Хронология истории мавров. Когда был Кордовский халифат? Жизнь в андалусе

22.09.2019

Северная Африка и Иберийский полуостров представляли собой средиземноморское захолустье, когда в начале VIII века сюда пришел ислам. Здесь до сих пор пользовались дорогами, проложенными еще римлянами. Судоходство на Средиземном море носило ограниченный характер и шло от острова к острову. Эти острова в период с VIII по XI в.в. подпали под влияние мусульман. Исламские пограничные районы (тугур) часто имели свои культурные особенности, но в отличие от европейских мавров редко добивались политической независимости. Исламская Андалузия долгое время была самой северной областью мусульманского ареала. Относительно малозаселенная мавританская Андалузия в конечном итоге не смогла сопротивляться демографическому нажиму городского христианского населения.

Арест св. Авентина, резное украшение церковных дверей, XII в. Согласно легенде, Авентин был казнен в 732 г. маврами, вторгшимися в Андалузию. Село, где находилась эта церковь, располагалась всего в нескольких километрах от того места, где погиб св. Авентин. Мы можем считать это изображение достаточно близким к оригиналу. Особенно точны здесь изображения воинов-мавров. У центральной фигуры имеется накидка-литам, войлочные доспехи и меч без перекрестья. Другой воин показан с круглым щитом и на деревянной ноге.

В военной истории мусульманского Запада заметную роль сыграло несколько народов. В Северной Африке и Сахаре доминировали берберы. Могущественное берберское племя джарава, например, господствовало на территории современного Туниса и Восточного Алжира, окончательно похоронив даже память о романо-византийской цивилизации. В военном отношении берберские племена могли выставить многочисленные армии, хотя и крайне оснащенные. Берберская пехота и конница вооружались в основном дротиками, пехотинцы также могли иметь на вооружении пращи.

Далее к югу лежала огромная пустыня Сахара, которую населяли различные племена, берберы по языку, но негры по происхождению. В раннее средневековье здесь появились верблюды, в результате чего удалось установить связь между Северной и тропической Африкой. Эта связь дала возможность исламу проникнуть глубоко на запад и юг черного континента, а чернокожим африканцам сыграть заметную роль в истории южной Европы.

Первыми встретили мусульманских пришельцев византийцы. Другим народом, имевшим в регионе крепкие позиции, были местные иудеи. Североафриканские иудеи представляли собой берберов, принявших иудаизм, иногда целыми племенами. Эти племена жили в окружении марокканских язычников. Иудеи-берберы уже пережили нашествие вестготов. Позиции иудеев были достаточно сильны на юге Испании.

Германские вестготские короли Иберийского полуострова сумели полностью изгнать с полуострова византийцев, которые продолжали цепляться за Балеарские острова. На севере полуострова независимость сохраняли язычники-баски, которые постоянно угрожали вестготским государствам. К северу от Пиринеев лежало государство франков. Мало известно об вестготских армиях VIII века, которые послужили основой для андалузских мусульманских армий.

По-видимому, на Иберийском полуострове сохранялась римско-византийская традиция тяжелой конницы. С организационной точки зрения, вестготская армия состояла из элитного отряда короля – cominatus, а также отрядов ополченцев, собираемых местной знатью. Похожая организация с трудом интегрировалась в мусульманскую традицию. С аналогичной проблемой мусульмане столкнулись и перевалив через Пиринеи, где старая гало-романская аристократия сохраняла прежние аспекты римской цивилизации.

Хронология
643-702 Завоевание Северной Африки мусульманами.
700 Появление языческой империи в Гане, Западная Африка.
711-721 Завоевание Испании мусульманами.
750 Аббасиды свергают в Дамаске правящую династию Умайядов.
755 Умайядская династия основывается в Кордове.
827 Начало покорения мусульманами Сицилии.
909 Возникновение на севере Африки халифата Фатимидов.
X в . Война между Умайядами из Андалузии и Фатимидами за господство в Марокко.
972 Халифат Фатимидов закрепляется в Египте.
1031 Падение династии Умайядов. Начало периода тайфа – «Маленьких царств».
1040-е г.г. Возникновение в Мавритании движения мурабитов.
1076 Мурабиты приходят к власти в Гане.
1085 Кастильцы занимают Толедо.
1086-1090 Мурабиты покоряют Андалузию.
1120-е г.г. Возникновение в Марокко движения муваххидов.
1145-1147 Муваххиды побеждают мурабитов в Марокко. Второй период тайфа в Андалузии.
1172 Муваххиды покоряют почти всю Андалузию.
1200 Возникновение исламской империи Мали в Западной Африке.
1212 Муваххиды терпят поражение от объединенной христианской армии при Лас-Навас-де-Толоса.
12227-1230 Распад и фрагментация государства муваххидов.
1236-1248 Христиане возвращают себе всю Андалузию за исключением Гранады.
1250 В Фесе воцаряется династия Маринидов.
1299-1358 Война между марокканскими Маринидами и алжирскими Зиянидами.
1415 Португальцы занимают Сеуту.
1450 Расцвет мусульманской империи Сонгхай в Западной Африке.
1492 Испанцы возвращают себе Гранаду и вторгаются в Северную Африку.

Испания была завоевана арабами (маврами) в VIII веке. Высадившись на Пиренейском полуострове в 711 году мавры под предводительством Тарика ибн Зияда в течение пяти лет завоевывали вестготскую Испанию, превратив ее в зависимый от халифа Дамаска эмират Аль-Андалус. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

В октябре 711 года арабский полководец Мугит, помощник Тарика ибн Зияда, взял Кордову. А в 716 году эмир Абу-ль-Хаттар основал в Кордове одну из своих резиденций. За свою покорность город был сделан столицей провинции Андалусии. В 756 году в Кордове воцарился Абд ар-Рахман ибн Муавия I, он образовал независимый Кордовский эмират. Перед воротами Кордовы эмир построил дворец Русафу, названный по имени знаменитой резиденции Омейядов около Пальмиры в Сирии. В это время многие местные жители стали принимать ислам (таких называли мувалладами). Первое время в Кордове большинство составляли христиане-мосарабы (буквально «обарабившиеся», свое название они получили за то, что переняли многие традиции и частично язык арабов) и власти относились к ним терпимо. Однако уже в конце VIII века власти стали сносить христианские церкви: так, например, в 786 году храм святого Викентия был разрушен, а на его месте была построена Великая мечеть Кордовы. Это вызвало сопротивление со стороны мосарабов, на что власти ответили репрессиями.

В 888 году началось правление эмира Абд Аллаха. Его власть была ограничена только Кордовой, тогда как округа находилась под управлением не признававших Абд Аллаха мятежных родов. До 891 года шла непрерывная война с Омаром ибн Хафсуном, захватившим часть городов эмирата. В самой Кордове тоже было неспокойно — в городе не прекращалась борьба между различными группировками арабов, берберов и мувалладов. С севера на эмират постепенно наступали христиане. Эмиру удалось достичь временного превосходства над своими противниками, но в 912 году он умер, а его сын был убит. Власть, в результате, досталась внучатому племяннику Абд Аллаха — Абд ар-Рахману III. В 913−914 годах он подавил основные силы Омара ибн-Хафсуфа, захватив 70 его замков, а в 928 году взял штурмом центр мятежников — замок Бобастро. 16 января 929 года Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом — верховным главой всех мусульман. Кордовский эмират стал халифатом. В подтверждение этого статуса в Великой мечети Кордовы была выставлена для поклонения рука пророка Мухаммада, которая привлекла множество мусульманских паломников. Местные богословы даже объявили, что посещение мечети делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.

Статус столицы халифата привлекал в город огромное число торговцев и ремесленников, способствовал процветанию Кордовы. Город достиг гигантских по тем временам размеров, оспаривая у Константинополя звание самого большого города Европы: по арабским источникам в 1000 году в Кордове проживал 1 млн. жителей. Современные историки уменьшают эту цифру до 400−550 тыс. человек. Кордова переживала пик строительства, украшалась площадями, садами, банями, мечетями, базарами, дворцами, среди которых была великолепная загородная резиденция халифа Медина Ас-Сахара (или Мадинат Аль-Захра). Двор халифа сделался мощным культурным центром Европы и исламского мира, привлекая поэтов, писателей, врачей, суфиев и ученых, живших на государственные пенсии. В городе было 27 бесплатных школ для бедняков и университет, в который приезжали учиться не только из мусульманских стран, но и из христианской Европы. При университете была библиотека с общим фондом в 400 тыс. книг. В библиотеке располагалась мастерская, в которой перевели с древнееврейского и греческого на арабский язык труды многих античных ученых и философов. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров.

В начале XI века в Кордовском халифате начался период восстаний и частой смены халифов. В 1010 году в Кордову вторглись берберы, выступавшие в поддержку одного из претендентов на престол, город подвергся разграблению, был уничтожен дворец в Медина Ас-Сахара. В 1031 году Кордовский халифат распался на несколько небольших государств-тайфов. В кордовском тайфе правил визирь последнего халифа Хишама III. В 1069 году эмир Севильи Мухаммад II ал-Мутамид из династии Аббадидов завоевал Кордову и присоединил ее к своему государству.

В 1091 году Кордова подпала под власть Альморавидов (североафриканская исламская династия). Они были призваны поддержать мусульман в борьбе с наступающими с севера христианами, но, в конце концов, решили не ограничиваться помощью, а заодно и прибрать к рукам власть в Андалусии. В 1147 году на смену Альморавидам пришла другая североафриканская династия — Альмохады. За годы правления Альморавидов и Альмохадов Кордова стала исключительно мусульманским городом: христиане и евреи либо бежали на север, в Кастилию и Леон, либо приняли ислам под давлением репрессий.

В начале XIII века силы Альмохадов были подорваны, и они потеряли интерес к своим владениям в Андалусии, которая вскоре вышла из-под их власти. В области воцарились междоусобные войны. Воспользовавшись этим, кастильский король Фердинанд III в 1236 году захватил Кордову, а скорее принял ее почетную капитуляцию.

2 Севилья

В 712 году мавры осадили Севилью, которая тогда носила римское название — Испалис. Город выдержал многомесячную осаду, пока, наконец, архиепископ не пошел на соглашение с захватчиками и не открыл ворота города в 713 году. В период 713−716 гг. город был столицей той части Испании, которая была завоевана арабами, и с этого времени стал известен как Ишбилия. За этот короткий период город был основательно приведен в порядок: были отстроены разрушенные здания, порт, крепостные стены. Когда Андалусия стала независимым Кордовским эмиратом, Ишбилия стала столицей одноименной коры (провинции). Город быстро исламизировался, христиане стали составлять меньшинство и проживали, прежде всего, в бедных пригородах.

Прекращение варварских набегов, постоянных войн и междоусобиц прежнего периода благоприятно сказалось на благосостоянии города, Ишбилия стала вторым по значению портом эмирата. Однако богатства Ишбилии привлекли внимание других варваров — викингов. В 844 году они захватили город и подвергли 7 дневному грабежу, а затем сделали его центром набегов на окрестности. Викинги, в конце концов, были разбиты войсками эмира, и частью перебиты, а частью приняли ислам и слились с местным населением. Однако набеги совершались и позднее: в 859, 966, 971 гг., но уже не столь успешно благодаря строительству укреплений вокруг города и эффективным действиям войск эмирата. Но даже в это время город проявлял свой непокорный нрав. В описанный период Ишбилия была расколота противоборством аристократических группировок, которое порой выливалось в кровавые побоища, как например в 889 году. После победы одна из них попыталась создать независимый эмират в 899−902 и 911−913 годах, а в 974 году произошло неудачное народное восстание. За свою непокорность Ишбилия была лишена крепостных стен.

В начале XI века Кордовский халифат стал распадаться. В ходе воцарившегося безвластия один из знатных горожан Абу ль-Касим сумел прославиться и заручиться поддержкой населения отражением набега на Ишбилию отряда взбунтовавшихся солдат и благодаря этому завладеть властью в городе. Образовалось небольшое независимое государство — тайфа Ишбилия. На фоне других оно оказалось наиболее успешным и сумело подчинить себе многих соседей. Это стало причиной подъема Ишбилии, которое отразилось в оживлении строительства, активной культурной жизни, сосредоточенной вокруг дворца эмира. Однако ослабление центральной власти поставило мусульманские земли под удар христианской Кастилии: после нападения 1062 года, Ишбилия вынуждена была платить дань кастильским королям. Дань ложилась тяжким бременем на плечи горожан, которые отвечали массовыми волнениями, а когда правительство в угоду им переставало платить дань, происходили набеги кастильцев. Ввиду этого эмир аль-Мутамид вынужден был призвать на помощь из Африки фанатичных воинов ислама — мурабитов (они дали название династии Альморавидов).

Альморавиды действительно разгромили христианские силы в битве при Залаке в 1086 году, но затем начали завоевание Андалусии, и в 1091 году Ишбилия была покорена ими. Когда Альморавиды ослабли, на смену им в 1147 году в качестве властителей города пришли Альмохады. Время правления Альмохадов стало периодом настоящего расцвета города, особенно в годы царствования эмира Абу Юсуфа (1184−1199). Самым ярким проявлением этого стало широкое строительство в городе: бани, стадион для скачек, сады, площади, дворцы, минарет для Великой Мечети, мост через Гвадалквивир (он переделан из римского акведука), знаменитый Алькасар. Благодаря удобной гавани, Ишбилия стала также и крупной военной базой, откуда войска могли быстро перебрасывать в любую часть державы. В городе был устроен крупный государственный арсенал. Город процветал и как крупный экономический центр, прежде всего завязанный на торговлю с территорией современного Марокко, но также торговля шла с Генуей и Пизой. Ишбилия выросла до огромных по тем временам размеров — 83 тыс. жителей, с которыми на полуострове поспорить могла лишь Кордова. Однако ни Альморавиды, ни Альмохады не смогли по-настоящему обеспечить безопасность города. Его окрестности подвергались набегам христиан.

После разгрома в 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толоса Альмохады совсем ослабели и прекратили заботиться о своих испанских владениях. В 1247 году Ишбилия была осаждена и, выдержав 16-месячную осаду, сдалась в 1248 году лишь потому, что флот кастильцев смог прервать всякое ее сообщение с внешним миром по реке. Город сильно пострадал в ходе осады и штурма: из всех зданий неповрежденным остался лишь минарет Великой мечети. После завоевания город стал зваться своим привычным именем — Севилья.

3 Толедо

Толедо, столица вестготских королей, была захвачена маврами в 711 году. Город стал именоваться Тулайтулах. После образования независимого Кордовского эмирата, Толедо стал играть важную роль в новом государстве. Не смирившись с завоеваниями арабов, закрепившиеся на севере полуострова христиане повели войну за освобождение своей земли. Поэтому вдоль северных рубежей эмирата мусульманами была образована особая система пограничных владений. Столицей средней их части, аль-Тагро аль-Аусат (в переводе «средняя граница»), был Толедо. Кроме того, он являлся центром отдельной коры (области). Город сохранил значение крупнейшего в области торгово-ремесленного центра, славясь особенно металлообработкой и изготовлением оружия. Толедо также славился как крупный центр образования и науки.

В городе проживали сразу три религиозные общины: мусульмане, чье положение было привилегированным, евреи и христиане, причём и те, и другие были избавлены от религиозного угнетения при условии уплаты особого налога — джизьи. Христиан, по всей видимости, было большинство. Горожане преуспевающего города не раз поднимались на восстания против центральной власти, и нередко при этом религиозные общины были солидарны, несмотря на различия в вере. Так, например, было во время восстания 797 года, которое наместник подавил так: 400 влиятельных горожан, среди которых были богатые мувалады и даже местный архиепископ Элипандо, были приглашены для переговоров на пир, где их обезглавили, а головы сбросили в ров. Это событие получило название «День рва». Однако восстания продолжались в 811, 829 и 932 гг.

В ходе покорения Испании арабы использовали войска берберов, которым в качестве платы за службу дали земли на севере эмирата. Один из знатных берберских родов Бану-Диль-Нун владел землёй в современной провинции Куэнка. В 887 году Муса, один из представителей рода Бану-Диль-Нун, сумел захватить Толедо и до своей смерти в 908 году править здесь как независимый эмир. После распада Кордовского халифата, усилившиеся Бану-Диль-Нун смогли захватить в свои руки власть в обширной области, основав независимое государство со столицей в Толедо (1035−1085). Однако распад халифата усилил натиск христиан, поэтому эмиры Толедо вынуждены были откупаться от набегов кастильцев. Это стало причиной роста налогов, вызвавшего обнищание и недовольство горожан. Среди них распространилось мнение, что проще стать поданными Кастилии, чем одновременно содержать и своего эмира, и кастильского короля.

В 1085 году после осады Толедо сдался Кастилии на почётных условиях: горожане должны платить те же налоги, что и прежнему правителю, взамен король Альфонсо VI обязался уважать их личные права и неприкосновенность имущества, а также право на свободу вероисповедания.

4 Гранада

До завоевания Испании маврами на месте Гранады стоял небольшой город Илиберри (Ильбира). Существует мнение, что в ходе завоевания город был покинут жителями. С установлением на территории Испании Кордовского эмирата столицей провинции Эльвира стала Мадинат Ильбира, находящаяся в 10 км от прежнего Ильбира, ввиду чего практически все жители переселились из старого города в новый.

Когда в начале XI века Кордовский халифат стал слабеть и распадаться, один наёмник из знатных алжирских берберов, Зави бен Зири, в 1013 году захватил власть в Эльвире и создал небольшое независимое государство. Исходя из требований безопасности, он перенёс свою столицу из Мадинат Ильбира дальше в горы Сьерра-Невада, на место прежнего Ильбира. Новый город получил название Мадинат Гарната, что в переводе с арабского означает «холм паломников». Династия Зиридов правила в городе до 1090 года, и за это время был отстроен его исторический центр, район Альказаба Кадима.

В 1090 году Мадинат Гарната подчинилась Альморавидам, а в 1145 году — династии Альмохадов. Военные неудачи Альмохадов привели к тому, что с 1224 года Андалусия фактически вышла из их подчинения, в ней начались междоусобные войны. Наиболее успешным среди эмиров оказался Мухаммад ибн Наср I (1238−1273), который сумел создать державу Насридов, более известную как Гранадский эмират. Со второй половины XIII века и до конца XV века это было единственное мусульманское государство, которое сумело выстоять под натиском христиан. Одной из главных причин этого было горное расположение эмирата, выгодное для обороны. Исходя из того же принципа Мухаммад ибн Наср в 1238 году сделал своей столицей именно горный Мадинат Гарната. Период правления Насридов стал для города временем расцвета и широкого строительства, приобретенные в то время очертания и разделение на кварталы во многом сохранились до сих пор. В то время были построены знаменитый великолепный дворец-крепость Альгамбра и загородная вилла Хенералифе. Мадинат Гарната стал мощнейшим центром мусульманской культуры во всём Западном Средиземноморье. Не малую роль в этом сыграл приток беженцев из разгромленных христианами эмиратов Андалусии. Город стал одним из самых мощных и процветающих центров ремесла и торговли во всей Европе. В Мадинат Гарната проживало около 165 тыс. жителей — по средневековым меркам это был огромный город. В нем проживали разные этнические и конфессиональные группы: арабская знать, берберы-наёмники, еврейские торговцы, муваллады и христиане.

После тяжёлой гражданской войны в Кастилии в 1474—1479 годах, королева Испании Изабелла I решила сплотить страну успешной завоевательной войной. В ходе войны 1482−1492 годов Гранадский эмират был захвачен, а сам Мадинат Гарната сдался 2 января 1492 года на почётных условиях, среди которых были: неприкосновенность имущества и свобода вероисповедания для горожан.

Испания — это страна с богатым историческим прошлым. Долгое пленение арабским народом, подарившее испанцам немало богатств, величественная империя и прекрасный золотой век, с одной стороны, и как противопоставление этому последствия и страдания военного времени, политический строй Франко, нищета. Конечно, всё это оставило свой след в истории и сегодня испанцы ощущают на себе отголоски своего великого прошлого.

Испания до н.э.


Фото: Наскальные рисунки в Альтамире

Примерно пятнадцать тысяч лет назад, в эпоху каменного века началась жизнь на Пиренейском полуострове. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки на севере страны, в Альтамире.

Но на севере Кастилии и Леона, в пещерах гор Атапуэрка были обнаружены окаменевшие человеческие останки и орудия труда. По мнению учёных, найденное относится к периоду около восьмисот тыс. лет назад, когда первые европейские обитатели сделали свою остановку на иберийском полуострове. И напрашивается вывод о том, что Испания стала для неандертальцев, которые держали путь в Африку, последним европейским прибежищем.

Эпоха неолита и начало цивилизации


Фото: Скульптура «Дама из Эльче», создателями которой являются иберы

Период, когда люди научились обрабатывать земли, ознаменовался и новым освоением Испании. За этот период возникали новые культуры, доходившие сначала до своего апогея, а потом угасали, уступая место новым. В этот период люди, населявшие полуостров, в основном занимаются собирательством, рисуют.

На севере полуострова проживают васконы, появление которых не совсем понятно, и по некоторым теориям их принято считать прародителями современных басков с их необычным языком. А к 500 году до н.э. самыми развитыми народами считаются иберы, племена которых населяли южное и восточное побережье. Именно иберы освоили использование металла. С противоположной стороны обосновались кельты. В местечке Месета проживают кельбериты, происхождение которых обязано смешением этих двух культур.

Период неолита характеризуется культурой кардинальной керамики и появлением скотоводства и земледелия. Более поздний неолит можно охарактеризовать началом индивидуальных захоронений с дарами. Это говорит о том, что скорее всего в Испании того времени уже начинает появляться первое социальное неравенство.

Начало завоеваний


Фото: Корабль финикийцев

Примерно тысячу лет до н.э. на юге полуострова высадились торговцы из Тира, это были первые финикийцы, ступившие на территорию Испании. Как оказалось, к тому времени испанская цивилизация достигла достаточно высокого уровня развития и была согласна вести дела с гостями.

Населявшие тогдашнюю Андалусию народы показали финикийцам оливки, ослов, чеканку монет, а в обмен получили полезные ископаемые. На территории появляются колониальные города, именно в это время появился и ныне существующий и претендующий на звание самого старого города Европы — Кадис.

Именно эту эпоху относят к появлению известной тартесской цивилизации, которая вела торговлю металлом с финикийцами. У современной истории мало фактов о существование этого богатого и развитого города или, возможно, даже целого государства.

Восточное побережье Испании колонизируют греки, обосновавшие такие города, как Дения и Эмпурьес. Однако все больше набирающий в то время вес Карфаген, затмевающий собой даже Тир, полностью подчиняет и восток, и юг полуострова. После их нашествия исчезает развитый Тартесс, а греки уходят с испанских земель.

Испания с приходом римлян


Фото: Картина «Вторая Пуническая война»

В 210 г. до н.э. карфагеняне под руководством Ганнибала терпят поражение во время второй Пунической войны. Это открыло путь для римской империи.

Продвигаясь по карте снизу вверх, римляне полностью вытесняют карфагенян с полуострова. Но, чтобы вывести с территорий лузитанцев и кельберитов знаменитой римской империи потребовалось еще две сотни лет. Единственный народ, который так и не склонил голову, были баски.

Римляне поделили Испанию на три провинции, сделав её второй по значимости после самой Италию. Это завоевание имело большое значение для развития полуострова в целом. Появление дорог, театров, акведуков и даже целых сводов законов, положительно сказалось на развитии Испании.

В этот период развивается торговля и земледелие. В свою очередь, Римская империя получает полезные ископаемые и новых солдат, пополняющих ряды легионов, и даже несколько известных императоров – Адриан, Марк Аврелий, Феодосий, Траян.

В это время практически весь полуостров говорит на латыни, даже само слово «Испания» имеет латинское происхождение и обозначает весь Пиренейский полуостров в целом. Вообще испанцы многим обязаны римлянам: появление единой испанской общности, распространение христианства, даже такие крупные города, как Барселона и Кордова имеют римское происхождение.

Вестготы

Со временем и великая Римская империя пришла к своему упадку. И примерно с пятого века н.э. начинается наводнение на испанские территории германских племён. Вандалы, пожалуй, самые отвратительные представители данных племён стремятся разрушить всё то, что дали испанцам римляне. Примерно в 414 вестготы вытеснили вандалов, образовав королевство со столицей Барселоной. Примерно три сотни лет эти племена правили в Испании.

Приход мавров


Фото: Испанцы и мавры

Вестготы держали Испанию в своих руках недостаточно крепко, что привело к возникновению большого интереса у арабов к этим территориям. И в 711 году правитель Танжира, Тарик ибн Сеид высадил свои войска на Гибралтаре, начав продвижение по полуострову.

Всего за десять лет арабы смогли изгнать вестготов, правящих почти триста лет испанскими территориями. С этого периода начинается мавританская эпоха в стране. Благодаря своей толерантности и культурности, арабы превратили Аль-Андалус (именно так назвали мавры испанские земли) в настоящую цивилизацию посреди средневековья.

Даже северные вторжения, лишь на время менявшие границы государства, не могли долго удерживать своих позиций. Центром мавританского государства была Андалусия. Арабы не стремились к полному искоренению языка и религии, населявшего полуостров народа. Восточную экспансию можно разделить на три этапа:

  1. Провозглашение Кордовы независимым от Багдада халифатом, начало процветания испанского общества.
  2. 11 век ознаменовался расколом халифата на несколько эмиратов и приходом с северной Африки альморавидов и альмохадов. Центр из Кордовы перешёл в Севилью.
  3. В 1248 году Севилья захвачена христианами, и центром мавританской Испании почти на три столетия становится Гранада.

Трудно назвать период нахождения мавров на полуострове оккупацией. По-сути, эти почти 7 веков арабского правления положительно сказались на развитии Испанского государства. Искусство, архитектура и литература ислама перемешались с древнегреческими учениями и древнеримскими ценностями, создав свой неповторимый стиль.

Реконкиста: путь освобождения


Фото: Реконкиста — война христиан против мусульман

С 718 года в Испании началась реконкиста – многовековая война христиан против мусульман. Началась она с вестготов, которые объединились под предводительством Пелайо. И лишь спустя семьсот семьдесят два года пала Гранада, и христиане вернули себе полуостров.

В ходе этой длительной войны и появились существующие сегодня районы Каталония, Наварра, Леона, Кастилия и Арагон. Сложность заключалась и в том, что сами регионы Испании воевали между собой примерно так же часто, как и с самими маврами, а для того, чтобы достичь результата, необходимо было объединяться.

К тому же за время столь долго правления мавров на испанских территориях, между мусульманами и христианами заключались браки, они говорили на одном языке и даже придерживались одинаковых взглядов. Наверно и этот момент можно назвать одной из причины столь затянувшегося изгнания мусульман.

В одна тысяча сто сорок третьем году происходит отделение Португалии. Кастилия и Арагон, встав под знамёна Сантьяго, возглавили дальнейшую борьбу, длившуюся до конца тринадцатого века. В это время арабы плотно обосновались лишь в Гранаде. И так происходило следующие 200 лет, когда на время затихла реконкиста.

Но перемены начались после союза Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, объединение этих королевств смогло разрушить последний арабский оплот в Испании. Так закончился период реконкисты.

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Мавр — кто это? Представитель жестокого и своевольного народа или тот, кто внёс неоценимый вклад в развитие культур разных стран? Где правда, а что является вымыслом?

Зарождение империи

Маврами называли жителей Мавритании, располагавшейся на севере Африки. Их история неразрывно связана с развитием ислама.

В XII веке в пророком Мухаммедом был основан город Медина. После этого народ, который до этого придерживался кочевого образа жизни, обрёл постоянное место для жизни. Затем они начали своё развитие, завоевывая новые земли, проповедуя ислам на восток и на запад.

Жажда знаний

Мавр — кто для которого важны завоевания? Вопреки общепринятому отношению к маврам, как к необразованным людям, нужно сказать, что это большое заблуждение. Для мусульманина знания имели важное значение. Из-за дневной жары кочевые народы передвигались в ночное время суток. Результатом чего стало появление такой науки, как астрономия. При встрече с представителями иных культур мавры старались получить как можно больше новых знаний. Они придавали особое значение книгам. Их ценность была очень велика и издавалось большое их количество.

Благодаря тому, что крестоносцы создали нелестную славу мусульманам, то многие не знают точно мавр - кто это? Полагая, что это синоним слова «варвар».

На самом деле арабская культура была открыта новым знаниям. После захвата Египта мавры получили доступ к что позволило им серьезно расширить свой кругозор. Многие труды были переведены на арабский язык. Нужно заметить, что арабы и берберы, исповедующие ислам, также назывались маврами.

Же старалась максимально оградиться от новых знаний, что значительно тормозило ее развитие.

Мавры в Европе

Преодолев Гибралтар в 711 году, мавры пришли на За 4 года захватив большую территорию вплоть до Франции. Учитывая тот факт, что Европа тех времён была в глубоком кризисе, многие города были только рады были получить довольно сильного покровителя, который мог защитить от воин и набегов племен. Несмотря на то что ислам был неведом населению Пиренейского полуострова, они довольно легко стали принимать новую религию. Многие города были отстроены практически заново, основным стала Кордова. Мавр - кто это и каков его вклад в развитие Испании? Были привнесены новые технологии: для полива садов использовалась оросительная система, в домах сущестсвовал водопровод и канализация.

Особое значение имела бумага, которую в Европе узнали благодаря арабам. Неудивительно, что в Кордове было 10 библиотек. В Толедо зародились основы современной алгебры и химии, только здесь можно было изучать труды по математике и астрономии.

Крестовые походы, которые своей целью ставили избавить страны Европы от захватчиков - мавров, безжалостно уничтожали их, строения и все технические сооружения. Людей насильно, под страхом смерти и отбора имущества, заставляли принять католицизм. Таким образом, новая, но амбициозная культура вытеснила более развитую, давшую Европе очень многое за XII веков влияния.

Довольно часто можно услышать фразу: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Это цитата из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», написанной И. Ф. Шиллером в конце XVIII века. Фраза является символом беспринципного использования человека в своих целях. Отношение к нему было, как к орудию для достижения цели, которое было больше не нужно, после совершения действия.

Как часто мы употребляем слова и даже не задумываемся об их значении? Многие из них становятся настолько привычны, что со временем теряют первоначальный смысл. В литературных источниках восемнадцатого и девятнадцатого века довольно часто употребляется слово "мавр". Это какая национальность? Откуда пошло это название? И почему оно так редко встречается сейчас? Мы ответим на все ваши вопросы по этой теме.

Мавр - это кто такой?

Чтобы понять значение слова, необходимо понимать, из какого языка оно пришло к нам. По поводу происхождения названия "мавр" ученые спорят до сих пор. У этого слова достаточно типичное произношение для многих языковых групп. Но в своем большинстве научное сообщество пришло к выводу, что слово "мавр" - это выходец из латинского языка. В дословном переводе оно означает "житель Маврикии" или "мавританец". Близка и греческая версия происхождения этого слова, в переводе с древнегреческого наречия оно может звучать как "темный" или "черный".

Кого называли маврами?

Значение слова "мавр" дает некоторое представление о том, кого относили к этой национальности. Но на самом деле не все так просто. Жители разных стран называли маврами абсолютно разные народности. Единственное, что их объединяло, - это темный цвет кожи.

К примеру, в Средневековье так называли мусульманское население Испании, а также жителей Северной Африки. Для средневекового европейца было понятно, что мавр - араб. Они относили к этой категории всех темнокожих мусульман, пришедших на Пиренейский полуостров.

Испанцы же, в свою очередь, называли маврами коренных жителей Филиппинских островов, которые они открыли в первой половине шестнадцатого века. Судя по произведениям русских классиков, они имели свое представление о маврах. В книгах и поэмах девятнадцатого века к маврам относили всех темнокожих африканцев. Можно сказать, что в русском языке слова "мавр" и "негр" были синонимами.

В современном мире слово "мавр" используется довольно редко. Оно имеет некоторый уничижительный оттенок. Чаще всего можно услышать, как маврами называют арабских мигрантов, обосновавшихся в Испании. Во многих языках мира считается неприличным говорить в адрес человека - "мавр".

Мавр: иные значения

Стоит иметь в виду, что в современном языке существует еще одно значение для этого слова. На западе словом "мавр" называют простую карточную игру, в которую играют в основном на отдыхе. Она состоит из нескольких партий и может длиться несколько часов. Известны случаи, когда в нее играли больше двух дней. Такое возможно при участии в процессе игры компании из четырех-пяти человек.

В России данная игра известна под названием "101", она часто скрашивает долгое и скучное путешествие в поезде или становится развлечением в детском лагере. Помимо двух основных названий, эта игра имеет еще более пяти вариантов, под которыми она известна. В каждой стране мира используется свое привычное название.

Зная, что мавр - это не самое простое слово, которое имеет несколько значений, вы сами определите, использовать ли его в повседневной речи. Главное - применять его к месту и не ошибаться. Ведь именно такой подход характеризует грамотных и образованных людей.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт