Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Создание и использование мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста

27.09.2019

  • Евдокимова Вера Евгеньевна

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INTERACTIVE PRESENTATION / АНИМАЦИЯ / ANIMATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Евдокимова Вера Евгеньевна

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Евдокимова Вера Евгеньевна,

  • Информационно-коммуникационные технологии в организации внеклассной работы с одаренными учащимися в системе литературного образования

    2014 / Петрович Ольга Борисовна
  • Использование информационных технологий в образовательной практике студентов

    2015 / Шорохова Алевтина Борисовна, Денисенко Наталья Николаевна
  • Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    2012 / Решетникова О.В.
  • Технология разработки электронных образовательных ресурсов для изучения полиграфических машин

    2013 / Шмаков Михаил Сергеевич, Хворост Елизавета Михайловна
  • Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

    2010 / Соболев Ю. Н., Александров А. А.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers

After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation . Detailed instructions for creating interactive film “What cat eats “ is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world, while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age, causing interest to the subject.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста»

В.Е. Евдокимова

Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста

Евдокимова Вера Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики информатики ФГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск, Россия)

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, анимация.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers Evdokina Vera, PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of ICT, Shadrinsk State Pedagogial Istitute (Shadrinsk, Russia) After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation. Detailed instructions for creating interactive film "What cat eats " is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world , while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age , causing interest to the subject . Keywords: information and communication technologies, multimedia presentation, interactive presentation, animation.

Сегодня предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Информатизация дошкольного образования предполагает создание единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Чаще всего педагоги, создающие интерактивные образовательные ресурсы, используют программу Microsoft PowerPoint. Данная программа позволяет создавать как линейные, так и интерактивные мультимедийные презентации. Линейная презентация представляет собой последовательную смену слайдов, интерактивная, ее еще называют управляемая презентация, основана на использовании гиперссылок и управляемых кнопок. В отличие от линейной, интерактивная презентация может состоять из одного или нескольких слайдов, в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Интерактивные мультимедийные презентации позволяют удобно и эффектно представлять информацию. Они сочетают в себе динамику, звук и изображения - факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта. Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов.

Презентация для дошкольников представляет собой тематическую подборку изображений без описания или с краткими

описаниями. При создании мультимедийных презентаций используются принципы методики раннего развития, которая подразумевает, что кратковременный просмотр изображений объектов помогает ребенку не только запомнить сам предмет, но и расширить кругозор. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка.

Обучать ребенка при помощи презентаций можно уже с раннего возраста, но при создании таких информационных продуктов следует обращать внимание, что количество изображений должно быть небольшим, а картинки озвучены четким голосом, с хорошим произношением. Воспитатели могут использовать мультимедийные презентации в индивидуальных беседах с детьми и на групповых занятиях по ознакомлению с окружающим миром, математике, грамоте и др.

В данной статье будут рассмотрены настройки интерактивной мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста по теме «Знакомство с домашними животными», созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010. Презентация состоит из одного слайда и содержит несколько дидактических задач:

1) рассказ о строении тела кошки;

2) рассказ о детенышах кошки;

3) дидактическая игра «Чем питается кошка».

Эти задачи независимо друг от друга воспитатель может использовать на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Создание презентации начнем с выбора фона, для этого в программе PowerPoint на вкладке Дизайн выбираем понравившуюся тему (фон). Если фон не подходит к презентации, то можно добавить свой фон (любое изображение). Для этого на вкладке Дизайн в группе Фон выбираем команду Стили фона, а затем строку Формат фона. В открывшемся диалоговом окне находим строку Рисунок или текстура и в раскрывшемся списке нажимаем кнопку Файл, указываем путь выбранного фонового изображения и нажимаем кнопку Применить ко всем. После указанных действий рисунок станет фоном для всех создаваемых слайдов.

После того как мы определились с фоном презентации, можно приступать к добавлению объектов (изображения, автофигуры, звук).

В рассматриваемой в статье презентации использованы изображения кошки и котенка из наглядных пособий для педагогов,

логопедов, воспитателей и родителей «Домашние животные» и «Детеныши домашних животных». Изображения, добавленные в презентацию, должны быть без фона, так как фон будет отвлекать внимание детей, поэтому рисунки подверглись предварительной обработке в программе Adobe Photoshop.

Также для создания презентации понадобятся дополнительные изображения, которые отражают то, чем питается кошка, например, кувшин молока, кусок мяса, сухой корм для кошки в миске, хлеб, рыба, гриб. Такие изображения можно найти в Яндекс.Картинках, на сайтах, созданных для воспитателей и специалистов детских учебных заведений, или в наглядных пособиях для детей из серии «Окружающий мир». Следует обратить особое внимание, что все изображения, используемые в презентации, должны быть подобраны и оформлены в одном стиле.

После подбора изображений продумываем структуру презентации, в какой последовательности представлять детям информацию о кошке и как на слайде будут располагаться изображения.

Так как презентация состоит из одного слайда, то добавляем готовые изображения в презентацию, накладывая друг на друга (рис. 1).

Рис. 1. Размещение изображений на слайде

После того как изображения размещены на слайде, можно приступать к настройке анимации первой дидактической задачи - рассказ о строении тела кошки. Анимационные движения будут выступать помощником воспитателю в рассказе. Для этого на слайд нужно добавить автофигуру, например Стрелка вниз (зеленая стрелка на рис. 2), которая находится на вкладке Вставка на ленте Иллюстрации в группе Фигуры.

Рис. 2. Автофигура «Стрелка вниз»

Стрелку прорисовываем над головой кошки. Для движения стрелки по экрану применяем к ней анимацию. Это можно сделать следующим способом: выделяем стрелку и на вкладке Анимация в группе Анимация выбираем появление фигуры Вход и эффект Выцветание.

После того как стрелка появится на слайде презентации, она должна будет совершить движение вокруг головы кошки, поэтому следующим шагом будет добавление пути перемещения стрелки. Для этого на вкладке Анимация в группе Анимация находим строчку Другие пути перемещения и выбираем Круг.

При демонстрации презентации стрелка не должна быть видна, она появляется в том случае, когда воспитателю это нужно (при рассказе о частях тела кошки). Движение стрелки связано с появлением ее на экране, поэтому нужно выбрать время начала анимации и ее длительность. Это можно сделать на вкладке Анимация в группе Время показа слайдов в строке Длительность. Устанавливаем длительность 1 секунда. Длительность анимации воспитатель может установить, учитывая индивидуальные особенности детей определенного возраста (1-5 с.).

После того как стрелка совершит свой путь, обрисовав голову кошки, она должна исчезнуть с экрана, чтобы после нее появилась следующая стрелка, показывающая на туловище животного.

Чтобы скрыть стрелку, следует совершить следующие действия: в области анимации в строке, указывающей на движение стрелки по кругу, нажимаем на флажок, который находится с правой стороны строки (он появится тогда, когда вы выделите стрелку на

слайде). При нажатии на флажок раскрывается контекстное меню, в котором выбираем строку Параметры эффектов. После нажатия на эту строку откроется диалоговое окно с тремя вкладками: Эффект, Время, Анимация текста.

На вкладке Эффект в строке После анимации выбираем команду После анимации скрыть.

Как было отмечено выше, для дальнейшей работы нам понадобится еще одна стрелка. Чтобы эта стрелка не отличалась от предыдущей, ее можно скопировать. При копировании первой стрелки копируется и ее анимация, поэтому эту анимацию следует либо удалить и добавить новые настройки, либо просто изменить настройки. Рассмотрим оба способа.

Итак, мы скопировали стрелку и вставили ее в слайд. Не изменяя пока параметров анимации, переместим стрелку в нужное место, растянув при этом круг так, чтобы в него вошло туловище кошки. На слайде появилось две стрелки и два пути перемещения.

Отличие анимации второй стрелки от первой будет состоять в том, что ее появление начнется после того, как закончит свою анимацию первая стрелка. Продолжительность движения второй стрелки должна быть больше - 7 секунд, так как туловище обводить дольше, чем голову.

После анимации вторую стрелку, так же как и первую, следует скрыть, чтобы при демонстрации презентации ее не было видно на экране.

Следующая стрелка должна указать на хвост кошки. Для настройки анимации третьей стрелки можно скопировать вторую стрелку или добавить из буфера обмена первую стрелку.

Настройку анимации появления третьей стрелки на экране оставляем без изменений, а путь передвижения удаляем и добавляем новые настройки: путь движения Боб, длительность движения 4 секунды. После настройки анимации данную стрелку, так же как и предыдущие, следует скрыть.

Прорисовываем лапу у кошки (четвертая стрелка). Появление ее не отличается от предыдущих стрелок, время движения

выставляем 2 секунды, путь движения Пользовательский путь, Прямая линия. Данную стрелку, как и предыдущие, следует скрыть.

Осталось прорисовать ушки на голове кошки. Для этого снова копируем или вставляем стрелку из буфера обмена. Но следует обратить внимание, что ушки прорисовываются отдельно, то есть для каждого ушка нужна своя стрелка, будем называть их, соответственно, пятая и шестая стрелки.

Итак, настройка пятой стрелки. Появление ее также не отличается от появления предыдущих стрелок (Выцветание, После предыдущего, длительность 1 секунда). Путь движения стрелки выбираем Пользовательский, так как с его помощью мы сможем прорисовать ушко кошки по контуру. Начало движения - Вместе с предыдущим, длительность - 0,25 секунды.

Аналогично производится настройка шестой стрелки (второе ушко).

В итоге на слайде презентации будет изображена кошка и шесть стрелок, с указанием путей их движения (рис. 3).

Рис. 3. Расположение стрелок на слайде

После рассказа о строении тела кошки можно приступить к рассказу об ее детенышах, и, например, после вопроса «Как зовут детеныша кошки?» на экране может появиться изображение котенка.

Для лучшего восприятия детьми информации изображение котенка можно аними-ровать. Для этого выделяем изображение и применяем следующие настройки: появление на экране выбираем Вылет, направление движения - Справа. Движение котенка будет осуществляться по щелчку на изображении кошки, которое будет являться триггером для движения котенка.Триггер, или «горячая зона», - это объект на слайде, щелчок по которому анимирует другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает занятиям игровой момент и делает презентацию интерактивной.

Для создания триггера выделим изображение котенка и в группе Расширенная анимация выбирем кнопку Триггер, затем команду По щелчку и далее из раскрывающегося списка - нужный объект (в нашем случае это кошка). Но дело в том, что в этом списке объекты называются одинаково - picture (картинка) и им присваиваются только номера (в той последовательности, как они добавлялись в презентацию) - picturel, picture2 и т.д. Поэтому на вкладке Главная, в группе Рисование нужно найти Упорядочить и выбрать строку Область выделения. Откроется панель Выделение и видимость, в которой можно переименовать объект Кошка. После того как изображение будет переименовано, его будет легче найти в группе предлагаемых триггеров.

После того как триггер добавлен, можно настроить дальнейшую анимацию объекта Котенок - длительность анимации 4 секунды. После настройки анимации по условию дидактической задачи изображение котенка можно скрыть или оставить на экране.

Для того чтобы удержать внимание дошкольников, можно на слайд добавить звуковой эффект, например мурлыканье кошки или котенка. Для этого в меню Вставка в группе Мультимедиа выбираем команду Звук, и в открывшемся окне указываем путь нахождения звукового файла (он должен находиться в той же папке, где презентация). После добавления появится меню Работа со звуком, в котором можно изменять настройки звука.

Для дидактической игры «Чем питается кошка» можно использовать интерактивную ленту, которая представляет собой последовательную смену изображений по действию (щелчку по триггеру) воспитателя. Для интерактивной ленты используются изображения продуктов питания, размещенные в верхней части слайда. В данной презентации эти

объекты расположены в два ряда по три в ряд, один ряд находится на переднем плане.

Для начала движения всех изображений нам понадобится триггер, например стрелка, в программе она называется Нашивка 5. Стрелку помещаем в верхний левый угол слайда и поворачиваем в ту сторону, в которую будет двигаться лента (рис. 4). Чтобы стрелка была менее заметна и не привлекала внимание детей, можно приглушить ее цвет. Для этого на вкладке Средства рисования находим команду Заливка фигуры и выбираем строку Нет заливки или цвет заливки слабого оттенка.

Рис. 4. Триггер «Нашивка»

Далее работаем с изображениями первого ряда. Каждое изображение в интерактивной ленте должно появляться и уходить с экрана. Начало движения ленты начинается с первого изображения верхнего ряда. Выделяем это изображение (в данном случае рисунок кувшина с молоком) и применяем к нему анимацию: появление Вылет, направление движения Справа, начало движения По щелчку, длительность движения - 3 секунды.

Настройка анимации второго и третьего изображений первого ряда делаются аналогично первому изображению, изменяются только настройки начала движений, а именно движение начинается После предыдущего.

Затем, когда все изображения появились на экране, следует применить анимацию исчезновения их с экрана. В рассматриваемой презентации все три изображения скроются одновременно после анимации Выход -Случайные полосы. Для этого выделяется первое изображение (кувшин с молоком), к нему применяется анимация Начало по щелчку на триггере Нашивка 5, длительность анимации 2 секунды. К следующим двум изображениям применяются те же настройки, только начало движения выбираем Одновременно с предыдущим.

Аналогично производится настройка второго ряда изображений продуктов. В итоге все объекты и их анимационные действия с настройками на макете презентации будут выглядеть на слайде как на рис. 5.

Не следует забывать, что при демонстрации созданной презентации на слайде будет находиться только изображение Кошки, триггер для интерактивной ленты и значок звука, который можно сделать невидимым, используя настройки меню Работа со звуком (рис. 6). Остальные объекты будут появляться на слайде, когда воспитатель будет решать конкретную дидактическую задачу.

Таким образом, рассмотрев основные приемы создания мультимедийной интерактивной презентации в программе Microsoft PowerPoint, можно сделать вывод, что такие презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия ребенка, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Рис. 6. Объекты, отображенные на слайде в начале демонстрации презентации

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме развивает произвольное и непроизвольное внимание детей. ■

Использованные источники

1. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Домашние животные [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 31 с.

2. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Детеныши домашних животных [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 16 с.

3. Изображения с Яндекс.Картинки [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://images. yandex.ш/?шnfo = ww-1349-wh-664-fw-1307-А>458^-1. - 03.03.14.

Статья поступила в редакцию 4.02.2014 г.

Уважаемые читатели! На страницах журнала «Современное дошкольное образование» вы найдете актуальную информацию об инновационных образовательных методиках, современных технологиях дошкольного образования, конспекты занятий и многое другое. Над журналом работают ведущие специалисты в области дошкольного образования. Творческий коллектив редакции прилагает максимум усилий, чтобы сделать его интересным и полезным для всех, кому небезразличны вопросы воспитания дошкольников. Мы рассчитываем и на вашу помощь, надеемся, что вы будете делиться опытом, участвовать в наших дискуссиях, предлагать темы для обсуждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №106

«Детский сад присмотра и оздоровления»

«Использование презентационной мультимедийной технологии в ДОУ»

(консультация для педагогов)

Подготовила:

Бикмаматова Светлана Александровна,

ПДО (хореограф) высшей

г. Кемерово, 2017 год

Цель: Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс презентационной мультимедийной технологии.

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?

Сейчас выигрывает тот воспитатель и педагог дополнительного образования, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Речь идет об использовании презентационной мультимедийной технологии.

Так как именно мультимедийные технологии имеют преимущества перед традиционными занятиями. Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио - видеоизображения, анимацию текста. Таким образом, воздействуя через слуховой и зрительный канал, мультимедиа создает условия для получения и усвоения информации.

В ДОУ мультимедийные технологии могут применяться в виде:

    компьютерных программ;

    компьютерных игр;

    слайд-фильмов;

    презентаций.

Это все по силам большинству педагогов, так как не требует углубленных знаний компьютерных технологий. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей. Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребенка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.

Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей. Однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно. Главной проблемой является отсутствие у родителей знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые могли бы соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Проблему можно решить, предлагая родителям диски с занятиями или мультимедийные презентации. Тематика презентаций может быть разная: занятия по математике, виртуальные посещения картинных галерей, знакомство с природой, правила безопасного поведения дома и на улице. Таким образом ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания дома. В помощь родителям можно так же предоставить список рекомендуемых компьютерных игр (игровая математика, путешествие по сказкам, игра фантазия, и т.д.), где должно быть указано название игры, ее краткое описание (цель, задачи, возрастные особенности) и ссылка на интернет адрес.

1. Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3. При демонстрации слайдов и обращении к воспитанникам лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того, что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5. Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание детей. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к ним.

6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов, желательно переместиться в центр зала и продолжить презентацию.

7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8. Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
– выдавать раздаточный материал во время презентации.

Практика показала, что при условии систематического использования в раз­ви­ва­ющем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Анисимова Валентина Сергеевна МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Светлячок» г. Губкина Белгородской области

Развитие информационных компьютерных технологий предъявляет современному специалисту 21 века новые требования. От него ожидаются не только высокие профессиональные навыки, но и умение использовать современные методы обучения и педагогические технологии, принципиально изменяющие образовательную среду, обогащающие и делающие её более активной, рефлексивной и прозрачной для всего педагогического сообщества. Невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Компьютер быстро входит в жизнь каждого ребенка и становится хорошим помощником педагога при работе с детьми. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике.

Непосредственная образовательная деятельность имеет огромную роль в образовательном процессе ДОУ, поэтому очень важно поддерживать у детей постоянный интерес к ней, активизировать познавательную активность каждого ребенка.

В настоящее время существует множество традиционных методов обучения, которые можно использовать в образовательном процессе для активизации познавательного интереса: рассматривание иллюстраций по теме, беседы, рассказы воспитателя, наблюдения, экспериментирование и др. Но есть и инновационные методы обучения, одним из которых является использование в образовательном процессе мультимедийных презентаций.

Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане. Одним из основных средств расширения детских представлений являются мультимедийные презентации.

Презентация - это обучающий мини – мультик; электронная звуковая книжка с красивыми картинками; отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны. Принцип детской электронной презентации - «развлекаясь – обучаюсь!» Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога.

В своей работе мы используем мультимедийные презентации сравнительно недолгое время, но нами уже было выявлено много преимуществ этого приема: использование таких презентаций стимулируют познавательную активность дошкольников; герои, иллюстрации, задания на экране привлекают внимание детей, вызывают наибольший интерес и надолго откладываются в памяти каждого воспитанника; презентации позволяют детям легче усвоить сложный для восприятия материал.

Мы используем мультимедийные презентации при проведении НОД по: ознакомлению с окружающим миром; формированию лексико – грамматических категорий и связной речи; формированию правильного звукопроизношения.

Просматривая презентацию, ребенок легко и ненавязчиво знакомится с разнообразием животного и растительного мира, начинает узнавать достопримечательности мира, транспорт, профессии, инструменты и т.д.; быстрее и лучше запоминает информацию; подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь; классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие; учится сопоставлять картинку и звук; моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоционально насыщенная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. В этом нам помогает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Мы активно используем разработки в этой области. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность более интересной, эмоциональной и запоминающейся для детей не только старшего возраста, но и других возрастных групп.

Большинство наших презентаций строятся на основе сюрпризного момента: к детям приходят знакомые герои мультфильмов и предлагают отправиться в путешествие и узнать много нового.

Так же, использование мультимедийных допустимо на разных этапах знакомства с темой: на этапе знакомства с новым материалом; на этапе закрепления пройденного материала; на этапе контроля знаний.

В процессе работы нами были разработаны учебно-наглядные пособия, объединенные в серию под названием «Край наш - родное Белогорье» . Наряду с речевыми, они решают и патриотические задачи в рамках использования регионального компонента. Используя презентации, мы проводим виртуальные экскурсии по тем местам, которые мы не можем посетить («Столица нашей родины» , «Животные севера» , «Космос» и др.) .

Наибольший интерес у детей вызывают задания, которые включены в каждую презентацию, и как бы подводят её итог. При закреплении пройдённого материала основой презентации становятся задания по пройдённой теме («Найди лишнее» , «Назови одним словом» , «Чего не хватает» и др.) В процессе наблюдения нами выявлено, что дети выполняют задания предложенные на экране с большей активностью и интересом, чем аналогичные задания в тетрадях.

Наиболее понравившиеся презентации («Мой родной город» , «День Победы» , «Мы читаем сказки Пушкина» и другие) , дети предлагают показать и вне занятий, что позволяет закрепить материал, а полученные знания остаются в памяти на более долгий срок.

Во время просмотра презентаций, дети получают массу положительных впечатлений. Дома они рассказывают родителям об увиденном, совместно с ними ищут в энциклопедиях, Интернете дополнительную информацию и делятся ею в детском саду. Это создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей. Таким образом, ещё в дошкольном возрасте дети обучаются самостоятельному добыванию знаний, повышая свою познавательную активность, что сыграет немаловажную роль при дальнейшем школьном обучении.

Применение мультимедийных презентаций на практике показало, что их систематическом использовании в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и приёмами повышает эффективность работы по активизации познавательного интереса у детей. Это подтверждают следующие факторы: дети лучше воспринимают новый материал; знания полученный на занятиях наиболее ярко запоминаются детям за счет зрительного и звукового сопровождения презентаций; дети более легко усваивают сложные темы («Космос» , «Солнечная система» и др) .

Таким образом мы можем сказать, что использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность воспитательной работы.

Список использованной литературы.

  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 2008г
  2. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Воспитатель ДОУ – М., 2011. – № 3.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе дошкольного образования. /Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2009.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»

___________________________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема: «Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Гасанова Э.А.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив Детского сада №43, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу необходим воспитатель - компетентный, мудрый, мастер своего дела и являющийся примером для ребёнка. Детский сад, в котором я работаю, – стабильно функционирующий, развивающийся. В данном учреждении я работаю второй год, и каждый день я вижу в глазах детей проявление любознательности, воображения, общаясь между собой мои дети выдумывают игры, фантазируют о неизведанном мире. Задача моей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе. Наше общество предъявляет новые требования к современному человеку, одно из них умение ориентироваться в информационном пространстве.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. В своей деятельности с детьми для меня стало самым интересным использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) как средство повышения эффективности образовательного процесса.

Данное направление развития образовательной отрасли, подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Главные задачи:

Разработка и внедрение технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс имеет много преимуществ

Дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

На данный момент технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса является приоритетным направлением в нашем дошкольном учреждении.

Я применяю готовые презентации в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», «Безопасность», «Здоровье».

Например:

    Образовательная область «Познание» - тема «Дикие животные», «Мир животных», где описывается внешний вид, повадки животного, и качества которыми он обладает.

    Образовательная область «Художественное творчество» - тема «Русские художники» знакомство с картинами и живописью художников. А также знакомство с русскими народными промыслами.

    Образовательная область «Безопасность» - тема «Правила дорожного движения» - закрепление знаний детей о соблюдении правил поведения в большом городе.

    Образовательная область «Здоровье» - тема «Полезные витамины», «Чтобы быть здоровым, надо спортом заниматься».

В нашей мультимедийной копилке собирается коллекция презентаций в помощь педагогам и с дальнейшем пополнением интернет сайта детского сада для родителей.

Моя практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы значительно повышается, а именно качество усвоения материала, развитие памяти, воображения, творчества детей.

Однако при организации непосредственно образовательной деятельности с использованием мультимедийных презентаций необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии:

    Временные ограничения. Так как у меня дети старшего возраста это не более 10 минут. Все презентации используемые мною имеют 10 – 15 кадров.

    Используя мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. (Институт возрастной физиологии РАО) или монитор компьютера на расстоянии 50-70 см.

    Регулярно проводить гимнастику для глаз и физминутки.

Выступление хотелось бы завершить перспективами внедрения информационных коммуникативных технологий в собственной практике:

Спасибо за внимание.

«ИКТ в работе ДОУ» - Мультимедийный способ подачи информации. Использование мультимедийных презентаций. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения. Возможность индивидуализации обучения. Мультимедийные презентации. В чем заключается необходимость информационных технологий. Специалисты выделяют ряд требований.

«Организация образовательной деятельности в ДОУ» - Идеальная НОД. Занятие НОД. Виды мотивации НОД. Принципы образовательной деятельности. Участие всех детей. Критерии НОД. Особенности организации НОД. Особенности развития детей. Инновационные технологии. Беседа. Воспитанник. Основные формы образовательной деятельности. Наблюдение. Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ.

«Развитие дошкольного образования» - Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Дошкольное образовательное учреждение. Дошкольное воспитание. Показатели специфики деятельности ДОУ разных видов. Новый подход к организации педагогического процесса. Изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Многофункциональная, развивающаяся система.

«Инновации дошкольного образования» - Этапы осуществления проекта. Рабочие учебные программы. Название проекта. Инновации в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Инновационный проект для детского сада. Волшебная астрономия. Нововведение. Дошкольное образование – традиции и инновации. План работы над проектом.

«Технологии обучения дошкольников» - Роль взрослого в игре. Классификация детских игр. Подвижные и спортивные игры. Игровая технология. Технологии применяемые педагогами. Личностно-ориентированные технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Информационные технологии. Коррекционные технологии. Типы проектов. Развивающие технологии.

«Роль дошкольного образования» - Навыки. Соглашение. Социальная инфраструктура. Билингвальный частный детский сад. Индивидуальный подход. Дошкольное образование. Роль негосударственных ДО. Рост рабочих мест. Экономические доводы. Проблема шаговой доступности. Инвестиции и ясли.

Всего в теме 15 презентаций



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт