Где находится шпицберген к какой стране относится. Кому по праву должен принадлежать архипелаг Шпицберген

27.09.2019

Береговая линия архипелага изрезана множеством узких проливов и заливов, иногда с довольно крутыми берегами. Из проливов наиболее крупными являются Хинлопен,отделяющий Северо-Восточную Землю, и Стурфьорд, отделяющий Эдж и остров Баренца, от Западного Шпицбергена. Среди крупных фьордов надо отметить Ис-фьорд, Бельсунн и Хорсунн (на юге Западного Шпицбергена) и Конгс-фьорд Вуд-фьорд и Вейде-фьорд (на севере того же острова). Крупные полуострова, ограниченные проливами и фьордами, имеют собственные названия, например, Земля Диксона, Земля Улова, Земля Норденшельда Земля Нью-Фрисланн и так далее.




Геология и рельеф

Главное, что сделало Шпицберген таким популярным и посещаемым местом, это, конечно, громадные залежи каменного угля, местами довольно высокого качества. Такие залежи объясняются тем, что около 300 млн лет назад, во время образования основных угольных залежей на Земле, Шпицберген болтался где-то недалеко от экватора, и, надо полагать, растительность там была буйная. С того времени, острова понемногу уплыли к полюсу, а остатки древовидных папоротников превратились в каменный уголь. Помимо угля на архипелаге имеются нефть, мрамор, граниты, фосфориты, отмечены появления многих металлов - меди, цинка, свинца, золота, серебра, урана и др. Можно найти и минеральные источники.

В целом, ландшафты Шпицбергена напоминают например хибинские - длинные плосковерхие горы, широкие речные русла, сами реки довольно мелкие со множеством небольших рукавов и иногда с заболоченными берегами. Единственное отличие - это масштаб, представьте себе Хибины и помножьте все примерно на четыре, правда высота гор примерно такая же. Все расстояния действительно огромны, к точке до которой на глаз максимум часа два, можно идти почти полдня. Перейти речную долину, кажущуюся совсем не страшной с перевала, оказывается целым делом. Ошибка глазомера, опять же привыкшего к Хибинам, усугубляется тем, что совершенно отсутствуют какие-либо предметы стандартного размера, как-то деревья, люди, постройки, по которым можно было бы оценить расстояние.

Подавляющая часть территории занята горами, некоторые выполаживания встречаются в основном вдоль берега океана и на крупных ледниках. Наивысшая точка архипелага - гора Ньютона имеет высоту 1712 метров, средние высоты на Земле Норденшельда 800-1000 метров. Горы, как уже говорилось, напоминают хибинские, но более разрушенные, с многочисленными осыпями из мелкого щебня и торчащими из них участками более прочных пород. Хотя Шпицберген переводится как "острые горы" островерхих гор почти нет, встречаются пирамидальные вершины, такие как известная горная троица - "Три Короны" , по названиям скандинавских стран - Нора, Свеа и Дана, расположенная возле Нью-Алесунна, или горы возле поселка Пирамида.

Очень живописны так называемые "храмовые" горы, на склонах которых чередуются осыпи и останцы, придающие им сходство то ли с крепостной стеной, то ли с колоннадой. Большие залежи угля на архипелаге, иногда окрашивают рассыпчатые горы в черный цвет, как-будто гигантский самосвал просто вывалил кучу угля.

Перевалы на острове довольно специфичны, понятно, что при небольших высотах набор на перевал так же невелик, но первое что поражает - это высота, с которой начинается ледник. Если на Кавказе это в среднем - 2500 метров, то здесь, на 200-300 метрах уже настоящий ледовый панцирь, и это не считая языков ледника,которые могут тянуться до берега океана.





Отдельное место занимают грязевые перевалы! Она освободились от ледника совсем недавно и целиком покрыты жидкой грязью, а вода, текущая с ледника, как Спрайт, не дает ей засохнуть. В результате, на таких перевалах грязь присутствует во всех возможных ипостасях: бывает жидкая, она течет по каким-то руслам, немного похожая на какао, ходить по ней нормально (ну просто грязно), бывает густая - она уже не течет, имеет достаточно ровную поверхность ибо залила все ямы на своем пути, провалиться в такую яму вполне реально, а вот вылезти надо постараться - грязь не хочет расставаться. И наконец грязь бывает твердая - там где подпитка водой прекратилась, образуются плиты и бугры засохшей грязи, растрескавшейся и превращающей пейзаж в марсианский.

Несмотря на то, что ледники Шпицбергена активно тают, они до сих пор занимают более половины всей территории островов (35.1 тыс. кв. км). Остров Северо-Восточная Земля почти полностью скрыт льдами, на Западном Шпицбергене так же встречаются крупные ледники, например в землях Нюфрисланн и Улава Пятого. Языки ледников часто достигают океана и обрываются в него крутыми склонами.

Долины рек очень разнообразны, некоторые из них вновь навевают какие-то внеземные ассоциации: очень странная, ровная каменистая пустыня, другие (они обычно ближе к океану) вполне зеленые, заросшие мхом и иногда заболоченные. В таких долинах часто встречаются так же поросшие мхом кочки, появившиеся от выпучивания ледяной линзы в вечномерзлых почвах.


В долинах, в удалении от океана, где колебания температур более резкие, встречаются камни интересных форм - одни прямоугольной формы, аккуратно нарезанные на кусочки (видимо треснувшие одномоментно) очень похожие на батон. Другие - почти идеально шарообразной формы. Первые бывают очень разных размеров, вторые обычно от теннисного до футбольного мяча, катать их тоже можно, но тяжеловато. Такие формы часто встречаются в высоких широтах, () можно посмотреть на каменные шары Земли Франца Иосифа.

Погода, полярные сутки Несмотря на крайне северное расположение, погода на Шпицбергене не очень жесткая - обычные температуры зимой находятся в пределах -18 - -12С, летом обычно 4-8 градусов тепла. Сильные заморозки (абсолютный минимум - 46.3С) или жара (до +21.3С) не характерны, видимо тут сказывается окружение океаном и прохождение рядом теплого Гольфстрима. Осадков тоже не много - около 200-300мм в год, за наше пребавание дождь шел всего 1,5 дня, правда почти постоянно. Зато, по вечерам и утрам обычны сильные туманы, часто сводящие видимость к нулю. Облачность повыше тоже обычное дело особенно над морем, тогда складывается ощущение, что выглядываешь из водопроводного люка - снизу плоский асфальт, на голове крышка, а все остальное видно в узкую щелку между.

А из явлений, происходящих нечасто, на Шпицбергене 1-го августа 2008 года хорошо наблюдалось солнечное затмение.

Погода

В целом погода летом показывает почти абсолютное постоянство - постоянство переменчивости. За три недели, которые мы провели на Шпицбергене, погода менялась несколько раз в течение суток, причем от одних суток к другим показывала завидную инвариантность - утром спускались облачность и туманы, днем все это разгоняло и до вечера обычно было солнце, к вечеру облачность возвращалась и снова пропадала ночью. Благодаря расположению архипелага в зоне высокой Арктики, здесь можно испытать на себе по полной программе и полярный день и полярную ночь. Почти четыре месяца в году, с мая по август солнце не заходит вовсе, с конца августа по начало ноября наблюдается чередование темного и светлого времени суток, пока к середине ноября не спускается полная ночь, когда солнце находится в 6 градусах за горизонтом. Обратный процесс проходит с февраля по середину апреля. Вот несколько фотографий, снятых глухой ночью арктического лета.

До 60% территории островов покрыто постоянными ледниками, если добавить к ним арктические пустыни в горах, щебнистые речные долины, то мест где возможна хоть какая-нибудь вегетация очень немного (всего порядка 6-7%). Наиболее плодородными являются долины крупных рек, особенно в районе устья, где они часто делятся на множество рукавов, вокруг которых развиваются мшанники и большинство высших растений архипелага.





Несмотря на кажущуюся скудность и реально суровые природные условия, флора довольно богата, только в районе Лонгира отмечено более 100 видов растений, а всего для Шпицбергена их около 170. Все это разнообразие занимает слой максимум в несколько десятков сантиметров над землей, никаких деревьев и кустов нет. То есть редко встречается полярная береза, но и она не превышает травянистые растения. Довольно часто встречаются белые и желтые полярные маки (Papaver polare) и дриады (Dryas octopetala), непонятно почему цветущие и в середине августа, то есть уже практически перед зимой.

Здесь также произрастают - смолевки (Silene acaulus), образующие яркие фиолетовые подушки на голой серой земле. Вообще места с растительностью выглядят очень броско, так как их выгодно оттеняет окружающая пустыня. Помимо цветковых, яркими пятнами выделяются моховые подушки и покрывающие камни лишайники.

На снегу растут обычные для высоких широт колонии красных водорослей, окрашивающих снег в соответствующий цвет.

На осыпных склонах в обилии можно найти различные окаменелые части растений - листья, стебли, части коры. Такое обилие растительных остатков объясняется, как и существование залежей каменного угля, прежним экваториальным расположением островов. В Лонгире даже существует такое развлечение для туристов - поиск окаменелостей, не понятно только что они делают с найденным, так как вроде вывозить их запрещено.

Видов млекопитающих на Шпицбергене мало, зато виды эти крутые. В первую очередь это белый медведь, возможность увидеть которого привлекает на острова множество народу. Впрочем большинство туристов предпочитает избегать непосредственных контактов. Популяция мишек насчитывает несколько тысяч голов и наиболее часто встречаются они в северо-западной части архипелага. Обычной добычей для них служат тюлени, однако, особенно зимой, медведи нередкие гости поселковых окраин, куда они приходят в поисках отходов с человеческого стола. Охотиться на них строго запрещено, часть медведей мечены маяками, позволяющими следить за их передвижениями, а места где они приносят потомство - наиболее охраняемые на Шпицбергене. При этом медведи строго говоря не являются наземными животными, поскольку большую часть жизни они проводят на покрывающих море дрейфующих льдах их считают морской фауной. Хотя детенышей они рожают все же на земле, в снежных пещерах. Хотя белый медведь и является символом Шпицбергена, посмотреть на него удалось только на плакатах - помимо предупреждающих знаков, образ активно используется и в рекламе.

В отличие от своих собратьев на материке, местные олени никогда не образуют большие стада, встречаясь обычно попарно или пара плюс мелкие. Максимум, что удалось увидеть - стадо около десятка особей. Численность оленей настолько велика, что на Шпицбергене, с его строгой охраной природы есть сезон охоты на них. А сброшенные рога на местах кормежки густо покрывают землю.


А на прибрежных скалах птицы устраивают настоящие базары. Посещение одного из базаров в Исфьорде - постоянная часть круизной программы для туристов.

В лонгирском кемпинге даже висит плакат рассказывающий как правильно проходить через чаечно-крачечные владения - птицы не только орут на незваных гостей, но и всерьез атакуют, череп наверное прошибить им все-же не под силу, но раскроить вполне легко. Хорошо, что природа обделила их мозгом, оставив одну установку - то, что у врага выше всего - это голова, целься в нее! Поэтому, они с остервенением бросаются на вытянутую над головой палку, позволяя не только спокойно пройти, но и пофотографировать злобных тварей:)



Природоохранные территории

Арктическая природа очень уязвима и долго восстанавливает нанесенные ей ущерб. Поэтому, на Шпицбергене, как одном из активно осваиваемых участков Арктики, о сохранении природы очень заботятся. Кроме того, охрана природы - отличный и очень удобный повод не допускать на острове, например, расширения российской угледобычи. На архипелаге есть множество (больше половины всей площади) охраняемых территорий разного статуса - резерваты, национальные парки и птичьи заказники.

Вся восточная часть архипелага входит в состав трех природных резерватов - Северо-восточного, с островами Северо-Восточная Земля, Белый, Земля Короля Карла, Юго-восточного (острова Баренца и Эдж) и резервата "остров Надежды". Самые строгие правила, запрещающие любые посещения наложены на Землю Короля Карла, здесь основное место размножения белых медведей.

На юге архипелага есть резерват "остров Медвежий". На Западном Шпицбергене всего два небольших резервата - моржовый на одноименном острове и резерват у Нью-Алесунна. Резерваты сходны по статусу с нашими заповедниками - это наиболее закрытые для посещения посторонними территории, получить разрешение на посещение у губернатора будет скорее всего невозможно. Вместо резерватов на Западном Шпицбергене сильно развита система национальных парков, находиться тут можно, но с соблюдением некоторых правил. Парки захватывают все районы острова - есть НацПарк "Южный Шпицберген", "Земля Норденшельда", "Земла Сассен-Бюнсов" и еще целая куча.

Как на территории резерватов и парков, так и вне оных расположены птичьи заказники, обычно привязанные к местам массовых гнездовий. Многие из них закрыты для посещения в течение лета.

Вы можете посмотреть карту природоохранных зон Шпицбергена, PDF 0,5Mb.

На Шпицбергене выделяют четыре природные зоны, на каждой расположены какие-либо охраняемые территории, однако расположены не равномерно а в зависимости от уникальности и распространенности этой зоны на всей территории Арктики. Более всего сохраняют зону полярных пустынь (под охраной до 90% территории зоны), занимающую в основном северо-запад архипелага. Далее по убыванию значимости и охраняемости идут арктические и средние тундры, а замыкает список зона внутренних фьордов (меньше 2% под охраной), на которой, например в устьях крупных рек, часто встречаются довольно богатые природные сообщества.



Как уже говорилось в первой части отчета, для посещения большинства районов Шпицбергена требуется регистрация и выпуск от губернатора, отчасти это продиктовано соображениями безопасности для посетителей, отчасти стремлением сохранить природу архипелага. Без регистрации разрешается посещать только так называемый центральный Шпицберген, или "туристический район №10", в который входят Земли Норденшельда, Сабине, Бюнсов и Диксона. Но даже здесь существует ряд правил, обязательных к выполнению:

1. Запрещено передвижение любых автомобилей кроме как по дорогам, исключение сделано для снегоходов, только по хорошему снегу да и то не во всех зонах. Это сделано в первую очередь потому, что растительный покров в арктике восстанавливается очень медленно и колея оставленная за один проезд может быть видна десятилетиями. Это правило кто-то из местных явно нарушает, причем кажется наши - возле перевалов несколько раз встречались следы крупного механизма. Судя по отпечатку протектора - это был то-ли ГАЗ-66, то-ли Урал.

2. Запрещен выброс мусора за пределами населенных пунктов. Закапывать его здесь бесполезно - в мерзлоте все равно не разложится, мало того, зарытое снова будет выталкиваться на поверхность. Все, что нельзя сжечь предлагается возвращать в поселки.

3.Посадка вертолетов разрешена только на спецплощадки, что ограничивает в первую очередь туристические вылеты, для себя губернатор делает исключение.

4. Запрещено ставить лагерь на растительном покрове если в обозримом пространстве есть места его лишенные. То есть предлагается ночевать на камнях вместо мягкой моховой подушки:(

5. В летнее время запрещен доступ к некоторым местам массового гнездования, лежбищам и так далее. Причем не только нельзя подойти пешком - нельзя пролетать на малой высоте, а судам рекомендуется обходить эти места подальше от берега.


Туристическая зона №10 находится в основном в природной зоне внутренних фьордов. Граница зоны №10 и наш маршрут, показаны ниже:


При всем этом на архипелаге не полностью запрещена охота и рыбалка. Разрешение на рыбалку может получить каждый, обратившись к губернатору, разрешение на охоту дается только местным. Причем охотиться можно и на крупную дичь - таким образом осуществляется регуляция численности северного оленя, у которого естественных врагов в общем нет. При этом охота разрешена только в специальное время, все остальное считается браконьерством и штрафы за это очень серьезные. К тому же по программе охраны, многим оленям на Земле Норденшельда вживляют датчики, позволяющие определять его местоположение и понять жив олень или нет, если такого подстрелить - есть все шансы познакомиться с полицией, вылетающей по сигналу этого датчика. Известна байка про русского, подстрелившего оленя без лицензии и носившего вырезанный из оленя датчик на груди, чтобы не спалиться перед полицией. На медведя конечно не охотятся, все шкуры, продающиеся в лонгирских магазинах - канадские. Применять оружие против медведя разрешается только в случаях очевидной угрозы жизни, а если учесть, что медведи, как и олени, снабжены датчиками то придется долго общаться с полицией, доказывая что ты не верблюд, и что это он на тебя первый напал:)

Шпицберген (нем. Spitzbergen, др. русск. Грумант), также Свальбард (норв. Svalbard) - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр - Лонгьир. Архипелаг и прибрежные воды - демилитаризованная зона. Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Предположительно, был обнаружен викингами или поморами в XII веке (был известен поморам под названием Грумант; сейчас так называется один из посёлков на островах). Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Первооткрывателем архипелага считается голландец Виллем Баренц в 1596 году, однако примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет свои претензии на острова заявили Англия и Дания. В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла.

В 20-x годах XX века Норвегия заявила права на остров, где уже проводилась добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями. В 1920 году, 9 февраля, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. В 1935 году к нему присоединился и СССР. Все страны, участвующие в договоре (39 стран), имеют право свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Но только норвежские и советские поселения пережили Вторую мировую войну и именно Россия и Норвегия в большей части осуществляют экономическую деятельность, в основном на острове Западный Шпицберген.

Отсюда также осуществлялись полярные экспедиции, например, полёты Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена - Эллсворта - Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгйир потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа. Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют ограничения, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона). На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добыча угля в шахтах осуществляется по концессии российским концерном «Арктикуголь» (ранее советский трест). На Шпицбергене (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько, и они проходили по поверхности. На архипелаге существует небольшой туристический бизнес. В 2000-е годы на острове было выстроено Всемирное семенохранилище.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Шпицберген
норв. Svalbard
Характеристики
Крупнейший остров Западный Шпицберген
Общая площадь 61 022 км²
Наивысшая точка 1712 м
Население 2642 чел. (2009)
Плотность населения 0,04 чел./км²
Расположение
78° с. ш. 16° в. д.
Акватория
Страна

Шпицберген

Шпицберген на Викискладе

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen ), также Сва́льбард (норв. Svalbard ), Спитсбе́рген (нидерл. Spitsbergen ), Гру́мант - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть . Административный центр - город . Архипелаг и прибрежные воды - демилитаризованная зона.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только , имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок , а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Этимология

Русское название «Шпицберген» заимствовано из голландского нидерл. Spitzbergen - это название дал архипелагу в 1596 году голландский мореплаватель В.Баренц, буквально оно означает «острые горы» (нидерл. spitz - «острый», нидерл. bergen - «горы»). У русских поморов употреблялось название «Грумант», которое считается искажённой передачей топонима «Гренландия», - по средневековым представлениям Шпицберген на севере соединялся с Гренландией, а её название известно в формах «Груланд, Грутланд». В самой Норвегии принято название «Свальбард» (норв. Svalbard ) - «холодный край», которое скандинавские мореплаватели XII века дали какой-то открытой ими северной земле, позже отождествленной Ф.Нансеном со Шпицбергеном.

География

Карта архипелага Шпицберген

Площадь архипелага - 61022 км².

Состоит из трех крупных островов - Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; семи более мелких островов - остров Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа, остров Вильгельма; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км².

Наиболее крупные острова:

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Многолетнемёрзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

Растительность тундровая - берёза карликовая (лат. Bétula nána ), полярная ива (лат. Salix polaris ), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.

Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из видов северных оленей), а также песец. Попытки интродукции на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. Также около берегов Шпицбергена изредка можно встретить нарвалов. На архипелаге в изобилии присутствуют морские животные - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населённым пунктам.

На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus ). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля - оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei . Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

Климат арктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6-7 баллов.

Природа

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды. Но они больше похожи на каледониды Гренландии, чем Скандинавии. Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад. Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско-раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре. К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии,(450-440 млн лет назад) Британские острова, остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи. 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов. Нынешние месторождения меди, хрома, никеля, титана, железа, цинка, урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху.

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене.

Военное значение

Географическое расположение Шпицбергена является чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры (пунктов базирования флота, аэродромов, радиолокационных и гидроакустических станций).

Советский Союз в своих переговорах с Норвегией неоднократно поднимал вопрос о совместном использовании территории Шпицбергена для обеспечения обороны острова, в частности для размещения советских военных баз на острове как в период Второй мировой войны, под предлогом необходимости защиты с суши северных конвоев, так и на заре Холодной войны, на фоне нарождающегося противостояния с США. Норвежский Стортинг неоднократно рассматривал вопрос о предоставлении территории СССР под военные нужды, но всегда отклонял эти проекты большинством голосов. Одно из последних голосований по этому вопросу относится к лету 1947 года, когда большинство парламентариев в очередной раз отказали СССР в создании военной базы на острове (из 112 голосовавших 11 проголосовали «за», 101 «против» строительства советской военной базы).

История

Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке.Свальбард впервые упоминается в «Исландских анналах» в записи под 1194 годом, сообщающей, что «найден Свальбард» (Svalbardi funnin ). Название «Свальбард» переводится как «холодные берега».

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников.

В 1596 году острова были открыты и документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили и .

Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. , наряду с и , и сегодня продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и запрет на экспорт китового мяса.

В 1743 году на острове Эдж (Малый Брун) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затерло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в .

В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский ученый Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в и сочинение, переизданное в 1766 году на французском в , а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили».

В 1765-1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius - ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре. В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова. Посещали Шпицберген и первые арктические туристы - состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.

С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда , Италия, и подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника - Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков. СССР интересовал не только местный уголь, но и рыба. Уже в 1934 году к Шпицбергену была отправлена экспедиция на зверобойном боте «Николай Книпович», которая обнаружила сельдь. За ней совершил рейс к островам корабль «Авангард», который вернулся в Мурманск с 25 тоннами улова после 18-дневного плавания.

С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

Во время Второй мировой войны, Шпицберген не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолётов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Шпицбергену отряд кораблей из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнём (одну из подожжённых тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 году). Высадка немцев на берег была менее удачной. Норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнём береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей.

Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди.

Современное состояние

Канатная дорога для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию ( , ) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена - 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Население

Население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение - , около 2000 человек, большинство - норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 - летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Религия

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге - православная часовня. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Экономика

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития туризма, с целью уменьшения дотационности региона, и расширения научно-исследовательского сектора. В связи с распадом СССР аналогичная диверсификация российского сегмента экономики из-за финансовых трудностей началась с опозданием.

См. также

  • Рубль Шпицбергена
  • Земля Франца-Иосифа

Примечания

  1. Поспелов, 2002, с. 475.
  2. Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. - Oslo, 2006, 203 p.
  3. В.В. Славинский. Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания. - Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. - Т. 2 . - С. 191-195 .
  4. А.И. Конюхов. Сколько было Атлантических океанов?. Проверено 11 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  5. О Шпицбергене. История. Сайт посольства России в Осло, Норвегия.
  6. Norway: Spitsbergen Decision. // Military Review . - July 1947. - Vol. 27 - No. 4 - P. 68.
  7. Очерки истории освоения Арктики. Том I. Шпицберген. Добаренцевый период в истории Шпицбергена
  8. Поморы с острова Грумант // Журнал «Вокруг света». Сентябрь, 1983
  9. Abraham Ortelius: Septentrionalium Regionum Descrip. (англ.) . Barry Lawrence Ruderman Antique Maps Inc.. Проверено 5 января 2015.
  10. Цетлин М. Заполярные Робинзоны // Наука и жизнь. - 1973. - № 2.
  11. Петр-Людовик Ле Руа. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных.
  12. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 97
  13. Svalbard"s history - the cruise book from Svalbard. Norsk PolarInstitute. Проверено 2 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  14. С. Патянин // Операция “Цитронелла”. цусима.org.ru. Проверено 10 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  15. Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: научно-информационный бюллетень / Совет Федерации, Ком-т по делам Севера и малочисл. народов / отв. за вып. В. Я. Стрельцов. - М. : Изд. Совета Федерации, 2007. - Вып. 6 . - С. 127 . Архивировано 17 февраля 2012 года.
  16. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 102
  17. РФ продолжит своё присутствие на норвежском Шпицбергене. Взгляд (24 марта 2009). Проверено 5 января 2015.
  18. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
  19. Николай Непомнящий, Михаил Курушин. [Кн. 4: Катастрофы в воздухе, Ч. 2: Хроника последних десятилетий] // Великая книга катастроф. - М. : Олма медиа групп, 2007. - 255 с. - ISBN 978-5-373-01023-8.
  20. Population in the settlements. Svalbard

Литература

  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат, 1977. - 144 с.: ил. с.
  • Шокальский Ю. М. -. Шпицберген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Наталья Козлова. Остров арестованных кораблей // Российская газета: газета. - 2005. - № 3904 .
  • Надежда Сорокина. Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета: газета. - 2006. - № 4024 .
  • Ле Руа П. Л. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных / Пред. М. И. Белова. Прим. В. Ю. Визе. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1975. - 56 с.: ил.
  • Зингер Е. М. Страна гор и ледников // Природа: журнал. - 1997. - № 8 .
  • Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. - 272 с.
  • Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты на Шпицбергене. - Москва: Недра, 1988. - 191 с.
  • Зингер Е. М. Шпицберген - ледовый архипелаг. - М. : Пента, 2006. - 302 с.
  • Наука на Шпицбергене: история российских исследований. - СПб. : ГАМАС, 2009. - 408 с.
  • Чернышев Ф. Н. Русская экспедиция на Шпицбергене. - Мир Божий. - 1901. - 261 с.
  • Н. Е. Королёва, Н. А. Константинова, О. А. Белкина, Д. А. Давыдов, А. Ю. Лихачёв, А. Н. Савченко, И. Н. Урбанавичене. Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). - Апатиты: Изд. К & М, 2008. - 132 с.
  • Михайлов И. А. Архипелаг Шпицберген: перекрёсток событий и судеб. - М. : Научный мир, 2004. - С. 226. - 1000 экз. - ISBN 5-89176-256-0.
  • Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
  • С. В. Радзиевская. Остров мужества.
  • Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / отв. ред. Р. А. Агеева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-17-001389-2.
  • David Roberts. Four Against the Arctic: Shipwrecked for Six Years at the Top of the World. (2003). Simon & Schuster. ISBN 0-7432-2431-0.
История картографирования и археологическое изучение
  • Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович; Рецензенты: д-р ист. наук В. П. Даркевич, канд. ист. наук В. И. Завьялов. Институт археологии РАН. - Изд. 2-е. - М. : Научный мир, 2009. - 96 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-91522-101-6.

Ссылки

  • Шпицберген // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Шпицберген в «Современной энциклопедии»
  • Шпицберген в БЭС
  • Шпицберген // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Sysselmannen.no - веб-сайт губернатора Шпицбергена
  • Svalbard Tourism - веб-сайт официального туристического совета
  • TopoSvalbard - интерактивная карта, Норвежский Полярный Институт
  • История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы»
  • Русскоязычный сайт - Шпицберген. Ру
  • В. Н. Анчишкин. Арктический роман

Путешествия

Где находится остров Шпицберген. Остров Шпицберген кому принадлежит?

27 апреля 2015

Остров Шпицберген остается для большинства россиян своеобразной «терра инкогнита» - неизведанной землей. Некоторые люди даже затрудняются ответить на вопрос о государственной принадлежности этой территории. Большинство знает лишь, что Шпицберген расположен где-то далеко на севере, за Полярным кругом, а Российская Федерация имеет на него какое-то право.

Стоит ли сравнивать этот остров с Курилами? Мы разъясним данный вопрос ниже. Несмотря на расположение «почти у Северного Полюса», путешествия на Шпицберген достаточно популярны. О том, когда ехать на заполярный клочок суши, где остановиться и что посмотреть, мы расскажем в данной статье.

Где находится остров Шпицберген

Начнем с маленькой поправки. Дело в том, что определение «остров» применительно к Шпицбергену будет некорректным. Это архипелаг. Лежит он всего лишь в полутора часах лета от Северного полюса. А потому типичный ландшафт - бескрайняя снежная пустыня, вечная мерзлота, белые медведи.

Архипелаг, общей площадью шестьдесят одна тысяча квадратных километров, состоит из трех больших островов, семи небольших и большого числа совсем маленьких. По-настоящему обитаем лишь самый большой - Западный Шпицберген (37 673 км 2). Там находится единственный аэропорт и столица края, город Лонгйир.

Кроме него на Западном Шпицбергене имеются поселки: Баренцбург, Ню-Олесунн, Грумант и Пирамида. Два последние сейчас обезлюдели. На других островах (Северо-Восточной Земле, Эдж, Баренца, Белом, Конгсёйа, Вильгельма, Свенскёйа) людей живет не более десятка, да и то только в летний период. Численность населения всего архипелага не превышает трех тысяч человек.

Климат

Остров Шпицберген лежит в Северном Ледовитом океане между 76 и 80-м градусами северной широты и 10°-32° восточной долготы. Однако такое расположение вовсе не означает, что архипелаг - сплошная арктическая пустыня. Благодаря Шпицбергскому течению (ответвлению Гольфстрима) море возле берегов никогда не замерзает. Климат на архипелаге не настолько суров, как в других местах на тех же широтах. Например, средняя температура воздуха в январе здесь всего 11-15 градусов ниже нуля. В июле столбик термометра поднимается лишь до +6 °С.

Туристических сезонов здесь два: начиная с марта и по май приезжают любители зимних забав и желающие приобщиться к суровой заполярной зиме. Они катаются на снегоходах, любуются северным сиянием. С июня по август архипелаг посещает совсем другая публика. Туристы наслаждаются полярным днем, каякингом среди айсбергов, наблюдением за белыми медведями. Есть и такие, которые рассматривают этот архипелаг как перевалочную базу на пути к покорению Северного полюса.

Видео по теме

Природа

Норвежцы называют остров Шпицберген Свальбардом, что означает «студеный край». А голландец Баренц назвал архипелаг не по климатическим характеристикам, а по рельефу - «Остроконечные горы». На языке первооткрывателя это звучит как Шпиц-Берген. Наивысшей точкой является пик Ньютон. Он находится на Западном Шпицбергене. Его высота не слишком большая - 1712 метров, однако географическое положение горы превращает ее в покрытую снегом глыбу.

Кстати, ледники покрывают более половины площади всего архипелага. Даже летом можно встретить островки снега. Берега у островов изрезаны, много фьордов. Растительность здесь типично тундровая. Встречается карликовая береза, полярная ива, лишайники и мхи. Наиболее часто встречающийся зверь - белый медведь. Обитают тут также песец и шпицбергенский олень (самый низкорослый из всех северных видов). Птицы в основном прилетают на летний период. На зиму остается лишь полярная куропатка. Зато море вокруг берегов Шпицбергена кишит разнообразной живностью. Тут водятся киты, моржи, белухи, нерпы.

История

Скорее всего, архипелаг был открыт средневековыми викингами. В летописи 1194 года упоминается некий край Свальбард. Примерно с XVII столетия остров Шпицберген стал известен поморам. Те называли его Грумант. Для мира архипелаг открыл голландский мореплаватель Вильгельм Баренц в 1596 году, хотя приблизительно в то же время на картах нашей страны появились острова, названные Святыми Русскими.

Поскольку Баренц описал, что видал в здешних водах огромное количество китов, к берегам устремилось множество рыболовных суден. Вскоре свои претензии на острова стали предъявлять Дания и Великобритания. В 60-х годах восемнадцатого века здесь побывали две научные экспедиции, организованные М. Ломоносовым.

Несмотря на то что русские не построили тут ни одного поселка, некоторые поморы летом приезжали сюда для промысла. Когда животных на архипелаге осталось критически мало, острова были заброшены в течении ста лет. Новый всплеск интереса к Шпицбергену возник на переломе XIX-ХХ веков, когда человечество вознамерилось достигнуть Северного полюса. Свободные от льдов воды и относительно мягкий климат острова использовались арктическими экспедициями. Шпицберген стал основной отправной базой.

Остров Шпицберген: кому принадлежит?

Когда на архипелаге были найдены мощные залежи угля, интерес к затерянным за Полярным кругом островам вновь обострился. Но в 1920 году вопрос о государственной принадлежности земель наконец-то решился миром. В Париже был подписан так называемый Шпицбергенский трактат, согласно которому архипелаг отходил под суверенитет Норвегии. Однако, согласно этому соглашению, все стороны договора (Великобритания, США, Франция, Япония, Швеция, Италия, Нидерланды и позже СССР) сохраняли за собой право разрабатывать полезные ископаемые.

Нужна ли виза для посещения архипелага?

Теоретически нет. Ведь неважно, чей остров Шпицберген, граждане всех вышеперечисленных стран-подписантов могут свободно посещать архипелаг. Однако на практике добраться до Шпицбергена прямиком из России не так то просто. Лишь в сезон туда изредка отправляются чартерные рейсы, а места в самолетах зарезервированы за полярными исследователями или госслужащими. Поэтому туристы вынуждены лететь через Осло (компаниями SAS и «Норвежские авиалинии»). А это требует многократной шенгенской визы для въезда в Норвегию. Можно посетить архипелаг и в ходе роскошного круиза на океанском лайнере «Капитан Хлебников».

Туризм

Власти Норвегии очень быстро переориентировали экономику архипелага в условиях уменьшения поголовья китов и белых медведей и падения цен на уголь. Сейчас главная ставка на экотуризм. Направление новое. Пока что лишь две тысячи туристов ежегодно посещают холодные острова. Не способствуют развитию этой отрасли и цены. Здесь все дорого: от отельного номера (самый простой эконом-вариант обойдется в сто долларов за ночь) до еды. Однако богатых туристов это не останавливает. Подъем к ледникам, морской рафтинг, катание на собачьих упряжках, сбор окаменелостей (их на архипелаге очень много) - все это входит в обязательную программу.

Острова - беспошлинная зона торговли. Благодаря ей население архипелага живет зажиточнее норвежцев на континенте. От трудовых мигрантов защищен остров Шпицберген. Работа на многих шахтах прекращена и они переоборудованы в музеи. Не прекращают выработку угля лишь российские горняки. Хотя эта добыча нерентабельна и находится на дотации государства.

Денежный скандал

В 1993 году Московским двором была отчеканена юбилейная монета «Остров Шпицберген». На ней был изображен белый медведь и карта архипелага. Поскольку на деньгах имелась надпись «Российская Федерация», Норвегия восприняла это как посягательство на ее территорию. Дипломатический скандал был исчерпан лишь тогда, когда эти деньги были изъяты из обращения. Оставшиеся на руках у коллекционеров монеты пользуются высоким спросом.

Собаки в упряжке

В состав архипелага входит три крупных острова: Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген, Эдж. Кроме них имеется несколько поменьше: Земля Принца Карла, остров Вильгельма, Баренца, острова Белый, Свенскёйа, Медвежий и другие еще более мелкие. Административным центром является город Лонгйир. Свальбард – норвежское название архипелага, что переводится как «холодные земли».

Здесь путешественник может полюбоваться на горные пики, бескрайние заснеженные просторы и полярных животных. Сфера туризма на островах развита очень хорошо, поэтому гости местных земель без проблем могут выбрать занятие по душе.

Остров Шпицберген

История


Считается, что Шпицберген был открыт викингами примерно в ХІІ веке, а с XVII упоминается поморами под именем Грумант. В конце XVI века голландец Виллем Баренц «официально» открыл острова, задокументировав их расположение и описания. Главный из них был им назван Спитсберген, что означает «остроконечные горы». Здесь были обнаружены большие колонии китов, а также моржей, что послужило началом их промыслового истребления.

Уже в XVIII здесь практически полностью были уничтожены животные, а интерес к островам сильно упал. Однако уже в XIX веке на архипелаге снова закипела деятельность – началось бурное развитие арктического туризма, а также полярных исследований. Острова выступали в качестве прекрасной базы для известнейших полярных исследователей со всего мира. А через некоторое время были даже обнаружены залежи каменного угля. В дальнейшем они активно разрабатывались европейскими странами и Россией.


Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Сегодня Шпицберген практически полностью является заповедной территорией, что дало возможность во многом восстановить флору и фауну островов. Именно поэтому, кстати, следует соблюдать предельную осторожность, покидая населенные пункты – нередки нападения белых медведей.

Осторожно, медведи! - знак распространяется на всю территорию Шпицбергена

Коренного населения здесь никогда не было, с началом промысловой деятельности селились охотники, рыболовы и шахтеры. Сегодня на островах проживает достаточно много людей, принадлежащих более чем к 40 национальностям.

Виды отдыха

Зимой здесь можно совершать лыжные прогулки, осваивать некоторые спуски, кататься на собачьих упряжках, участвовать в сафари на снегоходах. Летом горные прогулки можно прекрасно совместить с отдыхом на воде: лодочные круизы, плавание на каяках. Также в летнее время туристы катаются на колесных собачьих упряжках, посещают экскурсии по птичьим базарам или лежбищам моржей. Популярно посещение старых шахт, ледяных пещер, ледников, местных фьордов.

Также здесь имеется несколько рукотворных достопримечательностей: церковь Лонгьира, музей и галерея Шпицбергена, Хранилище Судного Дня, университет и так далее. В местных барах, ресторанах и пабах вы сможете попробовать блюда из мяса кита, дикого оленя, тюленя, озерной форели, рябчиков.

Туристам

С марта по август здесь продолжается полярный день. Именно в этот период стоит ехать на Шпицберген. Бродить по здешним местам в полярную ночь очень опасно. В силу суровых климатических условий, туристов не выпускают из населенных пунктов без надлежащей экипировки, страховки, сигнального пистолета, а также радиостанции либо спутникового телефона.



Все туристические перемещения строго контролируются норвежскими властями. Кроме того, чтобы покинуть населенный пункт необходимо получить разрешение, но это несложно.

Гостиничная индустрия и туристический бизнес вообще здесь достаточно развиты. Единственный нюанс – все очень дорого. Так, за одну ночь в отеле путешественникам приходится выкладывать до 120 долларов. Однако это не останавливает туристов, желающих ощутить все прелести полярной зимы.



Поездки на Шпицберген в основном организуют Норвегия и Россия. Основная часть путешественников, в том числе российских, летят через Осло до Лонгйира с пересадкой в Трумсё. Однако существуют и прямые маршруты, которые актуальны в летнее время. Отыскать их можно, изучив расписание рейсов авикомпаний SAS и Norwegian.

Будьте готовы к тому, что весной и осенью вам придется управлять снегоходом, чтобы перемещаться по здешним дорогам. А летом очень кстати будут навыки плавания на весельной или моторной лодке, а также каяке.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт