Философская мысль неоплатонизма. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники Основоположник неоплатонизма

27.01.2021

Христианство родилось на Ближнем Востоке, и первоначально распространялось оно среди людей, живущих в восточном Средиземноморье. Здесь издавна в головах варился странный компот, зачастую, из идей взаимно противоположных. Например, из мысли о покорности судьбе, бессилия перед лицом Создателя жизни и из отчаянного желания в этой земной жизни разобраться и что-то сделать по своему усмотрению. В одном учении соединилась и пронзительная история мученической смерти пророка, об этой смерти знающего заранее, навык толкования древних законов, установлений и правил, приспосабливающий их к новым реалиям, принятый у еврейских мудрецов, и разработанная древними греческими философами логика, позволяющая любое явление и любую мысль разделить на составляющие части, разложить по полочкам, и обо всем в мире иметь собственное мнение.

При этом все составляющие были и взаимно противоречивы, и взаимно необходимы. История, изложенная в Евангелии, воздействовала на чувства, привлекая новых сторонников. Связь с древними законами обеспечивала авторитет новой религии у тех, кто почитал прежнюю традицию. А логика обеспечивала правильную передачу нового учения от поколения к поколению.

Три источника и три составные части неоплатонизма

Неоплатонизм – это философия, объединяющая восточные учения с античными логическими системами. Неоплатонизм возник в 3 – 4 веках на территории Восточной Римской империи, Византии, как раз тогда, когда христианство формировалось, как единое и всеобъемлющее учение. Неоплатонизм стал философской основой христианства, сохраняя преемственность с такими гигантами философии, как Платон и Аристотель. Во многом благодаря тому, что философия этих ученых-язычников стала фундаментом христианской философии, их имена всегда почитались в христианстве, а труды изучались.

Основателем неоплатонизма является римский философ Плотин (204 - 270) . То, что он был уроженцем Египта, но исповедовал древнегреческую философию, весьма характерно. Ведь, как уже было сказано, неоплатонизм – это синтез мистических учений Востока с древнегреческой логикой. Продолжателем Плотина был его ученик Порфирий (232 - 306) , который, как и его учитель, родился на Востоке, в городе Тире (нынешний Ливан) воспринял как халдейскую мистику, так и древнегреческую логику, и пытался объединить их в одном учении. То есть разумно рассуждать о сверхъестественном. Ученик Порфирия, Явмлих (280 -330) развил именно учение о сверхъестественном.

Обсуждая и классифицируя мистическое учение халдейских мудрецов и Пифагора, Явмлих серьезно разработал эзотерику, положил основание «научному» рассмотрению астрологии, магии, гадания и «сверхчувственным» практикам. То есть применил научный метод (аристотелеву логику) даже к таким областям, которые научными вряд ли назовешь. Христианские и средневековые эзотерические практики так или иначе базируются на учении Явмлиха, хотя сам Явмлих был язычником. Его достижения в эзотерике вполне оправдывают его имя, которое в переводе с арамейского означает «он – царь». Ученики обращались к Ямвлиху «Божественный учитель». В качестве рассказов о практических его достижениях в общении с потусторонними силами распространялись легенды, о том, что он летал, поднимаясь в высоту до 5 метров. При этом его окружало золотистое сияние, «хашмаль», описанное в книге пророка Иезекииля (Иез 1:4). Кстати, от этого слова впоследствии произошло новое слово в иврите, обозначающее «электричество».

Три этапа развития учения

В развитии учения неоплатоников различают 3 этапа:

1. Во 2-3 веке развивался научный подход, основанный на идеалистическом учении Платона (отсюда и все название учения). Именно в этот период работали Плотин и Порфирий, логически обосновавшие процесс общения человека с божеством. Надо сказать, что основатели неоплатонизма были язычниками, но сам их подход к теологии не зависел от того, с одним или с многими богами происходит общение. Более того, все боги рассматривались, как схожие, а значит, вполне допускалась замена всего античного пантеона одним, единым Богом. Каковую замену в последствии произвело христианство.

2. В 3-4 веках неоплатонизм развивается в направлении объединения всех языческих богов и древних культов на общей основе единого эзотерического учения. В это время развиваются практическая теургия, прикладная мистика и мантика (гадания). Неоплатоники систематизировали античную мифологию, за что им от нас отдельная благодарность. Именно в это время развил свое учение Явмлих.

3. В 4-6 веках идеи неоплатоников начинают распространять на все мистические, теологические и эзотерические учения. В том числе, их начинают применять в христианском богословии.

Неоплатонизм представляет собой синтез идей Платона о «чистых» сущностях материальных предметов с логикой Аристотеля и систематизацией реального мира, проведенного им же. Кроме того, неоплатоники освоили идеи Пифагора, о математической сущности мира, которые предшествовали идеям Платона и достаточно успешно включили в свою красивую систему идей египетские и халдейские религиозные практики, персидскую магию и даже идеи философии индуизма. То есть можно сказать, что они, воспользовавшись философией Платона, объединили все известные им эзотерические учения.

Основа неоплатонизма – диалектическая триада, возникшая в работах Плотина. Это триада «Единое – Ум – Душа». Над всем миром царит единый, неизреченный и непредставимый Бог – Благо – Единое. Этот Бог во многом совпадает с еврейским Богом-Создателем сущего. Единое потому и не представимо, что оно Единое и его не с чем сравнить. Но на более низкой ступени, на стадии Ума, Единое разбивается на множество идей. В совокупности эти идеи есть Единое, то есть непредставимое и непознаваемое. Но порознь и в совокупностях эти идеи вполне постигаемы и отличимы от других идей. Это – царство чистого разума, в котором действует логика Аристотеля и математика Пифагора. Здесь, в царстве Ума все величественно и красиво. Об этом Вам скажет любой математик.

Отражение Ума в чувственном, материальном, мире порождает все разнообразие объектов этого мира. Отражение мира Ума в мир чувств, образует мир Души. Именно в этом мире существуют люди.

Но не только люди существуют в мире Души. Неоплатонизм различает здесь также животных, астральных существ и даже демонов. Каждому из этих существ отводится в мироздании своя область, своя сфера.

В результате развития в течение нескольких последовательных столетий неоплатонизм преобразовался в хорошо организованную строгую философскую систему, хорошо подходящую для описания самых разнообразных сторон жизни. Людей с философским складом ума завораживала эта стройность, строгость и всеобщность. Людей склада чувственного, поэтического, поражали тайны и загадки, скрытые в системе мира неоплатоников. В сферах скрывались таинственные существа, с которыми можно было взаимодействовать, приказывать им совершать те или иные действия, а эти действия сказывались на ходе событий в нашем мире. Волшебство! Колдовство!! Магия!!!

Поношение и вознесение

Неоплатонизм оставался философией языческой. Поэтому в 529 году император Юстиниан запретил изучение и преподавание языческой философии. Платон, платонизм и неоплатонизм были преданы проклятию на очередном Вселенском церковном соборе. О, как это понятно, и я бы даже сказал, близко людям, выросшим при советской власти!

Впрочем, неоплатонизм выжил, потому что, как уже было сказано, он хорошо вписывался в идею монотеизма. Или вернее, идея монотеизма следовала из этой философской системы. А система, как тоже было сказано получалась величественная и красивая. Поэтому все монотеистические религии стали использовать неоплатонизм в качестве строительного материала для своих философских систем. Таким образом неоплатонизм оказал большое влияние на развитие арабской и христианской философии.

Христианский неоплатонизм получил свое развитие в трудах таких философов, как Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Блаженный Августин. Уже в 9-м веке неоплатонизм оказался хорошо вписанным в структуру христианской онтологии и догматики. В рамках христианской догматики неоплатонизм выжил до конца средневековья, оставаясь не только одним из идеологических источников христианства, но и воспламеняя сознание многих мыслителей и ученых.

В 19-м веке на базе неоплатонизма произошел скачок в развитии немецкой идеалистической философии. Собственно говоря, Гегель первым последовательно и адекватно изложил содержание неоплатонизма в своей «Истории философии». А те, кому – не дай Бог – довелось изучать диалектику того же Гегеля, мог убедиться на своем горьком опыте, что дело товарища Плотина живет и побеждает.

НЕОПЛАТОНИЗМ - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией; представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии.

Корни некоторых идеи (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение неоплатонизм существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл).

Основное философское содержание неоплатонизма составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое - Ум - Душа. Неоплатонизм представляет иерархию бытия по нисходяще-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос. Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза.

На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю.

Неоплатонизм признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Божества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи; элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика, утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли «рука об руку» в неоплатонизм.

Основателем неоплатонизма является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором стал Плотин, создавший школу в Риме (244).

С 270 г. его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку неоплатонизма. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в неоплатонизм практику теургии. Сочинение Ямвлиха «О мистериях» объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия «Жизнеописания философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием.


В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов неоплатонизма: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература, «Халдейские оракулы». Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма.

После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к «Золотым стихам» пифагорейцев, у Сириана - Гермий, у Прокла - Аммоний.

В 529 г. н. э. вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и неоплатонизм были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем неоплатонизм оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения и теизма в целом.

Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение неоплатонизма для истории философии особо отмечал Гегель: «в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира». В 20 в. неоплатонизм выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации.

ПРОКЛ

ПРОКЛ по прозвищу Диадох («преемник») (412- 485) - древнегреческий философ-платоник. Родился в Константинополе. Учился в Александрии, а затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана, которого сменил в качестве главы платоновской Академии в 437. Умер в Афинах. Более полное представление о его жизни дает биография, написанная его учеником Марином, «Прокл, или О счастье».

Считается систематизатором школьного платонизма; его литературно-философское наследие охватывает несколько тысяч страниц. К главнейшим трудам Прокла можно отнести его комментарии к 12 диалогам Платона, «Орфическую теологию», комментарии к Плотину, введение к философии Аристотеля, комментарии к трактату Порфирия «О пяти общих понятиях», «О промысле, судьбе и о том, что в нас», «Об ипостасях зла», комментарии к «Элементам» Евклида, «Начала физики», «Первоосновы теологии», «Теология Платона».

Во время путешествия по Азии познакомился с некоторыми восточными учениями. Вел жизнь аскета, соблюдая посты по египетской религии и культу Кибелы. Ему же приписывается утверждение, согласно которому философ призван быть «иереем целого мира». Прокл - самый яркий представитель афинской школы неоплатонизма (наряду с римской: Плотин, Порфирий, Амелий), сирийской (Ямвлих), а Прокла александрийской (комментаторы) и пергамской (Юлиан, Саллюстий). Иногда называют последним схолархом школы.

Если Плотина отличало страстное желание вернуться на свою истинную родину, устремленность за пределы этого мира к его последнему истоку (так, что он даже испытывал отвращение к своему рождению, стыдясь собственного тела и не желая вспоминать ни родителей своих, ни места рождения), то в школе Прокла религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы стали необходимой составляющей самого образовательного процесса.

Единое выше всякого бытия, всякой сущности и ума, непричастно ничему; и является потенцией всякого бытия и всякой сущности; и охватывает собою все, все же и порождая. Отсюда и трудности в интерпретации неоплатоновской эманации. Ведь Единое свербытийно, сверхсущностно и сверхэнергийно.

Оно абсолютно идентично с собой, трансцендентно и не выходит из себя. Как же ему, неопределимому, мы можем приписать эманацию (истечение), причем беспрерывную? Некоторые авторы, кстати, отрицали учение об эманации уже у Плотина.

А. Ф. Лосев также не принимает понимание эманации в грубо вещественном плане, трактуя ее как понятийно-логический, смысловой процесс, благодаря которому можно признать и бесконечное разнообразие вещей, и индивидуальность каждой (таким образом, эманация - это и принцип индивидуализации), и абсолютную неразличимость всех вещей в Первоедином. Вслед за Единым Прокл рассматривает Числа, «сверхсущие единицы». Они выше бытия, ибо являются принципом самого бытия и его различения. Они также выше мышления, поскольку выступают принципом всякого разделения и объединения, без чего мышление не может осуществиться. Число, таким образом, занимая первое место после Единого, есть расчленяющая и объединяющая творческая сила.

Сфера Ума начинается с сущего как первого качественного наполнения чисел. Затем идет область энергийного наполнения самого бытия, которую Прокл называет жизнью. А жизнь, сопоставляющая себя с собою же, и дает нам собственно мышление и познание. Сферу ума образуют три ступени - бытие, жизнь, познание. Мировая душа (третья ипостась неоплатонизма) - не что иное, как принцип вечного становления Космоса. Как Ум есть у Прокла единство бытия и мышления, так Душа есть единство ума и тела. Душа привлекается для объяснения движения в мире, подобно тому, как Ум привлекается для объяснения закономерности действий самой души. Соответственно, внутримировыми душами являются принципы становления отдельных тел. Прокл говорит о разных типах душ - божественных, душ ума и душах изменчивых.

Вообще душа обозначает у Прокла среднюю область между неделимым умом и делимыми телами. К свойствам души он относит ее бестелесность, бессмертие, отражение ею в себе всех форм ума, связанность ее с тем вечным телом, для которых она является оживляющим принципом и т.п. Прокл также говорит о круговращении душ и об их иерархии.

Этика Прокла. В центре здесь понятие «добродетель» как то, что воссоединяет нас с богами, приближая к Единому. В школе Прокла различали добродетели естественные, нравственные, общественные и более высокие, к каковым относились: очистительные, умозрительные и боготворческие (впрочем, последние признавались выше доли человеческой). Марин, ученик Прокла, среди естественных добродетелей перечислял: безущербность всех внешних чувств, телесную силу, красоту, здоровье. Всеми ими, по его свидетельству, в полной мере обладал Прокл. Как и прочими, восходя к боготворческим добродетелям. Традиционно особое место среди античных добродетелей занимала справедливость. Она трактовалась как некий «уклад, приводящий к миру все части души». Что касается проблемы зла, то причина последнего усматривается Проклом в отвращении человека от высшего, умопостигаемого мира, в привязанности к чувственному. Отсюда и задача человека - отвратившись от низшего мира, познать высшую силу своей души. Эту силу Прокл ставил выше даже ума, ибо она то и способна к восприятию первоединого. Поэтому Прокл называл ее «цветом нашей сущности» и «тем единым в душе, что лучше и ума в ней». Ее можно отождествить с мистическим энтузиазмом, со священным безумием, ведущим нас к слиянию с Божеством. Прокл признавал переселение душ, хотя отрицал переселение человеческих душ в тела животных.

У Прокла виртуозно разработана диалектика (бытия и мифа), теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и этика. Причем его этическое воззрение является в то же время и космологическим; ведь и человека, заявляет Прокл, нужно рассматривать точно так же, «как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным телом, подобно Вселенной».

Счастье для Прокла слагается из счастья мудрых, но также и житейского благополучия. Справедливо будет подчеркнуть в Прокле живое единство «интеллектуальности и интимности, углубленного логического продумывания и безотчетного вдохновения» (А.А. Тахо-Годи). Философия Прокла пользовалась огромным влиянием в средние века и эпоху Возрождения. А. Ф. Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона».

Его последователями можно считать Николая Кузанского, Пико делла Мирандолу, Иона Петрици и др. Прокл считал своими покровителями Афину и Аполлона, стремясь сочетать, объединить философское мышление и поэтическое видение, мудрость и искусство.


Табл. 1. Сводная таблица истории античной философии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Основоположник неоплатонизма

Философия неоплатонизма

Монистический идеализм

Структура мировой системы

Единое Плотина

Ум (Разум, Нус)

Эманация

Восход к Единому (Экстаз)

Школы и последователи

Заключение

Список литературы

Введение

Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм. Философия неоплатонизма возникает в III н.э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха. Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения эклектических учений, пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних философских систем.

Неоплатонизм - философско-мистическое направление античной мысли, соединяющее восточные учения с греческой философией. Представляет собой синтез идей Платона, Аристотеля, пифагоризма, орфизма и египетской религии. Корни некоторых идей уходят в индуискую философию.

Неоплатонизм возникает не во времена Поздней Римской империи, а немного раньше, в промежутке между Ранней и Поздней империями, в смутное время, когда Ранняя Римская империя почти что перестала существовать, а Поздняя Римская Империя еще не возникла. Иначе говоря, он возникает в вакууме между империями. Этот вакуум продолжался полвека: с 235 г., с года, когда был убит солдатами последний представитель династии Северов и до 284 г., когда власть в восстановившейся десятью годами ранее Римской империи жестко взял в свои руки Диоклетиан.

Неоплатонизм содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему римскую философию, направляя его в русло объективного идеализма.

Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям.

Характерно, что возврат к идеям Платона и потребность в их переосмыслении возникают в период, когда античный способ философствования подходит к концу, постепенно уступая новому и радикально отличному от него, философствованию, основывающемуся на христианском мировоззрении. Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения разнообразных учений, пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних философских систем.

Основоположник неоплатонизма

Плотин является основателем школы неоплатонизма. Практически все сведения о Плотине происходят их сочинения Порфирия, его ученика. Вне всяких сомнений, он не ставил перед собой цель рассказать о Плотине всё, что он знает. Напротив, он сознательно выбирал только те сведения о жизни и творческом пути своего наставника, которые согласовывались с общей канвой создаваемого им образа.

Из жизнеописания Порфирия мы знаем, что: Плотин родился в римской провинции Египта, в городе Ликополе.

Около 232 года Плотин начал посещать различных александрийских философов. Он переходил из одной школы в другую до тех пор, пока не нашел то, что ему подходило больше всего. По совету друга он отправился к Аммонию Саккасу, с которым и остался на 11 лет.

К 243 году Плотин до такой степени продвинулся в изучении философии, что решил познакомиться с восточными учениями, в частности персидскими и индийскими. Для этого он присоединился к экспедиции императора Гордиана против Персии. Однако военный поход закончился разгромом римлян, а Плотину едва удалось сбежать. Так, в 244 году он оказался в Риме. Здесь Плотин стал известным учителем, основал свою школу, которую возглавлял ее в течение четверти века и собрал вокруг себя круг учеников, который просуществовал до самой его смерти в 270 году.

Свои мысли Плотин стал записывать ок. 263г. и в течение последующих десяти лет, до прибытия Порфирия, записал 21 трактат. В ответ на просьбы самого Порфирия и Амелия в течение 263-268 гг. он написал ещё 24 трактата.

После смерти учителя Порфирий систематизировал все сочинения Плотина и разделил их на шесть групп по девять произведений в каждой группе, поэтому они и получили название "Эннеады" (по-гречески "эннеада" - девятка).

Плотин - основоположник неоплатонизма, течения, в основу которого легло требование согласовать платонизм с аристотелизмом.

Плотин, пользуясь расположением императора Галлиена и его супруги, предложил отстроить заброшенный город в Кампании, в котором, как говорили, некогда жили философы и поселиться там. Он предлагал пригласить туда всех членов своей школы и установить в городе законы Платона, и назвать город Платонополис. Император, было, согласился, но осуществлению этого утопического замысла помешали императорские советники.

Плотин написал 54 опуса на различные темы. Он не претендовал на оригинальность. На Плотина оказал значительное влияние Платон. На его мировоззрение также повлияли многие другие греческие, и даже римские философы, в том числе Сенека и Аристотель.

Можно выделить три периода в эволюции взглядов Плотина. В первый период он изучал Платона и развивал его учение о душе и ее очищении. Во второй период перешел от этих особых задач к поиску общей теории бытия и одновременно от заимствованного у Платона к собственному взгляду на мир, от платонизма к неоплатонизму. В третий период стареющий Плотин оставил абстрактные рассуждения и сконцентрировался на более актуальных, главным образом этически-религиозных проблемах.

Плотин преобразовал учение Платона, и поэтому мы называем его не платонизмом, а неоплатонизмом. Кроме того, он использовал учения, прежде всего Аристотеля и стоиков, а также философов - Филона и неопифагорейцев.

Философия неоплатонизма

Основное содержание философии Плотина заключается: во-первых, в строжайшей диалектике трех основных ипостасей: Единого, Ума и космической Души и, во-вторых, в учении о воплощенности этой триады в чувственно-материальном космосе. Этот последний, таким образом, уже перестал рассматриваться у Плотина только как объект и только как субъект, но как такой космос, который оживлен вечно подвижной душой, оформлен в виде точнейшей умственной конструкции и понят как единое и неделимое целое.

Другими словами, обычный античный чувственно-материальный космос сразу объявлен здесь и субъектом, включая всю душевную и умственную стихию, и объектом, включая весь чувственно-материальный космос, причем это тождество субъекта и объекта специально зафиксировано в том, что является тем и другим одновременно, то есть не только субъектом и не только объектом, но и нераздельным первоединством того и другого.

У Плотина его три основные ипостаси фактически и существуют вовсе не сами по себе, но лишь как принцип оформления чувственно-материального космоса.

На самом же деле диалектика трех ипостасей, безусловно стоящая во всем неоплатонизме на первом плане, вовсе не исключает магической практики, а, наоборот, ее обосновывает. И магическая практика у неоплатоников тоже была на первом месте, но не в смысле игнорирования проблем разума, а, наоборот, с весьма тщательной их разработкой, достигшей небывалой тонкости и систематики.

Монистический идеализм

Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Он весь во внешнем и вещном бытии, потерян и самоунижен в нем. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена его пребыванием в теле, целиком зависит от тела. Но это потому, что душа такого человека заужена, ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того.

Иной, возвышенный человек поднимается от низшего состояния существования к высшему его состоянию. Он переносит центр тяжести своего бытия с телесного на душевное. Он развивает в себе способности к сверхчувственному интеллектуальному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину, покой и безмятежность, которые столь недоступны низменному человеку. Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает ее и ищет красоту истинную. Прежде всего, он способен увидеть то, что не видит низменный человек: красоту добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия душа в своей деятельности все еще пребывает в теле, но она от тела независима.

Эту относительную независимость души от тела возвышенного человека Плотин обосновывает идеей о предсуществовании души. Эта душа созерцала и добродетель, и справедливость, и саму красоту в чистом виде как нечто совершенно идеальное, как идею. Оттого она и способна узнать все это в заземленной и частной, конкретной форме существования.

Структура мировой системы

Мир в представлении Плотина строго иерархичен, он образует ступени нисходящего бытия, начинающегося в сверхбытии. Существование чувственного телесного мира самоочевидно, он дан нашим чувствам, наше тело - часть этого мира, мы его часть. Но относится Плотин к этому миру отрицательно и не считает его единственным, исчерпывающим все возможное бытие. Даже лучшее в этом мире, его несомненная красота, красота, в частности, природы, которая так волнует многих, порождая в их душах великую радость, лишь слабый и тусклый отблеск истинной, сверхтелесной и сверхприродной красоты.

В философии неоплатонизма можно выделить четыре начала: природа, мировая душа, мировой разум и единое.

Всё бытие, со всем своим прошлым, настоящим и будущим, абсолютно всё бытие есть оно само, бытие есть бытие - с этого утверждения и начинается неоплатонизм. Неоплатонизм учит, что бытие не есть ни цвет, ни звук, ни запах, ни тяжесть, что оно не есть ни материя, ни идея, ни душа, ни дух, ни природа, ни человек, ни бог, ни ощущение, ни чувство, ни мысль, ни переживание. Оно есть чистое «сверх». Чтобы бытие было самим собою, бытием, надо, чтобы оно было «выше всякого бытия и познания»; и чтобы оно было познаваемым, надо, чтобы оно было сначала непознаваемым. Отсюда видно, что с самого начала неоплатонизм силою самих вещей есть диалектика. И диалектика он только потому, что он захотел непосредственно отнестись к бытию, только потому, что он захотел оставить бытие в нетронутом виде. Для того чтобы бытие было именно бытием, необходимо, чтобы оно в последней своей глубине и основе было неопределимо.

Чтобы иметь то или другое определение, оно должно быть сначала неопределимым, т.е. неоплатонизм начинает с апофатизма (апофатизм - отрицание возможности всякого высказывания о бытии).

Эта неопределимая «ипостась», начало и исток всякой сущности, но сама ещё не являющаяся ни сущностью, ни, тем более, познаваемой сущностью, есть для неоплатонизма Единое. Оно, собственно говоря, не может быть названо даже Единым или Одним, так как его вообще никак нельзя назвать и Плотин категорически запрещает понимать это единство как категорию. Единство как категория будет уже одним из реальных определений бытия, а не самим первоначалом.

Только чрезвычайно чёткая и резкая оформленность бытия и заставляет неоплатоников учить о Едином. Только для тех философов, для которых бытие есть не что иное, как именно само оно, только для тех и необходимо это учение.

Единое «непознаваемое», «трансцендентное», неименуемое, сверхсущественное есть в неоплатонизме необходимое условие для того, чтобы бытие познавалось, именовалось, чтобы оно имело сущность, форму, вид, чтобы оно было красотой.

Единое - непознаваемо, неохватно ни для какой человеческой способности. Но если бы оно было чистой и абсолютной трансцендентностью, то оно не выполнило бы своих функций оформление всего сущего. Неоплатонизм учит, что человек может и должен его достигать своим сознанием, но только это сознание уже не может быть «реальным», дифференцированным сознанием «нормального» человека. Оно даётся в таком состоянии человека духа, которое оставляет его в полной нетронутости в смысле расчленения, которое не привносит ровно ничего инобытийного (ибо всякое инобытие Единого есть уже неединое, то есть множественное или расчлененное). Это познание непознаваемого неоплатоники называют экстазом.

Если Единое - везде и во всем, то везде и во всём та или иная степень Единого, то есть всё и всегда воспринимается и понимается при помощи некой степень экстаза. Красота, как одна из очень близких категорий к Единому, также предполагает особого рода эстетический экстаз.

Единое Плотина

По мысли Платона: для того чтобы нечто существовало, оно должно быть вечным. Вещи, которые «суть» в мире рождения и гибели, часто именуются становящимися, а не сущими. Это не означает, что они не существуют, но лишь означает, что они не суть полностью сущие, так как сущее должно быть вечным. Несмотря на это, единичное всё же существует, и, что более важно, идеи также существуют. Сущее не тождественно существованию, но сущие, то есть идеи, более определенно существуют. Когда Платон говорит об идеи справедливости, он ни не подразумевает понятие справедливости, ни не рассматривает справедливость как универсальное, которое может существовать лишь в уме мыслящего, ни не имеет в виду сущности справедливости; он имеет в виду справедливость и ничто иное.

Идеи суть единственные вечно существующие, так как они не способны изменяться и разрушаться. Поскольку лишь идеи вечны, они, как можно ожидать, являются причинами.

Именно через идею красоты, прекрасные единичные становятся прекрасными.

Плотин жил на пять столетий позже Платона в совершенно другом мире. Тем не менее, он избрал своей деятельностью следование учению Платона. Можно сказать, что Плотин по отношению к Платону является тем же, чем являлся Платон по отношению к Сократу. Плотин - человек, который понимает намерения Учителя даже лучше, чем сам Учитель. Он - систематический мыслитель, главным интересом которого является Абсолют или Единое, которое он отождествляет с Благом Платона.

Плотин говорил, что Единое находится «выше сущего», а «выше сущего» должно означать «бесконечно сущее».

Единое беспредельно в себе так же, как беспредельно по своему могуществу.

Единое выходит за пределы конечных сущих, а именно - идей.

Единое есть именно то, что оно есть, некоторое сущностно неделимое единство. Все проблемы относительно познания Единого проистекают из этого факта. Единое обладает некоторым видом познания, но это познанное должно быть сущностно уникального вида, непознаваемого для нас. Вся его природа выше нашего познания.

Единое должно быть причиной всех конечных сущих; именно благодаря Единому такие сущие существуют. Эти сущие - не просто более ограниченные примеры единства; они отличны от Единого по виду, поскольку Единое действительно является их творцом. Следует подчеркнуть это положение, ибо именно лишь в свете бесконечности Единого его роль как творца всего иного может быть должным образом понята, и может быть увидено колоссальное различие между Единым Плотина и Платона.

Единое является творцом всего.

В 8 главе 3 Эннеады можно найти положение о том, что Единое подобно источнику, который не только никогда не пересыхает, но и остается именно таким, каков он есть, несмотря на поток воды, который вечно истекает из него.

Когда Единое «сотворило» сущее, оно оставило сущее «вне» себя самого, то есть оно осталось полностью трансцендентным. И, как говорит Плотин, это творение не просто находиться «в соответствии со своим бытием», то есть оно не просто является чем-то необходимым.

Излюбленная метафора Плотина: сущее, то есть конечное сущее, называется следом Единого. Жизнь есть след Единого и сам умный мир, Ум и его силы, есть след Единого. И Ум есть Идея. Единое не может быть Идеей, конечным сущим. Скорее, оно не имеет очертаний бесформенно. Оно есть творец эйдосов. Присутствие Единого будет оставлять конечный след, который есть умный мир.

В мире Идей, говорит Плотин, след Единого определил (конечное) сущее так, что это существование есть след Единого.

Идеи являются следом Единого. Единое является сущностно отличным от идей. Идеи суть конечное сущее; они не могли бы существовать, если бы они не были конечными. Единое превосходит их в этом пункте.

Единое «не ограничено ни по отношению к другим, ни по отношению к себе». Единое обладает бесконечным могуществом и также бесконечно по своей сущности. Единое не является единичным конечным сущим. Оно есть, как Плотин часто говорит, «иное, нежели Сущее».

Плотин считал, что вся инаковость содержится в иных, а не в Едином. Единое есть несущее из-за того, что оно есть нечто иное, чем сущее. Именно из-за инаковости и различия иные отделены от Единого, в самом Едином нет никакого различия. Это блестящий вариант идеи Платона. Платон говорит, что несущее должно пониматься как «инаковость». Плотин использует этот различительный признак для того, чтобы отделить Единое, которое находится выше сущих, от сущих, но вместо того, чтобы назвать Единое «совершенно иным» или даже «несущим выше сущего», как это делает Порфирий, он подчеркивает, что оно есть в некотором смысле сущие, которые суть несущее - «несущее» здесь понимается как «не бесконечно сущее» - так как они (сущие) суть иное по отношению к Единому.

Единое есть бесконечно сущее и идеи, которые суть иное, чем оно, конечны. Под бесконечным сущим мы понимали бесконечность во всех отношениях: Единое бесконечно в себе и в своих силах.

Для Плотина Единое является невыразимым. В своем основании оно сущностно есть то, что оно есть, к чему каждая из идей (Платона) и была изначально предназначена. Оно есть, как Плотин говорит: «изначально оно само и оно само, превосходящее сущие».

Лишь когда мы ясно осознаем, что сущие одновременно конечны и бесконечны, что каждое из них причастно Тождественности и Инаковости, единству и множественности, мы сможем понять величайшую пропасть, которую Плотин поместил между Единым и Многим, между бесконечным и конечным сущим.

Единое само по себе есть красота, или красота над красотой. Единое есть причина красоты, так же как Благо есть причина благого.

Плотин утверждает, что Единое - другое, чем конечные сущности (хотя «инаковость» и находится в этих конечных вещах), он утверждает, что Единое отлично от идей, являясь сущим без ограничения. На самом деле он говорит, что Единое есть род сущего, отличный от всех существующих конечных вещей, в том смысле, что Единое есть бесконечное сущее.

Единое - бесконечно, а другие - конечны; Единое - творец, а другие - творения; Единое - полностью бесконечно, а другие - одновременно конечны и бесконечны; Единое не имеет инаковости, а другие суть иное по отношению к Единому; Единое существует в некоем бесконечном смысле, а другие - в конечном.

Единство, конечно, является важнейшей стороной мироздания и всего, что в нем. Без единства невозможны ни красота, ни жизнь, ни общества. Каждое человеческое общество потому и общество, что в нем есть какое-то единство и взаимное сочувствие.

По Плотину, Единое, будучи вечным началом всего существующего, само по себе не существует. Во всяком случае, о нем нельзя сказать, что оно существует. Сказать, что Единое существует, - значит его ограничить, поставить рамки, определить. Единое же нельзя заузить, так как оно беспредельно.

Познание Единого

Плотин исследует вопрос о познании Единого в двух направлениях: он разбирает, обладает ли Единое мышлением, и интересуется, обладает ли Единое каким-либо видом сознания, и если так, то каково оно.

Единое не нуждается даже в самосознании; оно превосходит самосознание так же, как и мышление. Единое, говорит Плотин, превосходит то, что существует, обладаю знанием себя, мышлением себя, или самосознанием.

Плотин признает, что имеется некоторый неопределенный вид сознания или познания, который мы можем приписать Единому.

Единое не имеет какого-либо знания самого себя. Ведь Плотин пишет: «Как благо - оно не мыслит самого себя».

Единое не обладает ничем и, таким образом, не может мыслить само себя в качестве нечто. Оно не обладает мышлением.

Всё это может означать, познание бесконечного сущего столь отлично от познания конечного, что оно не может описываться в терминах познания конечного сущего.

Единое не познается через многое, потому что единое выше, а многое ниже, а высшее не постигается через низшее, низшее не может быть ключом к пониманию высшего. В высшем всегда есть то, что низшему не доступно, на то оно и высшее.

Единое себя знает, но оно знает себя без познания, потому что познание есть переход от незнания к знанию, что предполагает в качестве исходного состояния состояние незнания, т.е. несовершенства, неполноты, ущербности, недостатка, - а все это чуждо Единому, потому что оно совершенно целостно, самодовлеюще и едино.

Плотин сравнивает Единое с Солнцем как источником света и тепла. Он говорит, что Единое есть Благо и Свет и тем самым опять противоречит сам себе.

Ум (Разум, Нус)

Неоплатоники называют невещественный, самоосмысляющийся эйдос - нусом, Умом. Единое раскрывает себя в Уме, в самосознающей идее.

Первым, что с необходимостью происходит от Единого, есть Ум (Нус). В отличие от небытийного Единого Ум бытиен. Ум не только бытиен, но и множествен в том смысле, что в нем существует многое как идеально многое, как множество идей. Ум имеет две стороны: ту, которая обращена к Единому, и ту, которая отвращена от Единого. Как обращенное к Единому Ум един. Как отвращенное от Единого Ум множествен.

Ум, в отличие от Единого, делится на познающее и познаваемое. Ум познает самого себя. В этом его ограниченное единство.

Процесс познания Умом самого себя как системы идей является вневременным процессом. Ум, мысля свое содержание (идеи), одновременно и творит их. Ум мыслит сам себя, начиная с наиболее общих идей, с категорий: бытие, движение и покой, тождество и различие. От них происходят в процессе мышления Умом самого себя все остальные идеи.

У Плотина Ум парадоксален в том отношении, что он содержит в себе не только идеи общего, но и индивидуального. Например, идея льва как такового и идея каждого льва. Идеи существуют внутри Ума; Ум содержит в неделимом виде всё многообразие идей.

Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит самого себя в себе самом) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умную материю.

Мировой разум является источником красоты. Ведь красота - это гармония и форма. Но в природе форма разделена пространственно на части, и в этой разделённости очень легко утратить единство формы. Красота в природе, красота телесной вещи - в единстве ее частей, а это единство - от разума. Следовательно, разум есть нечто иное, чем природа, высшее по отношению к ней начало. Один мировой разум не может быть источником красоты, в основе которой лежит единство вещей. Сам по себе разум не содержит в себе единства, он может быть и хаотической совокупностью содержащихся в нем идей.

Ум вечен и находиться вне времени, это состояние блаженства, но не приобретённое, а вечное. Ум, таким образом, пребывает в вечности, а время - только имитация её. Для Ума нет ни прошлого, ни будущего, но одно лишь вечное настоящее.

В окончательно оформившемся уме зарождается душа.

Душа

Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение дает картину действия мировой души во всем Космосе.

Распространяемый Единым свет весь не поглощается Умом, а распространяется и дальше. Его результатом является душа, которая, в отличие от Единого и Ума, существует во времени. Время появляется благодаря Душе. Душа происходит от ума непосредственно, а от Единого - опосредованно. Душа, как и Ум, имеет две стороны. Одной она обращена к Уму, а другой отвращена от Ума. Это различие в Душе столь существенно, что можно говорить о двух Душах: верхней и нижней. Верхняя Душа ближе к Уму (Нусу) и не имеет непосредственного контакта с чувственным феноменальным миром. Нижняя Душа имеет такой контакт. В целом Душа является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Она сама по себе бестелесна и, в сущности, неделима. Душа созерцает идеи как нечто для нее внешнее. Отражение идей в Душе есть логос. Каждой идее соответствует свой логос, который бестелесен.

Душа является источником движения. Существуя во времени, Душа имеет уже не категорию движения, как Ум, а само движение.

Подобного рода эманация высшего бытия была очищена у неоплатоников от всякого элементарно-вещественного материализма и тем самым превращена в чисто смысловое становление мира идей, или Нуса; стоическая чисто материальная эманация превратилась у неоплатоников в становящуюся сущность, такую движущуюся идею, которая является началом движения вообще для всякой вещи. Эту подвижную идею неоплатоники уже не могли именовать просто Нусом. На этой ступени ей нужно было дать совсем другое название. И этим названием у неоплатоников стал весьма тонко разработанный термин душа, или, точнее, Мировая Душа.

Результатом вечной подвижности такой Мировой Души стал у неоплатоников Космос. Ясно, что и сам Космос, и то, что внутри Космоса, было отражением и воплощением прежде всего Мировой Души, а затем и самого Нуса.

Неоплатоническая Мировая Душа - постоянная подвижность мира и жизни, осуществляющая те или иные мировые закономерности, те или иные законы природы.

Высочайшей для души (в ее качестве "отражения" ума) деятельностью является созерцание ума. Душа связывает собой сферы умопостигаемого и вещественного. В качестве мировой души она пронизывает, формирует и оживотворяет собой весь космос, придавая миру гармонию. Эта душа содержит в себе индивидуальные души, сочетающиеся с материей и тем порождающие отдельные вещи.

В природе есть как одушевленное, так и неодушевленное. Материальное не может породить душевное. Следовательно, надо допустить иное, чем природа, начало, а именно, мировую душу. Мировая душа не тождественна мировому разуму, потому что душа равно одушевляет и прекрасное, и безобразное, душа равнодушна к красоте. Поскольку прекрасного меньше, чем одушевленного, то разум дальше от природы и выше, чем мировая душа, ведь его проявление в природе более избирательно.

Материя

Внизу мировой иерархии - бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия.

Плотин понимал материю как «небытие», т.е. как «абсолютное не- существование, но только то, что отлично от реального существования».

У Плотина материя существует вечно, как вечно Единое и его свечение. Материя не есть какое-то самостоятельное начало наряду с Единым. Материя Плотина противоречива: она и то, что противостоит Единому, и то, что производится им. Материя есть результат угасания света. Там, где свечение Единого угасает, там, где смыкается тьма, там и вечно возникает материя. Материя - это отсутствие должного быть света. Она является погасшим, источившимся светом. Но все-таки она не абсолютное ничто, а нечто. Но это такое нечто, которое почти что ничто. И это такое ничто, которое содержит в себе нечто. Ведь согласно Плотину, Единое везде и нигде. И, будучи везде, оно, по-видимому, должно быть и в материи, поскольку она ведь тоже есть единое как отличное от реально существующего и от Сверхсущего (Единого).

Противостоя свету, как тьма, материя противостоит Единому (Благу) как Зло. Для Плотина источник зла содержится в материи. Так как материя у Плотина - не позитивное в смысле своей самостоятельности начало, то и зло не есть нечто равномощное добру, благу, а недостаток должного быть добра. Зло имеет причину не достаточную, а не достающую. При всех изменениях материя остается неизменной, равной самой себе. В отличие от Единого, материя познаваема.

Таким образом эманация Бога в мир происходит в форме отражения Материя у неоплатоников так же вечна, как и Единое. По словам Плотина, материя - это "украшенный труп", в котором нет проблесков божественного света. Именно поэтому она является источником Зла и в этом качестве также противостоит Единому.

Материю Плотин называет небытием. Сама по себе она лишена формы и гармонии и потому безобразна. Она максимально удалена от света единого, почему Плотин и говорит о "мраке телесности". Сочетание материи с душой помрачает созерцание душою ума и единого, которым она порождена.

Материя является конечным продуктом и антиподом Единого. Материя не мыслиться как отдельная от Единого.

Простое и протяженное её строение указывало на то, что и она сохраняет определенное единство, но в ней Единое, а вместе с тем и совершенство и творческая сила минимальны.

В силу этого материя подводит черту под процессом эманации.

Эманация

Теория эманации была основной идеей философской системы Плотина, мир для него был очередным истечением всё новых и новых состояний бытия. Эта теория заняла место учения о сотворении мира, стала всеобще принятой философской системой.

Каждый вид бытия происходит только от иного, более совершенного состояния. Порядок становления бытия является порядком уменьшающегося совершенства, порядок устанавливает последовательность постоянно понижающегося уровня. Этот ряд начинается от самого совершенного и сохраняется до тех пор, пока постепенно уменьшающиеся совершенство и творческая сила не исчерпывают себя.

Плотин понимает творение мира Единым как абсолютно немотивированный объективный процесс. И называть этот процесс принято латинским словом эманация (от emanare - течь, литься). Но у Плотина текущее, вытекающее Единое не убывает. Оно, творя мир, ничего не утрачивает, оно остается неизбывно целостным, и этот процесс происходит вне времени, от вечности.

Процесс эманации Армстронг описывает так: «Ум происходит от Единого (и Душа от Ума) не подвергая свой источник какому-либо претерпеванию. Нет никакой активности со стороны Единого, по-прежнему лишенного какого-либо воления или планирования, или выбора (планирование и выбор исключаются Плотином даже на гораздо более низком уровне, когда он переходит к анализу процесса формирования Душой материального космоса и управления им). По мысли Плотина, в Едином нет места для какого-либо вида связывания или принуждения, внутреннего или внешнего». Теперь ясно, что не должно быть никакого внешнего принуждения, ведь ничто не может принудить Единое.

«Творение каждого низшего уровня бытия высшим не является результатом какого-либо сознательного акта со стороны высшего, но есть необходимый, бессознательный отблеск первичной активности созерцания», писал Армстронг. Единое созерцает и сопутствующим продуктом этого является эманация Ума. Единое не контролирует такую эманацию.

Восхождение к Единому (Экстаз)

У Плотина Единое не только нисходит во многое, но и многое восходит к нему, стремясь стать единым, преодолеть свою разобщенность и приобщиться к благу. Все, что ни есть, даже, по-видимому, материя, нуждается во благе и стремится к Благу.

Наиболее осознанно это стремление проявляется у человека. У каждого человека есть ведь душа, часть мировой Души. И в человеческой душе есть низшая вожделеющая и высшая возносящаяся часть. У обыденного низменного человека эта часть тоже есть, но она загнана угрожающей и агрессивной низшей частью души. Однако победа разума над вечно алчущей чувственностью возможна. Низший человек может стать более высоким.

Плотин утверждал, что душа человека состоит из трех частей. Наивысшая часть не загрязнена материей и тесно связана с миром идей, но как только душа входит в единство с телом, она загрязняется материей, и отсюда возникает необходимость морального восхождения, конечной целью которого является соединение с Единым. Первый этап восхождения заключается в катарсисе, или процессе очищения человека от власти тела и страстей. Это достигается за счёт самосовершенствования, под которым Плотин понимал воспитание в самом себе четырёх главных добродетелей. На втором этапе поднимается над чувственным восприятием, обращаясь к Уму и занимаясь исключительно философией и науками. На следующем этапе душа, однако, должна подняться и соединиться с Умом, который Плотин называл первой добродетелью. В единении с Умом душа сохраняет самосознание. Финальный этап - соединение с Единым в состоянии экстаза.

Однако такое соединение с Единым непродолжительно по сравнению со всей жизнью; мы полностью и навсегда соединимся с Единым только в будущем, когда душа освободиться от оков тела.

Неоплатоники считали, что там, в этом слиянии с богом, и есть «истинная жизнь», тогда как жизнь без бога, жизнь «здесь и теперь», есть лишь мимолетный след истинной жизни.

Школы и последователи

Александрийско-римская школа

В этой школе, кроме Плотина, выделялся его ученик и биограф Порфирий. Он не претендовал на то, чтобы быть самостоятельным философом, а был лишь комментатором и исполнителем. Он дал комментарии к Платону и Аристотелю, а его введение к «Категориям» Аристотеля сыграло важную историческую роль, став наиболее важным логическим текстом, который получило средневековье от античности. Строго последовательное мышление Порфирия усилило учение Плотина, придало ему более ясное и простое выражение, в некоторых пунктах Порфирий его развил. В этом нашел отражение его трезвый способ мышления. Вместе с Лонгином, блестящим грамматиком и критиком, современником Плотина, Порфирий положил начало целому ряду эрудитов-неоплатоников, которые сумели согласовать точную и тщательную научную работу с метафизическим взглядом на мир.

Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Сирийская школа

Эта школа развивала метафизику неоплатонизма. Ее основатель Ямвлих был учеником Порфирия. Его основной работой было "Собрание пифагорейских высказываний", которое частично сохранилось. Он оставил также после себя трактат о египетских мистериях и комментарии к Платону и Аристотелю.

В неоплатонической философской системе Плотин разработал основные "возвратные пути", сам же процесс эманации разработал Ямвлих. Он ввел новые уровни для того, чтобы еще больше отдалить абсолют от материального мира. Праединство Плотина, по его мнению, было недостаточно совершенным, и над ним он установил наипервичное бытие, о котором ничего нельзя высказать. Он рассматривал в качестве звеньев эманационного процесса души богов, ангелов, демонов, героев, трактовал божества как гипостазы бытия, верования греческих и восточных религий он включил в философскую систему.

Над непосредственно философским возобладал теологический интерес. Под влиянием Ямвлиха более поздние философы-неоплатоники стали догматиками язычества.

Ямвлих также увеличил количество "возвратных путей", по которым душа проходит, стремясь к Единому. Ямвлих дальше, чем Плотин, пошел в иррационализме: не только наивысшая сущность, но и весь мир богов и демонов выходил, по его мнению, за рамки разума. Истинное знание божеств требует, как он считал, соединения с ними, являясь чем-то большим, чем познание, поскольку в познании, например, объект всегда противопоставлен субъекту и не находится с ним в единстве. Мистический элемент неоплатонизма приобрел большее значение у Ямвлиха и его последователей.

Афинская школа

Самый выдающейся представитель - Прокл (ок. 410 - 485). Он связал устремления неоплатоников-эрудитов с их метафизическими устремлениями. Сам Прокл был, с одной стороны, великим эрудитом в различных отраслях знания, несравненным комментатором не только Платона, но и Евклида, а с другой стороны, метафизиком с необузданной фантазией, которая не знала границ между наукой и мифологией. Близкий по идеям к Ямвлиху, он пошел еще дальше в умножении, дроблении, различении гипостаз, во введении в философию демонов, ангелов и божеств различного назначения. Он сосредоточил свои усилия в наиболее высоких и наиболее абстрактных сферах бытия.

Прокл считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет человека с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию.

Заключение

неоплатонизм идеализм эманация плотин

Неоплатонизм является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности.

Плотин вводит читателя в новый и несколько странный мир, познание которого может вызвать головокружение. Этот мир необычен, однако в то же время знаком каждому.

Неоплатонизм выделялся: автономностью, ибо не относился ни к одной появившейся религии. Тем не менее, его основа была глубоко религиозной, так как он стремился к тем же целям, что и религия. Следовательно, неоплатонизм выделялся полнотой системы, которая предусматривала все проблемы и философские дисциплины: не только космологию и психологию, но также и теорию познания, этику и эстетику.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке, так и на Западе.

Список литературы

1. Джон М. Рист «Плотин: Путь к реальности» - Спб., 2005 г.

2. Коплстон Ф. «История философии. Древняя Греция и Древний Рим» Т. 2 - М.: ЗАО Центр-полиграф 2003 г.

3. Лосев А.Ф. «История античной философии» - М., 2005 г.

4. Лосев А.Ф. «Из творческого наследия. Современники о мыслителе»- М.: Русский мир, 2007 г.

5. Татаркевич В. «История философии. Античная и средневековая философия» - Пермь: Изд-во Перм. Унив-та, 2000 г.

6. Шаповалов В.Ф. «Основы философии: от классики до современности» - М.: «ГРАНД», 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Неоплатонизм как направление античной философии. Дедуктивная и индуктивная система неоплатонизма. Природа человека и этика философской жизни. Процесс единения Души человека с первоначалом. Числа - промежуточная ступень, соединяющая Мировой Ум и Единое.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2010

    Проблема соотношения материи и зла в философии Плотина. Поиски зла и его отождествление с первой материей. Причины противоречивого и непоследовательного характера учения о зле. Метод разделения производящей причины и сущности зла в философии Плотина.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Этапы развития античной философии. Милетская школа философии и школа Пифагора. Особенности философии Гераклита, элеатов и атомистов. Философское мировоззрение школы Сократа, софистов, Платона и Аристотеля. Философия раннего эллинизма и неоплатонизма.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Особенности периода античной философии, релятивизм софистов и идеализм Сократа, философские идеи Платона и Аристотеля. Происхождение и своеобразие античной философии. Философия раннего эллинизма и неоплатонизма. Анализ основных сократических школ.

    реферат , добавлен 03.11.2014

    Возникновение и развитие античной философии в Древней Греции. Философия Сократа, Платона, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, Пифагора. Материализм и идеализм. Развитие неоплатонизма, схема основных ступеней бытия, духовное восхождение.

    презентация , добавлен 11.06.2013

    Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Предмет и структура философии - системы представлений о мире и месте в нем человека, выраженной в теоретической форме. Обобщение основных типов философии: материализм и идеализм, дуализм, деизм и пантеизм. Мировоззренческая и методологическая функция.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Рационально-схоластическая философия средних веков. Научные определения материи. Предпосылки возникновения и специфика марксистской философии. Принципы научной теории познания. Предназначение философии, ее смысл и функции. Философское понятие культуры.

    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

    Дофилософская социально-историческая основа античной философии. Ранний и средний эллинизм. Чувственно-материальный космос как миф. Содержание сирийского и афинского неоплатонизма. Общефилософские направления в связи с веком синкретизма, идеи гностицизма.

    реферат , добавлен 04.10.2012

    Предпосылки зарождения средневековой философии. Тертуллиан из Карфагена: вера против разума. Схоластика: от неоплатонизма до "христианского аристотелизма". Умеренный номинализм Пьера Абеляра. Умеренный реализм Фомы Аквинского. Апологетика и патристика.

НЕОПЛАТОНИЗМ –завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269).

Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел.

Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий .

Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум, содержащий в себе все идеи, живущая во времени и обращенная к уму мировая душа, и порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием Эннеады . Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля.

У Порфирия учился Ямвлих – основатель Сирийской школы неоплатонизма. Ямвлих известен как разработчик системы изучения и комментирования Платона (т.н. канон Ямвлиха из 12 диалогов Платона), как поклонник теургии – мистической практики общения с богами и духами посредством ритуальной магии. Завершающим этапом изучения философии при Ямвлихе становится толкование орфических текстов и халдейских оракулов, обязательным элементом замкнутой от внешнего интереса школьной жизни становится отправление религиозного культа. Учениками Ямвлиха были: его преемник Сопатр Апамейский, Дексипп, Феодор Асинский и др.

Один из учеников Ямвлиха Эдесий основал Пергамскую школу неоплатонизма, продолжавшую традиции сирийской. Ее представителями были Хрисанфий, Саллюстий, автор сочинения О богах и о мире , Евнапий, автор ценного описания философии Пергамской школы Жизни философов и софистов , император Юлиан (Отступник). В обстоятельствах жизни последнего в полной мере отразилось характерное для 4 в. противостояние в интеллектуальной жизни империи христианства и язычества.

Двумя основными школами позднего неоплатонизма были Афинская и Александрийская. Афинская школа была основана при Плутархе Афинском как продолжение платоновской Академии, виднейшими ее деятелями были Сириан, Прокл, последний глава Академии Дамаский . В Афинской школе продолжали разрабатывать проводимое Ямвлихом систематическое описание нематериальных уровней мира (классификацию богов, духов, идеальных сущностей), прибегая при этом к детальным и утонченным логическим построениям. С 437 Академию возглавлял Прокл, который подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма, составил множество комментариев к диалогам Платона и написал ряд фундаментальных трудов, некоторые из которых сохранились (напр., Теология Платона ). Продолжением афинской стала Александрийская школа. К ней принадлежали Гиерокл, Гермий, Аммоний, Олимпиодор, Симпликий, Иоанн Филопон. Эта школа прежде всего известна своей комментаторской деятельностью, причем главным объектом внимания в ней стали сочинения Аристотеля. Александрийцы проявляли большой интерес к математике и естествознанию, многие из них обратились к христианству (Филопон). Последние представители школы (Элий, Давид) известны как составители учебных комментариев к логике Аристотеля.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

Мария Солопова


Неоплатонизм

Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание неоплатонизм сводится к разработке диалектики платоновской триады - «единое», «ум» (нус), «душа».

Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым «единым» и познаваемым «умом» дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение «единого». Вторая - «ум», представленная у Платона лишь в виде отдельных намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом «уме» - перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом («мышлением мышления») и содержал в себе свою собственную «умственную» материю. Учение о «душе» на основе платоновского «Тимея» и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в неоплатонизме до учения о космических сферах.

Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия «мировой души» во всем космосе. Т. о., неоплатонизм как идеалистическая философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: «единое», «ум», «душа», «космос», «материя». Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако неоплатонизм мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона.

Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта особенность все больше развивалась по мере эволюции неоплатонизма, достигнув схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В целом неоплатонизм явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.

Основателем неоплатонизма в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа неоплатонизма отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады.

Сирийская школа неоплатонизма (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе неоплатонизма (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем неоплатонизм все более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа неоплатонизма (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа неоплатонизма (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма.

Идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. неоплатонизм оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизм получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. неоплатонизм каппадокийской школы - Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизм Видную роль в распространении идей неоплатонизм сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

Под глубоким влиянием идей неоплатонизма находился Августин. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизм, впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно неоплатонизм (например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике 14-15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рейсбрук и анонимный трактат «Немецкое богословие»). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности неоплатонизма в 17 - начале 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 - начала 19 вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии» (см. Соч., т. 11, М. - Л., 1935, с. 35-76). Воздействие неоплатонизма на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт