Инвалиды. Виды социальной защиты инвалидов в российской федерации Основные меры социальной поддержки инвалидов

22.06.2020

В этой статье речь пойдет о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Предлагаем Вам информацию о том, какие меры принимает государство, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в современном обществе.

Социальная защита инвалидов в РФ

Социальная защита инвалидов — комплекс мероприятий, которые предпринимает государство, чтобы исполнить обязательства перед гражданами с ограниченными возможностями. Мероприятия прописаны в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и являются обязательными для всех субъектов Российской Федерации.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Реабилитация — меры, которые приведут к восстановлению способностей, утерянных по болезни. Цели реабилитации:

  • сохранить жизнь;
  • добиться скорейшего выздоровления;
  • вернуть человека в общество.

Понятие абилитации людей с ограничениями по здоровью — это меры для приобретения ими новых знаний и умений. Абилитация необходима, чтобы вернуть утерянные по болезни навыки и умения.

Медицинская помощь инвалидам

По закону люди с ограничениями по здоровью получают медицинскую помощь бесплатно. В стране построены специальные медицинские учреждения, которые предназначены для их лечения. Для тех, кто не способен сам себя обслуживать, государство учредило пансионаты с круглосуточным пребыванием.

Существует список лекарств, медицинского оборудования и продуктов, которые можно получить бесплатно по предписанию врача. Если в аптеке нет нужного лекарства, оформляется запрос на доставку, и течение 48 часов его обязаны привезти.

Люди с ограниченными возможностями обращаются за предоставлением бесплатной путевки в санаторий 1 раз в 3 года на основании заключения врача.


Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

На местном уровне органы самоуправления стараются обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

Они занимаются:

  • оборудованием специальными устройствами для беспрепятственного доступа в здания;
  • оборудованием транспорта специальными средствами для удобства пользования.

Обеспечение инвалидов жильем

Государство выделяет жилье людям с ограниченными возможностями всех групп. Чтобы обеспечить жильем нуждающихся, требуется время. Поэтому важно вовремя встать на учет.

Предоставление льготного жилья проводится 2 способами:

  • выделяется жилое помещение по договору социального найма;
  • предоставляется субсидия на покупку жилья из средств федерального бюджета.

Субсидия предоставляется в виде сертификата, который используется только для покупки жилплощади.

Для этого следует предоставить документы:

  • личное заявление;
  • реабилитационную программу;
  • справку об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий.


Образование инвалидов

Чтобы люди с ограниченными возможностями получали образование наравне с другими гражданами, государство приняло меры:

  • созданы специальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по обучению детей с нарушениями развития;
  • детям инвалидам, инвалидам I и II группы гарантированы льготы при поступлении в учебные заведения;
  • студентам положена увеличенная стипендия.

Людям с ограничениями по здоровью важно получать качественное профессиональное образование, чтобы стать востребованными на рынке труда.

Обеспечение трудовой занятости инвалидов

Инвалидность часто означает полную или частичную утрату профессиональной трудоспособности человека. В тех случаях, когда человек способен и хочет трудиться, ему сложно найти работу, подходящую по квалификации. Не все работодатели согласны принять на работу такого «проблемного» сотрудника. Некоторые недобросовестные работодатели уклоняются от приема на работу людей с ограниченными возможностями.

Но если уровень квалификации и навыков соискателя с ограниченными возможностями соответствует необходимому, работодатель обязан его принять. При отказе требуйте обосновать причины в письменной форме. Если Вы не согласны с выводами работодателя и считаете их предвзятыми, обращайтесь в суд.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателя

подготовить для них рабочие места и адаптировать технологическое оборудование, чтобы работнику можно было трудиться без риска для здоровья.

Материальное обеспечение инвалидов

Люди с ограничениями по здоровью получают материальное обеспечение в виде:

  • пенсионных выплат;
  • пособий;
  • выплаты в счет возмещения ущерба здоровью;
  • компенсаций.

Пенсия может быть:

  • трудовая по инвалидности, она начисляется, если есть хотя бы минимальный стаж работы;
  • социальная, она начисляется, если человек не трудился в течение жизни ни 1 дня, либо при наступлении нетрудоспособности из-за сознательного причинения вреда здоровью.

Чтобы оформить пенсию, нужно направить заявление в Пенсионный фонд по прописке.


Социально бытовое обслуживание инвалидов

Бытовое обслуживание проводится:

  • на дому;
  • в стационарных отделениях социального обслуживания;
  • в форме консультаций.

К программам, предоставляемым на дому, относятся услуги:

  • доставка питания и продуктов;
  • доставка лекарств, медицинская помощь;
  • сопровождение в больницу;
  • уборка дома;
  • ритуальные услуги;
  • подвоз воды и топлива.

Выплаты и льготы

Чтобы повысить уровень благосостояния людей с ограничениями по здоровью, государство проводит денежные выплаты:

  • ежемесячная денежная выплата. Эта компенсация положена всем группам людей с ограниченными возможностями и детям — инвалидам. Чтобы получить выплату, направьте заявление в Пенсионный фонд. К заявлению приложите паспорт, справку об инвалидности из Бюро Медико-Социальной Экспертизы, либо документ, дающий право на льготу и пенсионное свидетельство.
  • набор социальных услуг.

В него включаются:

  • предоставление положенных по предписанию врача лекарств;
  • путевка в санаторий;
  • бесплатные билеты на проезд на транспорте.

Не у всех есть потребность получать эти гарантии в натуральном виде. По письменному заявлению государство компенсирует их деньгами.

Программа «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» создана, чтобы люди с ограниченными возможностями больше не чувствовали себя изгоями, вели полноценную жизнь и были успешными членами общества. Программа стартовала в 2011 году.

В задачи программы входит:

  • создать грамотную инфраструктуру;
  • создать учреждения для обеспечения полноценной жизнедеятельности, профессиональной подготовки и вовлечения в культурную и спортивную жизнь.


Где и как защищать свои права инвалидам

Чтобы защитить свои права, воспользуйтесь услугами квалифицированных юристов.

Закон гарантирует, что при предъявлении документов, подтверждающих наличие 1 или 2 группы, Вас проконсультируют бесплатно. Это же правило действует для детей — инвалидов и людей с ограниченными возможностями, проживающих в пансионатах.

Бесплатные юридические услуги по защите прав инвалидов предоставляют только юристы, которые участвуют в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Перечень бюро и юристов, работающих с инвалидами, прописан на сайте государственных органов и адвокатских палат.

Если посмотреть на уровень социальной поддержки прав инвалидов в Российской Федерации с формальной точки зрения, он кажется достаточно высоким. Но в реальности добиться всех прописанных законом льгот бывает очень и очень трудно.

Законодательное регулирование


О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ,
от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

  1. определение государственной политики в отношении инвалидов;
  2. принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
  3. заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
  4. установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  5. определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
  6. установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
  7. установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
  8. осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
  9. разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
  10. утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;
  11. создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;
  12. определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;
  13. координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
  14. разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
  15. установление квот рабочих мест для инвалидов;
  16. содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
  17. установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  18. установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;
  19. формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
  20. установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.

Статья 5. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов

К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:

  1. реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
  2. принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;
  3. определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;
  4. создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;
  5. аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
  6. участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;
  7. утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;
  8. создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;
  9. организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
  10. координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
  11. разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
  12. содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
  13. установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  14. установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  15. формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию передавать друг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов.

Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы

1. Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

2. Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

3. На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

  1. определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Глава III. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов

1. Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

2. Реабилитация инвалидов включает в себя:

  1. медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
  2. профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
  3. социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов

Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов – гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов

Государственная служба реабилитации инвалидов – совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.

Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов

Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
  2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  7. организации обучения инвалидов новым профессиям.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей – причинителей вреда.

Статья 23. Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

  1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  3. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы – в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным

Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган Федеральной службы занятости России наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов

Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Санаторно-курортное лечение инвалидов

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий.

В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, льгота предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Глава V. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов

Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.

Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995-1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов. М.: СПАРК, 2010. С.95.

Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

Инвалидность -- это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.. 2010. С.55.

1. По возрасту -- дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.

Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы.

Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок?

Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции.

Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция. М.,. 2009. С.63.

По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. М, 2010. С.39.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава.

За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г. - до 592 300 детей.

Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек.

На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -- более 15%, I группы 12,7%, II группы -- 58%, III группы -- 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте--психические расстройства (2,7%).

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Кальмет Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. М., .2010. С.86.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста, по нозологии -- наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения, по тяжести -- преобладают инвалиды II группы.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов: Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2010. С. 60.

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом.

В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Варковастова Т. В. Социальная защита инвалидов в России. М., 2010. С. 122.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются: Трунов И.Л. Социальная защита инвалидов в России: взгляд на проблему // Право и политика. 2010. № 5. С. 84-87.

Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

Наличие неправительственных организаций инвалидов.

Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Таким образом, на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и местных органов власти.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации« и другими нормативными актами установлен достаточно широкий объем прав инвалидов и государственных гарантий их реализации.

Россия как социальное государство обеспечивает социально-правовую защиту инвалидов, путем формирования разноплановых целевых программ по защите инвалидов, внедрению разнообразных реабилитационных систем и технологий как на государственном, так и на региональном уровне.

Таким образом, в настоящее время при решении вопросов о социальной защите инвалидов во главу углу ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты инвалидов остается вопросом второстепенным.

В действующем законодательстве Российской Федерации и федеральных и региональных программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.


2,342 total views, 33 views today

Когда человек считается инвалидом?

Согласно закону инвалидом считается человек, который имеет стойкое нарушение физиологического состояния своего организма. Неисполнение ряда обязательных функций по этой причине, а также наличие дефектов, выступающих в качестве ограничителя полноценной жизнедеятельности, являются причиной для оказания социальной поддержки. Инвалидность должна быть подтверждена , а также необходимо выявить причины ее появления. Таковыми являются:

  • наличие общего или профессионального заболевания;
  • ограничения по здоровью с детства;
  • увечья и травмы, полученные в период трудоустройства или во время военных действий;
  • болезни, появившиеся в результате техногенных катастроф, в частности, аварий на ЧАЭС.

Существует еще ряд причин, которые объединены в стандартный перечень и указаны в законодательстве РФ. Инвалидность назначается после медико-социальной экспертизы или МСЭ , которая проводится в медицинском учреждении, где проходит лечение гражданин, комиссионно. В случае признания человека инвалидом, ему предоставляется соответствующая справка, которая в дальнейшем является основанием для предоставления льгот и других видов социальной помощи.

Групп инвалидности всего три и каждой из них свойственны определенные характеристики. Для подтверждения своего статуса гражданин должен раз в год ( – раз в 2 года , – всего один раз ) проходить переосвидетельствование.

Регулирование вопросов и ситуаций, связанных с наличием у граждан ограничений по здоровью в виде инвалидности, происходит согласно федеральному законодательству, а также на основании местных постановлений, распоряжений и отдельно взятых положений.

Социальная поддержка инвалидов выражается в предоставлении конкретного набора льгот и доплат, который зависит от ряда факторов:

  • группы инвалидности – 1, 2 или 3-я, включая детей-инвалидов и людей, ограниченных по здоровью с детства;
  • причинами возникновения подобных проблем могут быть радиационное облучение или получение травм, увечий в .

Наряду с индивидуальным набором льгот и целевой помощью, оказываемой рядом фондов, поддержка инвалидов осуществляется еще и на общих основаниях и распространяется на всех граждан с такой проблемой.

Социальная поддержка инвалидов 1 группы

Ограничения по здоровью первой категории включает в себя наиболее сложные, тяжелые и ярко выраженные нарушения. следующие:

  • возможность внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение любого уровня, если экзаменация таким гражданином пройдена успешно;
  • для студентов, проходящих обучение в очном порядке, предусмотрена повышенная стипендия;
  • рабочая неделя для граждан с инвалидностью сокращается до 35 часов ;
  • люди, имеющие ограничения по здоровью, обладают правом по месту трудоустройства оформлять отпуск за свой счет до 60 дней ежегодно;
  • предоставляется право на бесплатное передвижение в любом виде общественного транспорта в пределах региона проживания гражданина, а также для сопровождающего его лица, кроме поездок на такси;
  • инвалиды освобождаются от уплаты налогов на недвижимое имущество и унаследованную собственность.

В качестве пособий и пенсий можно отметить следующие виды выплат:

  1. Наряду с пенсией по старости, инвалидам предоставляется пособие по инвалидности в размере 3626,98 руб .
  2. При отсутствии необходимого страхового стажа, инвалиды могут оформить социальную пенсию в размере 12082,06 руб. в зависимости от группы. При наличии иждивенцев доплачивается 1778,06 рублей за каждого, но не более чем за трех.

Получение первой группы инвалидности происходит в стандартном порядке при условии стойкого расстройства основных функций организма и невозможности гражданина самостоятельно себя обслуживать и выполнять какие-либо действия.

Социальная поддержка инвалидов 2 группы

Инвалиды второй группы также могут рассчитывать на . Следует сказать, что особенных различий между льготам, предоставляемыми инвалидам первой группы и гражданам данной категории нет, за исключением размера пособий и пенсий:

  • ежемесячная доплата инвалидам второй категории составляет 2590,24 руб. ;
  • социальная пенсия – 5180,24 руб.

В качестве льгот можно отметить право на сокращение часов в рабочей неделе для работающих граждан, дополнительный отпуск, поступление в образовательное заведение вне конкурса, право на повышенную стипендию и полное освобождение от налоговых платежей.

В данную группу входят люди, имеющие ограничения по здоровью в виде глухоты, слепоты и других подобных нарушений. В отношении таких граждан предусмотрены отдельные виды помощи: услуги сурдо и тифлопереводчика, а также аудиокомментирование и полное освобождение от оплаты радиоточки.

Вторая группа инвалидности оформляется только при наличии стойко выраженных нарушений функционирования организма, а также травм и повреждений, негативно отражающихся на здоровье человека определенной степени сложности и тяжести.

Социальная поддержка инвалидов 3 группы

Инвалидами третьей группы являются граждане, прошедшие медико-социальную экспертизу, которая подтвердила наличие стойкого нарушения физиологического состояния человека, но умеренного типа.

  • доплата составляет – 2073,51 руб. ;
  • социальная пенсия – 4403,24 руб.

В комплект льгот включены те виды, что и для инвалидов первой и второй групп, за исключением внеконкурсного поступления в ВУЗы и повышенной стипендии. Студенты сдают вступительные экзамены и зачисляются на обучение на общих основаниях. Отсутствуют у инвалидов третьей группы и налоговые льготы.

Также законодательством предусмотрена 50%-ное возмещение средств , израсходованных на оплату медикаментов, для тех граждан, которые осуществляют трудовую деятельность.

Социальная поддержка детей-инвалидов

Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот, которые предоставляются для , имеющих ограничения по здоровью. выражается в следующем:

  • предоставление ежемесячной социальной выплаты на детей, которые не могут посещать образовательное или воспитательное учреждение, с целью организации обучения и воспитания в домашних условиях;
  • возмещение средств, израсходованных на проезд к месту оздоровительного отдыха раз в год, включая проезд сопровождающего лица;
  • бесплатное прохождение необходимых медицинских и реабилитационных процедур в клиниках государственного типа;
  • возмещение средств, потраченных на приобретение технических средств реабилитации и покупку медикаментов.

Помимо оказания социальной помощи, в пользу ребенка с ограничениями по здоровью производятся обязательные выплаты. Размер среднего пособия ребенка-инвалида в настоящее время составляет 13 000 рублей и более .

Социальная поддержка родителей детей-инвалидов

При наличии в семье ребенка с инвалидностью , его родители также могут рассчитывать на получение некоторых видов . Все меры можно условно разделить на несколько категорий:

  • трудовые – предоставляются по месту работы родителей в виде уменьшения часов в трудовой неделе, предоставления дополнительных выходных дней и отпуска;
  • жилищные – предоставление субсидии на улучшение условий проживания, а также оформление земельного участка для строительства дома. Скидка на оплату услуг ЖКХ в размере 50% ;
  • пенсионные – право на повышенное пособие и сокращения необходимого стажа для выхода на пенсию на 5 лет ;
  • медицинские – возможность бесплатного и внеочередного обслуживания и получения средств реабилитации, а также медикаментов со скидкой;
  • налоговые – выражаются в освобождении от уплаты ряда налоговых обязательств, предоставлении стандартного вычета в размере 3 000 рублей на каждого ребенка с инвалидностью.

Социальная выплата на ребенка с ограничением по здоровью составляет 1200 рублей ежемесячно. Те граждане, которые не имеют возможности работать по причине осуществления ухода за ребенком-инвалидом, могут оформить пособие в размере 5 500 рублей .

Реабилитация и абилитация инвалидов

С начала 2016 года в силу вступил закон, содержание которого определило границы между понятиями . Несмотря на то что термины созвучны, разница между ними существенная. Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление функций организма после получения травм или утерянных в результате болезни. Абилитация подразумевает формирование начальных навыков у детей, имеющих отклонения или нарушения в развитии.

В качестве реабилитационных мер можно отметить:

  • Комплекс медицинских процедур, включая протезирование и санаторно-курортное лечение.
  • Профориентация – оказание помощи в трудоустройстве в рамках действия федеральных программ и дальнейшей адаптации, правовая поддержка.
  • Социально-средовое устройство – оказание психологической помощи для внедрения таких граждан в социальную среду.

В рамках данных мер инвалиды обеспечиваются техническими средствами, транспортом, устройствами связи. Кроме этого им оказывается услуга по оказанию информационной поддержки .

Что касается абилитации, то в рамках этой процедуры оказываются такие виды помощи:

  • система медицинских мероприятий, направленных на восстановление функций организма ребенка, как полностью, так и частично;
  • социальная поддержка детей и их родителей;
  • педагогическое сопровождение.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Инвалидность дает право гражданину на получение комплекса социальных мер поддержки. Нарушение здоровья должно быть подтверждено комиссионно и оформлено в виде официального медицинского заключения.
  2. Законом предусмотрено три группы ограничений по здоровью и каждая из них имеет свои параметры, характеристики, порядок оформления. Выплаты и льготы в зависимости от группы также предоставляются разные.
  3. Дети с инвалидностью и их родители имеют право на получение различных мер социальной поддержки на федеральном и на местном уровнях.
  4. Законодательно предусмотрены меры помощи граждан в периоды реабилитации и абилитации.


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт