Из каких элементов состоит структура личности? Функции направленности личности в психологии

29.09.2019

  • 13. Характеристика процесса развития высших психических функций по л.С.
  • 14. Концепция личности л.С. Выготского
  • 15. Стадии развития личности по л. С. Выготскому. Зона ближайшего развития.
  • 16. Сущность историко-эволюционного подхода а. Г. Асмолова к проблеме личности, уровни системообразующих качеств личности.
  • 17. Концепция личности а.Ф. Лазурского, уровни развития личности.
  • 18. Структура личности по а. Г. Ковалеву
  • 19. Структура личности по к.К.Платонову.
  • 20. Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
  • 21. Структура личности по в.С.Мерлину.
  • 22. А.В. Петровский о личности как системном качестве человека. Структура личности.
  • 23. Развитие личности по а. В. Петровскому, стадии развития личности
  • 24. Диспозиционная концепция в. А. Ядова
  • 25. Основные характеристики человека как индивидуальности
  • 27. Типы высшей нервной деятельности по и.П.Павлову.
  • 28. Темперамент и его характеристика.
  • 29. Характер личности, проблема типологизация характеров.
  • 30. Потребности личности.
  • 31. Мотивация личности
  • 32. Способности личности
  • 33. Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности.
  • 34. Топографическая и динамическая модели личностной организации в психодинамическом подходе и их характеристика.
  • 36. Защитные механизмы эго и их характеристика.
  • 37. Индивидуальная психология а.Адлера. Ведущие элементы и тенденции в структуре личности.
  • 38.Типы личности по а.Адлеру.
  • 40. Структура личности по к.Юнгу.
  • 3. Сознание. Персона и Эго
  • 41.Эпигенетический принцип развития личности по э.Эриксону.
  • 42. Психосоциальные стадии развития личности по э. Эриксону.
  • 43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения
  • 44. Типы личности по к.Хорни и их характеристика.
  • 45. Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция черты личности и диспозиции по г.Олпорту.
  • 46. Основные характеристики зрелой личности по г.Олпорту.
  • 47. Структурная теория черт р.Кеттела: общая характеристика
  • 48. Теория типов личности г.Айзенка.
  • 49. Личность с точки зрения бихевиористического подхода.
  • 50. Концепция личности б.Скиннера.
  • 51.Режимы подкреплений в теории оперантного научения Скинера
  • 52.Основные положения теории социального научения Дж. Роттера.Понятие локуса конроля.
  • 53.Социально-когнитивная теория личности а.Бандуры. Самоэффективность в личностном функционировании и механизмы её приобретения
  • 54. Основные процессы научения и их характеристика.
  • 55.Когнитивная теория личности Дж.Келли
  • 56. Виды личностных конструктов по Дж.Келли и их характеристика.
  • 57. Гуманистическая теория личности э.Фрома: основные положения.
  • 58.Гуманистическая теория личности а.Маслоу
  • 59.Иерархия потребностей а.Маслоу
  • 60. Феноменологическая теория личности к.Роджерса.
  • 61.Тенденция актуализации в структуре теории личности к.Роджерса.
  • 62.Я-концепция, её развитие и функционирование
  • 63. Основные характеристики полноценно функционирующего человека по
  • 64.Типологизация личностей в психологии. Критерии типологизации
  • 65.Типология личностей Кречмера
  • 66.Соматотипы у.Шелдона их характеристика
    1. Проблема теоретического определения личности в психологии .

    Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

    Основные подходы в изучении определений личности:

      Биологический - изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

      Экспериментальный - в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

      Психометрический - изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

      Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

      Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

    Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

      Рост умения : на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

      Появление новых особенностей : это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

      Ощущение удовлетворенности жизнью : удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

      Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

    4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

    1.ответственность

    2.терпимость

    3.саморазвитие

    4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

    Критерии наличия и степени зрелости личности:

    Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

    Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

    Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

    Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

      Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

    В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

      Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

      Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

      Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

    В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры :

      Динамика ее психических процессов – темперамент

      Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

      Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

    Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

    Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности,желания, стремления

    Группы черт личности:

    Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

    Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

    Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

      Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

    деятельностного подхода в психологии.

    Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

    Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

    Методологические принципы :

      Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

      Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

      Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

      Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно - исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

      Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

      Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

      Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

    Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

    Основной принцип субъектно-деятельностного подхода :

    принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

    Личность - исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

    Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

    Этапы развития личности:

      Овладение собственным телом , возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

      Начало ходьбы , самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

      Развитие речи , являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

      Начало собственной трудовой деятельности , делающей личность материально независимой.

    6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

    Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

    Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей :

    чего хочет личность , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

    что может личность ? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности",

    что личность есть , что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

    7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

    Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Структура деятельности :

      Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

    Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

    Экзистенциальные (потребность в самореализации)

    Социальные.

      Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

      Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

    Конечная (к чему стремимся)

    Промежуточная (условия достижения цели)

      Условия и соотносимые с ними мотивы – фактор определенной характеристики деятельности.

      Действие – целевой акт поведения в поле знаний субъекта. Действие состоит из:

    Операций

    Функций (психофизиологический уровень деятельности)

    8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

    Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность .

    Структура деятельности : потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

    Потребности . (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

    Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

    Мотив . Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

    Цель . Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

    Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

    Действия . Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

    Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

    Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

    Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

    Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

    На вопрос "Кем я являюсь?" каждый из нас, скорее всего, ответит: "человеком, полноправным членом социума, личностью", поэтому неудивительно, что многим людям интересно больше узнать о том, какие элементы являются составляющими личности, без каких черт и свойств индивид не состоится как полноценная личность в социокультурном обществе, как происходит сам процесс становления личности. Личность - базовое понятие в психологии; без детального исследования ее структуры и механизмов становления невозможны дальнейшие психологические и социологические исследования.

    Психологи определяют личность как устойчивую структуру социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества. Исходя из определения, можно сделать вывод, что процесс становления индивида как личности невозможен в отрыве от социума, а все черты и подструктуры личности формируются и развиваются под воздействием общества. Структура личности в психологии тщательно изучена и описана специалистами с мировым именем, и несмотря на тот факт, что некоторые известные социологи, психологи и психиатры расходились во мнении об основных свойствах и характеристиках личности, существует несколько общепринятых разделений и классификаций элементов структуры.

    Психологическая структура личности

    Все подструктуры личности присущи каждому человеку, проживающему в социокультурном обществе, однако в разных индивидов они находятся на различных уровнях развития. Одна из главных задач, которую ставят перед собой психологи, исследуя составляющие структуры - определение механизмов развития, корректирования той или иной подструктуры. Одно из наиболее полных и развернутых описаний структуры личности в психологии включает 10 подструктур, главные из которых - мировосприятие, опыт, направленность, характер. Рассмотрим все подструктуры подробнее.

    Мировосприятие

    Мировосприятие - субъективное восприятие индивидом окружающего мира, всех происходящих событий, и обозначение своего места в мире. Как правило, мировосприятие является результатом пропускания получаемой информации через призму собственного опыта и оценивания внешнего мира по внутренним критериям. Важнейшей составляющей данного элемента структуры психологи считают формирование "Я-концепции" - определения себя в внешнем мире и в отдельных его проявлениях. Мировосприятие может быть пессимистическим, оптимистическим, реалистическим, мистическим, атеистическим, идеалистическим, мужским, женским, детским, однако однозначно классифицировать мировосприятие людей по каким-либо критериям невозможно - каждый человек видит и воспринимает реальность вокруг себя по-своему.

    Опыт

    Опыт - важнейшая составляющая структуры личности в психологии, являющая собой совокупность накопленных в процессе жизнедеятельности и развития, а также полученных во время пребывания в социуме привычек, навыков, знаний и умений. В процессе накапливания опыта формируется определенный стиль жизни. Как правило, от величины накопленного опыта зависит мировоззрение, кругозор, широта мышления человека и определенность направленности личности.

    Направленность

    Направленность личности - это ценности, стремления, ориентиры человека. Реализация себя в профессиональной деятельности, поиск места в жизни, воплощение мечты и желаний, соблюдение определенных моральных и нравственных правил и норм - все это направленности личности. По таким критериям, как умение человека самостоятельно и без постороннего содействия устанавливать для себя цели, по широте, устойчивости, действенности направленности личности и по степени влияния общества на формирование его стремлений определяется общий уровень развития личности.

    Характер

    Характер психологи также называют психотипом - совокупностью устойчивых особенностей поведения человека при определенных обстоятельствах и его реакций на какие-либо ситуации. Как правило, под понятием "характер" психологи подразумевают наиболее типичные черты личности, проявляющиеся в виде субъективного реагирования на объективные обстоятельства; очень часто характер описывают одним ключевым словом - взрывной или спокойный, решительный или мнительный, импульсивный или рассудительный и т.д.

    Темперамент

    Темперамент - это объединение устойчивых свойств личности, связанных с динамическими аспектами деятельности и определяющих тип высшей нервной деятельности человека. Психологи выделяют четыре основных типа темперамента, в основе которых лежит сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является выделение четырех типов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

    Способности

    Главными способностями каждого человека являются волевые, умственные, душевные и телесные; также все люди в той или иной мере обладают и рядом других способностей - музыкальных, математических, художественных и пр. Способности как составляющая структуры являются одним из важнейших инструментов личности, ведь чем больше развиты способности, тем более человек интегрирован в общество и тем больше он может сделать полезного для социума и себя.

    Когнитивная сфера

    К когнитивной сфере относятся все составляющие психики и разума, направленные на рациональное познание и восприятие мира - логическое мышление, память, внимание, критическое и аналитическое восприятие, принятие решений и т.д.

    Аффективная сфера

    Данная сфера, в противовес когнитивной, состоит из процессов, касающихся эмоций, чувств, потребностей и мотивации. К данной сфере можно отнести психологические процессы, которые нельзя объяснить из рациональной точки зрения - импульсивные реакции, эмоции, чувства, желания, предрасположенности, переживания, волнения, интуицию, скрытые мотивы, субъективные впечатления и др.

    Сознание и подсознание

    Структура личности в психологии также включает в себя все проявления сознания, подсознания и бессознательные психологические процессы. К сознанию относятся все осознанные и контролируемые разумом процессы и мыслительная деятельность, а к бессознательному - те психические явления и процессы, которые происходят без осознанного контроля. В подсознании происходят психологические процессы, которые имеют определенную логику, но не поддаются осознанному контролю.

    Рисунок тела

    Рисунок тела является подструктурой личности, в которую включают строение тела, характерную для человека мимику, привычные для него жесты, манеру разговаривать, походку и др. Рисунок тела определяют как подструктуру личности по той причине, что очень многие психологи придерживаются мнения о наличии связи между строением тела и характером человека. (Более подробно о связи жестов и мимики с психологическими процессами можно прочитать в статье )

    Структура личности в психологии - это целостная система личностных качеств и свойств, которая полностью и всесторонне характеризует все психологические особенности индивида. Помимо описанных выше элементов, в структуру личности входит еще много других составляющих - самооценка, ценности, сила воли и др. От того, на каком уровне развития находится личность, определяется сила влияния физиологических, эмоциональных и когнитивных составляющих. В высокоразвитых индивидов, обладающих широким мировоззрением, сильной волей и направленностью личности, а также развитыми способностями, как правило, сознательные и когнитивные составляющие, основанные на собственном опыте, берут верх над бессознательными проявлениями, инстинктами, эмоциями и темпераментом.

    Психологическая структура (или психический образ) личности – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности.

    В психологии существует большое количество моделей психологической структуры личности, исходящих из разных теорий психики и личности.

    В отечественной психологии в середине 60-х годов была создана концепция общей структуры личности. Автор: К.К. Платонов. Личность здесь рассматривается как биосоциальная иерархическая структура. Он выделил в ней следующие подструктуры:

    1) направленность личности (убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, ценностные ориентации, интересы потребности, мотивы). Ведущий фактор – социальный.

    2) опыт (знания, умения, навыки, привычки). Взаимодействие факторов – социально-биологический уровень.

    3) подструктура форм отражения (познавательные и эмоционально-волевые психические процессы). Взаимодействие факторов – биосоциальный уровень.

    4) подструктура биологических, конституциональных свойств (скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства). Ведущий фактор – биологический.

    Биологически обусловленные подструктуры являются низшими (возрастные, половые свойства, тип нервной системы, темперамент). Высшим уровнем личности является ее направленность. Эта подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, отражает идеологию общества.

    Различие же людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений.

    С 70-х годов разработан системный подход к пониманию личности. В этой связи особый интерес представляют работы А.Н. Леонтьева, где он попытался решить проблему формирования и типологии личности. Леонтьев подчеркивает, что формирование личности происходит в процессе деятельности и общения. Особенности личности выделенные А.Н. Леонтьевым: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, при жизни приобретенные навыки, умения, в том числе профессиональные. Перечисленные составляют индивидуальные свойства личности, которые способны меняться в течение жизни.

    А.Н. Леонтьевым сфор­мулирована развернутая методологическая триада: деятельность - сознание – личность.

    Таким образом, в личности выделяются следующие психологические со­ставляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

    Направленность личности;

    Самосознание;

    Способности и задатки;

    Темперамент и характер;

    Особенности психических процессов и состояний;

    Психический опыт личности.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности

    Понятие индивид утверждает принадлежность человека к биологическому роду.. индивид является носителем врожденных свойств и тех которые приобретаются им.. понятие индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека формирующееся в процессе взаимодействия..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности
    Личностью называется конкретный человек как субъект обще­ственной деятельности и общественных отношений во всем много­образии его социально-психологических особенностей. И

    Личность
    В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. В деятельностном подходе личность определяется как системное (социальное) качество индивида, приобретаемое им в пр

    Специфика человеческого сознания
    Активность (дифференциация по значимости) Интенциональность (направленность) Способность к рефлексии (самонаблюдение) Мотивационно-ценностный характер

    Понятия о мотивах поведения. Виды мотивов. Формирование мотивации учения
    Потребность, прошедшая через систему побудительных фак­торов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мо­тив- это осознанное побуждение для определенного действия. Он

    Основные психологические функции мотива заключаются в сле­дующем
    Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятель­ности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» ре

    Понятие о направленности личности. Интересы, убеждения, установки. Формирование направленности в учебном процессе
    Существенная сторона мотивации поведения человека-направ­ленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темперам

    Психология малых групп и межгруппового взаимодействия
    Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основным

    Лидерство в малых группах
    Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерс

    Конформизм и групповое давление
    Конформизм (от лат. conformis - подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. Групповое давление - это процес

    Психология больших социальных групп и массовых явлений
    Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие груп­пы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические со­циально-психологические особенности групп. Осно

    Межличностные отношения
    Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения - это объективно пере­живаемые, в разной степени осознав

    Межличностные конфликты. Способы их разрешения и предотвращения
    Конфликт (лат. conflictus - столкновение) есть форма выраже­ния противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) приня­то описывать конфликт с нескольких точек зрения: во-первых, как борьбу, напр

    Понятие об общении. Виды и формы общения. Специфика педагогического общения
    Под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногд

    Виды и формы общения можно определить исходя из его содержания, целей
    Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотив

    Назовем основные из них
    Деловоеобщение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием я


    Массовоеобщение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межлич

    Понятие о деятельности. Характеристика основных видов деятельности: учебной, трудовой
    Понятие деятельности является одним из базовых для отече­ственной психологии. Деятельность невозможно отделить от са­мой психики, от методологии ее научного исследования, понимания проблем возникно

    Основные виды деятельности

    Психологические характеристики учебной и профессиональной деятельности
    Неисчислимое многообразие человеческих деятельностей может быть классифицировано по самым разным и несхожим основаниям: предмету, мотиву, способам осуществления, физиологическим меха­низмам, эмоцио

    Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания. Управление вниманием в учебном процессе
    Внимание в системе психологических феноменов занимает осо­бое положение. Оно включено во все остальные психологические про­цессы, выступает как их необходимый момент и отделить его

    Внимание - универсальная основа ориентировочно-исследовательской дея­тельности
    Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамерен­ное) и послепроизвольное. Вне

    Понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Способы развития памяти в учебном процессе
    Памятьюназывается запоминание, сохранение и воспроизве­дение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни

    Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ­вольным и непроизвольным
    Непроизвольное воспроизведение происходит, хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно служат какие-то причины, вызывающие

    Условия развития мышления в учебном процессе
    При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом

    Понятие о темпераменте. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности
    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризу­ющих динамические особенности протекания психических процес­сов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, пре

    Понятие о характере. Формирование характера. Акцентуации характера, проявление и учет в учебной деятельности
    Характером называется совокупность приобретенных индиви­дуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действитель­

    Понятия о способностях. Структура способностей. Возможности формирования и развития способностей в образовании
    Способности и задатки выделяются в качестве одного из пара­метров целостного психического облика личности. Они дают пси­хологическое описание человека с какой-то специфической сторо­ны, являющейся

    Дети с отклонениями в психическом развитии
    НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА (умственная отсталость) - Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее

    Профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии
    В настоящее время кардинально меняется рынок труда. Повышаются требования к специалистам. Эти изменения накладывают отпечаток на проблему выбора профессии.. Психологи выделяют ряд специфич

    Психологические особенности асоциального поведения и способы коррекции

    Профессиональное становление личности: условия, этапы, результат
    Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионал

    Социально-профессиональное воспитание: цель, задачи, методы
    Необходимость разработки новой концепции воспитания молодежи на современном этапе не вызывает сомнений. С распадом Советского Союза система коммунистического воспитания перестала существовать. Взам

    Психологические особенности личности педагога, их влияние на формирование учащегося
    Обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога, так же состоит из 4-х подструктур: 1. Социально-психологическая направленность. Тип педагогической центрации:

    Психологические особенности асоциального поведения подростков и способы коррекции
    Воспитание всегда направлено на формирование социальноодобряемого поведения (просоциального). Однако у некоторого числа воспитуемых не удается добиться стабильного просоциального по­ведения.

    Проблемы периодизации возраста
    Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах

    Словарь профессиональных терминов
    ¨ ¨ АДАПТАЦИЯ - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Практикуется, как взаимоотношения индивида и ег

    Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

    Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

    Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

    Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

    Например, доминирование познавательной потребности приводит к волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему общественную и личную значимость.

    Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

    Пушкин – поэт, историк, хорошо рисовал.

    Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

    К свойствам характера относят: а) моральные (чуткость, черст­вость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

    Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

    Психологическая структура личности будет неполной, если из неё исключить процессы и состояния.

    Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства влияют на течение процесса. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

    На основе психических процессов образуются психические свойства , которые регулирует течение психических процессов. Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения. Характер протекания процессов зависит от функционального уровня активности мозга, то есть от психической активности личности.

    Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

    Психическое состояние зависит от свойств личности.

    У человека инертного типа НС состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.

    Личность вступает в многообразные общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит из разных побуждений или мотивов .

    Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения : осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.

    Понятие «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность».

    Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

    Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

    Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

    Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

    Основные элементы структуры личности.

    В структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный , интеллектуальный и деятельностный .

    Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

    Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

    Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

    Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием "я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт