Дымковская игрушка как сделать из соленого теста. Мастер-класс по лепке из соленого теста «Барышня

23.09.2019

Светлана Шобонова

Данная работа представлена для воспитателей и детей старшего возраста.

Уважаемые читатели - мастера, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед, то вас заинтересует этот мастер – класс.

В своей работе по художественному творчеству я представляю вашему вниманию технику лепки фигурки «Дымковской барышни» из солёного теста. Солёное тесто сделать очень просто, замешиваем как обычное тесто и создаём чудеса!

Подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками и руками наших детей, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность.

Цель работы: приобщение к истокам русского промысла на основе лепки и росписи дымковской игрушки.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народному творчеству, на примере лепки дымковской барышни, прививать уважение к труду сверстников и взрослых, аккуратность в работе.

Развивающие:

Развивать образное мышление, фантазию, наблюдательность и воображение, мелкую моторику рук. Умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами солёного теста, оно имеет свойство мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, подсыхать, крошиться. Формировать у детей умение лепить различные фигурки и украшать их элементами дымковской росписи, соединять их в композиции, использовать различный бросовый материал в работе.

Для теста нам понадобиться:

1. 1 стакан муки;

2. 1 стакан соли (экстра);

3. 1 ст. ложка растительного масла;

4. пол стакана воды;

5. мисочка, полиэтиленовый пакет для теста.

Приготовление теста: смешиваем муку с солью. Пересыпаем в глубокую мисочку, чтобы удобно было замешивать тесто.

Перемешиваем муку и соль.

Заливаем перемешанную муку и соль водой.

Замешиваем тесто, добавляем растительное масло.

Ещё раз перемешиваем, тесто готово.

Положить готовое тесто в полиэтиленовый пакет и в холодильник на 2 часа.

Так тесто будет пластичным, и не будет трескаться при высыхании

Для лепки и художественного творчества нам потребуется:

1. Пластмассовый стаканчик от йогурта;

2. Гуашь разных цветов;

3. Кисточки № 4, или №3;

4. Ватные палочки;

Когда тесто готово, можно приступать к изготовлению фигурки Дымковской барышни.

Берём, пластмассовый стаканчик, накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.

Накладываем на низ юбки волан. С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.


Катаем туловище барышни, ставим наверх стаканчика.


Лепим голову.


Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище.


За тем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.


Делаем волосы. Прикрепляем их к голове. Дымковскую барышню оставляем сохнуть.


Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью.


Как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.


Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно образовательных деятельности. Сувенир «Дымковской барышни готов».


Мои работы с детьми в подготовительной группе: подарки мамам к празднику: «День матери» Весёлые Барыни.


Посмотри, как хороша,

Эта девица душа:

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Наши руки крендельком, щечки будто яблочки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни, кавалеры наши.

Мы игрушки расписные – хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Спасибо за внимание!

Конспект занятия на тему:

«Фантазии из солёного теста. Лепка дымковской барыни»

Тема: Лепка дымковской барыни. Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предмету. Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить туловище из одного куска, голову из другого, мелкие детали лепить налепами. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества. Оборудование: дымковские игрушки, слайды, кроссворд, плакат с изображением узоров, солёное тесто.

Ход занятия:

Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской, где благодаря вашим стараниям, появляются на свет неповторимые изделия, глядя на которые хочется восклицать:

"Глазам - радость, душе - отрада!"

У вас хорошее настроение?

Вы настроены на работу? Тогда начнём.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами и народными умельцами.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научимся определять дымковскую игрушку и находить отличия с другими игрушками народного промысла России. Ведь кроме дымковских игрушек ещё существуют Тверская, Филимоновская, Каргопольская и др.

Послушайте, пожалуйста, историю возникновения дымковской игрушки.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Когда-то очень давно (более 500 лет назад), на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково.

Как вы думаете, почему поселению дали такое название? (ответы детей).

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали слободу Дымково, а игрушку Дымковской.

А вы знаете как ласково и нежно называют жители слободы свою игрушку? (ответы детей).

Её называют "дымка".

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные,

Белоснежны, как берёзки: кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор .

Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.

Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

От дымковской игрушки,

Идёт тепло и свет,

Он не иссякнет годы, десятки

Сотни лет...

После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки. Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй самая нарядная игрушка!

Посмотрите на неё. С чем можно сравнить по цвету дымковскую игрушку? (с радугой).

Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки. Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

Попробуйте назвать, что означают эти узоры.

Круги - солнце

Волнистые линии - вода

Маленькие круги - семена

Полосочки - ростки

Клетка - засеянное поле.

Молодцы! А теперь давайте посмотрим, какие ещё игрушки существую на Руси. (Показ слайдов с изображением различных народных игрушек).

А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы узнать дымковскую игрушку среди других. (Вызываю трёх человек и они по очереди находят нужную игрушку, среди разнообразия других, выставленных на столе перед детьми).

Молодцы! А сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру, в которую играли ваши прабабушки и прадедушки, но игра популярна и сейчас. Это "ручеёк".

Отдохнули? А теперь, чтобы узнать, что мы сегодня будем лепить, попробуйте отгадать небольшой кроссворд.

1. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран).

2. Назовите материал, из которого в старину делали дымковские игрушки (глина).

3. С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки по цвету? (с радугой).

4. Как называется слобода, где делают эти игрушки? (Дымково).

5. Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

как корона у царя (индюк).

6. На берегу какой реки располагалась слобода Дымково? (Вятка).

Слово-отгадка: барыня.

- Молодцы! Это барыня. (Показ фигурки барыни).

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Ребята, посмотрите на доску, (вывешиваю разные изображения барынь). Какие разные барыни: и с коромыслом, и в нарядных одеждах, и с ребёнком на руках.

Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест.

Сегодня на занятии мы с вами, как настоящие народные умельцы слепим барыню. Только лепить мы будем не из глины, а из солёного теста.

Кто расскажет рецепт приготовления солёного теста? (2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли и 1 неполный стакан воды, всё хорошо замесить.)

Что нам нужно для лепки? (стеки, кисти, скалочки, вода).

Нам понадобиться сегодня конус. Раскатываем тесто, отрезаем полоску нужного размера (по конусу), оборачиваем тестом конус, а место соединения приклеиваем и сглаживаем кисточкой и водой. Катаем шарик, это будет голова барыни. Кисточкой делаем небольшое углубление, смачиваем водой и приклеиваем на конус.

Затем катаем колбаску, и разделив её на две равные части, формируем ручки, приклеиваем к туловищу. Делаем кокошник или шляпку, вырезая из кусочка раскатанного теста, смачиваем голову водой, приклеиваем кокошник. Делаем оборочку на юбке: катаем колбаску, затем скалочкой раскатываем её и смочив низ у юбки водой, приклеиваем оборочку, создавая складки.

В руки нашей барыни мы сделаем маленького младенца (по желанию).

Ну вот, все барыни готовы! Потрудились вы на славу! Молодцы! А сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в такую игру "Передай другому". Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки - должен ответить на вопрос.

Вопросы к игре:

1. С какой игрушкой мы сегодня познакомились? (с Дымковской).

2. На какой реке находиться слобода Дымково? (Вятка).

3. С чем можно сравнить цвета игрушки? (с радугой).

4. Материал, из которого изготавливают игрушки? (глина).

5. Что делают мастера, чтоб игрушка была прочной? (обжигают).

6. Как ласково называют дымковскую игрушку? ("дымка").

7. Перечисли главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки. (кружочки, полосочки, точечки, волнистые линии и др.).

Молодцы, ребята, справились с заданием. На следующем занятии мы будем расписывать барыней, но прежде чем закончить занятие, я бы хотела, чтобы вы побывали на нашей солнечной полянке и оставили на память цветок. Те ребята, кому понравилось занятие - украсит полянку красным цветком, кому на занятии было скучно - синим.

Посмотрите на нашу полянку, усыпанную яркими цветами. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошем настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые барыни. Я думаю, что роль народных мастеров - умельцев вам сегодня удалась!

Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо. Занятие закончено.

Используемая литература

    Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.

    Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.

    Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

    Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.

    «Знакомство детей с русским народным творчеством»; С.-П., изд. «Детство-пресс», 2001 г.

    Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

Лепим из теста. Лошадка из соленого теста, мастер-класс которой предоставил мастер современных hande-made работ сделана в стиле дымковской игрушки. Может быть поэтому эта поделка столь красива и притягательна взгляду.

Оказывается, почувствовать себя настоящим творцом-ваятелем совсем не так уж и сложно! И не нужно ни мрамора, ни гранита, ни бронзы, ни даже глины. Ведь вылепить скульптуру можно… из теста! Конечно, это должно быть не обычное тесто, а специальное – солёное. Тогда оно не потрескается при высыхании и приобретёт достаточную прочность, сравнимую с глиняной. Блинная мука для создания пластичной массы не подойдёт, так как обязательно будет подниматься, образуя трещины и деформируя фигурку.

Как сделать лошадку из соленого теста

Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.

Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.

Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.


Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.


Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.


В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли – это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.


Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» – это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.


Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

Разве теперь скажешь, что лошадка слеплена из соленого теста? Скорее она прискакала из сказки или мультика…


Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником – одним словом, творцом.

Поэтому скорее берите муку и соль и – за дело, господа! Создавайте свои шедевры!

Поделка из солёного теста «Дымковская барышня». Мастер-класс с пошаговыми фото

Дымковская барышня своими руками


Назначение: Мастер–класс рассчитан для воспитателей и воспитанников старших групп.Изготовление подарков к праздникам.
Уважаемые читатели-мастера, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед, то вас заинтересует этот мастер–класс.
В своей работе по художественному творчеству я представляю вашему вниманию технику лепки фигурки «Дымковской барышни» из солёного теста. Солёное тесто сделать очень просто, замешиваем как обычное тесто и создаём чудеса!
Подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками и руками наших детей, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность.
Цель работы: приобщение к истокам русского промысла на основе лепки и росписи дымковской игрушки.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству, на примере лепки дымковской барышни, прививать уважение к труду сверстников и взрослых, аккуратность в работе.
Развивающие:
Развивать образное мышление, фантазию, наблюдательность и воображение, мелкую моторику рук. Умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
Образовательные:
Познакомить со свойствами солёного теста. Формировать умение лепить различные фигурки и украшать их элементами дымковской росписи, соединять их в композиции, использовать различный бросовый материал в работе.
Для теста нам понадобится:
1.1 стакан муки;
2.1 стакан соли (экстра);
3.1 ст. ложка растительного масла;
4.Половина стакана воды;
5.Мисочка, полиэтиленовый пакет для теста.
Приготовление теста: смешиваем муку с солью. Пересыпаем в глубокую мисочку, чтобы удобно было замешивать тесто. Перемешиваем муку и соль. Заливаем перемешанную муку и соль водой. Замешиваем тесто, добавляем растительное масло. Ещё раз перемешиваем, тесто готово. Положить готовое тесто в полиэтиленовый пакет и в холодильник на 2 часа. Так тесто будет пластичным, и не будет трескаться при высыхании.
Для лепки и художественного творчества нам потребуется:
1.Пластмассовый стаканчик от йогурта;
2.Гуашь разных цветов;
3.Кисточки № 4, или №3;
4.Ватные палочки;
5.Вода;
6.Тесто.

Пошаговый процесс изготовления:

Когда тесто готово, можно приступать к изготовлению фигурки Дымковской барышни. Берём, пластмассовый стаканчик, накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.


Накладываем на низ юбки волан. С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.


Скатываем из теста туловище барышни, прикрепляем его сверху стаканчика.


Лепим голову.


Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище с боков.


Затем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.


Делаем волосы. Прикрепляем их к голове. Дымковскую барышню оставляем сохнуть.


Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью.


После того, как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.


Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно образовательных деятельности.
Сувенир «Дымковской барышни готов».


Мои работы с детьми в подготовительной группе: подарки мамам к празднику: «День матери». Весёлые Барыни.


Посмотри, как хороша,
Эта девица душа:
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
***
Наши руки крендельком, щечки будто яблочки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни, кавалеры наши.
Мы игрушки расписные – хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Поделка из солёного теста «Дымковская барышня». Мастер-класс с пошаговыми фото Дымковская барышня своими руками

Поделка из солёного теста «Дымковская барышня». Мастер-класс с пошаговыми фото

Дымковская барышня своими руками


Назначение:

Назначение: Мастер-класс рассчитан для воспитателей и воспитанников старших групп.Изготовление подарков к праздникам.
Уважаемые читатели-мастера, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед, то вас заинтересует этот мастер-класс.
В своей работе по художественному творчеству я представляю вашему вниманию технику лепки фигурки «Дымковской барышни» из солёного теста. Солёное тесто сделать очень просто, замешиваем как обычное тесто и создаём чудеса!
Подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками и руками наших детей, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность.
Цель работы: приобщение к истокам русского промысла на основе лепки и росписи дымковской игрушки.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству, на примере лепки дымковской барышни, прививать уважение к труду сверстников и взрослых, аккуратность в работе.
Развивающие:
Развивать образное мышление, фантазию, наблюдательность и воображение, мелкую моторику рук. Умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
Образовательные:
Познакомить со свойствами солёного теста. Формировать умение лепить различные фигурки и украшать их элементами дымковской росписи, соединять их в композиции, использовать различный бросовый материал в работе.
Для теста нам понадобится:
1.1 стакан муки;
2.1 стакан соли (экстра);
3.1 ст. ложка растительного масла;
4.Половина стакана воды;
5.Мисочка, полиэтиленовый пакет для теста.
Приготовление теста: смешиваем муку с солью. Пересыпаем в глубокую мисочку, чтобы удобно было замешивать тесто. Перемешиваем муку и соль. Заливаем перемешанную муку и соль водой. Замешиваем тесто, добавляем растительное масло. Ещё раз перемешиваем, тесто готово. Положить готовое тесто в полиэтиленовый пакет и в холодильник на 2 часа. Так тесто будет пластичным, и не будет трескаться при высыхании.
Для лепки и художественного творчества нам потребуется:
1.Пластмассовый стаканчик от йогурта;
2.Гуашь разных цветов;
3.Кисточки № 4, или №3;
4.Ватные палочки;
5.Вода;
6.Тесто.

Пошаговый процесс изготовления:

Когда тесто готово, можно приступать к изготовлению фигурки Дымковской барышни. Берём, пластмассовый стаканчик, накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.


Накладываем на низ юбки волан. С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.


Скатываем из теста туловище барышни, прикрепляем его сверху стаканчика.


Лепим голову.


Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище с боков.


Затем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.


Делаем волосы. Прикрепляем их к голове. Дымковскую барышню оставляем сохнуть.


Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью.


После того, как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.


Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно образовательных деятельности.
Сувенир «Дымковской барышни готов».


Мои работы с детьми в подготовительной группе: подарки мамам к празднику: «День матери». Весёлые Барыни.


Посмотри, как хороша,
Эта девица душа:
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
***
Наши руки крендельком, щечки будто яблочки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни, кавалеры наши.
Мы игрушки расписные - хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт