаточно двух опорных точек, чтобы получить оценки внутренних параметров камеры:

, ,

, .

Обратим внимание на необходимость выполнения условий и , которые формально выражают требование, чтобы в плоскости изображения камеры проекции опорных точек не лежали на прямых, параллельных осям координат.

Для увеличения точности оценок внутренних параметров следует использовать большее количество опорных точек. Системы (6.13) в этом случае становятся переопределенными, и для их решения можно применить МНК. Минимизируя норму вектора невязки получим оценки внутренних параметров

, .

Рассмотрим теперь задачу калибровки в более общей постановке. Пусть неизвестны не только матрица , но и положение камеры относительно глобальной системы координат (т.е. матрица и вектор в выражении (6.3)). Такая постановка обусловлена тем, что технически довольно сложно выполнить точные измерения положения камеры и особенно ее ориентации относительно произвольной системы координат. Используя (6.2) и (6.3) и вводя вектор , связь между глобальными координатами опорной точки и координатами ее изображения можно представить в виде

. (6.14)

Матрица имеет размер и называется калибровочной. Обозначим

, ,

, .

Отметим два важных свойства этой матрицы, которые легко получить из (6.15), учитывая (6.4) и (6.5):

. (6.16)

Оказывается, что если элементы калибровочной матрицы известны, через них можно вычислить матрицы , и вектор . Действительно, учитывая (6.4), легко показать, что

Кроме того, непосредственно из (6.14) следует, что

,

, (6.18)

,

.

Задача калибровки, следовательно, сводится к предварительному оцениванию элементов матрицы .

Рассмотрим сначала линейный метод оценивания матрицы . Запишем матричное уравнение (6.14) как систему трех обычных уравнений

или, подставляя в два первых уравнения значение из третьего,

Зная координаты опорных точек в трехмерном пространстве и координаты их проекций в плоскости изображения камеры, получим однородную систему из линейных уравнений относительно 12 неизвестных элементов калибровочной матрицы :

. (6.19)

Представим эту систему в матрично-векторном виде:

, .

Сначала рассмотрим некоторые общие особенности этой системы. Очевидно, что одним из решений этой системы является тривиальное , которое не имеет физического смысла. Известно , что если однородная линейная система имеет хотя бы одно ненулевое решение, то она имеет бесконечное множество решений, причем, если - решение, то и , где - произвольное число, тоже является решением. Здесь необходимо различать два случая.

Первый – когда ранг матрицы на единицу меньше размера вектора . Тогда существует только одно (с точностью до произвольного скалярного множителя) решение. Именно этот случай и представляет практический интерес. Для реализации этого условия необходимо (но недостаточно), чтобы количество уравнений в (6.20) было не менее 11, следовательно, количество опорных точек должно быть не менее шести. Ограничить множество решений можно, воспользовавшись первым из условий (6.16). Действительно, определив некоторое решение , в качестве оценки компонент калибровочной матрицы выберем такое, чтобы Такая нормировка определяет калибровочную матрицу с точностью до знака. Выбрать правильный знак матрицы можно, например, зная, с какой стороны от плоскости глобальной системы координат находится камера, и учитывая первое из соотношений (6.18). Знак должен совпадать со знаком компоненты вектора трансляции.

Второй случай реализуется, если ранг меньше размера вектора на два и более. Здесь может существовать множество различных решений системы, среди которых осуществить правильный выбор без привлечения дополнительных данных невозможно. Показано , что такая ситуация возникает, в частности, если все опорные точки лежат в одной плоскости. Чтобы избежать этой ситуации, в качестве тестового объекта часто используют объект, приведенный на рис. 6.5.

Рис.6.5. Калибровочный объект

Рассмотрим теперь непосредственно метод решения системы (6.20). Обычно, чтобы уменьшить влияние ошибок измерений трехмерных координат опорных точек и координат их изображений в камере, используют больше, чем шесть опорных точек. Тогда система (6.20) становится переопределенной. Кроме того, как и в разделе 6.2, из-за ошибок в измерениях координат реально система (6.20) принимает вид

При условии

Другой подход к оцениванию матрицы основан на минимизации расстояний между измеренными проекциями опорных точек и вычисленными в соответствии с (6.14). Определим величину

которая представляет сумму квадратов этих расстояний, и минимизируем ее по с учетом ограничений (6.16). Решить эту задачу можно посредством методов условной минимизации , изложение которых выходит за рамки данного учебника. Следует отметить только, что такой подход обычно дает результаты оценивания, более устойчивые к ошибкам измерений, чем рассмотренный выше линейный.

Не так давно мы начали пару проектов, в которых необходима оптическая система с каналом дальности, и решили для этого использовать Kinect v2. Поскольку проекты реализуются на Python, то для начала нужно было заставить работать Kinect из Python, а затем откалибровать его, так как Kinect из коробки вносит некоторые геометрические искажения в кадры и дает сантиметровые ошибки в определении глубины.

До этого я никогда не имел дела ни с компьютерным зрением, ни с OpenCV, ни с Kinect. Исчерпывающую инструкцию, как со всем этим хозяйством работать, мне найти тоже не удалось, так что в итоге пришлось порядком повозиться. И я решил, что будет не лишним систематизировать полученный опыт в этой статье. Быть может, она окажется небесполезной для какого-нибудь страждущего, а еще нам нужна популярная статья для галочки в отчетности.


Минимальные системные требования : Windows 8 и выше, Kinect SDK 2.0, USB 3.0.

Таблица I. Характеристики Kinect v2:


Таким образом, передо мной стояли следующие задачи:

  1. завести Kinect на Python;
  2. откалибровать RGB и ИК камеры;
  3. реализовать возможность совмещения кадров RGB и ИК;
  4. откалибровать канал глубины.
А теперь подробно остановимся на каждом пункте.

1. Kinect v2 и Python

Как я уже говорил, до этого я с компьютерным зрением дел не имел, но до меня доходили слухи, что без библиотеки OpenCV тут никуда. А поскольку в ней есть целый модуль для калибровки камер, то первым делом я собрал OpenCV с поддержкой Python 3 под Windows 8.1. Тут не обошлось без некоторой мороки, обычно сопровождающей сборку open-sourсe проектов на Windows, но все прошло без особых сюрпризов и в целом в рамках инструкции от разработчиков.
С Kinect-ом же пришлось повозиться несколько подольше. Официальный SDK поддерживает интерфейсы только для C#, С++ и JavaScript. Если зайти с другой стороны, то можно увидеть, что OpenCV поддерживает ввод с 3D камер, но камера должна быть совместима с библиотекой OpenNI. OpenNI поддерживает Kinect, а вот сравнительно недавний Kinect v2 - нет. Впрочем, добрые люди написали драйвер для Kinect v2 под OpenNI. Он даже работает и позволяет полюбоваться на видео с каналов устройства в NiViewer, но при использовании с OpenCV вылетает с ошибкой. Впрочем, другие добрые люди написали Python-обертку над официальным SDK. На ней я и остановился.

2. Калибровка камер

Камеры не идеальны, искажают картинку и нуждаются в калибровке. Чтобы использовать Kinect для измерений, было бы неплохо устранить эти геометрические искажения как на RGB камере, так и на датчике глубины. Поскольку ИК камера является одновременно и приемником датчика глубины, то мы можем использовать ИК кадры для калибровки, а затем результаты калибровки использовать для устранения искажений с кадров глубины.

Калибровка камеры осуществляется с целью узнать внутренние параметры камеры, а именно - матрицу камеры и коэффициенты дисторсии.

Матрицей камеры называется матрица вида:

где

(с u , c v ) - координаты принципиальной точки (точки пересечения оптической оси с плоскостью изображения, в идеальной камере находиться точно в центре изображения, в реальных немного смещена от центра);

f u , f v - фокусное расстояние f , измеренное в ширине и высоте пикселя.

Существуют два основных вида дисторсии: радиальная дисторсия и тангенциальная дисторсия.

Радиальная дисторсия - искажение изображения в результате неидеальности параболической формы линзы. Искажения, вызванные радиальной дисторсией, равны 0 в оптическом центре сенсора и возрастают к краям. Как правило, радиальная дисторсия вносит наибольший вклад в искажение изображения.

Тангенциальная дисторсия - искажения изображения, вызванные погрешностями в установки линзы параллельно плоскости изображения.

Для устранение дисторсии координаты пикселей можно пересчитать с помощью следующего уравнения :

Где (u,v ) - первоначальное расположение пикселя,
(u corrected ,v corrected ) - расположение пикселя после устранения геометрических искажений,
k 1 , k 2 , k 3 - коэффициенты радиальной дисторсии,
p 1 , p 2 - коэффициенты тангенциальной дисторсии,
r 2 =u 2 +v 2 .

Точность измерения параметров камеры (коэффициенты дисторсии, матрица камеры) определяется средней величиной ошибки перепроэцирования (ReEr, Reprojection Error ). ReEr - расстояние (в пикселях) между проекцией P" на плоскость изображения точки P на поверхности объекта, и проекцией P"" этой же точки P , построенной после устранения дисторсии с использованием параметров камеры.

Стандартная процедура калибровки камеры состоит из следующих шагов:

1) cделать 20-30 фотографий с разными положениями объекта с известной геометрией шахматной доски;

2) определить ключевые точки объекта на изображении;

Found, corners = cv2.findChessboardCorners(img, #изображение PATTERN_SIZE,#сколько ключевых точек, в нашем случае 6x8 flags)#параметры поиска точек

3) найти такие коэффициенты дисторсии которые минимизирует ReEr .

ReEr, camera_matrix, dist_coefs, rvecs, tvecs = cv2.calibrateCamera(obj_points,#координаты ключевых точек в системе координат объекта #(х", y", z"=0) img_points,#в системе координат изображения (u,v) (w, h),#размер изображения None,#можно использовать уже известную матрицу камеры None, #можно использовать уже известные коэффициенты дисторсии criteria = criteria,#критерии окончания минимизации ReEr flags = flags)#какие коэффициенты дисторсии мы хотим получить
В нашем случае, для RGB камеры среднее значение ReEr составило 0.3 пикселя, а для ИК камеры - 0.15. Результаты устранения дисторсии:

Img = cv2.undistort(img, camera_matrix, dist_coefs)

3. Совмещение кадров с двух камер

Для того чтобы получить для пикселя как глубину (Z координату), так и цвет, для начала необходимо перейти из пиксельных координат на кадре глубины в трехмерные координаты ИК камеры :

Где (x 1 ,y 1 ,z 1 ) - координаты точки в системе координат ИК камеры,
z 1 - результат возвращаемый датчиком глубины,
(u 1 ,v 1 ) - координаты пикселя на кадре глубины,
c 1,u , c 1,v - координаты оптического центра ИК камеры,
f 1,u , f 1,v - проекции фокусного расстояния ИК камеры.

Затем нужно перейти из системы координат ИК камеры к системе координат RGB камеры. Для этого требуется переместить начало координат с помощью вектора переноса T и повернуть систему координат с помощью матрицы вращения R :

После чего нужно перейти из трехмерной системы координат RGB камеры к пиксельным координатам RGB кадра:

Таким образом, после всех этих преобразований, мы можем получить для пикселя (u 1 , v 1 ) кадра глубины значение цвета соответствующего пикселя RGB кадра (u 2 , v 2 ).

Как видно на результирующей картинке, изображение местами двоится. Такой же эффект можно наблюдать и при использовании класса CoordinateMapper из официального SDK. Впрочем, если на изображении нас интересует только человек, то можно воспользоваться bodyIndexFrame (поток Kinect, позволяющий узнать, какие пиксели относятся к человеку, а какие к фону) для выделения области интереса и устранения двоения.

Для определения матрицы вращения R и вектора переноса T необходимо провести совместную калибровку двух камер. Для этого нужно сделать 20-30 фотографий объекта с известной геометрий в различных положениях как RGB, так и ИК камерой, лучше при этом не держать объект в руках, чтобы исключить возможность его смещения между снятием кадров разными камерами. Затем нужно воспользоваться функцией stereoCalibrate из библиотеки OpenCV. Данная функция определяет позицию каждой из камер относительно калибровочного объекта, а затем находит такое преобразование из системы координат первой камеры в систему координат второй камеры, которое обеспечивает минимизацию ReEr.

Retval, cameraMatrix1, distCoeffs1, cameraMatrix2, distCoeffs2, R, T, E, F = cv2.stereoCalibrate(pattern_points, #координаты ключевых #точек в системе координат объекта (х", y", z"=0) ir_img_points,#в системе координат ИК камеры (u1, v1) rgb_img_points, #в системе координат RGB камеры (u2, v2) irCamera["camera_matrix"],#матрица камеры ИК (брать из calibrateCamera), irCamera["dist_coefs"], #коэф. дис. ИК камеры (брать из calibrateCamera) rgbCamera["camera_matrix"], #матрица RGB камеры (брать из calibrateCamera) rgbCamera["dist_coefs"], #коэф. дис. RGB камеры (брать из calibrateCamera) image_size) #размер изображения ИК камеры (в пикселях)
И в итоге мы получили ReEr = 0.23.

4. Калибровка канала глубины

Датчик глубины Kinect возвращает глубину (именно глубину, т.е. Z-координату, а не расстояние) в мм. Но насколько точны эти значения? Судя по публикации , ошибка может cоставлять 0.5-3 см в зависимости от дистанции, так что есть смысл провести калибровку канала глубины.

Эта процедура заключается в том, чтобы найти систематическую ошибку Kinect (разницу между эталонной глубиной и глубиной, выдаваемой сенсором) в зависимости от расстояния до объекта. А для этого необходимо знать эталонную глубину. Наиболее очевидный путь - расположить плоский объект параллельно плоскости камеры и измерить расстояние до него линейкой. Постепенно сдвигая объект и делая серию измерений на каждом расстоянии, можно найти среднюю ошибку для каждой из дистанций. Но, во-первых, это не очень удобно, во-вторых, найти идеально плоский объект относительно больших размеров и обеспечить параллельность его расположения относительно плоскости камеры сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому в качестве эталона, относительно которого будет рассчитываться ошибка, мы решили взять глубину, определяемую по известной геометрии объекта.

Зная геометрию объекта (например размеры клеток шахматной доски) и расположив его строго параллельно плоскости камеры можно определить глубину до него следующим образом:

Где f - фокусное расстояние,
d - расстояние между проекциями ключевых точек на матрице камеры,
D - расстояние между ключевыми точками объекта,
Z - расстояние от центра проекции камеры до объекта.

В случае если объект расположен не строго параллельно, а под некоторым углом к плоскости камеры, глубину можно определить на основе решения задачи Perspective-n-Point (PnP) . Решению этой проблемы посвящен ряд алгоритмов, реализованных в библиотеке OpenCV, которые позволяют найти преобразование |R, T | между системой координат калибровочного объекта и системой координат камеры, а значит, и определить глубину с точностью до параметров камеры.

Retval, R, T = cv2.solvePnP(obj_points[:, ],#крайние точки в координатах объекта img_points[:, ], #крайние точки в координатах изображения rgbCameraMatrix,#матрица камеры rgbDistortion,#коэффициенты дисторсии flags= cv2.SOLVEPNP_UPNP)#метод решения PnP R, jacobian = cv2.Rodrigues(R)#переходим от вектора вращения к матрице вращения for j in range(0, numberOfPoints): # цикл по ключевым точкам point = numpy.dot(rgb_obj_points[j], R.T) + T.T # Важно! В документации нигде об этом не сказано, #но по итогам экспериментов с модельными изображениями, выяснилось, что нужно транспонировать матрицу вращения computedDistance[j] = point * 1000 # Z-координата в мм
Для калибровки канала глубины мы произвели серию съемок калибровочного объекта на расстояниях ~0.7-2.6 м с шагом ~7 cм. Калибровочный объект располагался в центре кадра параллельно плоскости камеры, на сколько это возможно сделать «на глазок». На каждом расстоянии делался один снимок RGB камерой и 100 снимков датчиком глубины. Данные с датчика усреднялись, а расстояние, определенное по геометрии объекта на основе RGB кадра, принималось за эталон. Средняя ошибка в определении глубины датчиком Kinect на данной дистанции определилась следующем образом:

Где z i RGB - расстояние до i-й ключевой точки по геометрии,
z i depth - усредненное по 100 кадрам расстояние до i-й ключевой точки по данным датчика глубины,
N - количество ключевых точек на объекте (в нашем случае 48).

Затем мы получили функцию ошибки от расстояния путем интерполяции полученных результатов.

На рисунке ниже показано распределение ошибок до и после коррекции на калибровочных кадрах. Всего было сделано 120000 измерений (25 дистанций, 100 кадров глубины на каждой, 48 ключевых точек на объекте). Ошибка до коррекции составила 17±9.95 мм (среднее ± стандартное отклонение), после - 0.45±8.16 мм.

Затем было сделано 25 тестовых кадров (RGB и глубина) калибровочного объекта в различных положениях. Всего 1200 измерений (25 кадров, 48 ключевых точек на каждом). Ошибка до коррекции составила 7.41±6.32 мм (среднее ± стандартное отклонение), после - 3.12±5.50 мм. На рисунке ниже представлено распределение ошибок до и после коррекции на тестовых кадрах.

Заключение

Таким образом, мы устранили геометрические искажения RGB камеры и датчика глубины, научились совмещать кадры и улучшили точность определения глубины. Код этого проекта можно найти

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт