Аффективно-респираторный приступ: признаки задержки дыхания у детей. Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям Аффективно респираторный синдром комаровский

27.06.2019

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - "синий" и "бледный".

"Бледные" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. "Бледные" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу "синих". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь "обмякает" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой "двигательной буре" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение "ужасных двухлеток" в "ужасных двенадцатилеток".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды "стоп" к команде "вперед".

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Читайте еще:

представляют собой па­роксизмы, возникающие у детей раннего возраста в ответ на неблагоприятные экзогенные воздействия. Известен ряд синонимов, обозначающих эту клиниче­скую форму: приступы задержки дыхания, цианотический или бледный синко­пы, рефлекторные аноксические припадки, неэпилептические вагусные атаки, спазм от гнева, спазматический плач, аноксо-асфиктический припадок.

Наибо­лее удачен используемый в отечественной литературе термин «аффективно­респираторные приступы». Он указывает на наличие провоцирующего момента (аффектации), апноэ (основы патогенеза) и на непроизвольный характер воз­никновения пароксизма.

Частота АРП в детской популяции по разным данным составляет 4-17 %. Учитывая, что АРП сопровождаются апноэ и (или) асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По некоторым данным, АРП составляют около 8% таких состояний.

Причины и механизмы возникновения. Аффективно-респираторные присту­пы являются провоцируемыми пароксизмами. Для реализации АРП необходи­мо воздействие факторов, вызывающих недовольство, гнев, испуг или боль. У каждого ребенка это может быть особый, специфический или практически лю­бой фактор. Например, известен факт, когда АРП у мальчика девяти месяцев наблюдались только при предложении ему бананов (Оаик ЕЛУ. е1 а!., 1963). Как следствие, возникает сильный плач, во время которого происходит гипервенти­ляция легких с гипокапнической ишемией головного мозга и снижением арте­риального давления. На выдохе плач становится беззвучным, возникает спазм мускулатуры гортани и бронхов, ведущий к апноэ, гипоксемии и гипоксии го­ловного мозга. При плаче и спазме дыхательных путей включается механизм Вальсальва-Вебера, когда вследствие повышения внутригрудного давления снижается венозный возврат к сердцу, уменьшается сердечный выброс и ми­нутный объем кровотока, что приводит к гипоперфузии артерий головного моз­га и одновременно к венозному застою, что в сочетании с гипоксемией приво­дит к потере сознания и/или судорогам.

Как правило, если механизм пароксизма таков как описано выше, наблюда­ется разлитой цианоз кожи. Но иногда цианоз выражен незначительно, отмеча­ется бледность. Этиопатогенез пароксизмов, протекающих с побледнением ко­жи и при «цианотических» АРП различен. При «бледном» варианте АРП про­воцирующим фактором чаще является болевой стимул, испуг.

Апноэ при пароксизмах с побледнением нередко бывает кратковременным, имеет место асистолия продолжительностью до 10 секунд, а иногда и до 20 се­кунд. Таким образом, основным патогенетическим звеном при АРП является апноэ или сочетание апноэ и асистолии.

Апноэ не имеет центрального происхождения, так как отмечаются дыха­тельные усилия и движение дыхательной мускулатуры при отсутствии возду- хотока в верхних дыхательных путях. В литературе имеются данные, согласно которым у детей раннего возраста к апноэ приводит спазм гортани, возникаю­щий при плаче вследствие раздражения рецепторов и возбуждения верхнего гортанного нерва (Апаз N.0. еХ а1., 1991). Косвенным доказательством значимо­сти, связанной с возрастом гиперчувствительности верхнего гортанного нерва, в возникновении апноэ при АРП служит исследование Тау1ог е1 а1., 1976, в ко­тором доказано, что в ответ на раздражение верхнего гортанного нерва у мла- денцев-приматов возникает стойкий ларингоспазм, апноэ и смерть. У взрослых особей такая реакция отсутствует.

Предполагается возможность эпилептического происхождения апноэ без соче­тания с общими судорогами при наличии очага эпилептической активности в коре головного мозга. Возникновение асистолии при «бледных» АРП связано с усиле­нием влияний блуждающего нерва на синусовый узел сердца. При пробе окуло- компрессии, в основе которой лежит рефлекс Ашнера-Даньини, практически у всех детей с АРП возникает асистолия более 2 секунд, которой не отмечается у здоровых детей (КаЬп А. е{ а1„ 1994, ЬошЬгозо С., Ьегтап Р., 1967).

При предварительном введении атропина асистолия не развивается. Нами исследованы показатели кардиоинтервалограмм (КИГ) у детей с бледным ти­пом АРП. Выявлено статистически достоверное повышение мощности недыха­тельных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Полученные данные отражают высокую степень напряжения адаптационных компенсаторных механизмов поддержания АД у больных этой группы.

В возникновении кардиореспираторных расстройств у некоторых детей с АРП играет роль гастроэзофагеальный рефлюкс. Регургитация и раздражение рецепторов пищевода у некоторых больных могут приводить к нарушениям дыхания (спазму дыхательных путей) и сердечной деятельности (аритмии).

Увеличению степени гипоксии может способствовать анемия. Усиление ги­поксии и цианоз могут развиваться при артерио-венозном шунтировании во время приступа за счет открытого овального окна, боталлова протока или ле­гочного шунта при «цианотических» АРП. Обсуждая причины возникновения, нельзя не указать на значение неправильных типов воспитания в семьях детей с АРП. Наиболее характерными из них являются гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи», способствующие развитию истерической реакции, а затем - невроза.

Имеются данные, что АРП чаще встречаются в социально неблагополучных семьях (ВЬайа М.8. е1 а1., 1990). В то же время показатели интеллектуально­психического развития у детей с АРП не отличаются от нормы. Высказывается предположение о сходстве патогенеза некоторых случаев АРП и спазмофилии, что, однако, не находит подтверждения при исследовании уровня общего и ио­низированного кальция крови у больных с АРП (эти показатели у них в преде­лах нормы).

Дебют. Пароксизмы возникают в возрасте до 6 лет. Пик приходится на пери­од с 6 до 18 месяцев. Редко АРП могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет.

Частота АРП у ребенка может варьировать от одного приступа в час до од­ного в месяц и реже; АРП имеют тенденцию к учащению при интеркуррентных заболеваниях, чаще возникают у детей пониженного питания, астенического телосложения, подвижных, иногда гипермоторных.

Вопросы классификации. Нами предложено подразделение АРП на следую­щие клинические группы: невротические и неврозоподобные приступы, синко­пальные (обморочные) и «эпилептические АРП».

Клинические проявления. Невротические приступы развиваются у практиче­ски здоровых, но гипервозбудимых детей при наличии дефектов воспитания (гиперопека в семье, воспитание по типу «звезды, кумира» и пр.). Пароксизм следует расценивать как истерическую реакцию. Неврозоподобные приступы развиваются на фоне резидуально-органического поражения головного мозга при воздействии незначительных внешних раздражителей.

Провоцирующим фактором при невротических и неврозоподобных паро­ксизмах служит отрицательный аффект (недовольство, гнев, обида и пр.), т.е.

приступ носит психогенный характер. Ребенок начинает плакать, затем на вдо­хе плач обрывается, становится беззвучным, возникает апноэ. «Ребенок захо­дится» - так зачастую описывают это состояние родители.

До развития апноэ пароксизм иногда можно предотвратить резким воздейст­вием: обрызгать ребенка водой, хлопнуть в ладоши. Схема последовательности развития клинических проявлений обычно такова: провокация, затем плач, обеззвучивание крика, цианоз («цианотический» тип приступа), потеря созна­ния, попытка вдоха, восстановление дыхания и сознания, мышечная гипотония, иногда сон.

В редких случаях наблюдается билатеральное тоническое напряжение ко­нечностей, туловища, иногда с единичными симметричными клоническими по­дергиваниями («судорожные» проявления обусловлены высокой степенью ги­поксии во время апноэ).

Синкопальные (обморочные) АРП провоцируются, в основном, болью (при падении, инъекциях) или испугом. При этом развивается кратковременное ап­ноэ и асистолия. Цианоз не выражен, но отмечается бледность кожи («блед­ный» вариант АРП). Пароксизм развивается непосредственно после болевого или др.

Воздействия, в самом начале плача. Нередко ребенок не успевает запла­кать «в голос», как уже теряет сознание. Крайне редко возможно тоническое напряжение конечностей и мышц туловища. После приступа регистрируется диффузная мышечная гипотония, вялость, реже - сон.

Термин «эпилептические АРП» не совсем корректен, так как фактически данная группа больных страдает эпилепсией, приступы которой по своим внешним проявлениям сходны с АРП. В то же время диагностика эпилепсии в таких случаях сложна, поэтому с клинической точки зрения на начальном этапе диагностики подобный подход правомочен, хотя и дискуссионен. По нашим наблюдениям, для верифицированных эпилептических припадков характерно развитие как цианоза, так и гиперемии кожи, но не бледности. Часто отмечается комбинация апноэ (вследствие судорог дыхательной мускулатуры) с брадикар- дией или тахикардией.

При оценке длительности потери сознания установлено, что потеря сознания более чем на 30 секунд, сопровождающаяся непроизвольным мочеиспусканием, наиболее характерна для детей с «эпилептическими АРП». В то же время нель­зя отрицать, что продолжительная потеря сознания возможна и при других ти­пах АРП.

Развитие судорог возможно у детей с любым типом АРП, однако, в группе больных с высоким риском по эпилепсии, в отличие от детей других групп, су­дороги наблюдаются во всех случаях и имеют преимущественно тонико- клонический характер. У данной группы пациентов после приступа наиболее выражена мышечная гипотония, постприступный сон длится до нескольких ча­сов.

В межприступный период у всех детей с АРП на ЭКГ какие-либо специфи­ческие отклонения от нормы не выявляются. Во время приступа отмечается та­хикардия или нормокардия при «цианотическом» типе и асистолия при «блед­ном» типе АРП. При пробе с окулокомпрессией у детей с «бледным» типом

АРП отмечается асистолия более 2 секунд. При длительности асистолии более 5 секунд, как правило, развивается клиническая картина пароксизма.

Изучение параметров ритма сердца у детей с АРП является высокоинформа­тивным методом обследования, позволяющим в ряде случаев и при отсутствии специфических изменений на ЭЭГ с высокой степенью достоверности диффе­ренцировать разные клинические варианты АРП. При исследовании ритма сердца (КИГ) у 66,4 % детей с АРП выявлено «усиление центральных влия­ний». Это состояние характеризуется высокими значениями относительной ва­риабельности ритма (10К - 0.82 ± 0,03), преобладанием периодических недыха­тельных составляющих ритма сердца - 81 (4,9 ± 2,3) и 82 (3,0 ± 0,8), над перио­дическими дыхательными составляющими - 83 (3,8 ± 1,6).

«Усиление центральных влияний» возникает при многих неврологических заболеваниях и служит маркером централизации управления ритмом сердца (Часнык В.Г., 1994).

Важным для диагностики является проведение КИГ с клино­ортостатической нагрузкой. По показателям М1 (среднее значение КК), 10К, 83 имеются устойчивые, то есть сохраняющиеся в различных слайсах (фазах кли- но-ортостатической пробы), изменения показателей КИГ у детей с невротиче­скими и неврозоподобными АРП.

Наиболее информативны повышения значений показателей М1,10К и 83. Их информативность, в особенности 83, объясняется большей выраженностью ды­хательной аритмии у детей этой группы.

При КИГ у детей из второй группы АРП («обморочные») выявляется выра­женное повышение мощности недыхательных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Такие характеристики, как тт, тах, ДХ (вариационный размах КК- интервалов), являются вспомогательными и не несут большой информативно­сти, что объясняется широким диапазоном колебаний продолжительности КК интервалов у детей.

Индекс напряжения также мало информативен в связи с полимодальным распределением структуры ритма сердца в детском возрасте. На ЭЭГ в меж- приступный период специфические изменения чаще всего отсутствуют.

Исключение составляют дети из группы «эпилептических АРП», у которых на ЭЭГ нередко регистрируется региональная медленная дельта-, тета- или пик- волновая активность. Во время пароксизма возникает типичная для аноксии билатеральная генерализованная дельта активность с частотой 2Гц. При тяже­лой аноксии наблюдается период угнетения активности (регистрируется изо- электрическая линия) в течение 5-10 секунд. Затем появляются диффузные медленные волны дельта- и тета-диапазонов. Характерно быстрое восстановле­ние фонового характера ЭЭГ после приступа.

При исследовании уровня суточной экскреции катехоламинов с мочой отме­чается повышение экскреции адреналина, норадреналина и дофамина у детей с «эпилептическими АРП». Подобные изменения диагностируются и при эпилеп­сии, вероятно, отражая генерализованный дефект метаболизма катехоламинов (Ковеленова М.В., 1997). Помимо перечисленных исследований, необходимо проведение клинического анализа крови для исключения гипохромной железо­дефицитной анемии, консультация педиатра.

Дифференциальный диагноз. Проводится в первую очередь с эпилепсиями, а также со спазмофилией (тетанией), кардиогенным синкопом.

Принципы лечения. Терапия осуществляется совместно неврологом, педиат­ром, психологом. Всем детям с АРП рекомендуется назначение препаратов кальция, пиридоксина, а также закаливающие процедуры и адаптогены. Пре­дотвращение интеркуррентных заболеваний способствует урежению АРП. Эф­фективна седативная фитотерапия, групповая и семейная психотерапия. Фор­мирование спокойного отношения родителей к приступам у ребенка способст­вует быстрому их купированию.

В ряде случаев следует рекомендовать определить ребенка в детский сад (в условиях детского коллектива АРП, как правило, не развиваются). Рекоменду­ется назначение ноотропов, из которых предпочтение отдается пантогаму и фе- нибуту, снижающих возбудимость, препятствующих астенизации. Пантогам обладает и небольшой противосудорожной активностью.

При частых «бледных» АРП используются препараты атропинового ряда: настой белладонны в дозе 1 капля на год жизни в сутки, атропин - 0,1 мг/кг массы тела в сутки (Оогёоп 1^., 1987, КаЬп А. е* а1., 1991, З^ерЬепзоп 1.Р., 1978) курсом 7-10 дней.

Назначение противосудорожных препаратов проводится только по установ­лению диагноза «эпилепсия», принципы назначения такие же (преимуществен­но в зависимости от формы эпилепсии). При наличии признаков анемии необ­ходимо назначение препаратов железа, проводится коррекция питания.

Прогноз. После 6 лет АРП наблюдаются лишь в единичных случаях. Катам- нестические исследования подтверждают, что хотя сам симптомокомплекс па­роксизма исчезает в дальнейшем астенический синдром выявляется у 60-75 % детей с АРП, истерический невроз в 15-20 %, нарушения сна (энурез, ночные страхи, снохождения, сноговорения) отмечаются у 10-15 % детей, вегетососу- дистая дистония, обмороки - у 10 %, мигрень у 6-10 % больных.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должны рассматриваться с момента рождения. Профилактика является лучшим способом избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте.

Аффективно-респираторные приступы у детей только на первый взгляд являются заурядной проблемой, на которую чем меньше обращаешь внимания, тем быстрее она проходит. Не стоит так думать. На самом деле важно знать, что нервные расстройства с течением времени только усугубляются. Опасные последствия могут проявляться в виде плохой успеваемости в школе, отставания в психическом и физическом развитии. Могут возникать и соматические нарушения, например, повышенная агрегация эритроцитов, снижение активности альвеол в легочной ткани, гипоксия структур головного мозга и т.д.

Аффективно-респираторные приступы следует по мере возможности предупреждать. При развитии следует своевременно и в полной мере оказывать первую медицинскую помощь малышу. На видео в конце этой странице приведено мнение авторитетного специалиста. Он дает убедительные обсон6ования причин внезапной остановки дыхания ку ребенка на фоне неврологического поражения. А в статье рассмотрены этиология, патогенез и клинические симптомы истерических припадков, способы их профилактики. Рассказано о том, что делать родителям, если они видят, что у ребенка развивается аффективно-респираторный приступ или судороги. Пока не наступило апноэ, важно попытаться успокоить малыша.

Что это такое? Механизм развития АРП

Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.

Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.

Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.

Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.

Что еще важно знать родителям?

Самое главное, что еще стоит знать современным радетелям ребенка, склонного к аффективно-респираторным задержкам дыхания и судорожному синдрому, это варианты и способы предотвращения подобных пароксизмов.

Начнем разбираться с определения АПР как проявления недостаточного развития вегетативной нервной системы ребенка. По своей патологической природе аффективно-респираторный приступ у детей представляет собой остановку дыхательных движений грудной клетки на фоне отсутствия иннервации (парализации) межреберных мышц и диафрагмы. Перевозбуждение нервной системы может отключить и сознание ребенка. Это необходимо для быстрого восстановления резерва центральной нервной системы. Отсутствие поступления кислорода к структурам головного мозга заставляет малыша на врем забыть о том эмоциональном фоне, который привел его в подобное состояние. Таким образом, можно рассматривать аффективно-респираторный синдром как защитную реакция структур головного мозга.

После приступа ребенок испытывает сильную сонливость, расслабленность мышечного каркаса тела. Лучше всего дать ем поспать. После пробуждения от истерического пароксизма не останется и следа.

По клиническим проявления аффективно-респираторные приступы подразделяются на белые и синие. В первом случае присутствует кратковременная потеря сознания и сильная бледность кожных покровов. При синем АРП присутствует остановка дыхания длительностью до 1 минуты, потеря мышечного тонуса и посинение носогубного треугольника.

Причины аффективно-респираторного приступа у детей

Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.

Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:

  • слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
  • последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
  • нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
  • недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
  • присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
  • повышенная судорожная готовность;
  • повышенный мышечный тонус;
  • нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
  • заболевания щитовидной железы;
  • аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.

Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.

Классификация приступов в зависимости от клинических проявлений

Современная классификация приступов аффективно-респираторной остановки дыхания с судорожным синдромом подразумевает под собой подразделите на 4 выраженных типа.

В зависимости от клинических проявлений патологического спазма дыхательной мускулатуры, выделяются следующие типы приступов:

  • синий АРП начинается с истерики, на фоне которой следует резкий глубокий вдох и затем наступает асфиксия (отсутствие дыхания), гиперемия кожных покровов быстро сменяется синюшностью, ребенок теряет тонус мышц и обмякает, может потерять сознание;
  • белый АРП протекает сложнее, с обязательной потерей сознаний и быстро наступающей характерной бледностью кожных покровов лица, шеи и груди;
  • простой вид АРП протекает без гиперкапнии и гипоксии, задержка дыхания кратковременная и не превышает 20 секунд;
  • осложнённый тип АРП возникает при выраженной гипоксии головного мозга (если дыхание отсутствует дольше 60 секунд), сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и судорогами в нижних и верхних конечностях.

При всех 4-х типах дыхательная деятельность полностью восстанавливается самостоятельно. Неотложная медицинская помощь может потребоваться лишь при осложнённом варианте развития АРП. Но частые приступы всегда приводят к нарушению социальной адаптации. Они могут спровоцировать задержку развития умственного и психического развития ребенка. Поэтому важно своевременно проводить психокоррекцию и делать все необходимое для профилактики аффективно-респираторных приступов у детей.

Симптомы и клиническая картина

Важно понимать, что клиническая картина АРП может напоминать приступ эпилепсию. Поэтому важно проводить полноценное обследование с целью исключения эпилепсии. Симптомы могут проявляться в следующем виде:

  • нарастание истерической реакции на внешнее негативное воздействие происходит в течение 2-4 минут;
  • при постепенном углублении истерики у ребенка наступает перевозбуждение коры головного мозга;
  • теряется контроль над мышцами – в этот момент можно увидеть остановку дыхание и потерю тонуса всего тела;
  • малыш как бы обмякает, перестает дышать и медленно сползает на пол;
  • начинается изменение цвета кожных покровов лица, шеи и груди – сначала они резко краснеют, затем, в зависимости от вида приступа, белеют или синеют;
  • может возникнуть кратковременная потеря сознания;
  • спустя несколько секунд ребенок приходит в себя, резко прекращает плакать и начинает полноценного дышать.

При осложненном типе клиническая картина дополняется клоническими судорогами. Они выглядят со стороны ка легкие подергивания рук и ног у малыша, находящегося в бессознательном состоянии. Картина очень тяжелая для восприятия родителями пострадавшего ребёнка. Обычно в таких ситуациях у родителей начинается паника. И от этого все становится только хуже. Почему? Расскажем дальше.

Диагностика и отличия от эпилепсии

Важно понимать, что аффективно-респираторные судороги только внешне похожи на проявление эпилепсии. Однако для исключения подобного состояния мало знать основные отличия. Диагностика в обязательно порядке включает в себя проведение ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга). Это обследование показывает отсутствие очага возбуждения в коре и структурах головного мозга при АРП и его наличие при эпилепсии. Поэтому данное обследование стоит обязательно пройти. Хотя бы для того что бы успокоиться самому. И более корректно обращаться с малышом.

Также важно исключать истерию. В её основе лежит приступ агрессии, однако она не провоцирует остановку дыхания и потерю сознания. При истерическом припадке у ребенка следует сохранят собственное спокойствие и не показывать малышу, что вас это поведение сильно расстраивает. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку подобными истерическим приступами достигать своих целей. В противном случае подобный стиль поведения закрепится на рефлекторном уровне. Вы будете получать регулярные аффективно-респираторные приступы при малейших поводах для негативного восприятия реальности ребенком.

Отличительные черты эпилептических припадков и аффективно-респираторных приступов следующие:

  • к АРП приводят разные обстоятельства, а эпилепсия проявляется без внешних причин;
  • АРП всегда развивается по-разному, а эпилептические судороги всегда одинаковы;
  • У детей в возрасте до 4-х лет эпилептические припадки составляют не более 2% от всего числа подобных расстройств;
  • у детей в возрасте старше 5-ти лет приступы аффективно-респираторного расстройства диагностируются только в 1% от всего количества случаев;
  • при АРП помогает валериана, пустырник и лечение ноотропами;
  • при истинном эпилептическом припадке давать седативные препараты бесполезно;
  • существенные патологические изменения на ЭЭГ есть только при эпилепсии.

Если у малыша случился приступ, то необходимо показать его врачу в течение ближайших 1,5 часов. Данные проявления могут быть следствием очень опасных заболеваний. Только в условиях медицинского учреждения можно сделать ЭКГ сердца и УЗИ внутренних органов с целью исключения пороков сердца, эмболии легочной вены и других опасных состояний, также может потребоваться спирография, рентгенографический снимок легких, обследование трахеи на предмет наличия в ней медалях инородных тела.

Также может потребоваться консультация пульмонолога, невролога и аллерголога. После сбора всей необходимой информации врач сможет поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Оказание первой помощи ребенку при АРП

Нужно знать, что стоит делать при появлении подобных симптомов, а от чего стоит оказаться категорически. Оказание первой помощи ребенку при появлении симптомов АРП нужно начинать с освобождение дыхательных путей. Можно вынести малыша на свежий воздух. Нужно расстегнуть верхние пуговицы и устранить давление на шею.

Важно не растеряться и не впасть в панику. Постарайтесь сохранить самообладание и улыбаться. Это поможет малышу быстрее прийти в себя. Попробуйте его похлопать по щечкам или слегка пощекотать. Если есть под рукой нашатырный спирт, то дайте его понюхать. Только не подносите слишком близко к лицу ребенка.

При потере сознания важно создать условия для профилактики западания языка. Для этого нужно положить ребенка на ровную поверхность и повернуть голову на бок. И тут следует вызвать бригаду скорой помощи.

Лечение аффективно-респираторных приступов у детей

Терапия начинается с коррекции поведения и психологической работы с родителями. Подобные состояния чаще всего встречаются у малышей, воспитывающихся в семьях, где родители не соблюдают правил общения с ними.

Лечение аффективно-респираторных приступов начинается с консультации невролога. Специалист может дать направление к психологу для коррекции психического состояния как малыша, так и его родителей. Затем может назначаться медикаментозная терапия. Но она, как правило особых результатов не дает. Гораздо важнее сделать следующие шаги:

  • нормализовать режим дня ребенка:
  • разработать специальный рацион питания, ботовый всеми витаминами, минералами и аминокислотами;
  • исключать по возможности психотравмирующие факторы;
  • научить малыша слушать родителей и идти с ними на компромисс.

Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у детей может включать в себя посещение мануального терапевта. Иглоукалывание и рефлексотерапия, массаж и лечебная гимнастика помогут восстановить работоспособность вегетативной центральной нервной системы.

При гипервозбудимости нервной системы имеет смысл провести курсовое лечение ноотропными препаратами, седативными лекарственными средствами. Но делать это можно только по рекомендации врача с обязательным строгим соблюдением рекомендованной дозировки.

Посмотрите, почему развиваются аффективно-респираторные приступы у детей – на видео представлено мнение специалиста по детской неврологии:


Категории: / / от

У детей раннего возраста явление аффективно респираторных приступов не является такой уж редкостью. АРП – это внезапно проявляющиеся остановки дыхания, иными словами, апноэ. Но если у взрослых людей апноэ проявляется в основном по ночам и имеет под собой совершенно другие причины, то у детей задержки дыхания могут происходить на фоне каких-либо эмоций.

Например, многие мамы, наверное, замечали, что если ребенок сильно кричит и плачет, иногда он непроизвольно может задерживать дыхание. То же самое касается и испытанного страха, пережитой истерики, резкого испуга и т. д. Также аффективно респираторные приступы могут появляться при сильных ударах, к примеру, при падении.

Обычно поводов для беспокойства даже при частых проявлениях АРП нет.

Аффективно респираторные приступы наблюдаются у детей в возрасте 1-3 года, после 3 лет чаще всего они пропадают ввиду возрастных изменений, происходящих в организме достаточно быстро.

Если же АРП продолжают проявлять себя и в среднем детском возрасте, нужно немедленно обратиться к неврологу и психологу. Проблема может скрываться как в непосредственно дыхательных путях, так и в психологической составляющей ребенка.

Во время появления аффективно респираторных приступов происходит следующее: ребенок психологически и эмоционально перегружает себя, причем испытывает сугубо негативные и отрицательные чувства. Из-за этого возникает спазм гортани, поэтому нередко сильный крик обрывается, и у ребенка на время останавливается дыхание.

Несмотря на то, что внешне это выглядит, как будто он симулирует и притворяется, на деле же он не может контролировать деятельность гортани, в то время как она начинает сокращаться от болевого спазма.

Подвержены этому далеко не все дети – все зависит от индивидуальных особенностей их организма. Очень важны при этом показатели обмена веществ, у детей с дефицитом кальция аффективно респираторные приступы наблюдаются в разы чаще. Влияют на АРП и психологические особенности ребенка, существуют дети спокойные, а есть и дети с повышенной нервной возбудимостью, соответственно, они более подвержены приступам.

Частота появления аффективно респираторных приступов также опирается на индивидуальные особенности организма ребенка.

У одних АРП возникает один раз в год, у других – ежедневно.

Также стоит отметить, что сам приступ длится максимум одну минуту, но в основном и того меньше. При этом, естественно, кожа ребенка меняет цвет, после приступа он становится вялым, наблюдается кратковременная апатия. При этом частота приступов никак не влияет на эмоциональное поведение ребенка в повседневной жизни, он продолжает обычно развиваться.

Классификация

Аффективно респираторные приступы разделяются официально на два вида:

  • бледные
  • синие

Медицинской наукой они названы именно так, потому что лицо ребенка от различных причин может принимать или бледный, или синий цвет.

Бледные приступы обычно возникают при механическом воздействии, ударе, ушибе и даже уколе. При бледных приступах губы малыша белеют, лицо бледнеет, пульс еле прощупывается. Ребенок не может произнести ни звука, врачи обычно говорят, что это его естественная индивидуальная реакция на причиненную ему боль.

Синие респираторные приступы – более распространенные.

Они вызваны тем, что у ребенка начинается истерика, ярость, недовольство чем-либо. В это состояние может перерасти даже самый милый, на первый взгляд, каприз.

Поэтому всем родителям рекомендуется контролировать эмоциональное состояние малыша, особенно вне дома, потому что ребенок подсознательно чувствует наличие окружающих чужих людей, даже если находится в коляске. Именно при сильном плаче, криках и возникает аффективно респираторный приступ.

Ребенок вдыхает в себя воздух и на мгновение замолкает, лицо не двигается и приобретает синий оттенок, губы также синеют. В момент без дыхания у малыша снижается тонус мышц, его тело либо максимально выпрямляется, либо изгибается. В итоге он некоторое время после приступа испытывает вялость, слабость в теле.

И тот и другой тип классификации, принятой медициной, одинаково опасен, но не влияет на развитие ребенка и обычно исчезает с возрастом. Тем не менее, не нужно пренебрегать помощью и советами врача, даже если приступы наблюдаются в раннем возрасте.

Причины

Главная причина синих приступов – это само поведение ребенка, его раздражительность, негативное эмоциональное состояние. При бледных приступах ребенок не подвластен уничтожить причину АРП, ведь здесь наблюдается воздействие извне.

Представляется целесообразным выделить следующие общие причины аффективно респираторных приступов:

  • истерика ребенка
  • мелкие капризы
  • испуг, пережитый страх чего-либо
  • неустойчивое психологическое состояние
  • повышенная нервная возбудимость малыша
  • проблемный характер ребенка
  • механическое воздействие, удар или ушиб, заставивший малыша испытать резкую боль
  • поведение родителей

Последний пункт относится к правильному и последовательному воспитанию детей своими родителями. Очень часто в общественных местах можно видеть, как малыш плачет, устраивает истерику. Поведение родителей проявляется при этом по-разному: одни все дальше уходят от него, оставляя ребенка одного в толпе; другие начинают его бить, считая плач ребенка в людном месте позором; третьи ласково начинают говорить с ребенком, будучи готовыми исполнить его любую прихоть.

В делах воспитания малыша лучше всего искать золотую середину: нельзя излишне потакать ему, его желаниям, но и нельзя бросать его, причинять ему физическую боль, потому что это еще больше провоцирует его на крики, плач и нервную напряженность.

Возможные опасности

Конечно, главный вопрос, который интересует всех родителей, столкнувшихся с данным явлением, а не опасен ли респираторный приступ для здоровья ребенка.

Доктора во весь голос утверждают, что как бледные, так и синие приступы не несут в себе никакой опасности для организма. Однако снижение тонуса мышц, недостаток кислорода, поступающего в головной мозг, могут сказываться на организме, если частота приступов очень велика.

Также медицинские специалисты говорят, что вызов врача может потребоваться, если только ребенок задержал дыхание более чем на одну минуту. Но непонятным остается вопрос о том, как тогда быть родителям, переживающим и видящим эту опасность.

Поэтому лучшей рекомендацией в этом случае может быть единственный совет – родители, заметив хотя бы раз проявление аффективно респираторного приступа у своего ребенка, не должны откладывать визит к неврологу. Во-первых, именно слова врача о безопасности приступов могут обнадежить и успокоить папу и маму.

Во-вторых, при необходимости врач может назначить определенное эффективное лечение, заключающееся в приеме некоторых медикаментов. Также врач может сделать предписание и родителям по поводу большего внимания ребенку, его правильного воспитания именно в плане контролирования своих эмоций, причем не важно, положительные они или отрицательные.

Другими словами, бороться с АРП будет не ребенок, а именно его родители, которые обязаны создать вокруг него положительную атмосферу, не потакать его слабостям и желаниям, чтобы заставить его молчать.

Нужно помнить, что ребенок – это тоже человек, пусть и пока еще маленький, а поэтому он должен учиться терпеть, признавать свои ошибки.

Причинение физической боли, постоянная опека, попытки загладить затем свою вину путем покупки подарков коренным образом вредят малышу, формируя его будущий характер.

Должное поведение родителей

Если родители увидели проявление АРП у малыша, главным условием для них является сохранения хладнокровия и спокойствия. Разрешить одноразовый приступ можно и самостоятельно, без помощи врача. Только при их регулярности нужно обратиться в больницу.

Итак, принципы поведения родителей при приступах их ребенка следующие:

  • не впадать в панику, сохранять спокойствие
  • попробовать восстановить дыхание малыша – помассировать ему уши, щеки, похлопать легонько по спине
  • принимать меры сразу при возникновении приступа, не тратя времени
  • после приступа лучше ничего ребенку не рассказывать, не заострять на нем внимание. В следующий раз ребенок может бояться АРП еще больше, к тому же добавится и чувство смущения или стыда
  • учить ребенка контролировать эмоции и дыхание

Лечение ребенка

Лечение аффективно респираторных приступов чаще всего немедикаментозное. Оно заключается в беседах малыша с врачами, в частности, с психологом, и с родителями.

Если необходимо принимать лекарства, то врач обычно прописывает витамины и нейропротекторы. Можно использовать и народные средства, к примеру, настои на основе пустырника, женьшеня, которые несут в себе успокоительные свойства. Дадут результат также и ванночки с хвоей или морской солью.

Что такое аффективно-респираторные приступы ? Давайте разберемся ниже в этой статье, особенно полезно это будет прочитать родителям, у которых есть маленькие дети...

Нужно ли спрашивать любую мать, что самое важное и ценное в жизни, и она тут же ответит, что это здоровье ребенка. Ведь иногда родители могут сталкиваться с такими детскими болезнями, о которых они раньше ничего и не слышали! И в такие минуты особенно беспомощной чувствует себя мама, когда ей в таком своеобразном паническом состоянии кажется, что она ничем не может помочь своему малышу.

Наши дети - это цветы жизни. И несомненно каждый родитель готов дать своему ребенку максимум из того, что имеет сам, чтобы эта самая жизнь не была омрачена болезнями и другими негативными эмоциями. Но ведь бывает случается так, что дети все-таки болеют. И особенно это страшно, когда болезнь добирается до новорожденного или грудного ребенка, который не может сам сказать, что же у него болит. И это чувство бессилия, которое настигает в этот момент родителя, не пожелаешь испытать никому!

Но предупрежден, значит вооружен! Аффективно-респираторные приступы (АРП) – это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем конечно же очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит, и как можно помочь ему.

Аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ - это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей. Иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами. В ответ на болевое воздействие, чаще при падении, гнев, страх, испуг, возникает плач ребенка с последующей остановкой дыхания на вдохе. Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект».

Далее идет апноэ, когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу. Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут, но в среднем продолжается 30-60 секунд. Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут.

Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» - это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ.

У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией.

Вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать. Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа. Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается.

До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко. Врачи уверяют, что подобные приступы являются возрастным состоянием и для общего здоровья малыша никакой опасности не представляют. Набирать номер скорой помощи нужно лишь в том случае, если дыхание у ребенка оборвалось более чем на 1 минуту. На прием к неврологу стоит записаться, если приступы случаются чаще 1 раза в 5–7 дней. А также если в начале, развитии или окончании АРП появляются необычные симптомы, несвойственные этому припадку.

Во время аффективно-респираторного припадка родители могут помочь ребенку преодолеть удушье. То есть: слегка похлопать малыша по щечкам, подуть в лицо, сбрызнуть прохладной водой, «щекочущими» движениями рук пройтись по телу. После того как малыш начнет дышать и придет в себя, его нужно обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Ни за что нельзя показывать ребенку свой страх!

Иногда аффективно-респираторный приступ сопровождается судорогами. Почему так происходит?

Если дыхание малыша во время приступа сбилось больше, чем на 60 сек., он теряет сознание. В медицинской практике такое состояние известно, как атонический неэпилептический приступ. Возникает он в результате кислородного голодания мозга из-за остановки дыхания и выполняет защитную функцию. Когда человек находится в обмороке, мозг потребляет намного меньше кислорода, чем обычно. Атоническое состояние далее трансформируется в тоническое. Все мышцы тела сильно напрягаются: ребенок вытягивается или выгибается дугой. Если мозг испытывает достаточно сильную гипоксию, начинаются судороги.

Внешне это проявляется подергиванием конечностей и всего тела в целом. В это же время на почве отсутствия дыхания в организме накапливается углекислый газ, за счет которого рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы – у ребенка, получается, сделать вдох и очнуться. После судорожного АРП малыш крепко засыпает и спит не менее 1,5–2 ч.

И хотя врачи утверждают, что подобные приступы не несут опасности для жизни человека, родителям, которые видели, как судорога сводит тело их ребенка, от этого не легче. Чтобы убедиться в том, что с малышом все в порядке, нужна консультация компетентного специалиста – невролога. Дело в том, что иногда в основе подобных судорожных приступов лежат заболевания нервной системы. В единичных случаях у детей, которым пришлось испытать такие приступы, в будущем могут появиться приступы эпилептической этиологии.

у новорожденных может быть следствием:

  • родовой травмы;
  • нарушения анатомии носа (смещением носовой перегородки, врожденные изменения);
  • ожирения;
  • гипертрофии миндалин;
  • отека носоглотки (при воспалении или аллергии).

Данное заболевание отмечается у детей в любом возрасте, но чаще всего проявляется оно с двух до восьми месяцев. Если Ваш ребенок постоянно утомлен или наоборот ведет себя беспокойно, прерывисто и часто дышит, некрепко спит, храпит или его грудь вдруг перестает вздыматься при дыхании, срочно обратитесь к врачу! Возможно это проявление случая апноэ во сне. И если апноэ, это симптом заболевания, и довольно редкого, то аффективно-респираторные приступы не редкость и, зачастую, диагностируются у 25% детей при проявлении очень сильных эмоций.

При аффективно-респираторном приступе младенец, заходящийся в сильном плаче, может резко посинеть и перестать дышать. Длится такой приступ недолго, однако, это и есть основной симптом аффективно-респираторного приступа.

Возникают аффективно-респираторные приступы рефлекторно, но если они учащаются, необходимо обратиться к неврологу и психологу, ведь АРП у новорожденных проявляются в связи с сильными отрицательными эмоциями, которые вызывают спазм мышц гортани. А найти причины и справиться с такими последствиями этих эмоций помогут только врачи.

Так же у детей может возникать предрасположенность к возникновению АРП из-за дефицита кальция, который может вызывать спазмы в гортани, или если ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью. Врачами же доказана прямая связь между такими приступами и наследственностью. Так что, если Ваши мамы и папы когда-то говорили Вам, что Вы задыхались во сне или у Вас диагностировали АРП, помните, Ваш ребенок в группе риска и потому будьте внимательнее к любым проявлениям задержки, особенно ночного дыхания.

Аффективно-респираторные приступы (АРП) или синдром задержки дыхания может возникать от 1 раза в год, до нескольких раз в день. Чаще всего отмечены приступы, которые случаются ежемесячно или еженедельно на втором году жизни ребенка. Этот синдром происходит во время сильного надрывного плача. В какой-то момент ребенок просто перестает дышать, замерев с открытым ртом и посиневшими губами. Дальше он просто сползает на пол, обмякнув. Обычно такой приступ не занимает больше 30-60 секунд, но когда родитель наблюдает такое у своего ребенка, эти секунды превращаются в вечность!

Как вести себя родителям при АРП?

В ходе проводимых научных исследований ученые выяснили, что у родителей 25–27% ребятишек, страдающих АРП, в прошлом были такие же приступы. Но ведь это отнюдь не свидетельствует о том, что приступы передаются по наследству. Скорее всего уместнее в этом случае говорить о традициях воспитания в семье, где два поколения – родители и дети — страдали в свое время одинаковой проблемой. Как правило, врачи сходятся во мнении, что основным фактором, вызывающим зачатки детской истерии в виде АРП, можно считать конфликты родителей, стрессовые ситуации для ребенка в семье, его чрезмерная опека родителями.

Аффективно-респираторный приступ является в основном невротическим расстройством, поэтому первостепенное внимание родители должны уделить ненавязчивой коррекции психологического мировосприятия малыша.

Когда Вы так или иначе стали свидетелем АРП у своего ребенка, сразу желательно подумать о том, как Вы строите отношения со своим чадом. Возможно Вы чрезмерно опекаете его, пытаясь оградить порой от незначительных жизненных невзгод, или же слишком балуете, когда родители ни в чем не отказывают своему чадо? Тут может быть нужно обратиться к психологу, если в Вашей семье отсутствует взаимопонимание между супругами.

Весьма огромное значение для развития крепкой детской психики имеет правильный режим дня, который основан на сбалансированном, правильном нагружение в физическом и умственном плане. Будет не лишним, если Вы будете внимательно следить за малышом в течение дня – так Вы сможете предугадать и не допустить развития АРП. К примеру, голодный и уставший ребенок будет капризничать больше, чем тот, которого вовремя покормили и уложили спать. Это касательно и во всем остальном: сборы в детский сад, поход в гости или в магазин – все должно доставлять малышу наименьший дискомфорт.

Обязательно нужно говорить с маленьким человечком о его чувствах. Ведь в некоторых случаях истерики проявляются и продолжаются происходить с завидной регулярностью только потому, что ребенок не может совладать со своими чувствами и вовремя остановиться. А вот Вы просто помогите капризуле понять, что все его эмоции – гнев, расстройство, обида, вполне естественны, и с ними так или иначе можно справиться. Обязательно научите ребенка искусству компромисса, ведь это в последующем может не раз выручить его в будущем.

При особо тяжелых приступах задержки дыхания врач может назначать малышу курс лечения с применением нейропротекторов и успокоительных препаратов (Пантогама, Глицина, Пантокальцина) продолжительностью в 1,5–2 месяца.

В том случае, если мама сможет не подпускать ребенка к той опасной грани, за которой начинаются капризы и истерики, без медикаментозного лечения вполне можно обойтись.

Лечение АРП.

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому такое лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых , необходима семейная психотерапия, которая будет направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, и последующею нормализацию семейных отношений. Целесообразно также определение ребенка в дошкольные учреждения, где как правило данные приступы не повторяются. В случае, если проявление аффективно-респираторных приступов стало реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот желательно временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых , непосредственно нужно проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Тут наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В случае более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. Когда наблюдаются частые (ежедневные, несколько раз в день) припадки (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь).

Применение таких препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Характерно замечено что, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время такого припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку, как правило обычно не требуется. И если только наблюдается затянувшийся пароксизм, то следует воздействовать (обрызгивание водой, похлопывание по щекам). Чтобы способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды — групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию астероидных черт личности.

В случае, если наблюдается наличие у больного ребенка соматической астенизации, то тут необходимо проведение общеукрепляющей терапии, с последующей санацией очагов хронической инфекции. Рекомендовано проведение седативной терапии, причем кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, зачастую приходится применять транквилизаторы — триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны также водные процедуры, такие как хвойные ванны, обтирания. В случаях самого истерического приступа — помощи больному ребенку не требуется.

В начале приступа иногда можно его прекратить, если Вы будете пробовать переключить больного на самые различные виды деятельности, это может быть чтение книг, игры, или прогулка. В случае, если этого сделать не удается, то тогда лучше на фиксировать внимание окружающих на припадке, можно также оставить ребенка одного, и очень часто и вероятно, что тогда приступ быстрее пройдет.

Не нужно бояться, но и не нужно бесцельно экспериментировать. Но все-таки пробовать все изложенное выше так или иначе — предстоит Вам, будущие или уже настоящие родители!



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт