Как называются клеточные структуры, изображенные на картинке? Структура и функции клетки Какова функция клеточной структуры изображенной на рисунке

11.07.2019

особенности живой клетки зависят от функционирования биологических мембран

А.избирательная проницаемость

Б. ионный обмен

В. Поглощение и удерживание воды

Г. Изоляция от окружающей среды и
связь с ней

Какая
органелла связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ,
участвует в синтезе жиров, белков, сложных углеводов:

Б.комплекс Гольджи

В.наружная клеточная мембрана

Какое
строение имеют рибосомы:

А. одномембранное

Б. двухмембранное

В. Немембранное

Как
называют внутренние структуры митохондрий:

А. граны

Б. матрикс

В. Кристы

Какие
структуры образованы внутренней мембраной хролопласта:

А. строма

Б.тилакоиды гран

В. Кристы

Г. Тилакоиды стромы

Для каких
организмов характерно ядро:

А. для эукариотов

Б. для прокариотов

Различаются
ли по химическому составу хромосомы и хроматин:

Где
расположена центромера на хромосоме:

А. на первичной перетяжке

Б. на вторичной перетяжке

Какие
органеллы характерны только для растительных клеток:

Б.митохондрии

В. Пластиды

Что
входит в состав рибосом:

Б.липиды

1. Главная заслуга Р. Гука в биологии заключается в том, что он:

а) сконструировал первый микроскоп; б) открыл микроорганизмы; в) открыл клетку; г) сформулировал положения клеточной теории.

2. Клеточная стенка грибов содержит:

а) хитин; б) муреин; в) целлюлозу; г) гликоген.

3. На мембранах гранулярной ЭПС располагаются:

а) митохондрии; б) хлоропласты; в) рибосомы; г) лизосомы.

4. Аминокислоты в молекуле белка соединены посредством:

а) ионной связи; б) пептидной связи; в) водородной связи.

5. Какие пластиды содержит пигмент хлорофилл:

а) хлоропласты; б) лейкопласты; в) хромопласты.

6. Как называются внутренние структуры митохондрий?

а) граны; б) матрикс; в) кристы; г) строма.

7. Синтез белка происходит в:

А) аппарате Гольджи; б) рибосомах; в) гладкой ЭПС; г) лизосомах.

8. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки:

а) не имеют оформленного ядра; б) не делятся митозом; в) имеют оформленное ядро;

г) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

9. Какие органоиды клетки образуются из концевых пузырьков комплекса Гольджи?

а) лизосомы; б) пластиды; в) митохондрии; г) рибосомы.

10. Граны хлоропластов состоят из: а) стромы; б) крист; в) тилакоидов; г) матрикса.

11. Белки, входящие в состав плазматической мембраны, выполняют функцию:

а) структурную; б) рецепторную; в) ферментативную; г) все указанные.

12. Основным местом хранения наследственной информации у бактерий является:

а) нуклеоид; б) ядро; в) мезосома; г) центриоль.

Часть В. Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1.Аппарат Гольджи встречается в клетках:

А) животных; б) бактерий; в) грибов; г) растений; д) вирусов; е) синезеленых водорослей.

2. В живых организмах цитоплазматическая мембрана может быть покрыта:

а) гликокаликсом; б) матриксом; в) клеточной стенкой; г) слизистой капсулой; д) клеточной пленкой; е) клеточной оболочкой.

3.К мембранным органоидам эукариотической клетки не относятся:

а) лизосомы; б) вакуоли; в) клеточный центр; г) рибосомы; д) жгутики; е) включения.

4. В клетке ДНК содержится в:

А) ядре; б) митохондриях; в) хлоропластах; г) ЭПС; д) лизосомах; е) аппарате Гольджи.

Часть В. Задание 3. Установите соответствие.

1.Между органоидом клетки и его строением.

Органоиды клетки Строение органоидов

1) вакуоли А) имеют в своем составе одну мембрану

2) митохондрии Б) имеют в своем составе две мембраны

3) клеточный центр В) не имеют мембранного строения

4) рибосомы

5) лизосомы

2. Между строением и особенностями жизнедеятельности митохондрий и хлоропластов.

Особенности органоидов Органоиды

1) внутренняя мембрана образует кристы А) митохондрии

2) имеют граны из тилакоидов Б) хлоропласты

3) внутреннее пространство заполнено стромой

4) внутреннее пространство заполнено матриксом

5) окисляют органические вещества с образованием АТФ

6) фотосинтез

Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С 1. Каково строение нуклеотидов ДНК и РНК? Как нуклеотиды соединяются в одну полинуклеотидную цепь?

С 2. На какие группы делятся все элементы клетки? По какому принципу?

С 3. Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 660 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина и масса этого фрагмента ДНК?
Помогите пожалуйста

Тема «Клетка»

Вариант 1

Часть 1

1. Уменьшение числа и размеров митохондрий в клетках дрожжей вызывает

1) прекращение деления клеток 2) нарушение энергетического обмена 3) прекращение синтеза белков 4) образование новых видов дрожжей

2. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?

1) митохондрия 2) хлоропласт 3) комплекс Гольджи 4) вакуоль

3. Как называют изображённую на рисунке клеточную структуру?

1) ядро 2) вакуоль 3) лизосома 4) митохондрия

4. Как называется полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро?

1) вакуоль 2) цитоплазма 3) лизосома 4) клеточный сок

5. Какова функция клеточной структуры, изображённой на рисунке?

1) биосинтез белка 2) синтез крахмала 3) защита от внешних воздействий 4) хранение генетической информации

1) хромопласт 2) ЭПС 3) комплекс Гольджи 4) лизосома

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез АТФ 2) синтез белка 3) выведение веществ из клетки 4) хранение информации

8. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Часть 2

1. Клетка гриба отличается от растительной клетки отсутствием

1) клеточной стенки 2) пластид 3) эндоплазматической сети 4) ядра

2. Клетка гриба отличается от животной клетки наличием

1) клеточной стенки 2) митохондрий 3) пластид 4) ядра

3. Бактерии отличаются от одноклеточных зелёных водорослей отсутствием

1) ядра 2) цитоплазмы 3) жгутиков 4) клеточной оболочки

4. Гетеротрофами не являются

1) грибы 2) животные 3) болезнетворные бактерии 4) одноклеточные водоросли

5. Укажите органоиды, характерные только для растительной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) эндоплазматическая сеть 2) хлоропласты 3) клеточная оболочка 4) ядро 5) рибосомы 6) центральная вакуоль

Тема «Клетка»

Вариант 2

Часть 1

1. Какую из перечисленных клеточных структур имеют в своём составе клетки всех организмов?

1) цитоплазматическую мембрану 2) хлоропласт 3) митохондрию 4) ядро

2. Как называют изображённый клеточный органоид?

1) рибосома 2) лизосома 3) хлоропласт 4) митохондрия

3. Какая из перечисленных клеточных структур НЕ является органоидом?

1) включение 2) вакуоль 3) лизосома 4) клеточный центр

4. Как называют органоид клетки, который по выполняемой функции напоминает пищеварительную систему многоклеточного животного?

1) аппарат Гольджи 2) митохондрия 3) лизосома 4) ядро

5. Как называют изображённый на рисунке клеточный органоид?

1) ядро 2) хлоропласт 3) митохондрия 4) комплекс Гольджи

6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ядро 2) митохондрия 3) рибосома 4) хлоропласт

7. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ЭПС 2) хлоропласт 3) рибосома 4) ядро

8. Установите соответствие между строением клетки и её видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца .

Часть 2

1. Бактериальная клетка отличается от растительной клетки отсутствием

1) клеточного ядра 2) клеточной стенки 3) нуклеиновых кислот 4) оболочки клетки

2. Характерный признак царства Грибов –

1) наличие хитина в клеточной оболочке 2) ограниченный рост 3) отсутствие в клетках ядра 4) автотрофный тип питания

3. Что характерно для автотрофных организмов?

1) живут без пищи 2) способны синтезировать органические вещества из неорганических 3) потребляют готовые органические вещества 4) поедают друг друга

4. В состав клеток растений, в отличие от грибов, входят

1) ядра 2) крупные центральные вакуоли 3) митохондрии 4) рибосомы

5. Укажите органоиды, характерные для животной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) клеточная оболочка 2) ядро 3) центральная вакуоль 4) пластиды 5) клеточная мембрана 6) митохондрия

39. Дайте определения понятий.
Цитология - наука об устройстве клетки.
Клетка - элементарная единица жизни на Земле.

40. Закончите предложения.
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов,
а неклеточное - вирусы.
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.

41.

42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
1) Р. Гук (1635-1703) - впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632-1723) - изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804-1881) - выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810-1882) - окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 - 1902) - дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857-1930) - открыл двойное оплодотворение у растений.

43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

Все живые существа состоят из клеток.

Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.

44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?

Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.

45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
Клетки бактерий: 2, 3.
Клетки грибов: 6, 11.
Клетки растений: 7, 1, 5, 4.
Клетки животных: 10, 8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?

От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.

47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.

Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.

48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?

Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.

49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты кле-точной мембраны.
1 - молекулы липидов.
2 - периферические белки.
3 - углеводные цепочки.
4 - полуинтегральный белок.

50. Закончите предложения.
Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.

51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток.
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.

Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).

52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.

53. Заполните таблицу.

54. Дайте определения понятий.
Прокариоты - организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы).
Эукариоты - организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.

55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.

56. Продолжите заполнение таблицы.

57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.


58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.

59. Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц.
Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок , в нём расположены хроматин и ядрышки.
В ядре содержатся молекулы ДНК , обеспе чивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке .
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.

60. Дайте определения понятий.
Хромосомы - нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин - нити ДНК в ядре.
Хроматиды - половина удвоенной хромосомы.
Кариотип - набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки - клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) - клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом - набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом - набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы - парные хромосомы.

61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
Наборы хромосом у различных организмов.

62. Продолжите заполнение таблицы.

63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.

64. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.


65. Закончите предложения.
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр обра зован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.

66. Продолжите заполнение таблицы.
Строение и функции клеточных структур.


67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.


68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.
Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.
Прокариоты: 1, 2
Эукариоты: 3, 4.

69. Заполните таблицу, поставив знаки + и – в соответствующие графы.


70. Дайте определения понятий.

Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.
Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.
Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.

71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:

1. Испарение воды, 2. Гликолиз, 3. Расщепление жиров, 4. Биосинтез белков, 5. Фотосинтез, 6. Расщепление полисахаридов, 7. Брожение, 8. Дыхание, 9. Биосинтез жиров.

Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.
Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.

72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.


73. Закончите предложения.

Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.

Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.

74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?

Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.

76. Закончите предложения.
Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды.
По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами).
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.

77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.
Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

78. Заполните таблицу.


79. Заполните таблицу.

Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ.


80. Дайте определение понятия.
Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.

81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2.

82. Закончите предложения.
Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.

83. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза.


84. Закончите схему, подписав названия веществ.
1. – вода
2. – кислород
3. – воды
4. – ионы водорода
5. – углекислый газ
6. – глюкоза.

85. Дайте определение понятия.
Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.

86. Закончите предложения.
Хемотрофами являются автотрофами.
Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский.
Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.

87. Заполните таблицу.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.


88. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.
Да можно, так как многоклеточные организмы являются либо фототрофами, либо гетеротрофами. Растения являются автотрофами, кроме некоторых их частей. Но в подобных клетках не будет хлоропластов. Распознав, какому царству живых организмов принадлежит организм, легко можно определить его тип питания.

89. Дайте определения понятий.
Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.
Генетический код – свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.
Триплет – последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов.
Кодон – один из триплетов, кодирующий аминокислоту.
Антикодон – триплет, расположенный на тРНК, который соответствует той аминокислоте, которую предстоит переносить этой тРНК.

90. Закончите предложения.
Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется в рибосомах.
Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – доставка информации о белке к рибосомам.
Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.

91. Дайте определения понятий.
Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК.
Трансляция – этап синтеза белка на рибосомах.

92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
(ответы - вписать в пустые клетки).
Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка
иРНК (кодоны) ЦЦУ, ГГГ, АУГ, АГУ, ЦЦА, ГЦА.
тРНК (антикодоны) ГГА, ЦЦЦ, УАЦ, УЦА, ГГУ, ЦГУ.

93. Заполните таблицу.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.


94. Митоз – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
Митоз – основной способ деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуется 2 идентичные дочерние клетки.

    Первый микроскоп был изобретен Янсеном в (_).

    В 1665 году Роберт Гук (_).

    Антоний Ван Левенгук открыл мир (_).

    Роберт Броун описал в растительных клетках (_).

    В 1838–1839 гг. ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн сформулировали (_).

    Т.Шванн считал, что новые клетки образуются (_).

    В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что (_).

    Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является (_).

    Все клетки живых организмов имеют (_).

    Клетки образуются только (_).

Задание 2. «Строение клеточной оболочки»

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 5?

    Из каких двух частей состоит оболочка животной клетки? Растительной клетки?

    Какова толщина плазмалеммы?

Задание 3. «Строение плазмалеммы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.

    Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

    Какие молекулы образуют гликокаликс?

Задание 4. «Электрохимический градиент»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что такое концентрационный градиент?

    Что такое электростатический градиент?

    Что такое электрохимический градиент?

Задание 5. «Транспорт веществ через мембрану»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 - 4?

    Какой вид транспорта требует затраты энергии?

    Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?

    Как ионы Na + выводятся из цитоплазмы клетки наружу?

Задание 6. Рассмотрите рисунок «Плазмолиз»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что называется плазмолизом?

    Каким образом осуществляется движение воды через клеточную мембрану?

    Причины плазмолиза?

Задание 7. «Оболочка клетки»

Запишите номера предложений и пропущенные слова:

    Оболочка растительной клетки представлена (_).

    Плазматическая мембрана образована (_).

    Образуют гидрофобную основу клеточной мембраны (_).

    Основная часть воды попадает в клетку через клеточную оболочку (_).

    Захват плазматической мембраной твердых частиц – (_).

    Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки – (_).

    Поступление веществ в клетку – (_), выведение веществ из клетки – (_).

    Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ – (_).

    Поступление воды в клетку в процессе деплазмолиза происходит за счет (_).

    Плазмолизом называется (_).

    Осмосом называется (_).

Задание 8. «Комплекс Гольджи и лизосомы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено на рисунке буквами А-В?

    Где образуются лизосомы?

    Сколько мембран окружает содержимое лизосом?

    Каковы размеры лизосом?

    Каковы основные функции лизосом?

Задание 9. «Одномембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Каковы основные функции комплекса Гольджи?

    Какие два вида ЭПС известны?

    Каковы основные функции ЭПС?

    Каковы функции ресничек и жгутиков?

    Чем реснички отличаются от жгутиков?

Задание 10. «Митохондрии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции митохондрий?

    Как образуются новые митохондрии?

    Какова масса митохондриальных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате митохондрий?

    Каковы размеры митохондрий?

Задание 11. «Пластиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 6?

    Каковы основные функции хлоропластов?

    Как образуются новые пластиды?

    Какова масса пластидных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?

    Каковы размеры хлоропластов?

Задание 12. «Взаимопревращения пластид»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.

    Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.

    Каковы функции лейкопластов?

    Каковы функции хромопластов?

Задание 13. «Немембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции клеточного центра?

    Как образуются центриоли клеточного центра?

    Что характерно для клеточного центра высших растений?

    Каковы функции микротрубочек и микронитей?

    Где образуются субъединицы рибосом?

    Каковы функции рибосом?

    Каковы размеры рибосом?

    Что входит в состав рибосомы?

Задание 14. «Органоиды клетки»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1 . К одномембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

**Тест 2 . К двумембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Ядро.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

**Тест 3 . К немембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

Тест 4. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Митохондрии.

Тест 5. Биосинтез белков в цитоплазме клетки осуществляют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 6. "Органоиды дыхания", обеспечивающие клетку энергией:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 7. Расщепляют сложные органические молекулы до мономеров, даже собственные органоиды и пищевые частицы, попавшие в клетку путем фагоцитоза:

    Лизосомы.

    Рибосомы.

    Комплекс Гольджи.

Тест 8. В клетках высших растений отсутствуют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Центриоли.

Тест 9. За образование цитоскелета отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Миофибриллы.

Тест 10. Способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Лизосомы.

    Комплекс Гольджи.

Клетка – элементарная единица живой системы. Различные структуры живой клетки, которые отвечают за выполнение той или иной функции, получили название органоидов, подобно органам целого организма. Специфические функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, имеющими определенную форму, такими, как клеточное ядро, митохондрии и др.

Клеточные структуры:

Цитоплазма . Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитозоль – это вязкий водный раствор различных солей и органических веществ, пронизанный системой белковых нитей – цитоскелетам. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме. Строение: Цитозоль, цитоскелет. Функции: включает различные органоиды, внутренняя среда клетки
Плазматическая мембрана . Каждая клетка животных, растений, ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10 нм.), что ее можно увидеть только в электронный микроскоп.

Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину, погружены на разную глубину в липидный слой или располагаются на внешней и внутренней поверхности мембраны. Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Строение: двойной слой липидов, белки, углеводы. Функции: ограничение , сохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ.

Лизосомы . Лизосомы – это мембранные органоиды. Имеют овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее.
Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов.

Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток.

Комплекс Гольджи . Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи. Этот органоид имеет размеры 5–10 мкм.

Строение : окруженные мембранами полости (пузырьки). Функции: накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом

Эндоплазматическая сеть
. Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей.
К мембранам эндоплазматической сети прикреплено большое число рибосом – мельчайших органоидов клетки, имеющих вид сферы с диаметром 20 нм. и состоящих из РНК и белка. На рибосомах и происходит синтез белка. Затем вновь синтезированные белки поступают в систему полостей и канальцев, по которым перемещаются внутри клетки. Полости, канальцы, трубочки из мембран, на поверхности мембран рибосомы. Функции: синтез органических веществ с помощью рибосом, транспорт веществ.

Рибосомы
. Рибосомы прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, они располагаются группами, на них синтезируются белки. Состав белка, рибосомальная РНК Функции: обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из ).
Митохондрии . Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна, они могут быть остальными, палочковидными, нитевидными со средним диаметром 1 мкм. и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии снаружи ограничены внешней мембраной, под ней – внутренняя мембрана, образующая многочисленные выросты – кристы.

Внутри митохондрий находятся РНК, ДНК и рибосомы. В ее мембраны встроены специфические ферменты, с помощью которых в митохондрии происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Мембрана, матрикс, выросты – кристы. Функции: синтез молекулы АТФ, синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом.

Пластиды
. Только в растительной клетке: лекопласты, хлоропласты, хромопласты. Функции: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружней и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл, благодаря ему происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.
Хромопласты . Пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску. моркови, плоды томатов.

Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья и плоды желтеют и краснеют.

Клеточный центр . Состоит из двух цилиндров, центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. Функции: опора для нитей веретена деления

Клеточные включения то появляются в цитоплазме, то исчезают в процессе жизнедеятельности клетки.

Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены. Способностью синтезировать и накапливать запасные питательные вещества обладают все пластиды растительных клеток. В растительных клетках накопление запасных питательных веществ происходит в вакуолях.

Зерна, гранулы, капли
Функции: непостоянные образования, запасающие органические вещества и энергию

Ядро
. Ядерная оболочка из двух мембран, ядерный сок, ядрышко. Функции: хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной. В ядерной мембране находятся споры, через них осуществляется активный обмен веществами между ядром и цитоплазмой. В ядре хранится наследственная информация не только о всех признаках и свойствах данной клетки, о процессах, которые должны протекать к ней (например, синтез белка), но и о признаках организма в целом. Информация записана в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом. В ядре присутствует ядрышко. Ядро, благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт