Действительно ли соня пустоцвет. Сочинения по русской литературе Отношение толстого к соне

26.02.2024

Разделы: Литература

Цель урока: развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.

Аспекты цели:

  • Обучающий: последовательное исследование позиции Л.Н.Толстого об идеале прекрасного в романе.
  • Развивающий: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Воспитывающий: воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.

Оборудование:

Эпиграф: “Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами” (“Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери)

Оформление доски.

На левой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)

красивый

  1. приятный внешним видом,
  2. высоконравственный,
  3. эффектный, но бессодержательный.

прекрасный –

  1. очень красивый,
  2. очень хороший,
  3. то, что воплощает красоту, соответствует идеалу.

идеал – совершенное воплощение прекрасного.

На правой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)

эмансипация – освобождение от зависимости (женских обязанностей в семье); шестидесятники – общественно-политические деятели в России 60-х годов XIX века.

В центре доски: кроссворд.

Тексты с эпилогом романа (том 4, эпилог, часть первая, глава X).

На столе учителя:

  • невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
  • засохшая веточка,
  • хрустальная ваза,
  • незажжённая свеча.

Ход урока

1. Музыкальная заставка.

Звучит старинный вальс. Через несколько секунд в класс входят и кружатся в танце две пары в костюмах, встают перед классом у доски и приветствуют присутствующих (девушки – реверансом, юноши – наклоном головы).

2. Бал литературных героев.

(Примечание: Элен и Наташа в причёсках с локонами, одетые в пышные длинные платья, Пьер в классическом костюме, белой рубашке с “бабочкой”, Андрей может быть в военной одежде, с эполетами.)

Учитель: Ребята, вы, конечно, узнали героев романа Льва Николаевича Толстого “Войн и мир” – Пьера и Элен, Наташу Ростову и Андрея Болконского. А теперь вы должны вспомнить эпизоды, в которых они сказали эти фразы. Кому и когда?

Андрей Болконский: “Весь мир для меня разделён на две половины. Одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота”.

Наташа Ростова: “Вы все меня ненавидите, презираете!”

Пьер: “Теперь всё кончено, да и я люблю её. Ge vois aime”.

Элен: “Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак, так это все знали! Ежели бы вы были умнее, то я бы предпочитала ваше общество!”

Ответы учащихся.

Учитель. Итак, сейчас вы аплодисментами должны показать, какая пара лучше представила своих героев. Андрей и Наташа! Пьер и Элен!

(Аплодисменты. Выбор.)

Спасибо, вас прошу садиться (Юноша провожает свою даму на место, соблюдая правила этикета). А вас (паре, получившей больше аплодисментов) я попрошу остаться и продолжить урок.

3. Устный опрос.

Устный опрос мы проведём, отгадывая этот кроссворд. (Юноша читает вопросы, девушка заполняет клеточки кроссворда на доске, учащиеся отвечают).

  1. Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга? (Ипохондрия)
  2. Кто хотел убить Наполеона? (Пьер)
  3. Что для Андрея стало символом жизни под Аустерлицем? (Небо)
  4. Андрей сказал Пьеру: “Не женись, мой друг, ….!” (Никогда)
  5. Что выбрал Андрей Болконский во сне? (Смерть)
  6. Черта характера Берга? (Меркантильность)
  7. Кто сказал: “Яйца курицу учат”? (Ростов)
  8. Ошибка Наташи. (Анатоль)
  9. Кто считал, что всё вокруг происходит по его воле? (Наполеон)
  10. Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова. (Портфель)

4. Объявление темы и цели урока.

Учитель. Спасибо, прошу садиться. Ребята, посмотрите, какое слово мы видим в кроссворде по вертикали? (Прекрасное) Тема нашего урока: “Идеал прекрасного в понимании Л.Н.Толстого”. Цель нашего урока: исследовать позицию автора романа “Война и мир”, попытаться найти идеал прекрасного с точки зрения Толстого.

5. Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:

– Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца?

– Что можно не увидеть глазами?

– Что для вас является прекрасным?

– Подходит ли эпиграф для нашей темы?

6. Словарная работа (красивое, прекрасное, идеал). Актуализация знаний учащихся. Вывод учащихся: идеал для человека – высшее воплощение прекрасного.

7. Самостоятельная работа.

Учитель. Основной литературоведческий композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу.

Самостоятельное составление сравнительной таблицы “Прекрасное и безобразное в понимании Л.Н.Толстого”.

8. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.

– Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.

– Почему блистающие внешней красотой герои тем не менее для Толстого безобразны?

– С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?

– Что объединяет представителей светского общества?

– Как Толстой понимает “безобразное”?

– Почему эти герои прекрасны? Что их объединяет?

– Как Толстой понимает “прекрасное”?

Из ответов учащихся.

– Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.

– Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте, о прекрасном.

– Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят прежде всего содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет ложь, фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.

– Писатель видел прекрасное и в человеческих взаимоотношениях, в поведении, мыслях и чувствах человека, и в природе, и в искусстве.

– “Прекрасные” образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.

Учитель. Обобщим всё сказанное (учащиеся пишут вывод по результатам самостоятельной работы). Мы отметили основные безобразные и прекрасные, в понимании Толстого, образы. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно – предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для размышления мы используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.

9. Дискуссия.

Учитель. Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак,с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героиней романа. Минута на размышление.

Ученик (выходит к доске и берёт горшочек с цветком). Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Ученик (берёт хрустальную вазу). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но она всё время “дежурит” на её лице, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это отвратительный образ.

Ученица (берёт засохшую веточку). Я думаю, эта веточка похожа на образ Бурьен. Она мечтала о богатом принце, и готова выйти за любого: хоть за Анатоля, хоть за старика Болконского. Она застыла в развитии, как эта веточка, хотя внешне была симпатичной.

Ученица (берёт засохшую веточку). А я считаю, что эта нераспустившаяся веточка напоминает образ Сони. Она притворяется благородной, даже письмо Николаю Ростову написала в надежде, что он оценит её жертву. А когда Наташа отдавала подводы раненым, она старалась захватить побольше для себя. Толстой назвал Соню “пустоцветом”. По мнению Толстого, у неё бесполезное существование. Поэтому Соня и напоминает сухую веточку.

Учитель (зажигает свечу). С каким образом у вас ассоциируется зажжённая свеча?

Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же, как свеча, отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. “Сущность её жизни – любовь” – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восторге от красоты ночи в Отрадном, но в то же время она делает ошибки и страдает из-за них. А в целом это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.

10. Аналитическая беседа (по образу Наташи).

Учитель. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?

Ответы учащихся.

– На именинах: “некрасивая, но живая девочка”.

– “Распустив свой большой рот … заревела” из сострадания к Соне.

– Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.

– У постели раненого князя Андрея лицо Наташи “было страшно”.

Учитель. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?

Ответы учащихся.

– На своём первом балу она сияла от счастья.

– Рядом с князем Андреем (до их помолвки).

– На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.

Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа “Война и мир”. Так кто же идеал прекрасного в романе Толстого?

– Наташа Ростова.

11. Работа с текстом.

Учитель. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи ещё и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы её видим после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).

“…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела”.

“Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка”.

Учитель. Как теперь выглядела она?

– Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она “не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей”, забыла о локонах и костюме…

Учитель. Почему?

– Ей совершенно некогда было “взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы”. (Роброны – длинные платья со шлейфом.)

Учитель. Что стало теперь сущностью её жизни?

– “Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать”.

Учитель. Какое у неё было отношение к мужу?

– Наташа ревновала Пьера “к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине”.

– “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его”.

Учитель. Таким предстаёт перед нами идеал Толстого в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?

– Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.

Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, всревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению “плодовитая самка”? (Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?

12. Подготовленное выступление.

Ученик. (Обращение к значению слов на правой доске: эмансипация, шестидесятники)В 60-х годах XIX века в Россиисуществовало движение эмансипации женщин. Их назвали “шестидесятниками”. Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, – идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.

13. Заключительное слово учителя. Итог урока. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию идеала, истинной красоты человека. Идеалом прекрасного для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел – написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.

– Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу? – Что на уроке было главным, на ваш взгляд?

– Что нового вы узнали?

– Что было интересно для вас?

Спасибо вам за работу. Домашнее задание к следующему уроку: сочинение-миниатюра “Кого из героев романа Л.Н.Толстого напоминает мне этот предмет?”

14. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева “Война и мир”.

Приложение

Из сочинений учащихся

“Хрустальная ваза ассоциируется у меня с образом Анатоля…” (Сергей)

“Сухая веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который ушел в расцвете лет на войну и погиб там…” (Сергей) “Он прожил очень мало, не успел вырасти, стать мужественным и принести много добра людям” (Саша)

“Болконский – яркая личность (как пламя), он умер в расцвете сил, как потухла недогоревшая свеча…” (Олеся)

“У каждого цветка листья и большие, и маленькие. Этот цветок у меня ассоциируется с Пьером. Он попадал под влияние то французской революции, то Элен, то Анатоля Курагина, то масонов. Каждый из них оставил свой след в жизни Пьера. То маленький, то большой. Как листья у цветка…” (Кайрат)

“Свечку можно сравнить с Андреем Болконским, который жил ярко, жаждал прославиться в решающем бою. Но вскоре после смертельного ранения его жизнь угасает, как свеча…” (Сергей)

“Невзрачный цветок, готовый расцвесть, ассоциируется с Наташей…” (Инна)

“Увядшая веточка – это Андрей Болконский…” (Куаныш)

“Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой, любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется пламя от ветра…” (Олеся)

Жертвовать собой для счастья других

было привычкой Сони.

Л. Н. Толстой. Война и мир

Что такое пустоцвет? "Пустой" цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.

А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь - крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав "Войну и мир", быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.

Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня - племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме - при всей доброте Ростовых - незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.

Наташа - всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, - уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же - в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь... Девушк....

Что такое пустоцвет? «Пустой» цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.

А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь - крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы.

Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав «Войну и мир», быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.

Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня - племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме - при всей доброте Ростовых - незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной

Родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.

Наташа - всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, - уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же - в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь… Девушка обожает Николая Ростова, наделяя довольно заурядного молодого человека всеми возможными достоинствами. Л. Н. Толстой не щадит свою героиню. Да, она хороша собой, изящна, грациозна, мила, но это натура пассивная, нетворческая, лишенная фантазии.

Этой девушке приходится быть рассудительной, подавлять в себе естественные чувства: ревность к Жюли Карагиной, потом к княжне Марье, обиду на старую графиню, мешающую ее браку с Николаем. Жизнь научила Соню владеть собой. Но как нежно, преданно, а главное, верно умеет она любить! Мне жаль, что она не смогла полюбить Долохова: наверное, эта любовь сделала бы обоих счастливыми. Но Соня, в отличие от Наташи, не меняет своих привязанностей. Она цельный человек, верный и чистый.

Пятнадцать лет ее жизни прошли перед нами - Соня ни разу не совершила недостойного поступка, не допустила ни одной ошибки. И все-таки Толстой несколько принижает ее. Я пытаюсь разобраться, что же несимпатично автору в этой девушке, и, кажется, понимаю. Помогают мне постоянные сравнения Сони с Наташей. Вот две юные девушки входят в нарядный зал, на свой первый бал. Они одинаково присели, но невольно взгляд хозяйки, скользнув мимо Сони, остановился на тоненькой Наташе… Вот Соня, Наташа и Николай вспоминают свое детство. Оказывается, Соня все забыла и не может разделить поэтического чувства Наташи и Николая.

Лунной ночью в Отрадном Наташе, очарованной красотой этой ночи, хочется взлететь в небо, а Соня скучно-рассудительно уговаривает ее идти спать. А как по-разному ведут себя девушки в страшные часы перед отъездом из Москвы! Соня тщательно укладывает вещи, а Наташа велит освободить подводы и взять раненых. Зачем же писатель, не осуждая девушку (ее не за что осуждать), все-таки принижает ее? Затем, что, по мнению Толстого, хорош не тот, кто не ошибается, а тот, кто, борясь с собой, умеет преодолевать свои ошибки и заблуждения. Потому автор и любит больше Наташу.

Мир Сони строг и ясен. Влюбившись в Николая девочкой, она знает: «Что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его - во всю жизнь». И не перестанет, но отступит перед желанием графини женить сына на богатой, знатной княжне Марье и сама дает ему свободу. Соне суждено одиночество в той же семье, которая пригрела ее в детстве.

В эпилоге Наташа скажет о ней: «Пустоцвет». И в этом слове будет жестокая правда. С самого начала жизни, с детства, Соня не имела права на то половодье чувств, которое переполняет Наташу. Только один раз, на святках, в Соне проснулась смелая и свободная девушка, но она словно испугалась своего порыва и больше никогда не была такой, как в этот вечер, а вернулась к своим узорам, к своему тихому самопожертвованию. Так вправе ли мы осуждать Соню? Думаю, что нет. Очень жаль ее. Жизнь девушки оказалась пустой, но разве она виновата в этом?

Одно, что мучило Николая по отношению к его хозяйничанию, это была его вспыльчивость в соединении с старой гусарской привычкой давать волю рукам. В первое время он не видел в этом ничего предосудительного, но на второй год своей женитьбы его взгляд на такого рода расправы вдруг изменился. Однажды летом из Богучарова был вызван староста, заменивший умершего Дрона, обвиняемый в разных мошенничествах и неисправностях, Николай вышел к нему на крыльцо, и с первых ответов старосты в сенях послышались крики и удары. Вернувшись к завтраку домой, Николай подошел к жене, сидевшей с низко опущенной над пяльцами головой, и стал рассказывать ей, по обыкновению, все то, что занимало его в это утро, и между прочим и про богучаровского старосту. Графиня Марья, краснея, бледнея и поджимая губы, сидела все так же, опустив голову, и ничего не отвечала на слова мужа. — Эдакой наглый мерзавец, — говорил он, горячась при одном воспоминании. — Ну, сказал бы он мне, что был пьян, не видал... Да что с тобой, Мари? — вдруг спросил он. Графиня Марья подняла голову, хотела что-то сказать, но опять поспешно потупилась и собрала губы. — Что ты? что с тобой, дружок мой?.. Некрасивая графиня Марья всегда хорошела, когда плакала. Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее приобретали неотразимую прелесть. Как только Николай взял ее за руку, она не в силах была удержаться и заплакала. — Nicolas, я видела... он виноват, но ты, зачем ты! Nicolas!... — И она закрыла лицо руками. Николай замолчал, багрово покраснел и, отойдя от нее, молча стал ходить по комнате. Он понял, о чем она плакала; но вдруг он не мог в душе своей согласиться с ней, что то, с чем он сжился с детства, что он считал самым обыкновенным, — было дурно. «Любезности это, бабьи сказки, или она права?» — спрашивал он сам себя. Не решив сам с собою этого вопроса, он еще раз взглянул на ее страдающее и любящее лицо и вдруг понял, что она была права, а он давно уже виноват сам перед собою. — Мари, — сказал он тихо, подойдя к ней, — этого больше не будет никогда: даю тебе слово. Никогда, — повторил он дрогнувшим голосом, как мальчик, который просит прощения. Слезы еще чаще полились из глаз графини. Она взяла руку мужа и поцеловала ее. — Nicolas, когда ты разбил камэ? — чтобы переменить разговор, сказала она, разглядывая его руку, на которой был перстень с головой Лаокоона. — Нынче; все то же. Ах, Мари, не напоминай мне об этом. — Он опять вспыхнул. — Даю тебе честное слово, что этого больше не будет. И пусть это будет мне память навсегда, — сказал он, указывая на разбитый перстень. С тех пор, как только при объяснениях со старостами и приказчиками кровь бросалась ему в лицо и руки начинали сжиматься в кулаки Николай вертел разбитый перстень на пальце и опускал глаза перед человеком, рассердившим его. Однако же раза два в год он забывался и тогда, придя к жене, признавался и опять давал обещание, что уже теперь это было последний раз. — Мари, ты, верно, меня презираешь? — говорил он ей. — Я сто́ю этого. — Ты уйди, уйди поскорее, ежели чувствуешь себя не в силах удержаться, — с грустью говорила графиня Марья, стараясь утешить мужа. В дворянском обществе губернии Николай был уважаем, но не любим. Дворянские интересы не занимали его. И за это-то одни считали его гордым, другие — глупым человеком. Все время его летом, с весеннего посева и до уборки, проходило в занятиях по хозяйству. Осенью он с тою же деловою серьезностию, с которою занимался хозяйством, предавался охоте, уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой. Зимой он ездил по другим деревням и занимался чтением. Чтение его составляли книги преимущественно исторические, выписывавшиеся им ежегодно на известную сумму. Он составлял себе, как говорил, серьезную библиотеку и за правило поставлял прочитывать все те книги, которые он покупал. Он с значительным видом сиживал в кабинете за этим чтением, сперва возложенным на себя как обязанность, а потом сделавшимся привычным занятием, доставлявшим ему особого рода удовольствие и сознание того, что он занят серьезным делом. За исключением поездок по делам, большую часть времени зимой он проводил дома, сживаясь с семьей и входя в мелкие отношения между матерью и детьми. С женой он сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища. Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своей женитьбой Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей невесте все, что было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковой и доброй с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их. Однажды она разговорилась с другом своим Наташей о Соне и о своей к ней несправедливости. — Знаешь что, — сказала Наташа, — вот ты много читала Евангелие; там есть одно место прямо о Соне. — Что? — с удивлением спросила графиня Марья. — «Имущему дастся, а у неимущего отнимется», помнишь? Она — неимущий: за что? не знаю; в ней нет, может быть, эгоизма, — я знаю, но у нее отнимется, и все отнялось. Мне ее ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет , знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы. И несмотря на то, что графиня Марья толковала Наташе, что эти слова Евангелия надо понимать иначе, — глядя на Соню, она соглашалась с объяснением, данным Наташей. Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию... Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе. Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии.

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт