Формирование абсолютной монархии во франции. Франция в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

29.09.2019

Короли Франции принимали непосредственное участие в развитии этой великой страны. Ее история началась еще в первом тысячелетии до нашей эры. Вначале на территории современного государства проживали племена кельтов, а на морском берегу находилось большое количество колоний Греции. Согласно древним источникам, примерно в это же время Юлию Цезарю удалось подчинить территории, населяемые галлами. Великий полководец даже дал название отвоеванным землям - Галлия Комата. После падения Рима Франция трансформировалась в государство готов, а они, в свою очередь, были стремительно вытеснены франками.

Версия историков

В настоящее время принято считать, что будущие французы прибыли на территорию Западной Европы из Причерноморья. Они стали населять земли от самых берегов Рейна. Когда Юлиан передал франкам обширные земельные угодья, с не меньшим энтузиазмом они принялись осваивать южные территории. Уже к 420-му году большинство франков пересекло Рейн. Их предводителем был Фарамонд.

Короли Франции, список которых после Бонапарта все еще пополнялся, правили в крайне тяжелых условиях. Так, Наполеон Второй был свергнут через несколько дней после восхождения на престол, Луи-Филипп был вынужден сразу же отречься от почетного титула и стать королем французов, но не Франции. Наполеон Третий был взят в плен в Пруссии и низложен. У власти снова должны были оказаться монархи, но претендовавшие на трон Карл Х, Генрих V и Филипп VII так и не смогли договориться между собой. Короны правителей были распроданы по частям в 1885 году. Франция стала республикой.

Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов, внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.

Начиная с XVI века, формируются новые прогрессивные капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Появляется мануфактура в судостроении, в горном деле, в металлургии, в книгопечатании. Образовались крупные экономические центы в Париже, Марселе, Лионе, Бордо.

Развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка, а зарождение капиталистических отношений вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Наряду с основным классом эксплуататоров- феодалов появился новый класс эксплуататоров - буржуазия, основу которого составляли купцы, ростовщики, мануфактуристы. В этот период возрастает внешняя торговля Франции с древне-европейскими странами.

Но сдвиги в сторону капитализма медленно меняли характер французского общества. Феодальные производственные отношения были по-прежнему господствующими.

В этот период происходит перевод части крестьянской повинности в соответствующие денежные платежи.

Многие буржуа покупают должности в королевских судах или административных органах, которые передаются по наследству (эдикт 1604 г.). Некоторые должности давали право носить дворянский титул. Правительство Франции шло на это, так как постоянно нуждалось в средствах. Король передает значительную часть налоговых поступлений привилегированным сословиям в виде жалований, субсидий, пенсий. Королевский фиск становится важнейшим инструментом эксплуатации крестьянства. И дворянство, желая увеличить доходы, постоянно требует от короля увеличения налогообложения.

К началу XVI века Франция предстает единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

Значимую роль в становлении существующего строя во Франции сыграл первый министр Людовика XIII - Ришелье. В период с 1624- 1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма.

При Людовике XIV (вторая половина XVII - начало XVIII века) французский абсолютизм достигает высшей ступени своего развития.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

Но формирование абсолютизма постепенно лишало феодальную знать страны влияния в королевском совете и в провинциях.

В XVIII веке в промышленности окончательно утвердился, а в сельском хозяйстве усилился капиталистический уклад. Феодально-абсолютистский строй стал затруднять дальнейшее развитие производительных сил.

По мере укрепления буржуазии росла ее оппозиционность к абсолютной монархии.

Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства. Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Отзыв был возможен лишь за должностное преступление и только в судебном порядке.

В период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена религиозных войн, правительство, с целью привлечения влиятельной знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном аппарате, которые впоследствии стали достоянием отдельных аристократических семей.

Проблемы, возникшие при формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой системы государственных органов. Важнейшие посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

Во главе органов государственного управления стоял Генеральный контролер финансов, он же являлся министром финансов, и четыре государственных секретаря, курировавших военные, иностранные, морские дела и дела двора. Значение и влияние Генерального контролера финансов определяла его компетенция, куда входили сбор и распределение денежных и иных ресурсов королевства, а также контроль и проверка должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, финансы, государственные работы по строительству портов, крепостей, дорог и т.д.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались королем в узком кругу лиц. Этот круг назывался Малым королевским советом. Структура аппарата Генерального контролера походила на систему министерства.

В период абсолютизма территория Французского королевства имела многоступенчатое деление, куда входили женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства и др.

Важное место, как и в структуре любого государства, заняла полиция, которая была наделена королевской властью широкими полномочиями. При этом необходимо отметить, что произвол и коррупция были нормой поведения чиновников полицейского ведомства. Значительное внимание уделяется цензуре книг и рукописей. Процветает перлюстрация частной корреспонденции.

Основной опорой для всего государственного устройства являлись финансы, которые в основной своей массе формировались из налогов. Для увеличения денежных средств, поступающих в казну государства, король был наделен правом самостоятельно вводить новые налоги и различные сборы. Регулярно увеличивались косвенные налоги на основные продукты и другие товары потребления. Следует отметить налоги на соль, табак, бумагу и др.

Установленная во Франции откупная система налогов делала положение податных сословий особенно тяжелым. Суть системы заключалась в том, что правительство передало право сбора налогов частным лицам - откупщикам, которые еще до начала сборов выплачивали ему всю сумму налогов. Затем откупщики собирали с населения налоги в свою пользу со значительным превышением. Откупщиками, как правило, были богатые буржуа. В случае необходимости помощи для сборов налогов посылались войска. При этом были расстрелы, избиения, облавы и т.д.

В период абсолютной монархии во Франции установилось несколько судебных систем. Был суд королевский, синьориальный, городской, церковный. При этом четкого разграничения компетенции установлено не было. Это порождало дублирование и волокиту.

Очевидно просматривается в этот период усиление роли королевских судов. Королевская юстиция получила право принимать к судебному производству любые дела из некоролевского суда на любой стадии рассмотрения. Королевский суд состоял из трех инстанций: судов превотальных, бельяжных и судов парламентов. На рассмотрении особо важных дел присутствовал король, возглавляющий заседание.

Абсолютизм завершил создание регулярной армии, которая была многочисленна и хорошо оснащена. Армия имела четко выраженный классовый характер. Желающий стать офицером должен был доказать свое дворянское происхождение.

По мере укрепления экономических позиций буржуазии и усиление ее во всех сферах жизни росла ее опозиционность по отношению к абсолютной монархии. Она требовала отмены внутренних таможен, понижения пошлин, ликвидации привилегий духовенства и дворянства, уничтожения феодальных порядков в деревне и т.д.

При Людовике XV Франция вступила в период острейшего кризиса абсолютизма. При Людовике XVI Генеральный контролер Тюрго пытался провести реформы буржуазного характера, но они были сорваны противодействием привилегированных сословий, что еще более обострило революционную ситуацию.

Характеризуя основные звенья государственного механизма абсолютной монархии необходимо отметить основные черты существующего в рассматриваемый период права. В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, то есть население подчинялось тем нормам, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа можно объяснить, во-первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Происходила замена племенных обычаев местными. Здесь необходимо подчеркнуть, что в период феодально-раздробленного государства источником права являлись обычаи. Рассматривая общее правовое построение во Франции можно заключить, что вплоть до ликвидации абсолютной монархии она не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писанного права» На ней действовало римское право, приспособленное с учетом обычаев к новым условиям. Территория севера Франции считалась «страной обычного права», так как территориальные обычаи являлись там основным источником права.

Писанными источниками права являются акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. В XVII-XVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса, гражданского права, в области торговли и мореплавания. В 1785 году издается так называемый «черный кодекс» о положении рабов в колониях. Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства.

В период абсолютизма гражданский процесс отделяется от уголовного. Процессы сочетали письменное производство с публичным и устным характером судебного разбирательства. При этом, кроме истца и ответчика были представители государства и представители сторон.

Абсолютизм был последним этапом в развитии французского феодального государства. В ходе Великой французской революции 1789-1794 гг. феодализм и его важнейший институт - монархия прекратили существование.

Общественное устройство в период абсолютной монархии

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV века в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш-ленности и сельском хозяйстве:

♦ в промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая
сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмас-терьев и крестьян;

♦ выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

♦ капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники, и тор-говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как след-ствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее пред-ставительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани-ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело-век, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав ко-торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк-ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ-ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав-лялся также в результате пожалования специальным королевским ак-том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

~ на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи-нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты;

~ на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно-рабочие, безработные.

Государственное управления в пери-од абсолютизма

В пери-од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.) французский абсолютизмдостиг высшей ступени своего развития. Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, чтокороль - на-следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол- нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо-ванный государственный механизм, административно-финансовый ап-парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко-роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про-грессивную роль:

Вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят-ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

Нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строитель-ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино-странные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель-ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

привилегии духовенства и дворянства;

феодальные порядки в деревне;

высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентриро-валась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось.Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

. унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

. учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава-лись, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещатель-ный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво-рянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен- ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де-лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики кос-венных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

* утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про-шлое и замещались знатью;

* фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч-но назначались лица незнатного происхождения.

Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Судоустройство Франции в период абсолютной монархии

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

королевские суды;

сеньориальные суды;

городские суды;

церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усилениекоролевских су- дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и граж-данских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судо-производства лишь функции органов предварительного дознания. В об-ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судовпревотальных, бальяжных и судов парламентов .

Функционировали суды специальные , где рассматривались дела, затра-гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек-тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офи-церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при-давало армии ярко выраженный сословный характер.

Введение


В XIV-XV вв. европейские короли, все более сосредотачивая в своих руках власть над своими странами, должны были опираться при достижении своих целей на те или иные сословия. Однако в XVI-XVII веках власть монархов становится централизованной, почти бесконтрольной и независимой ни от каких представительных органов. В Западной Европе возникает новый тип государственного устройства - абсолютная монархия. В XVII веке она будет переживать пору своего наивысшего расцвета, но уже в XVIII веке вступит в эпоху кризиса.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Считается, что наиболее последовательны в построении абсолютной монархии были французские короли, а французские философы внесли наибольший вклад в теорию абсолютизма. Поэтому французский вариант абсолютизма рассматривается как наиболее типичный, классический.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Серьезным тормозом на пути возникновения абсолютной монархии становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI веку французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Целью данной работы является знакомство с абсолютной монархией во Франции и выявление изменений в правовом положении сословий в ХVI - ХVIII веках.

Задачей является обозначить предпосылки формирования, становления и развития абсолютизма во Франции.

Данная курсовая работа изложена на 26 страницах и состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.

В первом разделе отражаются изменения в правовом положении сословий в ХVI - ХVIII веках. Второй раздел «Возникновение и развитие абсолютной монархии во Франции» раскрывает причины формирования и развития абсолютизма и включает в себя три подраздела. Третий раздел данной работы показывает развитие финансовой системы и экономической политики в период абсолютизма и содержит два подраздела. Четвертый раздел отражает изменения в судебной системе, армии и полиции и включает в себя два подраздела.

.Изменения в правовом положении сословий в ХVI-ХVIII вв.


Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К ХVI веку французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В ХII веке в связи с участившимися подделками дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.

Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к «выскочкам», получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине ХVIII века было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.

Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями, были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимущественное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль.

Подавляющую массу населения во Франции в ХVI-ХVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Тяжёлой и разорительной для крестьянства была система прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам.

Возникновение и развитие абсолютной монархии во Франции


1 Возникновение абсолютизма


Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества ХVI-ХVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в ХVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в ХVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в ХVII-ХVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине ХVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли могилой нации.


2 Усиление королевской власти


Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в ХVI веке Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В ХVI веке (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в ХVI-ХVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик ХIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины ХVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: «король божьей милостью». Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику ХIV: «Государство - это я!».

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что «король трудится для Государства».

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: «один король, один закон». У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.


3 Создание централизованного аппарата управления


При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В ХVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике ХIV, а также при Людовике ХV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце ХVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике ХIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В ХVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике ХIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение, начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик ХIV в 1661 году создал Большой совета, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале ХVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу ХVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно кроли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине ХVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине ХVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце ХVII в. приходит в упадок.

3. Финансовая система и экономическая политика в период абсолютизма


1 Государственные финансы

абсолютный монархия франция финансовый

Финансовая система Франции ХVII - ХVIII вв. основывалась преимущественно на прямых налогах с населения. Размеры налоговых сборов никогда не были определены сколь-нибудь точно, и сбор их порождал огромные злоупотребления. Периодически сбор налогов переводился на откупа, которые затем отменялись в связи с бурными протестами и недоимками, а затем так же регулярно возрождались.

Основным государственным налогом была историческая талья (вещная и личная). Платили его исключительно лица третьего сословия, хотя и среди них были освобожденные от налога: служившие во флоте, студенты, гражданские чиновники и др. В разных округах определялся и собирался налог по-разному: в одних - основным объектом обложения была земля, в других - собирали с «дыма» (особой условной единицы); в провинции считали 6 тыс. условных «дымов».

Всеобщим налогом была капитация (введенная первоначально Людовиком XIV с 1695 г.). Ее платили лица всех сословий, даже члены королевской фамилии. Считалось, что это специальный налог на содержание постоянной армии. Капитация была одним из первых исторических видов подоходного налога. Для ее исчисления все плательщики разбивались на 22 класса в зависимости от своих доходов: от 1 ливра до 9 тыс. (в 22-м классе состоял один наследник престола). Всеобщими были также особые подоходные налоги: 10-я доля и 20-я доля (1710). Причем понятие «двадцатины» было условным. Так, в обстановке нарастающего финансового кризиса в 1756 г. была введена т. н. вторая двадцатина, в 1760-м третья (вместе превратившиеся в 1/7).

Помимо прямых налогов, существовали и косвенные, с продаваемых товаров и продуктов питания. Наиболее отяготительным среди последних был налог на соль - габель (он был различен по провинциям, и размеры его разнились до невероятности). Важную роль играли таможенные доходы - с внутренних, главным образом, таможен, от внешней торговли. Практически значение налогов имели и принудительные королевские займы - у духовенства, городов.

Общее налоговое бремя было колоссальным, достигая 55-60% доходов лиц третьего сословия, несколько меньше - для привилегированных. Раскладка налогов была огульной, зависела в основном от финансовой администрации на местах, главным образом - от интендантов.

Несмотря на возросшие доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что было вызвано не только большими расходами на постоянную армию и разбухший бюрократический аппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи, на проведение королевских охот, пышных приемов, балов и иных увеселений.


2 Экономическая политика абсолютизма


Крестьянские восстания 90-х годов XVI века напомнили правительству, что эксплуатация крестьянства имеет предел. Дворянское правительство нуждалось в деньгах, так же как нуждалось в них само дворянство. Абсолютизм содержал армию и аппарат государственной власти, поддерживал дворянство, давал субсидии крупным мануфактуристам за счет налогов и займов, а крестьянство - главный налогоплательщик - было разорено.

Генрих IV понимал, что крестьянство должно несколько оправиться, чтобы стать снова платежеспособным. Несмотря на приписываемое ему легендой желание видеть «в крестьянском горшке каждое воскресенье суп с курицей», самое большее, что он мог сделать для облегчения положения крестьянства, заключалось в некотором сокращении государственных расходов. Это позволило понизить прямой налог с крестьян, освободить их от уплаты накопившихся за время гражданских войн недоимок и запретить продавать скот и орудия земледельцев за долги. Однако одновременно с этим были значительно увеличены косвенные налоги (главным образом на соль и вино), которые своей тяжестью ложились на сельские и городские трудящиеся массы.

Содействовало упорядочению государственных финансов то, что министр финансов Сюлли сократил своеволие откупщиков и «финансистов», заставив их принять маловыгодные для них условия при расплате за прежние долги и при оформлении новых откупов. Облегчая бремя прямых налогов, Сюлли, будучи откровенным апологетом старого уклада дворянской жизни, заботился не столько о крестьянах, сколько о дворянах и казне, желая поставить сельское хозяйство в такие условия, при которых оно могло давать дворянам и государству большой доход.

Экономическая политика Генриха IV была направлена, прежде всего, на поддержку промышленности и торговли. В соответствии с пожеланиями буржуазии и рекомендациями некоторых экономистов, выходцев из буржуазии, например Лаффема, правительство Генриха IV проводило протекционистскую политику и покровительствовало развитию промышленности. Были созданы крупные казенные мануфактуры и поощрялось основание частных (шелковые и бархатные ткани гобелены, позолоченная кожа для обоев, сафьян, стеклянные, фаянсовые и другие изделия). По совету агронома Оливье де Серра правительство пропагандировало и поощряло шелководство, давало мануфактуристам привилегии на основании предприятий и помогало им субсидиями.

При Генрихе IV впервые появилось значительное количество привилегированных мануфактур, получивших звание королевских, из которых многие были по тому времени очень крупными. Например, мануфактура полотна в Сен-Севере, близ Руана, насчитывала 350 станков, мануфактура золотой пряжи в Париже имела 200 рабочих. Первой из них правительство дало ссуду в 150 тыс. ливров, второй - 430 тыс. ливров.

Правительство организовывало дорожные и мостовые работы и строительство каналов; учреждая заморские компании, поощряло торговлю и колониальную деятельность французских предпринимателей в Америке, заключало торговые договоры с другими державами, повышало тарифы на ввозные изделия, боролось за лучшие условия вывоза французских изделий. В 1599 г. был запрещен (правда, ненадолго) ввоз иностранных тканей и вывоз сырья - шелка и шерсти, «дабы всемирно благоприятствовать выгодным занятиям наших подданных разного рода производствами».

Прекращение гражданских войн, последовавший за ними подъем экономики Франции, протекционистская политика правительства способствовали восстановлению внутренних экономических связей в стране: процесс постепенного складывания общефранцузского внутреннего рынка протекал теперь в благоприятных условиях.


4. Суды. Армия и полиция


1 Судебная система


Организация юстиции в абсолютной монархии была несколько обособленна от администрации в целом; такая самостоятельность судов стала особенностью именно Франции (что вовсе не повлияло, однако, на правовое качество этой юстиции). Сохранялось разделение судов на уголовные и на гражданские; объединяло их, эти две системы, только существование парламентов со всеобщей юрисдикцией.

В гражданской юстиции основную роль играли местные суды: сеньориальные, городские и королевские (в городах существовали даже частные суды по кварталам, особым объектам и т. п. - так, в Париже ХVIII в. было до 20 юрисдикций). Королевские суды существовали в виде исторических учреждений и должностных лиц: бальи, сенешалы, губернаторы; затем появились особые лейтенанты по гражданским и по уголовным делам (отдельно). С 1551 года основная тяжесть гражданской юстиции переместилась в трибуналы до 60 на страну. В них окончательно решались малые по значению дела (до 250 ливров) и разбирались по первой инстанции более значимые (с 1774 года - свыше 2 тыс. ливров).

В уголовной юстиции сложилась более или менее соподчиненная система учреждений: окружные суды (сенешалства) в составе 34 судей - апелляционные комиссии из трех судей - парламенты. Выше парламентов стоял только кассационный суд - Тайный совет (с 1738 г.) в составе 30 членов.

Помимо общей юстиции - как уголовной, так и гражданской, существовала специальная и привилегированная. Специальные суды образовались исторически по роду разбираемых дел: соляные, фискальные, контрольные палаты, лесные, монетные, военные суды адмирала или коннетабля. Привилегированные суды рассматривали любые дела, касающиеся круга лиц особого статуса или сословной принадлежности: университетские, религиозные, дворцовые.

Центральное место в судебной системе номинально сохраняли исторические парламенты. С роспуском во второй половине ХVII в. многих провинциальных штатов как бы в компенсацию сословных прав возросло число парламентов - до 14-ти. Наибольший судебный округ подлежал компетенции Парижского парламента, в его юрисдикцию входила 1/3 страны с 1/2 населения, который одновременно играл роль как бы национального образца. В ХVIII в. Парижский парламент усложнился и включал 10 департаментов (гражданская, уголовная палата, 5 следственных, 2 апелляционных, Большая палата). Сходной, но менее разветвленной структурой обладали и другие парламенты. В Парижском парламенте состояло 210 судей-советников. Кроме этого, были советники-адвокаты, а также посты генерал-прокурора, генерал-адвоката (с 12 помощниками). Парламентский суд считался делегированным королевским судом, поэтому за королем всегда сохранялось право т. н. удержанной юрисдикции (право в любой момент взять любое дело к собственному рассмотрению в Совете). С правления Ришелье значительное ранее парламентское право делать ремонстрации (представления на королевские указы об их противоречии другим законам) сократилось. По эдикту 1641 г. парламент мог делать представления только по тем делам, что ему присылались, обязывался регистрировать все указы, касавшиеся правительства и государственного управления. Король был вправе увольнять парламентских советников, принудительно выкупая у них должности. Эдиктом 1673 г. контролирующие полномочия парламента были еще более сокращены. Общая неурегулированность юрисдикции привела в середине ХVIII в. к крупным спорам между парламентами и духовной юстицией, между парламентами и счетными палатами. Реально роль парламентов как когда-то существовавшего юридического противовеса королевской власти сошла почти на нет.

4.2 Армия и полиция


В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

При Людовике ХIV была проведена важная военная реформа, суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения (матросов - из прибрежных провинций). Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, нередко из деклассированных элементов, из «лишних людей», быстрый рост числа которых в связи с процессом первоначального накопления капитала создавал взрывоопасную обстановку. Поскольку условия солдатской службы были крайне тяжелыми, вербовщики часто прибегали к обманам и хитростям. В армии процветала палочная дисциплина. Солдаты воспитывались в духе безусловного выполнения приказов офицеров, что позволяло использовать воинские части для подавления восстаний крестьян и движений городской бедноты.

Высшие командные посты в армии были отведены исключительно представителям титулованной знати. При замещении офицерских постов нередко возникали острые противоречия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 году родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Такой порядок комплектования офицерства отрицательным образом сказывался на боевой подготовке армии, был причиной некомпетентности значительной части командного состава.

При абсолютизме создается разветвленная полиция: в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная полиция, проводившая предварительное расследование.

Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие.

Заключение


Подводя итоги, можно сказать, что социально-экономические изменения, происходившие во Франции в ХVI-ХVII вв., и связанное с ним обострение классовой борьбы заставили господствующий класс искать новую, более подходящую к условиям того времени форму государства. Таковой стала абсолютная монархия, которая несколько позже приняла во Франции свою наиболее завершенную форму.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Постепенно приходит конец автономии городов. Перестают созываться Генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция.

В начале XVI века в полную зависимость от короля попадает и церковь: все назначения на церковные должности исходят от короля.

Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, осуществляя такую политику, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис <#"justify">Список использованных источников


1. Бадак А. Н, Войнич И. Е, Волчев Н. М. Всемирная история: В 24 т., т. 13 «Европа в период английской революции». - М.: 1999.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. - М.. 2000.

Корсунский А.Р. «Образование раннефеодального государства в Западной Европе». -М.: 1999.

Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. - М, 2005.

Рахматуллина Е.Г. «Абсолютизм во Франции». -Спб.: 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права

Юридический факультет

Контрольная работа

«Абсолютная монархия во Франции (XVI-XVIII вв.)»

Предмет«История государства и права зарубежных стран»

Санкт-Петербург, 2009 г.


План

Введение

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Органы государственной власти

4. Судебная система

Заключение

Список использованной литературы


Введение

К началу XVI в. Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, с богатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами - Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном - имелись многие средние по величине города и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населения жила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.

Территория страны в XVI в. была немногим меньше площади современной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам и включенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточные провинции, а также Франш-Конте. Три епископства - Туль, Мен и Верден, как и Лотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя, Корсика, пиренейские области - Наварра, Беарн и Руссильон - также не входили в то, время в состав Французского государства.

Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг, присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частью страны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второй половине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалось присоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочения страны, экономического, языкового и культурного, и формирования французской нации на базе развития капитализма только начинался.

Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в. было временно задержано длительным экономическим упадком и политическим кризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг. Таким образом, история XVI и первой половины XVII в. распадается на три периода: 1) 1500 - конец 50-х годов - зарождение элементов капитализма, формирование абсолютной монархии, длительные внешние войны (так называемые итальянские войны), 2) начало 60-х годов-1594 г.- гражданские войны, экономический упадок, кризис абсолютизма, 3) 1595-1648 гг.- окончательное торжество абсолютной монархии во Франции, дальнейшее развитие капиталистических отношений, участие Франции в Тридцатилетней войне.


1. Общественный строй

С начала XVI в. во Франции развивалось мануфактурное производство, сделавшее наибольшие успехи в тех отраслях промышленности, которые работали не только на внутренний, но и на внешний рынок. К таким отраслям относилось сукноделие в Нормандии, Пикардии, Пуату, Берри, Лангедоке. Здесь в роли капиталиста-предпринимателя, как правило, выступал купец, который низводил до положения наёмных рабочих мелких мастеров и подмастерьев города или деревенских кустарей - прядильщиков и ткачей. Вместе с тем он сосредоточивал в своих руках дорогостоящие средства производства: сукновальные водяные мельницы и красильные мастерские, где производились операции валяния, окраски и отделки сукон. Тем самым рассеянная мануфактура сочеталась с элементами централизованной. Иногда богатые мастера экономически подчиняли себе разорившихся мастеров, превращали подмастерьев и учеников в наёмных рабочих, закрывая им доступ к званию мастера. Однако развитие суконной мануфактуры внутри цеховой организации было невозможно, так как средневековая регламентация препятствовала развитию капиталистического производства .

В таких же формах комбинирования рассеянной и централизованной мануфактуры развивались капиталистические отношения в кожевенной и особенно в шёлковой промышленности, всё более и более сосредоточивавшейся в «городе шёлка» - Лионе. Полотняная и кружевная промышленность в этот период существовала в Северной Франции, преимущественно в виде рассеянной мануфактуры. Изготовление стекла, литьё пушек, добыча руды и т. п. по самому характеру производства требовали централизованной мануфактуры. Королевские мастерские, изготовлявшие пушки и порох, были уже в XVI в. довольно крупными. Наибольшее распространение централизованная мануфактура нашла во Франции в типографском деле. В Лионе и в Париже уже появились, кроме средних и мелких, также большие по тому времени типографии с дорогим и сложным оборудованием, с 15-20 наёмными рабочими, выпускавшие книги не только для Франции, но и для других европейских стран. Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации .

Огромное значение для развития мануфактуры имело расширение внешней торговли Франции. В XVI в. для экономики страны приобрела первостепенное значение торговля с Испанией, а через неё и с Америкой, куда Франция сбывала большое количество разнообразных товаров и откуда она извлекала большое количество драгоценных металлов. Кроме того, в качестве рынков сбыта французских товаров и в том числе промышленной продукции существенное значение имели Португалия, Англия, Германия и Скандинавские государства.

Вместе с развитием мануфактурного производства происходило дальнейшее разделение труда, расширялся и укреплялся общенациональный внутренний рынок. На этой базе из феодального сословия горожан стал выделяться класс буржуазии, носитель капиталистического способа производства, объединённый общностью экономических интересов в национальном масштабе. Но в XVI в. в этом направлении были сделаны только первые шаги.

Рабочие мануфактур и подмастерья находились в тяжёлом положении, которое не переставало ухудшаться в течение всего XVI в. в связи с обесценением денег, ростом дороговизны и падением реальной заработной платы (в результате «революции цен»). Заработная плата устанавливалась на основании регламентов, издававшихся цехами, муниципалитетами или правительством, всегда стоявшими на страже интересов предпринимателей. Самый труд подмастерьев и мануфактурных рабочих носил тогда в известной степени принудительный характер. Ещё в предшествовавший период возникли самостоятельные союзы подмастерьев - компаньонажи, или братства. В XVI в. их образовывали и мануфактурные рабочие. Это были организации, проникнутые боевым духом. Они неизменно возглавляли выступления рабочих и подмастерьев, борьбу труда с капиталом. Борьба нередко принимала форму массовых стачек.

Развитие товарно-денежных отношений привело уже в XIV-XV вв. к тому, что дворянские земли (фьефы) отчуждались и продавались; таким образом, условный и иерархический характер феодальной собственности почти исчез, а вассальные обязанности и военная служба короне фактически прекратили своё существование. Вся земля фьефа обычно находилась в пользовании крестьян, и доходы, извлекаемые из неё феодалами, состояли главным образом из денежной ренты. Подавляющая часть французской земли находилась во владении феодально-зависимых крестьян, и даже церковные земли не составляли исключения. В XVI в. подавляющее большинство крестьян было не только свободно от личной крепостной зависимости, пользовалось правом свободного передвижения и наследования, но и выступало в качестве правомочных лиц при заключении всякого рода гражданских актов (торговых сделок, контрактов и т. п.), могло судиться в королевских судах. Результатом развития товарно-денежных отношений было всё усиливавшееся расслоение в деревне. Меньшинство богатело, присоединяя к занятию земледелием ростовщичество, торговлю, откуп сеньориальных повинностей и профессию мельника или кабатчика .

Из всех феодальных прослоек наиболее богатой и политически наиболее влиятельной в центре и на местах была в первой половине XVI в. высшая титулованная знать, состоявшая из отпрысков владетельных домов и из родственников царствовавшей династии. Принцы и герцоги преобладали в королевском совете, занимали губернаторские посты в провинциях и командовали армией и флотом. В то время как в XVI в. «дворянство шпаги» приходило в упадок, происходил процесс образования нового служилоземлевладельческого дворянского слоя (на этот раз не военного, а бюрократического) - «людей мантии», - представлявшего собой верхушку чиновничества, буржуазного по своему происхождению. Таким образом, всё дворянство в целом, за исключением знати, являлось опорой абсолютной монархии. Во французском дворянстве XVI в. не было единства, что ярко проявилось в период гражданских войн.

Не было единства и в среде духовенства. Епископами и аббатами крупнейших монастырей были младшие сыновья знатных лиц. Но в середине XVI в. и на эти доходные места начали проникать «люди мантии». Богатые городские каноники были в ту пору уже выходцами из этого же слоя. На долю младших сыновей старых дворянских домов оставались лишь малодоходные епископства и аббатства. Бедное городское и сельское низшее духовенство по своему материальному положению и социальным чаяниям нередко приближалось к городским низам и к крестьянству.

2. Государственный строй

Изменение в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу ХVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточились в руках наследного главы государства – короля. Ему подчинялся весь централизованный государственный механизм – армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться . Важным фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов – дворянства, начавшего ослабевать, и буржуазии, все более набиравшей силу. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности .



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт