Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение. Структура и функции философии

29.09.2019

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.

Центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития.

Развернутая система философского знания включает:

· учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации - это онтология (ontos - бытие);

· учение о человеке, его природе и организации его деятельности - это антропология (antropos - человек);

· учение о познании, его основаниях, возможностях и границах - это гносеология;

· учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом - это социальная философия;

· учение о природе ценностей - это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

· этика - учение о нравственности;

· эстетика - учение о прекрасном, о художественном творчестве;

· логика - учение о правилах мышления;

· религия.

Особая область - история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.



Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления - это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:

1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя:

· логику;

· физику, или учение о природе;

· этику, учение о человеке.

Последняя - самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название - онтология.

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:

· логика;

· философия природы;

· философия духа.

К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии.

Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии.

Философия ставит перед человеком два основных вопроса:

· что первично - мышление или бытие;

· познаваем ли мир.

От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии - идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм.

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает следующие вопросы об истине:

· что такое истина;

· какими способами можно различить истину и заблуждения;

· истина универсальна или у каждого своя;

· могут ли люди постигать истину или только составляют мнения;

· какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли.

Вопросы о добре:

· каково происхождение добра и зла;

· можно ли утверждать, что одно из них сильнее;

· каким должен быть человек;

· существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета;

· существует ли идеальное состояние общества, государства.

Вопросы о красоте:

· является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение;

· как и почему представления о красоте меняются.

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.

1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию

культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

Мини-глоссарий

Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Мифология возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Пифагор впервые употребил слово «философ», называя себя любящим мудрость. Сократ также подчеркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. Софисты, которые впервые стали профессиональными учителями философии, получающими плату за свою деятельность, резко критиковались Сократом. Поскольку философ - это не ремесленник, за труд которого нужно платить. Философия - это нс готовое знание, это не то, что можно выучить и использовать. Философия - это поиск и стремление обладать истиной, требующий больших духовных и интеллектуальных усилий от

б постигающего сс человека. Поэтому в истории философии по сей день слово «философ» нс означает мудрец, а лишь только «любящий мудрость». Специфичность философии заключается и в ее объекте. Что изучает философия? Мир, природу, человека и его духовную жизнь, общество, одним словом - ее интересует весь Универсум в целом. Если у отдельных наук есть свои узкие области исследования, то философия стремиться познать основания и фундаментальные принципы человеческого бытия и природы, то есть «все имеющееся как целостность».

Философия, как попытка человека осознать смысл своего бытия, свое место в мире, как «философствование», появляется вместе с рождением человека. Как профессиональный род занятий, специфическая мыслительная установка, такая философия, которую сейчас изучают в университетах, она зародилась в Древней Греции и стала одной из составных частей феномена «греческого чуда». Конечно, восточные культуры, имеющие более древние корни по сравнению с греческой, также были точками возникновения философской мысли. Но древнекитайские и древнеиндийские учения имели, в большинстве своем, религиозную, мистическую ориентацию, нежели земную. Их интересовали глубины человеческой жизни, ее основы, принципы поведения человека, но эти вопросы они связывали, так или иначе, с богами, принципами дао, инь и янь и пр.

В Древней Греции, где процветала рабовладельческая демократия, философия стала привилегированным видом занятий для интеллектуалов, которые критически относились к мифологическому и религиозному миропониманию большинства. Мифы, фантастические вымыслы, стремившиеся объяснить все явления окружающей действительности, стали предметом скепсиса древнегреческих мыслителей. Они стали осознавать, что мифология - это не единственный и не всегда верный путь в познании мира. В мифе человек еще отождествлял природу с собой (антропоморфизм), не понимал своего принципиально отличия. Мифологической мировоззрение, основанное на слепой вере, вымысле, образах, философы подвергли критическому анализу со стороны разума. Отделяя себя от природы, человек терял былую укорененность, основу, которую давал миф. В такой ситуации осознания своей субъективности и восприятия мира как объекта, опору приходилось искать не в природе и даже не в социальном коллективе, а только в собственном разуме. Первые античные философы стали искать то, из чего все состоит, «корни всего», первооснову. Фалес - первый древнегреческий философ, сказал.

что «все из воды». За наивностью данного предположения скрывается гениальная догадка, что за видимым многообразием вещей существует некая единая основа, одна субстанция. Фалес попытался проникнуть в суть вещей и первым увидел, что, как бы ни были разнообразны вещи, все они имеют одно начало - и в этом смысле мир един. Мыслители того времени стали искать за явлениями истинную сущность, устойчивые связи, тем самым заложив основы для дальнейшего развития философии и определив направление для познавательных поисков науки.

Физика, химия, астрономия, зоология и другие - древнейшие науки, которые создавались величайшими умами. Но до сих пор мы нс может утверждать, что постигли суть всех явлений на Земле. Люди далеки от того, чтобы постичь духовный и природный мир с той полнотой, к которой стремится их разум. Многие заблуждения предков уже опровергнуты, много теорий доказано. Но и сейчас мы понимает, что не все, что очевидно и понятно, на самом деле такое, каким нам представляется. Напротив, самые глубокие и важные истины скрываются под тем, что на вид кажется наиболее ясным и простым. Философия, как говорил Аристотель, началась с удивления. Философская мысль может проснуться только в том человеке, который видит в мире тайну, загадки и противоречия. Л. Шестов также замечал: «Чтобы стать философом, необходимо внутренне безмерно встревожиться», нужно внутренне пробудиться и захотеть постичь внутреннюю, невидимую сущность нашего бытия. Вспомним Ньютона и закон всемирного тяготения. Он увидел падающее яблоко и был этим поражен. Тысячи людей видели, как падает яблоко, но никто не усмотрел в этом загадку. Падает - значит, гак должно быть. Ныотон усомнился, что так должно быть, что стало первым шагом на пути великого открытия. Поэтому ценность хотя бы скромной философской подготовки заключается в том, что она стимулирует развитие навыков самостоятельного мышления и вырабатывает способность сомневаться в том, что другим представляется безусловно верным.

Кроме того, что философия ищет за явлением сущность, пытается открыть начала бытия, она помогает человеку искать ответы на самые тревожные и мучительные вопросы его жизни. «Философия, - говорил Плотин, - это самое ценное, важное, самое главное». Вот это самое важное и является предметом философии, потому что если нет, то какой науки? Хотя в современных определениях философии этот признак опускается, Аристотель также, соглашаясь с

Плотином, замечал: «Нечего искать науки более важной и значительной. Она самая божественная и значитсльнаяможст быть другие науки нужнее, но лучше ее - нет». Мы согласимся, что философия, возможно, не самая нужная и полезная наука, но она самая лучшая - она играет огромную роль в духовном развитии человека и общества, помогает найти смысл жизни и преодолеть страх смерти.

Если рассматривать философию в соотношении с другими науками, нс выпадает ли ей роль лишь подводить итог тому, что сделали другие науки? Ведь действительность изучается частными науками. Каждую науку интересует только часть действительности и кажется, что в совокупности они охватывают всю реальность, и философии здесь места нет, ведь философия изучает Универсум в целом. Но это лишь видимость, поскольку постижение целого - нс сеть постижение смысла его отдельных составляющих. Кроме того, отдельные части могут быть поняты только тогда, когда мы поймем, какую роль они играют в целом и как взаимоотносятся между собой. Представьте себе, что обитатель Марса, никогда не видевший человека, вдруг нашел человеческую руку. Как бы детально он ее не изучал, он никогда не догадается в чем предназначение этого странного предмета. Каждая отдельная наука получает «питательные соки» из «корней всего», которые составляют специальный предмет изучения философии. Если в философии приходят к открытию чего-то совершенно нового, то это отражается на всех науках. Данный факт подтверждает и междисциплинарность философии в настоящее время.

Философия учит человека не ограничивать свои интересы узкой сферой повседневных забот, она призывает к свободному, рефлексивному, самостоятельному мышлению, что гак важно в современно мире. Развивая философию, люди не просто совершенствуют свой разум. Они мобилизируют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судьбы человечества и цивилизации. У нас нет более надежного средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на вопросы, которые ставит человечество и сама природа.

В конце XX века американский ученый Александр Кинг на заседании «Римского клуба» отметил, что современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно стало не на много мудрее. Между тем, обретение мудрости-главная задача человечества. Отсюда и роль философии в дальнейшем существовании и развитии цивилизации.

В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложнялась. Внутри философского знания постепенно формировались различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от философии, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины.

В результате современная философия имеет следующую структуру:

  • 1. Учение о бытии - или онтология (с греч. «онтос» - сущее, бытие; «логос» - учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах.
  • 2. Учение о познании - гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» - знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.
  • 3. Учение о человеке - философская антропология (от греч. «ан- тропос» - человек) и учение о ценностях - аксиология (от греч. «ак- сио» - ценность). Философская антропология и аксиология - это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.
  • 5. Учение об обществе - социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.
  • 6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать.
  • 7. Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло»,«хорошо» и «плохо» и др.
  • 8. Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Почему традиционно считают, что место зарождения философии Древняя Греция, а нс Древний Восток?
  • 2. Почему философия начинается с критического переосмысления мифов?
  • 3. В чем специфика философского знания?
  • 4. Согласны ли вы с Аристотелем, который считал философию самой важной наукой?
  • 5. Назовите основные функции философии.

Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. Предмет философии - вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, между человеком и миром, человеком и другим человеком.

На различных этапах истории философской мысли изменялись представления о ее предмете. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности человека, как правило, интересовали не все сразу, а некоторые стороны в отношениях человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поисками первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира и др.

Существующие и в настоящее время различные толкования философии связаны с тем, что не учитывается многоуровневость философского знания. Существует четыре таких уровня.

Понятийный уровень, на котором философия "работает" с понятиями, категориями - рационально описывает человека, мир и т.д. Другими словами, на этом уровне она выступает как наука. Философия включает в себя научный аспект, но полностью к нему не сводится.

На уровне образно-символическом философ стремится выразить свои мысли, свое миропонимание в метафорическом стиле, на уровне символов, образов. Этот уровень сближает философию с искусством, его абсолютизация и может привести философию к искусству. Поэтому образно-символический уровень дополняет понятийный и другие уровни.

На феноменологическом уровне (интеллектуальная интуиция) философ стремится осмыслить проблему "человек - мир" с помощью интеллектуальной интуиции, осуществить интеллектуальный прорыв в понимании сущности человека и мира в их взаимоотношениях.

Наконец, четвертый, самый глубинный уровень философствования. По образному выражению отечественного философа Г.С. Батищева - это "глубинное общение с Абсолютом". Древнеиндийская и древнекитайская философия называют философствование на этом уровне "мудростью молчания". Это философствование на уровне религиозного чувства, его суть - переживание бесконечного, бесконечности вечного.

Философия как форма общественного сознания представляет собой синтез всех четырех уровней.

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории или структуру философии. Основными компонентами философского знания выступают (структура философии).

Онтология (греч. ontos - сущее) - учение о бытии и всеобщих законах его развития.

Философская антропология (греч anthropos - человек) - учение о человеке как высшей ценности бытия.

Гносеология (греч. gnоsis- знание) - учение о познании, теория познания.

Социальная философия - учение об обществе.

Этика (греч. ethos - привычка, обычай) - учение о морали.

Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиология (греч. axiа - ценность) - учение о ценностях.

Логика - раздел философии, исследующий законы и формы отражения в мышлении объективного мира.

История философии - раздел философии, исследующий процесс становления и закономерности развития философии.

Наиболее важным и вместе с тем дискуссионным выступает сегодня выявление специфики философии через сопоставление ее с наукой. Сравним философское и научное мышление.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, - философское знание это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только такое знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

Наука стремится всегда к логической выстроенности своих положений, она строго запрограммирована правилами научного исследования. Сила и значение той или иной философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее прозрений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности. Причем существование множества концепций по поводу одних и тех же проблем ничуть не является свидетельством их "научной слабости". Напротив, оно является сильной стороной философского знания, так как, во-первых, показывает принципиальную незавершенность знания, ибо общество, культура представляют собой "открытые системы". Каждое поколение, вступая в этот мир, стремится к самопознанию и самосознанию, ищет ответы на вопросы: Что есть Я? Что есть Мир? В чем смысл человеческого бытия. И, во-вторых, нацеливает человеческое познание на расширение и углубление знаний - через сомнение и различные варианты решений проблем.

В существовании философского плюрализма заключена, в определенной степени, трудность в уяснении философии. По сути дела философии как таковой нет. Реально существует и существовало множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Основное различие философских направлений обусловлено теми отношениями в системе "человек - мир", которые признаются определяющими*в предмете философии и в какой-то степени абсолютизируются.

Длительное время в. отечественной философии господствовала точка зрения, выраженная Ф. Энгельсом: основной вопрос философии есть отношение сознания к бытию, мышления к природе. Задача философии, таким образом, заключалась в рефлексировании субъектно-объектных отношений, где обобщенным субъектом выступал человек, а объектом - мир. В этих отношениях отражается преобразовательное и познавательное отношение человека к миру, которые выступают предметом исследования материализма, позитивизма, прагматизма.

Однако наряду с субъект-объектными отношениями существуют и отношения субъект-субъект. Они проявляются в общении, взаимоотношениях между людьми на уровне понимания. Их существование обусловлено самоценностью, уникальностью личности, невозможностью до конца объективировать, выразить внутренний духовный мир человека языком науки. Такие отношения - предмет экзистенциализма, персонализма, герменевтики, т.е. течений субъективно-идеалистического направления.

Наряду с названными существуют философские школы, признающие существование некоей мировой объективной целостности (бог, абсолютная идея, центральный порядок вещей, разум, целесообразность и др.), в отношениях с которой состоит человек. Сюда следует отнести неотомизм, течения объективно-идеалистического направления. Каждое из названных философских направлений, течений содержит зерно истины, однако абсолютизирует свой подход, пытаясь перенести его на объяснение всей мировоззренческой проблематики. Чем же объясняется философский плюрализм?

Во-первых, это связано с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку многообразна и философия.

Во-вторых, философские системы всегда увязаны с конкретным историческим процессом, его религиозными, экономическими и иными характеристиками. Философия, по образному выражению Гегеля, есть "духовная квинтэссенция своей эпохи".

В-третьих, философии всегда присущ личностный характер, так как на каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это продукт размышлений, мировоззренческих установок, переживаний философа, его индивидуального характера, индивидуальных способностей и индивидуального освоения своей эпохи.

В-четвертых, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность.

Существование плюрализма философских идей, школ, течений, направлений не исключает их диалога, который ведет к единству историко-философского процесса. В каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности не ставились вопросы взаимоотношения человека и мира, в конечном счете, все они подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия.

Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Иначе говоря, когда, скажем, физик описывает структуру определенного фрагмента природного процесса, он убежден, что эта структура выступает в его описании такой, какова она сама по себе, независимо от процесса исследования, способе видения, ценностей и идеалов исследователя, т.е. в "чистом" виде. Философия обнаруживает, что наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека. То есть, в науке человек нацелен на познание мира, а в философии - прежде всего на понимании мира с позиции своих ценностей, идеалов.

Специфика философии заключается и в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Философия направлена на осмысление уже сложившегося знания, форм практики и культуры. Поэтому философский способ мышления называют критически-рефлексивным.

Философия в отличие от науки имеет, за редким исключением, не интернациональный, а национальный характер. Не существует французской, английской, русской математики или физики. Однако существует русская, французская, английская философия, идеи которых глубочайшим образом отражают духовный мир этих народов, их душу, систему ценностей, идеалов и верований,

Философское знание, как и любое знание, содержит в себе и истину, и заблуждения. Но в ней они наполнены особым смыслом. Этот смысл необходимо включает в себя оценку не только мысли человека, но и основанного на ней действия. Истинным выступает то действие, которое отвечает высшим целям, высшему назначению человека - его развитию и совершенствованию. Само же заблуждение не есть результат субъективизма или алогизма, оно есть следствие противоречия самого социального развития.

Подчеркивая качественную определенность научного и философского знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень проникновения в познание окружающей действительности - необходимое условие формирования представления о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Таким образом, научность выступает существенны признаком философии.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний. Исторически она обнаруживает себя прежде всего там, где наука была еще невозможна, где не были отработаны системы понятий, отсутствовали методы анализа и обобщения материала. То есть философия выступала как ненормированное исследование в только еще складывавшихся областях знаний. Классический пример - последовательное отпочкование от древа философии физики, биологии, психологии, социологии, политологии и т. д. Философия в данном случае «пробивала» им дорогу, предшествовала науке исторически и логически.

В методологическом плане философия и ее отрасли - логика и гносеология - исследуют само мышление, его формы и определяют правила оперирования понятиями, суждениями. Именно философия анализирует формы познания (факт, гипотеза, проблема, доказательство, теория), структуру научного знания, вырабатывает общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.). Когда появляются такие задачи, для решения которых в науке нет готовых методов, включается философия с целью поиска новых методов.

Философия выступает по отношению к научному знанию в качестве метатеории, разрабатывая систему предельно общих универсальных категорий: причина, следствие, необходимость, случайность, явление, содержание, форма, и т.д. Каждая наука использует эти категории, но сама их не разрабатывает, ибо это задача философии.

Для науки философский категориальный аппарат служит и предпосылкой построения научной теории, выполняет роль интегрального образа действительности. Последнее есть результат синтеза познания отдельных наук и существующего мировоззрения. Такой синтез в литературе называется научной картиной мира.

Следует отметить и ценностноэтическое воздействие философии на научное знание, прежде всего на субъектов научного производства. Ответственность за свои действия и последствия, результаты научно-технического прогресса нельзя сформировать, опираясь на техническое мышление. Задача философии в данном случае сводится к выработке нового менталитета человека, т.е. совершенно иного типа мышления, мироощущения и миросознания. Современный этап развития философии и науки показывает, что взгляды о неограниченных возможностях человека, научно-технического прогресса есть не что иное как социальный миф, порожденный наукой и философией Нового времени.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности и общества.

К числу основных функций философии следует отнести: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксеологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Исходя из того, что собственно дело философии - рефлексия мировоззрения, главными выступают две функции: мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция есть функция рефлексии, сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов. Вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, возможностях его познания и преобразования, философия оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание человеком целей и смысла жизни. На наш взгляд, очень хорошо выражена эта функция философии известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге "Мысли и сердце": "Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг. И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее".

Методологическая функция - это функция рефлексии, сравнительного анализа стратегических путей к идеалу. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, определяющий характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность деятельности. Различные философские школы в той или иной мере рассматривают общие закономерности познания и практики, формы взаимодействия между людьми, изучают соотношения между целями, средствами и результатами деятельности, разрабатывают классификации методов и форм научных исследований, формулируют принципы успешного решения сложных социальных задач.

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чей философия, но и нет науки прекрасней ее. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить готовить еду, ремонтировать автомобиль, плавить металл и т.д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве "науки наук", втискивающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои истинные функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию.

Что же касается "прекрасности" философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это в философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

Для представителей разных профессий философия может представлять интерес, как минимум, по двум причинам. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности. Тогда в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания, педагогики, военного дела и др. Их изучение необходимо, они важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан.

Главное - философия необходима для осмысления жизни во всей ее полноте и сложности, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимания сути всего, что с нами происходит, в чем смысл нашей жизни. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Особое место в предметном поле философии занимает сфера воинской деятельности. С ее помощью решаются важнейшие мировоззренческие проблемы происхождения и сущности войны, основных факторов хода и исхода войн, закономерностей и принципов их ведения и др. Философия помогает военнослужащему осознать общие цели его деятельности, систему ценностей, выступающую смысложизненным ориентиром.

Мыслительно-теоретическая функция - философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеологическая функция - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания.

Критическая функция - позволяет подвергнуть сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догматы и способствовать увеличению достоверного знания.

Аксеологическая функция - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических.

Социальная функция - способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества.

Воспитательно-гуманитарная функция - способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиска смысла жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.

1 Предмет философии, ее структура и функции

Философия является мировоззрением т.к. в любом философском учении содержится система мировоззренческих обобщений.

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных признаках, о наиболее сущных признаках.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию-учением о бытии, гносеологию - учение о познании, аксиологию- учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию - учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

Содержание функций философии:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.


-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

2 вопрос Позитивизм как альтернатива философской метафизики. Ее этапы развития. Основные представители.

В 19-20 в. Философия развивается по не классическому сценарию т.к. ощущается кризис ее метафизических основ.

Позитивизм – философия науки. Основатель О.Конт в 30 годы 19 века. Основная работа: курс позитивной философии. Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Основные идеи позитивизма:

1 наука это единственное эффективное средство решения проблем человечества. Таким образом позитивизм образовал сциентизм – учение которое опирается на науку и видит в ней главную движущую силу развития общества.

2оптимизм в отношении общественного прогресса, уверенность в его неизменности.

3 борьба против философии как метафизического абстрактного знания; философия не должна включать не проверяемые умозрительные положения.

4 философия является такой же наукой как любая конкретная наука, ее место в ряду других научных дисциплин.

1 этап: 30 годы 19 века – Первый позитивизм (Спенсер, Милль)

2 этап: Эмпириокритицизм (Мах, Авенариус), конец 19 – начало 20 века. Основная идея эмпириокритицизма - в основе философии должен лежать критический опыт.Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

3 этап: неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн), с 20 г. 20 в. До середины 20 в. Главная идея неопозитивизма - философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

4 этап: поспозитивизм (Поппер, Кун, Фейерабенд, Лакатос) Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
3 вопрос Философия жизни как течение иррационализма. Учение Ницше.

В первой половине 19 века усиливается критика рационализма что приводит к возникновению философских течений утверждающих превосходство

неразумного начала над разумным, считающих основной характеристикой мира иррациональное называется иррационализм.

Жизнь – это первичная реальность предшествующая разделению мира на материальное и идеальное. Она является непосредственно переживаемой сущностью мира. Жизнь есть универсальный принцип мира который соединяет и проблемы бытия и проблемы ценности.

Представители: Шопенгауэр, Ницше, Зиммель, Дельтей.

Ницше (1844-1900) – «воля к власти», «по ту сторону добра и зла», «так говорил заратустра».

Главные идеи Ницше:

Позитивная идея: утверждение культурно – этического идеала в виде концепции сверхчеловека.

Негативная идея: переоценка всех ценностей.

Главная положительная задача философии: утверждение высшей ценности культурного совершенствования человека в результате которого должен появиться новый тип человека которого Ницше называет сверхчеловеком.

Сверхчеловек – новый зоологический тип превосходящий хомосапиенс по нравственным и интеллектуальным качествам. Он может быть достигнут путем усовершенствования, строго отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Сверхчеловек – творец самого себя как свободной и автономной личности. Он обладает следующими качествами: героизм, неустрашимость, честность, жажда деятельной любви, великодушие, твердость.

Затем Ницше переосмыслил этот образ выдвинув на первый план культ сильной личности.

Негативная часть: война Ницше за освобождение людей из под власти духов и социальных авторитетов.

Ницше утверждает что главный принцип бытия – это воля к власти. Жизнь есть особый вид мировой энергии, одной из проявлений воли к власти.


4 Экзистенциализм: его проблемы, идеи и представители.

Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Предшественники экзистенциализма: Достоевский, Ницше. Серен, Кьеркегор- критикует классический иррационализм и панлогизм. Произведения: «Или или». Автор отмечает иронию человеческой жизни, человек всегда находится в ситуации выбора. Личность определяет себя в момент выбора. «Выбор между добром и злом очевиден». А как же быть с выбором между добром и добром, счастьем и счастьем.

Экзистенциализм делят на религиозный и светский (атеистический)

Экзистенциализм исходит из противоположности явлений жизненного ряда: вера, надежда, любовь, боль, страдание и явлений познавательного ряда: человек непосредственно переживает свою заброшенность в этот мир . Это переживание и есть исходная единица экзис-го описания бытийных отношений человека с миром.

Одной из иррацианалистических школ 20 века является экзистенциализм (с начала 20 века – до 60-70 г. 20в.)

Представители:

В России: Лев Шестов, Николай Бердяев

В германии: Хайдеггер, Ясперс, буббер.

Во Франции: Г. Марсель, Сартр, Камю

В Испании: Ортега-и-Гассет

Основными проблемами экзистенциализма стали: человек как уникальное существо, философия бытия, гуманизм, история западно-европейской цивилизации, проблема свободы и ответственности, смерти как тайной сути человеческого существования, проблема времени как характеристики человеческого бытия. Наша теория, подчеркивал Ж.-П.Сартр, единая теория, которая предоставляет человеку достоинства, единая теория, которая не делает из нее объекта.
5 вопрос Философский постмодернизм как осмысление информационно – компьютерной реальности.

Постмодерном называют общество, эпоху соответствующее информационно – компьютерной реальности. Лиотор впервые употребил данное понятие. Основные представители Деррида, Делез, Бодрияр, Гваттари, Жижек. Постмодернизм отрицает бытие, как бытие вещей и соответственно отрицает метафизику бытия. Предшественником можно назвать такое явление как лингвистический поворот, который на место бытия вещей поставил бытие отношений, знаний и смыслов.

М. Фуко ввел понятие дискурс – текст, высказывание вместе с социальной практикой, к которой он принадлежит и которую несет в себе. Миллионы людей в современном обществе говорят и пишут, то есть производят дискурс. Предметный труд уступает место языку, мыслительности и говорению.

Основные понятия постмодернизма:

1.Деконструкция – разрушение метафизического учения о бытии. Цель: отрицание любого присутствия. Присутствие заменяется отсутствием.

2.Симулякр – то, что мы имеем в языке в виде формы «как бы»


6 вопрос Философский смысл категории бытие. Онтология.

Онтология как учение о бытие – метафизика бытия.

В античности возникли две противоположные концепции бытия:

1 Концепция Гераклита – он считал что мир есть и будет огнем. По Гераклиту происходит бесконечный процесс перехода из одного в другое т.е. становление. Он сформулировал закон самоперехода, самовозвраения, противоборства и обновления субстанции.

Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это изменившись есть то и та изменившись есть это.

2 Концепция Парменида – бытие однородное, неизменное, неподвижное, неделимое, единое. С одной стороны есть неизменная и не становящаяся основа, с другой есть подвижная эмпирическая видимость. Парменид полагает что нельзя доказать что несуществующее есть. По Пармениду закон тождества: тождественны бытие и мышление.

Развивает идеи Парменида – Платон: у него разделены мир знания и мир мнения.

Бытие – вечное, неизменное, то что познается разумом.

Аристотель: отвергает учение об идеях как о сверхъестественной сущности. Он называет сущностью бытием) индивидуумы. Вторичные сущности – виды и роды. Так появляется идея умопостигаемого предмета.

Формы бытия:

1 Бытие природы – все материализованные формы природы которые просуществовали в прошлом и будут существовать. Основная чечта этой формы бытия ее первичность и объективность. Различают первую природу и вторую природу (предметно-вещественный мир созданный людьми для удовлетворения своих потребностей).

2 Бытие человека – бытие его телесности как части природы, бытие его духовности, как разумного обладающего сознанием вещества.

3 Бытие общества как системы социальных отношений и связей.

4 Бытие духовного.

Онтология - раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» - как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий - симулякров - слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)
7 вопрос Философское понимание материи. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

Мате́рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое св-во материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Движение есть единственный способ существования материи . Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения.

Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени.Пространство -это совокупность отношений, выражающих координацию маатериальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.

Время -совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний(явлений) , их последовательность и длительность.
8 вопрос Диалектика – учение о всеобщей связи развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Основные принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутреннее противоречие.

«Три закона диалектики».

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность;необходимость и случайность.
9 вопросСущность, структура и функции сознания. Проблема идеального.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Функции сознания:

1 Мировоззренческая 2 Познавательная 3 Творческая 4 Регулятивно - управленческая 5 Оценочная 6 Координирующая.

Структура сознания.

1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы, социализации и т.д.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности.

Проблема идеального: сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это и есть идеальность т.е. отношение представленности, в котором некий предмет оставаясь самим собой, тем не менее представляет нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.


10 вопрос Сознательное и бессознательное в психике человека. Теория психоанализа о бессознательном.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия,

выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять,почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Бессознательное отражает такие психические образы которые скрыты от самонаблюдения и неотличимы от их предметов. Неосознаваемые психические образы: сновидения, неосознаваемые инстинкты, комплексы, оговорки, гипноз, автоматизмы.

Психоанализ З.Фрейда (1856 – 1939)

Австрийский врач психиатор. Основные труды: «Толкование сновидений», «Психология человеческих масс и анализ толкования я»…

Фрейд полагал существует три уровня психики:

1 Супер – эго (Сверх - я); 2 эго – я (сознание); 3 ид, оно(бессознательное)

Оно – наиболее примитивная инстанция которое охватывает всё генетически первичное подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее об обществе. Оно – совокупность инстинктов вытесненных переживаний, комплексов; значительное место Фрейд отводил половому влечения и агрессии.

Эго – следует принципу реальности и вырабатывает механизмы позволяющие адаптироваться к среде. Это посредник между стимулами исходящими из внешней среды и из глубин организма и ответными двигательными реакциями. Функции эго: самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти …

Супер –эго - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и направляющий агент. Есть противоречие между супер-эго и оно. Психически здоровый человек выходит путем сублимации.

Сублимация – механизм посредством которого запретная энергия инстинктов перемещается на другие объекты и разряжается в виде деятельности приемлемой. Наилучшим способом сублимации является творчество .

11. Чувственное и логическое как познавательные способности человека. Их основные формы.

Чувственное познание и его элементы.

Ощуще́ние - психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств .

Восприятие - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств .

Представление - образ ранее воспринятого предмета, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие . В более широком значении словом представление означается всякое воспроизведённое памятью состояние сознания.

Эмо́ция - субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов , чувств и настроений .

Интуиция- способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.

Логическое познание

В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Формами логического отражения, присущими всем людям, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - отображенное в мышлении единство существенных свойств , связей и отношений предметов или явлений ; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам .

Каждую свою мысль человек высказывает с помощью суждений.

«Суждение - это одна из высших форм отражения объективных предметов в сознании человека. В суждениях отражаются предметы, качества, отношения между предметами, их содержание

В умозаключении из нескольких верных суждений, выводится новое знание об объектах.

«Умозаключение - средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств».

В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.
12. Взаимосвязь речи, мышления и языка.

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент . В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление - это речь, лишенная звука, а речь--«озвученное мышление». Это мне-ние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом, т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.
13.Понятие истины, ее формы и критерии. Гносеологические концепции истины.

И́стина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность.

Виды истины


  • Абсолютная истина - полное знание или источник всего, то из чего все изошло. Абсолютная истина содержит в себе все воспринимаемые нами качества и характеристики, полное представление о предмете.

  • Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой , относительной истины - релятивизмом . Разновидностью относительной истины является правда . Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений

  • Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию
Критерий истины - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. н. К. и. является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.
14.Уровни и формы научного познания. Понятие научной революции и научной парадигмы.

Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания - наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Революция в науке - период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, несовместимыми со старыми представлениями.

Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.


15.Наука и ее роль в развитии цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение,уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, - прогнозировать.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты познавательной деятельности

* разделение и кооперацию научного труда

* научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование

* методы научно-исследовательской работы

* систему научной информации

* а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Функции науки:

1.Первобытно-общинный строй;2.Рабовладельческая;3.Феодальная;4.Капталистическая;5.Коммунистическая.Они отличаются, каждая, своим способом производства материальных благ и формами классовой борьбы. Формации следуют одна за другой в линейном плане как ступени развития общества, от низшей - к более высокой. На основе марксистской теории формаций сложился формационный подход в исторической науке.

Цивилизационный подход в исторической науке.

Суть цивилизационного подхода, в том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. И в основу положена теория цивилизаций, её идеи. Цивилизационный подход отрицает единую историю человечества и представляет историю, как существование замкнутых, отдельных образований.

Теория цивилизации получила научную разработку в трудах её основоположников-

Данилевский, Шпенглер, Тойнби.


20. Человек как предмет философии. Современные антропологические теории.

В философии человек всегда рассматривался в единстве 3 модусов его бытия-это тело, душа и дух. Тело – это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы. В Античности тело-это микрокосм, в Новое время-это механизм, а далее тело понимали как организм. Душа в Античности-разум, совесть, и нравственное начало в человеке. Для современной философии душа – жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования и индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.

В религиозной трактовке дух-связь с Богом.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Антропологические теории:

1.Эрнст Кассирер. Человек это символическое животное, т.к. только он выстраивает между собой и природой символическую среду. История, язык, наука, религия-все это символическая среда. Только благодаря этой среды мы можем познавать друг друга.

2.Макс Шелер. Человек-это свободной открытое существо, как личность человек открыт миру и в этом его сила, как биологический организм человек уязвим. В отличие от животного, которое всегда говорит миру да, человек способен сказать нет. Человек-это вечный протестант, вечный Фауст.

3.Эрик Фромм. «Бегство от свободы»; «Иметь или быть». Спонтанность человеческого бытия как бы пересотворяет самого человека не только духовно и экзистенциально, но и как человеческий вид. В человеке изменяется всё-и его телесность и присущая ему субъективность. Человек не то, что есть, он таков каким может стать.


21. Биопсихосоциальная природа человека.

Биологическое выражается в физиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д.

Человек является существом социальным: в обществе человек ов­ладевает прямой походкой, членораздельной речью, мышлением.

Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимос­ти, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

Человек рождается как биосоциальное един­ство. Но он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума. Механизм наследственности, определяю­щий биологическую сторону человека, включает в себя и его соци­альную сущность.

Наследственность снабжает ре­бенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем способностей к подража­нию и обучению. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения ему еще нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общение с ними, именно оно формирует его психику, нравственность, куль­туру, социальное поведение.

Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух истоков - природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это единство биологического, психического и социаль­ного приводящее к возникновению новой ка­чественной ступени - человеческой личности.
22.Сущность человека и смысл его бытия.

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:


  • «В чём состоят жизненные ценности?»,

  • «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

  • «Зачем (Для чего) мне жить?».
Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.


23.Человек как личность. Соотношение в нем свободы, ответственности и творчества.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:


  • содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;

  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;

  • степенью осознанности человеком своего места в обществе ;

  • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;

  • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Атрибуты личности

Свобо́да - это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы - несвободе.

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

Воля - способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий , которые необходимы для её осуществления. Воля - это не физическая деятельность , не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия . Человек , осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям , формируя в себе сильную личность .

Разум - это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.
24.Проблема антропосоциогенеза. Современные версии происхождения человека и общества.

Антропосоциогенез- процесс зарождения человека как биологического вида и возникновение общества.

Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.

Подходы к проблеме:

1.Эволюционный. С XIX века в науке господствует вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. У человека с обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезьяна»). Далее появились австралопитеки (по-латыни - «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Их достижениями стали прямохождение и постепенная утрата густой шерсти. Следующий в эволюционной лестнице - уже «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis). Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», -- человек выпрямленный (Ноmo erectus). вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, -- человек разумный (Ноmo sapiens).

2.Креационизм. Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.


25.Аксиология. Понятие ценности. Классификация ценностей. Основные ценностные ориентации.

Аксиология- философское учение о ценностях и их природе.

Ценность- это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Все многообразие мира может выступать в качестве предметных ценностей, т.е. оценивать с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной, духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются субъективные ценности, к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются предметные ценности и субъектные ценности.

Ценности личности образуют её ценностные ориентации, под которыми имеется ввиду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Классификация ценностей. 1.Ценности-цели, или высшие(абсолютные) ценности. 2.Ценности-средства(инструментальные ценности).3. Положительные и отрицательные ценности(социальное значение и последствия их реализации).4.Материальные и духовные ценности.

Высшая и абсолютная ценность- это сам человек, его жизнь, а так же предельные и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.


26.Философское понимание культуры. Виды и формы культуры.
27.Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.

1.Угроза термоядерного пожара.

Самым простым способом решения всех конфликтов это применение силы. В свете приближающихся экологических проблем, решение вопросов с помощью оружия наиболее простой . Но, применяя оружие нужно быть очень аккуратным, так как запасов вооружения хватит, чтобы уничтожить жизнь на земле десятки раз.Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия.

Сейчас существует информация о том, что опасность прямого ядерного столкновения уменьшилась, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической «случайности»,как это было в Чернобыле. К тому же идет расползание атомной технологии в странах «третьего мира».

Любой конфликт таит в себе опасность появления цепной реакции. Поэтому решать конфликт нужно только мирным путем.

2. Близость экологической катастрофы.

Запасов ресурсов, особенно энергоносителей, стремительно сокращается на земле, и при тех темпах ускорения развития человечества, запасов их хватит лет на 50 не больше. Сейчас нужно искать и внедрять качественно новые источники энергии, пока есть еще запас энергоресурсов. Другая сторона энергетического кризиса, это то, что потребление электроэнергии увеличивается в 2 раза примерно каждые
15 лет. И скоро может наступить момент, когда искусственная энергия начнет влиять на структуру теплового баланса планеты. Произойдет необратимое таяние ледников, повышению уровня океана на многие десятки метров и, следовательно, затоплению наиболее плодотворных мест планеты. В результате потепления изменится климат планеты, и большая часть планеты станет засушливой полупустыней. При уменьшении средней температуры планеты на 3-4 градуса приведет к новому ледниковому периоду. Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение почвенного покрова.

3. Опасность, нависшая над человеческой телестностью.

Мы стоим перед опасностью разрушения человека, как вида, деформации его телесных органов. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии. Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции.Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных стрессов.Еще одна проблема это СПИД. Так же большой проблемой являются наркомания и алкоголизм.

4. Кризис человеческой духовности.

Большой поток информации привел к тому, что человек знает больше, чем может придумывать, фантазировать. Человеку незачем думать, домысливать, потому что за него это сделали уже масс-медиа.

Чтобы преодолеть это проблемы нужно быть бдительными и предупреждать других людей об опасности; мы должны усваивать информацию о жизни; нужно правильно организовывать планирование использования природных ресурсов; необходимо сознательно регулировать возрастание нашей планеты; надо сокращать расходы на военные затраты и больше вкладывать для искоренения бедности, голода, болезней и др.; необходимо взаимопонимание; поставить основные производственные силы и ресурсы под жесткий контроль;выработка новых ориентаций относительно нас самих.


Некоммерческая консалтинговая компания «MARKET TRADING» http://m tcompany .ru/



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт