Изменения на политической карте мира с 1986. К странам с переходной экономикой относят. Данное понятие характеризует государственное устройство с точки зрения распределения власти в центре и на местах

22.09.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • Введение
  • Изменения на карте
  • Развивающиеся страны
  • Список литературы

Введение

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/ - территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Этапы формирования политической карты мира

Политическая карта мира прошла длительный исторический путь своего развития, который охватывает тысячелетия, начиная с общественного разделения труда, возникновения частной собственности и разделения общества на социальные классы.

Изменяясь на протяжении многих столетий, политическая карта отражала возникновение и распад государств, изменение их границ, открытие и колонизацию новых земель, территориальный раздел и передел мира.

Этапы формирования политической карты мира:

1. Древний период (до V века н.э.). Охватывает эпоху рабовладельческого строя, характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и других. Главное средство территориальных изменений - война, угроза применения силы.

2. Средневековый период (V-VI века). Связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государство оказались богаче и сложнее, чем организация политической власти при рабовладельческом строе. Складывается внутренний рынок, преодолевается обособленность хозяйств и районов. Четко проявляется стремление феодальных государств к территориальным захватам. Крупные массивы суши были полностью поделены между различными государствами. Киевская Русь, Византия, Московское (Русское) государство, "Священная Римская империя", Португалия, Англия, Испания и другие.

3.Новый период в формировании политической карты мира (с рубежа XV-XVI веков до окончания первой мировой войны) соответствует целой исторической эпохе зарождения, подъема, и утверждения капитализма. Изменила карту эпоха Великих географических открытий, лежащая на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Толчком для территориальных изменений дал "зрелый" капитализм, когда развилась остро нуждающаяся в сырье крупная фабрично-заводская промышленность и появились новые средства транспорта. Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX-XX веков, когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. К началу XX века такой раздел оказался полностью завершенным, и с этого времени стал возможным лишь его насильственный передел.

4. Новейший период в формировании политической карты мира начался после окончания первой мировой войны и победы Октябрьской революции в России. Этот период разделяется на 3 этапа, рубежом между двумя первыми служит окончание второй мировой войны (1945 год).

а ) первый этап ознаменовался не только социально-экономическими переменами. Распалась Австро-Венгерская империя, изменились границы многих государств, образовались независимые национальные государства: Польша, Чехословакия, Югославия и другие. Расширились колониальные империи Великобритании, Франции, Бельгии, Японии.

б ) второй этап начинает отсчет от окончания второй мировой войны. Целый ряд государств в Европе и Азии вступили на путь социализма. К числу важнейших изменений в послевоенное время относится также распад колониальных империй и возникновение на их месте свыше 100 независимых государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

в ) третьим этапом формирования политической карты мира, является то, что в результате переломных событий в социалистическом лагере мира распалось одно из могущественных государств мира и первое социалистическое государство - СССР, впоследствии из него образовалось множество мелких государств. Этот этап формирования новых суверенных государств на базе бывших социалистических республик, а также социалистических государств отмечен конфликтными ситуациями, нередко принимающими вооруженный характер, по национальным, этническим, экономическим и политическим вопросам. В результате воздействия изменений, происходивших в мире, число социалистических стран к сегодняшнему дню значительно уменьшилось.

Изменения на карте

Все изменения, возникшие на политической карте за долгую историю ее формирования, носят различный характер. Среди них различают количественные и качественные изменения.

К количественным относятся: присоединение вновь открытых земель; территориальные приобретения или потери во время войн; объединение или распад государств; уступки или обмен между странами участков суши. Другие изменения - качественные. Они заключаются в исторической смене общественно-экономических формаций; приобретении страной политического суверенитета; введении новых форм государственного устройства; образовании межгосударственных политических союзов, появлении и исчезновении на планете "горячих точек". Нередко количественные изменения сопровождаются качественными.

Последние события в мире показывают, что количественные сдвиги на политической карте все больше уступают место качественным, а это приводит к пониманию, что вместо войны - обычного средства решения межгосударственных споров - выходит на первый план путь диалогов, мирного урегулирования территориальных споров и международных конфликтов.

Уровень социально-экономического развития

В основу типологии берут важные признаки, определяющие место страны на политической и экономической карте мира.

Главный признак в типологии государств - уровень социально - экономического развития государства, выраженный через показатель ВВП и новый синтетический показатель (ИЧР) - индекс человеческого развития

ВВП - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах США)

ИЧР - показатель уровня социально - экономического развития стран мира.

В последнее время ООН и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития - так называемый Индекс Человеческого Развития (ИЧР ) - интегральный показатель, соединяющий три основных компонента: долголетие, образованность и уровень жизни. Долголетие измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, а уровень жизни - реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (используется паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты). Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, Япония, а самые низкие - африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замыкает группу стран с высоким уровнем ИЧР.

Страны с переходной экономикой

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) - это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относят:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония. При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ ("бархатные революции”); выраженное стремление войти в составе ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на "латание дыр" в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт "шоковой терапии" показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Развивающиеся страны

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе, занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство завоевало ее в послевоенный период.

Мир развивающихся стран (когда существовало деление на мировую социалистическую и капиталистическую системы, его обычно называли "третьим миром") внутренне очень неоднороден, и это затрудняет типологию входящих в него стран. Тем не менее, хотя бы в первом приближении развивающиеся страны можно подразделить на пять следующих подгрупп.

Первую из них образуют так называемые ключевые страны - Индия, Бразилия, Китай и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.

Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.

Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.

К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище "азиатских тигров" или "азиатских драконов". В "первый эшелон" или "первую волну" таких стран и вошли уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко "второму эшелону" обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.

Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку "нефтедолларов" душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.

Пятую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют "четвертым миром"). В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет всего 100-300 долларов в год. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП 80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день!).

По размерам территории

Страны-гиганты:

1. Россия 17075400 кв.км

После распада Советского Союза, Россия, бывшая его частью, осталась самой большой страной в мире. По площади она уступает только Тихому, Атлантическому, Индийскому океанам и выделенному в 2000 году Международной гидрографической организацией Южному океану. Россия занимает 17 075 400 кв.км, из которых 16 995 800 кв.км приходится на сушу. Это составляет примерно 11,41% часть всей земной суши, или 12,5% часть заселенных человеком земель.

2. Канада 9984670 кв.км

На втором месте в списке самых крупных стран мира находится Канада. Она занимает примерно 40% территории североамериканского континента - 9 984 670 кв.км. Из них на сушу приходится 9 093 507 кв.км, что соответствует 6,1% всей земной суши. Иными словами, Канада примерно в 1,7 раза меньше России. Кстати, именно на территории этой страны находится самый северный населенный пункт в мире - станция Канадских вооруженных сил Алерт, расположенная всего в 834 километрах от Северного полюса.

3. Китай 9596960 кв.км

Китайская Народная республика занимает площадь в 9 596 960 кв.км, в том числе 9 326 410 кв.км сухопутных территорий. Это равно примерно 6,26% всей суши планеты.

4. Соединенные Штаты Америки 9518900 кв.км

В отечественных источниках США называют четвертой по размерам страной Земли, и указывают площадь в 9 518 900 кв.км или, по другим данным, 9 522 057 кв.км. Однако согласно ряду англоязычных источников, в том числе сайту CIA The World Factbook, площадь этого государства составляет приблизительно 9 826 630 кв.км, из которых 9 161 923 кв.км находятся на суше (6,15% земной суши), что выводит ее на третье место по величине.

5. Бразилия 8511965 кв.км

Это самая большая и самая многолюдная страна Южной Америки. Она занимает почти половину континента. Площадь Бразилии равна примерно 8 511 965 кв.км.8 456 510 территории страны приходится на сушу, а это соответствует 5,67% всей земной суши.

6. Австралия 7 686 850 кв.км

На шестом месте в списке самых больших стран мира находится Австралия, единственная страна в мире, занимающая целый материк. Площадь этого государства составляет 7 686 850 кв.км, в том числе 7 617 930 кв.км суши, то есть примерно 5,1% всех сухопутных территорий Земли.

7. Индия 3 287 590 кв.км

Индия находится на седьмом месте в списке наиболее крупных государств. Ее площадь равна 3 287 590 кв.км, из которых 2 973 190 кв.км находится на суше. Иными словами, она занимает почти 2% всей земной суши.

Крупные страны:

Рассмотрим самые большие страны по площади:

1 . Россия . Крупнейшая страна в мире. Площадь России равна примерно 17,1 миллионов квадратных километров, что составляет около 1/8 площади суши всего земного шара. Площадь территории, занимаемая Россией сравнима с площадями материков, так, например, площади Антарктиды и Австралии меньше площади России, а площадь Южной Америки лишь немногим больше. Протяженность России с запада на восток составляет около 11 тысяч километров, а с севера на юг примерно 3 тысячи километров.

2 . Канада . Страна, занимающая второе место по площади после России. Площадь Канады почти в 2 раза меньше, чем у России и составляет 9,976 миллионов квадратных километров. С запада на восток Канада растянулась на 7,7 тысяч километров, а с севера на юг на 4,6 тысяч километров.

3 . Китайская Народная Республика (КНР). Китай это государство, занимающее первое место в мире по количеству населения и третье по площади. Территория, занимаемая Китаем, составляет около 9,599 миллионов квадратных километров. Это около 6,5 % суши. Территория Китая растянута примерно на 5,2 тысячи километров с запада на восток и на 5,5 тысяч километров с севера на юг.

4 . Соединенные Штаты Америки (США). Одна из крупнейших стран в мире. США находится на 4 месте по площади в мире. Ее территория занимает около 9,52 миллионов квадратных километров. Протяженность континентальной части США с запада на восток составляет около 4,5 тысячи километров, а с юга на север примерно 2,7 тысяч километров.

5 . Федеративная Республика Бразилия . Бразилия находится на пятом месте в мире по площади территории и количеству населения. Площадь Бразилии составляет около 8,51 млн. кв.км. Наибольшая протяжённость территории Бразилии с севера на юг 4,3 тыс. км и с запада на восток 4,3 тысячи километров.

Микрогосударства

1. Андора. Самое большое из микрогосударств Европы, расположено на юго-западе Европы в Восточных Пиренеях между Францией и Испанией. Площадь территории составляет 465 км 2.

2. Ватикан. Самостоятельное государство и центр римско-католической церкви, резиденция её главы - Папы Римского. Находится в западной части Рима. Занимает территорию 0,44 км 2. В Риме и его окрестностях Ватикану принадлежат три собора: Санта-Мария Маджоре, Сан-Джованни ин Латерано и Сан-Паоло, ряд дворцов и вилл общей площадью 0,7 км2.

3. Лихтенштейн. Государство в центральной Европе, расположено между Швейцарией и Австрией. Занимает территорию 160 км 2.

4. Монако. Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции. Занимает территорию 1,95 км2 (из них 0,4 км2 за последние годы отвоевано у моря).

5. Сан-Марино. Государство в северо-восточной части Апеннинского полуострова на горе Титано, окружена территорией Италии. Занимает территорию 61 км2.

По численности населения

1. Страны - гиганты (численность населения более 100 млн. чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.

2. Средние страны. Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия, Алжир, Мексика.

3. Небольшие страны и микрогосударства. Ватикан, Монако, Сан-Марино.

По географическому положению

1. С приморским положением: Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша…

2. Полуостровные: Италия, Испания, Португалия, Греция, Норвегия, Швеция, Камбоджа, Мьянма, Вьетнам, Лаос, Таиланд, Малайзия и Таиланд…

3. Островные: Исландия, Ирландия, Восточный Тимор, Сингапур, Питкерн, Куба, Доминиканская республика…

4. Внутреконтинентальные: Боливия, Монголия, Афганистан, Непал, Бутан, Таджикистан, Кыргызстан, Боливия, Парагвай, ЦАР, Зимбабве, Замбия, Мавритания, Судан, Чад, Нигер…

По формам правления

Республика

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателем.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Россия, Украина, Португалия, Франция).

Монархии

Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

1. Единоличным главой государства является монарх;

2. Власть переходит по наследству;

3. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархии

1. Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

1) Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

2) Парламентская монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

2. Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

3. Теократическая монархия - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия и др.) теократическую монархию.

Государства в составе Содружества

Это переходная форма между республиканской и монархической формами правления в некоторых бывших колониях Великобритании, входящих в возглавляемое ею Содружество. Это те члены Содружества, главой государства в которых считается британский монарх. Британскую королеву в этих странах представляют генерал-губернаторы. Но реальной власти у наместников монарха нет, фактическими лидерами стран являются премьер-министры. В мире 15 "государств в составе Содружества". В каждом из них Елизавета II считается собственным монархом и имеет соответствующий титул. Например, в Барбадосе он звучит как "Ее Величество королева Елизавета II, королева Барбадоса". Символика этих государств обычно указывает на их особые политические отношения с Великобританией.

Государства в составе Содружества: Канада, Багамские острова, Белиз, Ямайка, Гренада, Барбадос, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Тувалу, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новая Зеландия, Австралия.

По особенностям территориально-государственного устройства

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Данное понятие характеризует государственное устройство с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства

1. Унитарное государство - простое единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии). Унитарные государства бывают централизованными - Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др.

1) Централизованное унитарное государство - строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

2) Децентрализованное унитарное государство - органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

2. Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

По способу образования субъектов федерации выделяют:

1) Территориальная федерация (административная) - федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

2) Национально-территориальная федерация (смешанная) - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

3. Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго: она либо распадается (например, Сенегамбия - объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративные государства (например, Швейцария из конфедерации (Швейцарский союз) (1815-1848 гг.) трансформировалась в федерацию).

Признаки конфедерации:

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

политическая карта мир изменение

Список литературы

1. Герман Ван дер Вее . История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред.В. В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Мироненко Н .С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред.П. Хаггета, Дж. Чорли. - М.: Прогресс, 1971.

5. Наумов А .С., Холина В .Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия "Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А .С., Холина В .Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия "Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л .В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып.13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П . География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П . Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д . Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В .Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ранние этапы и процесс формирования политической карты мира. Место стран в современном мире, их политико-административная структура, развитие, эволюция форм государственного устройства. Международные организации как политический фактор развития стран.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Физико-географическое положение России, ее размещение на политической карте по отношению к различным государствам мира. Положение страны на экономической карте мира. Роль российской территории в биосфере и ее вклад в деградацию природной среды планеты.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Характеристика политической карты мира, которая является предметом изучения политической географии, а также результатом длительного процесса, отражающего развитие международных отношений на данном этапе исторического развития. Анализ типологии стран.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Формирование современной политической карты мира. Производственное и научно-техническое сотрудничество стран. Глобальные проблемы. Экономическое и социально-экономическое районирование России. Характеристика Волго-Вятского экономического района.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Характеристика политической и экономической карты мира. Особенности размещения ведущих отраслей хозяйства (топливно-энергетическая, горнодобывающая, металлургическая, химическая, электроэнергетика, машиностроение). Глобальные проблемы природопользования.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Причины и характер изменений на политической карте мира. Особенности подразделения Европы на субрегионы. Европейский союз как наиболее яркий пример региональной экономической интеграции. Значение Шенгенского соглашения, партнерство между ЕС и Россией.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2009

    Характеристика Мальты на географической, экономической и политической карте мира. Государственное устройство страны и система правления, основная религия и численность населения. Туризм как ведущая отрасль экономики. Развитие транспортного сообщения.

    презентация , добавлен 16.11.2010

    Предмет, задачи и методы социально-экономической географии. Основные теории размещения хозяйства. Политическая карта мира, этапы ее формирования и современная ситуация. Экономико-географическая типология стран, трудовые ресурсы, международная миграция.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Типология стран мира. Различные системы классификации: по уровню социально-экономического развития, индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), форме правления и государственного устройства, уровню производительности труда.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2007

    Общая характеристика нефтяной промышленности мира и запасов нефти по странам мира. Цены на нефть и их экономическое значение. Страны, зависимые от добычи нефти. Состояние нефтегазовой промышленности Украины: особенности добычи и транспортировки.

СОДЕРЖАНИЕ: 1 1. Этапы формирования политической карты мира Этапы формирования политической карты мира 2. Деление стран: по уровню социально – экономического развития по уровню социально – экономического развития по размерам территории по численности населения по географическому положению по формам правления По особенностям территориально – государственного устройства По особенностям территориально – государственного устройства 3. Политическая география Политическая география


Этапы формирования политической карты мира Древний (до V в. н. э.) возникновение и крушение первых государств. Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи. Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы Современный (вторая половина ХХв –современный период)


Изменения на карте Количественные Качественные Территориальные приобретения, потери, добровольные уступки смена формаций завоевание суверенитета завоевание суверенитета введение нового государственного устройства введение нового государственного устройства


Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР Экономически развитые страны Экономически развитые страны Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов) Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов) Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки» Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки» Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании) Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании)


С переходной Страны с переходной экономикой Бывшие социалистические страны: 1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам 1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам 2. и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам 2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам


Развивающиеся страны 1. Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов. 2. Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов. 3. НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры» 4. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов. 5.«Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки. 6. Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…


На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить: - ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ 1. Страны – гиганты, площадь более 3 млн. км 2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия) 2.«Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км 2 (Франция, Испания..), площадь более 1 млн. км 2 (Судан, Алжир, Ливия..) 3. Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)


ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 1. Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…) 2. Средние страны (Алжир, Мексика…) 3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)


ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1. С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..) 2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..) 3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар,..) 4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)




2. 2. Монархии В мире их 30: Океания 2 Азия 13 Океания 2 Азия 13 Африка 3 Европа 12 Африка 3 Европа 12 Конституционная «царствует», но не правит Абсолютная правит «царствует» и правит Теократическая «теос» данная от бога Великобритания, Бельгия, Норвегия, Испания Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ Ватикан,


3. Государства в составе 3. Государства в составе Содружества 15, 15 стран, бывшие доминионы Великобритании, бывшие доминионы Великобритании, формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор




По особенностям – государственного устройства По особенностям территориально– государственного устройства Унитарное Единая законодательная и исполнительная власть Федеративное Наряду с едиными законами есть отдельные единицы Наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы Конфедерация Временный союз Великобритания, Италия, Япония Россия, Индия, Нигерия всего 22 государства Швейцария – союз суверенных государств, союз независимых кантонов


Политическая география Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов Изменения в политических границах Особенности государственного строя Политические партии, группировки и блоки Территориальные аспекты массовых избирательных компаний ГЕОПОЛИТИКА – выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами

В 1991 году холодная война между США и СССР закончилась. С того времени у США была возможность перенести основную часть своих усилий с военной области на экономическую. Это позволило бы Америке стать ещё более могущественной империей.

Но они, конечно же, не стали этого делать, а продолжили вооружаться, чтобы стать страной с ещё более мощной армией, и диктовать свою волю остальному миру. Вместе с тем, Соединённые Штаты сделали ряд необдуманных и опрометчивых экономических шагов, следуя кейнсианской модели, в результате чего образовался самый крупный долговой пузырь, который только видел мир.

В этот период у них был целый ряд весьма информированных советников, которые настойчиво рекомендовали придерживаться Вестфальской системы сотрудничества между государствами. Однако лидеры империи вместо этого предпочли заняться усилением своего влияния в мире. За последние десятилетия американские лидеры ещё больше укрепились во мнении, что им должна принадлежать неограниченная власть над миром. И всё это время они скармливают американским гражданам идею, что внешний мир представляет для США угрозу.

В их картине мира нет места предположению, что, возможно, не стоило устраивать государственный переворот на Украине, которая представляется Западу основной целью для ослабления российского влияния в регионе.

Российский поворот

После 1991 года Россия изменилась и начала возвращать себе былую мощь. Помимо этого, нынешний лидер страны раз за разом демонстрировал способность «переиграть» американских лидеров. Этот факт Запад либо упустил из виду, либо посчитал несущественным.

Путин не только ловко отражал любую попытку Америки снизить российское влияние в мире. Российский лидер с каждым разом набирал всё большую популярность, в то время как американский президент эту популярность терял примерно теми же темпами. США добились только того, что вынудили Россию ещё больше сблизиться со странами БРИКС, укрепляя связи, относящиеся к противостоянию общим угрозам, торговле и экономическому развитию.

В то же время менее влиятельные страны мира, видя подъём БРИКС и понимая, что придётся занять какую-либо из двух сторон, тоже склоняются к сотрудничеству с БРИКС.

Россия и Китай за последние годы подписали множество важных соглашений и договоров, в том числе со странами третьего мира и с союзниками Запада в Юго-восточной Азии и Европе.

На этом этапе американским лидерам, если у них сохранилось хоть немного здравого смысла, стоит отступить. Но они, конечно же, этого не сделают. Даже такой преданный Америке человек, как Генри Киссинджер, сказал недавно в интервью германской Der Spiegel относительно украинских событий: «Если Запад будет честен сам с собой, то он должен признать свою ошибку». Затем он заметил: «Очевидно, существует опасность, и нельзя её игнорировать». Он призывал не совершать того, что приведёт к «исторической трагедии».

Всего лишь одно-два десятилетия назад, США мечтали построить мир, в котором будет один бесспорный лидер, а другие страны удовольствуются ролями второстепенных игроков, признательных американцам за их мудрое руководство.

По дороге США уничтожили свою собственную экономику, лишившись собственного производства (благодаря самому высокому в мире налогообложению на прибыли корпораций) и вырастили такой гигантский госдолг, который они вряд ли когда-нибудь смогут выплатить. Вдобавок к этому, они совершали вторжение в одну страну за другой.

Почему они решили, что страны БРИКС будут терпеть это вечно?

Что успели сделать страны БРИКС

По сравнению с США, за последние годы страны БРИКС успели сделать очень многое: заключили множество договоров и торговых сделок, а также значительно продвинулись в общем осознании того, что США и ЕС представляют для них угрозу.

Китай вышел на лидирующие позиции как страна наиболее эффективной экономикой.

Китайский коммерческий банк создал новую международную платёжную систему.

В ответ на санкции США/ЕС Россия и Китай недавно заключили крупнейший на сегодняшний день энергетический контракт в мире, поставив, таким образом, под серьёзный удар позиции нефтедоллара.

К середине 2015 года будет введён в эксплуатацию анголо-бразильский волоконно-оптический кабель, который обеспечит страны БРИКС более дешёвыми (примерно на 80 процентов) системами связи, независимыми от США.

Мир всё охотнее заключает торговые сделки в юане и рубле. Некоторые страны Евросоюза уже выпускают облигации в юанях.

Новый SWIFT

Следующим логичным шагом для стран БРИКС станет создание своего собственного аналога системы SWIFT. Поначалу эта идея казаласьмаловероятной, учитывая заявления самих представителей БРИКС, что их цель состоит в обеспечении более комфортного места за столом МВФ. К тому же многие считают, что подобный шаг не имел бы большого значения, поскольку SWIFT - это, по сути, только средство, при помощи которого проводятся платежи.

Однако появление второй аналогичной SWIFT системы стало бы важным событием, поскольку без неё БРИКС по-прежнему остаются связаны с банковской системой США и ЕС и, следовательно, обязаны выполнять их указания. Логично, чтобы БРИКС объявили о создании своей системы в последний момент, когда всё уже «на мази». И вот, Россия уже сделала подобное заявление. Новая система начнёт функционировать уже в первой половине 2015 года.

Сегодняшний мир меняется по нарастающей. Всего лишь год назад вопрос, сможет ли группа БРИКС создать свой аналог МВФ, показался бы абсурдом. Сегодня эта вероятность обсуждается всерьёз. Если это произойдёт, мир будет функционировать как два отдельных мира. Информационные системы, торговля, межгосударственные экономические связи, без сомнения, останутся. Однако с исторической точки зрения БРИКС получит возможность существовать совершенно независимо, и использовать какие-либо санкции в качестве инструмента давления на эти страны Запад больше не сможет.

Процесс формирования политической карты связан с периодом появления общественного разделения труда, частной собственности и расслоения общества на классы. Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов формирования политической карты. В формировании политической карты выделяют 4 периода:

1. Древний этап (до V в. н.э.) характеризуется формированием рабовладельческих государств (Китай, Индия, Месопотамия), расцвет культуры в Египте, Греции и Риме. Основные средство территориальных изменений – сила и военные действия.

2. Средневековый этап (V – XV вв.) характеризуется формированием феодальных государств в Европе (Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь) и на американском континенте (государства инков и ацтеков). Складывается внутренний рынок, преодолевается обособленность хозяйств и районов, стремление феодальных государств к территориальным захватам (Киевская, Московская Русь, Византийская Империя, Португалия, Испания, начинается становление экономики Англии и Франции);

3. Новый этап (с XV в. до окончания первой мировой войны) связан с эпохой великих географических открытий, что привело к колонизации мира. Страны Африки, Азии и Америки были вовлечены в процесс международного разделения труда. Политическая карта мира стала особенно нестабильной, так как обострилась борьба между развитыми капиталистическими странами за раздел мира, было положено начало европейской колониальной экспансии. В начале периода – господствовали Испания и Португалия (морской флот), подписан договор о делении мира на испанский и португальский (граница 150 миль от Азорских островов). Затем господствует Англия и Франция (осваивали Северную Америку, Африку, Австралию). На стыке ХIХ – ХХ вв. происходит борьба за территориальный раздел мира (Англии принадлежали Африка, Австралия, Океания, Южная Азия, Французско-Карибский бассейн). К 1914 г. крупнейшими метрополиями были США, Япония, Западная Европа. Зарождение, становление и развитие капитализма.

4. Новейший этап (окончание первой мировой войны и до настоящего времени). В этот период произошли такие крупные события, как появление на карте мира РСФСР, а позже СССР, первая и вторая мировые войны. В результате сформировались два политических лагеря – капиталистический и социалистический, распались многие колонии. К концу этого периода возникло более 100 независимых государств на территориях Африки, Азии и Латинской Америки.



ХХ век, с точки зрения формирования политической карты, можно разделить на три этапа:

1. Окончание первой мировой войны – начало второй – существенно изменились границы Германии (к Франции отошли Эльзас и Лотарингия, к Дании – часть территории Шлезвиг-Гольштейн и др.). Германия лишилась всех своих немногочисленных колоний в Африке и Азии. Перестала существовать союзница Германии – Австро-Венгрия. Восстановлена Польша после ликвидации ее в результате трех разделов Речи Посполитой. Расширяют свои колониальные владения Великобритания, Франция, Бельгия, Япония. В 1922 г. образован СССР. В азиатском регионе перестала существовать Османская империя.

2. После второй мировой войны до конца 80-х гг. – значительно уменьшилась территория Германии, Японии. Распад мировой колониальной системы и образование большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке: Сирия 1943 г., Индонезия 1945, Индия 1947, Ливия 1951 и др. Образовано государство Израиль (1947–1948 гг.). Появление социального государства Кубы. Пик деколонизации пришелся на 60-е гг., когда образовалось 43 независимые государства, 3/4 из которых – на территории Африки (Нигерия, Судан, Чад и др.). Образование военных блоков – НАТО, СЭВ.

3. Конец 80-х гг. и до настоящего времени: разрушение мировой социалистической системы и распад СССР. Произошло объединение немецких территорий в единое государство – ФРГ (1990 г.). В результате распада СССР в 1991 г. образовалось 15 суверенных государств, 12 из которых образовали СНГ. Распад Чехословакии и Югославии на семь независимых государств (на Чехию, Словакию; Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию и Черногорию), воссоединение Гонконга с КНР. Получила независимость Намибия (1990), из состава Эфиопии вышла Эритрея. Появление новых государств на территории Океании (Республика Палау, Республика Маршалловы острова, Федеративные Штаты Микронезии). Последним по времени образования суверенным государством мира стал Тимор (2002 г.). Изменение названий государств: Кампучия – республика, Камбоджа – монархия, Бирма – Мьянма.



В результате этих изменений мир трансформируется из биполярного в монополярный. До распада СССР в мире доминировали два государства – США и СССР. В настоящее время доминируют четыре основных центра – США, Япония, Западная Европа и Китай.

Количественные изменения на политической карте мира:

1. присоединение вновь открытых земель;

2. территориальные приобретения или потери, вследствие войн;

3. объединение или распад государств;

4. добровольные уступки или обмен участков суши;

5. отвоевание суши у моря (Нидерланды), намыв территории (Япония).

Качественные изменения на политической карте мира:

1. историческая смена общественно-экономических формаций – Монголия (от феодализма к социализму);

2. приобретение страной суверенитета;

3. введение новых форм государственного устройства;

4. образование межгосударственных политических союзов и организаций;

5. появление на политической карте «горячих точек» – очагов межгосударственных конфликтных ситуаций.

На начальных этапах преобладали количественные изменения, сейчас – качественные, так как мир уже поделен.

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

Таблица 14. Сдвиги на политической карте мира

количественные качественные
  • присоединение вновь открытых земель (в прошлом);
  • территориальные приобретения или потери вследствие войн;
  • объединение или распад государств;
  • добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;
  • отвоевание суши у моря (намыв территории).
  • историческая смена общественно экономических формаций;
  • приобретение страной политического суверенитета;
  • введение новых форм государственного устройства;
  • образование межгосударственных политических союзов и организаций;
  • появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;
  • изменение название стран и их столиц.

Таблица 15. Важнейшие изменения на политической карте мира в 90-ых годах ХХ - начале XXI веков.

территория страны год изменения на политической карте мира
Европа ГДР и ФРГ 1991 объединение Германии
СССР, СНГ 1991 распад СССР и создание СНГ, куда не вошли страны Прибалтики, а Грузия вошла в 1994 г.
Югославия 1991 распад Югославии и образование суверенных государств: Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины. Образование Союзной республики Югославии в составе Сербии и Черногории. Все государства, кроме Македонии, признаны международным сообществом; Сербия исключена из ООН в 1992 г.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства; Чешскую Республику и Словацкую республику.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства: Чешскую Республику и Словацкую республику.
ЕЭС 1993 преобразование ЕЭС в ЕС, уничтожение государственных границ в рамках ЕС
Андорра 1993 получила статус независимого государства и вступила в 1993 г. в ООН
1995 присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии
Азия Народно-Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика 1990 объединение республик и провозглашение Йеменской республики
Камбоджа 1993 изменение республиканской формы правления на монархическую
Сянган (Гонконг) 1997 возвращение Китаю ("одна страна, два строя")
Африка Намибия 1990 провозглашение независимости
Эфиопия 1993 отделение и Эритреи от Эфиопии и провозглашение ее независимости
Океания Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова 1991 получили независимость и были приняты в ООН
Республика Палау 1994 вышла из Микронезии, получила независимость
Восточный Тимор 2002 Бывшая колония Индонезии, получившая независимость в 2002 г.

Только в результате распада 1992-1993 гг. число суверенных государств увеличилось с 173 до 193.

Таблица 16. Международные экономические и политические организации и союзы

ЕС НАТО НАФТА АСЕАН ОПЕК ОЭСР МЕРКОСУР
Австрия
Бельгия
Кипр
Чехия
Дания
Эстония
Германия
Греция
Финляндия
Франция
Венгрия
Ирландия
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Польша
Португалия
Словакия
Словения
Испания
Швеция
Нидерланды
Великобритания.
Бельгия
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Исландия
Испания
Италия
Канада
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
США
Турция
Франция
Чешская Республика
Словения
Словакия
Румыния
Литва
Латвия
Эстония
Болгария
Канада
Мексика
США
Бруней
Вьетнам
Индонезия
Малайзия
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Камбоджа
Алжир
Венесуэла
Индонезия
Ирак
Иран
Катар
Кувейт
Ливия
Нигерия
ОАЭ
Саудовская Аравия
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Чешская республика
Дания
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Венгрия
Исландия
Ирландия
Италия
Япония
Корея
Люксембург
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Испания
Швеция
Швейцария
Турция
Соединенное Королевство Великобритании
США
Аргентина
Бразилия
Уругвай
Парагвай
штаб-квартиры:
Брюссель Брюссель Джакарта
Бангкок
Вена Париж
Аббревиатуры:
ЕС - Европейский Союз (бывш. ЕЭС, Общий рынок). Образован в 1958 г. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, цель которого - максимальная интеграция стран-участниц
НАТО - Организация Северо-Атлантического договора.
НАФТА - Северо-Американская зона свободной торговли. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координацию внешней политики.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти.
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
МЕРКОСУР - Субрегиональный блок (Общий рынок). Намечалось, что с 1995 г. (но вернее всего, по предложению Бразилии, с 2001 г.) будет действовать зона свободной торговли и единого таможенного союза.
    Отраслевые организации ООН:
  • ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),
  • ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН),
  • МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетики),
  • МВФ (Международный валютный фонд),
  • МБРР - Международный банк реконструкции и развития.

ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

  • Укрепление международных позиций социалистического Китая. По ВВП Китай уступает лишь США и Японии, хотя пока существенно. Однако, по расчетам международных экспертов, уже в 2015 г. Китай выйдет на первое место в мире по стоимости ВВП. Сейчас Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, цемента, минеральных удобрений, тканей, выпуску телевизоров. В 1996 г. собрано больше всех в мире риса, в 1995 г. произведено больше всего в мире мяса. После вхождения в состав Китая Сянгана возросли вдвое запасы валюты Китая, существенно расширились финансово-инвестиционные возможности страны, возросла доля Китая в мировой торговле.
  • Продолжается падение всех прежде высоких мировых показателей России. По объему ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза, Испании в 1,5 раза и т.д. В 1992-1996 гг. ВВП России упал на 28% (в 1941-1941 гг. - на 21%).
  • Распространение политического и военного диктаторства США. Сферами жизненно важных интересов США объявлены теперь помимо всей Америки (уже более 170 лет действует доктрина Монро "Америка для американцев"), Западной Европы, Японии, Среднего и Ближнего Востока, также вся Восточная Европа, Прибалтика, Украина, Закавказье, государства Центральной (Средней) Азии, да и Россия, Афганистан, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Океания.
  • Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
  • Расширение блока НАТО на Восток.
  • Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
  • Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество. В Содружество "возвратилась" ЮАР, которая стала 51 членом. Наряду с этим Содружеством и Ассоциацией франкоговорящих стран во главе с Францией в 1996 г. сделана попытка создания португалоговорящих стран. В него вошли Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.
  • Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
  • Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
  • Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

Это означает, что политическая география изучает:

А) формирование политической карты мира и отдельных его регионов,
б) изменения в политических границах,
в) особенности государственного строя,
г) политические партии, группировки и блоки,
д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний (так называемая "электоральная" география).

Все они могут рассматриваться на разных уровнях - глобальном, региональном, страновом, локальном.

Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.

Политико-географическое положение России после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось, причем в худшую сторону. Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе.

Политическая география и геополитика. Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними, странами.

В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства. Геополитиками начала ХХ в. были выявлены географические факторы, которые играют решающую роль в мировой политике. Это стремление к расширению площади, территориальной монолитности и свободе передвижения. Россия обладала протяженной территорией, территориальной монолитностью, но не "свободой передвижения" так как не имела доступа к теплым морям. Стремление обеспечить выход к судоходным морям объясняются войны, которые вела Россия на протяжении последних столетий на своих южных и западных границах.

В эпоху первой и второй мировых войн, а также "холодной войны" геополитические концепции стремились обосновать территориальные захваты, оккупацию территорий, создание военных баз, политическое и военное вмешательство в дела других государств. В какой-то мере такая направленность остается и поныне, но все же акценты начинают постепенно смещаться в сферу обеспечения международной безопасности.

Существуют разные концепции геополитики: концепция "географической оси истории", создателем которой являлся Хэлфорд Джон Маккиндер, концепция "большого пространства" Карла Хаусхофера и др.

Одной из мощнейших геополитических концепций является концепция евразийства, во главе создания которой стояли Г. В. Вернадский (сын создателя концепции ноосферы), П. Н. Савицкий и Н. С. Трубецкой. Схема П. Савицкого была посвящена долгосрочной стратегии развития России - геополитической и экономической. "Из всех великих цельностей мирового хозяйства Россия есть наиболее "обездоленная" в смысле невозможностей океанического обмена… Не в обезьяньем копировании, но в осознании "континентальности" и в приспособлении к ней - экономическое будущее России". Речь идет не о "вхождении в мировое хозяйство" (Россия была в нем со времен Петра 1), а об учете и использовании взаимотяготения стран Европы и Азии, о нереальности ориентации на широкую внешнюю торговлю. Этой концепции "особого пути" и "быть самим собой" противостоит концепция "универсализма" и "вестернизации" ("быть как все").

Современные геополитические исследования в России связаны, прежде всего, с главными направлениями ее внешней политики, со всей системой ее международных отношений.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ

  1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

    А) уровень экономического развития соседних стран;
    б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
    в) Стратегическая оценка государственной границы.

  2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

    А) возможность использования морского речного транспорта;
    б) торговые отношения с соседними странами;
    в) обеспеченность страны сырьем.

  3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

    А) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
    б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
    в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

  4. Общая оценка политического положения страны.

Задачи и тесты по теме "Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира. Политическая география и геополитика"

  • - Развитие географических знаний о Земле 5 класс

    Уроков: 4 Заданий: 5 Тестов: 1

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт