Центральный банк рф и его роль. Функции центрального банка Цб рф и его функции

16.03.2024

Первые центральные банки возникли\r\nИсторическая справка _ ^ „ЛЛ ^-г

более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Повсеместное распространение и современное значение центральные банки получили только в XX в. На Международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г., отмечалось: «В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Далее утверждалось следующее: «Банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов».

Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «центральный банк» назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали.

Государственный Банк России быт учрежден в 1860 г. на базе основанных при Екатерине II ассигнационного и заемного государственного банков.

В отличие от центральных банков западно-европейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты, Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.

Государственный банк России являлся «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс, общее количество которых превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.

Значение Госбанка как эмиссионного банка резко возросло в конце XIX в. в результате денежной реформы 1895-1897 гг., когда в обращение были выпущены золотые монеты достоинством 5, 7, 10 и 15 руб. Государственному банку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом бумажные деньги лишь в пределах твердого лимита - 300 млн руб. Вся банковская эмиссия сверх этого лимита должна была производиться в пределах золотого запаса, составляющего 1528 млн руб. или почти 1200 т.

Началом нового - «рыночного» - этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.

Как уже говорилось выше, в 1992 г. в связи с распадом СССР функции Госбанка СССР на территории России принял на себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

ЦБ как независимый Выделившись из числа коммерческих

банков значительными размерами капи-\r\nгосударственный орган _ _ ^ ^

тала и большими объемами проводимых

операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла.

При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Назначение на пост управляющего центральным банком производится президентом, парламентом. Свою кандидатуру может провести и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка. Время пребывания в должности высшего руководства центрального банка либо не ограничивается вовсе (Дания, Финляндия, Норвегия), либо ограничивается достаточно большим сроком: семь лет - в Канаде, Нидерландах, Австралии, восемь лет - в ФРГ.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов четко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его. Наиболее независимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

Таким образом, уровень относительной независимости центральных банков экономистами сводится к тому, что это независимый государственный орган. Иными словами, центральный банк - это государственный орган, структура которого обособляется от остальных государственных органов, и, следовательно, у него есть возможность использовать собственную власть независимо от других государственных органов.

Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Чтобы бороться с инфляцией, центральный банк должен завоевать доверие общества и иметь репутацию органа, строго выполняющего свои обязательства. У центрального банка должна быть возможность давать обещания независимо от правительства. Правительства, как правило, озабочены экономическим ростом. Поэтому если центральный банк является агентом правительства или находится под его давлением, то денежно-кредитная политика будет направлена на увеличение объемов производства и инфляцию. Как показали эмпирические исследования, в развитых странах действительно существует высокая корреляция между темпами инфляции и степенью независимости центрального банка.

Не следует понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле. Даже при полной формальной независимости всегда существует политическое давление на управляющего, и не всегда удается такому давлению противостоять. С другой стороны, вопрос о независимости - это вопрос координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если бы правительство и центральный банк ставили одни и те же цели и если бы эти цели были тем, что действительно необходимо экономике, то согласованность была бы предпочтительнее независимости.

Можно выделить следующие основные принципы или критерии независимости центрального банка.

1. Назначение руководства, председателя или управляющего цен-\r\nтрального банка. Степень независимости будет определяться:

процедурой назначения главы центрального банка - его могут назначать: правление банка; законодательная власть, парламент; исполнительная и законодательная власть совместно; коллективная исполнительная власть (правительство); один-два представителя исполнительной власти (председатель правительства и/или министр финансов); нетрудно заметить, что возможные варианты перечислены в порядке убывания независимости центрального банка;

сроком пребывания в должности управляющего и членов правления - чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком; Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года (для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет).

Взаимоотношения между центральным банком и правительством, т.е. его законодательная ответственность. Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом. Например, министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ не входят в состав совета директоров Банка России и участвуют в заседаниях совета с правом совещательного голоса.

Статус, функции и полномочия центрального банка. Так, для Банка России они определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ», другими федеральными законами. Банк России подотчетен Государственной Думе.

Процедура формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем, кто формирует политику, кому принадлежит последнее слово. Так, Центральный банк РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости).

Цели политики, установленные законом. Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность центрального банка, тем менее он независим.

Прямые указания органов государственной власти. Речь идет прежде всего о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы власти контролировать бюджет центрального банка. До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» ни правительство, ни Федеральное Собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50% в федеральный бюджет. Главный орган управления - совет директоров самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом.

Ограничения на предоставление кредитов правительству. Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим. В РФ закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

Первые пять критериев можно трактовать как показатели политической независимости центрального банка, последние два характеризуют его экономическую независимость.

Не все центральные банки обладают одновременно и политической, и экономической независимостью. Например, как показали исследования, только центральные банки Канады, Нидерландов, Швейцарии, США и Германии обладают и политической, и экономической независимостью. В то же время банки Греции, Португалии и Испании полностью зависимы.

С самого начала планировалось, что Банк России будет независимым государственным органом в проведении денежно-кредитной политики. Именно в таком контексте можно трактовать ст. 75 Конституции РФ. В ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» говорится о том, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Многие властные полномочия были переданы Национальному банковскому совету.

Ключевым элементом финансовой систе-\r\nОрганизационно- r

мы любого развитого государства сегодня\r\nправовая форма ЦБ „. „ г

является центральный банк, выступающий

официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Согласно этому большую роль в деятельности центральных банков играет его организационно-правовая форма. В ряде стран сохранился акционерный статус центральных банков. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам - членам ФРС.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства, хотя имеются центральные банки, капитал которых государству не принадлежит.

В зависимости от форм собственности центральные банки подразделяются на унитарные (государственные), акционерные и объединения ассоциативного типа (смешанные). Их характеристики представлены в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Формы организации центрального банка

В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и др.). Хотя в настоящее время нет достаточно определенной позиции в том, к какому виду юридического лица относится Банк России.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и/или физических лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% - собственность физических и юридических лиц-резидентов.

Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является статус, предоставленный ему Федеральным законом Российской Федерации от «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

Однако ни данный Закон, определяющий, что Банк России является юридическим лицом (ст. 2), ни другие принятые после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-правовой формы юридического лица.

По разным мнениям, нашедшим отражение в юридической литературе, по своей организационно-правовой форме он представляет собой:

унитарное предприятие;

государственное учреждение;

государственную корпорацию.

1. Унитарное предприятие. Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими предпосылками. Так, действовавшие до 1995 г. Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 и Устав Банка России, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1991 г. закрепляли за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие выводы получили подтверждение после принятия Федерального закона «О введение в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ. В ч. 6 ст. 6 указанного Закона устанавливалось, что к созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и являющихся коммерческими организациями.

Устав Банка России также предоставлял ему практически неограниченные полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом. После принятия Конституции РФ Закон «О Центральном банке (Банке России)» вступил в противоречие с конституционными положениями. Конституция закрепила за Банком статус особого властного органа, который в силу этого не может являться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии оценки его деятельности.

Из Конституции России 1993 г. следует, что показателем работы Банка России является вовсе не прибыль, а устойчивость и защищенность денежной единицы России - рубля (Устав Банка России закреплял прибыль как показатель финансовых результатов его деятельности). Эти и другие обстоятельства способствовали тому, чтобы в апреле 1995 г. Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу.

Согласно ст. 3 названного Закона «получение прибыли не является целью деятельности Банка России».

Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ ему предоставлено право осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке, установленном Законом. Поэтому выводы некоторых юристов о коммерческом статусе Банка России носят предположительный характер. Реализация такого предположения на практике при сохранении за ЦБ статуса государственного органа не представляется возможной, поскольку нельзя совместить властные полномочия Банка России по регулированию денежно-кредитной системы и осуществление им непосредственно банковской деятельности на коммерческой основе.

Признанию Банка России унитарным предприятием препятствует еще и то, что у него отсутствует устав как таковой (вряд ли можно считать, что уставом для Банка является Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)». Кроме того, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Именно таковым является Банк России, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью. Руководитель унитарного предприятия согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ назначается собственником. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой, как и члены Совета директоров Банка России. Банк России представляет собой унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Это подтверждается также анализом ст. 294, 295 и 296 ГК РФ, в которых раскрываются права собственности в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении и в оперативном управлении.

2. Государственное учреждение. Банк России, как утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются государственными учреждениями. Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Согласно ст. 2 Закона о Центральном банке собственником имущества Банка является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 Закона).

Но осуществление Банком России своих расходов за счет собственных средств вовсе не противоречит ст. 50 и 120 ГК РФ, так как согласно ст. 298 ГК РФ, «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то расходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет таких доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе».

Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует государственное учреждение.

Учреждение согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по долгам Центрального банка, а тот не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральным законом (ч. 5 ст. 2 Закона).

3. Государственная корпорация. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений Закона о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммерческих организациях». Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России), он создан на основе Закона о Центральном банке, не имеет членства, в настоящее время не имеет уставных документов - все это соответствует требованиям ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Веский довод против представленной точки зрения - это то, что Центральный банк РФ не является собственником закрепленного за ним имущества, которое в соответствии со ст. 2 Закона о Центральном банке составляет собственность Российской Федерации.

Есть и такое определение организационно-правовой формы Банка: «Банк России - государственная корпорация с особым конституционно-правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов государственной власти. Имущество, переданное Банку России, является его собственностью». Как видим, данное определение устраняет высказанное выше замечание относительно невозможности признания за Центральным банком статуса государственной корпорации.

Принципиальным выводом является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в сфере правления банковской системой не может быть коммерческой организацией, т.е. организацией, основная цель деятельности которой в соответствии со ст. 50 ГК РФ - извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за Центральным банком РФ не может быть однозначно (без оговорок) признана какая-либо из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, он подпадает под определение государственного учреждения.

В соответствии со ст. Конституции федеральные банки (следовательно, и Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам (п. «ж» ст. 71) и находятся в ведении Российской Федерации.

Функции и правовой В ч. 1 ст. 75 Основного закона закрепляет-статус ЦБ РФ ся, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а в ч. 2 данной статьи определяется основная его функция - защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2004 г.) Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно и кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Это не распространяется на его участие в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (далее - Сбербанк), Банка внешней торговли, а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ (Вена); Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург); Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка (Париж); Московского Народного банка Лтд (Лондон); Ост-Вест Хандельсбанка АГ (Франкфурт-на-Майне).

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб.

Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных законом банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций.

Основополагающим элементом правового статуса Банка России является его организационная структура (рис. 9.2). На начало 2002 г. в России действовало 78 территориальных учреждений и 1175 головных расчетно-кассовых центров1. Кроме того, в систему Банка России входят центральный аппарат (22 департамента), пять отделений Московского ГТУ, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ, пять организаций программно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России.

\r\nТерриториальные учреждения Банка России

Рис. 9.2. Организационная структура Банка России

Вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка РФ, кроме Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», решаются в федеральных законах «О банках и банковской деятельности» и «О валютном регулировании и валютном контроле».

Территориальное учреждение Банка России -

обособленное подразделение, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», положением ЦБР «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. № 46-П и другими нормативными актами. Любое территориальное учреждение входит в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов. Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение не имеет права:

принимать нормативные акты;

выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.

Основными задачами территориального учреждения на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации, являются:

участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации;

эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

организация и контроль над деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

организация валютного контроля;

проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Органом управления Банком России являет-\r\nОрганы управления „ „ -

lie D,-K ся Национальный банковский совет - колле-

гиальный орган. В него входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

Нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих его членов при кворуме семь человек.

Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем Национального банковского совета либо в случае его отсутствия заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на\r\nочередной год не позднее 15 декабря предшествующего года общего\r\nобъема: расходов на содержание служащих Банка России; расходов\r\nна пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское\r\nстрахование служащих Банка России; капитальных вложений; про-\r\nчих административно-хозяйственных расходов;

утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, и т.д.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Совет директоров выполняет следующие функции.

Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в соответствии со ст. 45 Федерального закона о Центральном банке РФ, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу.

Утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации в соответствии со ст. 25 Федерального закона о Центральном банке РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу.

Рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года общий объем: расходов на содержание служащих Банка России; расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; капитальных вложений Банка России; прочих административно-хозяйственных расходов Банка России.

Рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам.

Утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России, не позднее 31 декабря предшествующего года.

При необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России, перечисленных в п. 3 ст. 13 Федерального закона.

Устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России.

Принимает решения по поводу:

создания, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

установления обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

величины резервных требований;

изменения процентных ставок Банка России;

определения лимитов операций на открытом рынке;

участия в международных организациях;

участия (о членстве) Банка России в капиталах организаций (в организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

купли и продажи недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

применения прямых количественных ограничений;

выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

порядка формирования резервов кредитными организациями;

10. Вносит в Государственную Думу предложения об изменении\r\nвеличины уставного капитала Банка России.

11. Утверждает порядок работы Совета директоров.

Представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России.

Утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России.

14. Определяет в соответствии с федеральными законами усло-\r\nвия допуска иностранного капитала в банковскую систему Россий-\r\nской Федерации.

15. Утверждает перечень должностей служащих Банка России.

Устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России.

Готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:

предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно - хозяйственные нужды.

18. Выполняет иные функции, отнесенные законом к ведению\r\nСовета директоров.

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты\r\nОперации Банка, л. г-

России для финансирования дефицитов бюджетов госу-

России дарственных внебюджетных фондов, бюджетов

субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ.

Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации», принятом 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, зафиксирована обязанность Центрального банка предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности (ст. 13).

Согласно ст. 2 указанного нормативно-правового акта, одной из задач Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке, а также в целом контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений.

В связи с тем, что Банк России работает только с кредитными организациями, его операции имеют свою специфику. Так, он имеет право:

предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции,\r\nпринимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие\r\nактивы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от сво-\r\nего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми\r\nв международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Свои функции Банк осуществляет через следующие банковские операции:

активные - учетно-ссудные операции, банковские инвестиции, операции с золотом и иностранной валютой;

пассивные - выпуск банкнот (эмиссия), прием вкладов коммерческих банков и казначейства, распределение прибыли, формирование средства банка.

Операции Центрального банка и проведение денежно-кредитной политики определяют состояние и изменения его баланса (табл. 9.3).

Таблица 9.3. Примерный баланс ЦБ РФ

Рассмотрим подробнее активные и пассивные операции Банка России.

1. Активы. Первой позицией активов является статья «Драго-\r\nценные металлы», в которой отражен запас монетарного золота\r\nстраны. Банк России имеет право покупать золото у банков и пра-\r\nвительства. Вторая позиция - «Средства и ценные бумаги в ино-\r\nстранной валюте, размещенные у нерезидентов» - включает вло-\r\nжения Банка России в ценные бумаги иностранных государств,\r\nкредиты и депозиты в дочерних банках за рубежом, а также остатки\r\nсредств на корреспондентских счетах и депозиты в иностранных,\r\nкак правило, центральных банках. Это самая большая статья акти-\r\nвов в балансе. Она представляет официальные валютные резервы\r\nРФ и состоит из валютных резервов Банка России и размещенных в\r\nБанке России валютных резервов Правительства.

Статья «Кредиты и депозиты» включают ссуды, предоставленные банкам, и депозиты в иностранной валюте, которые Банк России размещает в банках-резидентах. Она отражает также кредиты Правительству РФ для обслуживания внешнего долга, которые Банк России начал предоставлять с декабря 1998 г.

Статья «Ценные бумаги» объединяет все вложения Банка России в государственные ценные бумаги, в акции иностранных дочерних и ассоциированных банков, а также задолженность прошлых лет Министерства финансов РФ перед Банком России по обязательствам, включенным в государственный внутренний долг РФ.

Основными учреждениями, предоставляющими кредит, яв­ляются банки. Банки - финансовые институты, которые аккуму­лируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, состав­ляют банковскую систему. Банковская система - органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функцио­нирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX - начале XX в. в большин­стве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как прави­ло, государственным учреждением. В качестве банкира прави­тельства центральный банк выступает его кассиром и кредито­ром, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассо­вое исполнение государственного бюджета. Доходы правительст­ва, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспро­центный счет казначейства (министерства финансов) в цен­тральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:

Эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка со­храняет свое значение, так как наличные деньги по-прежне­му необходимы для значительной части платежей;

Хранение золотовалютного резерва страны;

Предоставление кредитов и выполнение расчетных опера­ций для правительственных органов;

Аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерче­ских банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропор­ции к размеру вкладов;

Кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;

Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;

Денежно-кредитное регулирование (совместно с правитель­ством).

Капитал ЦБ РФ полностью принадлежит государству. Задачи и функции ЦБ РФ сформулированы и закреплены в Конституции РФ и Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк - универсальный тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из ко­торых является предоставление кредитов промышленным, тор­говым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки - важнейшее звено банковской системы - концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществ­ляют широкий диапазон банковских операций и финансовых ус­луг для юридических и физических лиц. Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру собственности коммерческие банки бывают го­сударственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. В промышленно развитых стра­нах преобладающей формой собственности коммерческих бан­ков является акционерная.

По характеру выполняемых операций различают универсаль­ные и специализированные коммерческие банки. Универсальные банки выполняют широкий круг операций и услуг. Универсаль­ность означает тип банковской деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, составу обслуживаемых кли­ентов, количеству проводимых операций, регионам. Специализи­рованные коммерческие банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. К ним относятся инвестици­онные, ипотечные, сберегательные, инновационные, страховые и другие банки. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, полу­чая при этом доход; свой капитал они используют для кредито­вания различных предприятий и целых отраслей. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Сберегательные банки привлекают сво­бодные денежные средства населения, хранят сбережения, осу­ществляют безналичные расчеты, предоставляют населению кре­диты, проводят расчетно-денежные операции по обслуживанию населения, включая операции с ценными бумагами. Инновацион­ные банки осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных но­вовведений и научно-технических разработок. Страховые банки привлекают денежные средства путем продажи страховых поли­сов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в обли­гации и акции других компаний, государственные ценные бума­ги, также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. На современном этапе в сфере деятельности ком­мерческих банков наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, увеличении объе­мов операций с ценными бумагами и снижении удельного веса ссудосберегательных операций.

По отраслевому принципу коммерческие банки можно раз­делить на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т. п. В России, например, это Нефтехимбанк, Элек­тробанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др. Основные функции коммерческих банков:

Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в инвестиции. Банки аккумулируют де­нежных доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказывае­мых банком услуг. Сконцентрированные в форме вкладов сбережения превращаются в ссудный капитал, используе­мый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны в целом. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал;

Кредитование предприятий, государства и населения. Пря­мое предоставление в ссуду свободных денежных средств их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных креди­торов и давая их конечным заемщикам;

Выпуск в обращение так называемых кредитных денег. Эта функция является специфической и отличает коммерче­ские банки от других кредитных учреждений. Современ­ный механизм денежной эмиссии связан с двумя понятия­ми: банкнотная и депозитная эмиссия. Банкнотную эмис­сию осуществляет эмиссионный банк (центральный банк). Коммерческие банки осуществляют депозитную эмис­сию - выпуск кредитных инструментов, которые образу­ются в результате выдачи ссуд клиенту. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды, полученные у банков. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, предусмат­риваемых государством в лице центрального банка;

Осуществление расчетов и платежей по поручению клиен­тов. Большая часть расчетов между предприятиями осуще­ствляется безналичным путем. Выступая в качестве посред­ников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

Эмиссионно-учредительная деятельность. Эта деятельность предполагает выпуск и размещение (продажу) банками цен­ных бумаг. Здесь банки становятся каналом, обеспечиваю­щим направление сбережений для производственных целей;

Консультирование, предоставление экономической и фи­нансовой информации. Располагая возможностями посто­янно контролировать экономическую ситуацию, коммерче­ские банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по новым инвестициям, по регистрации предпри­ятий, по составлению годовых отчетов и т. д.).

Обычно выделяют четыре группы банковских операций; пас­сивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Пассивные операции - операции по привлечению денеж­ных средств для формирования ресурсов банка. Ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Для создания банка первоначально необходим опреде­ленный собственный капитал. К собственным средствам отно­сятся акционерный и резервный капитал, а также нераспреде­ленная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. В основном банковские операции базируются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100 (не превышает 10 %). В качестве источников заемных средств, формирующих капитал банка, можно назвать финансовые обязательства перед клиентами банка (депозиты, сберегательные вклады), финансо­вые обязательства перед другими банками. Подавляющая часть всех банковских ресурсов формируется за счет вкладов клиентов банка. Кредиты, полученные от других банков, являются обыч­ной кредитной сделкой. Также источником привлечения средств для банка являются эмиссионные операции, которые состоят в мобилизации банком денежных средств взамен выдачи опреде­ленных пенных бумаг. Активные операции проводятся банком с целью прибыльного размещения привлеченных средств. К ак­тивным операциям банка относят кредитные операции - опера­ции по предоставлению кредитов и ссуд, и фондовые операции - разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг, размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей, покупка и продажа ценных бумаг по поруче­нию клиента и т. п. Банковские услуги представляют собой, как правило, посреднические операции - инкассовые, аккредитив­ные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предостав­ление с клиентов взимается специальная плата, именуемая ко­миссией. К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.

Центральный банк РФ. Основные функции

Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.

Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.

Кому подчиняется ЦБ РФ.

В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.

ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.

Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.

Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.

ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:

  1. Утверждение порядка создания новых банков.
  2. Проведение проверок.
  3. Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
  4. Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
  5. Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
  6. Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
  7. Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
  8. Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
  9. Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ

Основные функции Центрального банка РФ.

Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:

  1. Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
  2. Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
  3. Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
  4. Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
  5. Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
  6. Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
  7. Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
  8. Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
  9. Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
  10. Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
  11. Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
  12. Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит АСВ , если он подключен к системе страхования вкладов. Если этого нет, то выплатой занимается ЦБ.
  13. Определяет правила бухучета всех кредитно-финансовых организаций. Все иные банки должны предоставлять информацию о своей деятельности в установленной форме, а также проводить бухучет всех своих операций в единой форме.
  14. Выполняет иные поручения Правительства РФ в соответствии с ФЗ. ЦБ работает совместно с госорганами для регулирования финансово-экономической деятельности страны. По предложению государства, банк проводит те или иные действия, но только в соответствии с законами и в пределах своей компетенции.

Банки, кредиты, депозиты

Центральный банк – это государственное кредитное учреждение, которое наделено функциями эмиссии денежных ресурсов и регулирования кредитно-банковской системы в целом. Центральный банк является основным звеном национальной кредитно-банковской системы.

В российской банковской системе Центральный банк определяется как кредитор последней инстанции и главный банк страны. На него возложены функции регулирования деятельности каждой коммерческой банковской организации в рамках общей денежно-кредитной системы государства. Далее в статье будут рассмотрены роль и функции Центрального банка России.

Роль и цели деятельности Банка России: укрепление и развитие банковской системы России, обеспечение устойчивости и защита рубля, обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платежной системы.

Центральный банк в абсолютном большинстве стран государству не принадлежит. Государство, фактически, является формальным собственником оборудования, которое используется ЦБ, однако права на его использование принадлежит частным лицам – акционерам ЦБ. Зачастую государство даже формально не имеет прав владения капиталом ЦБ или владеем им частично.

В кредитной системе: хранение обязательных резервов различных учреждений, в т.ч. коммерческих банков, а также предоставление им кредитов. ЦБ выступает как кредитор последней инстанции, организует систему взаиморасчетов денежных обязательств через специальные расчетные платы или непосредственно через свои отделения.

Основные инструменты процентной политики ЦБ – ставки по банковским операциям на финансовом рынке и базовая ставка рефинансирования. Регулируя стоимость денежных средств через ставку процента, ЦБ может влиять на важные макроэкономические данные – инфляцию, уровень инвестиций в экономику, уровень сбережений, движение капиталов, спрос на материальные активы и др.

Особенности и функции центрального банка:

  • Монополия на эмиссию наличных денег, а также организация их обращения. Для кредитных организаций Центральный банк является кредитором последних инстанций. Он также организует систему рефинансирования.
  • В тесном взаимодействии с Правительством РФ формирует и проводит единую кредитно-денежную политику;
  • Устанавливает правила проведения расчетов в РФ;
  • Осуществляет государственную регистрацию кредитных учреждений, отзывает и выдает лицензии организаций, занимающихся аудитов, и кредитных организаций;
  • Устанавливает правила проведения бухгалтерского отчета, банковских операций, отчетности для банковской системы;
  • Регистрирует эмиссию акций и других ценных бумаг кредитными учреждениями в соответствии с федеральными законами;
  • Контролирует деятельность кредитных организаций;
  • Осуществляет все виды банковских операций, которые необходимы для выполнения своих главных задач – по поручению Правительства РФ или самостоятельно;
  • Определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами;
  • также предполагают анализ и последующее прогнозирование состояния российской экономики по регионам и в целом – прежде всего валютно-финансовых, кредитно-денежных и ценовых отношений. ЦБ публикует статистические данные и соответствующие материалы.
  • Организует и производит валютный контроль как через уполномоченные банки, так и самостоятельно – в соответствии с текущим законодательством;
  • Осуществляет регулирование валютных потоков, включая операции по продаже и покупке иностранной валюты;
  • Принимает участие в прогнозировании и составлении платежного баланса РФ.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт