Иштар. Богиня древней Месопотамии. Богиня иштар - легенда о богине любви в аккадской мифологии

10.10.2019

Портных Дмитрий

Иштар

Краткое содержание мифа

Лев - один из символов Иштар,
был изображён на Улице Процессий в древнем Вавилоне

Иштар (соответствует более ранней шумерской богине Инанне) - одна из самых значимых богинь в мифологии Междуречья. Ассоциирующаяся с планетой Венера, в ассирийско-вавилонском пантеоне она представлялась яркой и своенравной богиней плодородия, войны и любви, дочерью Ану, бога неба и предводителя всех остальных богов. Её священным животным был лев, и она часто изображалась с луком и стрелами за спиной. Позже её культ переняли покорённые сирийцы и финикийцы (под именем, известным древним грекам как Астарта), откуда она прочно вошла в эллинскую мифологию, переродившись под именем Афродиты. В соответствии с антропоморфными представлениями вавилонян о богах, у Иштар был любимый муж Таммуз - бог -пастух, ассоциирующийся с весенним цветением, и коварная сестра-соперница - властительница подземного мира (Иркаллы) Эришкагиль.

Однажды Иштар спустилась к вратам Иркаллы и потребовала открыть их, угрожая иначе выломать врата силой и выпустить мёртвых из мрачной подземной обители в мир живых. Страж ворот сообщает об этом хитрой Эришкагиль, и она, подозревая неладное, решает заманить свою сестру в ловушку, наказав стражу провести Иштар через семь врат преисподней, снимая при прохождении каждого часть её облачения под предлогом исполнения «древних законов» подземного царства. Когда же беззащитная и нагая Иштар наконец появляется перед Эришкагиль, та велит слуге наслать на неё 60 различных болезней, дабы навеки оставить богиню пленницей в своём царстве.

После сошествия Иштар в мир мёртвых всё живое на земле перестаёт плодоносить и размножаться. Видя такое, Папсуккаль, посол богов, докладывает об этом богу Эа, одному из верховных богов, считающимся творцом всего живого. Чтобы спасти положение, Эа создаёт евнуха Аснамира и посылает его на освобождение богини, наказывая ему действовать от имени великих богов и возвратить Иштар к жизни. Сначала Эришкагиль приходит в ярость от подобного требования, но в итоге она вынуждена уступить требованиям того, кто могущественнее её. Аснамир обрызгивает тело Иштар живой водой и возвращает её к жизни. Иштар снова проходит через семь врат, где ей возвращают отнятую одежду.

Здесь миф прерывается, и мы можем судить о дальнейших событиях на основе более раннего шумерского мифа «Сошествие Инанны». Так в этой изначальной трактовке Инанне было позволено покинуть Иркаллу только при условии того, что она приведёт кого-либо себе на замену. В пути домой её сопровождают демоны Галла (которые, согласно представлениям вавилонян, отделяли душу умирающего человека от его смертного тела), которые должны удостовериться в выполнении этого условия. Несколько раз ей предлагается отправить в преисподнюю других людей, с которыми она встречается, но каждый раз богиня неизменно отвечает демонам отказом. Однако по возвращению домой в родной город Урук, она видит, что её муж Думузи (шумерский вариант Таммуза), вовсе не печалится о пропаже своей супруги, а беспечно восседает на царском троне.

Разъярённая таким безразличием Инанна указывает демонам на своего мужа, и они немедленно хватают его. Думузи молит о помощи Уту (в аккадско-вавилонском пантеоне ему соответствовал Шамаш), бога-солнце, брата жестокосердной Инанны. Уту внимает мольбам несчастного Думузи и помогает ему выскользнуть из пут. Тот вырывается и, превращённый Уту в газель, умудряется сбежать от своих пленителей. Здесь источники вновь утверждают разное - некоторые источники говорят, что он искал защиты у богини Белили, а кто-то утверждает, что его предал неизвестный друг, подкупленный демонами. Так или иначе, в конце концов, демоны хватают его и жестоко убивают.

По другой версии, сестра Думузи Гештинанна просит принести ее в жертву за свободу любимого брата - она предлагает демонам взять в Иркаллу её вместо Думузи. Но Инанна, за которой остаётся последнее слово, изрекает свой приговор, согласно которому её муж и Гештианна будут поочередно проводить в подземном царстве Эрешкигаль по одной половине года каждый.

Позже раскаявшаяся Инанна понимает, что совершила непоправимую ошибку, и начинает горевать по ушедшему мужу, который должен возвращаться к ней с началом каждой новой весны.

Образы и символы мифа

Миф о сошествии Иштар в Иркаллу призван, в первую очередь, объяснить астрономическое явление - смену времён года, где олицетворением весны являются одновременно и Иштар, и её муж Таммуз. И хотя Иштар изображается коварной и кровожадной богиней, чьи возлюбленные нередко становятся объектами её необузданной ярости или мщения (как это выясняется также и из эпоса о Гильгамеше), она в равной мере способна и на прощение. Именно поэтому союз Иштар и Таммуза знаменует собой весну, а их вынужденная разлука - долгую и холодную зиму. Культ Таммуза, широко почитавшийся в Вавилоне, символизирует веру людей в то, что природа в его лице, будучи заточённой в мире мёртвых, неминуемо воскреснет, тем самым подтвердив непрерывное течение жизни.

Но, поскольку шумеро-аккадская мифология многогранна, и отображает многие исторические и социально-культурные изменения в древних государствах Междуречья, то и сами боги здесь являются зачастую не просто олицетворением сил природы, но также и общественных, политических и культурных перестановок. В таком контексте почитание Инанны или Иштар можно рассматривать, как дань особого уважения к земледелию, что объясняется победой оседлых людей-земледельцев, создавших первую месопотамскую цивилизацию и город-государство Шумер, над кочевым образом жизни скотоводов. В этой связи любопытно провести параллели между мифом о борьбе за благосклонность Иштар бога-земледельца Энкимду и бога-пастуха Таммуза и библейской историей о Каине и Авеле, которая, как считается, так же символизирует борьбу кочевого скотоводства и оседлого земледельчества. В мифе Иштар предпочитает сначала Энкимду, но её мужем, как уже известно, по какой-то причине стал Таммуз.

Храм в древнем Вавилоне

Сестра Иштар, Эрешкигаль - божественное олицетворение хитрости и коварства, с которым она погубила свою сестру. Эрешкигаль нередко называли Иркаллой по имени своего царства, что даёт возможность предположить, что изначально образ Аида (название одновременно и мира мёртвых, и бога, правящего там) так же был позаимствован греками. Демоны Галлу, одни из подручных Эрешкигаль, являют собой олицетворённый символ «смерти-жнеца», забирающую человеческую душу.

Другими, не менее важными символами мифа выступают Гештианна - символ сестринской любви, безраздельного самопожертвования и верности, и оставшийся неизвестным друг Таммуза, являющий собой символ предательства. Гештианна так же является богиней плодородия, но в отличие от своего брата, ассоциирующегося с весенним пробуждением природы, Гештинанна отвечает за осенний период сбора винограда - некоторые источники переводят её имя как «Виноградная лоза небес».

И, наконец, важным символом возрождения выступает живая вода, встречающаяся в мифах многих народов мира.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Иштар, под более ранним именем Инанны, считалась одним из покровителей шумерского города Урук, где для её храма-зиккурата был отведён отдельный квартал. Несмотря на то, что ей так или иначе поклонялись почти все народы Междуречья, именно этот город считался её цитаделью. Здесь Иштар поклонялись как богине плотской любви, устраивали обряды ритуальной проституции. Эти черты позднее унаследовали и храмы Афродиты в Коринфе, что ещё раз напоминает о греческих культовых заимствованиях.

Её культ в милитаризированной Ассирии, наоборот, предстаёт в своём строгом и воинственном аспекте. Тут Иштар становится супругой местного верховного божества (названого по имени столицы Ассирии) Ашшура, а её уделом является война, где она представлялась одетой в боевое облачение, с луком в руках и колчаном стрел за спиной.

Поклонение Иштар получило распространение в том числе и во время короткого расцвета Нововавилонского царства в 605-562 гг. до н.э., когда царь Навухудоносор II возвёл, пожалуй, самый запоминающийся архитектурный памятник, посвящённый этой богине. Будучи одним из девяти великих ворот Вавилона (каждое посвящено одному из главных божеств вавилонского пантеона), эти врата, отделанные глазурованным синим кирпичом, выделялись особо, так как именно они вели напрямую к главному храму Мардука, бога-покровителя Вавилона, и служили главным входом в древний город. По одной из версий эти врата, как часть стен огромных стен Вавилона, считались одним из семи чудес античного мира, но позже, после окончательного упадка Вавилона, были заменены в этом списке на Александрийский маяк.

Упоминание врат Иштар, как одних из врат Вавилона, можно услышать и в современной культуре (в частности, песни - Gates of Babylon (группа Rainbow) и «Богиня Иштар» (неофолк группа «Мельница»). Так же одна из шведский дэт-метал групп называлась Gate of Ishtar).

Социальное значение мифа

Миф об Иштар подчёркивал её важное значение в пантеоне богов Междуречья. Хотя она и не является идеалом доброй богини, тем не менее, её культ распространился далеко за пределы изначального почитания в долинах Тигра и Евфрата. Эта богиня под именем Астарты была почитаема в Египте, где она изображалась в основном в образе нагой воительницы, и почиталась как дочь Ра и покровитель фараона, защищающая его в битвах; культ бы перенят сирийцами и финикийцами (территория современного Ливана, откуда он распространился по территории всей средиземноморской Европы) и через них вошёл в греческую мифологию под именем Афродиты, а позже в римский пантеон под именем Венеры.

Почти полностью переняли греки и сюжет мифа, в котором роль Таммуза исполняет Адонис. Всё это происходит на фоне угасающего влияния Иштар в самом Вавилоне, где отныне она подчиняется Мардуку, объявленному главным божеством в местном пантеоне. При этом роль богинь-женщин неуклонно снижается.

Богиня Иштар была одним из наиболее важных божеств в пантеоне Древней Месопотамии. Эта аккадско-вавилонская богиня представляет собой более позднее комплексное развитие культа шумерской Инанны.
Иштар была великой матерью-богиней вавилонских и ассирийских империй, аналогом на финикийских землях стала богиня Астарта. Ее популярность была всеобщей в древнем Ближнем Востоке, и во многих центрах поклонения она, вероятно, относилась к многочисленным местным богиням. Иштар является наиболее сложной из всех месопотамских божеств, имеющая несколько сущностей. Она выступает покровительницей как телесной любви, плодородия, так и войны.

Иштар – богиня чувственной и половой любви. Ее священный город Урук был назван «Город священных куртизанок», а саму Иштар называли «куртизанкой богов». Последователи её культа практиковали священную проституцию. Каждая женщина в Вавилоне считала своим священным долгом почтить Иштар. Сидя в одном из храмов, по крайней мере, один раз в течение своей жизни, они занимались любовью с первым незнакомцем, бросившим несколько монет. Обряд не считался чем-то постыдным, он символизировал накопление плодородной энергии. Кроме того, партнеры получали божественное благословение, а женщины еще и деньги, чтобы прокормить детей или оплатить долг. Практика священной проституции стала религиозным актом поклонения, где сексуальность и духовность отождествлялись.

Вавилоняне верили, что Иштар была олицетворением великой матери, богини плодородия и царицы небесной. Она обычно изображается обнаженной, с большой выступающей грудью или в образе матери, держа ребенка на руках. Иштар также считается богиней рождаемости, плодородия и урожая. Люди молились ей, чтобы собрать обильный урожай и обеспечить свою способность к зачатию детей. Она рассматривается как воплощение репродуктивных сил в природе. Иштар была также известна как богиня войны. Почитаясь как богиня битвы, она изображалась с луком, колчаном и мечом, нередко с бородой.

Один из самых известных мифов об Иштар описывает ее спуск в подземный мир. Каждую осень Иштар спускалась в подземный мир, которым правила ее сестра Эрешкигаль, чтобы найти своего погибшего возлюбленного Таммуза. Таммуз является прототипом всех богов растительности, которые умирают и воскресают весной. По приказу Эрешкигаль и в соответствии с законами подземного мира, Иштар во время прохождения через семь ворот лишается одежды и украшений на каждом этапе.

Лишившись убранства, богиня лишилась и мистической силы. Таким образом, Иштар предстала перед сестрой обнаженной и ослабленной. Полная ненависти Эрешкигаль заперла ее во дворце и приказала своему слуге наслать на сестру 60 болезней. В это время на земле наступил страшный голод, животные и люди перестали размножаться. Царь богов Энкиду узнал о пропаже Иштар и велел ее освободить, чтобы спасти ситуацию. Эрешкигаль была вынуждена повиноваться более могущественному богу, Иштар возвращается на землю.

В середине I тыс. до н. э. в Западной Азии распространяется зороастризм, культ Иштар постепенно ослабевает. Однако сегодня образ богини широко используется в современной культуре и искусстве. Имя Иштар по-прежнему иногда используется в ассирийском христианском этническом меньшинстве в Ираке. В кинематографе образ Иштар используется в фильме Кровавый пир (1963) и Кровавая закусочная (1987), хотя она упоминается как египетская богиня. В фильме Подземное население (1956), исследователи находят древнюю шумерскую цивилизацию, посланников Иштар. В книге и фильме Generation П Виктора Пелевина, Иштар и ее легенды являются одним из основных сюжетных линий.

Точка отсчета человеческой государственности лежит в долинах рек Тигр и Евфрат. На Земле существовали области более пригодные для жизни и хозяйственной деятельности людей, но первые цивилизации появились именно в Междуречье.

В отличие от Египта в Месопотамии не было единого центра власти, здесь, чаще всего, спорили между собой отдельные небольшие царства или самостоятельные города. В этой борьбе кто-то проигрывал, кто-то подчинял себе остальных. Были периоды, когда определенное государство покоряло все другие и возникала ненадолго деспотия, например, Египта.

Во всех древних цивилизациях исключительную роль играла религия и ее служители. Жречество аккумулировало все существующие знания и накопленный опыт. В каждом городе были свои боги и храмы, вокруг которых циркулировала повседневная жизнь.

Естественно, некоторые культы переходили от народа к народу. Почитание богини Иштар относится к аккадским племенам и к вавилонянам. Аналог этого культа существовал и у шумеров, только в этом случае звали богиню Инанна.

Воплощение богини – планета Венера. Иштар имела андрогинные черты, как считают исследователи, из-за того, что изначально люди верили в существование двух отдельных божеств мужского и женского пола, которые со временем слились в одну ипостась.

Поэтому богиня могла в зависимости от ситуации проявлять свои разные сущности. Она являлась покровительницей плодородия, богатых урожаев, плотской любви. По одному из мифов, Иштар родилась из яйца, выпорхнув из него голубкой, отсюда и крылья в ее иконографике. На многих сохранившихся скульптурных изображениях, у нее гипертрофированы бедра, что является символом производительных сил.

Ритуалы, связанные с плодородием, во всех земледельческих народах играли наиважнейшую роль. Один из таких обрядов назывался иерогамия – священный брак, он символизировал любовь между небом и землей и рождение мира. Это было таинством, изложение такого рода событий не дозволялось. Поэтому письменные источники (в случае Месопотамии – это клинописные глиняные таблички) лишь намекают на то, что происходило во время таких мистерий. Этот ритуал проводился два раза в год во время весеннего и осеннего солнцестояния, также обязательным был час вступления нового правителя на престол. По данным клинописных текстов, Инанна в этот час призывала «распахать ее лоно», чтобы травы «высоко поднимались вокруг» и, чтобы сады пышно расцветали рядом с ним. Таким образом, Иштар наделяла царя продолжительным и достойным правлением, множила его богатства, обеспечивала обильные урожаи.

Богиня символизировала телесную любовь, что породило соответствующий культ: служение часто сопровождалось оргиями. Как считают историки, существовала и религиозная проституция в честь нее. Богиню почитали прежде всего женщины и в знак поклонения они раз в своей жизни отдавались первому попавшемуся, который за это платил, поднося подаяние в храм. Центр сакрального поклонения - город Урук. Греческий историк Геродот, побывав в Междуречье в V в. до н.э., описывал эти обряды в своей «Истории».

До нашего времени дошло несколько мифологических рассказов, связанных с Иштар. Один из них содержится в поэме «Нисхождение Иштар в преисподнюю», которая сохранилась не полностью, но отрывки весьма красноречивы. У Инанны был супруг верховный бог Ашшура, но она, как известно, в том числе, была богиней любви. Предания свидетельствуют о многих фаворитах богини. Например, Думузи, легендарный правитель Ассирии и бог пастухов, его образ почитался вместе с культом Инанны, олицетворял умирание и воскрешение.

Поэма описывает смерть Думузи, плач Иштар, по погибшему любовнику, ее решимость спуститься в подземное царство, где правит ее сестра, богиня смерти и мрака Эрешкигаль. Сойдя в подземный мир и переправившись через реку, Инанна предстает перед роскошным дворцом, стучится и просит впустить ее. Эрешкигаль возмущена поведением сестры, она позволит ей войти, но пусть сделает это как все смертные. Иштар проходит через семь врат, у каждых из них остается часть ее одежды, пересекая последние врата, она остается обнаженной и бессильной, как и все люди перед смертью. Ярость сестры обрушивается на несчастную. Она приговаривает ее к жизни в вечной тьме, оставляет ее и Думузи навсегда в подземном мире.

Пока богиня находится в плену у Эрешкигаль, на земле ничего не растет, ничего не рождается. Слезы и смерть в государстве. Земные божества делают все для того, чтобы вызволить Инанну и Думузи из царства смерти. В конце концов заключается договор, по которому полгода Думузи проводит в обители мрака, полгода – на земле с любимой.

Легенда относится к так называемым календарным мифам, которые повествуют о постоянном круговороте в мире. Большинство мифологий разных народов и цивилизаций содержат легенды об умирающем и воскресающем боге, который воплощает цикличность природы.

Каждой весной совершался обряд священного брака Думузи и Иштар, природа при этом акте любви оживала, зацветала и плодоносила. Свадьба богов обязательно сопровождалась карнавалами, песнями, ритуальными сражениями, самоизувечениями и совокуплениями. Считалось, что эти обряды могут ублажить сверхъестественные силы, увеличить их действие.

В этих представлениях был сконцентрирован опыт и знания о природе и ее законах. Аналоги мифа были и в других народах. В Египте был культ Осириса и Исиды, в Греции - это Кибела и Аттис. Все они связаны с постоянной сменой сезонов.

Можно утверждать, что Иштар – главное женское божество, Богиня-Мать. На уровне абстракций – это созидательное начало мира, без которого ничего не рождается. Но у этих сил есть и обратная сторона – разрушительная мощь, которой в природной стихии предостаточно. Здесь и наводнения, и землетрясения, и многочисленные болезни, и борьба за выживание, и чудовища. Таким образом, мужская сущность богини Иштар отразилась в покровительстве войны и разрушений. Поэтому часто ее изображали вооруженной, стоящей на оскалившемся льве. В таком воплощении ее особенно любили яростные ассирийцы.

Отголоски древних религий и культов явственно ощущаются во многих современных философских течениях. Человеческие общества, разделённые временными и пространственными границами, в разные эпохи своего существования никогда не жили обособленно. Взаимопроникновение и взаимовлияние различных цивилизаций наглядно можно проследить, если изучить их мифологию и культовые обряды.

Богиня любви

Один из самых известных персонажей старинных культов - богиня Иштар. Её имя встречается в древнеперсидском, греческом языках, семитском наречии и иврите. В Египте она известна как Астарта, в Греции рассматривалась как одно из воплощений Афродиты, у иудеев существовала как Ашторет. В любой своей ипостаси богиня Иштар олицетворяла сексуальную энергетику, высшее выражение эротизма, присущее прекрасному полу. Страсть, соблазны плоти, всевозможные наслаждения, получаемые при половой близости, в том числе и низменные, извращённые, сам акт совокупления, возведённый в ранг священного ритуала, - всё это атрибуты и определяющие категории, с которыми связана богиня Иштар. Именно поэтому в астральном плане её связывали с Венерой, которая в астрологии символизирует женскую суть и является покровительницей любви.

Богиня-воительница

Но ещё одна сущность богини - кровожадная воительница, демон жестокости и распрей. Очевидно, причиной столь широкой трактовки образа стали отголоски матриархата и легенд об амазонках.

Кроме того, богиня Иштар считается женой самого Ваала - верховного божества древних израильтян, шумеров, ассирийцев и многих других народов. Он символизировал начало мужское, создателя всего сущего, считался богом-оплодотворителем. посвящённые Ваалу и Астарте, часто превращались в настоящие сексуальные оргии, сопровождались «свальным грехом», человеческими, в том числе и детскими жертвоприношениями.

Древняя география

Чтобы выяснить, Иштар - богиня какой страны, следует вспомнить тысячелетней давности. В 7-5-м веках до нашей эры на территории современного Ирака существовал ряд государств. Данные земли назывались Междуречьем, или Месопотамией, и населяли их жители Шумерского, Ассирийского, Аккадского. Это важно помнить, определяя, Иштар - богиня какой страны, ведь влияние культа распространялось практически по всей ближневосточной территории. Сведения о ней мы находим в эпосе о Гильгамеше - самом древнем в мире литературном источнике, создававшемся на протяжении полутора тысяч лет.

Уникальный памятник шумерской культуры и цивилизации, содержащий элементы античной космогонии, состоит из первобытных мифов и исторических легенд. Богиня любви Иштар является одной из главных героинь, воплощением сладострастия, соблазнов, плодовитости, рождающей новую жизнь, и одновременно облагораживающего чувства. Низменной, первобытно-дикой и возрождающей, возвышающей считали любовь шумерцы. Потому столь противоречивым получился у них образ богини, основным центром поклонения которой было Аккадское царство.

Вавилон - город блудниц

Помимо всего прочего, Ашторет считается покровительницей блудниц, куртизанок, женщин лёгкого поведения - всех представительниц древнейшей профессии и продажной любви. А так как в Вавилоне в 7-м веке до нашей эры, да и в последующие века, равно как и на всей территории Малой Азии, было действительно большое скопление проституток, её культ считался одним из главных. Более того, существовала даже храмовая проституция. Т. е. ежедневно несколько жительниц города должны были садиться на специально отведённые места близ святилищ Афродиты (Венеры, Астарты) и ждать, пока проходящий мимо мужчина не заплатит ей монету и не совокупится тут же. Только после подобного обряда женщины могли свободно жить в городе год, чувствовать себя в нём хозяйкой. Затем ритуал повторялся.

Божественные врата

Именно поэтому при императоре Навуходоносоре, известном развратнике, в Вавилоне были выстроены грандиозные ворота богини Иштар - монументальное сооружение поразительной красоты. Сейчас в городе стоит их небольшая копия. Оригинал же был вывезен из страны более ста лет назад, ещё в начале 20-го века. Через них в глубокой древности проносили вавилоняне статуи своих богов, когда отмечали празднование израильского Нового года. Через ворота богини Иштар по «дороге процессий» был ввезён в город и гроб с телом Великого Александра (Македонского). Кстати, тоже большого сердцееда и любителя женщин! Так что вполне символичное шествие.

Символы богини

Ворота, о которых писалось выше, выкрашены в ярко-синий, и это неспроста. Иштар, богиня Вавилона, носит имя, в переводе с шумерского означающее «ясное чистое небо». На их стенах множество барельефов с фигурами животных (575 штук), выполненных необычайно реалистично, с большим изяществом и художественной правдой. Особенно часто встречается образы львов и быков. Кстати, статуи Иштар, найденные при раскопках древних храмов, изображались в окружении этих хищников. Символический знак шумерского божества представляет собою круг, оплетённый лентой, с шестиконечной (восьмиконечной) звездой внутри. Этот круг является небом, а звезда - солнцем. Всё вместе и символизирует то самое ясное небо, воплощением которого и является Иштар. «Голубая богиня», «небесная богиня» - это всё о ней.

Дитя ночи и греха

Астарта - достаточно противоречивый мифологический образ. С нею связана не только ясная синева, но и мрак ночи. Статуя богини Иштар украшена, кроме львов, изображениями сов, расположенных слева и справа от неё. Имея в любовниках людей, животных, богов, беспрестанно меняя их, отличаясь ненасытной похотью и поразительным непостоянством, Иштар губит недавних партнёров своей страстью. Её любовь порабощает, становится узами, тяжкими, как кандалы. Даже боги теряют волю, становятся жалкими подобиями некогда всесильных и неустрашимых обитателей неба. Знакомство с Иштар заканчивается плохо для всех, кто познал огонь её ласк и трепет тела. Бесчисленно количество возлюбленных богини - неудивительно, что проститутки и гомосексуалисты избрали её своей предводительницей! Впрочем, учитывая сакральную значимость образа и то, что у шумеров храмовая проституция защищалась и дозволялась законом, о грехе в данном случае говорить не стоит. Ведь самому процессу соития придавался божественный смысл.

Иштар и гомосексуализм

Почему богиня Иштар, фото изображений которой можно встретить в разнообразных пособиях по древним религиям и другой культурологической литературе, считается покровительницей не только куртизанок, но и гомосексуалистов? Причина столь широкой «сферы влияния» кроется, опять-таки, в религиозных обрядах и культах шумерской и более поздних цивилизаций. В Ханаане, об этом пишется в Библии, при храмах Иштар церемонии совершали не только женщины, но и юноши. Они вступали в связи с мужчинами, таким образом воздавая богине почести и славя её. Обряд олицетворял священное плодородие и торжество жизни во всех её проявлениях. Что тоже вполне соотносится с сакральностью образа.

Мифы и легенды

В «Сказании о Гульгамеше» пишется, что Иштар погубила своего возлюбленного, и урожая Таммуза. За это на неё ополчились другие небожители. Чтобы искупить вину, Инанна спускается в царство мёртвых. Там правит её сестра, ненавидящая свою любвеобильную родственницу. Иштар предстоит пройти сквозь семь ворот, преграждающих путь в «низший мир». У каждых врат она отдаёт служителям какую-то из многочисленных драгоценностей, расставаясь в то же время с частью своих мистических сил и божественного могущества. Войдя в последние, она остаётся обнажённой и беззащитной. Гнев сестры обрушивается на Иштар, которой нечего противопоставить. Инанну закрывают во дворце, насылают 60 болезней, чтобы она мучилась и страдала. Однако заточение богини не проходит бесследно для людей. На земле природа стала чахнуть, растения перестали плодоносить, животные, птицы, люди - размножаться. Всему сущему угрожает смерть. Ведь нет больше любви, страсти, сакрального сексуального огня. Понимая, какая беда пришла в мир, к верховному божеству Эйе отправляется посланник от других небожителей с просьбой разобраться в проблеме, разрешить непростую ситуацию. Правитель богов требует оживить Иштар и вернуть в верхний мир. Приказание выполняется, Инанну воскрешают при помощи живой воды, возвращают магические амулеты, а с ними и силу. Но просто так покинуть мир мёртвых не может никто. Уходя, он обязан оставить после себя замену. Ею и становится Таммуз. Его заключение в царстве теней символизирует

Иштар Иштар

Характеристики

Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:

Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. "Ты возлюбила льва, могучего и крепкого", - говорит герой Гильгамеш Иштар, - "и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут." Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза , бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Миф о Нисхождении Иштар

Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.).

Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».

Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.

Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль , что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно - амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе . Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода - с любимой (подобно Персефоне).

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт