Что такое католицизм и кто такие католики? Почему православные страны менее развиты и богаты, чем страны католические и протестантские

29.09.2019

есть много материалов на эту тему, мне понравилась статья Андрона Кончаловского, он вообще на своем блоге об этом написал много статей и снял несколько роликов, в которых он сравнивает развитие веры, сравнивает западный менталитет с менталитетом русским, ссылаясь на определенные исследования социологов, культурологов, экономистов, мыслителей и философов.

Так вот, статья называется в какого Бога верит русский человек. Приведу несколько выдержек:

Почему язычество так и не было изжито в России? Наверное, потому, что русское религиозное сознание исторически было лишено процесса умственного постижения Бога - интеллектуализации религиозного сознания, - через которое проходили другие христианские конфессии. Именно поэтому осмысление своего отношения к вере и к Христу, поиски Бога в своей душе, и привели Льва Толстого к очень радикальным выводам. В письме Синоду он так и писал: "Если бы Он (Христос) пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то он...наверно повыкидал бы все эти ужасные... кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей бога и его учение...". (Л.Н.Толстой "Ответ Синоду", 1901г.)

Феномен тысячных очередей к поясу Богородицы, характерный для сегодняшней России, бесконечно далек от современности, я бы сказал, отделен веками. И если такое паломничество еще можно себе представить в крестьянской южной Италии, то в Северной Европе это просто немыслимо. Чем объяснить такую разницу?

Дело в том, что со времени появления христианства в Европе никогда не прекращались богословские споры. Свободная мысль тысячелетиями не боялась подвергать сомнению любые тезисы и обряды христианства. Русская же религиозная культура исключала это право и строилась только на вере - в России религиозная мысль не существовала до середины XIX века. Русский человек вместо права размышлять о Боге имел обязанность истово верить.

Василий Ключевский писал в 1898 году, что "...Вместе с великими благами, какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно - излишество самого влияния. Целые века греческие, а за ними и русские пастыри и книги приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать. Это было очень хорошо, потому что в том возрасте, какой мы переживали в те века, вера - единственная сила, которая могла создать сносное нравственное общежитие. Но не хорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять, - и это было нехорошо больше всего потому, что мы тогда и без того не имели охоты к этому занятию. Нам указывали на соблазны мысли прежде, чей она стала соблазнять нас, предостерегали от злоупотребления ею, когда мы еще не знали, как следует употреблять ее... Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, пытливого разума, как соблазнителя, раньше чем умели мыслить, чем пробудилась у нас пытливость. Потому, когда мы встретились с чужой мыслью, мы ее принимали на веру. Вышло, что научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков . Мы вольнодумничали по-старообрядчески, вольтерьянствовали по-аввакумовски. Как старообрядцы из-за церковного обряда разорвали с церковью, так мы из-за непонятного научного тезиса готовы были разрывать с наукой. Менялось содержание мысли, но метод мышления оставался прежний. Под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западно-европейским стали холопами чужой мысли. (Мысль без морали - недомыслие; мораль без мысли - фанатизм) (В.О. Ключевский "Неопубликованные произведения. Верование и мышление", 1898г.)

Мысль Ключевского - глубочайшее проникновение в сущность не только русского мышления, но и образа жизни русского человека. Русская культура обусловливалась, конечно, многими факторами, но метод мышления был привнесен особой формой православия, в которой эта религия пришла на Русь.

Но, указывая на позитивные и негативные последствия принятия Русью православия, Ключевский не ответил на вопрос, почему мышление православного русского человека было лишено права на сомнение . Попробуем найти ответы сами.

Разделение христианства на две ветви началось где-то в IV-V веке. Оно возникло вполне естественно, ибо две великих античных цивилизации - греческая и латинская - при всех кардинальных различиях продолжали сосуществовать. Эти две великие культуры и обусловили возникновение двух религиозных и политических центров: восточного - Византии и западного - Рима. Но метод мышления в обеих цивилизациях оставался европейским. В этом легко убедиться, если посмотреть на труды святоотеческих философов. Святые Отцы как Восточной так и Западной церквей были исключительно образованны, они говорили на трех языках - по-гречески, по-иудейски и на латыни. То есть они оперировали общими инструментами логики и софистики. Искусство красноречия и полемики было средством нахождения истины и причиной развития европейского богословия, в том числе, и византийского. Богословы состязались в красноречии и логике даже на византийских базарах!

Но, к сожалению, прав был философ Чаадаев - "пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей" не коснулась Руси: "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное...".(П.Я.Чаадаев "Философические письма", 1836г.). Когда викинги пришли на Русь в VIII-IX веке, восточноевропейская равнина была заселена разрозненным дикими, варварскими племенами славян и финнов. Племена находились на чрезвычайно низком цивилизационном уровне с глубоко укоренившимся язычеством и общинно-родовым строем. Славяне не имели представления о рынке и торговле. У них не было своей письменности, уже не говоря о науке философии. Викинги колонизировали эти вполне варварские территории и жили в них христианскими общинами в замкнутых анклавах, не смешиваясь с туземцами. Порабощенных язычников назвали "смердами".

В 863 году Кирилл и Мефодий перевели Евангелие на церковно-славянский язык. Сначала они принесли свой труд в Болгарию, а потом на Русь. Работа Кирилла и Мефодия привела к невероятной демократизации самого христианского учения. И это замечательно. Но, с другой стороны, будучи переложенным на древнеславянский, оно прервало связь самого учения с его философским обоснованием, с культурными корнями античной европейской цивилизации. Мы получили православие как руководство к беспрекословному следованию без возможности его логического анализа, так как лишенные греческого и латинского языков, мы не имели возможности познать античную философию или софистику. Наше девственное языческое сознание так и не узнало, что такое культура дискуссии. Как следствие, любую попытку критического осмысления религии мы стали воспринимать с языческим трепетом, - как смертный грех.

Поэтому, если в западной Европе развитие университетов начиналось в монастырях и религиозных центрах, на Руси монастыри стали охранными форпостами единственной и непогрешимой истины. Неудивительно, что в России университет как независимый институт возник на шесть столетий позже, ибо университет - это диспут. Неудивительно также, что он немедленно стал рассадником крамолы и свободы и впоследствии существовал под неусыпным оком царской Охранки и под постоянной угрозой закрытия.

Можно сказать, что в течение почти девятисот лет критическое осмысление христианской веры не имело в России права на существование и беспощадно каралось.

В то время, когда на Западе воздвигалось здание современной цивилизации, Русь православная боролась с язычеством. Изучая историю крещения Руси, я был удивлен жестокости, с которой велось искоренение язычества. Это был кровавый процесс. И тем не менее, язычество до сих пор живо в нашей культуре. Так что можно даже сейчас наблюдать своеобразное "двоеверие".

Но не все знают, что в определенный период в Московской земле было даже "троеверие"! Вполне себе такая "смесь" христианских святых, языческих богов и Аллаха. Религией, общей для Московии и Орды, был странный симбиоз ислама и арианского христианства (в котором Иисус и Магомет равновелики!), а разделение веры случилось в 1589 году, когда Казань приняла чистый ислам.

Что же происходило с европейской религиозной мыслью в XV - XVI веках?

Возникшая буржуазия хотела сознательно осмыслить свои отношения с богом. Когда человек почувствовал себя личностью, почувствовал, что от него лично, а не от священника, как наместника бога на земле, зависит его успех, возникло протестное движение против корысти и властолюбия католической церкви, которая всегда пыталась подмять под себя светскую власть. В протестантизме нет тотемов, в нем единственная священная вещь - Библия. Читай и живи по ней. А если кто-то и носит крестик, то для него этот крест - просто символ его принадлежности к религии, а не магический предмет, охраняющий от зла, как медвежий клык для тунгуса или перья для индейца. У католика, а тем более у протестанта, зависимость от чудотворных реликвий ушла. Появилось сознание того, что бог - твой постоянный и строгий Судья, присутствие которого в твоей душе и сознании как раз и требует от тебя личной ответственности. И не только перед богом, но перед собратьями, перед детьми и родителями.

Эта личная индивидуальная, и, главное анонимная ответственность человека перед богом есть основа современного общества - добросовестного труда, уплаты налогов, крепкой семьи, отсутствия беспризорных детей на улицах. Личная анонимная ответственность - краеугольный амень современного государства и общества.

Харрисон открыл, что существенным, формирующим культуру фактором является религия . И когда он систематизировал страны по религиозной принадлежности, он пришел к неопровержимому выводу: страны с разными господствующими религиями имеют разные экономические показатели. (Л.Харрисон "Кто процветает", 1993г).

По так называемому индексу человеческого развития ООН, в котором самая развитая страна занимает первое место, а самая отсталая - 162-е. Страны, исповедующие христианство, по данным доклада ООН об Индексе человеческого развития 2001 года, расположены следующим образом:

Протестантские страны - 9,2

Католические - 58,3

Православные - 58,9

Этот факт поразил меня, и мне кажется, в России он просто игнорируется! А ведь он требует серьезного изучения и анализа в России с участием историков, социологов, теософов, культурологов и политиков. Посмотрите на хаос в самой европейской православной стране - Греции. Это вам не протестантская Эстония, в которой вообще ничего нет, кроме гранита и селедки, но был и есть порядок. А в Греции ни одна реформа не проходит. Или Кипр, где все деньги, которые были вкачаны ЕС, ушли в чьи-то карманы. Это только подтверждает, что в православных странах отношение к закону очень вольное, ибо сам этический код мягок и расплывчат. Особенно в России.

. ISBN 978-0-19-510071-6 .

  • Kirkwood, Burton (2000). History of Mexico. Westport, CT: Greenwood Publishing Group, Incorporated. pp. 101-192. ISBN 978-1-4039-6258-4 .
  • Koschorke, Klaus; Ludwig, Frieder; Delgado, Mariano (2007). A History of Christianity in Asia, Africa, and Latin America, 1450-1990. Wm B Eerdmans Publishing Co. ISBN 978-0-8028-2889-7 .
  • Kreeft, Peter (2001). Catholic Christianity. Ignatius Press . ISBN 0-89870-798-6 .
  • Hans Kung. The Catholic Church: A Short History (Modern Library Chronicles)
  • Lahey, John (1995). «Roman Curia». in McBrien, Richard; Attridge, Harold. HarperCollins . ISBN 978-0-06-065338-5 .
  • Le Goff, Jacques (2000). Medieval Civilization. Barnes & Noble. ISBN 0-631-17566-0 .
  • Leith, John (1963). Creeds of the Churches. Aldine Publishing Co. ISBN 0-664-24057-7 .
  • MacCulloch, Diarmaid (2010). Christianity: The First Three Thousand Years. Viking. ISBN 978-0-670-02126-0 . origine publikigita en 2009 fare de Allen Lane, kiel A History of Christianity
  • MacCulloch, Diarmaid (2003). The Reformation. Viking. ISBN 0-670-03296-4 .
  • MacMullen, Ramsay (1984), Christianizing the Roman Empire: (A.D. 100-400). New Haven, CT: Yale University Press , ISBN 978-0-585-38120-6
  • Markus, Robert (1990), «From Rome to the Barbarian Kingdom (339-700)», en McManners, John, The Oxford Illustrated History of Christianity , Oxford University Press , pp. 62-91, ISBN 0-19-822928-3
  • Marthaler, Berard (1994). Introducing the Catechism of the Catholic Church, Traditional Themes and Contemporary Issues. Paulist Press. ISBN 0-8091-3495-0 .
  • Marvin, John Wade (2008). «The Occitan War: a military and political history of the Albigensian Crusade, 1209-1218.» Cambridge University Press . ISBN 0-521-87240-5
  • Richard P. McBrien, ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • McDonough, Elizabeth. (1995). «Cardinals, College of». en McBrien, Richard; Attridge, Harold. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. HarperCollins. ISBN 978-0-06-065338-5 .
  • J. L. McKenzie. The Roman Catholic Church
  • McManners, John (1990). «The Expansion of Christianity (1500-1800)». en McManners, John. Oxford University Press. ISBN 0-19-822928-3 .
  • Morris, Colin (1990). «Christian Civilization (1050-1400)». en McManners, John. The Oxford Illustrated History of Christianity. Oxford University Press . ISBN 0-19-822928-3 .
  • Murray, Chris (1994). Dictionary of the Arts. Helicon Publishing Ltd. ISBN 0-8160-3205-X .
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry (2005). Western Civilization. Houghton Mifflin Company. ISBN 978-1-84603-075-8 .
  • Norman, Edward (2007). The Roman Catholic Church, An Illustrated History. University of California Press . ISBN 978-0-520-25251-6 .
  • O’Collins, Gerald; Farrugia, Maria (2003). Catholicism. Oxford University Press . ISBN 978-0-19-925995-3 .
  • John O’Grady. Roman Catholic Church: Its Origin & Nature
  • Payne, Stanley G (2008). Franco and Hitler: Spain, Germany and World War II. Yale University Press. ISBN 0-300-12282-9 .
  • Phayer, Michael (2000). The Catholic Church and the Holocaust, 1930-1965. Indiana University Press . ISBN 0-253-33725-9 .
  • Pollard, John Francis (2005). Money and the Rise of the Modern Papacy, 1850-1950. Cambridge University Press . ISBN 978-0-521-81204-7 .
  • Rhodes, Anthony (1973). The Vatican in the Age of the Dictators (1922-1945). Holt, Rinehart and Winston. ISBN 0-03-007736-2 .
  • Riley-Smith, Jonathan (1997). The First Crusaders. Cambridge University Press . ISBN 978-0-511-00308-0 .
  • Ring, Trudy; Salkin, Robert M; La Boda, Sharon (1996). International Dictionary of Historic Places Volume 3: Southern Europe. Chicago: Fitzroy Dearborn. p. 590. ISBN 978-1-884964-02-2 .
  • Schama, Simon (2003). A History of Britain 1: At the Edge of the World?. BBC Worldwide.
  • Католичество в жизни Западной Европы вплоть до XVI века доминировала римско-католическая церковь. Догматических и литургических отличий католицизма от православия немного. Православие иначе трактует троицу (считает, что святой дух исходит только от бога-отца), не признаёт чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, причащает хлебом (причём не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 году.

    Определение католичества Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». «Экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь». Именно эти слова входят в оригинал Никео-Константинопольского Символа веры: «Верю… в соборную Церковь…».

    Католическая Церковь.

    Католическая Церковь значит всеобщая, вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Нынешний папа Иоанн Павел II был избран в 1978 году. Католическая церковь, согласно учению, несла в себе «запас добрых дел» и божественную благодать, которые помогали достичь спасения, снять грехи с души человеческой. Католицизм занял ведущее место во многих странах Европы и Америки. С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием

    2. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью [текст]:- Кн. 1.-М.:Пропилеи, 1995.- 228с.

    Правда, церковная традиция, культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной части рукописного наследия античной культуры. Возрождённое с помощью арабов учение Аристотеля, значительно подкорректированное церковью, стало даже (наряду с Библией) своего рода высшим и чуть ли не последним словом духовной культуры. Однако многое было безвозвратно утеряно, и, прежде всего, духовная свобода. Католические священники (дававшие обет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, целиком отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали еретиков, к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо смел отклониться от официального учения. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах “святой” инквизиции, а остальным, запуганным и смирившимся “грешникам”, церковь охотно продавала за немалые деньги индульгенции отпущения грехов.

    Римский католицизм

    Неримский католицизм

    Маргинальный католицизм

    Католицизм латинского обряда

    Старокатолицизм : Старокатолическая церковь Германии , Старокатолическая церковь Австрии , Старокатолическая церковь Нидерландов , Христианско-католическая церковь Швейцарии , Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки

    Апостольский католицизм : Католическая апостольская церковь (Германии и Англии ), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.)

    Католицизм восточного обряда : греко-католики (в частности, украинские ), марониты , сиро-католики , сиро-малабарцы, коптские католики , эфиопские католики, армянские католики , халдеи и др.

    Консервативный католицизм : Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старoроманская католическая церковь Франции , Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения ), Национальная католическая апостольская церковь

    Либеральный католицизм : Православная католическая церковь, Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 - во Франции), Либеральная католическая церковь США

    Реформированный католицизм : Филиппинская независимая церковь, Чешская гуситская церковь

    Англороманский католицизм (англокатолицизм ) : Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии , Африканская православная церковь Зимбабве , Африканская православная церковь ЮАР

    Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами («episсорi vagantes») : Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Пессак, Жиронда, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция)

    Статистические данные и география католицизма.

    Сокровенную суть католической веры, конечно, нельзя постичь с помощью цифр, однако они могут дать хотя бы общее представление о деятельности Католической Церкви. Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн., католиков, что составляет около 15% планеты. В Латинской Америке 90% населения - католики, В Европе их около 40%, в Северной Америке только 25%, в Африке 13%, а в Азии не больше 2,5%, причем две трети из них живут на Филиппинах. В мире существует несколько крупных католических сообществ, живущих и развивающихся по своим, особым законам. Например, в странах Латинской Америки стремительно растет население. Священников не хватает, однако миссионерская деятельность евангелизация - идет непрерывно, и именно там Католическая Церковь становится подлинно народной «церковью для бедных». Наоборот, в западноевропейских, традиционно христианских странах, католиков становится все меньше, соответственно сокращается и число католических священников. В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако с начала 90-х годов в этих странах существует право свободного выбора вероисповедания. В мусульманских государствах к немногочисленным католикам относятся по-разному в зависимости от уровня веротерпимости в данной стране. Сегодня католическая церковь провозглашает необходимость поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни и достоинства человеческой личности.

    Реформация и католицизм в первой половине XVI века.

    Реформаторское общественное и религиозное движение, направленное на изменение самых основ устройства церкви и связанное с мировоззрением нарождавшейся буржуазии, привело к тому, что от католицизма откололись обширные районы Центральной, Западной и Северной Европы. Возникшее антифеодальное движение оказалось направленным и против католической церкви. Вожди реформации в Германии и Швейцарии Лютер, Жан Кальвин и Цвингли обвинили католическую церковь в искажении подлинного христианства, резко выступили против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом. Единственным посредником между людьми и богом Реформация признавала Христа. Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к помощи контрреформации, католическая церковь сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой инквизиции» и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм следом за протестантской церковью вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», то есть весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от ее вмешательства и оценки. Это, естественно, не означало, что роль церкви была сведена почти к нулю. И все же отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в судьбах Западной Европы, в успешном развитии ее по капиталистическому пути.

    1. Поликарпов, В.С. История религий. Лекции и хрестоматия [текст]: учебное пособие/ В.С. Поликарпов.- М.: 1997.- 164с.

    Католици зм или католи чество (лат. catholicismus ) (от греч. καθολικός - «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) - крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической Церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

    Богослужебные обряды

    В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды.

    Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

    Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

    Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).

    Распространение

    Распространение католицизма в мире

    Католическая церковь - крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд католиков.

    Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину.

    В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

    В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме,Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»).

    На Ближнем Востоке много католиков в Ливане.

    В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков

    До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римокатоликов составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 785 тысяч

    Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

    Доктрина

    Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

    В Католической церкви существует семь таинств:

    Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

    Догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении; учение о чистилище; учение об индульгенциях; широкое почитание Девы Марии ( hyperdulia ) ; почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу ( latria ), и почитанием святых ( dulia ); утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра; безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности); нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

    Особенности латинского обряда

    Структура

    Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

    Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

    Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

    В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

    Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

    Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

    Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

    В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих приходские храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

    Церковнослужители (служители Церкви не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени - аколиты и чтецы - и не относятся к клиру.

    До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) - епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) - остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

    Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

    Богослужение

    Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

    Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) - брагский обряд, а в городе Толедо и ряде других испанских городов - мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении восточнокатолических церквей.

    Характерные черты богослужения в латинском обряде

    Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

    Литургия латинского обряда, месса - главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой - чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб - хостия.

    Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода - Адвент и Великий Пост, два праздничных - рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников - «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года - Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью - Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

    Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

    Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.

    У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

    Раскольнические группы на основе католических традиций

    Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, - Второго Ватиканского собора. Старокатолики придерживаются традиционного католического предания, и сохраняют в своей среде многие основополагающие черты средневековой католической обрядности. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.


    газеты
    Учебный материал
    17 Лекция 1. Культурно-религиозный фундамент как важнейший признак этноса
    18 Лекция 2. Католицизм - культурный мост между Европой и Латинской Америкой
    19 Лекция 3. Протестантизм - ядро Западной цивилизации

    Kонтрольная работа № 1

    20 Лекция 4. Православие - объединительное начало евразийского мира
    21 Лекция 5. Арабо-мусульманская цивилизация
    22 Лекция 6. Причудливый поликультурный ландшафт Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии

    Контрольная работа № 2

    23 Лекция 7. Межнациональные конфликты - глобальная проблема современности
    24 Лекция 8. Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

    Итоговая работа

    Лекция 2

    Католицизм - культурный мост
    между Европой и Латинской Америкой

    Термин «католицизм» происходит от греческого слова католикос , что значит «всеобщий, всемирный». Тем самым подразумевается всемирный, международный статус Римско-католической церкви. Но в этих своих притязаниях она не одинока. Православная церковь тоже называет себя «кафолической», то есть «вселенской», «соборной». Главой Армянской апостольской церкви (с этой древней христианской церковью мы познакомимся позже) является католикос всех армян. Однако термин «католик» прочно закрепился именно за последователями Римской церкви. Почему? Во многом потому, что это самая многочисленная ветвь христианства, последователи которой проживают на всех континентах мира.

    Спонсор публикации статьи Тюменский государственный университет . Довузовская подготовка, необходимая информация для абитуриентов, студентов, аспирантов и выпускников. Выбор направлений и специальностей профессионального образования, выбор дополнительных образовательных программ всех уровней, целевой приём, порядок подачи документов, справочник абитуриента. Всю необходимую информацию и контакты ищите на официальном сайте: https://www.utmn.ru/.

    Как видно из таблицы 1, в мире проживает более 1,1 млрд католиков. Главный центр католицизма в современном мире - Латинская Америка (около 500 млн верующих, высокая доля в конфессиональном составе населения). Как это могло произойти? Ведь ядром католического этнокультурного региона всегда считались Рим, Италия, Южная Европа.

    Римско-католическая церковь считает себя правопреемницей древнейшей христианской церкви. Католики считают, что только они сохранили неизменным дух христианства, присущий первым векам его существования. По преданию, первым христианским римским епископом (то есть Папой Римским) был апостол Петр - любимый ученик Христа и самый верный его последователь, как характеризуют апостола отцы католической церкви. Поэтому и главный храм всех католиков - собор святого Петра в Риме. Критикуемые другими христианскими конфессиями за чрезмерное превознесение Петра, выделение его из ряда других апостолов, католики апеллируют к Евангелию, где Петр назван «камнем, на котором Христос основал свою церковь». В пользу его исключительности, считают они, свидетельствует и то, что Петр единственный из всех апостолов многократно называется в Священном Писании по имени, в то время как остальные апостолы упоминаются как единая группа, указывается и на частое определение Петра первым из числа апостолов.

    Появление христианской церкви в Риме восходит к 50 г. н.э., но тогда христианство в мире было единым, и нельзя именно с этой датой связывать возникновение католицизма. В начале IV в., после долгой борьбы и многих жертв, христианство становится государственной религией Римской империи, но уже в 395 г. происходит разделение империи на Западную и Восточную. Раскол, пусть и не сразу, постиг и христианскую церковь. В 1054 г. Папа Римский и константинопольский патриарх подвергли друг друга анафеме (снята лишь в 1965 г.), с этого момента западная и восточная христианская церкви считаются официально разделенными, католицизм окончательно отделился от православия, хотя фактически это произошло столетиями раньше. Все святые, канонизированные до середины XI в., в равной мере признаются и католиками, и православными. Например, в России можно встретить церкви, освященные в память Папы Римского Климента I (жил в конце I в. н.э., известен как автор богословских произведений). Да и, казалось бы, исключительно православные святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие веру Христову в восточных землях, одинаково почитаются и католиками, ведь жили они в IX в.

    В XVI в. Римско-католическую церковь постиг еще один раскол: в результате Реформации из нее выделились протестантские церкви, о которых мы поговорим на следующей лекции. С тех пор ни учение церкви, ни ее география существенным образом не менялись.

    Таблица 1

    Распределение католиков* по регионам мира, 2005 г.

    Численность населения,
    млн чел.

    Численность католиков,
    млн чел.

    Доля католиков
    в населении,
    %

    Европа и СНГ 800 292 36,5
    Азия 3850 114 3,0
    Африка 906 138 15,2
    Северная Америка 329 90 27,4
    Латинская Америка 559 480 85,9
    Австралия и Океания 32 8 25,0
    Мир в целом 6476 1122 17,3

    *Включая последователей униатских церквей.

    Как и когда зародился католицизм?

    Католицизм - одна из ветвей христианства, поэтому основой учения является вера в Иисуса Христа как Сына Божиего, пришедшего в мир искупить грехи человеческие, распятого на кресте, вознесшегося на небо и ожидаемого во втором пришествии. Католики, подобно православным, признают все семь христианских таинств, но с некоторыми отличиями. Католики признают в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими несколько в ином виде, чем православными. Римско-католическая церковь, как и церковь православная, считает, что спасение людей может быть до-стигнуто лишь при посредничестве духовенства, которое очень четко отделено от мирян. Католики так же, как и православные христиане, почитают Богородицу, ангелов, святых. Так же, как у православных, широкое распространение у них получил культ мощей и священных реликвий.

    Безусловно, между католиками и православными меньше догматических расхождений, чем между католиками и протестантами. Однако эти догмы существуют столетиями и являются непреодолимым препятствием восстановления единства христианской церкви (табл. 2).

    Таблица 2

    Основные догматические различия между православием и католицизмом

    Католицизм Православие
    Признание верховенства Папы Римского и его непогрешимости в вопросах веры Предстоятели 15 православных церквей независимы друг от друга
    Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (филиокве) Святой дух исходит только от Бога-отца
    В воззрениях на загробную жизнь наряду с раем и адом существует чистилище Существуют лишь рай и ад
    Догмат о сверхдолжных заслугах Христа, Богородицы и святых -
    Признание большего числа книг Ветхого Завета Признается «малый круг» книг Ветхого Завета
    Священство обязано соблюдать обет безбрачия - целибат Безбрачие обязательно лишь для монахов, а для священников, не являющимися монахами, наоборот, обязателен брак
    Важную роль играют духовные ордены: бенедиктинцев, францисканцев, иоаннитов, тамплиеров, доминиканцев, иезуитов и др. (всего около 140) Орденов нет
    Догмат о непорочном зачатии и вознесении на небо Богородицы (принят в 1864 г.) Богородица имеет человеческую природу и
    не избавлена от первородного греха. Это не мешает появлению развитого культа Богородицы в православии
    Крещение обливанием водой Крещение погружением в воду
    Во время службы верующие сидят, лишь временами преклоняя колени Во время службы верующие только стоят
    Причащение простых верующих пресным хлебом (вином и хлебом причащаются только священники) Причащение верующих кислым хлебом и вином
    Миропомазание (конфирмация) детей спустя время после крещения (в возрасте 7-12 лет) Миропомазание младенцев сразу же после крещения
    Крестятся пятью пальцами Крестятся троеперстием
    В богослужении используется органная музыка Использование музыки запрещено, только песнопения
    Главный язык богослужения - латинский Богослужение идет на национальном или церковно-славянском языке, в основе церковного языка - греческие термины

    Важнейшими ересями католиков, с позиций православных, являются признание верховенства и непогрешимости Папы Римского, исхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (в католические священные книги было добавлено по латыни «filioque» - «и сына»), догмат о сверхдолжных заслугах Христа, Богородицы и святых. На последнем хотелось бы остановиться подробнее, так как православными эта норма расценивается как верх лицемерия и безнравственности. Католики считают, что Христос, Богородица и святые в своей земной жизни искупили гораздо больше грехов, чем к тому времени накопило человечество. Образовавшейся сокровищницей добрых дел по своему усмотрению вправе распоряжаться католическая церковь. Именно этим догматом объясняется практика выдачи индульгенций - бумаг, подтверждающих искупление грехов и передаваемых верующим в обмен на определенные дары или денежные средства, отданные церкви.

    Увлечение «коммерцией» можно заметить и в другом католическом догмате - учении о чистилище, принятом на Флорентийском соборе в 1439 г. Католическая церковь придерживается мнения, что не каждая человеческая душа может сразу по своим заслугам попасть в рай или ад. Обычно души проходят чистилище, где путем суровых испытаний избавляются от нетяжких грехов, чтобы затем направиться в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего сделают приношения церкви.

    В католицизме большое развитие получило монашество. Монахи образуют сообщества - ордены, которых за всю историю церкви известно более ста. Наиболее распространенные ордены имеют определенную специализацию. Например, орден доминиканцев (по созвучию domini cani - «псы господни»), получивший свое имя от святого Доминика, - интеллектуальный цвет католической церкви, средоточие книжной мудрости, именно ему поручено вести полемику с другими направлениями христианства по вопросам теологии и философии. Орден францисканцев (от имени святого Франциска Ассизского) призван оказывать помощь нищим и обездоленным. Орден бенедиктинцев (старейший из католических орденов, основан в IV в.) «курирует» вопросы культуры. Широко известный орден иезуитов был основан в XVI в. специально для борьбы силовыми методами с ересью и Реформацией.

    Богослужение у католиков - месса. Она, как правило, проходит очень пышно, используется органная музыка. Католические храмы не имеют иконостаса, отделяющего алтарь от остальной части храма, все таинства богослужения совершаются на глазах у верующих, которые во время службы могут сидеть на специальных скамьях (очень часто на них имеется специальная полочка для коленопреклонений). Католические храмы не украшаются фресками, зато широко используется скульптура, окна расписываются цветными витражами, часто делаются композиции из кукол, рассказывающие о том или ином христианском празднике (рождестве, крещении и др.).

    Католиками в широком смысле считаются и представители ряда церквей, заключивших унии (союзы) с Римско-католической церковью. Униаты признают главенство Папы, чистилище, исхождение Святого духа и от Бога-сына, но при этом пользуются некоторыми каноническими вольностями - допускаются вступление в брак священников, богослужение на родном языке, сохранение обрядов восточных ветвей христианства. Наиболее многочисленная униатская церковь - Украинская греко-католическая, созданная в результате Брест-Литовской унии 1596 г. Она насчитывает около 7 млн верующих, проживающих преимущественно на западе Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области). Имеются относительно малочисленные группы верующих, заключившие унию с Римско-католической церковью и продолжающие исполнять обряды Армянской апостольской, Эфиопской, Грузинской православной, Русской православной и других восточных церквей. Все они чаще всего учитываются в числе католиков.

    География Римско­католической церкви

    Католики в основном проживают в двух регионах: в Европе и Латинской Америке. Граница католической Европы во многом совпадает с северным пределом Римской империи в эпоху наибольшего ее территориального распространения. Это связано, вероятно, с бо"льшим укоренением латинской, романской, следовательно, и католической культуры на юге Европы в исторические периоды Средневековья и Нового времени. Да и ныне католические страны многими воспринимаются как самые верные традициям, наиболее патриархальные в Европе. Эта консервативность сыграла с южными европейцами злую шутку: они не сумели приспособиться к новым торговым отношениям, сложившимся в мире в Новое время, и уступили инициативу протестантским странам севера Европы - Нидерландам, Великобритании, а затем уже и США.

    К тому времени римско-католический этнокультурный регион уже приобрел современные очертания. Наряду с метрополией - Южной Европой - в его составе появился целый континент Южная Америка, колонизированный странами Пиренейского полуострова - Испанией и Португалией. Периферией этого мира стала Центральная Америка с Мексикой и крупнейшие острова Вест-Индии (Куба и Гаити), основное население которых также исповедует католицизм. Римско-католическая церковь поощряет рождаемость. Это связано как с запретом на аборты, признанием недопустимости однополых браков, негативным отношением к разводам, так и со стимулированием многодетности. Возрастно-половые пирамиды католических стран часто легко узнать по остроконечным очертаниям и широким основаниям. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 млн католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света - Бразилии и Мексике (табл. 3). Это лишь немногим меньше численности всех европейских католиков. Демографический центр тяжести римско-католического мира стремительно смещается через океан в Латинскую Америку. Очевидно, что в самое ближайшее время туда постепенно будет переходить и все больше политического веса. Пока что латиноамериканцы не очень влиятельны при решении дел своей церкви. Но интересы миллионов верующих нельзя долго игнорировать. Не случайно при избрании на понтификат Бенедикта XVI впервые всерьез рассматривалась и латиноамериканская кандидатура на место Папы.

    Таблица 3

    Самые крупные католические общины мира

    Численность католиков,
    тыс. чел.

    Доля католиков
    в населении страны,
    %

    Бразилия 145 446 79
    Мексика 94 243 87
    Филиппины 69 630 81
    США 64 621 23
    Италия 57 665 97
    Франция 44 499 76
    Колумбия 38 406 86
    Испания 37 165 88
    Польша 35 010 94
    Аргентина 34 480 89
    Конго (Киншаса) 29 500 50
    Перу 28 160 88
    Германия 26 297 32
    Венесуэла 24 815 88
    Нигерия 17 906 14
    Индия 17 005 2
    Канада 13 070 44
    Эквадор 11 749 90
    Уганда 11 219 42
    Чили 11 021 72
    Танзания 10 465 27
    Гватемала 10 304 77
    Ангола 10 302 50
    Португалия 9 457 90

    Современное могущество католического мира проявляется не только в демографическом аспекте, но уже и в экономическом, подтверждением чего служит таблица 4.

    Таблица 4

    Экономическое могущество католического мира

    Страна ВВП по паритету покупательной способности,
    млрд долл., 2006
    США 13 130
    Китай 10 170
    Япония 4 218
    Индия 4 156
    Германия 2 630
    Великобритания 1 930
    Франция 1 891
    Италия 1 756
    Россия 1 746
    Бразилия 1 655
    Южная Корея 1 196
    Канада 1 178
    Мексика 1 149
    Испания 1 109
    Индонезия 948

    Преимущественно католические по конфессиональному составу страны выделены жирным шрифтом, страны со значительной долей католиков отмечены курсивом .

    По данным ЦРУ США

    Частью католического мира, несомненно, являются и Филиппины. Века испанской колонизации, а затем полувековое господство США сделали эту страну аналогом латиноамериканской республики - населенной, но относительно небогатой, политически нестабильной, с большим влиянием военных, зависимой от Вашингтона. Филиппинцы, так же как латиноамериканцы, при возможности мигрируют в США, где сравнительно легко находят свою социальную нишу. Филиппины - третье по численности католиков государство мира, и с этим нельзя не считаться.

    Католицизм есть и в России. Католиками являются большинство живущих в России поляков и литовцев, часть немцев, некоторая часть латышей, незначительная часть белорусов. В стране около 300 тыс. последователей Римско-католической церкви, самые крупные общины в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске, Оренбурге, Калининграде.

    Культура католического мира

    Наиболее устоявшиеся и зримые символы католической культуры - это прежде всего храмовые постройки. Римско-католическая церковь пыталась утвердить свое могущество, в частности, и средствами наглядной агитации - созданием бессмертных творений зодчих. Мощь и влияние Рима проявляется и в соборе святого Петра, и в соборе Парижской Богоматери, и в соборе святого Стефана в Вене, и в многочисленных исключительных по своей пышности храмах Испании, самый грандиозный из которых - Саграда Фамилия гения Гауди в Барселоне, и в кафедральных соборах латиноамериканских стран - молчаливых свидетелях, а порой и активных фигурантах всей истории своих государств, и в польских и литовских костёлах, через которые с западноевропейской архитектурой знакомилась Русь.

    Католический храм, как правило, пышен по форме, декору и интерьеру. Общая традиционная схема его устройства не менялась веками. Лишь в последние десятилетия постмодернизм проник и в эту, прежде закрытую для него сферу. Теперь мы можем удивляться кафедральному собору бразильской столицы Бразилиа (архитектор Оскар Нимейер), напоминающему индейский шалаш, выполненный из стекла и бетона. Много эпатажных проектов католических костёлов реализовано в Польше. Модернистского вида католический храм построен и в России, в иркутском районе Студгородок.

    В городах католического этнокультурного региона кафедральный собор занимает центральное место, в распланированных на пустом месте прямоугольных сетках латиноамериканских столиц ему принадлежит позиция на главной площади страны. Самый главный католический храм, сердце Церкви - собор святого Петра в Риме.

    В античное время на месте собора святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона христиан предавали мученической смерти. В 326 г. императором Константином на этом месте была сооружена базилика святого Петра. Когда она обветшала, Папа Римский Николай V в 1452 г. начал строительство собора. «Стройка веков» была закончена лишь 18 ноября 1626 г., в 1300-летний юбилей первой базилики. Строительство потребовало колоссальных средств, которые были найдены путем увеличения церковных налогов с прихожан, усиления продажи индульгенций. Как первое, так и второе обстоятельства способствовали упадку авторитета Римской церкви и развитию реформации на севере Европы. Так собор святого Петра одновременно стал и триумфом, и поражением церковной власти Рима.

    Собор святого Петра был крупнейшим католическим собором (да и вообще христианским храмом) мира до 1990 г., когда в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар, был построен свой кафедральный собор - увеличенная копия римского. Ямусукрский собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Богоматери Мира) - часть амбициозного проекта по переносу столицы на родовую территорию десятилетиями правившего страной ивуарийского президента Феликса Уфуэ-Буаньи. Тщеславные африканцы все-таки превзошли европейцев: высота Богоматери Мира 158 м, собор святого Петра поднимается «всего» на 132 м. Римский храм вмещает 70 тыс. человек; сколько может вместить его африканский клон, пока не понятно, потому что ни разу с момента его создания там одновременно не удавалось собрать столько молящихся.

    Неотделима от католицизма европейская живопись, как романского периода, так и эпохи Возрождения. Над украшением католических храмов работали Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джотто, Донателло и многие другие известные мастера. В русле католической культуры зарождалась классическая музыка, особенно итальянская, французская и австрийская. Орган - единственный разрешенный в католическом храме музыкальный инструмент - вошел в мировую музыкальную культуру вместе с именами Баха и Генделя. Используя в качестве питательной среды католическую культуру, смогла распространиться в научном сообществе современного мира латынь.

    Южная природа - горячее солнце, теплое море, яркая растительность сформировали особые качества представителей католических народов: экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Горячим характером обладают не только католические народы южной Европы, но и католики-«северяне». Хорошо известны упорство и бунтарский дух ирландцев, не сломленных столетиями притеснений со стороны англичан. На фоне своего окружения вполне экспансивны литовцы и поляки, по праву гордящиеся тем, что на па"ру имели одно из крупнейших государств Европы всех времен - Речь Посполитую.

    Где проходит граница католической культуры? Сейчас это сложно определить однозначно. Церкви и замки Англии и Скандинавии строились еще в те времена, когда эти территории признавали верховенство Римской церкви. Восточный рубеж распространения католицизма маркируют соборы-костёлы Западной Украины, Белоруссии и Молдавии. Эти отметки есть и на российской территории - в Смоленской и Псковской областях. В небольшом городе Себеж, расположенном в пределах последней, сохранившийся со времен Речи Посполитой костёл недавно был переосвящен в православный храм, но при этом полностью сохранил свою католическую архитектурную форму.

    Религиозное паломничество

    Главный центр паломничества в католическом мире - Ватикан. Это самое маленькое в мире государство (площадью всего 0,44 км 2 с длиной внешней границы 2,6 км), находящееся внутри Рима, имеет несопоставимое со своими размерами влияние на мировую политику. Номинально в Ватикане проживает менее 800 человек, но фактически власти этой страны могут говорить от лица более чем миллиарда католиков. Дипломатическое влияние Ватикана очень велико, папский посланник - нунций формально возглавляет посольский корпус в католических странах.

    По форме правления Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - Папа Римский - избирается пожизненно тайным голосованием большинством голосов (двумя третями) конклава кардиналов (не более 120 человек, никто не должен быть старше 80 лет). Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Центральный орган управления Ватикана - Римская курия, возглавляемая Папой. В апреле 2005 г. Римским Папой, 265-м по счету, под именем Бенедикта XVI стал немецкий кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер. Избрание немца на Святой Престол произошло впервые в истории. Перед ним в течение 27 лет Папой был поляк Кароль Войтыла, возглавлявший церковь под именем Иоанна Павла II. Ранее папами становились только итальянцы.

    Предшественницей Ватикана была управляемая папами Папская область, потерявшая самостоятельность в результате объединения Италии в конце XIX в. Ватикан создан согласно Латеранским соглашениям между Святым Престолом и правительством Италии, заключенным 1929 г.

    За пределами своих государственных границ Ватикан, пользуясь правами экстерриториальности, владеет раннехристианскими базиликами IV в., Латеранским дворцом XVI в., летней резиденцией Папы в Кастель-Гандольфо (XVII в.) и некоторыми другими пожалованными Ватикану зданиями в Риме и его окрестностях.

    Источники доходов Ватикана: добровольные пожертвования верующих и различных церковных институтов, сборы от налогов на церковь, доходы от капиталовложений в различные инвестиционные проекты, иностранный туризм, выпуск почтовых знаков, производство и продажа сувениров (монеты, фотографии святынь, церковная утварь и др.).

    С католицизмом связана официальная символика Ватикана. Флаг государства представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос - желтой и белой. В центре белой полосы скрещенные золотой и серебряный ключи под папской тиарой. Ключи символизируют право первого епископа Рима - апостола Петра решать судьбы верующих. Золотой ключ - «разрешающий», серебряный - «запрещающий». Тиара - головной убор Римского Папы, символ его власти.

    Святыни Ватикана, включая собор святого Петра, ежегодно посещают 8 млн паломников. Пик паломнических прибытий приходится на католическую Пасху. Помимо римских святынь, важнейшими центрами паломничества католиков являются Сантьяго-де-Компостела в Испании, Ченстохова в Польше, Лурд во Франции, Фатима в Португалии.

    Галисийский город Сантьяго-де-Компостела назван в честь святого Иакова (Якова, по-испански Яго), здесь в соборе покоятся его останки. В 1478 г. паломничество в Сантьяго Папой Римским было уравнено в духовном смысле с паломничеством в Рим. По прибытии в город паломники предъявляют в соборе специальный документ - «паспорт пилигрима», введенный еще во времена Средневековья, с отметками, сделанными в обязательных для посещения по пути церковных пунктах. Лишь после этого они могут получить написанный на латыни «сертификат Компостелы». Паломнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его помыслы не соответствуют благочестию, то тогда ему выдается иной тип документа.

    Ченстохова - главный центр религиозного паломничества в Польше. Верующие приходят к чудотворной иконе Богоматери Ченстоховской, называемой также Черной Мадонной. Ежегодно на поклон к святому образу отправляются около 4 млн человек, в основном это поляки и жители Восточной Европы.

    Город Лурд на юго-западе Франции ежегодно принимает 5–6 млн паломников, желающих прикоснуться к чуду. В их числе 70–100 тыс. больных, надеющихся на исцеление. В 1858 г. жителям Лурда 18 раз являлась Богородица. Она указала место в гроте, где надо было разрыть землю, и оттуда забил источник с целебной водой. Грот Массабьель стал центром поклонения, католическая церковь признала Лурд святым местом и создала систему регистрации и проверки свершившихся чудес. В Лурде построена вторая по величине в мире подземная церковь на 30 тыс. молящихся.

    Португальская Фатима - относительно молодое место паломничества. Этот поселок стал известен всему католическому миру в 1917 г., когда трем детям, пасшим овец, являлась Богородица, поведавшая им откровения о будущем. Подробности этих откровений Римско-католическая церковь не раскрывает до сих пор. В Фатиме был построен большой храм, возведенный Ватиканом в ранг собора. Ежегодно Фатиму посещают сотни тысяч людей.

    Как и все христиане, католики придают большое духовное значение паломничеству в Святую Землю и посещению мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (Иерусалим, Вифлеем, Тивериадское озеро).

    Вопросы и задания

    1. Почему Римско-католическая церковь считается всемирной?

    2. Как природная среда повлияла на культуру Римско-католического этнокультурного региона?

    3. На картодиаграмме «Численность католиков по странам мира» проведите границу Римско-католического этнокультурного региона. Какие страны со значительными католическими общинами (более 1 млн человек) оказались за его пределами? С чем это связано?

    4. Как вы считаете, почему католические страны упустили мировое лидерство, передав его протестантским странам?

    5. Какова роль католических стран в мировом разделении труда? В производстве каких видов продукции они занимают ведущие места?

    Ссылки в Интернете

    www.vatican.va - официальный сайт Ватикана;

    www.catholic-hierarchy.org - текущая информация о структуре католической церкви (кафедры, священники, история церкви, численность верующих по странам и епархиям);

    www.religio.ru- новости мира религий;

    http://ruscatholic.ru- католическая церковь в России.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт