Часы как правильно спать. Как правильно спать на подушке. Не завтракайте сразу после пробуждения

02.06.2019

Ротовая полость включает преддверие и собственно рот. Преддверие образовано губами, внешней стороной щёк, зубов и дёсен. Губы снаружи покрыты тонким слоем эпителия, изнутри выстланы слизистой оболочкой, являющейся продолжением внутренней стороны щёк. Плотно прикрывают зубы, крепятся к дёснам с помощью верхней и нижней уздечки.

Рот образуют:

  • слизистая оболочка щёк;
  • резцы, клыки, большие и малые коренные зубы;
  • дёсны;
  • язык;
  • мягкое и твёрдое нёбо.

Рис. 1. Строение полости рта.

Подробнее о строение ротовой полости представлено в таблице.

Ротовая полость

Строение

Функции

Внешняя сторона покрыта кожным эпителием, внутренняя - слизистой оболочкой. Промежуточный слой составляют мышечные волокна, пронизанные сосудами и нервами

Размыкают и смыкают ротовую щель, участвуют в формировании пищевого комка

Мышечный (поперечнополосатая мускулатура) орган, пронизанный нервными волокнами и кровеносными сосудами. Сверху покрыт слизистой оболочкой, на поверхности которой находятся чувствительные сосочки, содержащие рецепторы. Удерживается в ротовой полости уздечкой

Оценивает качество и физические параметры пищи, формирует и продвигает пищевой комок

Твёрдое - кость, покрытая слизистой оболочкой, мягкое - слизистая складка, лежащая позади твёрдого нёба

Помогает формировать пищевой комок и продвигать его к глотке

Состоят из дентина, покрытого эмалью. Внутри дентина находится полость, заполненная пульпой - рыхлой соединительной тканью. От полости отходят каналы, через которые в зуб входят кровеносные сосуды и нервные волокна

Механическое измельчение пищи. Резцы и клыки захватывают и удерживают пищу, коренные - перетирают

Отростки челюстей, покрытые слизистой оболочкой

Удерживают зубы и губы

Рис. 2. Внутреннее строение зуба.

Функции

Основные функции ротовой полости в процессе пищеварения:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • распознавание вкуса;
  • измельчение твёрдой пищи;
  • придание температуры тела поступающим продуктам;
  • формирование пищевого комка;
  • расщепление сахаров;
  • защита от проникновения патогенных микроорганизмов.

Главную функцию пищеварения в ротовой полости человека осуществляет слюна. Слюнные железы, находящиеся в слизистой оболочке, с помощью выделяемой слюны и языка смачивают пищу, образуя пищевой комок.
Выделяют три пары крупных желёз:

  • околоушные;
  • подчелюстные;
  • подъязычные.

Рис. 3. Расположение слюнных желёз.

Слюна на 99 % состоит из воды. Оставшийся процент - биологически активные вещества, проявляющие разные свойства.
В слюне содержатся:

  • лизоцим - антибактериальный фермент;
  • муцин - белковое вязкое вещество, связывающее частицы пищи в единый комок;
  • амилаза и мальтаза - ферменты, расщепляющий крахмал и другие сложные сахара.

Ферменты - белковые соединения, ускоряющие химические реакции. Являются катализатором в расщеплении пищи.

В незначительном количестве в слюне находятся другие ферменты-катализаторы, а также органические соли и микроэлементы.

Пищеварение

Кратко описать, как происходит пищеварение в ротовой полости, можно следующим образом:

  • пищевой кусок попадает в полость посредством резцов;
  • за счёт жевательных мышц, удерживающих челюсть, начинается процесс пережёвывания;
  • коренные зубы перетирают пищу, которая обильно смачивается слюной;
  • щёки, язык и твёрдое нёбо скатывают пищевой комок;
  • мягкое нёбо и язык проталкивают подготовленную пищу в глотку.

Пища, попадая в ротовую полость, раздражает рецепторы разного назначения (температурные, тактильные, обонятельные), которые отвечают выработкой слюны, желудочного сока, желчи.

Что мы узнали?

Ротовая полость имеет большое значение в процессе пищеварения. Посредством щёк, зубов, языка поступающая пища измельчается и продвигается к глотке. Смоченная слюной пища смягчается и склеивается в единый пищевой комок. Находящиеся в слюне ферменты начинают пищеварение, расщепляя крахмал и другие сахара.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 281.

Ответить


Другие вопросы из категории

8 класс Биология

Вариант 1
Уровень А
1. Для млекопитающих основным признаком является:
1) непостоянная температура тела
2) наличие диафрагмы
3) обильные густые волосы на теле

2. К рудиментарным органам человека относятся:
1) трехкамерное сердце
2) хвостовые придатки (копчиковые позвонки)
3) наличие молочных желёз

3. Сколько камер имеет человеческое сердце:
1) две 2) три 3) четыре

4. Кто из названных предков человека жил раньше:
1) кроманьонцы 2) неандертальцы 3) человек разумный

5.В каких структурах клетки находится наследственная информация:
1) в АТФ 2) в хромосомах 3) в митохондриях

6. Сколько типов тканей выделяют у человека:
1) два 2)четыре 3)шесть

7.К какой системе относится глотка:
1) пищеварительная 2) кровеносная 3) мышечная

8. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в:
1) кровь 2) кишечную полость 3) нервные клетки

9. Чем образовано серое вещество мозга:
1) телами нервных клеток 2) нервными волокнами
3) отростками нервных клеток

10.Спинной мозг – это часть:
1) центральной нервной системы
2) периферической нервной системы
3) видоизменённый нервной системой

11.Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой:
1) хрусталик 2) роговица 3) зрачок

12.Звуковые колебания из наружного слухового прохода в среднее ухо
передается через:
1) слуховые косточки 2) слуховую трубу 3) барабанную перепонку

13.Осязание – это способность воспринимать:
1) давление, прикосновение 2) боль 3) вкусовые ощущения

14.Антитела выделяют:
1) эпителиальные клетки 2) лимфоциты 3) эритроциты

Уровень В:

1. Из какого количества позвонков состоит крестцовый отдел позвоночника?
2. В одном сердечном цикле выделяют три фазы, сколько секунд длится первая фаза?
3. Какой витамин необходимо включить в рацион больного «куриной слепотой»?
4. Набор половых хромосом у мужчин?
5. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?
Уровень С:

1. Где расположен орган равновесия и как его называют?
2. Что такое инстинкт?
8 класс Биология
Вариант 2
Уровень А:
1. К атавизмам человека относится:
1) многососковость 2) трехкамерное сердце 3) наличие диафрагмы

2.С кем можно обнаружить наибольшее сходство в строении тела
человека:
1) с пресмыкающимися 2) с рептилиями 3) с приматами

3. Первые простейшие орудия труда начал изготавливать:
1) человек прямоходящий 2) человек неандертальский
3) человек умелый

4. Сколько больших рас выделят в настоящее время:
1) три 2) четыре 3) шесть

5. Какая часть клетки выполняет покровную и защитную функции:
1) ядро 2) цитоплазма 3) мембрана

6.: Из чего состоит ткань
1) только из клеток 2) из клеток и межклеточного вещества
3) только из межклеточного вещества

7. Трахея относится к:
1) мышечной системе 2) дыхательной системе
3) кровеносной системе

8. При недостатке гормона поджелудочной железы -инсулина:
1) замедляется развитие скелета
2) нарушается работа половых гормонов
3) развивается болезнь – диабет

9. Из чего состоит белое вещество мозга:
1) из отростков нервных клеток 2) из тел нервных клеток
3) из тел и отростков нервных клеток

10.Спинной мозг выполняет в нашем организме:
1) только рефлекторную функцию 2) только проводящую функцию
3) рефлекторную и проводящую функции
11.Какая из оболочек глазного яблока придает ему цвет:
1) фиброзная 2) сетчатка 3) сосудистая (радужка)

12.Слуховые рецепторы находятся в:
1) барабанной полости 2) полукружных каналах 3) улитке

13.Орган обоняния находится:
1) в слизистой оболочке ротовой полости
2) в слизистой оболочке носовой полости
3) в слизистой оболочке языка

14.Альвеолы - это:
1) разветвления трахеи 2) легочные пузырьки
3) выпячивания легочных пузырьков

Уровень В:

1. Сколько процентов занимает вода, от общей массы тела человека?
2. Сколько резцов имеет каждая челюсть?
3. Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом?
4. Сколько слоев различают в строении кожи?
5. Набор половых хромосом у женщин?

Уровень С:

1. Каковы заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?
2. «Повторение – мать учения», о какой памяти говорится в пословице?

Читайте также

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость:

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

1) В каком отделе пищеварительного канала человека начинется пищеварение? 2) Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: "Кто хорошо

жует, тот долго живет".

3) Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

4) Почему важно пережевать пищу?

5) Почему при долгом жевании картифеля ощущается сладковатый вкус?

6) Где образуется слюна?

7) Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?

8) Какие рефлексы носят названия безусловные(врожденные) слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?

Заранее спасибо

1.Что такое пищеварение? а) предварительная обработка пищи; б) механическая обработка пищи; в) механическая и химическая обработка пищи. 2.Какое

значение для организма имеет пища? а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция. 3.Где вырабатывается желчь? а) в печени; б) в поджелудочной железе; в) в желудке. 4.К инфекционным заболеваниям кишечника относят? а) цирроз печени; б) гастрит; в) дизентерию. 5.Где начинается процесс пищеварения? а) в кишечнике; б) в ротовой полости; в) в желудке. 6.Как называется мягкая часть в центре зуба? а) эмаль; б) пульпа; в) дентин. 7.Где располагается центр глотания? а) в продолговатом мозге; б) в больших полушариях; в) в промежуточном мозге. 8.Пищеварительная система состоит: а) из органов, образующих пищеварительный канал; б) из органов, образующих пищеварительный канал, и пищеварительных желез; в) из органов пищеварения и выделения. 9.Ученый, изучавший работу пищеварительной системы: а) И.П. Павлов; б) И.М. Сеченов; в) И.И. Мечников. 10. Источником заболевания глистовыми заболеваниями может быть: а) недоваренная рыба, плохо прожаренная; б) недоброкачественная рыба; в) несвежие продукты. 11. Где происходит расщепление некоторых белков и молочного жира? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в 12-ти – перстной кишке. 12. Где вырабатывается обеззараживающее вещество – лизоцим? а) в слюнных железах; б) в желудочных железах; в) в кишечных железах. 13. Функция ферментов слюнных желез – это: а) расщепление сложных углеводов; б) расщепление жиров; в) расщепление белков. 14. Где завершается расщепление питательных веществ? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике. 15. Какова функция ферментов кишечных железок? а) расщепление белков, жиров и углеводов; б) дробление жиров на капельки; в) всасывание продуктов расщепления. 16. Где происходит всасывание воды? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике. 17. Функция нервной ткани в стенках кишечника: а) волнообразное сокращение мышц; б) вырабатывает ферменты; в) проводит пищу. 18. Какова причина слюноотделения? а) рефлекс; б) измельчение пищи; в) наличие пищи. 19. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке? а) кислая среда, наличие ферментов, t = 370; б) щелочная среда, ферменты, t = 370 в) слабо-щелочная среда, наличие ферментов, t = 370. 20. В каком отделе пищеварительного тракта всасывается алкоголь? а) в тонком кишечнике; б) в толстом кишечнике; в) в желудке. 21. Почему ранки в полости рта быстро заживают? а) из-за слабощелочной среды; б) из-за фермента лизоцима; в) из-за слюны. 22. За счет чего происходит всасывание веществ в тонком кишечнике? а) длинная; б) тонкая кишка ворсистая; в) много ферментов в тонкой кишке. 23. Почему физиологи печень называют продовольственным складом? а) вырабатывается желчь и хранится; б) регулирует обмен белков, жиров, углеводов; в) превращается глюкоза в гликоген и хранится. 24. Какой фермент желудочного сока является основным и какие вещества он расщепляет? а) амилоза, расщепляет белки и углеводы; б) пепсин, расщепляет белки и молочный жир; в) мальтоза, расщепляет жиры и углеводы. 25. Почему не перевариваются стенки желудка? а) толстый мышечный слой; б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи. 26. Отделение желудочного сока действием пищи в ротовой полости является: а) безусловным сокоотделительным рефлексом; б) условным рефлексом; в) гуморальной регуляцией. 27. Где обитает бактерия кишечная палочка, назовите ее значение. а) в тонкой кишке, помогают расщеплению углеводов; б) в толстой кишке, расщепляет клетчатку; в) в слепой кишке, вызывает заболевание аппендицит. 28. Почему физиологи образно называют печень «химической лабораторией»? а) обезвреживаются вредные вещества; б) образуется желчь; в) вырабатываются ферменты. 29. Каково значение желчи в процессе пищеварения? а) расщепляются белки, жиры и углеводы; б) обезвреживает ядовитые вещества; в) дробление жиров на капельки. 30. В чем выражается соответствие строения пищевода его функции? а) стенки мускулистые, мягкие и слизистые; б) стенки плотные, хрящевые; в) стенки плотные, наличие соединительной ткани, внутри слизистая.

Вы находитесь на странице вопроса "что происходит с пищей в ротовой полости? ", категории "биология ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    1. Опробование пищи. В результате она или отвергается, или подвергается дальнейшей переработке. Ротовая полость является важной рефлексогенной зоной организма и, в частности, системы органов пищеварения. Раздражение рецепторов ротовой полости обеспечивает начало секреции пищеварительных соков, что сокращает время гидролиза пищи, увеличивает во времени объем гидролиза и всасывания, препятствует развитию микрофлоры в верхнем отделе ЖКТ.

    2. Физическая обработка пищи (измельчение, смачивание, перемешивание).

    3. Начало ферментативной обработки углеводов (крахмала, гликогена).

Значение слюны:

    - увлажнение и растворение пищи;

    - ферментативная обработка углеводов (первые этапы переваривания

крахмала и гликогена);

    - увлажнение ротовой полости, участие в речеобразовании;

    - защита слизистой;

    - участие в регуляции обмена кальция (гормон протин).

    - слюнные железы выполняют экскреторную функцию.

Состав и пищеварительные свойства слюны

    Слюна - смешанный секрет трёх пар крупных (главных) слюнных желёз: околоушных (серозных), подчелюстных (серозно-слизистых), подъязычных (слизистых), а также многочисленных мелких желёз, рассеянных по слизистой полости рта. Она всегда гипотонична плазме. Первичный секрет, вырабатываемый в дольках слюнных желёз, изотоничен плазме, во время прохождения по протокам слюна становится гипотоничной в связи с реабсорбцией натрия и ионов хлора. рН слюны 5,8 - 7,8

    Содержит 99,5% воды и 0,5% сухого остатка (2/3 - органические вещества, 1/3 - неорганические вещества). Неорганические вещества: хлориды, йодиды, фосфаты, сульфаты, фториды, роданиды, соли Na, Ca, Mg, K, микроэлементы (Cu, Fe, Ag, Li, и др.).

    Из органических веществ наибольшее значение имеет фермент альфа-амилаза, секретируемая преимущественно околоушными железами, и мукопротеины, секретируемые подчелюстными и подъязычными железами. Альфа-амилаза стабильна при рН 4-11, максимально активна при рН 6,9.

    Органические вещества: ферменты: альфа-амилаза (расщепляет альфа-1,4-гликозидную связь полисахарида крахмала до дисахарида мальтозы); мальтаза (расщепляет мальтозу на 2 молекулы глюкозы). Муцины: мукополисахариды; гликопротеины: группоспецифические белки крови; протеиназы: катепсины, калликреин, лизоцим; азотистые вещества: мочевина, мочевая кислота; белки: иммуноглобулины А, незначительное количество белков плазмы.

В желудке осуществляется:

    1. Депонирование пищи.

    2. Термостатирование пищи.

    3. Стерилизация с помощью соляной кислоты.

    4. Потеря белком пищи антигенной видовой специфичности.

    5. Ферментативная обработка пищи

Железы дна и тела желудка содержат клетки трёх типов:

    1) Главные вырабатывают комплекс протеолитических ферментов;

    2) Окладочные вырабатывают соляную кислоту;

    3) Добавочные вырабатывают слизь (муцин), мукополисахариды, гастромукопротеин (внутренний фактор Касла) и бикарбонаты. В сутки выделяется 2-3 л желудочного сока.

Активный желудочный сок содержит:

    1) Соляную кислоту. Значение соляной кислоты желудочного сока:

- Создаёт оптимум рН для действия ферментов.

- Участвует в превращении пепсиногена в пепсин.

- Денатурирует белки.

- Обладает бактерицидным действием.

- Участвует в регуляции работы пилорического сфинктера.

- Вместе с продуктами расщепления пищи способствует превращению

прогастрина в гастрин.

- В 12-перстной кишке стимулирует выделение энтерогастрона и тормо-

жение желудочной секреции.

- Участвует в саморегуляции выделения HCl по принципу обратной связи.

- Влияет на рН крови.

    2) Протеолитические ферменты - пепсин, представляющий собой смесь пептидаз, расщепляющих пептидные связи в белках. Выделяют пепсин-I (оптимум рН = 1,5 - 2,0) и пепсин-II (оптимум рН = 3,0 - 3,5), гастриксин;

химозин (реннин).

    3) Слизь. Покрывает внутреннюю поверхность желудка слоем толщиной до 1 мм, защищает слизистую от химического и механического повреждения. Основным компонентом служит гликопротеин, состоящий из низкомолекулярного белка и многочисленных боковых углеводных цепей. Вместе с бикарбонатами слизь образует мукозо-бикарбонатный барьер, предотвращающий повреждение слизистой HCl и ферментами. В зоне слизи сохраняется неподвижный слой жидкости, богатой гидрокарбанатами.

    4) Небольшое количество желудочной липазы (может переваривать у новорожденного естественно эмульгированные жиры молока).

    5) Бикарбонаты, фосфаты, сульфаты, катионы Na, Ca, K, Mg.

    6) Гликопротеины.

    7) Внутренний фактор Касла.

    8) Воду.

Значение ротовой полости

В ротовой полости происходит:

    1.Опробование пищи. В результате она или отвергается, или подвергается дальнейшей переработке. Ротовая полость является важной рефлексогенной зоной организма и, в частности, системы органов пищеварения. Раздражение рецепторов ротовой полости обеспечивает начало секреции пищеварительных соков, что сокращает время гидролиза пищи, увеличивает во времени объем гидролиза и всасывания, препятствует развитию микрофлоры в верхнем отделе ЖКТ.

    2. Физическая обработка пищи (измельчение, смачивание, перемешивание).

    3. Начало ферментативной обработки углеводов (крахмала, гликогена).



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт