Что значит выписать грамматическую основу. Практикум по русскому языку: что такое грамматическая основа
ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых
При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.
Мне это не нравится.В этом предложении подлежащего
нет!
Подлежащее
Существительноеили местоимение в
именительном падеже
Прилагательное, причастие,
инфинитив, выступающие в роли
существительного.
Синтаксически неделимое
словосочетание.Девушка
как-то сразу поняла, что он
всё время хочет есть.
Она не сводит глаз с дороги, что идёт
через рощу.
Присутствующие не обратили на него
никакого внимания.
Решить этот вопрос – наша главная
задача.
Однажды человек десять наших
офицеров обедали у Сильвио.Сказуемое
Простое
составные
глагольное
глагольное именное
Простое глагольное сказуемое (ПГС)
ПГС является сказуемое, выраженноеглаголом любого наклонения, времени и
лица
Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл.,
прош.вр)
Дай, Джим, на счастье лапу мне… (гл.
повелит. накл)
Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду
петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)
10.
Но, обреченный на гоненье, еще я долгобуду петь
Буду петь – сложная форма будущего
времени.
11.
Буду, будешь, будут и т.д.Инфинитив
ПГС
12. Составное глагольное сказуемое (СГС)
Вспомогательная частьИнфинитив
СГС
13. а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия (начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.).
а) фазовые глаголы, т.е. обозначающиеначало, продолжение или конец действия
(начать, начинать, стать, продолжать,
кончать, прекратить и др.).
Например: Он начал кашлять. Она
продолжает смеяться. Мы закончили
выполнять упражнение.
14.
б) модальные глаголы, обозначающие намерение,волеизъявление, способность, желание (хотеть,
уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться,
мечтать, надеяться, думать и др.)
Например: Я хочу много путешествовать. Ты мог
бы говорить не так громко? Мы стараемся
хорошо учиться.
15.
в) глаголы, выражающие эмоциональноесостояние (бояться, страшиться,
стыдиться, стесняться, осмелиться,
остерегаться, решиться, любить,
ненавидеть и др.)
Например: Он боялся опоздать на экзамен.
Мы не любим много путешествовать.
16.
Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГСНапример: Я рад побывать на конференции. Мы
готовы подежурить в столовой. Она согласна
выйти за него замуж. Вы должны немедленно
уехать.
НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив.
Например: Надо мыть руки перед едой. Мне
нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать
работу к сроку.
17. Составное именно сказуемое (СИС)
СвязкаИменная часть
СИС
Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену.
18.
а) глагол быть в различных формах времени инаклонения
Например: Поэт поэту есть кунак. Имя
существительное есть часть речи,
которая…
В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ
выступает в нулевой форме.
Например: Он директор. Он студент.
19.
Глаголс ослабленным лексическим
значением - ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ,
ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ,
СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др.
Например: Её сестра звалась Татьяна.
Онегин жил анахоретом. Сюжет романа
оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины.
20.
Глагол-связкасо значением движения,
положения в пространстве – ИДТИ,
БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ,
Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!
Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.
Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?
Определяем, сколько основ в предложении:
А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.
Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.
Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).
1. Все понятно нам, мастерам.
2.
Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин
твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со
своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была
прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7.
Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к
победе обязательно победит.
Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!
Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.
Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.
Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:
1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.
Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.
Раньше всех берег увидел капитан.
Перед платья украшали цветы.
Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .
2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»
Ученица была красивой .
На улице свежо и ветрено .
Малышам не сиделось на месте.
Замечательная игра – догонялки !
3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.
Зеленый город (односоставное назывное предложение).
Город зеленый (двусоставное предложение).
Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.
Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.
Мне холод но .
Ему не спится.
Мне хочется улыбн уться .
Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.
Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!
Ответы к заданию.
1. Все
понятно
.
2.
Послышалось
«ку-ку»
!
3.
Хозяин
мил
, гостеприимен
.
4.
Каждый
норовит влезть
.
5.
Деревня
была
прелестным уголком
; мы
играли
.
6.
Вечер
.
Лес
. Дальний путь
.
7.
Украшает
парк
. 8. Стремящийся
победит
.
Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое . Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое . Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.
Солнце встало . Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.
В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.
1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):
Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок будет учиться без усилий.
Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.
Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.
Сегодня я читаю
Мой ребенок учится без усилий.
Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.
Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок учился без усилий.
Вы восхищались достижениями учеников этой школы.
2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).
Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да) . Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.
Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).
Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).
Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется .
3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.
Я кататься с ледяной горки – и он за мной.
Мы работать , а они отдыхать.
4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.
Никиту как ветром сдуло с веранды.
Человечество постепенно сходит с ума.
Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого . В нем можно выделить:
* основной компонент – глагол в начальной форме,
* вспомогательный компонент – чаще всего глагол , но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.
Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.
1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.
Я хочу хорошо сдать экзамены.
Он не боится экспериментировать.
Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.
2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом ), а не другой частью речи.
Сравните.
Она стала актрисой (составное именное сказуемое).
Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).
3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.
Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).
Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).
Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).
Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).
4. Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.
Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).
Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.
Удачи в изучении русского языка!
Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого? Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых . Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.
Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части . Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть . Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были . Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.
В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.
Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения .
В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.
Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.
Любить – значит понять и простить .
Предложение - синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или сочетания слов. Оно служит для сообщения, вопроса или побуждения к действию.
Предикативность - это утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности, то есть интонационной смысловой законченностью.
В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Главный признак предложения - наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Утро. Похолодало.
Подлежащее - главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (Все пришли вовремя).
Морфологические способы выражения подлежащего
1. Имя существительное или другая часть речи, выраженная в значении существительного: Собрание началось вовремя.
2. Местоимение в именительном падеже: Я обязательно прочитаю эту книгу.
3. Неопределенная форма глагола: Жить - Родине служить (Пословица).
4. Фразеологизмы: В поле вышли от мала до велика.
5. Цельные словосочетания: Прохор с Григорием запрягли лошадей (М. Шолохов).
Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамматическое значение в нем заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение).
Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении (Сделай уроки побыстрее), в числе - в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении (Внезапно он замолчал).
Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть именным и глагольным.
Составное глагольное состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределенной формы глагола: Он начал рас- сказывать.
Значения вспомогательного глагола: начало, конец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность действия (Он собирался ждать).
Составное именное сказуемое состоит из глагола- связки, выражающего грамматическое значение, и именной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движения, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы возвратились с моря отдохнувшими.
В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок.
Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена:
Существительным (Москва - город-герой);
Прилагательным (Ночь была лунная);
Кратким страдательным причастием (Вся комната янтарным блеском озарена. А. Пушкин);
Именем числительным (Три и два будет пять);
Местоимением (Тетрадь была моя);
Наречием (Ему сапоги пришлись впору);
Синтаксически неделимым словосочетанием (Ее платье было красного цвета).
1. Укажите предложения, в которых сказуемое составное глагольное.
а) С двух сторон бушует вокруг Григория ночная тайга (В. Липатов).
б) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому берегу (К. Паустовский).
в) Зима начала хозяйничать над землей (К. Паустовский).
г) Все вокруг покажется ему необыкновенным (К. Паустовский).
2. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым.
а) Он шел один, затерянный среди лесных полей (В. Лидин).
б) Вчера он не сумел осознать сказанного (Ю. Бондарев).
в) Стол осел еще глубже (Ф. Абрамов).
г) Не нужно было никого подгонять (Л. Пантелеев).
3. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
а) В горенке окна были закрыты день и ночь (М. Шолохов).
б) И каждая даль была выдержана в своем свете (К. Паустовский).
в) Море было такое же величавое, бесконечное и неприветливое, как и семь лет назад (А. Чехов).
г) Ученики платили Левитану ответной любовью (К. Паустовский).
4. В каких предложениях неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены.)
а) Стал накрапывать дождик (С. Бородин).
б) Лошадь, почуяв ночлег, бежала крупной рысью (С. Бородин).
в) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены (В. Короленко).
г) Местами просека была вся залита водой (И. Тургенев).
5. В каких предложениях инфинитив употребляется в роли второстепенного члена предложения?
а) При возможности потерять ее навек, Вера стала для него дороже всего на свете (М. Лермонтов).
б) Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села (В. Солоухин).
в) Командир дивизии полковник Марченко... после перевязки прилег отдохнуть (М. Шолохов).
г) Я велел кучеру ехать потише (С. Бородин).
Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ КАК ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
- А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- 23. Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, сказуемое, их разновидности и способы выражения.
- 60. Предикативность как грамматическое значение предложения. Полипредикативные предложения. Типы полипредикативных сложных предложений.
- Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого
Понятия подлежащего и сказуемого являются одними из самых основных в русском языке. Именно с них начинается знакомство детей с синтаксисом. Очень важно, чтобы школьник понял этот раздел и закрепил его в памяти, так как все последующие правила пунктуации, сложноподчиненных предложений и многих других разделов будут неразрывно связаны с подлежащим и сказуемым. Два этих понятия составляют грамматическую основу, поэтому она также будет рассмотрена в данной статье. Освежите свою память и помогите усвоить новые знания своему ребенку.
Что такое подлежащее
Для начала, рассмотрим правило русского языка:
- Подлежащим называют один из главных членов предложения. Он может обозначать как предмет, так и действие или признак сказуемого. Отвечает на вопрос “Кто?”, а также “Что?”.
Как правило, этот член предложения выражается существительным либо местоимением. Оно подчеркивается одной чертой.
- Например, в предложении “Бабушка пошла на рынок” подлежащим будет существительное “Бабушка”, так как в этом предложении бабушка – главное действующее лицо.
- Если взять предложение “Он любит мороженное”, то в нем подлежащим будет местоимение “Он”.
Однако бывают и другие интересные случаи, при которых в качестве подлежащего выступает абсолютно любая часть речи, если её можно определить как существительное. Например:
- Пятеро идут направо. В этом предложении подлежащим будет слово “Пятеро”, хотя в своем обычном виде оно является числительным. Здесь же оно заменяет существительное, выступая главным членом предложения.
- Скупой платит дважды. В этом случае подлежащим тоже будет слово “Скупой”, которое является существительным, а вне предложения – прилагательным.
Глагол так же часто выступает подлежащим, если он стоит в неопределенной форме:
- Ходить в магазин – главная его цель. Это сложное предложение, в одной из частей которого подлежащим является инфинитив.
И, наконец, подлежащим может стать даже целое словосочетание. Это могут быть неделимые имена, ФИО человека.
- Анна Сергеевна спешила домой. В этом предложении подлежащее – Анна Сергеевна.
Через некоторое время ребенок сможет определять подлежащее интуитивно, без чтения правил наизусть.
Что такое сказуемое
Сказуемое нужно подчеркивать двумя параллельными горизонтальными чертами, отвечает на вопрос “Что это такое?” и “Что это делает?”, а также обозначает действие или какой-либо признак подлежащего.
У сказуемого есть несколько типов:
- Глагольное.
- Составное именное.
- Составное глагольное.
Каждый вид сказуемого лучше разобрать отдельно. Самое простое из них – глагольное.
- Глагольное сказуемое обычно выражено глаголом в определенных наклонениях: изъявительном, повелительном, а также условном. Чтобы определять сказуемое верно, нужно освежить память и вспомнить, что такое наклонения.
- Возможно сказуемое в виде устойчивой фразы.
- Фразеологизмы тоже относятся к глагольному сказуемому.
Составное глагольное сказуемое легко заметить:
- В этом случае на основной вопрос сказуемого отвечают два глагола. Например: “Он всё равно продолжал кушать”. Сказуемое будет “продолжал кушать”.
- Либо “Коту нужно много спать”. Теперь сказуемое – “нужно спать”.
Составное именное сказуемое так называется, потому что содержит в себе глагол-связку и именную часть: существительное или местоимение, наречия, причастия.
- Она была красавицей. В этом предложении сказуемое – “была красавицей”, так как слово “была” часто выступает глаголом-связкой, а “красавицей” – именной частью.
Возможно, с первого раза запомнить все не получится, но после решения заданий у вас все получится.
Что такое грамматическая основа
Грамматической основной выступают главные члены предложения, а именно: подлежащее и сказуемое. Они связаны по смыслу и выделяются горизонтальными чертами.
Сама основа, как правило, выделяется в предложении квадратными скобками.