Эффективный контракт для работников культуры. Переход на эффективный контракт (образец приказа)

13.10.2019

Утверждаю

Директор МКУ «Дом культуры Кривское»

________Е.М.Мусатов

(подпись)

«___» _________ 2016 г.

Положение

о назначении выплат стимулирующего характера работникам МКУ « Дом культуры Кривское»»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение вводится с целью стимулирования труда работников, повышения качества муниципальных услуг, предоставляемых учреждением (далее - муниципальные услуги) и результативности труда работников учреждения.

1.2.Настоящее положение разработано в соответствии с приказом директора МКУ «Дом культуры Кривское» «Об утверждении положения об оплате труда работников МКУ «Дом культуры Кривское»

2. Наименования и условия осуществления выплат стимулирующего характера

2.1. Условия и порядок выплат стимулирующего характера определяется по срокам (периодам) выплат (разовые, ежемесячные, по итогам полугодия, года, окончания определённой работы) и по показателям (критериям), выполнение которых даёт право на получение данной выплаты.

2.2.Осуществление выплат стимулирующего характера предусматривается в зависимости от результатов труда и качества, оказываемых муниципальных услуг, в соответствии с разработанными показателями эффективности деятельности работника районного учреждения.

2.3. Система выплат стимулирующего характера включает в себя стимулирующие выплаты по результатам показателей и критериев качества и результативности труда работников, и иных стимулирующих выплат.

2.4. При этом не менее 50% фонда выплат стимулирующего характера необходимо расходовать на выплаты, связанные с достижением показателей, характеризующих результаты труда.

2.5. Работнику может быть предусмотрено установление стимулирующих надбавок к окладу:

Выплата за интенсивность и высокие результаты работы;

Выплата за качество выполняемых работ;

Выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

Премиальные выплаты по итогам работы.

При определении видов и размеров стимулирующих выплат рекомендуется учитывать:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующий период;

инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.

2.6. Осуществление выплат стимулирующего характера предусматривается в зависимости от результатов труда и качества, оказываемых муниципальных услуг, в соответствии с разработанными показателями эффективности деятельности работника МКУ «Дом культуры Кривское»

2.7. Для учёта особенностей деятельности каждой группы работников и обеспечения увязки размеров выплат стимулирующего характера с показателями, характеризующими результаты и качество работы, конкретные условия труда закрепляются в эффективных контрактах с работниками районного учреждения.

В отношении каждого работника при переходе на «эффективный контракт» должны быть уточнены и конкретизированы его трудовые функция, показатели, критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

В «эффективном контракте» должны быть предусмотрены:

Наличие системы критериев оценки труда работников в разрезе структурных подразделений, а также в разрезе должностей работников учреждения;

Наличия системы внутреннего учёта и контроля за выполнением критериев оценки труда работников;

Обеспечение увязки ежемесячных выплат стимулирующего характера в зависимости от достигнутых результатов по установленным критериям;

Достаточность средств на стимулирование работников в фонде оплаты труда работников учреждения.

Показатели оценки эффективности деятельности, установленные в локальных нормативных актах по оплате и стимулированию труда при переходе на «эффективный контракт» должны иметь количественное выражение и быть конкретизированы в трудовом договоре с работником.

2.8. К стимулирующим надбавкам за интенсивность и высокие результаты работы относятся надбавки:

За организационно-методическое обеспечение деятельности клубов МКУ «Дом культуры Кривское» - рекомендуемый размер 20 % оклада;

2.9. Выплата за качество выполняемых работ устанавливается приказом по учреждению с учетом разрабатываемых в учреждении показателями эффективности деятельности.

2.10. Выплата за выслугу лет устанавливается при стаже работы в учреждениях культуры и искусства:

От 1 до 5 лет включительно - 5 % оклада;

От 5 до 10 лет включительно - 10 % оклада;

От 10 до 15 лет включительно - 15 % оклада;

Свыше 15 лет - 20 % оклада.

В общий стаж работы, дающий право на получение надбавки, независимо от перерывов в работе включаются:

Время работы в учреждениях культуры и искусства;

Время работы в органах государственной и муниципальной власти;

Время военной службы граждан;

Время обучения работников учреждений культуры и искусства в учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров, если они работали в этих учреждениях до поступления на учебу;

Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет женщинам, работающим в учреждениях культуры и искусства.

Стаж работы для выплаты надбавки определяется комиссией по установлению трудового стажа на основании заявления работника.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Комиссия уточняет список работников и стаж работы по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Ответственность за своевременный пересмотр размера надбавки за стаж работы возлагается на руководителя и кадровую службу учреждения.

2.11. Премиальные выплаты по итогам работы устанавливаются по итогам работы за полгода и год, с учетом результатов выполнения учреждением муниципального задания, а также за выполнение особо важных и срочных работ, за перевыполнение отраслевых норм нагрузки. Конкретный размер премии по итогам работы может определяться как в процентах к окладу по соответствующим ПКГ работников, так и в абсолютном размере. Премии, установленные в процентом отношении, применяются к окладу по соответствующим ПКГ работников без учета повышающих коэффициентов (за исключением повышающего коэффициента к окладу руководителям структурных подразделений и специалистам культуры и искусства за работу в учреждениях (филиалах, структурных подразделениях), расположенных в сельской местности).

Максимальный размер премии по итогам работы не ограничен.

Оценка эффективности работы, выполнение показателей эффективности деятельности работников, для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера проводится соответствующей комиссией с участием представительного органа работников, с применением демократических процедур оценки.

Проведение оценки результатов труда работников учреждения основывается на нормативных документах (локальных актах, коллективных договорах, соглашениях), предусматривающих порядок, виды, размеры выплат стимулирующего характера, показатели результативности деятельности.

Условия и порядок выплат стимулирующего характера должны быть определены по срокам (периодам) выплат (разовые, ежемесячные, по итогам полугодия, года, окончания определённой работы) и по показателям (критериям), выполнение которых даёт право на получение данной выплаты.

Работникам учреждения могут производиться иные выплаты, не связанные с исполнением работниками трудовых обязанностей и результатами деятельности, при наличии средств и в соответствии с Коллективным договором учреждения:

к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд в связи с 50-летием, 55-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т.д.;

в связи с выходом на пенсию;

в связи с предоставлением работнику ежегодного отпуска;

при рождении ребенка;

в связи с потерей близких родственников;

в связи со смертью работника (выплачивается близким родственникам умершего работника);

многодетным, малообеспеченным семьям, на лечение и (или) приобретение дорогостоящих медицинских препаратов, в связи с тяжелым материальным положением или другими чрезвычайными ситуациями (кража, пожар и т.п.)

Размер выплаты определяется индивидуально в отношении каждого работника с учетом конкретных обстоятельств.

2.12. Если на работника учреждения налагалось дисциплинарное взыскание, выплаты стимулирующего характера ему не устанавливаются.

2.13. Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются распоряжением Главы Администрации муниципального образования сельского поселения деревня Кривское.

2.14. Расчёт размера выплат стимулирующего характера за результаты работы каждому работнику и обоснование данного расчёта производится комиссией (далее - Комиссия), создаваемой на основании приказа директора учреждения.

3. Организация деятельности Комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам

МКУ «Дом культуры Кривское»

3.1. Комиссияпо установлению стимулирующих выплат работникам МКУ «Дом культуры Кривское» (далее Комиссия) создаётся в целях принятия решения о выплате стимулирующих выплат работникам МКУ «Дом культуры Кривское»

3.2. Состав комиссии утверждается приказом директора Учреждения. Состав комиссии в количестве 3 человек избирается на заседании трудового коллектива.

3.3. В состав Комиссии могут входить члены вышестоящей организации - учредителя.

3.4. Работу Комиссии возглавляет председатель, который выбирается из числа членов комиссии. Председатель организует и планирует работу Комиссии, ведёт заседания, контролирует выполнение принятых решений.

3.5. Секретарь Комиссии поддерживает связь и своевременно передаёт всю информацию членам Комиссии, ведёт протоколы заседаний, оформляет итоговый оценочный лист, выдаёт выписки из протоколов и (или) решений, ведёт иную документацию Комиссии.

3.6. Заседания Комиссии проходят в течение года ежемесячно до 20 числа текущего месяца. Заседание Комиссии является правомочным, если на нём присутствует не менее половины от общего числа её членов. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от членов комиссии, участвующих в заседании. Каждый член Комиссии имеет один голос. В случае равенства голосов, решающим является голос председателя.

3.7. Все решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарём Комиссии.

3.8. Основная компетенция Комиссии - распределение выплат стимулирующего характера в соответствии с утверждёнными критериями.

4. Порядок распределения стимулирующих выплат работникам МКУ «Дом культуры Кривское»

4.1.Работники МКУ «Дом культуры Кривское» (далее - учреждение) представляют в комиссию по распределению выплат стимулирующего характера результаты самооценки своей деятельности в соответствии с критериями и показателями.

4.2. Комиссия осуществляет анализ представленных работниками результатов профессиональной деятельности по установленным критериям и составляет итоговый оценочный лист с указанием баллов по каждому работнику. В случае установления существенных нарушений (искажения или недостоверная информация) представленные результаты возвращаются работнику для исправления и доработки в пятидневный срок.

4.3. Комиссия обязана ознакомить работников учреждения с итоговыми оценочными листами.

4.4. С момента знакомства работников с итоговым оценочным листом в течение одного дня работники вправе подать обоснованное письменное заявление о несогласии с оценкой результативности их профессиональной деятельности по установленным критериям директору учреждения. Основанием для дачи такого заявления может быть только факт (факты) нарушения установленных настоящим Положением норм и технические ошибки, допущенные при работе со статистическими материалами.

4.5. Директор инициирует заседание Комиссии. Комиссия обязана рассмотреть заявление работника и дать ему ответ по результатам проверки в течение 5 дней со дня принятия заявления. В случае установления в ходе проверки факта (фактов) нарушения норм настоящего положения или технической ошибки Комиссия обязана принять меры для их устранения, внести изменения в итоговый оценочный лист.

4.6.На основании произведённого Комиссией расчёта с обоснованием, после знакомства работников с итоговым оценочным листом, оформляется протокол.

4.7. Комиссия по распределению выплат стимулирующего характера вправе устанавливать ежемесячно минимальный порог (в баллах) для начисления стимулирующей части работникам учреждения.

4.8.Конкретные размеры выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются дифференцированно в зависимости от результата работы на основе критериев оценивания качества труда.

4.9. Размер выплат стимулирующего характера, стоимость одного балла в рублях, может меняться в зависимости от фонда стимулирующих выплат.

4.10. На основании протокола комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работникам учреждения, директор учреждения издаёт приказ об установлении выплат стимулирующего характера.

10 ошибок при переходе на эффективный контракт

Переход на эффективный контракт - это фактическое изменение систем и размеров оплаты труда . При этом практика последних двух лет показала, что при переходе на новые системы оплаты труда бюджетные организации допускают ошибки. Некоторые спорные ситуации уже рассматривались в судах. Из статьи вы узнаете, какие промахи совершают ваши коллеги, и получите рекомендации, как их избежать.

История вопроса

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было поручено принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Цель - сохранить кадровый потенциал и повысить престижность и привлекательность профессий в бюджетном секторе экономики.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы была утверждена (далее - Программа совершенствования системы оплаты труда, Распоряжение №  2190-р). Она предусматривает переход на новую систему трудовых отношений, в основе которой лежит механизм эффективного контракта. Данный механизм подразумевает включение в трудовой договор с работником показателей и критериев оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.

Федеральным органам исполнительной власти было поручено утвердить рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий стимулирующих выплат. Результатом выполнения данного поручения стал приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее - Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником).

Именно с апреля 2013 г. государственные (муниципальные) учреждения начали переходить на эффективный контракт. Процесс должен быть завершен к концу 2018 г.

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают руководители государственных (муниципальных) учреждений, при переходе на эффективный контракт.

Ошибка 1. Составление документа «эффективный контракт»

Эффективный контракт - это не наименование документа, а термин, отражающий особенности содержания трудового договора с сотрудником бюджетного учреждения.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ , далее - ТК РФ ). Термин «контракт» в ТК РФ вообще не используется.

СОВЕТ. С принимаемыми на работу сотрудниками заключайте обычный трудовой договор - на условиях, отражающих суть эффективного контракта. С сотрудниками, уже работающими в организации, переход на новую систему оплаты труда оформляйте дополнительным соглашением к существующему трудовому договору.

Ошибка 2. Заключение срочных трудовых договоров для перехода на эффективный контракт

Срочные трудовые договоры заключаются только при наличии для этого законных оснований. Поэтому при поступлении на работу в бюджетное учреждение сотрудник по общему правилу принимается на неопределенный срок.

Некоторые работодатели при внесении изменений, связанных с новыми условиями оплаты труда, устанавливают срок трудового договора. Это неправомерно по двум причинам:

1. Для изменения срока трудовых отношений нет объективных оснований.

2. Вид договора - срочный или заключенный на неопределенный срок - определяется в момент его заключения.

СОВЕТ. Не ограничивайте срок трудовых отношений, заключая эффективный контракт, если для этого нет оснований, предусмотренных в ТК РФ .

Ошибка 3. Заключение трудового договора без корректировки примерной формы

В Примерной форме трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее - Примерная форма трудового договора), перечислены не все условия, которые должны включаться в трудовой договор. Поэтому она не в полной мере соответствует требованиям ст. 57 ТК РФ.

Нередко работодатели понимают Распоряжение № 2190-р буквально и боятся отступить от Примерной формы трудового договора , упуская при этом из виду, что в ней заведомо нет таких условий, как место работы, условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (если работник принимается на работу в таких условиях) и др.

В то же время в реальные трудовые договоры не всегда попадают условия, перечисленные в Примерной форме трудового договора :

1. Права и обязанности работника и работодателя

Эти положения включаются в трудовой договор по соглашению. Их отсутствие не рассматривается как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

2. Структурное подразделение, в котором будет трудиться работник

Указание уточненного места работы, включая структурное подразделение и его местонахождение, - дополнительное условие трудового договора.

3. Вступление трудового договора в силу

Фиксация этой даты - исключение. По общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем (ст. 61 ТК РФ ).

4. Рабочее время и время отдыха

Режим рабочего времени и времени отдыха в обязательном порядке указывается только в том случае, если для данного конкретного сотрудника он отличается от общих правил, действующих у работодателя.

СОВЕТ. Включайте в трудовой договор не только положения, указанные в Распоряжении № 2190-р , но и обязательные условия, определенные ст. 57 ТК РФ.

Ошибка 4. Изменение условия об оплате труда без уточнения трудовой функции

В первую очередь в эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника. Примерная форма трудового договора предполагает указание конкретных видов работ, которые должен выполнять сотрудник, а не только наименования должности, профессии, специальности.

Конечно, должностные обязанности можно уточнить и в должностной инструкции, дав на нее ссылку в трудовом договоре (информация Минтруда России от 28.11.2013 «Ответы на вопросы Правительства Саратовской области по мониторингу реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 „О мероприятиях по реализации государственной социальной политики“, от 1 июня 2012 г. № 761 „О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы“ и от 28 декабря 2012 г. № 1688 „О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, а также Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р»).

СОВЕТ. При переходе на эффективный контракт конкретизируйте должностные функции работника в дополнительном соглашении к трудовому договору .

Работник за два месяца должен быть уведомлен:

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора;

О причинах, вызвавших необходимость таких изменений.

Ошибка 5. Отсутствие в трудовом договоре конкретизации условий об оплате труда

В трудовом договоре, который соответствует требованиям эффективного контракта, должны быть уточнены условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (п. 13 Примерной формы трудового договора ).

Минтруд России, разъясняя перевод работников на эффективный контракт, рекомендует:

· фиксировать в договорах наименования выплат компенсационного характера, их размер, факторы, обусловливающие их получение;

· указывать в договорах наименования выплат стимулирующего характера, условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размеры выплат;

· не ограничиваться ссылками на положения локальных нормативных актов , регулирующие осуществление выплат стимулирующего и компенсационного характера (пп. 8 и 13 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утв. приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н , далее - Рекомендации).

Указывать в трудовом договоре размеры всех выплат, входящих в состав заработной платы , необязательно. Такой вывод следует из буквального определения понятия «эффективный контракт», данного Правительством РФ. Исключение составляет лишь размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника (ст. 57 ТК РФ ).

Недостаточно, однако, конкретизировать в договоре индивидуальные показатели и критерии оценки эффективности деятельности. Должен быть установлен размер вознаграждения и поощрения за достижение коллективных результатов труда. В Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 ) также сказано, что в трудовом договоре предусматриваются размеры выплат компенсационного характера и условия осуществления выплат стимулирующего характера.

СОВЕТ. Указывайте в трудовом договоре размер (или методику исчисления) всех составных частей заработной платы.

Ошибка 6. Не разработаны критерии и показатели эффективности деятельности работников

Критерии и показатели эффективности деятельности - это основа изменений системы оплаты труда сотрудников государственных (муниципальных) учреждений. Без их разработки и внедрения нельзя вносить изменения в трудовые договоры и применять новые условия оплаты труда.

Учтите, введение показателей и критериев эффективности деятельности расценивается проверяющими органами и судами как изменение организационных условий труда. Это позволяет вам использовать процедуру изменения определенных сторонами условий трудового договора в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ ).

СОВЕТ. Разработайте критерии и показатели эффективности деятельности работника, прежде чем изменять в его трудовом договоре условие об оплате труда.

Ошибка 7. Перевод на эффективный контракт только основного персонала учреждения

Законодательство не содержит указания на то, что эффективный контракт вводится для отдельных категорий работников. А значит, новый подход к оплате труда применяется в отношении всех сотрудников, работающих в государственных (муниципальных) учреждениях.

Так, в силу приказа № 157н Рекомендации могут применяться при оформлении трудовых отношений со всеми работниками учреждения. В отношении каждого из них конкретизируется трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливается размер вознаграждения и поощрения за достижение коллективных результатов труда (пп. 1 , 2 Рекомендаций).

Если критерии и показатели эффективности разработаны не для всех сотрудников, а, например, только для основного персонала, цель, ради которой вводится новая система оплаты труда бюджетников , не будет достигнута.

СОВЕТ. Критерии и показатели эффективности деятельности устанавливайте в отношении всех работников организации .

Ошибка 8. Не вносятся изменения в коллективный договор , локальный нормативный акт, посвященный оплате труда

Перевод работников на эффективный контракт через внедрение показателей и критериев эффективности деятельности меняет систему оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Переводя работников на эффективные контракты по правилам ст. 74 ТК РФ, как это рекомендует Минтруд России, работодатели забывают об одном важном требовании. Изменения определенных сторонами условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором , соглашениями. Поэтому сначала изменения необходимо внести в коллективный договор.

Это же справедливо и в отношении локальных нормативный актов, посвященных оплате труда. Заработная плата сотруднику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 134 ТК РФ ). В свою очередь, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования устанавливаются коллективными договорами , соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

СОВЕТ. Сначала зафиксируйте изменение системы оплаты труда (в т. ч. показатели и критерии эффективности деятельности работников, периодичность их оценки) в положении об оплате труда (коллективном договоре) и только потом составляйте дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Обязательные условия трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ ):

Место работы, место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

Трудовая функция;

Дата начала работы;

Срок действия договора и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора;

Условия оплаты труда;

Режим рабочего времени и времени отдыха (если отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

Условия, определяющие в ряде случаев характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.);

Условия труда на рабочем месте;

Условие об обязательном социальном страховании работника;

Другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Ошибка 9. Нарушение процедуры уведомления об изменении определенных сторонами условий труда

Некоторые работодатели вручают работникам уведомление «о переходе на эффективный контракт», предусматривая в нем негативные последствия в случае отказа от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. При этом из содержания уведомления непонятно, какие именно условия трудового договора меняются.

Сообщить работнику о предстоящих изменениях - значит прямо указать в уведомлении, что поменяется в договоре и какими будут новые условия. Несоблюдение этого требования может иметь для работодателя негативные последствия: от штрафа за несоблюдение трудового законодательства до признания незаконным увольнения сотрудника в связи с отказом от продолжения работы в изменившихся условиях.

СОВЕТ. В уведомлении о переходе на эффективный контракт указывайте все изменения условий трудового договора.

Б. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению <…> о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Б. занимала должность медицинской сестры по физиотерапии и была уволена после отказа от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Б. написала заявление на предоставление ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска продолжительностью 12 рабочих дней. И получила отказ на том основании, что дополнительный отпуск в организации отменен. Однако истица не была уведомлена о таких изменениях, право на дополнительный отпуск предусматривалось п. 1.7 ее трудового договора.

В отделе кадров Б. предложили подписать дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора задним числом. Истица отказалась это сделать, после чего заместитель директора пригрозила ей увольнением «по статье», обвиняя в отказе подписать дополнительное соглашение. Б. заявила, что подпишет допсоглашение, но фактической датой.

Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что увольнение Б. произведено в полном соответствии со ст. 74 ТК РФ. Изменение условий трудового договора Б. было вызвано изменением организационных условий труда в связи с поэтапным совершенствованием оплаты труда в муниципальных учреждениях и введением эффективного контракта. За два месяца всем работникам были направлены уведомления о предстоящих изменениях условий трудового договора и их причине.

Кроме того, после проведения специальной оценки условий труда в трудовой договор Б. были внесены изменения в части отмены ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по занимаемой ею должности. Истица отказалась подписать соответствующее дополнительное соглашение.

Отказалась она и от вакансии социального работника. После выполнения работодателем всех предусмотренных законом условий Б. была уволена.

Суд установил, что согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ответчика медицинским сестрам по физиотерапии предоставлялся дополнительный отпуск - 14 календарных дней (12 рабочих дней после пересчета их в календарные).

Приказом директора муниципального бюджетного учреждения <…> Правила были утверждены в новой редакции, согласно которой сотрудникам ежегодно предоставляется основной отпуск, а порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска признан утратившим силу.

Ответчик утвердил форму трудового договора, отвечающего требованиям эффективного контракта, дал распоряжение оформить дополнительные соглашения об изменении сторонами условий трудового договора.

Б. была уведомлена о введении в МБУ «К» эффективного контракта, ей разъяснили его особенности. В эффективном контракте по сравнению с прежними условиями трудового договора были конкретизированы ее должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержи. Кроме того, Б. предложили оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием конкретных изменений и дополнений. При этом в тексте уведомления не было сказано, какие именно условия договора изменятся.

С Б. была проведена беседа о том, что учреждением разработаны дополнительные соглашения к трудовым договорам всех работников, введен эффективный контракт. В дополнительных соглашениях прописаны должностные функции, заработная плата, количество дней отпуска и другие условия. Б. отказалась подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, о чем был составлен акт.

Законом предусмотрена возможность изменения условий трудового договора по инициативе работодателя. В то же время правовой гарантией работника является извещение его об изменениях условий труда в письменной форме в установленный законом срок. Хотя форма такого уведомления и не закреплена, известно, что оно должно содержать информацию о конкретных условиях трудового договора, подлежащих изменению (характер изменений) и причинах, вызвавших эти изменения.

Ответчик не представил доказательств того, что истица была ознакомлена с текстом дополнительного соглашения к трудовому договору за два месяца до даты его подписания. В уведомлении об изменении условий договора не сказано, какие конкретно условия оплаты труда будут изменены. На этом основании суд пришел к выводу, что истица была ненадлежащим образом уведомлена о предстоящих изменениях условий трудового договора и уволена с нарушением установленного законом порядка. Б. была восстановлена на работе (решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 28.08.2014 по делу №  2–1748/2014 ).

Ошибка 10. Работникам, отказавшимся переходить на эффективный контракт, не предлагается перевод

Работодатели объясняют это тем, что должности, которые можно было бы предложить работнику, также «переходят» на эффективный контракт, а значит, нет смысла о них и говорить. Но статья 74 ТК РФ содержит императивное правило: увольнение допускается, только если сотрудника невозможно перевести на другую работу. Доказать невозможность перевода - ваша, работодателя, задача.

СОВЕТ. Работникам, отказавшимся от перехода на эффективный контракт, в письменном виде предложите перевод на другую работу.

В заключение отметим, что все попытки работников через суд признать переход на эффективный контракт дискриминацией в сфере труда, ухудшением их прав оказываются безуспешны. Суды подтверждают, что бюджетные учреждения действуют в рамках закона и вводят системы оплаты труда, выполняя требования Президента РФ и Правительства РФ.

Зачем нужен переход на эффективный контракт в культуре? Как ввести эффективный контракт в культуре? Что должен содержать образец эффективного контракта работника культуры?

Не так давно Правительство России разработало меры, позволяющие увеличитель производительность труда в сфере культуры. В частности, было рекомендовано переходить на эффективный контракт в культуре. Это позволит полностью изменить подход к начислению заработной платы – сделать ее дифференцированной, полностью зависящей от выполненных объемов и качественных показателей. Эффективный контракт в учреждениях культуры должен стимулировать работников выполнять свои обязанности лучше, стремиться поднять показатели качества, а также позволит руководству выявить ненужные должности, отсеять непрофессиональных работников.

Нормативная база при введении эффективного контракта в культуре

Эффективный контракт в культуре должен стимулировать работника предоставлять качественные услуги, тем самым, повышая уровень своих доходов. Совершенствование профессиональных навыков, выполнение установленных планов, стимуляция к новаторским решениям – все это будет учитываться в новой системе оплаты труда . Но помимо повышения заработной платы, эффективный контракт в культуре, образец заполнения которого Правительство России представило в своем распоряжении от 26.11.2012 № 2190-р – главный инструмент в реализации намеченных реформ:

  • Заинтересовать общество пользоваться качественными услугами сферы культуры – посещать театры, цирки, библиотеки, учреждения досугового типа, зоопарки. Развитие личности, повышение интереса в государственных и муниципальных услугах.
  • Вовлечь подрастающее поколение к массовым культурным мероприятиям. Организации культуры должны разрабатывать просветительские мероприятия для учреждений образования.
  • Повысить количество лауреатов различных конкурсов (международных) и фестивалей в сфере культуры.

Эффективный контракт в культуре предполагает разработку критериев оценки в зависимости о специфики организации. Именно эти «баллы» и сформируют уровень оклада каждого работника.

Переход на эффективный контракт в культуре

Эффективный контракт в учреждениях культуры подразумевает новый подход к трудовым отношениям. Основной документ должен конкретизировать:

  • Должностные обязанности – прописываются в новом соглашении, а не в должностной инструкции.
  • Условия оплаты труда – периодичность стимулирующих выплат, критерии оценки, показатель эффективности, размер вознаграждения в зависимости от поставленных и выполненных задач.

Эффективный контракт в культуре должен установить прямую связь между оплатой труда и эффективностью деятельности. К тому же документ позволит создать оптимальные условия труда – конкретизированы обязанности, а за достижения высоких показателей будут выплачиваться стимулирующие надбавки.

Эффективный контракт в учреждениях культуры – как осуществить переход?

Эффективный контракт в культуре внедряется с соблюдением определенных условий. Если речь идет об уже работающих специалистах, то необходимо:

  • За 2 месяца до внедрения нововведений вручить уведомление об изменениях в договоре, касающихся условий оплаты труда (ст. 72 ТК РФ).
  • Разработать соглашение к существующему договору – оговорить новые условия труда для каждого сотрудника.
  • Издать приказ. Он сообщит о переходе на эффективный контракт в культуре, что повлечет внедрение новой системы оценки труда.
  • Создать комиссию, разрабатывающую критерии оценки (показатели) эффективности работы персонала.
  • Внести изменения в локальные акты – должностные инструкции, правила трудового распорядка, коллективные договоры.
  • Указать конечный срок перехода на эффективный контракт в культуре.

Персонал отказывается подписать соглашение – работодатель предлагает вакантную должность (при ее наличии). Несогласие на работу в новых условиях может послужить основанием для увольнения сотрудника (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

При трудоустройстве нового сотрудника необходимо сразу заключать разработанную форму эффективного контракта.

Эффективный контракт в культуре – это не новый вид трудовых правоотношений. Это внесение необходимых изменений в договор, связанных с обязанностями работника и начислением заработной платы.

Образец эффективного контракта работника культуры

Новый тип соглашения разрабатывается для каждой конкретной организации с учетом вида деятельности и отраслевых особенностей. Образец заполнения эффективного контракта для всей сферы культуры должен содержать:

  • Трудовые обязанности каждого сотрудника.
  • Оценки (баллы) и показатели эффективности при выполнении профессиональных обязанностей.
  • Размеры начисляемых выплат (стимулирующих).
  • Условия получения «компенсаций» за качественное выполнение обязанностей.
  • Период выплат стимулирующих начислений – месяц, квартал, год.
  • Эффективный контракт в культуре может содержать сведения о необходимости повышения квалификации на конкретной должности. А также штрафные санкции за неисполнение условий соглашения на новых условиях.

Обратите внимание

Отметим, что образец эффективного контракта работника культуры должен разрабатываться на основании федеральных и региональных нормативных актов и других правовых документов, не ущемляя права работника. Предварительно стоит разработать критерии эффективности труда и утвердить их в установленном законом порядке.

Практика показывает, что персонал часто не готов принимать новые условия труда, опасаясь штрафных санкций и невозможности выполнить обязательства по договору. Для устранения возражений стоит провести разъяснительную работу. Такой подход позволит показать сотрудникам, что эффективный контракт в культуре – шанс повысить уровень своего дохода и вырасти как профессионал.

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

Примерная форма

Трудовой договор (эффективный контракт) с работником культуры (работник театра)

г.____________________

"__" ____________ 20__ г.

(наименование организации) , в лице (наименование должности, Ф.И.О) , действующий на основании (устав, доверенность) , именуемый в дальнейшем Работодатель, и (Ф.И.О) , именуемый в дальнейшем Работник, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1. Предмет договора

1.1. Работник принимается на работу в (место работы) на должность ____________________.

1.2. Настоящий договор является договором (нужное подчеркнуть): по основному месту работы; по совместительству.

1.3. Работник приступает к работе "__" ____________ 20__ г.

1.4. Настоящий договор заключен (нужное подчеркнуть):

на неопределенный срок;

на срок ____________ по причине ____________________.

2. Условия оплаты труда

2.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:

- должностной оклад, ставка ____________ рублей в месяц;

- заработной платы ____________;

- выплаты компенсационного характера ____________;

- выплаты стимулирующего характера ____________.

2.2. Работодатель обязуется производить выплату заработанной платы Работнику в следующие сроки ________________.

2.3. Работодатель обязуется выплачивать заработанную плату Работнику (нужное подчеркнуть):

- в месте выполнения им работы ________________;

- посредством перечисления на указанный Работником счет в банке.

2.4. Изготовление, обслуживание кредитных карточек и перевод денег на расчетный счет Работника осуществляется полностью за счет средств Работодателя.

3. Режим труда и отдыха

3.1. Работнику устанавливается режим рабочего времени: ________________.

3.2. Работнику устанавливается (ненужное зачеркнуть):

- пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

- шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

Время начала работы ________________;

Время окончания работы ________________.

3.3 Работодатель обязан предоставлять Работнику время для отдыха в соответствии с действующим законодательством, а именно:

- перерывы в течение рабочего дня (смены);

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска.

3.4. Работодатель обязан предоставлять Работнику ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью:

- основной отпуск ____________ календарных дней;

- дополнительный отпуск ________________.

3.5. Оплачиваемый отпуск предоставляется Работнику ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

3.6. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработанной платы, продолжительность которого устанавливается по соглашению сторон.

4. Виды и условия социального страхования

4.1. Работодатель обязан осуществлять социальное страхование Работника, предусмотренное действующим законодательством.

Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р утверждена Программа, предусматривающая совершенствование системы оплаты труда сотрудников государственных учреждений и рассчитанная на период с 2012 по 2018 год (далее - Программа). В соответствии с Программой во многих сферах, в том числе образовании, здравоохранении, культуре, стали внедряться эффективные контракты с работниками. Основанием для нововведений в организации является приказ о переходе на эффективный контракт, образец которого будет приведен в данной статье.

План мероприятий по переходу на эффективный контракт

Нормативная база для осуществления перехода включает:

  • Программу, которая содержит, в том числе, примерную форму контракта;
  • Указ Президента от 7 мая 2012 г.;
  • планы мероприятий, разработанные в различных сферах деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений, утв. 26 апреля 2013 г. Минтрудом России ;
  • рекомендации по вопросам разработки показателей эффективности в различных сферах;
  • критерии оценки и рекомендации по их применению, утвержденные в регионах и на местах.

План мероприятий, как правило, содержится в приказе о переходе на эффективный контракт. Обязательная форма данного приказа не утверждена, однако согласно общепринятой практике приказ обычно содержит:

  • наименование учреждения и реквизиты приказа (дату, номер);
  • положение о преобразовании трудовых отношений с работниками в соответствии с требованиями к эффективному контракту;
  • положение об утверждении комиссии, которая призвана разработать показатели эффективности работников учреждения, положения об оплате труда и новые формы трудовых договоров, в том числе дополнительные соглашения, изменяющие действующие трудовые договоры;
  • указание на необходимость уведомления работников о готовящихся изменениях и заключение дополнительных соглашений.

В зависимости от того, на каком этапе издается приказ, им могут быть утверждены разработанные комиссией показатели, порядок стимулирования и форма эффективного контракта.

Приказ о переходе и другие документы по данному вопросу (положения об оценке труда работников, новые формы трудовых договоров, локальные акты об оплате труда, в том числе о стимулирующих выплатах и др.) размещаются на официальном сайте учреждения.

Образец приказа о переходе на эффективный контракт

Введение эффективного контракта: дополнительное соглашение

С работниками, на момент перехода состоящими с работодателем в трудовых отношениях, заключаются дополнительные соглашения с учетом положений, содержащихся в статье 74 Трудового кодекса РФ , так как имеет место изменение условий трудового договора, которые не могут быть сохранены.

Работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца до вступления изменений в силу. В случае, если работник не был уведомлен, но подписал дополнительное соглашение, считается, что работник своими действиями выразил согласие на изменения.

При введении эффективного контракта в образовании, культуре, здравоохранении и иных социальных сферах дополнительное соглашение заключается после разработки показателей и критериев оценки конкретным учреждением.

В дополнительном соглашении указываются:

  • причины, по которым условия трудового договора изменяются (в данном случае указанная вначале Программа);
  • трудовые обязанности работника (если они не были указаны или конкретизированы в трудовом договоре);
  • показатели эффективности работника и критерии ее оценки;
  • порядок оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты;
  • положения о социальном страховании и иных мерах поддержки и др.

Надо отметить, что, если условия дополнительного соглашения ухудшают положение работника и противоречат трудовому законодательству и локальным актам, работник может отказаться от его подписания и пожаловаться на работодателя.

Образец дополнительного соглашения к трудовому договору в связи с переходом на эффективный контракт



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт