Инкерманский свято-климентовский пещерный мужской монастырь. Инкерманский свято-климентовский пещерный монастырь

29.09.2019

Инкерманский пещерный монастырь является самым древним среди пещерных обителей, находящихся в Крыму. В Монастырской скале (ее западном обрыве) высечены основные его помещения. На плато этой скалы сохранились руины создание которой относится к VI веку. В этой статье мы опишем Инкерманский пещерный монастырь, экскурсия в который стала неотъемлемой частью культурной программы многих людей, решивших посетить Севастополь. Обитель находится неподалеку от этого города, в Инкермане (пригороде Севастополя). Мы подробно расскажем об истории обители и ее основных храмах.

Святой Климент

Человеком, который основал Свято-Климентовский пещерный монастырь, является святой Климент, один из самых известных проповедников христианской религии. Он был возведен в сан самим апостолом Петром в Риме. За проповедь христианства в этом городе Климента сослали в Херсонес. Здесь уже находилось около 2 тыс. христиан, которых ранее постигла та же участь. И в каменоломнях святой проповедовал свою веру. Многие каторжники, а также жившие неподалеку свободные люди крестились у него. Правители Херсонеса, обеспокоенные этим, казнили епископа в 101 году. На шею ему привязали якорь, после чего утопили в расположенной неподалеку Казачьей бухте.

Строительство церкви и мощи св. Климента

Год спустя, во время отлива, останки праведника были найдены в подводном гроте. С тех пор ежегодно в день его смерти верующие приходили к месту его казни. Они отправлялись на поклон к святым мощам по обнажившемуся дну. Вплоть до XI века морской отлив позволял людям совершать такое паломничество. Затем на небольшом острове, находящемся посреди бухты, была сооружена церковь, и мощи Климента перенесли туда. И в наше время существует этот островок. Сейчас он является территорией воинской части. В результате раскопок, проведенных в 1890 году, было найдено несколько помещений, а также часовня с мощами святого.

В 861 году и Мефодий прибыли в Херсонес. С разрешения местного архиепископа они забрали часть мощей с собой и перенесли их в Рим. И по сей день они хранятся здесь, в базилике св. Климента. Князь Владимир, крестившийся в Херсонесе в Х веке, перевез в Киев часть мощей этого святого.

Строительство укрепления

Византийцы в VI веке поставили свое укрепление на вершине Монастырской скалы. Обитель при них разрослась: в скале постепенно высекались кельи, храмы и пещерные помещения. Все они соединялись лестницами, вырубленными в камне. Скорее всего, именно здесь обосновались монахи-иконопочитатели, которые бежали из Византии в период иконоборческих гонений.

Возникновение поселения, захват крепости турками

В Загайтанской скале, расположенной восточнее, изрешеченной многочисленными пещерами в несколько ярусов, возникло средневековое поселение, которое до сих пор мало изучено. До начала XIV века письменных свидетельств о Каламите не сохранилось. Эта часть Крыма в XV веке оказалась под влиянием княжества Феодоро. В устье реки Черной был создан морской порт Авлита. В целях его защиты Алексей, кангупский князь, отстроил заново находившееся на острове древнее укрепление. Так оно стало крепостью Каламитой. Эту крепость в 1475 г. захватили турки. Они реконструировали ее, чтобы она соответствовала требованиям огнестрельного оружия. Именно от турок пошло новое название этого места - Инкерман, что в переводе означает "пещерная крепость".

Монастырь в это время пришел в упадок. Скорее всего, монахи переселились из обители на мыс Фиолент, где был расположен Свято-Георгиевский монастырь. В дальнейшем обитель возрождалась на короткое время. После того как христиане ушли из Крыма в 1778 г., монастырь был окончательно заброшен.

Возрождение обители

После присоединения Крыма к территории России начал возрождаться Инкерманский пещерный Киновия была открыта в 1850 г. Также началась реконструкция расположенных здесь трех пещерных храмов. Так получил вторую жизнь Свято-Климентовский Инкерманский монастырь. История его была отмечена целым рядом важных событий.

Церковь Климента

Церковь во имя Климента была освящена первой (в Средневековье это был Георгиевский храм, который, согласно преданию, сам Климент вырубил в скале). Церковь имеет форму базилики. Ее пространство делится на три части двумя рядами колонн. Сохранились скамьи, вырубленные в скале, часть колонн, а также ниша, предназначенная для запрестольного образа. Длинный коридор ведет к этой церкви. В нем вырублены каменные скамьи. Также сохранился до нашего времени двухступенчатый синтрон в апсиде. В центре его имеются остатки горнего места, а в стене над ним вырублена ниша, предназначенная для запрестольного образа. Массивный процветший крест вырезан здесь же. Что касается древних фресок, то от них сохранилось только изображение сидящего на престоле Спасителя.

Низкий и небольшой древний придел находился с правой стороны церкви. Он посвящен апостолу А. Первозванному. придела отделялся сплошной скальной перегородкой от остальной части. Посередине перегородки были Также имелись два маленьких окошка. Под левым окошком, в алтаре, был встроен жертвенник с нишей под ним. Возле правого окна было сооружено седалище для священника, выполненное из камня. Также в алтаре находился каменный престол, который примыкал к восточной стене.

Обнаружение древних помещений, открытие церкви св. Мартиниана

В ходе проведенной реставрации были обнаружены и другие древние храмы, а также подсобные помещения. Однако они были засыпаны или закрыты стенами, поэтому остались неисследованными. Второй в Инкерманском монастыре открыли посвященную св. Мартиниану пещерную церковь. Она представляет собой прямоугольной формы храм, перекрытый куполом (полукруглым).

Дальнейшая судьба обители

Спустя два года после обнаружения монастыря разразилась Жестокие бои происходили у Черной речки. Каламита, где находились русские войска, была жестоко обстреляна. Англичане разграбили имущество, принадлежавшее монастырю. Когда война окончилась, монахи вновь поселились в киновии. Они построили домовую церковь (Свято-Троицкую), а также дом настоятеля. Также монахи провели реставрацию источника св. Климента. Немного позже была построена гостиница для паломников. В честь чудесного спасения семьи императора, произошедшего у ст. Борки при крушении поезда в 1888 году, в 1895 г. в обители был возведен новый храм. Он был посвящен целителю и великомученику Пантелеимону. Особенность этого храма заключается в том, что его алтарная часть вырублена в скале, а оставшаяся, наземная, созданная в византийском стиле.

История монастыря в ХХ веке

В монастыре в 1905 г. было создано еще несколько храмов. Один из них находится в восточной части скалы, на месте храма св. Евграфия, существовавшего в Средние века. Он был освящен в честь св. Дм. Солунского. В ХХ веке в Дмитриевском храме совершались захоронения. Здесь имеются 3 гробницы, которые были вырублены рядом с храмом, в полу небольшой пещеры. В это же время на верхнем плато было завершено строительство церкви Николая Чудотворца. Она с двумя приделами, по форме - крестообразная.

История Софийского храма

В присутствии Алексея Михайловича (великого князя), а также участников Крымской войны 27 сентября 1905 г. была освящена церковь иконы "Всех скорбящих радосте". Она построена на месте, где в древности находилась Софийская церковь, высеченная в обрыве, по левому берегу р. Черной. Известно, что в XIV столетии здесь же находился монастырь св. Софии. По всей видимости, он был очень богатым, поскольку его храмы выделялись среди других оформлением и размерами. Когда христиане покидали Крым, обитель была оставлена и заброшена. Собор св. Софии - самый большой в Крыму пещерный храм. Его перекрывает плоский купол. Церковь имеет крестообразную форму. Часть ее северной стены, а также алтарная часть еще в древности обрушились. В полу храма находились гробницы. Имеется ход из этой церкви в часовню, в полу которой есть 2 гробницы с остатками греческих надписей.

Сооружение часовни, крестные ходы

В пещерах монастыря до Крымской войны находились пороховые склады. По окончании боевых действий бывший унтер-офицер поселился возле Каменоломного оврага. Этот человек ухаживал за братской могилой. Благодаря ему был организован сбор денежных средств, и в 1885 году над могилой соорудили часовню. Монахи, которые населяли Инкерманский Свято-Климентовский пещерный каждый год 24 октября шли к этой часовне крестным ходом. Они совершали панихиду по тем, кто был убит за веру и царя. По инициативе Алексея Михайловича в 1903 году Софийский храм был отреставрирован. Со всей страны собирали деньги на это дело. Внутри Скорбященского храма, построенного в это время, хранились образа частей, которые участвовали в битвах на Черной речке.

Строительство новых зданий, закрытие монастыря и его возрождение

В Инкерманском монастыре в 1910 году были возведены 2 жилых здания, предназначенные для братии, а также домовая Благовещенская церковь. Кроме того, при обители была создана церковно-приходская школа. К 1917 году Инкерманский пещерный монастырь населяли 122 послушника и 25 монахов. В период Гражданской войны обитель поддержала отряды Врангеля. После провозглашения советской власти произошла национализация всех обителей и земель Крыма. Инкерманский пещерный монастырь в 1926 г. был окончательно закрыт. В 1927 году уничтожили часовню на могиле бойцов, павших в Инкерманском сражении, а в 1932 - собор св. Николая, находившийся на верхнем плато.

В годы Великой Отечественно войны на месте монастыря располагался штаб Приморской дивизии. В июне 1942 г. ее солдаты старались сдержать немцев, которые рвались к Севастополю. В 1991 году Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь начал возрождаться. Были восстановлены келейные корпуса и храмы.

Инкерманский пещерный монастырь: как добраться

Можно проехать электричкой от Севастополя до о.п. 1531 км. Добраться до монастыря из Балаклавы можно на маршрутном такси или автобусе №31. Еще один вариант - воспользоваться любым междугородним автобусом, который следует до остановки "Втормет", проходя через Инкерман. Если ехать на автомобиле, то возле белого каменного креста (вы увидите его возле главной дороги, которая проходит через весь город) нужно повернуть к обители. Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь имеет следующие координаты: N 44 39.873, E 34 16.160.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь расположен в городе Инкерман, практически на окраине Севастополя. Добраться до Инкерманского пещерного монастыря проще всего по Симферопольскому шоссе. Он находится практически у самой речки Черная. Возле речки есть указатели на монастырь, далее по указателям.

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь - одна из самых древних святынь Крымского полуострова. Первые молебны проходили в пещерах монастыря уже в 92 году нашей эры. Проводил богослужения 4-й папа Римский Климент, высланный из Рима на крымские каменоломни.
На сегодня Инкерманский пещерный монастырь - действующий храм, в котором проводят службы и обряды богослужения. Оставив машину на стоянке возле храма, пройдясь около 1-й минуты пешком, Вы попадаете к монастырским воротам. Возле ворот находится касса. Вход на территорию монастыря бесплатный, но в кассе можно заказать экскурсию по монастырю: стоимость 500 рублей на группу не более 5 человек. Зайдя в ворота храма, Вы увидите недавно отстроенное панно, посвященное святым, так или иначе связанных с храмом.


Пройдя от панно всего 10-15 метров, Вы попадаете к святому источнику, с которого начались первые чудесные деяния Святого Климента. Источник более 70 лет назад полностью пересох из-за строительных работ, проводимых в карьерах с другой стороны горы. Возле источника находится старинное кладбище, и именно через него начинается подьем к Каламитской крепости и прекрасные обзорные площадки на Инкерманское озеро.


После кладбища находятся жилые помещения монахов, а после них непосредственно начинается череда пещер, которые объединены в Храмы. В первом храме находится пещера, в которой и проходили первые обряды крымских христиан. Если Вы берете экскурсию, то обязательно уточните проходит ли сейчас служба, потому что во время службы экскурсия проходит на улице и все описания храма нужно рисовать себе в воображении, а потом заходить во внутрь и пытаться по воспоминаниям восстановить картину.
Адрес Инкерманского пещерного монастыря : г. Севастополь, Инкерман, а/я №3.


Был основан в первом веке нашей эры. История монастыря началась с Римской империи. В те годы в Римской империи велись гонения на христиан. За проповеди и молитвы можно было угодить на каторгу или попросту быть убитым в гладиаторской яме. Один из учеников святого апостола Петра, Климент, проповедовал и нес христианство людям. На одной из проповедей в Риме он был схвачен и сослан в Херсонес, сейчас Севастополь, а оттуда отправлен на каменоломни в район Инкермана.


Климент по прибытию на каторгу очень быстро обзавелся паствой. На каменоломнях было около 2-х тыс. христиан с Греции и Рима. Местом для собрания была выбрана одна из каменоломней, небольшая и удобная пещера, где Климент проповедовал, читал молитвы и совершал христианские обряды.
Поскольку Климент был учеником апостола Петра, то за ним постоянно велась слежка и практически любой его шаг доносился императору. В те времена правил император Троян, который прославился чрезмерной жестокостью и ненавистью к христианам. Ему и принесли донос на Климента и на его деятельность в каменоломнях. Троян принял решение убить Климента, и, по одной из версий, святого Климента привязали к якорю и под покровом ночи сбросили в Чёрное море. Случилось это в 101 году нашей эры. В расчете запугать христиан Инкермана были еще несколько казней простых прихожан и ужесточение условий содержания каторжников.


Полноценный монастырь в этих местах появился в 8-9 веках, на месте первого святого места, где проповедовал святой Климент. Название монастыря было дано в честь святого, а от небольшой пещеры начали расстраивать кельи, церковный двор, и вскоре монастырь стал одним из почитаемых в Крыму, с большим количеством прихожан, которые съезжались не только с округи, но и приплывали с Греции, Италии, России и других стран.
В 1475 году Крым захватили турки. Большая часть монастырей и храмов была уничтожена и разграблена. Начались новые гонения на христиан. Так, под гнетом турков, храм приходит в упадок и практически прекращает принимать прихожан.
В 1850 году началось возрождение Инкерманского пещерного монастыря. Было выстроено несколько храмов, обустроены кельи, сделан красивый внутренний дворик. Обустройством храма занимался художник и архитектор Д.М.Струков. Он по-новому украсил храм. Весь потолок выкрасили в серебряную краску, заново расписали храм и нарисовали иконы.


Русско-турецкая война, всего через четыре года после открытия, прокатилась практически возле храма. В боевых действиях храм не участвовал и стены его не пострадали, только внутреннее убранство было полностью разграблено союзниками Турции, а именно англичанами.
После Турецкой войны храм восстановили и он был действующий до середины 30-х годов прошлого века. С приходом коммунистов, храм был закрыт, а всё церковное имущество передано в Симферопольский музей.


В 1991 году храм был вновь открыт для прихожан и гостей Крыма. довольно-таки разнообразны и интересны, но, пожалуй, самой значимой из них является Инкерманский пещерный монастырь. Его возраст и историческое значение по праву ставят его на первое место. Попав на отдых в , или , обязательно посетите монастырь. Вы обязательно ощутите духовное очищение и физическое успокоение.

Инкерманский пещерный монастырь на карте Крыма

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь - Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь.

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII - IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно.

После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, - "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца".

В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день".

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы - Монастырская.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного - небольшой, с низким потолком.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 - 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид.

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря - крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь:

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – главная достопримечательность Крыма (западной части). Это удивительное место поражает не только своим расположением, но и увлекательной историей, длившейся много веков. Многие мои знакомые спрашивали, как добраться до монастыря и стоит ли «игра свеч». Однозначно скажу – стоит.

Где находится монастырь

Расположен мужской монастырь в окрестностях Севастополя, в городе Инкерман, точнее в его пещерах. С правой стороны реки Черной. Увидеть его вблизи есть возможность уже в пути, если вы отправились в Крым поездом. По дороге увидите удивительную картину, прямо в скалах, совсем рядом с железнодорожным полотном, множество окон, балкончиков. Такое впечатление, что дотянуться можно рукой. Координаты и карта находятся внизу страницы.

История возникновения и развития

О дате возникновения Инкерманского монастыря спорит огромное количество ученых. Многие из них уверенны, что он был образован еще в восьмом веке, но некоторые утверждают – основан мужской монастырь не ранее 14 – 15 века. В то же время точно известно – жизнь в этом месте возникла еще в шестом веке.

В то время тут находилось поселение рабской силы, участвовавшей в добыче камни для строительства еще одной достопримечательности – « » . В шестьдесят третьем году до нашей эры, когда южная сторона Крыма была в составе Римской империи, на горе Монастырской была возведена крепость Каламита.


Уже в пятом веке до нашей эры, земля стала собственностью византийцев, именно они обосновали тут город. Возвели одиннадцати километровую крепостную стену, выкопали ров. Считается, что именно в это время тут появилось огромное количество различных сооружений. И не только на самой скале, но и в ее стенах. Считается, что уже тогда появились пещерные храмы и кельи.

Когда Византийская империя утратила свою мощь (8 век), Каламита опустела. В девятом веке крепость восстановили, а в 1475 году городок получил название Инкерман. По сути монастырь не создавался специально. Монахи просто оборудовали большие каменоломни для своих целей. Хоть со временем тут было сооружено несколько храмов.

Главный храм освятили в тысяча восемьсот пятьдесят втором году, в то же время весь комплекс и получил сегодняшнее название – Инкерманский пещерный монастырь. В 1867, после перестройки, открыли храм Святого Мартина, в 1895 – Пантелеймона. В 1905 открыта церковь Николая Мирликийского.


С 1924 года церкви и храмы начали массово закрывать, не обошла эта участь и пещерный монастырь в Инкермане. И только после знаменательного 1991 года жизнь в монастыре стала возрождаться. По сути это было второе открытие святыни и основной достопримечательности полуострова.

Все храмы Крыма здесь .

Что интересного в пещерном монастыре, особенности

Благодаря архимандриту Августину на протяжении двадцати лет огромное количество храмов, келий в пещерах и корпусов восстановили. Причем восстанавливать в прямом смысле слова надо было из пепла. Сегодня комплекс включает в себя пять храмов, корпус братства, различных хозпостроек и огромного количества пещер.

Мое внимание сразу привлекли две церкви, сооруженные на земле, прямо под отвесом скалы Монастырской. Именно это и придает строениям, особенной неповторимости. Главной из них считается церковь Святой Троицы, это в ней храниться рака с остатками святого Климента. А вот Пантелеймоновская церковь славиться своим стилем Византии и алтарем, расположенным прямо в скале.

Конечно меня, впрочем, как и большинство других туристов, поразили именно храмы в пещере: Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. Попасть к ним можно только через один вход, с запада Монастырской скалы. Путь не из легких по крутой лестнице в длинном коридоре с множеством разветвлений.


Внутри много простора и света, благодаря оборудованным оконным и дверным проемам на балконы. Именно балконы поражают больше всего. Когда смотришь на них с улицы, создается впечатление, что видишь необыкновенные гнезда птиц, устроенные на склонах скалы.

Если хотите повидать больше и относитесь к храбрым людям, можете посетить заброшенные храмовые сооружения и неизведанные пещеры. Зрелище потрясающее, но опасное. Большинство из них аварийны. При необузданном желании есть возможность подняться на плато Монастырской скалы и познакомиться с руинами древней крепости. Именно отсюда открывается завораживающий вид на горы и долины, а также озеро, появившееся на карьере и, конечно же, море. Пещерные храмы имеют общий вход с общими лестницей и коридорами.

Чтобы описать все прелести мужского монастыря в скале, мне не хватит одного поста. Но надеюсь, что предоставленной информации вполне достаточно для принятия решения о посещении этого удивительного места. А доехать до него не так и сложно, как может показаться на первый взгляд.

Как добраться (доехать)

Если вы остановились в Севастополе, отправляйтесь на Графскую пристань, садитесь на катер, который и доставит вас к месту. Можно доехать до станции «Инкерман» на электропоезде. Если решите ехать автобусом – садитесь на маршрут «Севастополь – Инкерман» и выходите на остановке «Втормед». Путешественники автолюбители на своем или арендованном авто следуют согласно координатам и карте (смотрите ниже) . В любом случае путь не сложный, даже интересный. Кроме того, по дороге есть возможность увидеть и другие .

Цены и официальный сайт

Получить больше информации о монастыре и узнать цены можно на официальном сайте Инкерманского мужского монастыря в пещерах – kliment-monastery.ru Если есть желание, можно заказать экскурсию, тогда вам не надо будет думать, как добраться до места и что посмотреть в первую очередь.

Фото



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт