Почему и как мы двигаемся? Тема урока: «Как человек двигается» план-конспект урока по окружающему миру на тему I. Постановка проблемы

05.03.2021

Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель: МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

Тема урока : Как человек двигается?

Цели и задачи : 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

Ресурсы урока (оборудование ): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки (на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

Ключевые понятия : «сустав», «мышцы».

Тип урока : Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

Ход урока.

I .Организационный момент .

Учитель:

Дан звонок

Дети:

Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

II . Мотивация урока.

Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома . (слайд)

А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

III . Актуализация темы .

А) Мозговой штурм .

Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, (1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску. Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является опорой для тела человека.

IV . Совместное целеполагание .

Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. (Дети высказываются, тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

А) Синквейн . (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? (плавать, танцевать, прыгать …..) (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме?(Например, движение – это здоровый образ жизни ). (слайд )

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение …)(слайд).

V . Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь. Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом:какое назначение у костей скелета?

(слайд )(Появляется на мультимедиа скелет человека. Диск:«Большая детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые понятия: мышца и сустав. (слайд)

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. (стр. 159) .

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками .

Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

(После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?». ( слайды).

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника ?

Ребята, мини - проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. (7 мин.)

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. (3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

VI . Закрепление . Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах . (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.(Скелет)

VII . Рефлексия .

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой; те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

VIII . Задание на дом. (слайд)

    сделать подушечку с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.

1. Напиши, какие органы защищены разными частями скелета.

Череп защищает головной мозг
Грудная клетка защищает сердце, лёгкие
Тазовый пояс защищает органы выделения, кишечник
Позвоночник защищает спинной мозг

2. Расположи названия разных частей скелета (череп, голень, позвоночник, стопа, бедро) в таком порядке, в каком верхняя часть опирается на нижнюю.

3. Раскрась рисунки школьников, поступающих разумно. Сделай подписи в виде советов.

За столом сиди прямо, не горбись! По утрам не забывай делать зарядку! Двигайся!

4. Объясни работу мышц в локтевом суставе. Напиши, где работают мышцы-сгибатели, а где - разгибатели

5. Зачеркни рисунки, на которых ребята поступают неправильно. Напиши разумные советы.

Разумные советы: На бегу не забывай смотреть под ноги . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся перетерпеть а срочно обращайся к врачу .

6. Поработайте в паре. Один пусть подпишет, где изображена ходьба, а где бег. Второй пусть допишет фразы и определит, чем они различаются.

При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой стоит на земле , а при беге есть моменты, когда человек не соприкасается с землёй .

7. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? (Вставь нужные слова.)

Мышцы спины и ног развиты лучше , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном (прямом) положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине .

LOGO Окружающий мир 3 класс Тема: «Как человек двигается. Надёжная опора и защита»


LOGO Скелет Внутри твоего тела находятся кости. Из них образован скелет. кости головы кости шеи кости туловища кости нижних и верхних конечностей


LOGO Позвоночник Важной частью скелета является позвоночник, состоящий из 33 позвонков.


LOGO Свойства костей скелета Обеспечивают опору тела Поддерживают форму тела Прочные, упругие, лёгкие (прочность костям придают содержащиеся в них минеральные вещества) Масса костей скелета взрослого человека около 8 килограммов. Растут кости человека до 18 – 25 лет.


LOGO Суставы Суставы позволяют нашим рукам и ногам сгибаться и разгибаться. В кисти руки всего 17 суставов. Суставы скрепляют кости прочными связками.


LOGO Здоровый образ жизни Физические нагрузки для роста и развития костей Правильно сидеть за рабочим столом Правильно поддерживать осанку при стоянии и ходьбе Распределять нагрузку при ношении тяжестей, чтобы позвоночник оставался прямым. Полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами.


LOGO Правила первой помощи при травме руки или ноги Обеспечить покой и неподвижность травмированной руки или ноги На сломанную кость накладывают шину из дощечек, а в больнице фиксируют её положение затвердевающим слоем гипса. Гипс снимают после срастания кости. При ушибе надо приложить пузырь со льдом или смоченную в холодной воде ткань.


LOGO Решите крестословицу: о т л и ч н о Часть скелета, соответствующая части тела. н о г а 2.Часть плечевого сустава. л о п а т к а 3.Часть скелета ноги. г о л е н ь 4.Часть скелета руки. к и с т ь 5.Подвижная часть скелета черепа. ч е л ю с т ь 6.Плоская кость грудной клетки. г р у д и н а 7.Часть позвоночника. п о з в о н о к


LOGO Вопросы для КВН Какие три названия частей скелета человека используют строители? (лопатка, кисть, таз) Какой опасности подвергала свой позвоночник Принцесса на горошине? (на очень мягкой постели позвоночник сильно прогибается и может со временем искривиться)
LOGO Использованный материал: - Xxlbook.ru -У-Учебник «Окружающий мир» Человек и природа 4 класс. О.А. Родыгина, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. Изд. Баласс. Москва 2012, методические рекомендации для учителя. - Учебник «Окружающий мир» 3 класс О.Т. Поглазова. Изд. Смоленск Ассоциация 21 век, методические рекомендации для учителя. Презентация выполнена учителем школы 323 Невского района города Санкт- Петербурга Т.В.Лопуха

Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека ()

Позвоночник состоит из маленьких костей - позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок ()

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг ()

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка ()

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав - это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы » произошло от слова musculus , что значит «мышь » (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека ()

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки ()

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель - это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка ()

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки ()

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка ()

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей - это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом ()

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости ()

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости ()

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки ()

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки ()

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Ucheba-legko.ru ().
  3. Anatomus.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт