Индуцированный бред как один из инструментов управления обществом. Индуцированный психоз Виды психологической индукции

25.06.2020

Мода - это разновидность индуцированного психоза. Как и идеология. И религия.
Индуцированный психоз - это медицинский термин, который отражает, по существу, известную народную мудрость: с кем поведёшься, от того и наберёшься, вопреки своим личным наклонностям.
Индуцированный психоз (от лат. inducere – вводить и греч. psyche – душа) - форма психоза человека: изменение сознания человека.
Изначально непроизвольное и ненавязанное подражение в поведении субъектам, по тем или иным причинам, понравившимся подражателю. Оказавшимся рядом. То, что ещё можно называть "обезьянничением". Любое обучение начинается с подражания!
Далее, после освоения "движений" от объекта подражания, - воспроизведение индивидом тех или иных поведенческих мотивов и ценностных и сверхценных идей, которые предопределяют поведение других людей, с которыми данный индивид тесно общается. Эти идеи, зачастую, управляют поведением таких людей, без явного осознания ими их. Качественное, рациональное или бредовое содержание этих идей усиливается средствами массовой информации и поведением окружающих людей.
На этом основывается мода - бездумное принятие и повторение всего в одежде, обуви, манере поведения, запахах, музыкальных предпочтениях, танце, способе рисования и актёрства. Люди подражаю другим людям... Как и обезьяны.
В большинстве случаев имеют место те или иные лимитированные отклонения от нормы у индуцированных индивидов. Люди без критики перенимают формы поведения, виды одевания, говорения, убеждения или бред как нормальных, так и больных людей, политиков, идеологов, религиозных лидеров. Часто - параноиков, "настоящих буйных", кверулянтов...
Ключевым симптомом является принятие для себя переживаний другого лица за абсолютную истину без всяких сомнений и колебаний. Я буду действовать и мыслить как те, кого я считаю "правильными". Переживания, как нормальные, так и бредовые или тенденциозные, сами по себе принимаются и относятся к сфере возможного для человека и, обычно, не являются особо причудливыми, как при состоянии шизофрении. Большинству людей такое поведение нравится и принимается как оправданное. Яркий пример коллективного индуцированного психоза - Германия 30-х годов.
Чаще всего в качестве объединяющих, кореллятирующих идей выступают идеи преследования, контролирования извне, избранности, убеждения в высшем происхождении...
Обычно индуцированные люди объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия: восстановление "справедливости", контроль за качеством окружающей среды, питанием при боязни отравления, укрепление жилища и государства при бреде преследования, религиозные бдения и пр.). На этой мотивации возникают различные общества, партии, секты, религии, идеологии...
При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. Для этого необходимо некоторое время.
Движущей силой индуцированного психоза выступает суггестия и стремление к подражанию и имитации. Я такой же как вы... Мы такие же как вы. Я - свой...
Как свидетельствует медицинская практика, в 40 % случаев индуцированный психоз встречается у родителей и детей, среди братьев и сестер, в старых супружеских парах, особенно при социальной изоляции. Отсюда происходит народная "мудрость": "Муж и жена - одна сатана".
Возможны также массовые индукции в социальных группах. Посмотрите на современную Украину или на ИГИЛ.
Сам термин индуцированного психоза (помешательства) предложил G. Lehmann в 1883 г. Эта проблема широко обсуждалась в русских психиатрических кругах в конце прошлого века. Работы Г. Тарда и Н.К. Михайловского ("Герой и толпа", 1896) во многом послужили толчком для этих обсуждений.
Проблеме индуцированного психоза уделяли внимание такие выдающиеся исследователи, как В.И. Яковенко, В.Х. Кандинский, А.А. Токарский, С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев.
Эту методологию понимания складывающейся ситуации в различных обществах можно применить и к народам, государствам.

Расстройства мышления.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

❖ снижение уровня обобщения;

❖ искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления: ❖ разноплановость мышления;

❖ резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

❖ лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;

❖ откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:

нарушение критичности мышления;

❖ нарушение регулирующей функции мышления;

❖ разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются какснижение уровня обобщения, когда трудно вычленить общие признаки предметов.



В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность, или «вязкость мышления», - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал: «Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления - шперрунг, т. е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называютфункциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления -бред, или«интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Бред (лат. Delirium ) - совокупность идей и представлений, умозаключений, возникшая не из поступивших из окружающего мира сведений и не корректируемая при этом поступающими новыми сведениями (при этом неважно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет), компонент продуктивной симптоматики при шизофрении и других психозах.

В рамках медицины бред относится к области психиатрии.

Принципиально важно, что бред, являясь расстройством мышления, то есть психики, при этом - симптом заболевания головного мозга человека. Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только биологическими методами, то есть, в основном лекарствами (например, антипсихотиками).

Бред отличают от синдрома Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма), при котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики .

Нередко в быту бредом ошибочно называют психические нарушения (галлюцинации, спутанность сознания), иногда возникающие у соматических больных с повышенной температурой тела (например, при инфекционных заболеваниях).

Острый бред

Если бред полностью овладевает сознанием, то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен для шизофрении.

[править] Интерпретативный (Первичный, Примордиальный, Словесный)

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления - поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации : «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

[править] Галлюцинаторный (Вторичный, Чувственный, Объяснения)

Галлюцинаторный бред, возникающий вследствие нарушенного восприятия. Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

[править] Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома:

  • параноидный синдром
  • паранойяльный синдром
  • парафренный синдром.

Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).

Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя:

  1. возникновение на «болезненной» почве, то есть бред - является проявлением заболевания
  2. избыточность по отношению к объективной реальности
  3. отсутствие коррекции
  4. выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

[править] Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а также культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:

  • бред преследования (персекуторный бред)
  • бред отношения - больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему
  • бред реформаторства
  • бред любви (синдром Клерамбо) - почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней)
  • религиозный бред
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред)
  • бред сутяжничества (кверулянтства) - больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству
  • бред ревности - убеждение в измене сексуального партнёра
  • бред происхождения - больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т. п.
  • бред ущерба - убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту)
  • бред отравления - убеждение, что кто-то хочет отравить больного
  • нигилистический бред (характерен для МДП) - ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира
  • ипохондрический бред - убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого)
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.
  • бред инсценировки (интерметаморфозы) - убеждение больного, что всё вокруг специально подстроено, разыгрываются сцены какого-то спектакля, или ведётся эксперимент, всё постоянно меняет смысл: например, это не больница, а на самом деле прокуратура; врач на самом деле - следователь; больные и медперсонал - переодетые с целью разоблачить больного сотрудники органов безопасности.

Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный (от лат. inducere - «наводить») бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.

Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего шизофреническое, но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

  1. один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;
  2. у них имеется необычно тесное взаимоотношение;
  3. имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.

Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз индуцированного бреда.

В последнее время на разнообразных Интернет-ресурсах все чаще встречаются статьи и интервью различных специалистов об одном интересном заболевании, занимающим особое место среди большого количества психических нарушений – индуцированном психозе. Что же это такое?

Индуцированный бред, известный во французской литературе еще с конца 19 века под названием «помешательство вдвоем», в наши дни не теряет популярности. Индуцированный психоз или бред представляет собой особую форму психоза, при котором происходит непроизвольное и навязанное воспроизведение человеком чужих сверхценных идей.

Пораженные индуцированным психозом без всякой критики перенимают убеждения больного (параноика, психопата), с которым они вместе живут или тесно общаются. Чаще всего индуцированный психоз встречается в старых супружеских парах, среди родителей и детей, братьев и сестер, особенно если они живут в условиях социальной изоляции. Индуцированный бред так же может принимать и массовый характер.

Для примера представим семью – одинокую маму и взрослого сына, не успевшего обзавестись собственной семьей. У мамы генетическая предрасположенность к шизофрении, с наступлением климакса симптомы этого заболевания начинают настойчиво себя проявлять, и внутри ее головы с каждым днем все отчетливей начинает раздаваться посторонний голос. Она не знает, чей это голос, поначалу ее это пугает, она даже осознает, что больна, пребывает в растерянности и не знает что делать.

Но голос внутри головы настолько убедителен, что побеждает любой здравый смысл и логику. И тогда в попытке объяснить происходящее она придумывает собственную фабулу, что голос – это не что иное, как послание инопланетян, а она тот самый «избранный», кому доверили сверхценную информацию для всего человечества.

В психиатрии это явление называется «кристаллизацией бреда». Со временем бред крепнет, обрастает подробностями, ритуалами и привычками. В бредовую идею постепенно вовлекается близкий человек – сын, который спустя некоторое время гордо объявляет человечеству о постройке «спасительных» подземных тоннелей в ближайшей лесополосе. Идеей «заражаются» соседи, знакомые, знакомые знакомых. И вот, под землей скорого конца света ждут уже несколько десятков человек. Именно так, незаметно для всех индуцированный психоз превращается в массовый.

Неужели так просто заставить человека или группу людей, поверить в очевидный бред? К сожалению, проще простого. Если больной человек пользуется авторитетом и уважением окружающих, то его идеи автоматически принимаются за истину без какой-либо критической оценки. История знает немало примеров помутнения рассудка у целых народов. Охваченные бредовой идеей своего лидера, пораженные массовой истерией люди совершали такие злодеяния, какие до сих пор не укладываются в голове.

Сегодня, как и тогда, каждый из нас живет в окружении бредовых идей. Один бред сменяется другим, старый бред замещается новым. Люди придумывают себе новые объекты для веры, и слепо им поклоняются. Явления, некогда считавшиеся извращениями, сегодня принимаются обществом как вариант нормы, а старые истины, проверенные годами, нещадно обесцениваются. Сегодня огромную роль в «заражении» населения индуцированным бредом играют СМИ – это и телевидение, и интернет, и печатная продукция, которая волей-неволей попадает в наши почтовые ящики. Мы давно привыкли верить телевизору и зачастую любую донесенную до нас информацию воспринимаем автоматически, минуя своего «внутреннего критика». В результате не замечаем, как чужое мнение начинаем принимать за свое собственное, покупая то, что нам посоветовали уважаемые телевизионные эксперты.

Что же делать? Как не утонуть в огромном потоке окружающей нас информации? Как не стать жертвой индуцированного бреда и массового психоза, сохранить логику и адекватное восприятие реальности?
Для начала нужно знать относитесь ли вы к той категории людей, которая находится в зоне риска по заболеваемости индуцированным психозом или массовой истерией.

Особенности личности, влияющие на предрасположенность к индуцированному психозу

1. Истеричность

Чрезмерная эмоциональность, самодраматизация, театральное поведение, неадекватная обольстительность, провокационное поведение, поверхностность суждений, подверженность влиянию окружающих. Если вам трудно вспомнить, когда и по какому поводу вы в последний раз закатывали скандал или истерику, тогда можете спать спокойно, к вам этот пункт не имеет отношения.

2. Внушаемость

Человек по своей природе довольно внушаем, об этом свидетельствует опыт советских психотерапевтов, исследовавших на внушаемость жителей г. Ленинграда еще в 1966г. Выступавший тогда по телевидению психотерапевт произнес с экрана формулу внушения - «скрепить руки» (тест на внушаемость), но после ее отмены (контрвнушения) многие, кто смотрел этот сеанс, не смогли этого сделать. В результате на телевидение обрушился шквал звонков из разных районов города с просьбой приехать и «расцепить» руки. Если вы ранее присутствовали на сеансах гипноза, то вам уже наверняка известно внушаемы вы или нет. Если нет, вспомните насколько эмоционально вы реагируйте на обидные слова или проклятия в ваш адрес. Долго переживаете? Тогда, скорее всего, вы довольно внушаемы.

3. Суеверность

Суеверность, как лакмусовая бумажка, показывающая готовность человека верить в самые разнообразные бредовые идеи, не требуя при этом каких-либо доказательств или проверки фактов. Если вы склонны верить различные гадания, приметы, магические заговоры и прочие не подтвержденные фактами домыслы, стоит задуматься.

4. Фанатичная религиозность

Важным диагностическим сигналом может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (любая религия осуждает насилие и агрессию, пытки и казни, теракты и преследования).

5. Низкий интеллект

Интеллектуально неразвитого, ничем не интересующегося индивида легче ввести в заблуждение, чем эрудированного и интеллектуально подкованного человека.

Если в толпе сторонников некой идеи встречаются персонажи с вышеперечисленными характеристиками - это четкий сигнал того, что, скорее всего, перед нами «зараженные» индуцированным бредом или массовым психозом люди. Ну, а если вы обнаружили себя в группе риска, то для того чтобы не попасться на «индуцированный крючок», стоит внимательнее относиться к себе, своему образу жизни и кругу вашего общения.

Лечение индуцированного психоза

Для лечения индуцированного бреда у людей, находящихся в тесном родстве, достаточно полностью прекратить между ними общение. Вскоре после этого здоровый человек должен пойти на поправку, а больному истинным бредом будет показана длительная терапия его основного заболевания - шизофрении. При подозрении наличия массового психоза нужно на время отказаться от просмотра привычных телеканалов, новостей, различных ток-шоу, тематических передач.

Для достоверности получаемых сведений нужно пользоваться различными источниками информации – разнообразными печатными изданиями, Интернет-ресурсами, радио, обращать внимание на данные мировой статистики, а также не пренебрегать мнением настоящих специалистов, а не доморощенных шарлатанов.

И представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет). Компонент продуктивной симптоматики при и иных .

Принципиально важно, что бред - проявление заболевания мозга человека, является расстройством . Его лечение в рамках современной медицины возможно только биологическими методами, то есть лекарствами.

К бреду чрезвычайно близок синдром психического автоматизма Кандинского - Клерамбо, в котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики.

Бред изучается отраслью медицины под названием .

Виды

Острый

Если бред полностью овладевает , то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен для .

Интерпретативный

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления - поражается рациональное, познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации : «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

Галлюцинаторный

Галлюцинаторный или «чувственный» бред, возникающий вследствие нарушенного . Это бред образный, с преобладанием и галлюцинаций . Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома: параноидный синдром, паранойяльный синдром и парафренный синдром. Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).

Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя: 1)возникновение на "болезненной" почве, т.е. бред - является проявлением заболевания, 2)избыточность по отношению к объективной реальности, 3)отсутствие коррекции,4)выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а так же культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:

  • бред преследования (персекуторный бред);
  • бред отношения - больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему;
  • бред реформаторства;
  • бред любви (синдромом Clerambault) - почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней);
  • бред;
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред);
  • бред сутяжничества (кверулянтства) - больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству;
  • бред ревности - убеждение в измене сексуального партнёра;
  • бред происхождения - больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т.п.
  • бред ущерба - убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту);
  • бред отравления - убеждение, что кто-то хочет отравить больного;
  • нигилистический бред (характерен для МДП) - ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира;
  • ипохондрический бред - убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого);
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.

Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.

Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего , но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

1) один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;

2) у них имеется необычно тесное взаимоотношение;

3) имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.

Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз.

2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отно­шения к отдельно проживающему родителю является психоло­гическое индуцирование, которое может осуществляться в раз­личных формах от отражения ребенком мнений и оценок значи­мых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебно­стью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ре­бенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложе­ние ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, ко­торые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтвержда­ются материалами гражданского дела и результатами эксперт­ного освидетельствования родителя, но полностью соответ­ствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.

В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Кова­лев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень ха­рактерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигаю­щими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченно­стью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности собы­тия или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убеж­денностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.

Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.

Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъ­ехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для прожи­вания и развития. В период проживания с отцом общение не­совершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не по­зволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хо­тят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года прожи­вал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.

Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама - нет». Дру­гих причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его за­брать». При экспериментально-психологическом исследова­нии было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолет­него. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, на­правленной на восстановление взаимоотношений несовершен­нолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт