Автотранспорт в главе 9 сводный сметный расчет. Что такое сводный сметный расчет? Составление ССР по главам
В начале главы 9 учитываются относимые к лимитированным затратам дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, так называемые «зимние удорожания».
Указанные затраты обусловлены необходимостью производства работ при отрицательных температурах, что вызывает: снижение производительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудшения видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабочего места, подмостей лесов от снега и льда и др.); снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материалов, прогрев механизмов и т. п.); необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых грунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических добавок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, предварительный прогрев материалов и изделий и др.); необходимости устройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грунта, временных водопроводных сетей и баков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).
Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогам глав 1-8 по нормативам Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) и показываются в графах 4, 5, 8 сводного сметного расчета.
В составе сборника выделены два раздела:
I. Сметные нормы по видам строительства;
П. Сметные нормы на конструкции, виды работ и временное отопление:
Глава 1. Нормы на конструкции и виды работ;
Глава 2. Нормы на временное отопление.
В сводном сметном расчете зимние удорожания принимаются по нормативам I раздела, усредненные и применяемые круглогодично. Нормы II раздела применяются при расчетах за выполненные работы между генподрядными и субподрядными организациями.
Нормативы дифференцированы по восьми температурным зонам (деление территории страны дано в приложении к сборнику). Центральные европейские районы относятся преимущественно к III зоне; южные - к I-II; восточные - к IV-V и северные - к VI-VIII зонам.
Основные характеристики температурных зон даны в табл. 12.5. Сметные нормы дополнительных затрат по видам строительства выборочно приведены в прил. 19.
Таблица 12.5
Характеристики температурных зон и нормы затрат на снегоборьбу
Нормами не учтены затраты:
На очистку от снега находящихся в ведении строительства подъездных безрельсовых дорог от магистральной к строительным площадкам, а также на первоначальную очистку от снега площади застройки объектов строительства (с учетом организации рабочей зоны), начинаемых в зимний период; эти затраты определяются самостоятельными сметными расчетами и включаются в сводный сметный расчет (гр. 4, 8);
На снегоборьбу (ликвидацию снежных заносов) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в сельских местностях, расположенных в IV-VI температурных зонах. Лимит затрат на эти цели приведен в табл. 12.5.
В местностях, подверженных воздействию ветров, скоростью более 10 м/с, к сумме зимних удорожаний, начисленных по нормам, могут осуществляться доплаты в соответствии с установленными коэффициентами в зависимости от количества ветреных дней в зимний период: свыше 10%-до 30%- 1,05; свыше 30%- 1,8.
Основанием для оплаты дополнительных затрат, связанных с воздействием ветров, являются данные Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы.
В нормах раздела I учтены затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне (с возведенными стенами, верхним покрытием и заполнением проемов).
При необходимости временного отопления вне пределов установленного зимнего периода (для просушивания зданий) следует определять дополнительные затраты по нормам, приведенным в главе 2 раздела II ГСН 81 -05-02-2001 (табл. 12.6). Дополнительно нужно учитывать разницу между фактической стоимостью тепловой энергии и проиндексированной базовой ценой.
Таблица 72.6
Нормы тепловой, электрической энергий и затрат на временное отопление зданий, законченных вчерне (на 1000 м3 зданий в месяц)
Примечания:
1. Для малоэтажных жилых, общественных и административно-бытовых зданий строительным объектом менее 10 тыс. м3 нормы расхода тепловой энергии принимаются с коэффициентом 1,5.
2. Для крупных общественных зданий (спортивных, зрелищных и т. п.) строительным объектом более 80 тыс. м3 нормы расхода тепловой энергии принимаются с коэффициентом 0,3.
3. Для небольших отапливаемых зданий производственного и вспомогательного назначения строительным объектом менее 30 тыс. м3 нормы расхода тепловой и электрической энергии, а также затрат на эксплуатацию систем отопления принимаются с коэффициентом 2.
4. Для многопролетных зданий производственного назначения высотой до затяжки ферм более 18 м и объемом свыше 800 тыс. м3 нормы расхода тепловой и электрической энергии, а также на эксплуатацию систем отопления принимать с коэффициентом 0,5.
Временные нормы затрат на эксплуатацию систем отопления (табл.12.7) приведены в пособии «Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года» (с. 470).
Таблица 12.7
Временные нормы затрат на эксплуатацию систем отопления при временном отоплении зданий с использованием постоянных систем отопления в руб. на 1000 м3 зданий в месяц (в ценах на 01.01.2000 г.)
Примечание. Над чертой приведены прямые затраты на эксплуатацию систем отопления, под чертой - в т. ч. заработная плата рабочих с учетом усредненных районных коэффициентов, соответствующим температурным зонам.
К прямым затратам на эксплуатацию систем отопления следует прибавить накладные расходы и сметную прибыль, начисляемые по нормам для внутренних санитарно-технических работ в процентах от суммы заработной платы рабочих.
Пример. В соответствии с ППР предусматривается продлить период временного отопления строящегося кирпичного жилого дома для его просушки до 20 мая. Строительный объем здания 36 тыс. м3, место строительства- г. Санкт-Петербург- III температурная зона, расчетный зимний период с 5.11 по 5.04.
Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.
Лимитированные затраты - широко распространенное среди сметчиков понятие, подразумевающее группу затрат, определяемых по установленным сметным нормативам в процентах от того или иного элемента сметной стоимости.
В строительстве к категории лимитированных относят: затраты, зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, затраты, связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций, затраты по возмещению затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом и ряд других. Затраты, связанные с применением вахтового метода организации работ. Данные затраты в сводном сметном расчете отражаются в главе 9 «Прочие работы и затраты», а в актах сдачи-приемки выполненных работ КС-2 - в разделе «Прочие затраты». Правомерность включения этих затрат в стоимость работ по строительству объекта определяется заказчиком на основании проекта организации строительства, технико-экономических расчетов. Имеют место случаи, когда в проектно-сметной документации средства, связанные с доставкой работников к месту строительства, командировочные расходы, а также затраты по производству работ вахтовым методом не учтены. В то же время по результатам тендера право производства работ на объекте выигрывает иногородняя подрядная организация. В этом случае все дополнительные затраты должны быть оговорены в условиях тендера и обязательно учтены в расчетной стоимости работ, которую подрядная организация предоставляет заказчику для утверждения. В свою очередь, в договоре подряда вопрос о порядке включения в стоимость выполненных работ затрат подрядчика, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, с командированием работников строительно-монтажных организаций, с возмещением затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом, с применением вахтового метода также должен быть оговорен. В таких случаях эти расходы заказчиком погашаются за счет лимита средств на непредвиденные затраты заказчика, а также за счет экономии средств по объекту в целом.
Глава 8 . « Временные здания и сооружения »Затраты на строительство временных зданий и сооружений определяются по федеральным нормативам в % от стоимости строительно-монтажных работ. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
- Перечень титульных временных зданий и сооружений приведен в ГСН 81-05-01-2001 Приложении № 2 и ГСНр-81-05-01-2001 Приложении № 1 .
- Перечень нетитульных временных зданий и сооружений, учтенных в составе норм накладных расходов приведен в ГСН 81-05-01-2001 Приложении № 3 и ГСНр-81-05-01-2001 Приложении № 2 .
Особенностью строительного производства является использование временных зданий и сооружений, возводимых на строительных площадках на период строительства объектов. В зависимости от способа определения стоимости временные здания и сооружения можно разделить на четыре группы:
- Титульные временные здания и сооружения, возводимые на территории строительной площадки.
- Временные здания и сооружения, возводимые за пределами территории строительной площадки.
- Устройства временного характера, необходимые для выполнения отдельных видов работ на объектах.
- Нетитульные временные здания и сооружения.
1. Затраты на возведение временных зданий и сооружений на строительной площадке относятся к лимитированным, т.е. определяемым по установленным сметным нормативам в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-7 сводного сметного расчета. В настоящее время действуют сметные нормативы:
- сборники сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), разработанные для условий нового строительства.;
- сборники сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001). Применяются для объектов жилищно-коммунального назначения.
При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках к указанным нормам сборника ГСН 81-05-01-2001 применяется коэффициент 0,8.
По решению заказчика сметная стоимость строительства титульных временных зданий и сооружений может быть определена путем составления сметных расчетов (смет) на основании ПОС.
Затраты на приобретение оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря для титульных зданий и сооружений так же рассчитываются на основе ПОС.
2. В сметных нормах не учитываются и должны дополнительно определяться на основании ПОС средства на возведение временных зданий и сооружений за пределами территории строительства:
- временных зданий, необходимых для размещения и обслуживания военно-строительных частей и других категорий строителей;
- временных подъездных дорог;
- временных коммуникаций для обеспечения стройки электроэнергией, водой, теплом и т. п. от источника подключения до распределительных устройств на строительной площадке;
- временной дороги вдоль трассы (притрассовой дороги) при строительстве магистральных линейных сооружений и т.д.
З. В сметные нормы не включены и определяются непосредственно в объектных сметах в соответствии с ПОС затраты на возведение временных устройств, необходимых для выполнения отдельных видов строительных и монтажных работ только для конкретного объекта:
- рельсовых путей под грузоподъемные краны (подкрановых путей) с устройством основания под них;
- оснований для обеспечения устойчивой работы сваебойного оборудования при забивке свай, а также оборудования для производства работ методом «стена в грунте», конвейерных линий для монтажа стальных конструкций крупными блоками;
- временных ограждающих конструкций, отделяющих действующие помещения от вновь строящихся, пристраиваемых или ремонтируемых, а также ограждающих конструкций, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию отдельной части здания;
- возведение сетей и сооружений, необходимость которых вызвана вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;
- временных дорог внутри строящихся зданий для монтажа каркаса;
- причалов для производства берегоукрепительных работ;
- кружал;
- промежуточных опор;
- конструкций для защиты зданий и сооружений от повреждений при производстве буро-взрывных работ и др.
4. Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений сметными нормами не учтены и предусматриваются в составе норм Накладных расходов на строительные и монтажные работы.
Порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения устанавливается в договоре подряда на весь срок строительства. Расчеты могут проводиться по сметным нормам в процентах от стоимости выполненных работ (без расшифровки выполненных работ и понесенных затрат при строительстве временных зданий и сооружений - если обратное не прописано в договоре подряда) или за фактически построенные временные здания и сооружения.
ГСН 81-05-01-2001 п. 3.2 Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (по согласованию сторон сдаются в аренду, арендная плата взимается в размере амортизационных отчислений).
Затраты на разборку временных зданий и сооружений оплачиваются подрядной организации при их ликвидации. При этом определяются возвратные суммы, если получаемые при разборке материалы и изделия могут быть реализованы.
Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, оприходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при его согласии.
Возвратные суммы
определяются расчетами, учитывающими реализацию материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, сносимых и переносимых зданий и сооружений, разбираемых конструкций и т.п. (графы 7 и 8)
Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных (сметах) МДС 81-35.2004, п. 4.99.1.
Новое строительство | ГСН 81-05-01-2001 |
Капитальный ремонт производственных зданий, р еконструкцию и расширение действующих предприятий, з даний и сооружений, реконструкцию объектов жилищно-граждпнского назначения, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках | ГСН 81-05-01-2001 применяется коэффициент 0,8 |
Призводства ремонтно-строительных работ на объектах жилищно-гражданского назначения | ГСНр 81-05-01-2001 |
Текущий ремонт зданий и соружений | Затраты на возведение временных зданий и сорружений учитываются в составе норм накладных расходов |
Обязательном учете возвратных сумм в размере 15% (было установлено в случае составления сметной документации в ценах 1984 года) от стоимости титульных временных зданий и сооружений, если он не установлен заказчиком в задании на проектирования или в исходных данных для составления сметной документации, является не уместным.
При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком.
Минрегион России сообщает, что фиксированный размер возвратных сумм в размере 15% от стоимости временных зданий и сооружений, и который раньше регламентировался в ранее действующем СП 81-01-94 является необоснованным.
Если при определении твердой договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме с возвратом 15% от процента временных зданий и сооружений и порядок взаиморасчетов, предусмотренный договором подряда, предусматривает их оплату по установленным нормам, то дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.
При этом действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, Минрегион России сообщает, что требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооружений, не предусмотренных договором подряда, является необоснованным.
Однако, несмотря на различные способы взаиморасчетов, построенные титульные временные здания и сооружения согласно п. 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160, принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.
Кроме того, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (с изменениями от 18 мая 2002 г., 12 декабря 2005 г., 18 сентября 2006 г., 27 ноября 2006г.) стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
В связи с изложенным, построенные временные здания и сооружения, должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно) в соответствии с порядком, установленным для основных средств, с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости путем начисления амортизации или износа.
Глава 9 . «Прочие работы и затраты »
МДС 81-35.2004
4.85. В главу 9 (7) "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием приложения № 8 к
МДС 81-35.2004
.
Для специфических условий строительства в главе 9 (7) могут учитываться другие виды прочих затрат.
Затраты, связанные с неблагоприятными гидрогеологическими условиями территории строительства и необходимостью устройства объездов для городского транспорта определяются сметными расчетами на основании ПОС (графы 4, 5, 7 и 8).
4.86. В случае необходимости возможно подразделение отдельных затрат по главе 9 на «затраты подрядчика» и «затраты заказчика».
4.102. Затраты на проведение пусконаладочных работ «вхолостую» включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7 и 8) сводного сметного расчета.
Лимит средств на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую» в сводном сметном расчете стоимости строительства предусматривается проектной организацией в размере, согласованном с заказчиком (инвестором) на основании данных объектов-аналогов.
Зимние удорожания
Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по итогам глав 1-8 по нормативам Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) и показываются в графах 4, 5, 8 сводного сметного расчета.
Все нормы дифференцированы по 8 температурным зонам в зависимости от среднемесячной отрицательной температуры зимнего периода (деление территории страны дано в приложении к сборнику)
По нормативам I раздела, усредненные и принимаемые круглогодично.
Нормы II раздела применяются при расчетах за выполненные работы между генподрядными и субподрядными организациями.
Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогу глав 1-8 по нормативам ГСН 81-05-02-2001 или от стоимости ремонтно-строительных работ по итогу глав 1-6 на основе сметных норм: ГСН 81-05-02-2001 с К=0,8 на объектах промышленного строительства и ГСНр 81-05-02-2001 на объектах жилищно-гражданского назначения с отнесением в графы 4,5 и 8 сводного сметного расчета (прил. 20, п. 9.1)
Дополн ител ь ные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время обусловлены необходимостью производства работ при отрицательных температурах, что вызывает: снижение производительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудшения видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабочего места, подмостей, лесов от снега и льда и др.); снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материалов, прогрев механизмов и т. п.); необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых грунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических добавок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, предварительный прогрев материалов и изделий и др.); необходимости устройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грунта, временных водопроводных сетей и баков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).
В местностях, подверженных воздействию ветров скоростью свыше 10м/с, к нормативам сборника в виде коэффициентов при количестве ветровых дней в зимний период:
- св. 10% до 30% - 1,05;
- св. 30% - 1,08.
Основанием для оплаты дополнительных затрат, связанных с воздействием ветров скоростью более 10 м/сек, в зимний период, являются данные действующего Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы.
Глава 10 "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия"
В данную главу включаются в графы 7 и 8 средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора как для строительства, так и при выполнении ремонтных и реставрационных работ. В отдельных случаях, при соответствующих расчетных обоснованиях, допускается установление индивидуальных нормативов для конкретной стройки или службы заказчика-застройщика, согласованных в установленном порядке.
Глава 11 "Подготовка эксплуатационных кадров"
В главу включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из:
- количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.;
- сроков обучения;
- расходов на теоретическое и производственное обучение рабочих кадров;
- заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;
- стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;
- прочих расходов, связанных с подготовкой указанных кадров.
В главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" включаются (в графы 7 и 8) средства на:
- выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) - раздельно на проектные и изыскательские;
- проведение авторского надзора проектных организаций за строительством;
- проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;
- испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства;
- подготовку тендерной документации.
Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ (утвержденных в установленном порядке) и включается в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.
Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) рекомендуется определять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2 % от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 - 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.
Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в установленном порядке.
Средства, связанные с разработкой тендерной документации , определяются расчетом и учитываются в графах 7 и 8 сводного сметного расчета.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начисляется процентной ставкой к стоимости строительства в целом с целью покрытия возможных затрат, возникающих в процессе осуществления строительства и неучтенных сметной документацией.
В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для компенсации дополнительных затрат, связанных с:
- ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;
уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);
изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.
Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.
По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.
В расчётах между заказчиком и подрядчиком фактически
выполненные объёмы работ в ряде случаев возникает вопрос по учёту резерва средств
на непредвиденные работы и затраты, входящего в состав сводного сметного
расчёта стоимости строительства. При этом часть резерва может входить в состав
объектной сметы (МДС 81-35.2004, п. 4.33). Возможно ли в промежуточных расчётах
включать часть рассматриваемого резерва? Ответ на данный вопрос должен вытекать
из договора строительного подряда. Иначе, особенно при бюджетном
финансировании, проверяющие органы, КРУ например, могут руководствоваться
положением п. 4.33 МДС 81-35.2004: «При расчётах между заказчиком и подрядчиком
за фактически выполненные объёмы работ этот часть резерва подрядчику не
передаётся, а остаётся в распоряжении заказчика». Однако далее в п. 4.96
Методики сказано: «При расчётах за выполненные работы по договорам с
установленной твёрдой договорной ценой резерв средств на непредвиденные работы
и затраты в актах приёмки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается
заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены».
- 1% - для жилых и общественных зданий;
1,5% - для прочих объектов и сооружений.
При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.
Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов
Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.
При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.
Постановление Правительства РФ от 31.05.00 №420, письмо Госстроя РФ от 10.03.98 № ВБ-20-82/12 «Об оплате расходов по добровольному страхованию строительных рисков».
Письмо Госстроя РФ от 27.10.03 №НК-6848/10 «О порядке отнесения затрат на выполнение пусконаладочных работ».
Постановление Госстроя России от 18.08.97 № 18-44 «Порядок определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации».
Определение затрат, включаемых в главу 9 «прочие работы и затраты»
В гл. 9 сводного сметного расчета включаются работы и затраты, не относящиеся непосредственно к объектам, входящим в гл. 1-8. Эти работы и затраты можно условно разделить на лимитированные и нелимитированные.
Лимитированными прочими работами и затратами принято считать такие, расходы которые применяются в процентах объема капитальных вложений, объема СМР, суммы основной заработной платы или других показателей, установленных постановлениями правительства, а также определенных СНиП или сборниками на монтаж оборудования. В зависимости от решений правительства или определений сметных нормативов стоимость лимитированных прочих работ и затрат может включаться в объем СМР.
В лимитированные работы и затраты входят
а) затраты, подлежащие включению в объем СМР: дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время и мероприятиями по снегоборьбе в районах Арктики, Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в сельской местности V и VI температурных зон;
дополнительные затраты при производстве работ по строительству ВЛ в распутицу; дополнительные затраты, связанные с повышением заработной платы работников, занятых в строительстве;
разница в стоимости электроэнергии, получаемой стройками "по ценам, отклоняющимся от принятых в ЕРЕР;
разница в стоимости привозных материалов;
разница в стоимости погрузочно-разгрузочных работ при перевозке привозных материалов;
затраты на первогодичный послеосадочный ремонт деревянных зданий и сооружений;
другие работы и затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные и монтажные работы, оплачиваемые по отдельным счетам сверх сметной стоимости строительных и монтажных работ;
б) затраты, стоимость которых не включается в объем строительно-монтажных работ: средства на премирование за реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;
дополнительные затраты, связанные с применением аккордной системы оплаты труда в строительстве;
доплаты к заработной плате за подвижной характер работ в строительстве;
дополнительные затраты на командировочные расходы сверх учтенных в накладных расходах;
затраты на приобретение первоначального фонда инструмента, защитных средств, производственного и хозяйственного инвентаря и мебели для нужд эксплуатации;
затраты на перебазирование механизированных колонн; доплаты к заработной плате на работу на Крайнем Севере и в районах, приравненных к нему; доплаты за воинские звания:
средства на возмещение затрат подрядным организациям, связанным с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет;
доплаты к заработной плате рабочих, установленные специальными решениями правительства для отдельных строек и отраслей промышленности;
доплаты к заработной плате за другие льготы и компенсации. Нелимитированными прочими затратами и работами принято считать такие, размеры которых не установлены постановлениями правительства или специальными сметными нормами. В зависимости от характера затрат их стоимость может включаться в объемы СМР.
В нелимитированные работы и затраты входят
а) затраты, подлежащие включению в объем СМР:
затраты на содержание и текущий ремонт постоянных автомобильных дорог;
затраты на противопаводковые мероприятия и пропуск весенних вод через искусственные сооружения, связанные с работами у мостов и труб;
расходы, связанные с проведением наблюдений за строительством в особых грунтовых условиях;
затраты на испытание свай и анкерных заделок в скальных грунтах, выполняемых подрядным способом;
затраты на научно-исследовательские работы; другие затраты на строительные и монтажные работы, оплачиваемые по отдельным счетам;
б) затраты, стоимость которых не включается в объем строительно-монтажных работ:
разница в затратах на авиационные перевозки конструкций, материалов, оборудования, инвентаря и других грузов (сверх стоимости обычного транспорта);
затраты на организованный набор рабочих, в том числе затраты, связанные с привлечением студенческих отрядов (кроме их содержания и обслуживания, относимых на накладные расходы); затраты на борьбу с гнусом и энцефалитным клещом; дополнительные затраты на переброску бригады и транспортных средств (свыше 100 км) для безрельсового такелажа тяжеловесного оборудования;
затраты на аварийный запас материалов и оборудования для В Л 35 кВ и выше;
стоимость других работ и затрат, не относящихся к СМР. Дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время определяются в процентах сметной стоимости строительных и монтажных работ (раздельно) по гл. 1-8 сводного сметного расчета по нормам дополнительных затрат СНиП IV отдельно для ПС, В Л и устройств связи. Зимние удорожания принимаются в зависимости от температурной зоны. Всего установлено восемь температурных зон.
Нормы зимних удорожаний являются среднегодовыми и применяются для определения сметной стоимости строительства и при круглогодичных расчетах за выполненные работы независимо от того, осуществляется строительство в зимнее или летнее время. В нормах приняты средние значения удельного веса зимнего периода в пределах года, приведенные в табл. 3 НДЗ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О перечне прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов городского заказа
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Москвы от 22 октября 2014 года N 606-РП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 28.10.2014);
распоряжением Правительства Москвы от 1 декабря 2015 года N 696-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.12.2015);
распоряжением Правительства Москвы от 29 мая 2018 года N 335-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.05.2018).
____________________________________________________________________
В целях упорядочения составления сметной документации при определении состава и стоимости прочих работ и затрат, учитываемых в главе 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов городского заказа:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2005 года для применения при составлении сметной документации по объектам городского заказа и расчетах за выполненные работы перечень прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства (далее - Перечень) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Заказчикам строительства и проектно-изыскательским организациям при разработке проектно-сметной документации состав работ и затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства и расчеты за выполненные работы, определять с учетом конкретных условий строительства по каждому объекту в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.
3. Установить, что в случае недостатка лимита средств по отдельным видам затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства, возмещение затрат производится за счет части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика строительства, или экономии по другим статьям сводного сметного расчета стоимости строительства.
4. По объектам, проектно-сметная документация на которые утверждена до выхода настоящего распоряжения, изменения в связи с утверждением Перечня в сводные сметные расчеты стоимости строительства не вносятся.
5. Признать утратившими силу:
5.1. Пункт 1 и приложение к распоряжению Правительства Москвы от 9 апреля 2003 года N 557-РП "Об учете прочих работ и затрат при составлении сметной документации на строительство объектов городского заказа" .
5.2. Пункты 12 , 13 распоряжения Правительства Москвы от 12 сентября 2002 года N 1356-РП "О снижении затрат при строительстве объектов городского заказа" .
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение. Перечень прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства
Наименование работ и затрат | Порядок определения и обосно- |
|
Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"