Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательного учреждения. Должностная инструкция руководителя структурного подразделения

29.09.2019

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя структурного подразделения

(по документационному обеспечению управления)

  1. 1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от21.08.1998г. №37 «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, учреждениях и организациях».

1.2. Руководитель структурного подразделения относится к категории руководителей.

1.3. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения.

1.4. На должность руководителя структурного подразделения назначается лицо с высшим, или средним специальным образованием, имеющей опыт работы по делопроизводству не менее5 лет.

1.5. Руководитель структурного подразделения назначается на должность приказом директора техникума, подчиняется непосредственно директору техникума.

1.6. Руководитель структурного подразделениядолжен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законодательство о труде;

Законодательные и нормативные правовые акты, постановления, положения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся документационного обеспечения управления;

Основные положения Единой государственной системы делопроизводства;

Стандарты унифицированной системы организационно- распорядительной документации;

Организационно-функциональную структуру организации, распределение обязанностей между руководящими должностными лицами организации и структурными подразделениями;

Порядок контроля прохождения служебных документов и материалов;

Порядок оформления, классификации, хранения, экспертизы ценности документов;

Организацию архивного дела;

Порядок планирования, проектирования и технологию работы на базе организационной и вычислительной техники служб документального обеспечения техникума;

Порядок работы с персональным компьютером, современные компьютерные программы, а также уметь пользоваться Интернетом;

Нормы делового этикета и уметь работать с людьми;

Устав, приказы и указания директора техникума, основные нормативно-методические документы, регламентирующие правила составления и оформления документов;

Правила внутреннего трудового распорядка техникума;

Правила и нормы охраны труда.

1.7. Руководитель структурного подразделения в работе руководствуется:

Уставом, приказами и указаниями директора техникума;

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими правила составления и оформления документов и организацию работы с ними;

Инструкцией по делопроизводству;

Правилами внутреннего трудового распорядка техникума;

Настоящей должностной инструкцией.

1. 8. В период временного отсутствия руководителя структурного подразделения его обязанности возлагаются на документоведа (секретаря директора) приказом директора техникума. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Функции

2.1.Организация и контроль движения документов в техникуме с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

2.2.Внедрение и совершенствование автоматизированной системы делопроизводства.

2.3.Сопровождение программного и информационного обеспечения, внедрение технологической базы данных.

2.4.Оформление, выпуск, учет и хранение приказов и распоряжений по техникуму.

2.5.Экспедиционная обработка, прием, регистрация, учет, хранение, доставка и рассылка корреспонденции, в том числе с применением электронных и факсимильных средств связи.

2.6. Обеспечение режима доступа к документам и использования информации, содержащейся в них.

2.7.Обеспечение техникума бланками на электронном носителе для составления соответствующих документов, касающихся делопроизводства.

2.8. Прием и отправка документов по почте, факсу, электронной почте и их первичная обработка.

2.9.Регистрация документов.

2.10.Хранение и использование печатей, штампов и бланков.

2.11.Контроль над сроками исполнения документов.

2.12.Подготовка и сдача документов в архив согласно установленным требованиям.

2.13.Поиск и подготовка инструктивных и справочных материалов, необходимых для организации делопроизводства в техникуме.

2.14.Методическое руководство делопроизводством в службах техникума.

2.15.Разработка предложений по установлению исполнительской дисциплины, по исполнению службами техникума поручений, о заслушивании на директоратах руководителей служб техникума и отдельных сотрудников, допускающих просрочку и неисполнение решений и поручений директора техникума.

  1. 3. Должностные обязанности

Руководитель структурного подразделения обязан:

3.1. Организовывать работу сотрудников службы документационного обеспечения техникума.

3.2. Участвовать в подготовке созываемых директором совещаний и организовывать их техническое обслуживание.

3.3. Вести предварительную запись посетителей на личный прием к директору техникума.

3.4. Осуществлять доклад директору поступивших документов адресованных директору техникума.

3.5. Осуществлять контроль над сроками исполнения документов и их правильным оформлением.

3.6. Вести учет всех документов взятых на контроль и контролировать их исполнение.

3.7. Отвечать за качество подготовки, правильности составления, согласования и оформления документов, предоставляющих на подпись директору техникума.

3.8. Вести журнал учета печатей и штампов техникума.

3.9. Проводить сверку наличия печатей и штампов 1 раз в год.

3.10. Разрабатывать инструкции по ведению делопроизводства в техникуме и организовывать их внедрение.

3.11. Разрабатывать должностные инструкции на сотрудников службы документационного обеспечения техникума.

3.12. Принимать меры по обеспечению сотрудников службы документационного обеспечения техникума необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарем, оборудованием, оргтехникой.

3.13. Организовывать и проводить практические занятия с сотрудниками службы документационного обеспечения техникума и руководителями служб техникума по ведению делопроизводства.

3.14. Осуществлять проверки организации работы по ведению делопроизводства в службах техникума.

3.15. Формировать и подготавливать архивные материалы в дела по передаче в архив, согласно перечню номенклатуры.

3.16. Ежегодно готовить номенклатуру дел техникума.

3.17. Принимать меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков.

3.18. Обеспечивать сохранность проходящей служебной документации.

3.19. Составлять отчетные данные по направлению своей работы.

3.20. Проводить выборку документов, дел и журналов для уничтожения согласно срокам хранения по перечню номенклатуры.

3.21. Обеспечивать соответствующий режим доступа к документам и использования информации, содержащейся в них.

3.22. Проводить первичный и повторный инструктаж по охране труда.

3.23. Контролировать своевременное прохождение сотрудниками обязательных ежегодных медицинских осмотров.

3.24. Контролировать соблюдение работниками требований действующих инструкций по охране труда.

3.25. Организовать контроль и учет рабочего времени сотрудников службы документационному обеспечению управления.

3.26. Вести табель учета рабочего времени сотрудников службы документационному обеспечению управления.

3.27. Инициировать в порядке, предусмотренном законодательством, а также локальными нормативными актами, процедуру вынесения дисциплинарного взыскания в случае нарушения сотрудниками службы документационного обеспечения техникума трудовой дисциплины, неисполнения или ненадлежайшие исполнение сотрудниками по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.

3.28. Выполнять иные поручения директора техникума по вопросам, возникшим в связи со служебной необходимостью.

  1. 4. Права

Руководитель структурного подразделения имеет право:

4.1.Получать от руководителей служб техникума информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2.Представлять на рассмотрение директору техникума предложения по вопросам документационного обеспечения техникума.

4.3.Требовать от руководителей служб оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

  1. 5. Ответственность

Руководитель структурного подразделения несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения- в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба- в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных - в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения - в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

6.Взаимодействия

Руководитель структурного подразделения:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из40-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и полугодие. План работы утверждается директором техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Получает от директора техникума информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с заместителями директора техникума и работниками техникума.

6.5. Исполняет обязанности секретаря директора техникума в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом техникума на основании приказа директора или решения Педагогического совета техникума, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.

6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.

6.7. Соблюдает конфиденциальность.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция (далее – инструкция) определяет функциональные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения.
1.2. Инструкция разработана на основании Справочника квалификационных характеристик профессий работников – Выпуск 1. Профессии работников, являющихся общими для всех видов экономической деятельности, утвержденного приказом Минтруда Украины от 16.02.1998 с изменениями, утвержденными Минтруда Украины 26.02.1999, 15.04.1999, 10.12.1999, 14.02.2000, 23.05.2000, 12.12.2000 с учетом требований Закона Украины “Об охране труда” (новая редакция от 21.11.2002 № 229-IV), согласно статье 13 которого в должностных инструкциях должны быть определены обязанности по вопросам охраны труда, права и ответственность должностных лиц за выполнение возложенных на них функций.
1.3. Руководитель структурного подразделения назначается на должность и увольняется с должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке по приказу директора.
1.4. Руководитель структурного подразделения подчиняется непосредственно директору предприятия (заместителю директора).
1.5. Квалификационные требования.
Полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист или бакалавр). Последипломное образование в области управления. Стаж работы по профессии: для магистра или специалиста – не менее 2 лет, бакалавра – не менее 3 лет.
1.6. Руководитель структурного подразделения должен знать:
1.6.1. Действующее законодательство, постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные и прочие руководящие материалы по производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
1.6.2. Перспективы технического развития предприятия.
1.6.3. Технические требования и технологию выполняемой работы.
1.6.4. Порядок и методы технико-экономического и производственного планирования.
1.6.5. Методы хозяйственного расчета.
1.6.6. Действующие положения об оплате труда и формы материального стимулирования.
1.6.7. Передовой отечественный и мировой опыт.
1.6.8. Основы экономики, организации труда, производства и управления.
1.6.9. Основы трудового законодательства.
1.6.10. Правила внутреннего трудового распорядка.
1.6.11. Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности объекта.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Функциональные обязанности руководителя структурного подразделения определены на основе квалификационной характеристики данной должности.
2.2. Руководитель структурного подразделения:
2.2.1. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью структурного подразделения.
2.2.2. Обеспечивает выполнение поставленных перед структурным подразделением задач в установленные сроки.
2.2.3. Проводит работу по усовершенствованию выполняемых структурным подразделением работ, экономии всех видов ресурсов, аттестации и рационализации рабочих мест, использованию резервов повышения производительности труда.
2.2.4. Организует планирование, учет, своевременное составление и представление отчетности о производственной деятельности структурного подразделения, работу по развитию и укреплению хозяйственного расчета, улучшению нормирования труда, правильному применению форм и систем заработной платы и материального стимулирования, обобщению и распространению передовых приемов и методов труда, изучению и внедрению передового отечественного и мирового опыта.
2.2.5. Обеспечивает технически правильное использование основных средств, создание безопасных и здоровых условий труда, а также своевременное предоставление работникам льгот и компенсаций за опасные и вредные условия труда.
2.2.6. Осуществляет подбор работников, их расстановку и целесообразное использование их труда.
2.2.7. Создает условия для выявления творческой инициативы и активности работников в достижении высоких результатов труда.
2.2.8. Предоставляет помощь и обеспечивает распространение творческих начинаний, проводит воспитательную работу в коллективе.
2.2.9. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, правил промышленной санитарии и пожарной безопасности.
2.2.10. Выявляет потребность и обеспечивает работников согласно утвержденным нормам спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, мылом, моющими и обезвреживающими средствами, молоком, лечебно-профилактическим питанием, а также обеспечивает своевременную чистку, стирку и ремонт спецодежды и спецобуви.
2.2.11. Обеспечивает:
а) рабочие места инструкциями, памятками, плакатами, знаками безопасности и т.п.;
б) оптимальный режим труда и отдыха работников в структурном подразделении;
в) внедрение достижений науки и техники с целью улучшения безопасности труда, предупреждения профзаболеваний, пожаров, взрывов.
2.2.12. Организует:
а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
б) оснащение структурного подразделения средствами пожаротушения, сигнализации;
в) выполнение мероприятий по охране труда, предписаний органов государственного надзора, ведомственного и регионального контроля;
г) уголок по охране труда;
д) обучение работников безопасным приемам и методам труда.
2.2.13. Планирует работу по охране труда руководителей участков, смен.
2.2.14. Оборудует рабочие места оградительными защитными устройствами, системами и устройствами блокировки, сигнализации и другими средствами коллективной защиты.
2.2.15. Разрабатывает перечень вопросов для проведения инструктажей работников по вопросам охраны труда и пожарной безопасности. Принимает участие в работе постоянно действующей комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда рабочих структурного подразделения и разработке вопросов для проверки знаний.
2.2.16. Организует разработку и утверждает графики проверки знаний по вопросам охраны труда рабочих структурного подразделения.
2.2.17. Контролирует своевременность прохождения работниками структурного подразделения инструктажей по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.
2.2.18. Письменным распоряжением закрепляет новых работников за квалифицированными работниками для стажировки с определением срока стажировки новопринятых работников. Осуществляет подбор квалифицированных работников для проведения стажировки принятых на работу работников. Контролирует соблюдение установленного порядка допуска работников к самостоятельной работе.
2.2.19. Совместно с отделом кадров обеспечивает своевременное рабочими предварительных и периодических медицинских осмотров.
2.2.20. Отстраняет от работы работников, нарушающих правила безопасного ведения работ, а также таких, которые находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
2.2.21. Организует и непосредственно руководит работами по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в структурном подразделении, обеспечивает нормальное состояние воздушной среды и освещенности на рабочих местах.
2.2.22. Принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест в структурном подразделении по условиям труда, разработке мероприятий по улучшению условий и безопасности труда в структурном подразделении и организует их выполнение.
2.2.23. Руководит работами повышенной опасности по разработанным планам или по нарядам-допускам и не допускает выполнения этих работ без оформления соответствующих документов.
2.2.24. Разрабатывает планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий и проводит противоаварийные тренировки персонала структурного подразделения в соответствии с утвержденным графиком.
2.2.25. Обеспечивает организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово - профилактических ремонтов электрооборудования, аппаратуры и электросетей, документальное оформление результатов профилактических осмотров, а также своевременное устранение нарушений, которые могут привести к аварии или пожару.
2.2.26. Обеспечивает работников структурного подразделения инструкциями, другими нормативными актами по охране труда, которые касаются безопасного ведения работ.
2.2.27. Разрабатывает иструкции по охране труда по профессиям и видам работ и обеспечивает ими работников структурного подразделения.
2.2.28. Обеспечивает:
а) соблюдение требований охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности работниками структурного подразделения;
б) ликвидацию выявленных нарушений по охране труда;
в) безопасное выполнение работ, надлежащее использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
г) выполнение оперативных планов и задач по охране труда;
д) соблюдение рабочими инструкций по охране труда.
2.2.29. Обеспечивает ведение производственных процессов и работ в соответствии с проектами, требованиями правил и норм безопасности. Организовывает хранение, транспортирование, применение и обезвреживание отравляющих, едких и взрывопожароопасных веществ согласно требованиям действующих нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности.
2.2.30. Обеспечивает исправное состояние и безопасную эксплуатацию механизмов, ограждений, защитных устройств, транспортных средств, санитарно-технических устройств, а также производственных и вспомогательных зданий и сооружений.
2.2.31. Обеспечивает правильную эксплуатацию инженерных систем и приспособлений, содержание их в исправном состоянии.
2.2.32. При несчастном случае организует предоставление доврачебной помощи потерпевшему и направляет его в медицинское учреждение; немедленно сообщает руководству предприятия и профсоюзного комитета о произошедшем несчастном случае; принимает меры по сохранению обстановки на рабочем месте таким, какими они были на момент несчастного случая или аварии (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не вызовет аварии).
2.2.33. Принимает участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, разработке профилактических мероприятий по устранению их причин, контролирует выполнение запланированных мероприятий.
2.2.34. Организует ежедневный контроль за состоянием охраны труда в структурном подразделении.
2.2.35. Принимает участие в работе комиссии по контролю за состоянием охраны труда второй ступени. Периодически (в установленные директором предприятия сроки) проверяет правильность эксплуатации, механизмов, устройств и инструментов, вентиляционных систем и приборов, систем отопления и освещенности, наличие и исправность ограждений, защитных устройств, сигнализации и других средств защиты, состояние производственных и вспомогательных помещений.
2.2.36. Рассматривает на совещаниях с участием уполномоченных по вопросам охраны труда и на рабочем собрании вопроса состояния охраны труда, заслушивает информацию о состоянии условий труда в структурном подразделении, разбирает отдельные нарушения правил безопасности.
2.2.37. Собирает и обобщает замечания и предложения рабочих по вопросам охраны труда; разрабатывает на их основе конкретные мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда, повышению уровня безопасности труда и подает их директору предприятия для внесения в план комплексных мероприятий по улучшению условий и безопасности труда, организовывает своевременное выполнение запланированных мероприятий.
2.2.38. В установленные сроки информирует руководство предприятия о состоянии условий труда в структурном подразделении, о выполнении работ по улучшению условий и безопасности труда, выполнении приказов, указаний и предписаний.

3. ПРАВА
3.1. Руководитель структурного подразделения имеет право:
а) останавливать работу технически неисправного, с законченным сроком службы и испытания механизмов, инвентаря и инструмента;
б) давать указания на прекращение работ в структурном подразделении в случаях нарушения правил безопасной эксплуатации механизмов, создания угрозы жизни и здоровью работников;
в) отстранять от работы работников, нарушающих правила безопасного ведения работ;
г) отстранять от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
д) подавать директору предприятия предложения по привлечению к ответственности злостных нарушителей правил охраны труда, а также поощрению работников, оказывающих содействие улучшению состояния охраны труда на производстве.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Несет ответственность за выполнение возложенных на него этой инструкцией обязанностей.
4.2. Несет ответственность за выполнение плановых задач в установленные сроки, эффективное использование основных и оборотных фондов.
4.3. Несет персональную ответственность за создание безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах в структурном подразделении, реализацию комплексных мероприятий по улучшению условий и безопасности труда по направлению своей деятельности.
4.4. За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений руководитель структурного подразделения может привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности в соответствии с законом.

5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
5.1. В своей работе подчиняется директору предприятия.
5.2. Руководит работниками структурного подразделения.
5.3. Взаимодействует с отделом кадров по вопросам организации своевременного прохождения рабочими структурного подразделения предварительного и периодического медицинских осмотров.
5.4. Взаимодействует с органами надзора за охраной труда, окружающей среды, пожарного надзора, санэпидстанцией по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в структурном подразделении.
5.5. По вопросам охраны труда руководитель структурного подразделения организовывает и контролирует выполнение предписаний и требований органов государственного надзора за охраной труда, службы охраны труда предприятия по направлению своей деятельности.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник (специалист) службы охраны труда предприятия

Юрисконсульт

Должностную инструкцию получил

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения

Должностные обязанности. Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями (далее - структурное подразделение). Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

Введение

Материальное стимулирование - это комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.

Следовательно, в понятие материального стимулирования включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации, и все формы материального неденежного стимулирования. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике используются следующие виды прямых и косвенных материальных выплат: зарплата, премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале.

Центральная роль в системе материального стимулирования труда принадлежит заработной плате. Она остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом.

Функции и задачи руководителя малого структурного подразделения в организации его деятельности.

В высших эшелонах управления (дирекции) решаются вопросы стратегического порядка: формируются кадровая политика, стратегия и тактика ее реализации, задания на разработку методических и нормативных материалов (документов), осуществляются контроль за их выполнением и общее руководство всеми подразделениями по работе с кадрами.

На уровне отдельных производств в объединении работа по управлению персоналом носит в основном оперативный характер. Разделение функций управления кадрами между аппаратом дирекции и руководителями отдельных производственных структур должно быть достаточно четким, исключающим параллелизм в работе, что повышает ответственность за результаты.

Функции управления кадрами на уровне цеха выполняют линейные руководители цеха (начальник цеха, мастера, бригадиры), а также специалисты цеховых управленческих структур (экономисты, инженеры-организаторы, нормировщики), цеховые общественные организаций (прежде всего профсоюз). Линейные руководители участвуют в наборе персонала, а мастера вместе со специалистами обеспечивают условия для высокопроизводительного труда и использования работника по его способностям.

Основные приоритеты координации: согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость. Координация осуществляется на основе информации с помощью организационных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

Превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

Устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

Регулирующая, т.е. способствующая сохранению существующей схемы работы;

Стимулирующая, т.е. улучшающая деятельность системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Для выполнения данной функции используются:

– всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы);

– результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, и т.д.;

– технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

В общей функции координации можно выделить два основных направления.

1. Координация деятельности между структурными подразделениями.

2. Согласованность между отделами и службами предприятия путем установления рациональных связей между ними, для чего в организации должны выполняться следующие мероприятия:

Выяснение причин отклонения от плановых заданий;

Определение состава дополнительных работ и порядок их выполнения;

Определение состава резервов, выделяемых организацией для выполнения дополнительных работ;

Перераспределение обязанностей и ответственности между должностными лицами;

Оперативное принятие мер для устранения отклонений.

В организациях, ориентированных на долгую и плодотворную работу, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции руководителями высших уровней часто осуществляется в основном лишь координация внешних связей. В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность. Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы.

Координация посредством информационных систем предполагает обмен информацией внутри подразделений и между ними с помощью компьютерной сети. Такая информационная система позволяет составлять и распространять электронным способом отчеты, памятные записки, бюллетени и другие документы.

Совместная работа отдельных сотрудников, осознающих необходимость объединения усилий, будет наиболее эффективна только при четком понимании каждым из них своей роли в коллективных усилиях и того, как их роли взаимосвязаны, поэтому различают следующие виды взаимозависимости подразделений предприятия:

1. Номинальная взаимозависимость. Подразделения, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны. (Заводы-смежники, обеспечивающие самыми разнообразными материалами и полуфабрикатами, например, автомобильный завод, вносят общий вклад в производство автомобилей, но являются самостоятельными и между собой непосредственно не связаны. Степень координации их деятельности минимальна.)

2. Последовательная взаимозависимость. При таком типе связи работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах. При последовательной взаимозависимости требуется более тесная координация, чем при номинальной, особенно на более поздних этапах производства.

3. Обоюдная взаимозависимость. При таком отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот.

Проблемы обеспечения эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития коммуникаций, необходимости поддержания постоянного информационного обмена. Когда руководитель производства передает указания или иную информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Важным является и обратный процесс передачи информации – от подчиненного к руководителю. На этом этапе бывают сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений. В этом заключается серьезная проблема, так как источником информации для решений на самом высоком уровне являются низшие звенья организации.

Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают такие как неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).

Неформальная непрограммируемая координация. Часто координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия, поскольку практически невозможно предвидеть, запрограммировать или взаимоувязать всю деятельность. Поэтому организации в какой-то мере полагаются на добровольную координацию со стороны своих сотрудников.

Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия. Широкое разделение труда вызывает появление тех или иных производственных, хозяйственных и социальных проблем, для решения которых используется неформальная координация. Однако имеется ряд условий, соблюдение которых должно повысить эффективность добровольной координации. Такими условиями, в частности, являются:

Работник должен знать свои задачи и задачи подразделения;

Работнику следует четко представлять, что от него требуется;

Работник должен чувствовать себя частью организации и считать своими стоящие перед ней задачи.

Часто такая причастность является результатом тщательного отбора и ориентации работников. С увеличением размера предприятия, существенными изменениями кадрового состава неформальную координацию необходимо заменить на программируемую. Вместе с тем ни одно предприятие не сможет функционировать без проведения (в той или иной форме) добровольной координации.

Программируемая безличная координация. Если для неформальной координации не создано надлежащих условий или если организация слишком сложна для того, чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может применить стандартные методы и правила работы. Можно существенно сэкономить время, если установить способ решения часто повторяющихся проблем координации в форме процедуры, плана или курса действий. Примером такого подхода могут служить предельные сроки выполнения планов. Запрограммированные методы безличной координации используются на средних и крупных предприятиях и почти всеми малыми организациями.

Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают задачи и направления работы. Каждый интерпретирует их так, как ему это представляется. Применительно к таким различиям используются два подхода к индивидуальной координации.

Первый подход связан с тем, что координацией, как правило, занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения. Он оценивает ситуацию и использует свое влияние для того, чтобы подразделения разрешили общую проблему. Если это не удается, он использует свои полномочия и устанавливает процедуру будущего взаимодействия. В той мере, в какой решение рассматривается как справедливое и реальное, оно снимает проблему координации.

Второй подход – деятельность специально назначенного координатора. В особенно трудных областях работа по координации настолько обширна, что возникает необходимость учредить отдельную должность. Приведем лишь несколько разновидностей второго подхода к координации:

Руководитель по продукту, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми производственными службами, что способствует росту объема реализации продукции и прибыли;

Руководитель проекта, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми подразделениями на протяжении всего срока выполнения проекта;

Представитель заказчика, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми службами и постоянным заказчиком;

Специальное бюро, т.е. подразделение, координирующее получение и распространение всей информации для клиентов и заказчиков.

Разумеется, содержание специального координатора и его аппарата может вызывать рост прямых административных расходов. Координаторы же в данных ситуациях располагают достаточно ограниченными возможностями влиять на ход дела. Этот подход используется не часто, но может оказаться эффективным, когда время "поджимает" и издержки почти не имеют значения.

Программируемая групповая координация. Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп – будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения должны учитываться и личные предпочтения, и групповые интересы, и задачи организации. На основе этих обсуждений принимаются согласованные решения. Комиссии часто являются единственным средством координации различных функций предпринимательства, объединения руководителей, работающих в разных подразделениях. Здесь происходит полезный обмен мнениями, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.

При разных стилях управления имеются существенные различия в способах распределения заданий и работников для достижения целей предприятия. С расширением предприятия структура управления становится более жестко регламентированной. Если предприятие крупное, работает, используя неизменную технологию, на устойчивый рынок, оно, как правило, стремится формализовать свою организационную структуру. Авторитарный стиль управления характеризуется большей долей формализации, большей стандартизацией и делением на подразделения по технологии или функциям. Он предусматривает высокие иерархические структуры, небольшие зоны управляемости и значительную централизацию. Координация в этом случае осуществляется по иерархии управления, на основе устава и процедур организации, а также принятой ею стратегии. При либеральном стиле координация осуществляется неформальными методами с использованием групповых координаторов. Здесь доминируют децентрализация, большие зоны управляемости и менее высокие иерархические структуры. При либеральном стиле управления больше внимания уделяется проявлению творческих способностей работников. Все стили организации имеют ту или иную степень формализации и стандартизации, но либеральный старается свести их к минимуму и структурировать предприятие по целям. Демократический стиль управления характеризуется множеством возможных комбинаций различных стилей.

Таким образом, благодаря функции координации:

– обеспечивается динамизм работы предприятия;

– создается гармония взаимосвязей структурных подразделений;

– осуществляется маневрирование технологическими и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением или уточнением задач.


Похожая информация.


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) и определяет должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения образовательного учреждения.

2. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

3. На должность руководителя структурного подразделения образовательного учрежденияназначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

4. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность руководителя структурного подразделения образовательного учреждения заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения.

II. Должностные обязанности

Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями (далее - структурное подразделение). Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

III. Права

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения имеет право:

- отдавать распоряжения по своему направлению деятельности, обязательные для исполнения работниками образовательного учреждения;

Участвовать в подборе и расстановке кадров по своей деятельности;

Вносить предложения руководителю образовательного учреждения по поощрению или наложению взысканий на работников образовательного учреждения;

Вносить предложения руководителю образовательного учреждения по совершенствованию деятельности образовательного учреждения;

Принимать участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются курируемые им вопросы деятельности образовательного учреждения;

Запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

Повышать в установленном порядке свою квалификацию.

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

IV. Ответственность

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения несет ответственность за:

Своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, приказов, распоряжений и поручений руководителя образовательного учреждения, действующих нормативно-правовых актов в области образования и организации деятельности образовательных организаций (;

Качество и безопасность образовательного процесса (по своему направлению деятельности) ;

Развитие материально-технической базы образовательного учреждения, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов (по своему направлению деятельности) ;

Соблюдение правил внутреннего распорядка, требований санитарных правил и гигиенических нормативов, пожарной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении;

Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами (по своему направлению деятельности) ;

Своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности образовательного учреждения (по своему направлению деятельности) ;

Обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками образовательного учреждения (по своему направлению деятельности) ;

Готовность образовательного учреждения к чрезвычайным ситуациям (по своему направлению деятельности) .

За нарушение трудовой дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, невыполнение или нарушение действующих нормативно-правовых актов руководитель структурного подразделения образовательного учреждения может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт