Этапы формирования навыков у собак. Обучение собаки навыкам окд. В общие умения и навыки входят

17.06.2019

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например, при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дрессировщиком.

Для первой стадии навыка характерны две особенности:

  • во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой. Иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть» ложится и т. д.

В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки. И только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием;

  • во-вторых, первоначальная связь на команду только еще устанавливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применять условные и безусловные раздражители средней силы.

Вторая стадия

Эта стадия заключается в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс.

С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика. Также применяются команды в повышенной интонации и безусловные раздражители большей силы.

Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко мне» является закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком. Выработка условного рефлекса на жест, а также выработка выдержки в различных положениях.

В этом периоде следует добиваться от собаки четкой дифференцировки применяемых команд. Все ее ошибочные действия своевременно затормаживать принуждением. А в случае необходимости, механическим воздействием. Например рывком поводка, применением строгого ошейника, нажатием рукой и т. п.. Правильные же действия закреплять лакомством и поглаживанием.

Третья стадия

На данном этапе выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить занятия в разное время суток, в разную погоду при наличии различных посто­ронних раздражителей вблизи (животных, проходящего транспорта, людей и т. д.).

При управлении поведением собаки в сложных условиях, дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычные. Увеличить силу применяемых механических раздражителей. При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильным воздействием на собаку добиваются закреплением вырабатываемого навыка, который должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется на службе.

Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Т.е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последующий.

Таким образом, образование навыка у собаки происходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате последовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.

Памятка для начинающего дрессировщика

Дрессировщик(Д)-это тот человек, который выполняет все действия с собакой, держит поводок и командует ею. Специалист, ведущий занятия по дрессировке, называется инструктором. Главная (если не единственная) задача инструктора состоит в обучении приемам дрессировки хозяина собаки, поэтому надо помнить, что обучение самой собаки в его задачи не входит!

Не следует уповать на то, что инструктор решит все проблемы, взявшись за поводок и грамотно выполнив все упражнения. Научить-то он научит, но именно в этом случае собака будет считать хозяином его, а не вас. Не говорю уже о том, что для инструктора, это не профессионально - ему и прикасаться -то к собаке следует только в тех случаях, когда вам нужна чисто механическая помощь.

Навыки и правила их выработки у собак.

Навык-это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнения, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием. Обычно навык-это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов). Например, на команду «Ко мне!» собака(С) движется к дрессировщику, садиться перед ним и проявляет выдержку (тормозной рефлекс) в занятом положении. Навык-это динамический стереотип. Процесс выработки навыка можно разделить на три стадии.

1-я стадия. Д подбирает место без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального рефлекса(Р), входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у С хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщика, по команде «Апорт!».(«Возьми!», «Держать!»,если работаем на принуждении, когда С не активна).



2-я стадия. Д начинает последовательную выработку новых Р, входящих в состав того же навыка.

По команде «Апорт!» приучает брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко от С, и приносить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжение упражнения по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.

При дрессировке С следует соблюдать следующие правила:

1.Необходимо применять два раздражителя - условный (команда) и безусловный (пища, нажим рукой и т.п.). Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

2.Физиологическая сила безусловного раздражителя должна быть большей по сравнению с силой условного.

3.Безусловный раздражитель применяют через 1-3 с после действия условного.

4.Повторять действие двух раздражителей необходимо многократно, до 20 упражнений в день в среднем с промежутками между упражнениями 4-5 мин. Когда навык начинает проявляться, режим упражнений и время между упражнениями изменяют - то сокращают, то увеличивают с учетом индивидуальных особенностей С.

5.Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.

6. Дрессируемая С должна быть здоровой, бодрой, привитой и обработанной.Обращаться с С нужно спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной С рефлексы не вырабатываются.

Двигательные условные рефлексы(УР) вырабатываются быстрее, если нужные движения С

совершает сама, а Д вовремя дает команду и подкрепление. Например, С отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону Д, следует подать команду «Ко мне!» и показать лакомство. Когда С подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания.

Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на С. Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении С. Выработка каждого нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду «Апорт!» входит в состав более сложного навыка – выборки вещей по запаху. Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при подготовке её к определённой службе.

В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем применяют регулярно, либо эпизодически(вероятностное подкрепление). При вероятностном подкреплении(30% подкреплений) некоторые УР вырабатываются быстрее, чем при 100%-ном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия Д способствуют успешному формированию навыков у С. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняющих дрессировку С. А чтобы переделать такие навыки в положительные, требуется еще большее напряжение нервной системы С, чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство Д дает возможность избежать ошибок в работе. А для этого должны сформироваться доверительные, профессионально деловые и правильные взаимоотношения между Д и инструктором на дрессировочной площадке.

Правила кормления

1.Собака(С) не должна быть перекормлена, чтобы она не имела возможности капризничать, выбирать любимую пищу и тем более отказываться от еды. А перед занятиями – С голодна.

2.Кормление С производится в примерном соответствии с «часовым» графиком, соответствующим виду, возрасту и кондиции С.Молодых С кормят до шести раз в день, взрослых собак - два раза в день.

3.Наиболее целесообразно приурочить кормление не к фиксированному времени по часам, а, например, к прогулке, время которой определяется образом жизни хозяев. Щенка во время приучения к чистоте выносят на улицу после кормления, а для взрослой С практичнее и полезнее такой режим, в котором кормление следует после прогулки.

4.Миска с кормом ставится на несколько минут (до отхода от нее), после чего не съеденные остатки убираются, а обычная порция сокращается на то количество пищи, какое осталось недоеденным.

5.Отнимать миску у С во время еды строго запрещается , а при необходимости забрать миску подается команда «Дай!»(или «Фу!»)

6.Если С не заинтересованно в еде, не торопится есть, отходит от миски, отказывается от доброкачественной пищи, то миска убирается, а в следующее кормление С предлагается пища того же состава. Никогда нельзя оставлять миску с кормом стоять в ожидании, что животное проголодается и доест, - это грубейшая ошибка.

7.В следующий раз корм дается только в очередное кормление, и не раньше.

8.Перед кормлением С (щенок – примерно с полуторамесячного возраста) усаживается или укладывается перед кормушкой. Позволять С срываться с места без разрешения хозяина, бегать

вокруг, мешать приготавливать пищу недопустимо .

9.Собаке разрешается приступить к еде (как бы она ни была голодна!) только после явно выраженной команды хозяина («Ешь!», «Можно!»и т.п.).

4. Навыки и порядок их отработки

Понятие о навыках. При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику пб команде "ко мне" или такое сложное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное дей^ ствие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык, как законченное действие, достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка состоит в последовательной выработке условных рефлексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определенного безусловного рефлекса.

Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а поэтому обозначаются, как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, навык - это сложное действие, которое постепенно вырабатывается у животного в процессе жизни и дрессировки.

Приемы дрессировки. Совокупность последовательных действий дрессировщика при отработке навыка составляет прием дрессировки собаки. Каждый прием подразделяется на следующие стадии (см. рис. 101).

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне" первоначальное действие, отработанное у собаки, будет состоять в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков "стоять", "сидеть" и "лежать" в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями:

во-первых: у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей, суть которого состоит в том, что собака не имеет еще четкого различия команд между собой и может проявлять ошибочные действия, например по команде "сидеть" ложится и т. д.

В этом случае дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей "лакомства" только правильно выполненные действия.

Во-вторых, на этой стадии первоначальная связь на команду еще не уста-новлена и дрессировщик не в состоянии преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий у собаки занятия по дрессировке следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу), воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс Таким усложнением в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне" является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т. д.

В этой стадии дрессировки, так же как и в предыдущей, не следует усложнять условия окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков у собаки. Следует добиваться у собаки четкого различия (диференцировки) применяемых команд и все ошибочные действия своевременно затормаживать применением, в случае необходимости, механического способа (рывки поводком, строгий ошейник и т. п.), а действия, правильно выполненные, закреплять поощрением.

Третья стадия приема дрессировки состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного выполнения отрабатываемых у собаки навыков при наличии различных посторонних отвлекающих собаку раздражителей. Как только у собаки будет достигнуто достаточно четкое и безотказное выполнение всех действий, условия занятий необходимо усложнять, место занятий как можно чаще разнообразить и занятия проводить при наличии различных посторонних раздражителей (разнообразных звуков, людей, других животных и т. д.). Первоначально в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс будет угасать, собака начнет привыкать к новым для нее раздражителям. Дрессировщик для управления поведением собаки в усложненных условиях должен применять более сильные меры воздействия, чем обычно (увеличить силу применяемых механических раздражителей), при этом уметь использовать и угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на последующее, болевое воздействие.

Во всех случаях отвлечения собаки и отказа ее от выполнения того или другого действия по команде дрессировщик должен добиваться от собаки выполнения этого действия, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Навык как динамический стереотип. В основе образования навыков лежит физиологический процесс, обозначаемый академиком И. П. Павловым понятием динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную последовательную систему.

Выработка определенных стереотипов в поведении собаки при дрессировке имеет весьма большое практическое значение: чем более закреплены определенные действия в определенную систему (стереотип), тем более закончено безотказное выполнение собакой действия.

Однако в процессе дрессировки, в результате ошибочных действий дрессировщика, может возникнуть стереотип отрицательного значения. Так, например, если применять команды в одной и той же последовательности (например: стоять - сидеть - лежать и т. д.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между подачей команд, у собаки может возникнуть отрицательный для дрессировщика стереотип. Этот динамический стереотип будет проявляться в том, что собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в той последовательности, в какой эти действия отрабатывались, не реагируя даже на подаваемые команды.

Для того чтобы избежать этого, следует при отработке навыка различные команды применять в разной последовательности.

Общие и специальные приемы дрессировки. Приемы дрессировки, в зависимости от своего назначения, подразделяют на общие и специальные.

Посредством общих приемов дрессировки достигается "подчинение собаки своему дрессировщику", обеспечивается и усиливается необходимая взаимосвязь - контакт дрессировщика с собакой, а также закладывается основа для специального курса дрессировки. Этого достигают отработкой общих приемов различного назначения.

Специальными приемами дрессировки называются такие приемы, отработка которых обеспечивает использование собаки для определенных служебных целей (розыскной, караульной, сторожевой и т. д.).

Отработка одних общих приемов обеспечивает такие навыки, которые основаны на деятельном состоянии нервной системы, - состоянии возбуждения, которое проявляется в определенных действиях собаки, например подхода собаки к дрессировщику по подзыву, свободное состояние по команде "гуляй" и т. д.

Отработка других общих приемов дрессировки обеспечивает такие навыки, которые основаны на временной задержке - торможении в нервной системе собаки, например запрещение нежелательного действия по команде "фу" или выдержка.

Отработка большинства общих приемов дрессировки имеет своей целью установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что, в конечном итоге, обеспечивает хорошее послушание - "дисциплину" собаки.

Этого достигают посредством выработки положительных и отрицательных тормозных условных рефлексов.

Положительным условным рефлексом называется рефлекс, который у собаки вырабатывается на основе процесса возбуждения и проявляется как определенное действие собаки, выполняемое по сигналу дрессировщика. Выработка такого рефлекса достигается обычным способом, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.

Тормозной (отрицательный) условный рефлекс вырабатывается у собаки на основе процесса активного торможения и проявляется в задержке или прекращении действий собакой. Желая получить выдержку у собаки, например навык посадки, дрессировщик командой "сидеть" вызывает у собаки проявление положительного условного рефлекса. Собака по команде "сидеть" принимает положение посадки. Но для того чтобы собаку задержать в положении посадки, дрессировщик дает собаке "лакомство" не сразу после выполнения команды, а через все более удлиняющиеся промежутки времени (от нескольких секунд до 2 минут).

Таким образом, дрессировщик при воспитании тормозного условного рефлекса - выдержки применяет принцип задержания пищевого безусловного раздражителя. Собака, ожидая "лакомства", на протяжении этого времени находится в состоянии задержки (запаздывающее торможение) всех своих действий. При попытках собаки встать вновь применяется команда "сидеть", которая может сопровождаться действием безусловного раздражителя (нажатием на круп).

При отработке выдержки следует соблюдать строгую последовательность, сразу не гнаться за продолжительным временем, а желаемой выдержки достигать постепенно, путем последовательного развития и закрзпления тормозного процесса. Иначе можно у собаки получить срыв торможения, и выдержка у такой собаки может полностью исчезнуть.

Процесс торможения имеет весьма большое значение при выработке диференцировки, т. е. приучения собаки различать между собой те или иные раздражители, например команды, запахи, жесты и т. д.

Собаку приучают четко различать между собой команды и жесты на основе того, что каждый условный раздражитель сопровождается таким безусловным раздражителем, который у собаки вызывает проявление определенного безусловного рефлекса:, команда "рядом" - рывком поводка, команда "сидеть" - нажатием на круп, команда "лежать" - нажатием на холку и т. д. В результате этого каждая команда, связываясь с тем или другим безусловным раздражителем, приобретает для собаки определенное значение, становится сигналом на определенное действие. Собака приучается различать - диференцировать значение команд.

Однако при этом весьма большое значение имеет использование активного торможения в виде так называемого диференцированного торможения. Если собака по команде выполнила действие правильно, то это действие закрепляют дачей "лакомства", оглаживанием и восклицанием "хорошо". Если действие выполнено неправильно, то собака поощрения не получает. Таким образом, одно действие (условный рефлекс) закрепляется, а другое тормозится.

Диференцированное торможение имеет большое значение при выработке более тонкой диференцировки, например при приучении собаки к выборке вещи по индивидуальному запаху человека. В этом случае особенно тщательно следует подкреплять каждое правильное действие собаки дачей "лакомства" и не подкреплять ошибочно выполненное действие.

Для того чтобы ускорить выработку диференцировки при выборке вещи по запаху, с успехом можно использовать команду "фу" как условный тормоз. В момент, когда собака пытается взять вещь с другим запахом, дрессировщик подает команду "фу" пониженным голосом, так как команда "фу", подаваемая полным голосом, может вызвать у собаки последовательное торможение, и собака откажет в выборке вещей.

Понятие о методике дрессировки. Общие и специальные приемы дрессировки должны прорабатываться в такой последовательности, которая в наибольшей степени содействует достижению окончательной цели.

Методика дрессировки как определенная система проработки приемов обеспечивает подготовку собак для служебных целей (караульные, розыскные, сторожевые и т. п.).

Основными положениями методики дрессировки собак являются: во-первых, строгая последовательность прохождения приемов дрессировки по принципу "от простого к сложному"; во-вторых, определенная взаимосвязь между приемами дрессировки. Эта взаимосвязь выражается в том, что отработка одних приемов дрессировки служит основой для отработки последующих.

Дрессировка собак должна производиться по принципу постепенного наращивания и усложнения навыков у собаки. При этом отрабатываемые навыки зависимы друг от друга и: находятся в определенном взаимодействии друг с другом. Отработка более простого навыка обусловливает отработку последующего, более сложного и т. д.

Так, навык собаки на следовой работе вырабатывается но сразу, а последовательно, и его отработка основывается на других, ранее закрепленных у собаки навыках. Вначале собаку приучают к выборке вещи по запаху ее дрессировщика. После этого приучают к поиску вещи дрессировщика по его собственному следу, затем только переключают собаку на поиск вещи дрессировщика, но уже по следу помощника, который уносит вещь, и только после этого пускают на поиск по следу самого помощника, развивая при этом у собаки активно-оборонительную реакцию на последнего.

Для обеспечения последовательности прохождения общих и специальных приемов дрессировки весь курс практической дрессировки собак подразделяется на общий и специальный.

Новый год в ресторане москва рестораны москвы для празднования нового 2019 года.

Для того чтобы научить собаку следовой работе, необходимо выстраивать дрессировку, опираясь на одну из трех базовых потребностей: пищевую, социальную или игровую.

Выбор будет зависеть от характера, предпочтений и особенностей животного, а также от его опыта и имеющихся навыков. Начинать дрессировку нужно вовремя. Взрослую собаку уже вряд ли заставишь идти по следу без своевременной подготовки. Во время выслеживания даже охотничьи собаки опираются не только на нюх, но и на слух, а также на зрение.

Лучший возраст для начала тренировки щенков – два-три месяца.

Занятия нужно выстраивать в виде игрового процесса по поиску игрушек, еды или самого хозяина. В ходе таких игр щенок научится активно задействовать свое обоняние.

Дрессировка поисковых навыков собаки:

Для начала попробуйте, держа собаку на поводке, показать какую-нибудь интересную для нее вещь, например любимую игрушку. Можно подразнить питомца этим предметом, помахав у него перед носом, а потом бросить предмет. Для начала просто бросайте вещь на некоторое расстояние и идете с собакой его искать, выждав полминуты или меньше. Затем можно усложнять задание: бросив вещь, поверните собаку вокруг своей оси и отправляйтесь искать. По мере того как пес будет делать успехи, усложняйте задание. Бросайте предмет за спину собаки или закрывайте ей глаза рукой. Так питомец будет постепенно отучаться от поиска с помощью зрения, и научится использовать обоняние. Командой для выполнения задания будет « ». Сопровождающий жест – правой рукой указать желаемое направление поиска. Двигайтесь к предмету не по прямой, а по зигзагу. После нахождения предмета собаку нужно поощрить, поиграть с ней.


После того
как собака освоит такую поисковую игру , можно переходить к следующей стадии. Прячьте предмет на земле незаметно, пока животное не видит. Затем ищите предмет вместе с собакой, прицепив ее на поводок. В начале обучения предпочтительнее тренироваться в спокойных укромных местах, чтобы питомцу не на что было отвлекаться. Идеальные условия для начала дрессировки – поле или луг с низкой растительностью, не на открытой местности. На асфальте, песке или камнях искать по запаху будет значительно сложнее. На первых порах начало следа нужно отмечать, потоптавшись по земле, а идти мелкими шагами, слегка шаркая по земле. При этом нужно стараться не рыхлить землю подошвами и не ломать траву, так как это создаст лишние запахи, на которые собака будет потом ориентироваться при ведении следа. Постепенно можно переходить на более широкий и легкий шаг. Места для тренировок лучше регулярно менять, чтобы питомец не привыкал к одинаковым условиям и не терял интерес. В ветреную погоду лучше прокладывать свой маршрут по ветру.

Оптимальная длина следа для начала – 50 метров по прямой. Затем можно удлинять его время от времени на 20-30 метров. После того как собака научится легко справляться с такой работой, можно усложнить задачу следом с углами и поворотами. Сначала их должно быть мало. Их нужно располагать на достаточно большом расстоянии и при этом внимательно следить, чтобы собака не пропустила угол. В начале занятий длина поводка должна быть не более трех метров, со временем дистанцию необходимо увеличивать. Для работы по следу можно использовать команду «Нюхай».

Под использованием социальной потребности имеется в виду зависимость питомца от хозяина как вожака стаи, лидера. В возрасте 3-6 месяцев щенок лучше всего восприимчив для данного способа. Заниматься нужно в уединенном месте, где есть неровности, кусты, овраги и так далее. Спустив собаку с поводка, пока она бегает, хозяин прячется незаметно от животного и наблюдает. Не найдя хозяина глазами, собака постарается найти его с помощью обоняния. Когда поиск завершится успехом, питомец будет рад, его следует похвалить и приласкать. Каждый следующий раз можно немного усложнять задание, прячась на более дальнем расстоянии, более тщательно. Можно взять с собой помощника, который будет держать животное на поводке, пока хозяин прячется. Если собака не проявляет беспокойства, оставшись в одиночестве, хозяин может время от времени звать ее из своего укрытия.

Другим вариантом является использование игровых потребностей. В этом случае стимулом станет любимая игрушка, которую питомцу придется найти с помощью следа. Этот способ подходит для игривых животных и собак, имеющих любимую игрушку. Потребность в игре можно успешно развивать во время воспитания щенка. Перед тем как спрятать игрушку, предложите собаке несколько раз принести ее. Затем уже можно прятать вещь, постепенно удлиняя прокладываемый след и используя более сложные условия для поиска. После нахождения вещи собака должна получить в качестве вознаграждения игру с найденным предметом.

Для взрослых животных лучше всего использовать потребность в еде. Можно использовать что-то особенно вкусное и привлекательное для собаки. Чтобы она не погналась за угощением, можно привязывать ее к дереву, предварительно дав попробовать или понюхать угощение. На первых этапах приманку придется скармливать собаке после нахождения. Позднее можно поощрять ее небольшими порциями корма, а затем и вовсе кормить ее только по возвращению с занятий.

Чтобы заинтересовать собаку и не допустить потери ее внимания к запахам, можно применять усилители следа. Это некие вещества или продукты, пахнущие особенно привлекательно для собаки. Эти усилители выкладываются поверх человеческого следа, что заставляет питомца принюхиваться. Количество таких усилителей постепенно сокращают, а потом и вовсе исключают.


Учим собаку команде «голос»
Обучаем пса команде «Лежать!»
Собака – ваш спортивный партнер
Отучаем собаку кусать за ноги Обучаем пса команде «Ко мне» Правильное воспитание собаки

Навыки - это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов.

Например, навык на команду "Ко мне" состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщика, и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении.

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на три стадии (рис. 55).

Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде "Апорт" хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде "Апорт" дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующиеправила:Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй - безусловный (рывок поводком, пища)

2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно стойкий и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Бели команду "Сидеть" подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1-2 секунды после условного. Например, подается команда "Рядом" и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2-3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15-40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15-20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.

6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например заставить ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на команду "Сидеть" образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

В дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки.

Всегда ли нужно применять подкрепление условного раздражителя (команда, жест) безусловным (нажатие на части тела собаки, дача лакомства и др.)?

В начальный период выработки навыка подкрепление следует применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал (команду, жест), дрессировщик изменяет порядок применения подкрепления. Считается целесообразным подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Собака все время ждет подкрепления, но когда оно последует, после какого по счету упражнения, остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки у собаки нужных навыков правильные ее действия поощряются (восклицанием "Хорошо", поглаживанием, дачей лакомства), а неправильные останавливаются и исправляются (воздействием руки, рывком поводка и др.), что также способствует лучшей выработке рефлексов.

Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения (динамический стереотип).

Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких навыков. Целесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе (7-10 минут), изменить обстановку и лишь затем переключиться на другую работу, более легкую.

Количество упражнений по выработке того или иного навыка может значительно колебаться в зависимости от ряда факторов.

1. От характера вырабатываемого навыка. Например, навыки ОКД требуют максимального количества упражнений. При выработке более сложных специальных навыков к оличе ство упражнений уменьшается, а при таких, как развитие агрессивности (злобы), задержание убегающего человека и т. п., количество упражнений доводится до минимума: 2-3 на одном занятии. Количество таких упражнений может быть большим для менее злобных, но сильных собак.

2. От характера подкрепления условных раздражителей. При пищевом подкреплении количество упражнений увеличивается и доводится до максимума, а при подкреплении механическими (болевыми) воздействиями - уменьшается.

3. От индивидуальных особенностей поведения собаки и скорости формирования вырабатываемого навыка. Если собака заметно утомлена, занятие следует прекратить. Количество упражнений уменьшается, изменяется сила применяемых раздражителей для собак, быстро устающих. На собак более активных, возбудимых нагрузка увеличивается. Если у собаки быстро формируется навык, то продолжительность занятий и количество упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы навыки на каждом занятии (уроке) упрочивались и совершенствовались.

В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки в работе.

по вопросу размещения статей обращаться по: [email protected]



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт