Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид

10.10.2019

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877-1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое. Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас - самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спас итель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов.
Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года. комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже - как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 60-х годах, в главном куполе храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Авиабомба весом в полтонны как бы лежала на руках Спасителя, прямо в евангельском тексте «мир вам».

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.








Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.



Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.

Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора


Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.

Царь-Освободитель


Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.


Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.


В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.


Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Строительство и архитектура храма


Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.


Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.


Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.



Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.


Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.


К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.



Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.


В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.


Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.


К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» - художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.



Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.


При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.


Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.

Внутреннее убранство храма

Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.



Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.


Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты - канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».



В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.


Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.


В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.



На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.


На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.


Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.


Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.


Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.


Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» - «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.


Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.


В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» - в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.


Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.


Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.



В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.


Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.


Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.


В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.


В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.


При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.



Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.



Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.



Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.

Дом 2 А

Годы постройки: 1883 - 1907

Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом "настоящего русского стиля".

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр) - символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) - его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Русская православная традиция - возводить церковные сооружения в честь памятных событий. «Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке. Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным. Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма. Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III. Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества. Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом. В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале. В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты. Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид. Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах. На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя. Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов. При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы. Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат. Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.

Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.


Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.

Вместе с тем, проводимые государем реформы – земская, судебная, военная, образования и ряд других – хоть и несли в целом положительные изменения, но в их осуществлении были ошибки, что спровоцировало усиление революционного движения. Часть населения была недовольна нововведениями, и этим воспользовались радикалы, вступившие в борьбу с самодержавием – именно его они считали главным злом. В конце 70-х годов возникла организация «Народная воля», использовавшая в своих методах борьбы террор. Они поставили своей целью убить царя и ряд представителей высшего руководства страны, полагая, что их устранение приведет в движение массы, которые свергнут самодержавие, и огромная империя станет республикой.

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Жестокий теракт тщательно готовился, потому и достиг в этот раз своей цели. Это случилось в тот момент, когда император, возвращаясь с военного парада в Михайловском манеже, проезжал в своей карете по набережной Екатерининского канала: революционер Н. Русаков бросил в нее бомбу. Несколько человек из свиты получили тяжелые ранения, в том числе смертельные, но царь остался жив и отказался сразу покидать место покушения. Один из сопровождавших телохранителей с помощью толпы скрутил злоумышленника, другой подбежал доложить, что злодей уже пойман. «Слава богу, я уцелел, но вот...» - произнес император, указывая на раненых, стонущих на мостовой. В этот миг под ноги ему полетела вторая бомба, брошенная другим террористом, поджидавшим своего часа, - И. Гриневицким...

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей... во дворце... там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.



Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.



Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.


После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Видео: Храм Спаса-на-Крови зимой

Архитектурные особенности храма

Несмотря на то, что Спас-на-Крови строился как мемориальный храм в честь убитого императора, внешний вид его, скорее, праздничный и яркий. Храм украшают многочисленные фигурные наличники, кокошники, изразцы, разноцветная черепица. В основе культового сооружения – компактный четверик, увенчанный пятью главами, покрытыми четырехцветной ювелирной эмалью. Всего же их в храме, как уже было сказано выше, девять, и именно они создают ту неповторимую асимметрию, которая делает собор Спас-на-Крови одним из самых узнаваемых на берегах Невы и в России.



Роль центральной главы отведена 81-метровому шатру, в основании которого, на стене, находится 8 окон продолговатой формы. Их наличники выполнены в виде кокошников. Шатер, который вверху сужен, венчает фонарь с главкой луковичной формы с крестом. Она покрыта белой, зеленой и желтой эмалью в виде полосок, которые как бы обвивают её. Еще один элемент, придающий сооружению узнаваемость, – это увенчанная куполом колокольня, находящаяся в юго-западной части. Она имеет определенное сходство с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.

Трудно назвать материалы, которые бы не использовались в декоре храма Спаса-на-Крови: это и обычный кирпич, и гранит, и мрамор, и эмаль, не говоря уже о меди с позолотой и мозаике. Стены, башни и купола покрыты великолепными узорами. На фоне декоративного красного кирпича удивительно гармонично смотрятся арки белого цвета, аркады и упомянутые фронтоны-кокошники. Мозаика играет особенную роль внутри храма, занимая площадь 7065 кв. метров, и эта экспозиция относится к одной из крупнейших на всем континенте. Неудивительно, что Спас-на-Крови называют «музеем мозаики». Всё это великолепие было создано в мастерской В. А. Фролова на основе эскизов большого числа художников – Васнецова, Кошелева, Парланда, Нестерова и других. Мозаичные панно на евангельские сюжеты практически полностью покрывают стены, пилоны, потолки. Это потрясающее зрелище, которое впечатлит любого, поэтому обязательно советуем вам зайти внутрь.

С мозаичным убранством храма удивительно гармонирует пол, выложенный красочными орнаментами из мраморных плит. Из итальянского мрамора сделан и резной иконостас. А вообще в оформлении здания использовано более 20 видов различных минералов (разные типы мрамора, уральская и алтайская яшма, порфир, орлец и др.).

Место, где получил смертельное ранение император Александр II

Главным местом в храме Спас-на-Крови является фрагмент Екатерининского канала, включающий булыжную мостовую, тротуарные плиты и часть решетки – он выделен шатровой сенью из яшмы, вырезанной отечественными камнерезами. Этот фрагмент остался нетронутым еще с тех трагических и памятных времен, когда именно здесь получил смертельное ранение император Александр II. На этом месте было установлено «Распятие с предстоящими», выполненное из мрамора и гранита. Там всегда стоят красные гвоздики. По бокам этого уникального креста установлены иконы с изображениями святых.

Внешний облик храма и его внутреннее убранство, если говорить в целом, продуманы и выполнены таким образом, чтобы даже в мелочах подчеркивать его монументальность, подчиненность одной главной задаче – увековечению покаяния и памяти народа российского о невинно убиенном царе-освободителе.

Так, над полукруглым окном одной из колоколен Спаса-на-Крови находится мозаичная икона с изображением небесного покровителя императора – святого Александра Невского. В кокошниках мы видим изображения небесных покровителей других членов императорской фамилии. В нишах ложной аркады (они находятся в нижней части стен фасада) установлено два десятка досок, на которых высечены основные преобразования, связанные с правлением погибшего. Причем, доски не деревянные, а изготовлены из красного гранита.

К фрагменту набережной, где террористы смертельно ранили императора, приходили и приходят люди. Они возносят здесь молитвы об упокоении его души. Панихиды рядом с этим трагическим местом проводятся и сейчас.


Время работы

Собор Воскресения Христова на Крови работает ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, этот храм, как и многие другие достопримечательности Санкт-Петербурга, открыт для посетителей допоздна: он работает до 22:30. Кассы закрываются в 22:00.

Стоимость билетов

Цена одного взрослого билета в храм Спаса-на-Крови в 2016 году составляла 250 рублей. Дети и молодежь в возрасте 7-18 лет, а также студенты вузов, аспиранты, курсанты военных учебных заведений платили за билет 50 рублей. Такая же стоимость была установлена для пенсионеров из числа граждан Российской Федерации и Республики Беларусь. Обращаем внимание: для приобретения билета по льготной цене пенсионер должен предъявить не своё удостоверение, а паспорт.

Заказ аудиогида на русском, английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках обойдется в 100 рублей.


Художники рисуют храм Спаса-на-Крови

Как добраться

Ближайшая к храму Спас-на-Крови станция метро – «Невский проспект». По выходу, с правой стороны бывшего Екатерининского канала (рядом с Конюшенной площадью и Михайловским садом, недалеко от Марсова поля), вы увидите этот монументальный храм, построенный на месте одного из самых громких политических убийств позапрошлого столетия.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт